Особенности мотивации учебной деятельности: Особенности формирования учебной мотивации в подростковом возрасте

Мотивация и обучение, Заметки об исследовании CDP, Материал

Серия тестов

Автор Komal|Обновлено: 19 августа 2022 г. 30 баллов за обе работы. Этот предмет помогает будущим учителям понять педагогическую психологию, необходимую для преподавания и обучения. Они также обеспечивают педагогическую перспективу, чтобы помочь учителю разработать эффективные стратегии оценки и опыт обучения для своих юных учеников. Чтобы успешно сдать экзамен, мы подготовили конспекты по мотивации и обучению.

Мотивация и обучение — самая важная тема в разделе CDP. Из этой темы 5-6 вопросов предназначены для CTET и других экзаменов TET. Прочтите учебные материалы по мотивации и обучению, которые важны для предстоящего экзамена CTET,  UPTET, REET, HTET и других экзаменов TET. В этом посте мы рассмотрим следующие темы:

1. Значение мотивации
2. Характеристики мотивации
3. Типы мотивации
4. Теории мотивации
5. Обучение и его природа
6.  Мотивация и обучение

Прочитать статью полностью

Значение мотивации

Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения какого-либо действия. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

Определение мотивации:

Согласно Good , «Мотивация – это процесс возбуждения, поддержания и регулирования деятельности»

Характеристики мотивации Ниже приведены некоторые важные характеристики мотивации

9002:

  1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
  2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
  3. Мотивация — это динамический процесс.
  4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
  5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
  6. Она также может быть внешней или внутренней.

Типы мотивации:

Мотивация бывает двух типов:

  • Внутренняя мотивация: Внутренняя мотивация внутренне порождается поведением человека. Внутренне мотивированный человек не нуждается в наградах за поощрение за достижение определенной цели.
  • Внешняя мотивация: поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.

Дайте тесты CDP: попробуйте здесь

Теории мотивации

Вот некоторые из распространенных теорий мотивации, которые важны для подготовки к CTET и другим экзаменам TET: у всех организмов есть врожденная система, которая помогает организму выжить, и эти системы управляются только их поведением. Например, сосательный инстинкт у новорожденных помогает им получать питание из груди матери.

Теория поощрения:  Эта теория утверждает, что людей мотивирует что-то делать из-за внешнего вознаграждения. Например, человек ходит в офис на работу, потому что взамен он получает денежное вознаграждение за каждый рабочий день.

Теория влечений:  Эта теория утверждает, что организм рождается с определенными психологическими потребностями, и если эти потребности не удовлетворяются, в организме возникает некоторое напряжение. расслабленный режим.

Теория мотивации возбуждения: В соответствии с этой теорией у каждого человека есть подходящий для него уровень возбуждения, и когда этот уровень возбуждения падает ниже личного оптимального уровня, он ищет какой-либо тип стимуляции, чтобы поднять его.

Гуманистическая теория мотивации:  Эта теория выдвинута Абрахамом Маслоу . Эта теория утверждает, что у каждого человека существует иерархия потребностей. Эти пять потребностей:

  1. Физиологические потребности: Психологические потребности — это основные жизненные потребности человека, такие как воздух, вода, пища, одежда и кров.
  2. Потребности в безопасности: Потребности в безопасности – это потребности в защите от вреда. Эти потребности включают физическую, экологическую и эмоциональную безопасность и защиту.
  3. Социальные потребности: Социальные потребности — это потребности в любви, привязанности, заботе, принадлежности, дружбе и т. д.
  4. Потребности в уважении: Потребности в уважении бывают двух видов: а свобода и внешнее уважение нуждаются в признании, власти, статусе, внимании и восхищении.
  5. Потребность в самореализации: Потребность в самореализации – это желание человека стать тем, кем он способен стать. Эти потребности включают потребность в росте, развитии и использовании потенциала самореализации.

Теория ожидания:  Эта теория разработана Виктором Врумом . Эта теория утверждает, что мотивация любого поведения, совершаемого человеком, зависит от желательности результата. Например, игрок в крикет хочет выиграть чемпионат мира, потому что он стремится выиграть его.

Обучение:

Обучение — это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

Характер обучения:

  1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
  2. Обучение – это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
  3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
  4. Обучение — это приспособление к изменениям.
  5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.

Решите пробный тест CTET и TET 2022, чтобы улучшить свою подготовку

Принципы мотивации в обучении:

Проверьте общий принцип мотивации в обучении здесь:

  1. Все обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
  2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
  3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
  4. Любопытство — один из важных элементов обучения.
  5. Благодаря мотивации в обучении студенты больше работают для достижения определенной цели.
  6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
  7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое расширяет возможности учащихся или повышает их уверенность в себе.

Мотивация и обучение:

Мотивация оказывает большое влияние на то, что учащийся изучает. Они следующие:

  1. Мотивация направляет поведение человека к определенной цели.
  2. Мотивация повышает эффективность обучения учащегося.
  3. Мотивация влияет на когнитивные процессы обучения.
  4. Мотивация помогает учащемуся понять, какие результаты укрепляют, а какие наказывают. Таким образом, мотивация помогает в поощрении ребенка как в последствиях для достижения лучших результатов.
  5. Мотивация помогает ребенку повысить эффективность достижения той или иной цели во времени.

Эта статья может быть полезна для следующих экзаменов: REET, UPTET, CTET, Super TET, DSSSB, KVS и т. д. Раздел

  • Полные примечания CDP
  • Рекомендованные книги для CDP

    Кандидаты должны выбирать только лучшие книги для подготовки к экзаменам. Некоторые из лучших книг CTET , предложенные экспертами в данной области, перечислены в таблице ниже:

     

    Serial No. Book Name Author Name
    1. CTET and TETs Child Development and Pedagogy Paper 1 and 2  Arihant Experts
    2. CTET Развитие ребенка и педагогика для Paper 1 и Paper 2  Пирсон (Сандип Кумар)
    3. Обучение особых детей: введение в специальное образование  Mangal S.K

     

    Часто задаваемые вопросы

    • Что такое мотивация?

      Мотивация происходит от слова «мотив», означающего причину для совершения чего-либо. Мотивация – это фактор, побуждающий организм к выполнению той или иной задачи. Например: Если у человека есть цель и для достижения этой цели он прикладывает все усилия. Движущая сила, которая побуждает человека выполнять эту конкретную задачу для достижения цели, известна как мотивация. Таким образом, можно сказать, что мотивация – это процесс активизации, поддержания и направления поведения к определенной цели, и здесь необходимо иметь цель.

    • Каковы характеристики мотивации?

      Ниже приведены характеристики мотивации:

      1. Мотивация возникает, когда возникает необходимость.
      2. Мотивация – это целенаправленный процесс.
      3. Мотивация — это динамический процесс.
      4. Мотивация повышает работоспособность ребенка.
      5. Мотивация может быть положительной или отрицательной
      6. Она также может быть внешней или внутренней.
    • Сколько типов мотивации существует?

      Мотивация бывает двух типов:

      • Внутренняя мотивация:  Внутренняя мотивация внутренне возникает в поведении человека. Внутренне мотивированный человек не нуждается в вознаграждении за поощрение за достижение определенной цели.
      • Внешняя мотивация: поведение человека, управляемое внешними вознаграждениями, такими как деньги, слава, оценки, стимулы и т. д., известно как внешняя мотивация.
    • Что такое обучение и его природа?

      Обучение – это модификация поведения. Это непрерывный процесс и постоянное изменение, которое достигается практикой. Оно не связано с изменениями из-за болезни, скуки, усталости, взросления и т. д.

      Характер обучения:

      1. Обучение – это целенаправленная деятельность.
      2. Обучение — это непрерывный процесс, приобретаемый на практике.
      3. Обучение вносит некоторые изменения в поведение.
      4. Обучение — это приспособление к изменениям.
      5. Обучение – это совершенствование и организация опыта.
    • Каковы принципы мотивации в обучении?

      Ниже приведены Принципы мотивации в обучении:

      1. Любое обучение и мотивация должны иметь цель или цель.
      2. Обучение представляет собой сочетание внешних и внутренних вознаграждений.
      3. Обучение предлагает занятия, связанные с мышлением высокого порядка.
      4. Любознательность — один из важных элементов обучения.
      5. Благодаря мотивации в обучении учащиеся прилагают больше усилий для достижения определенной цели.
      6. Во время обучения похвала и поощрение являются идеальными инструментами для мотивации ребенка.
      7. Обучение направляет учащегося в определенном направлении, которое укрепляет или повышает его доверие к ученикам.

    CTET и государственные экзамены TET

    TETCTETUPTETREETHTETOДругие экзамены TETСерия пробных тестов экзаменов TETMeghalaya TETMaharashtra TET

    Избранные статьи

    Следите за обновлениями

    Наши приложения

    • BYJU’S Exam Prep: приложение для подготовки к экзаменам

    GradeStack Learning Pvt. Ltd.windsor It Park, Tower — A, 2 -й этаж,

    Сектор 125, Noida,

    Uttar Pradesh 201303

    [email protected]

    Функции и важность мотивации

    Связанные произведения

    Связанные

    . Статья

  • Написание интервью
  • CBSE Class 12 Business Studies Notes
  • Глава 1: Характер и значение менеджмента

    Глава 2: Принципы менеджмента

    Глава 3: Деловая среда

    Глава 4: Планирование

    Глава

    Организация

    Глава 6: Кадровое обеспечение

    Глава 7: Режиссура

    • Режиссура: значение, характеристики и значение
    • Принципы и элементы режиссуры
    • 9A0044 Типы стилей лидерства
    • 10 Качества хорошего лидера
    • Отличие лидера от менеджера
    • Характер и важность коммуникации
    • Элементы коммуникационного процесса
    • Каналы связи | Формальное и неформальное общение
    • Формальное общение: значение, виды, сети, достоинства и недостатки
    • Неформальное общение: значение, сети, достоинства и недостатки
    • Барьеры для эффективного общения
    • Меры по повышению эффективности общения

    Глава 0:0 Контроль39

    Глава 9: Финансовый менеджмент

    Глава 10: Финансовые рынки

    Глава 11: Маркетинг

    Глава 12: Защита прав потребителей

    Улучшение статьи

    Сохранить статью

    • Последнее обновление: 16 авг, 2022

  • Читать
  • Обсудить
  • Улучшить статью

    Сохранить статью

    Процесс стимулирования и вдохновения людей на работе вносить свой вклад в достижение организационных целей в меру своих возможностей известен как Мотивация . Мотивация — это внутренняя психологическая сила, которая активирует и заставляет человека вести себя определенным образом. Это процесс индуктивного индивидуального стремления к цели. Люди испытывают удовлетворение, когда цель достигнута. Как финансовые, так и нефинансовые факторы мотивируют сотрудников в организации.

      «Мотивация означает процесс побуждения людей к действию для достижения желаемой цели» – William G. Scout

     

    Особенности мотивации

    Мотивация имеет следующие особенности:

    • Мотивация – это внутреннее чувство: Это психологическая концепция, и ее нельзя навязывать сотрудникам. Это внутреннее чувство, зарождающееся в человеке, которое заставляет его вести себя определенным образом. Такие чувства, как потребности, желания, побуждения и т. д., влияют на поведение человека, заставляя его действовать определенным образом.
    • Мотивация порождает целенаправленное поведение: Мотивация влияет на поведение сотрудников таким образом, что они могут достичь своих целей. Мотивация помогает достичь как организационных, так и индивидуальных целей. Например, если человек хочет получить повышение, то он будет усерднее работать для достижения поставленных целей эффективно и результативно.
    • Мотивация может быть как отрицательной, так и положительной: Мотивация может быть как положительной в виде поощрений, таких как дополнительная оплата, поощрения, продвижение по службе, признание и т. д., так и отрицательной в форме силы, такой как наказание, угроза понижения в должности, и т. д. Положительная мотивация побуждает человека к достижению цели, тогда как отрицательная мотивация создает страх в сознании людей, чтобы повлиять на их поведение, чтобы они действовали желаемым образом.
    • Мотивация – сложный процесс: Люди неоднородны в своих ожиданиях, восприятиях и реакциях. Определенный тип мотивации может не оказывать одинакового влияния на всех людей, поскольку их поведение трудно предсказать. Таким образом, мотивация является сложной задачей.
    • Непрерывный процесс : Поскольку человеческие потребности безграничны, удовлетворение одной потребности порождает другую, и так продолжается. Следовательно, мотивация представляет собой непрерывный процесс, и он не заканчивается удовлетворением той или иной потребности.

     

    Важность мотивации

    Важность мотивации заключается в следующем:

    • Мотивация помогает повысить уровень производительности: Мотивация помогает удовлетворить потребности сотрудников и обеспечить их удовлетворение. Производительность сотрудников повышается с помощью мотивации, поскольку она устраняет разрыв между способностью работать и желанием работать. В результате сотрудники работают с полной самоотдачей и в полной мере используют свои способности для повышения существующего уровня эффективности.
    • Мотивация помогает сменить негативное отношение на позитивное: Позитивное отношение к организации помогает легко достигать организационных целей. Иногда сотрудники негативно относятся к организации или работе. Мотивация помогает изменить это негативное отношение на позитивное за счет подходящего вознаграждения, положительного поощрения и похвалы за хорошую работу. Когда работники мотивированы, они положительно работают для достижения целей организации.
    • Мотивация помогает снизить текучесть кадров: Отсутствие мотивации является основной причиной текучести кадров. Сотрудники не думают о том, чтобы уйти с работы, когда они мотивированы финансовыми и нематериальными стимулами. Сокращение текучести кадров экономит много денег, поскольку сокращаются прямые расходы (расходы на подбор и отбор) и косвенные расходы (неудовлетворенность рабочей силой). Организации также выигрывают, потому что навыки и компетентность сотрудников по-прежнему доступны для организации.
    • Мотивация помогает сократить прогулы: Некоторые из причин прогулов — неправильная рабочая среда, неадекватное вознаграждение, отсутствие признания и т.