Особенности младших подростков: Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) | Консультация по теме:

Психологические особенности подростков – Гимназия г.Пружаны

РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 7-8-х классов

Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.

Половое развитие в подростковом возрасте резко ускоряется и  в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

Ha первом этапе активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.

В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.

На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.

Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому.

Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).

Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.

Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.

Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими.

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».

Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

«Подростковый комплекс»

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации

Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

Чувство взрослости подростка

Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

Ценностные ориентации подростков

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Подростковый кризис

В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности.

Формы негативного отношения подростков ко взрослым

В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов).

Преодоление конфликтов между подростками

Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.

Учебная деятельность подростка

В учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер, проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.

Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. Это же в равной степени относится и к воспитателям.

Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью.

Речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности преподавателями, воспитателями.  Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.

Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что подростковый возраст – это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть особенно бережное отношение, как к больному. Напротив, подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму.

Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо.

На учебную деятельность подростка одновременно влияют несколько мотивов: если младшие хотят учиться ради самого учения и интереса к нему, то старшие – ориентируются на жизненные ценности, имеющие для них особый смысл.

Мотивы собственного роста, собственного совершенствования связаны с постоянной потребностью быть значимым, интересным для сверстников.

Примером узких учебных мотивов может быть стремление исправить плохую отметку в конце четверти. Поэтому ученик стремится не пропускать ни одного урока и дополнительного занятия по «нужному» предмету.

Мотивы престижа побуждают подростков учиться, чтобы быть лучшим среди сверстников. Для подростка стремление быть значимым и желание того, чтобы с ним считались, входит в структуру чувства взрослости.

Потребности в принятии подростка состоят в том, что ему нравятся друзья, с которыми можно обсуждать различные вопросы. Стремление к единению и принятию влияет на процесс, результат и организацию учебной деятельности.

Мотивы социального благополучия заключаются в желании как можно успешнее закончить обучение в суворовском училище и поступить в вуз. По мнению подростка, это путь к социальной успешности в будущем.

Любовь к близким людям – еще один мотив. Подросток старается быть примерным, чтобы не огорчать родителей или др. значимых для него взрослых.

Мотивы учебной деятельности не формируются спонтанно, независимо от содержания учебного предмета, роли преподавателя, воспитателя и родителей, а также вне соответствующего окружения.

Каковы причины неуспеваемости и к чему она приводит?

Для того чтобы учение приносило подростку радость открытия, желание заниматься умственной деятельностью, хорошо учиться, ему требуются определенные психофизиологические и психологические данные, поэтому причиной неуспеваемости могут быть низкая работоспособность, слабость нервных процессов, которые обусловливают быструю утомляемость, низкий темп выполнения задания (например, списывания с доски или анализа условий задачи на контрольной работе). Утомляемость подростка проявляется в вялости или суетливости, поспешности, при которых ему бывает трудно тщательно выполнять работу (например, писать сочинение, проверять ошибки, вспоминать правила). Психофизиологические свойства составляют основу темперамента и влияют как на учебную деятельность, так и на поведение в целом.

Психологические причины неуспеваемости связаны, прежде всего, с особенностями ощущений и восприятий (схватывающий и детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, особенности развития слухового или зрительного анализатора), памяти (умелое использование приемов запоминания, характер забывания, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и пр.), особенностями мышления и качества ума (гибкость, скорость, широта и глубина ума и пр.), внимания (объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация). Преобладание, например, зрительного типа запоминания предполагает, что подросток будет лучше помнить материал, если он рассмотрит схемы, рисунки, сделает чертеж. Незнание своих особенностей способствует слабому усвоению учебного материала и, как следствие, приводит к неуспеваемости.

Кроме психологических особенностей, на успеваемость подростка влияет его отношение к училищу, преподавателю и позиция учащегося. Бывает, что у подростка хорошо развиты психофизиологические и мыслительные свойства, память, но он плохо относится к училищу. Ему не нравятся преподаватели и сверстники. В результате учащийся будет кое-как выполнять учебные поручения, а в итоге потеряет интерес к учению.

В некоторых случаях слабо развитые память и мышление в сочетании с психофизиологическими особенностями – низкой работоспособностью, низким темпом выполнения заданий и т.д., но ответственным отношением к учению могут компенсировать в определенной мере то, что не зависит от регуляции учащегося. Однако часто это повторяться не может, и тогда происходит срыв: подросток вновь оказывается неуспевающим.

К причинам неуспеваемости подростка также относятся: психосоматические (заболевание, плохое самочувствие), педагогическая запущенность (подросток предоставлен сам себе, его никто не контролирует), психологические, зависящие от самого учащегося (разболтанность, неусидчивость, широкие, но неглубокие интересы, которые часто меняются).

Общие рекомендации

Уважаемые родители! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего, нужно иметь в виду следующее:

  • Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.
  • Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.
  • Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).
  • Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Выполнение порученного должно быть проверено. Требования должны быть одинаковыми для всех.

Лекция Психологические особенности подросткового возраста

Лекция

Психологические особенности

подросткового возраста

.

ТЕМА: Психологические особенности подросткового возраста.

Цель занятия:

доведение объективной информации об особенностях подросткового возраста, с тем, чтобы, используя в работе и в жизни эти знания, избежать ошибок и предотвратить развитие возможных негативных явлений.

Изучаемые вопросы:

1 . Мифы и реальности подросткового возраста.

2. Психологическая характеристика подросткового возраста.

3. Становление самосознания и психоэмоциональные состояния подростка.

Используемая литература:

Аверин А.В. «Психология детей и подростков», 1998

Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», 1983

Хрестоматия Психология человеческой агрессивности, 1999

1. Мифы и реальности подросткового возраста

Не ошибусь, если скажу, что из всех периодов раз­вития ребенка самым головоломным, трудным и даже опасным является подростковый. Это тот самый период, что приносит самую большую головную боль родителям и педагогам, обывателям и правоохранительным органам. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Наконец, это тот самый возраст в отношении которого у взрослых сложи­лось наибольшее число неадекватных, порою мифологи­ческих представлений. Каковы же они, эти современные мифы взрослых о подростках? 1. Подростковый возраст-время проявления всевоз­можных патологий, «период бури и натиска».

2. Все подростки похожи друг на друга («одной мир­рой мазаны»). Один 13-летний подросток ничем не отли­чается от другого.

3. Подростки — это дети.

4. Развитие у всех подростков непрерывно, универ­сально и синхронно.

5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями.

Наша задача состоит в получении максимально пол­ной и, главное, объективной информации о психологии развития подростка. Только она поможет либо развенчать, либо укрепить перечисленные и другие возможные мифы подростка.

2. Психологическая характеристика подросткового возраста

Известный отечественный педагог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте со­ставляет всего один год, констатирует, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими не­достатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя роди­телям. В целом количество немотивированных отрицатель­ных поступков подростков отмечается в 42 раза (!) боль­ше, чем у младших школьников1.

Попытаем­ся выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Многие из них были подме­чены давно и наша задача состоит в их обобщении. Первое, что бросается в глаза, — это резкое ухудше ние поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в жела­нии поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчли­вости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трехлетнего малыша. Все те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Там он не хотел ходить за руку с взрослым, желая утвердить право на свое «Я сам», а здесь для него важно признание своего достойного положения в социуме, признание своего «Я».

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчи­вый характер. С этой чертой связа­на и противоречивость эмоциональных состояний, пережи­ваемых подростком, выраженный психологический диском­форт — тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

По мнению А.Е.Личко характерной чертой поведе­ния подростков является реакция эмансипации, т.е. выра­женное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не все­гда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономичес­кой и социальной зависимости.

Наряду с реакцией эмансипацией выделя­ется в качестве специфически подростковой реакцию группи­рования со сверстниками, которая представляет собой обо­ротную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажу­щейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков.

Наконец, важно иметь в виду и особенности харак­тера подростков, в частности, выраженность в этом воз­расте так называемых акцентуации характера.

Может сложиться впечатление, что все перечислен­ное — обязательный атрибут психики и поведения любого подростка, жизнь которого представляет собой «кромеш­ный ад». Это, конечно, не так. Несмотря на то, что дан­ный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Характер и содержание кризиса обусловле­ны тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смяг­чаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить никакого кризиса

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены. К ним относятся: 1) приспособление под­ростка к изменениям своего физического состояния, при­ятие и эффективное использование своего тела; 2) дости­жение социально приемлемой взрослой сексуальной роли; 3) достижение зрелых отношений с лицами противополож­ного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей; 5) выработка комплекса ценностей, в соответствии с кото­рыми строится поведение; 6) достижение социально ответ­ственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономи­ческой независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни. Можно вы­делить основные сферы (направления) развития в подростко­вом возрасте. Это — половое, познавательное и социальное раз­витие подростка.

3. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно связаны с различными психологическими состояния­ми подростка, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это — своеобразные эмоци­ональные показатели развития как самооценки, так и са­мосознания.

Страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохра­нить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверст­никами, либо отказаться отличной свободы, самостоятель­ности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречи­вая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих оче­видную социальную обусловленность.

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Про­вокатором» его являются переживания подростка, обус­ловленные изменениями образа его тела. Поэтому подро­стки так боятся собственного физического и психическо­го уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Для подростков характерны и страхи нападения, пожара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более харак­терных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в облас­ти межличностных отношении, не отмечавшиеся в пре­дыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких стра­хов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится по­терять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них — это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной осно­вой настороженности, а вторая — подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это квалифицируется еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попыт­ки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тре­воги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшеству­ющим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсут­ствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрас­те — это возрастная характеристика, перекрывающая ин­дивидуальные особенности развития, что желательно учи­тывать в плане профилактики психического развития под­ростка.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой само­оценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость, и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверен­ность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще харак­терна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завер­шенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).

Что же касается младшего подросткового возраста, то здесь трудно говорить о структурной готовности самосо­знания. Некоторые его компоненты только формируются

Коррекция поведения

1 Аффективно-неустойчивый тип. Незначительный повод со стороны других сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит.

Тактика: вовремя повлиять на возбуждение и успокоить. Поэтому нужно уметь: своевременно констатировать нарастание чувства недовольства; — силой внушения предотвратить возможную реакцию. Действие взглядом, тоном.

2 Неуверенный, боязливый, истеричный, депрессивный. Он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами (интроверт). На него трудно влиять, т. к. он относится с недоверием, негативизмом. Внушение не поможет, т. к. не воспринимается им. Он идет только навстречу полному душевному равновесию. Спокойные, непредумышленные беседы.

3 слабовольные, безудержные с сильно развитым сексуальным инстинктом. » Бездельники», «ветреные головы» – поверхностность контактов, ложь, воровство, сексуальные эксцессы. Действовать на их чувства и настроения нельзя. Здесь нужны деловые, последовательные, строгие, нераздражающие прямолинейные действия. Главный метод – пример, действие, которое убеждает.

4 Слабый, неуверенный, робкий, зависимый. Успокоение и подбадривание.

Характеристику подросткового возраста мы нача­ли с описания его мифов, распространенных среди взрос­лых. Моей целью было развенчание этих мифов с помо­щью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажет­ся, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка

Подростковый возраст не является временем па­тологии. Это нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большинство подростков справляется со всеми возрастными проблемами.

2. Ни один период в жизни человека (разве что толь­ко внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый. Между быстро раз­вивающейся девушкой и медленно развивающимся маль­чиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социаль­ном развитии подростков.

3. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (осо­бенно в половом отношении) уже взрослые.

4. Любое развитие подростка (физическое, эмоцио­нальное, умственное или личностное) происходит не синх­ронно, а неравномерно. Хорошо развитые физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Де­ти же с задержками физического или полового развития, наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.

5. Подростковый возраст — это переходный, кризис­ный период в жизни человека и он характеризуется свои­ми особенностями. Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их. Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в со­здании условий для самостоятельного и успешного разре­шения им этих проблем и трудностей.

Советы для родителей 1: Особенности развития юных подростков

  • Ресурсы продукта

    Прорыв! Библия

    • Руководство для руководителей Ветхого Завета GNT
    • Руководство для руководителей Нового Завета GNT
    • Библия прорыва NABRE Руководство для руководителей

    Католическая молодежная Библия®, 4-е издание

    • Католическая молодежная Библия®, 4-е издание
    • 8 Католическая молодежная Библия®, 4-е издание
    • 8 Детская Библия

      • Католическая Детская Библия

      Откройте для себя! Обретение веры в жизнь — Приход

      • Откройте для себя! Онлайн-руководство директора
      • 1 класс
      • 2 класс
      • 3 класс
      • 4 класс
      • 5 класс

      Откройте для себя! Обретение веры в жизнь — Школа

      • Откройте для себя! Онлайн-руководство директора
      • 1-й класс
      • 2-й класс
      • 3-й класс
      • 4-й класс
      • 5-й класс

      Подключись! Воплощение веры в жизнь — приход

      • Подключиться! Вера в жизнь
      • Подключиться! Рабочая тетрадь
      • Подключись! Руководство для катехизаторов 1-го класса
      • Подключиться! Руководство для катехизатора 2-й класс
      • Подключиться! Руководство для катехизатора 3-й класс

      Подключись! Школа «Верить в жизнь»

      • Подключайтесь! Книга для учащихся «Верить в жизнь»
      • Подключиться! Книга для студентов по истории Церкви
      • Подключайтесь! Руководство для учителя 1-й год, часть 1
      • Подключись! Рабочая тетрадь
      • Подключись! Руководство для учителя 1-й год, часть 2
      • Справочник по Connect для учителя, год 2, часть 1
      • Справочник по Connect для учителя, год 2, часть 2
      • Справочник для учителя по Connect, год 3, часть 1
      • Справочник для учителя по Connect, год 3, часть 2

      Живой Иисус в наших сердцах

      • Revelation Ветхий Завет
      • Иисус Христос и Новый Завет
      • Пасхальная тайна и Евангелия
      • Основания и миссия Церкви
      • Таинства и благодать Божия
      • Нравственность и Божья любовь

      Призван к Mercy

      • Руководство директора, собравшие сессии и отступление

      Go Seek Найти

      • Примирение и комплект Euchrist
      • . Учебное пособие
      • Учебное пособие по Евхаристии (на испанском языке)
      • Учебное пособие по подтверждению
      • Учебное пособие по подтверждению (на испанском языке)
      • Руководство по примирению
      • Руководство по Евхаристии
      • Руководство по подтверждению

      Живи! Изменить мир с повседневной верой

      • Руководство по онлайн -директору

      Курсы по электронке средней школы

      • Понимание католицизма
      • Создание справедливости
      • Понимание расизма

      Христос

    • Пасхальная тайна
    • Церковь

    Жизнь во Христе

    • Библия
    • Иисус Христос
    • Пасхальная загадка
    • Церковь
    • Таинства
    • Христианская мораль
    • .
    • Призвания

    Справочник католической веры

    • Руководство для учителя
    • Руководство для катехизатора

    Католическая молодежная Библия, 3-е издание

    • Руководство для учителя Ветхого Завета
    • Руководство для учителя Нового Завета

    Католические связи, приход

    • Онлайн-руководство директора
    • Ветхий Завет, Троица и миссия Христа
    • Церковь, Новый Завет, Церковь и Новый Завет Таинства
    • Христианская нравственность и молитва

    Католические связи, школа

    • Ветхий Завет и Троица
    • Пророки, Иисус Христос и Святой Дух
    • Новый Завет и Церковь
    • Литургия и Таинства
    • Христианская мораль и социальная справедливость
    • Молитва и церковная история

    Другие курсы

    • Понимание католического христианства
    • Справедливость и мир
    • . Справочник школьного катехизатора
    • Развод и не только Испанское издание
    • Католическая церковь
    • Возрастание в христианской морали
    • Создание христианского образа жизни
    • Понимание католического христианства
    • Иисус истории, Христос веры
    • Празднование Таинств
    • Жизнь справедливости и мира
    • Написано на наших сердцах
    • Мировые религии (2015)
    • Мировые религии (2009)
  • Литертургические ресурсы.

    Литургические события

    • Литургический календарь
    • Мессы
    • Праздничные мероприятия
    • Крестный путь
    • Богородичные события
    • Penance Services
    • Catholic Culture

    Prayer

    • In Class Prayer Services
    • Learning to Pray
    • Prayers
    • Reflections

    Season Activities

    • Advent
    • Christmas
    • Lent
    • Easter
    • Пятидесятница
  • Предметы
    • Катехизация
    • Христология
    • Церковная история
    • Экклезиология
    • Liturgy
    • Morality
    • Prayer
    • Sacraments
    • Saints
    • Scripture
    • Social Justice
    • Vocations
    • World Religions
    • Youth Ministry
  • Activities

    Classroom Activities

    • Coloring and Crafts
    • Crosswords and Словесные задания
    • Ориентированные на обсуждение
    • Игры
    • Проекты
    • Скетчи и драмы
    • Рабочие листы
    • Other Activities
    • Classroom Management

    Review

    • Review Exercises
    • Quiz and Essay Questions
  • Multimedia
    • Images
    • Music
    • Maps
    • Posters and Charts
    • Timelines
    • PowerPoints
    • Рекомендуемые веб-сайты
    • Видео

Памятка для родителей, посвященная особенностям развития подростков.

Распечатать

Варианты LikeMore

Особенности развития подростков — практическое и проверенное профессиональное развитие

28.02.2015

0 комментариев

 

Я преподаю в средних классах более трех десятилетий, так что можно подумать, что это моя вторая натура. В некотором смысле так оно и есть, но пытаться понять поведение подростков — все равно, что толкать спагетти наверх — если вы пытались это сделать. я всегда учусь

 что-то новое и практичное, когда я читаю об особенностях подростков.
Недавно я наткнулся на резюме исследования в информационном бюллетене Ассоциации среднего образования Мики Каски и Винсента Анфара-младшего под названием «Характеристики развития молодых подростков».
В резюме Каски и Анфара рассматривают развитие интеллекта, этики, эмоций и социального развития подростков. Они также перечисляют идеи для применения в наших классах.

Они начинают с того, что отмечают , что, за исключением первых двух лет жизни ребенка, в среднем возрасте отмечаются наиболее значительные изменения в организме ребенка. Это мы знаем. Что менее понятно, так это то, что исследования показали, что многие гендерные различия возникают в мозгу ребенка. Другие исследователи отмечают, что наша нынешняя образовательная модель непреднамеренно отдает предпочтение женской модели обучения. В то время как мальчики, как правило, предпочитают соревнование и физическое взаимодействие в целом, наши школы предлагают социальное взаимодействие и дискуссии, которые более благоприятны для стилей обучения, более характерных для девочек.
Организация большего числа возможностей для практического обучения понравится девочкам, а также более инклюзивна для мальчиков в классе. Недавно в восьмом классе моей школы мы разделили учеников по половому признаку на один учебный день. Обе группы наслаждались днем, и я обнаружил, что по-разному взаимодействую с двумя группами. Шумная мужская среда не беспокоила меня так сильно, как их вспышки в смешанном классе. Девочки также сказали, что им нравится возможность «быть собой» и расслабляться, не беспокоясь о том, как их воспринимают мальчики.

Интеллектуальное развитие

Что касается интеллектуального развития , Каски и Анфара заявили, что учащиеся «…как правило, очень любопытны и проявляют широкий спектр интересов, хотя некоторые из них остаются постоянными». Другими словами, они имеют ширину в милю и глубину в дюйм. Я думаю о попытке научить собаку сидеть, когда она вдруг увидит белку.
В этих средних классах их мозг способен переходить от конкретных моделей и переживаний к анализу и интерпретации данных, пониманию нюансов, аргументам в поддержку и против позиции и, конечно же, подвергать сомнению авторитет.
По этой причине учащимся этого уровня нужны более сложные возможности для обучения. Старые модели механического запоминания и исправления не стимулируют мозг. Студенты получат пользу от опыта, смоделированного или основанного на реальном опыте. В нашей школе учеников часто учат характеру, однако именно тогда, когда они приняли участие в поддержке фонда «Загадай желание» для местного шестилетнего ребенка, они проявили наибольшую вовлеченность и развитие характера.

Этическое развитие

«Это несправедливо!» они плачут в этом возрасте. У них идеалистический взгляд на мир и повышенная способность узнавать окружающий мир. Они начинают понимать, кому можно доверять, а кому нельзя. Более того, они могут видеть это не только со своей точки зрения, но и видеть точки зрения других.
«Потому что я так сказал» больше не служит оправданием их криков в этом возрасте, поскольку они отходят от простых объяснений и начинают формировать свои собственные доводы и понимания.
Они развивают способность оценивать ситуацию. Каски и Анфара заявляют, что чрезвычайно важно: «Они начинают рассматривать сложные моральные и этические вопросы, но не готовы с ними справиться». Это подвергает их опасности. Подобно тому факту, что у них развиваются взрослые тела до того, как они получат преимущества, предлагаемые возрастом и опытом, у них есть способность задавать вопросы о жизни во взрослом возрасте, но не обязательно находить ответы, которые они ищут. Дети в этом возрасте нуждаются в надежном руководстве, чтобы справиться с этим коварным периодом.
Разработка учебных программ, удовлетворяющих их растущую способность мыслить и рассуждать, является хорошим первым шагом. Однако школы также должны предоставлять как формальные, так и неформальные возможности для получения консультаций. Важной частью этого переходного периода является демонстрация учащимся того, как реагировать на несправедливость, такую ​​как издевательства, расизм и сексизм.

Эмоциональное развитие

Эмоциональный взрыв, происходящий в этом возрасте, хорошо известен даже без подтверждающих его исследований. Частично это объясняется тем, что сфера влияния ребенка вырастает из вертикальных отношений с родителями и включает новую горизонтальную оценку сверстников. Таким образом, это часто представляет собой конфликт. Став взрослыми, мы больше озабочены нашими горизонтальными отношениями, чем вертикальными — мы больше не основываем свои решения исключительно на наших родителях, но также учитываем супругов, друзей и коллег. Так что этот переход закономерен. Однако коллеги не являются лучшими моделями лидерства.
В этом возрасте учащиеся больше бунтуют, но при этом ожидают, что родители и учителя будут вести их и обеспечивать. Консультант по мотивации молодежи г-н Браун [1] недавно сказал мне в интервью, что он спросил студентов: «Вы бы предпочли, чтобы родители чрезмерно опекали или недостаточно опекали?» К человеку они выбрали первое. Когда он спросил, почему, они ответили: «Потому что мы не всегда принимаем правильные решения!»
Школы должны обеспечить, чтобы у каждого учащегося был хотя бы один человек, с которым он может общаться, — один штатный сотрудник, который хорошо его знает. Здесь могут помочь консультативные программы, но ценно даже неформальное общение.

Социальное развитие

Подростки также растут в социальном плане . Студенты ищут групповую идентичность. В детстве достаточно быть ребенком своих родителей, но в подростковом возрасте принадлежность к группе сверстников важна и естественна. В это время дети перенимают характеристики своей группы. Мало того, что они начнут вести себя приемлемым для группы образом, даже их язык может измениться, поскольку они перенимают сленг и жаргон своих сверстников. Сопротивление традиционной власти является обычным явлением. Их физическое и интеллектуальное развитие более развито, чем их социальное развитие. Опять же, они разработали инструмент, не достигнув зрелости, чтобы использовать его с максимальной выгодой.
Потребность в принадлежности имеет решающее значение во всех возрастных группах, особенно в подростковом возрасте. Дети будут даже искать присоединения к группам, которые, как они знают, вредны, потому что потребность в принадлежности больше, чем потребность в безопасности. Фактически, принадлежность рассматривается как ключевой компонент безопасности. Это помогает объяснить рост банд во многих сообществах.
Направление подростков к позитивным и полезным группам будет иметь большое значение для того, чтобы помочь им справиться с этим переходом. Мы призываем всех наших восьмиклассников присоединиться к что-то . Есть спорт, клубы, кружки по выбору и другие возможности. Мы даже объясняем им, что, как только они поступят в среднюю школу, они столкнутся со многими группами, которые прямо или неформально призывают присоединиться к ним. Это их обязанность — стоять в стороне и смотреть на пользу, которую предлагает им группа. Удовлетворяет ли эта группа мои интересы? Направляют ли они меня в том направлении, в котором я хочу идти?

Заключение

Мы видим, что у подростков есть потребности, уникальные для их возраста. То, как мы взаимодействуем с ними в это время, может помочь им успешно пережить эти годы. В этом переходе также помогут занятия в классе, разработанные с учетом этого.