Основоположник первой научной психологической лаборатории в россии – Кто основоположник первой , Психология

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Психодиагностика

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине XIX в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена

Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологические лаборатории в России. Первые психологические лаборатории.

А. Гартли был предшественником. Но если не принимать во внима­ние волны идеалистической психологии с конца XVIII – начала XIX ве­ка, реализацию естественно-научного понимания можно видеть у Гербарта (1776-1841), оказавшего наибольшее влияние на чешскую психологию, и особенно в спихофизике Вебера и Фехнера.

Гербарт дал стимул для введения материалистических методов измерения психических явлений, а тем самым и стимул для развития экспериментальной психологии. Одновременно он был инициатором большого этапа первых шагов психофизиологии, особенно психофизиологии органов чувств, в развитии которой далее участвовали Гельмгольц, Геринг и особенно – своей психофизикой – уже названные Вебер и Фехнер. Математически сформулированный закон Вебера, а затем и продуманный закон Фехнера о взаимосвязи между интенсивностью восприятия и интенсивностью раздражителя долгое время и по праву считался одним из наиболее крупных и главных открытий психологии, но неправильно его рассматривали как закон, распространяющийся на все психические явления, а не только на область восприятия (см. об этом более подробно в главе о восприятии).

Психофизиология и психофизика дали импульс для создания первой экспериментальной психологической лаборатории Вильгельма Вундта в Лейпциге в 1879 году, признанной университетом лишь в 1886 году. Вундт заложил основы систематического экспериментального изу­чения психологии и сравнительной психологии. Во Франции, где психо­логии уделяли внимание в экспериментальном отношении, главным образом, психиатры, выделялись Шарко, Рибо (основавший первую психо­логическую лабораторию в «Коллеж де Франс»), Жане (в больнице Салпетрие) и Дюма (в закрытом институте св. Анны).

Русская психология также имела свою традицию. Ученик Гельмгольца Сеченов стал одним из первых основателей научной психофизио­логии, особенно благодаря своему труду «Рефлексы головного мозга», оказавшим непосредственное влияние на развитие научных идей И. П. Павлова. Для нас имеет большое значение тот факт, что наш соотечест­венник Иржи Прохазка своей книгой “De functionibus systematis nervosi” (1784, в 1957 г. вышла на русском языке под названием «Трактат о функ­циях нервной системы») по всей вероятности, оказал посредством Сече­нова влияние на Павлова, положив основы науки о рефлекторной тео­рии.

В Казанском университете первую русскую психологическую лабо­раторию основал В. М. Бехтерев (1885), известный автор коллективной рефлексологии. Затем быстро друг за другом создавались другие психологические лаборатории, среди которых особое значение имела лабора­тория Челпанова в Москве. Большое значение имели также К. Д. Ушинский, Н. Н. Ланге и А. Ф. Лазурский.

Фаза психофизики, психофизиологии (в общем естественно-научно ориентированная психология) привела со стороны идеалистических пси­хологов и философов к критике метериалистических последствий. Понятие «душа» стало, с одной стороны, предметом защиты, а с другой – предметом критики. Было просто необходимостью развития появление стремления избежать «какого бы то ни было философствования в психо­логии», а понятие «душа» просто обойти, не обращая на него внимания с тем, что психология будет заниматься только психическими проявле­ниями.

Типичным направлением стал именно психофизический парал­лелизм, который в своей наиболее чистой позитивистической форме (у нас представляемый Фр. Крейчи) отрицал философствование и опирался отчасти на психофизику, отчасти на ассоционистов.

Он хотел стать «психологией без души» (упрек Бабака нашему Крейчи) совершенно целеустремленно и сознательно.

Аналогичное стремление стать психологией без души имел и аме­риканский бихевиоризм (психология поведения), представителями которого являются Уотсон и Торндайнк, а ранее – Дьюи. Он хотел ограничиться лишь взаимоотношением S-R / stimulus-response, стимул – ре­акция) и отрицал необходимость заниматься промежуточным звеном S- R, т. е. психическими процессами, объясняя это тем, что данные процес­сы недоступны объективному изучению, а только субъективному пере­живанию. Из психологии поведения вышли и некоторые современные теории обучения.

Но постепенно против естественнонаучной психологии и против «психологии без души», имевшей форму или параллелизма, или бихе­виоризма, возникало постоянно растущее сопротивление. Оно шло со стороны медицинской психологии, биологически и «глубинно» ориенти­рованной, а также со стороны «духовно-научно» ориентированных пси­хологов (феноменология Гуссерля, персоналистика Штерна и особенно духовно-научная психология Дилтея, а также представители гештальт- психологии).

В этой реакции на естественнонаучную психологию можно видеть дальнейшую историческую фазу развития психологии.

Современная фаза развития характеризуется, с одной стороны, зна­чительным вкладом Павлова, а с другой – влиянием современных теорий обучения, теории информации и кибернетики. Не слу­чайно современные теории обучения проявляли интерес к учению Па­влова и кибернетика с самого начала создает модель обучающего мозга.

Что касается влияния психологического учения Павлова о физиоло­гии высшей нервной деятельности, то в начале имелась опасность, что психология будет редуцирована на физиологию и даже ликвидирована как наука слишком радикальными сторонниками учения Павлова, кото­рое, как таковое, не было тождественным психологии. Не было уже и по­тому, что содержание индивидуального и коллективного сознания обу­словливается не физиологическим субстратом, а гораздо более сложной индивидуальной и общественной историей. Следовательно, в историче­ском развитии психологии мы рассмотрели следующие этапы:

I. Психология как часть философской спекуляции.

II. Апликация естественных наук (особенно физики и химии) на пси­хологию: психофизиология и психофизика.

III. Переходные направления, стремящиеся избежать как философс­ких последствий, так и проблем субъективнизма: психофизический па­раллелизм, бихевиоризм.

IV. Реакция на естественнонаучную психологию и психологию «без души»: глубинная психология, гештальтпсихология, духовно-научная психология.

V. Современная психология, определяемая, с одной стороны, физио­логией, с другой – теориями обучения, теориями информации и киберне­тикой.

 

vprosvet.ru

Деятельность первых экспериментальных психологических лабораторий в России

Первые шаги. Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) В.В.Чиж, в Харькове – Л.И.Ковалевский, в Казани – В.М.Бехтерев (при психиатрической клинике).

В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.

Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.

Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе мировой психологической литературы.

В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.

Челпанов отмечал сходство предлагаемого им метода с феноменологией Гуссерля.* Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психолога. Сперва он пропагандировал вундтовский эксперимент, затем – данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его начальные сущности.

* Феноменологический подход, который отныне Челпанов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого определяется духовными сущностями.

studfile.net

Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию.

Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать  Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами.

Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес  Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).

Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России.

Усилия Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Значительный вклад в развитие психологии XXв. внесли нижеперечисленные ученые.

Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформировал генетическую теорию памяти.

Лидия Ильинична Божович (1908 – 1981) – российский психолог. Основная область исследований – педагогическая и детская психология.

Лев Семенович Выготский(1896 – 1934) – выдающийся российский психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.

Александр Владимирович Запорожец (1905 – 1981) – видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Константин Николаевич Корнилов (1879 – 1957) – известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) – выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Борис Федорович Ломов (1927 – 1989) – российский психолог. Заложил основы разработки проблем инженерной психологии. Изучая общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал место и роль психологии в системе других наук.

Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – российский психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций.

Вольф Соломонович Мерлин (1892 – 1982) – отечественный психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принципы детерминизма, личностного подхода.

Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965) – отечественный психолог. Занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей.

Даниил Борисович Эльконин(1904 – 1984) – отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации возрастного развития, заложил основы детской психологии.

studfile.net

В России первую экспериментальную психологическую лабораторию организовал


Стр 1 из 3Следующая ⇒
Рубинштейн Сергей Леонидович
Бехтерев Владимир Михайлович
Сеченов Иван Михайлович
Павлов Иван Петрович

16. Существует _____ этапов развития психологии как науки

Один
Два
Три
Четыре

17. Этапы развития психологии...

Наука о сознании
Наука о закономерностях развития психики
Наука о поведении
Наука о душе
1, 2, 3, 4 4, 3, 2, 1
4, 1, 3, 2 2, 3, 1, 4

18. Первый этап развития психологии рассматривался как:

Психология – наука о душе
Психология – наука о сознании
Психология – наука о поведении
Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

19. Древний папирус гласил:

«Условием всякого сознания является деятельность любого органа»
«Условием всякого сознания является деятельность определенного органа»
«Условием всякого сознания является деятельность всех органов в целом»
«Условием всякого сознания является деятельность центрального телесного органа»

20. Три древние великие цивилизации дали идеи, которые привели к современному научному знанию:

Китайская, тибетская, индонезийская
Египетская, индийская, китайская
Греческая, римская, египетская
Римская, индийская, тибетская

21. Главным телесным органом в Древней Греции считали:

Кровообращение
Сердце
Мозг
Нервы

22. Главным телесным органом в Китае считали…

Кровообращение
Сердце
Мозг
Нервы

23. Главным телесным органом в Индии считали…

Кровообращение
Сердце
Мозг
Нервы

24. Согласно учению знаменитого математика и философа Пифагора душа …

Это орган, который ожитворяет тело
Душа содержит несколько частей и отделима от тела
Душа и тело неделимы
Не может умирать вместе с телом конкретного человека, она развивается по своим законам и живет своей жизнью, чтобы совершенствоваться

25. Понятие «души» в представлениях Гераклита…

Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь)
Это орган, который ожитворяет тело
Душа содержит несколько частей и отделима от тела
Душа и тело неделимы

26. Понятие «души» в представлениях Демокрита…

Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь)
Это орган, который ожитворяет тело
Душа содержит несколько частей и отделима от тела
Душа и тело неделимы

27. Понятие «души» в представлениях Платона…

Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь)
Это орган, который ожитворяет тело
Душа содержит несколько частей и отделима от тела
Душа и тело неделимы

28. Понятие «души» в представлениях Аристотеля…

Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь)
Это орган, который ожитворяет тело
Душа содержит несколько частей и отделима от тела
Душа и тело неделимы

29. Идею развития души от низших уровней к ее высшим формам впервые в психологию ввел…

Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель

30. Идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения, открывает миру …

Демокрит  
Сократ  
Платон  
Аристотель  

31. Известный ныне афоризм «Познай самого себя» принадлежит древнегреческому философу …

Демокриту
Гераклиту
Сократу
Платону

32. Учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью – это …

Гилозоизм
Анимизм
Субъективизм
Релятивизм

33. Второй этап развития психологии рассматривался, как…

Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Психология как наука о сознании
Психология как наука о душе
Психология как наука о поведении

34. Предметом психологии становится явления сознания, начиная с…

Декарта
Дж. Локка
Лейбница
Спинозы

35. Зародилось понятие «сознание», которое рассматривалось как…

Это просто понимание того, что ты видишь
Понимание того, что ты чувствуешь
Отношение к миру со знанием его объективных закономерностей
Умение думать

36. Декарт в 17 веке открыл:

Один из основных принципов научной психологии – принцип детерминизма
Впервые выдвинул понятие о бессознательной психики
Рефлекторную природу поведения
Эмпирическую опытную психологию

Спиноза в 17 веке открыл

Один из основных принципов научной психологии – принцип детерминизма
Впервые выдвинул понятие о бессознательной психики
Рефлекторную природу поведения
Эмпирическую опытную психологию

38. Лейбниц…

Открыл один из основных принципов научной психологии – принцип детерминизма
Впервые выдвинул понятие о бессознательной психике
Открыл рефлекторную природу поведения
Является автором эмпирической опытной психологии

39. Джон Локк:

Открыл один из основных принципов научной психологии – принцип детерминизма
Впервые выдвинул понятие о бессознательной психике
Открыл рефлекторную природу поведения
Является автором эмпирической опытной психологии

40. Такой метод психологического познания, как интроспекция связан с именем …

Спинозы
Декарта
Лейбница
Аристотеля

 

 

Тема 2.1. История развития научной психологии с 19 века

 

Кто из известных психологов в начале 20 века сказал: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю»?

Герман Эббингауз
Курт Левин
Альфред Адлер
Альфред Бине

Кто из советских психологов считал, что по своим основам психология является наукой философской, по методам – наукой естественной, по задачам и целям – наукой социальной?

Рубинштейн Сергей Леонидович
Лурия Александр Романович
Корнилов Константин Константинович
Ананьев Борис Герасимович

 

3. Третий этап развития психологии рассматривался, как:

Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Психология как наука о сознании
Психология как наука о душе
Психология как наука о поведении

 

4. Структурализм, функционализм, бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, аналитическая психология, индивидуальная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, трансперсональная психология – это…

Основные теории в психологии
Основные направления в психологии
Основные концепции в психологии
Общие тенденции в развитии психологии

 

Рассматривал проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, направленности на решение жизненно важных для индивида проблемных ситуаций

Функционализм
Бихевиоризм
Фрейдизм
Гештальтпсихология

 

6. Основоположником функционализма является…

В. Джеймс, Дж. Дьюи
Дж. Уотсон, Э. Торндайк
Э. Толмен, З. Фрейд
Б. Скиннер, Э. Титченер

 

7. Выяснение посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, нахождение способов более эффективного приспособления – это предмет изучения …

Функционализма
Бихевиоризма
Фрейдизма
Гештальтпсихологии

 

Бихевиоризм

Рассматривает проблему целого и части
Рассматривает психологию как науку о поведении, в которой нет места психологии сознания
Рассматривает проблему развития интеллекта
Изучает сексуальную жизнь человека

9. Основоположником бихевиоризма является…

И. Павлов
Дж. Уотсон
Э. Толмен
Б. Скиннер

10. Предмет изучения ______________человек как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение…

Функционализма
Бихевиоризма
Фрейдизма
Гештальтпсихологии

11. Вклад сторонников______________ заключается в том, что они подняли эксперимент на высокую ступень исследования

Функционализма
Фрейдизма
Гештальтпсихологии
Бихевиоризма

12. С позиции бихевиоризма перцептивное, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое – это …

16 типов поведения
16 типов личности
16 типов защитных механизмов
16 типов понимания

Фрейдизм

Рассматривает психологию как науку о поведении
Рассматривает вопрос о сексуальной жизни человека
Дает представление о человеческом организме как системе
Рассматривает проблему развития интеллекта

14. Автором психоанализа является…

З. Фрейд
К. Юнг
А. Маслоу
К. Хорни

15. Предмет изучения _____________бессознательные психические процессы…

Функционализма
Бихевиоризма
Фрейдизма
Гештальтпсихологии

16. Четвертый этап развития психологии рассматривался, как:

Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики
Психология как наука о сознании
Психология как наука о душе
Психология как наука о поведении

17. Гуманистическая психология…

Рассматривает психологию как науку о поведении
Рассматривает проблему развития интеллекта
Предметом психологических исследований считает здоровую творческую личность
Дает представление о человеческом организме как системе

18. Представителями гуманистической психологии являются…

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка
Вильгельм Джеймс, Джон Дьюи, Эдвар Торндайк
Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Карл Юнг
Абрахам Маслоу, Карл Роджерс

19. Предмет изучения _______________гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»

Аналитическая психология
Индивидуальная психология
Когнитивная психология
Гуманистическая психология

 

20. Представителями гештальтпсихологии являются…

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка
Вильгельм Джеймс, Джон Дьюи, Эдвар Торндайк
Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Карл Юнг
Абрахам Маслоу, Карл Роджерс

21. Предмет изучения ______________целостность психических явлений

Функционализма
Бихевиоризма
Фрейдизма
Гештальтпсихологии

22. Автором индивидуальной психологии является…

А. Адлер
К. Юнг
А. Маслоу
К. Хорни

23. Предметом изучения ___________реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», определяющего будущее поведение

Аналитической психологии
Индивидуальной психологии
Когнитивной психологии
Гуманистической психологии

 

24. Автором аналитической психологии является…

А. Адлер
К. Юнг
А. Маслоу
К. Хорни

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Деятельность первых психологических лабораторий в россии как модель формирования профессиональных компетенций психологов

История образования и педагогической мысли

Л.А. Дубровина

Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов

В статье обоснована важность реализации компетентностного подхода в образовании в современных условиях. Проанализирована деятельность первых психологических лабораторий в России, выделены особенности и преимущества подготовки психологов в рамках этих объединений. Показана возможность использования опыта организации и деятельности психологических лабораторий при реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке психологов.

Ключевые слова: компетенции, компетентностью подход, психологические лаборатории, профессиональная подготовка, экспериментально-психологические исследования.

Концепция модернизации российского образования выдвигает в качестве основной цели профессионального образования подготовку квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности по специальности и конкурентного на рынке труда. Таким образом, качество подготовки выпускника вуза рассматривается в контексте социального заказа на образование. Выпускники учебных заведений, в которых обучение нацелено только на передачу знаний, оказываются недостаточно подготовленными к самостоятельной работе в конкретных трудовых ситуациях, к дальнейшему профессиональному обучению в ходе трудовой деятельности. Необходим поиск новых форм

История образования и педагогической мысли

и методов подготовки специалистов. В современных социально-экономических условиях спрос рынка труда на специалистов с четким перечнем компетенций диктует необходимость реализации компетентностного подхода в образовании.

С позиций компетентностного подхода вопросы повышения качества российского образования рассматривают В.С. Аванесов, А.Д. Гладун, В.П. Панасюк, В.М. Соколова, А.И. Субетто и др., внесшие свой вклад в совершенствование и развитие системы управления качеством образования.

В рамках компетентностного подхода осуществляется аналитическое осмысление профессиональных компетенций: экспликация содержания, классификация, обнаружение корреляций. Профессиональная компетентность выступает как комплекс категориально упорядоченных качеств: специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность, что соответствует комплексному характеру требований к профессионалу.

Компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе испытаний в форме предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем отдельные ее компоненты, в первую очередь, связанные со знаниями и отдельными профессиональными умениями, могут быть успешно диагностированы. Неоценимую помощь в решении задач диагностики и формирования компетенций могут оказать научно-практические исследовательские лаборатории. Внедрение накопленного опыта профессиональной подготовки через включение студентов в работу этих лабораторий представляет одно из возможных решений поставленных перед образованием задач.

В рамках компетентностного подхода к профессиональной подготовке психологов представляет интерес анализ деятельности первых психологических лабораторий в России, создаваемых при учебных заведениях. Как отмечал В.М. Бехтерев, основатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории (1885 г.), научные лаборатории помогают сблизить рациональное и чувственное познание, сделать его истинно целостным [1]. Ученый говорил о необходимости реализации принципа единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях, применяется затем у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований» [2, с. 8].

Впервые мысль о создании особого института с клиниками и лабораториями для психологических и неврологических исследований была высказана В.М. Бехтеревым в 1903 г. В 1904 г. он выступил на заседании Русского общества нормальной и патологической психологии с предложением об организации Психоневрологического института. Он говорил:

«Вспоминая известные слова великого философа древности «человек, познай самого себя», можно было бы сказать, что нарождающееся учреждение имеет своей задачей познание человека. ...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, изящное от грубого; познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, семье. Познать и изучить душевнобольного, чтобы облегчить его страдания и, где можно, излечить, - не значит ли это разрешить больные и самые жгучие вопросы нашей общественной жизни» [1, с. 15-16].

Открывшаяся в 1896 г. психологическая лаборатория в Новороссийском университете (г. Одесса) в отличие от других была организована при кафедре философии историко-филологического факультета

Н.Н. Ланге. Он был первым университетским профессором-психологом, начавшим экспериментальные психологические исследования. С большим трудом после долгих хлопот он добился разрешения открыть психологическую лабораторию. Лаборатория Ланге обслуживала студентов историко-филологического факультета, которым он читал курс психологии. Излагая свои теоретические позиции, Ланге утверждал, что назначение экспериментальной психологии состоит в том, чтобы улучшить интроспекцию, следовательно, эксперимент - это улучшенный метод самонаблюдения. Следуя за экспериментальными фактами, Ланге рассматривал восприятие как развивающийся процесс, обусловленный воздействиями предметов материального мира на органы чувств, в котором происходит отражение воспринимаемого объекта. При этом наблюдаются определенные фазы восприятия, совершается переход от целостного и общего ко все более дифференцированному и в то же время наиболее полному его отражению. Ланге говорил о «перцепции вещей», утверждал зависимость восприятия от объекта, от предмета, подчеркивал предметность восприятия, его целостность. Эту целостность он объяснял тем, что содержанием чувственного образа являются объективно существующие вещи [5]. В психологической лаборатории Ланге широко развернулись исследования по когнитивной психологии, изучались психологические механизмы восприятия. Ланге считал, что подготовка специалиста немыслима без его активной экспериментальной деятельности.

За развитие экспериментальных психологических исследований и открытие лабораторий выступал Н.Я. Грот. В 1895 г. в Московском психологическом обществе он сделал доклад «Основания экспериментальной психологии», в котором раскрыл суть психологического эксперимента [3]. Психологический эксперимент, по словам Грота, должен быть принципиально иным, чем эксперимент в естествознании, поскольку

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

предметом исследований является внутренний, а не внешний опыт, как в естественных науках. Психические факты, как считал Грот, требуют особых приемов и методов изучения. Они доступны наблюдению только благодаря внутреннему чувству, интроспекции. «Трудность для экспериментальной психологии, - писал Грот, - состоит вовсе не в орудии изучения психического содержания - самонаблюдении, так как внутренний опыт не может обманывать. Трудность для экспериментальной психологии заключается в способе передачи, объяснении, описании моего душевного состояния» [3, с. 19]. Поэтому надо отличать смешанный -психофизический и психофизиологический - эксперимент от чисто психологического, который должен определять чисто психологические отношения - «связь и зависимость между психическими явлениями, законами и процессами как таковыми» [3, с. 32]. Грот считал недопустимым преувеличение вспомогательной роли внешнего опыта в психологическом эксперименте. Цель психологии, подчеркивал он, в изучении «чисто психологического содержания» [3, с. 32].

В 1901 г. в Петербурге А.П. Нечаев организовал лабораторию, которая положила начало экспериментальным исследованиям в детской и педагогической психологии, объединила учителей, занимавшихся психологическими экспериментами в школах не только Петербурга, но и других городов.

Созданию первого Психологического института в России предшествовала деятельность психологической лаборатории под руководством Г.И. Челпанова. Работа этой лаборатории началась с осени 1907 г. и продолжалась до 1912 г., когда был создан Московский психологический институт. Под лабораторию была отведена небольшая аудитория, разгороженная на 3 комнаты: кабинет заведующего, читальня и экспериментальная комната. В рамках лаборатории проводился психологический семинар. Каждый год выдвигалась определенная проблематика, вокруг которой разворачивалась деятельность сотрудников лаборатории (профессоров и студентов) в течение года. Первый год работа велась по психофизической проблеме, второй год - по предмету психологии, далее исследовались проблемы личности, психология мышления, функциональная психология, психология внимания и т.д. В семинар принимались студенты после предварительного испытания: собеседование по психологии, иностранному языку, предоставление реферата по определенной проблематике. Эти испытания повышали престижность участия в работе психологической лаборатории. одновременно с занятиями в семинаре начиналась работа по освоению психологической аппаратуры. В практикум принималось 18 человек, которые разбивались на 6 групп. Каждая

группа изучала один и тот же аппарат, с помощью которого должна была реализоваться одна и та же экспериментальная задача, ранее сформулированная руководителем при предварительном ознакомлении с главой из учебного пособия. В процессе решения поставленных задач каждый участник последовательно был испытуемым, протоколистом и экспериментатором. Протоколы просматривались руководителем. Лишь после такой предварительной подготовки студент допускался к самостоятельной опытной работе. Начинающему предлагалось повторить чью-нибудь экспериментальную работу, причем перечень этих работ был указан. отправляясь от данных уже проведенных исследований, большинство начинающих экспериментаторов в процессе работы далеко отходило от оригиналов. На основе полученных результатов были написаны коллективные труды и индивидуальные монографии [4]. Это еще раз подтверждало, что развивая эмоциональный социальный интеллект, Челпанов добивался высокой творческой активности студентов.

Г.И. Челпанов разработал собственную концепцию подготовки психологических кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. В рамках университетского образования он предлагал начинать с развития культуры студентов. Вначале будущему психологу необходимо определить философскую школу, в рамках которой он будет в дальнейшем работать. Параллельно с философией должны изучаться такие предметы, как логика, этика, иностранный язык (по возможности несколько). Самостоятельно проводить эксперименты он предлагал только на старших курсах университета (после третьего), после того, как у студента накоплено достаточно теоретических знаний и сформирован методологический подход, а также сформированы умения организовывать и проводить эксперименты, грамотно интерпретировать полученные результаты. Г.И. Челпанов выступал против «пустой экспериментации», «профанации психологической науки», «собирания экспериментального хлама» [7]. Ученый считал, что необходимо подготовить психолога-исследователя. он отмечал, что предварительно необходимо научить студентов работать самостоятельно. одним из первых шагов в этом направлении и была работа в Психологическом практикуме. Во «Введении в экспериментальную психологию» Челпанов писал: «Преподаватель на занятии должен выступать в роли консультанта, а не транслятора знаний. Но практикум - это только упражнение, и, пройдя эту стадию, практикант должен приступить к самостоятельному исследованию. Только это придает смысл университетским учреждениям» [6, с. 23].

Таким образом, опыт показывает, что через деятельность психологической лаборатории можно добиться соединения рационального и

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

эмоционального познания студентов, и, в результате, процесс познания приобретает целостный характер. При наличии психологической лаборатории появляется коллективная творческая деятельность, объединяющая преподавателей и студентов разных курсов в рамках разрабатываемой тематики. В процессе коллективной деятельности развивается содержательное общение - основное проявление социального интеллекта. Развивается способность понимать эмоции у себя и у других. В процессе научной совместной деятельности в рамках психологической лаборатории становится возможной самоактуализация личности. Г лавным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Самоактуализация связана с развитием творческого потенциала личности. Что особенно важно для студентов-психологов, т.к. формирование межпредметной компетенции способствует принятию своих индивидуальных особенностей и позитивному самовосприятию. Позитивное самоотношение способствует установлению глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми. организация работы научно-исследовательской лаборатории в рамках вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. Это проявляется в повышении мотивации обучения, развитии познавательной исследовательской активности. Выпускные квалификационные работы связываются с конкретными потребностями профессиональной деятельности, носят неформальный характер. Студенты видят результаты внедрения своих предложений и создаваемых ими моделей решения выявленных проблем. Появляется коллективная творческая деятельность преподавателей и студентов разных курсов в рамках работы лаборатории. Студенты приобретают практические профессиональные умения и навыки, проходит их самопознание и самопрезентация в профессиональной сфере. Психологическая научно-практическая лаборатория становится формой и феноменологическим методом внедрения компетентностного подхода при профессиональной подготовке психологов.

Анализ деятельности первых психологических лабораторий в России позволяет рассматривать их в качестве одной из возможных моделей формирования профессиональных компетенций и реализации компетент-ностного подхода в образовании.

Библиографический список

1. Бехтерев В.М. Задачи Психоневрологического института. СПб., 1908.

2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

3. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.

4. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1990.

5. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.

6. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М.-Пг., Харьков, 1918.

7. Челпанов Г.И. О задачах Московского психологического института // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-45.

Педагогика и психология

psibook.com