Отрасль психологии предметом которой является психологическая помощь – Онлайн-тесты на oltest.ru: Основы психологического консультирования

_ психология — отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного

_ — активное воздействие на психику человека, имеющее целью ослабить или устранить те или иные негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики или другие поведенческие, эмоциональные, когнитивные проявления, создающие человеку психологические проблемы
 (*ответ*) Психокоррекция
_ — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, самопознание своего духовного мира
 (*ответ*) Рефлексия
_ — метод психотерапии, предполагающий воздействие на человека произведениями искусства и самостоятельного творчества
 (*ответ*) Арттерапия
_ — человек, получающий психологическую помощь от психолога
 (*ответ*) Клиент
_ — это: а) система мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных проблем: нарушений нервно-психического и психосоматического здоровья, социально-психологических конфликтов, негармоничного развития личности, трудностей обучения, воспитания, общения, имеющих психологические предпосылки, и т.п. б) отрасль медицинской и практической психологии, изучающей указанные проблемы и закономерности
 (*ответ*) Психопрофилактика
_ занимается установлением закономерностей и научных фактов в области психики, выявлением и восполнением “белых пятен” на “карте” внутреннего мира человека и человеческих взаимодействий
 (*ответ*) Теоретическая (академическая) психология
 Практическая психология
 Общая психология
 Социальная психология
_ — достижение измененных состояний сознания посредством холотропного дыхания в сочетании со специальным воздействием музыки, в результате чего происходит преодоление человеком страдания и обретение целостности отношений с окружающим миром
 (*ответ*) Ребефинг
_ — метод психологической помощи, предполагающий использование воздействия на психику клиента с помощью специально подобранной музыки
 (*ответ*) Музыкотерапия
_ программирование – система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы
 (*ответ*) Нейролингвистическое
_ психология — отрасль науки, исследующая социально детерминированные явления в развитии психики личности, психологии групп и других общностей людей
 (*ответ*) Социальная
_ — отрасль психологии, изучающая проблемы экспериментального выявления, количественного описания и интерпретации индивидуально-психологических особенностей человека, а также сбора психологической информации, необходимой для понимания и решения проблемы клиента
 (*ответ*) Психодиагностика
_ — процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение взаимных воздействий различных субъектов на объект их деятельности
 (*ответ*) Взаимодействие
_ — система мероприятий, направленных на сохранение нервно-психического и психосоматического здоровья людей и создания здоровых условий труда (особенно интеллектуального), обучения и повседневной жизни
 (*ответ*) Психогигиена
_ терапия — метод психотерапии, направленный на коррекцию мышления клиента путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях
 (*ответ*) Рациональная
_ психология — отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами, их индивидуальные особенности
 (*ответ*) Дифференциальная
_ связаны с психологией больших социальных групп: механизмами общественного мнения, социальных конфликтов, власти и политической борьбы, этнопсихологическими процессами
 (*ответ*) Политические психологи
 Психологи клинической ориентации
 Организационные психологи
 Психологи-консультанты, среда деятельности которых менеджмент
_ психология — отрасль психологии, предмет которой — психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п.
 (*ответ*) Практическая

www.soloby.ru

Основные отрасли психологии

Система психологических наук

Для решения своих проблем современная психология широко использует достижения других наук точно так же, как знания психологии используются этими науками. Выстраивается своеобразная двусторонняя система наук, использующих психологические знания.

Еще Платоном была создана одна из первых классификаций наук, дававшая схему всех научных знаний того времени. Она была построена по образу и подобию структуры психологии – структуры познавательных способностей человека:

  • Диалектика – ум, как искусство соображения;
  • Физика – чувственное познание, восприятие;
  • Этика – воля и стремление.

В структуре классификации Гегеля психология занимает место на ступеньке саморазвития духа:

  • Субъективный дух в форме индивидуального сознания;
  • Антропология как проявление естественно-душевного состояния;
  • Феноменология рассматривается как сознание, проявляющееся во внешнем действии;
  • Психология как духовная субстанция, мыслящая и воплощающая содержание.

В системе О.Конта, а это уже классификация XIX века, места для психологии вообще не было. Она занимала в это время промежуточное положение между биологическими и социальными науками. И только в конце XIX века она попала в состав наук.

Безусловно, очевидная истина лежала в основе такого решения – психология являлась одним из аспектов любого знания по той простой причине, что:

  • Во-первых, благодаря своему объективному содержанию;
  • Во-вторых, благодаря своему внутреннему строению в соответствии психологическим моментам научного анализа идей, концепций и теорий процессов познавательной деятельности человека.

Практически ни одна наука, будь то математика, физика, логика ни в своих методах и теоретических структурах не зависят от психологии. Овладеть этими структурами возможно при непосредственном влиянии человека на предметы и явления, а изучить эти влияния и деятельность человека в развитии знаний может только психология.

Надлежащее место занимает психология в классификации наук, предложенной Б. Кедровым. Его схема представлена в виде треугольника, вершинами которого являются науки:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Философские.

Имеющиеся между ними связи подчиняются следующим принципам:

  • Субординации развития от низшего уровня к высшему уровню;
  • Принцип объективности, расположение наук должно идти так, как предметы их исследования;
  • Следование законам развития науки и знаний, выработанных ими.

Таким образом, получается, что внутри треугольника располагается психология и создает тесные связи с тремя группами наук. Уточняя положение психологии в схеме, Б. Кедров подчеркивает, что психология внутри треугольника располагается не симметрично вершинам, а ближе к философским наукам, потому что мышление, например, является предметом не только психологии, но еще и диалектики и логики.

Исследуя поведение и психику человека с точки зрения их биологической организации и внешней социальной среды, психология будет тесно сотрудничать с естественными и общественными науками.

Неразрывна связь психологии и медицины, по той простой причине, что многие заболевания имеют психологическое происхождение, и результаты психологических исследований могут оказать огромную помощь при их лечении.
Следует назвать такую научную область как психиатрия, относящуюся к клинической медицине, раскрывающей причины и формы нарушения психической деятельности и особенности протекания психических заболеваний.

Большую возможность предоставляют психологии общественные науки, они помогают правильно подходить к пониманию психики и сознания человека с теоретической точки зрения. Психология ориентируется в первую очередь на философское учение о человеке.

Высшие психические функции человека в своем формировании опирались на такие исторические достижения цивилизации, как орудия труда и знаковые системы, поэтому психология опирается на данные истории общества и его культуры.

Сам термин «психологическая наука», предмет которой психологические явления, объединяет систему знаний. Это тот теоретический аспект, под которым данная наука рассматривает изучаемые ею объекты.

Психология стимулируется практикой, где ставятся свои цели и задачи, формулируемые как проблемы и конкретизируемые в темах исследования. В связи с этим появляется целый ряд частных наук и их отраслей. Отнести психологию к разряду только естественных или только общественных наук ничем не оправдано, поэтому сегодня всем уже ясно, что психология занимает промежуточное место между естественными и общественными науками.

Основные отрасли психологии

Психология сегодня – это разветвленная система наук. В этой системе много отраслей, которые представляют собой самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

В психологической науке выделяются сегодня фундаментальные науки, прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные (или по-другому их называют базовые) отрасли психологии ставят перед собой цель – познание психики. Они имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей. Фундаментальные отрасли психологии дают те знания, которые необходимы всем. Иногда эти знания объединяют термином «общая психология».

Вторая группа отраслей получила название прикладная психология. Они ставят и решают проблемы, важные для развития всех научных направлений без исключения. Знания прикладной психологии применяются в какой-то конкретной области – авиационной, космической, спортивной, инженерной и др.

Специальные отрасли психологии для своего изучения выделяют те вопросы, которые представляют особый интерес для познания.

Помимо фундаментальных, прикладных, специальных отраслей, выделяется еще практическая психология, цель которой заключается в применении психологических технологий в работе непосредственно с реальным клиентом и решение его психологических проблем. Основная деятельность специалистов в этой области связана с профилактикой и коррекцией.

Исследуя индивида, общая психология выделяет в нем познавательные процессы, которые охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Благодаря этим процессам человек перерабатывает получаемую информацию о мире. Эти же процессы принимают участие в формировании и преобразовании знаний.

Дела и поступки людей определяются свойствами личности. К ним относятся эмоции, способности, мотивация, установки, темперамент, характер и воля.

Психология имеет тесную связь с общественными, естественными и техническими науками.

spravochnick.ru

1.3. Основные отрасли психологии

При обсуждении
связи психологии с другими науками мы
очертили круг

различных дисциплин,
т.е. отраслей психологии, затронув тем
самым вопрос

о структуре
современной психологии. Постараемся
сделать это более систе-

матизировано.

Основой,
фундаментом всех отраслей психологии
является общая
пси-

хология.,
которая изучает сущность и основные
законоиерности возникнове-

ния,функционирования
и развития психики.Общая психология
развивается на

основе достижений
всех отраслей психологии и в то же время
обогащает и

направляет их
общей теорией.

Основным принципом классификации отраслей психологии считают

принцип
развития психики
в деятельности.
Поэтому чаще всего в основу

классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельно-

сти.Различают
около 50 отраслей психологии в зависимости
от характера дея-

тельности.Психология труда
изучает психологические особенности деятель-

ности человека в различных сферах общественной жизни.Можно выделить

педагогическую психологию, юридическую,военную, писхологию спорта,

торговли, инженерную
и другие отрасли психологии.

В основу классификации ветвей психологии можно положить психоло-

гические
аспекты
развития.
Тогда перед нами выступит следующий
ряд от-

раслей:

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических

процессов и качеств
личности. Она имеет ряд направлений:
детская психоло-

гия, психология
юности, психология зрелого возраста и
т.д.

Сравнительная
психология — исследует филогенетические формы
психи-

ческой жизни.

11

Специальная
– изучает отклонения в развитии психики и также имеет

более узкие отрасли.

В основу классификации также можно положить психологические ас-

пекты отношений личности и общества. По этому принципу выделяют

две основные
отрасли: социальную психологию и
психологию личности.

Таким образом,
современная психология предсталяет
собой весьма раз-

ветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях

формирования.

Каждая из этих
отраслей имеет фундаментальные и
прикладные облас-

ти.

Фундаментальными
считаются науки, познающие мир
безотностительно

к тому, насколько возможно практическое использование получаемых зна-

ний.

Прикладные науки,
напротив, ориентированы на практику,
применяя к

ней знания,
полученные в фундаментальных науках.
На базе последних стро-

ится так называемая
практическая психология.

1.4. Виды психологических знаний

Что такое информация
о человеке? Это могут быть конкретные
знания о

конкретном человеке,
могут быть знания о его близких, о
социальной и эко-

номической обстановке,
это могут быть знания, характеризующие его как

биологическое
существо и др. Все эти знания позволяют
судить о поле, воз-

расте, способе
мышления человека, его чувствах и
желаниях, и его возможно-

сти действовать.
О человеке говорят и предметы, созданные
и используемые

им.

Есть точка зрения
на происхождение человеческой истории,
высказанная

Б.Ф.Поршневым. Он утверждает, что в первобытном обществе, производя

больше, чем нужно, человек раздаривал результаты своего труда. Это была

своеобразная форма
воздействия на другого человека. Продукт, добытый
из

природной среды
и подаренный соплеменнникам, выполнял
роль регулятора

человеческих
отношений. Качеством продукта определялись
отношения меж-

ду
людьми, производящими обмен. Позднее отношения между людьми при-

обрели индивидуальный
характер, не зависящий от качества
продукта.

Общество создало
специальные нормы для регуляции пределов
дарения.

Это привело к тому,
что появилось множество человеческих
общностей, обо-

собленных друг от
друга по разным признакам. Предложенные
нормы объе-

диняли людей внутри
общности и ограничивали от других
общностей. Появ-

лялся единый для общности язык, который выполнял главную функцию

воздействие на
другого человека.

Важнейшее свойство
информации об индивидуальности человека
– она

создана другими,
передается ему и после усвоения становится
основой само-

12

регуляции. Цель
этой информации – воздействие, изменение
действий чело-

века; эта информация
объединяет человека с одними людьми и
одновременно

разъединяет с
другими.

Но степень воздействия может быть разной и подверженность этому

влиянию тоже разная.
Есть воздействие на человека
и есть противодействие

человека человеку,
возникшее и существующее в этом
воздействии.

Таким образом, важнейшее
свойство информации – динамичность,
каж-

дый ее элемент требует соотнесения с более широким контекстом
– про-

шлым, будущим,
настоящим сообщаемой информации. Кроме
контекста, ин-

формация
о человеке будет зависеть от текста
его реального поведения, т.е.

тех проявлений его индивидуальных особенностей, которые существуют в

настоящее время и доступны для наблюдения другому человеку: это речь,

мимика, пантомимика, предметы. Воздействующий человек вносит в этот

текст свое понимание, свой подтекст, который будет определять его пред-

ставление о целях
и перспективах воздействия на другого
человека.

То есть, человек
получает информацию о себе от другого
человека через

воздействие этого
другого на себя. В этом воздействии
рождается то, что бу-

дет позже составлять представление человека о себе, его образ
”Я”, его

мотивы, ценности,
способы мышления и т.п. – то, что традиционно

называют знанием о внутреннем мире человека или психологическим

знанием, которое
динамично.

В силу этого
возникает вопрос о критериях истинности
этого знания, его

достоверности.

Ответ на этот вопрос непосредственно связан со способами получения

психологических
знаний.

Анализ
способов получения знаний о другом
человеке показывает, что

на сегодняшний день можно выделить четыре относительно независимых

реальностей жизни,
в которых представлено это знание.

1. Это конкретное
знание о людях, которые человек получил
в процессе

своей жизни. Он
проверил их на истинность событиями
своей жизни. Человек

применил эти знания
в воздействии на других людей и таким
образом делает

их доступными для
окружающих. Эти знания можно назвать
житейскими, а

основанное на
них воздействие – житейской психологией.
Каждый из нас

обладает такими
знаниями.

2.
Это обобщенные знания о людях, которые человек получил в

производственном коллективе, классе и т.п. Это знание проверяется на

истинность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как

регулятор отношений
между членами этой группы и всей группы
с другими

общностями людей. Материал такого рода знания широко представлен в

речевых стереотипах и стереотипах поведения. Это ритуаы, традиции,

пословицы и поговорки. Эти знания можно назвать обыденными и,

основанное на них воздействие на другого человека
обыденной

13

психологией,
которая позволяет предвидеть последствия поведения

человека в
относительно замкнутой группе людей.

3.
Это обобщенное знание о людях,
которое получено относительно

небольшой группой людей
– ученых, поставивших своей целью получить

обобщенное,
закономерное, достоверное знание о людях. Эти ученые-

психологии представители смежных наук о человеке пользуются

специальными приемами получения знаний, т.е. методами науки. Для них

очень важно обсуждение вопроса о соответствии методов науки и ее

предмета. Результатом работы ученых является некоторая обобщенная

закономерность. При использовании этого знания для воздействиия на

человека

встает вопрос о степени выраженности этого качества у

конкретного человека. Очевидно, что найденную закономерность придется

предельно конкретизировать. Итак, обобщенная закономерное знание о

человеке, полученное
учеными и проверенное на достоверность
с помощью

специальных методов, может быть названо научным или академичным, а

основанная
на нем психология – академическая
психология.

Чем отличаются
житейские знания от научных?

Житейские знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям,

конкретным людям, т.е. характеризуются конкретностью, ограниченностью

задач и лиц , на
которые они распространяются.

Научная психология
стремится к обобщениям, использует
научные поня-

тия, в которых
отражаются наиболее существенные
свойства предметов и яв-

лений, поиск общих
тенденций и закономерностей развития
личности.

Житейские знания носят интуитивный характер, приобретаются путем

проб и ошибок.
Научные знания рациональны и вполне
осознанны. Выдвига-

ются словесно
формулируемые гипотезы и проверяются
логически вытекаю-

щие из них последствия.

В житейской
психологии возможность передачи знаний
ограничена в си-

лу конкретного и интуитивного характера знаний. Передаются с большим

трудом и в
незначительной степени.

В науке знания
аккумулируются и передаются благодаря
тому, что эти

знания кристаллизуются
в понятиях и законах и фиксируются в
научной ли-

тературе.

В житейской
психологиии отмечается
ограниченность методов получе-

ния знаний
(наблюдение, самонаблюдение, размышления).
В научной психо-

логии множество методов, соответствующих определенной методологии и

используемых в
зависимости от задач исследования.

Научная психология
располагает обширным, разнообразным
и уникаль-

ным материалом,
который накапливается и осмысливается
в специальных от-

раслях психологической науки. Житейская психология лишена такого мате-

риала.

14

Ю.Б.Гиппенрейтер отмечает:
”Отношения научной и житейской

психологии подобны отношениям Антея и Земли: первая, прикасаясь ко

второй, черпает из нее
свою силу.”

Однако,
академическая психология имеет и
негативные стороны.

Относительная замкнутость круга ученых, изучающих человека,

неоднозначность в описании и интерпретации фактов жизни человека

приводит к тому, что общественный интерес к их работе сравнительно

невысок.

В тоже время, в
обществе есть потребность в информации
о человеке ,

которая удовлетворялась бы на уровне житейской психологии.

Специфический
язык науки о человеке делает ее
малодоступной для людей,

занятых практическим воздействием на других, в первую очередь это

представители педагогических и других, ориентирванных на человека

профессий.

Другая особенность научного знания, затрудняющая его применение,

состоит в том, что использователь этого знания должен видеть исходные

моменты получения этого знания
– позицию автора. Т.е., чтобы применить

научное знание о человеке, надо отрефлексировать его происхождение и

соотнести с реальной ситуацией, с реальным поведением конкретного

человека.
При этой рефлексии важно не потерять и свой подтекст
– ради

чего, с какой целью я его
(это знание) применяю. Вот эту процедуру и

затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное,

достоверное научное
знание. Трудности определяются прежде
всего тем, что

они видят конкретного человека через призму своего профессионального

подтекста, сужающего видение человека до нескольких качеств. Это

приводит к искажению
любой обобщенной информации.

Итак, смысл и цель академической психологии
– получение

закономерного, достоверного знания о человеке. Это обобщенное знание

может быть долгое время невостребованным, если в обществе нет

заинтересованности в организации обоснованного и целенаправленного

воздействия на группу людей или на отдельного человека. Вот тогда и

возникает необходимость использовать это знание. Однако, использование

этого знания требует специального перевода на язык непосредственного

воздействия,
но таким образом, чтобы не было потеряно его главное

качество –
достоверность.

4.Таким образом в психологической науке появилось новое направление

практическая
психология.

В целом,

появление практической

психологии связано с

формированием
социального заказа на обоснованное
воздействие на человека

и группы людей. Это вызвано тем, что по мере развития общества

увеличивается зависимость больших групп людей от действия одного

человека или
относительно небольшой группы людей.

15

Отсюда возрастает
и общественный интерес к потребностям,
проблемам

человека, его
индивидуальности, к возможностям
воздействия на человека.

Эти обстоятельства и привели к созданию практической психологии,

предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость

человека и конкретные обстоятельства его жизни. При этом практическая

психология ставит
своей задачей не только изучение
индивидуальности, но и

обоснованное воздействие на него с целью проявления возможностей

человека.

Чтобы получить знания об индивидуальности человека, практической

психолог должен обладать обобщенным знанием, которое он будет

использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного

человека.

Таким образом, информация, которую получает и использует

практический психолог, это конкретные знания о конкретном человеке,

полученные на
основе обобщенной научной теории.

Обобщенная научная теория
– способ мышления практического

психолога о
человеке. Способ, который в отличие от
житейской психологии,

может быть выделен
и проверен на достоверность.

Таким образом, психологическая информация, полученная в

практической

психологии,

дополняет

и

уточняет

обобщенные

психологические
знания, в свою очередь она обеспечивает
обоснования для

воздействия на
человека в работе практического
психолога.

Академическая и практическая психология имеют
разные системы цен-

ностей. При выяснении
“кто есть кто” в практической психологии опыт

практической деятельности и источники приобретения мастерства, значат

больше, чем
формальная квалификация, должность и
длина списка печатных

работ.

Существуют различия концептуального аппарата академической и

практической
психологии.Коцептуальный аппарат
академической психологии

сложился для целей
описания, объяснения психологических
феноменов и для

коммуникации внутри научного сообщества. Концептуальный аппарат

практического психолога предназначен для понимания проблем клиента и

заказчика и для
коммуникации с ними же.

Показательны отличия в используемых методах. Психолог-практик

предпочитает
употреблять термин “беседа” вместо
“опрос” и чаще использует

игру, чем эксперимент. Более значимым является различение в целевом

использовании результатов применения тех или иных методик, а

следовательно, и в критериях оценки качества инструментария. Критерии

надежности, валидности, чтимые в экспериментальных исследованиях, не

играют в практической психологии главных ролей. Самым важным здесь

является то,
работает инструмент или нет.

В ином ключе решается и проблема влияния личности психолога на

получаемые

результаты.

Если

в

фундаментальной

психологии

16

предпринимаются значительные усилия для борьбы с
“эффектами

экспериментатора”, в практической психологии личность психолога есть

неотъемлимая часть метода. Психолог-практик является не только

обладателем знаний,
но и носителем опыта.

Другой характеристикой знаний, является их принципиальная

недисциплинированность.
Фундаментальная наука насквозь
дисциплинарна и

является предметно-ориентированной. Практическая психология является

проблемно-центрированной,
т.е. направленной на поиск решений
жизненных

проблем. Естественно, постановка проблем является основой любой науки.

Но если одной из
доблестей ученого считается умение
найти проблему там,

где ее никто до
него не видел, то мастерство
психолога-практика заключается

в умении посмотреть
на “нерешабельную” проблему в таком
свете, что она

становится
разрешимой наличными средствами.

В ситуации оказания помощи психолог имеет дело с человеком как

целостностью,
тогда как в научно-исследовательской
психологии нет единой

картины человека. Психолог-исследователь локализует объект своего

внимания в зависимости от направления, которого он придерживается.

Практик же нуждается
в задействовании целого комплекса
подходов в силу

многогранного
характера самих проблем клиента.

Как видим, виды
психологических знаний различны,
основные различия

представлены в
таблице. Но кроме этого, существует и
взаимосвязь:

Научная психология опирается на житейский опыт, извлекает из него

свои задачи и
проверяется посредством практической
психологии.

studfiles.net

Основные отрасли психологии

Основные отрасли психологии

Введение

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук

Психология — наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Рисунок 1 — Предмет изучения психологии

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия — в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика — вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология — поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология — привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

2. Основные отрасли психологии

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология — отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология — изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

психические процессы;

психические свойства;

психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Заключение

Таким образом, психология — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи — наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные — вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.

Список используемой литературы

психология сознание наука

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: АСТ, 2010. — 352 с.

2.Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. — М: Аллел, 2011. — 64 с.

.Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. — М.: КДУ, 2008. — 192 с.

.Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

.Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. — М.: Эксмо, 2006. — 560 с.

diplomba.ru

1.2. Отрасли психологии

Современная
психология представляет собой широко
развернутую область знаний, включающую
ряд отдельных дисциплин я научных
направлений. Традиционно в каче­стве
отраслей психологии выделяют социальную,
педагоги­ческую, возрастную, инженерную
психологию, психологию труда, клиническую
психологию и психофизиологию,
диф­ференциальную психологию.

Социальная
психология изучает социально-психологи­ческие
проявления личности человека, его
взаимоотноше­ния с людьми, с группой,
психологическую совместимость людей,
социально-психологические проявления
в больших группах (действие радио,
прессы, моды, слухов на различные общности
людей). Педагогическая психология
изуча­ет закономерности развития
личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная
психология изучает закономерности
разви­тия нормального здорового
человека, психологические осо­бенности
и закономерности, присущие каждому
возрастно­му периоду: от младенчества
до старости, и в связи с этим делится на
детскую психологию, психологию юности
и зре­лого возраста, геронтопсихологию
(психология старости).

Детская психология
изучает развитие сознания, психи­ческих
процессов, деятельности, всей личности
растущего человека, условия ускорения
развития.

Можно выделить
ряд отраслей психологии, изучающих
психологические проблемы конкретных
видов человеческой деятельности:
психология труда рассматривает
психологи­ческие особенности трудовой
деятельности человека, зако­номерности
развития трудовых навыков. Инженерная
пси­хология изучает закономерности
процессов взаимодействия человека и
современной техники с целью использования
их в практике проектирования, создания
и эксплуатации автоматизированных
систем управления, новых видов тех­ники.
Авиационная, космическая психология
как специ­фичные области инженерной
психологии анализируют пси­хологические
особенности деятельности летчика,
космонавта. Медицинская психология
изучает психологические особен­ности
деятельности врача и поведения больного,
разрабаты­вает психологические методы
лечения и психотерапии. В рамки клинической
психологии,
изучающей
проявления и причины разнообразных
нарушений в психике и пове­дении
человека, а также происходящие во время
различ­ных болезней психические
изменения, как более частное входит
патопсихология, которая изучает
отклонения в развитии психики, распад
психики при различных формах мозговой
патологии.

Психофизиология
изучает физиологические основы
психической деятельности, а дифференциальная
психо­логия — индивидуальные различия
в психике людей.

Юридическая
психология изучает психологические
осо­бенности поведения участников
уголовного процесса (пси­хология
свидетельских показаний, психологические
требо­вания к допросу и т. п.),
психологические проблемы поведения и
формирования личности преступника.
Воен­ная психология изучает поведение
человека в условиях боевых действий.
Психология рекламы занимается оцен­кой
нужд или ожиданий потребителей,
разработкой психологических средств
воздействия на людей с целью созда­ния
спроса на подлежащий сбыту продукт,
будь то зубная паста или избирательная
программа политического деяте­ля.
Психология религии пытается понять и
объяснить поведение верующих в целом
или представителей различ­ных сект.
Экологическая психология занимается
изучени­ем наиболее эффективных
способов улучшения условий в населенных
пунктах, где протекает деятельность
человека. Особое внимание она уделяет
проблемам шума, загрязне­ния среды
токсичными веществами и отбросами и их
влия­ния на психику человека, проблемам
взаимовлияния при­роды и человека.
Дискуссионной областью является
па­рапсихология (традиционная
психология обычно четко обособляется,
считая необходимым отмежеваться от
«сомни­тельной» парапсихологии),
которая изучает проявления и механизмы
возникновения необычных, «паранормальных»
способностей человека, как телепатия,
ясновидение, теле­кинез и пр.

Таким образом, для
современной психологии характе­рен
процесс дифференциации, порождающий
значительную разветвленность психологии
на отдельные отрасли, кото­рые нередко
весьма далеко расходятся и существенно
от­личаются друг от друга, хотя и
сохраняют общий предмет исследования
— факты, закономерности, механизмы
пси­хики. Дифференциация психологии
дополняется встречным процессом
интеграции, в результате которой
происходит стыковка психологии со всеми
науками (через инженерную психологию
— с техническими науками, через
педагоги­ческую психологию — с
педагогикой, через социальную психологию
— с общественными и социальными науками
и т. д.).

Согласно классификации
наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1)
психология занимает центральное место
не толь­ко как продукт всех других
наук, но и как возможный источник
объяснения их формирования и развития.

Прикладные области
психологии, или практическая психология,
все шире входит в нашу жизнь; все чаще
в повседневной жизни можно встретить
психологов-практи­ков. Кратко укажем
функции некоторых из этих професси­ональных
психологов-практиков. Годфруа выделяет
следу­ющие прикладные области
психологии: клинический
психолог, школьный психолог, промышленный
психолог, пе­дагогический психолог,
психолог-эргономист, психолог-кон­сультант.
Клинические
психологи работают в центрах пси­хического
здоровья, больницах и консультационных
кабинетах. Чаще всего они имеют дело с
людьми, которые жалуются на подавленность,
раздражительность, слезли­вость,
бессонницу, чувство одиночества, утрату
радости жизни, трудности взаимопонимания
с людьми, всевозмож­ные страхи
(например, страх езды в транспорте
является частой причиной обращения к
специалисту), депрессия, нарушения
деятельности различных функциональных
сис­тем и органов (головные боли, боли
в сердце, заболевания желудочно-кишечного
тракта, бесплодие и гинекологичес­кие
заболевания, когда врачи не находят
объективной па­тологии, а орган ведет
себя как «больной»), состояние тре­воги,
выражающееся в функциональных
расстройствах эмоционального или
сексуального плана, или же на труд­ности
в преодолении неурядиц повседневной
жизни. Пси­холог должен уяснить себе
суть и причины проблемы пу­тем бесед
с пациентом или психологического
обследования, с тем чтобы выбрать и
применить наиболее подходящую
психотерапию.

Психолог-консультант
должен облегчить налаживание
конструктивного диалога между супругами
или между ро­дителями и детьми, с тем,
чтобы они могли разрешить свои проблемы.
Большую работу проводят психологи-консуль­танты,
участвующие в работе «телефона доверия»,
в раз­личных центрах по предупреждению
самоубийств, по борь­бе с наркоманией
или преступлениями против личности,
жертвами которых чаще всего оказываются
женщины и дети. Психологи-консультанты
обычно имеют специализа­цию (трудно
быть специалистом-универсалом, «невозможно
все делать хорошо»), например, семейный
психолог-консуль­тант занимается
проблемами супругов и родительски-детс­ких
отношений, детский психолог-консультант
помогает в решении проблем в связи с
осложнениями в развитии или воспитании
детей, а в кризисных центрах для наркоманов
и жертв насилия работают в основном
клинические психо­логи.

Школьный и
промышленный психологи помогают учащимся
или служащим выбрать специальность или
работу, наиболее соответствующую их
интересам и способностям. Школьный
психолог также оказывает поддержку
учащимся, у которых возникают трудности
в учебном процессе, во взаимоотношениях
с родителями и педагогами, помогает
учащемуся разрешить свои проблемы или
рекомендует соответствующую психотерапию.
Промышленный психолог часто играет
важную роль в разрешении конфликтов
между рабочими и предпринимателями, в
оптимизации взаимодействия людей на
производстве, занимается вопросами
рекламы продукции предприятия.
Педагогический психолог занимается
разработкой наиболее эффективных
методов обучения, проводит психологический
тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист
на основе накопленных знаний о поведении
и психических возможностях людей дает
рекомендации конструкторам машин и
технических устройств о наилучшем
расположении рычагов управления, средств
отображения информации, оценивает
интенсивность шума и освещенность,
приемлемые для человека в данных
условиях, и т. п.

studfiles.net

Отрасли психологии

red54;;;Оглавление

Введение 3

1. Предмет, объект, задачи психологии. Место психологии в системе наук 4

2. Основные отрасли психологии 6

Заключение 11

Список используемой литературы 12

Приложение 13

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

— психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

— психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования структуры психологической науки;

— психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров. 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин, научных направлений, отраслей, разделов.

Цель данной работы: изучить основные отрасли психологии.

 

Психология –наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

Рисунок 1 –Предмет изучения психологии

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

–изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

–изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

–использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Философия –в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией.

Педагогика –вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения.

Медицина, физиология –поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах.

Нейрофизиология и биология –привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: 

— во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, 

— во-вторых, появлением новых психологических знаний. 

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

— психические процессы;

— психические свойства;

— психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. 

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. 

В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология, изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами. 

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности. 

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Таким образом, психология –научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Психологи — наука разветвленная, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. В настоящее время психология представляет собой сложную, разветвленную систему научных и практических знаний. В ней выделяется много отраслей, являющихся относительно самостоятельными направлениями научных и прикладных исследований. Психологические науки можно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях.

Фундаментальные науки представляют основную систему явлений, методов их исследования и законов. Знания, содержащиеся в фундаментальных науках, имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей независимо от того, кто эти люди и какой конкретной деятельностью они занимаются. К фундаментальным наукам в первую очередь относится общая психология. Кроме нее в число фундаментальных наук можно включить социальную психологию, дифференциальную психологию, психологию развития, а также ряд областей научных исследований, занимающих пограничное положение между психологией и другими науками, в том числе психофизику, психогенетику и психофизиологию.

Прикладными называют отрасли науки, в которых изучаются психика и поведение человека в различных видах деятельности и достижения которых могут быть использованы в практике (результаты фундаментальных исследований не рассчитаны на их прямое практическое использование). Фундаментальные отрасли науки ставят и решают вопросы, одинаково важные для всех без исключения наук, а прикладные — вопросы, представляющие интерес в основном для познания и понимания психологии человека в специальных видах деятельности человека.

Наиболее известные отрасли психологии: Социальная, Педагогическая, Возрастная, Труда, Инженерная, Управления, Юридическая, Политическая, Медицинская, Искусства, Спорта, Аномальных явлений, Религии, Семьи и брака, Психодиагностика, Экологическая, Психолингвистика, Виртуальная и др.

  1.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. –М.: АСТ, 2010. –с.
  2.  Горбунова М.Ю. Шпаргалка по психологии / М.Ю. Горбунова, Т.В. Ножкина. — М: Аллел, 2011. — 64 с.
  3.  Луковцева А.Л. Психология и педагогика. Курс лекций / А.Л. Луковцева. –М.: КДУ, 2008. –с.
  4.  Немов С.Р. Общая психология. Краткий курс / С.Р. Немов. –СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  5.  Общая психология. Учебник для вузов / Под ред. Р.Х. Тугушева. –М.:. Эксмо, 2006. — 560 с.

Приложение

 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2010. – 352 с.

refleader.ru

Отрасли психологии — Психология Дома Солнца

Известный психолог конца XIX — начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» — душа, «logos» — наука, учение, то есть — «наука о душе».

Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца. Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д. В силу специфики нашего курса и данного учебного пособия, мы остановимся подробнее лишь на некоторых отраслях психологии — общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления — психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

Особое внимание в нашем курсе будет уделено социальной психологии, и это не случайно. Социальная психология — отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой – психологом.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрёстке» этих двух наук. Всё это создаёт немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга её проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально отовсюду, сегодня особенно в связи с тем, что радикальные изменения происходят во всех сферах общественной жизни.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др.), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.

В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение человека в социуме — чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации, определяется большим количеством различных факторов, учесть которые очень сложно.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплочённость — всё это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, даже и эти описанные в традиционной социальной психологии явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определённые социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определённым общественным явлениям — всё это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот «результат» не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, — их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной — но и здесь сегодня наука шагнула вперёд, поэтому страстно желающие могут изменить не только имя, но и свой пол), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своём конкретном проявлении приобретают определённую «личностную окраску».

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология – это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Следующая отрасль, которой мы уделим пристальное внимание, — это психология управления. Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности.

Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации — такие отношения и называются управленческими. Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным. Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

Объектом психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Принято выделять следующие управленческие проблемы, характерные для предмета данной отрасли психологии:

— социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

— психология деятельности руководителя;
— психология личности руководителя;
— психологические проблемы подбора руководящих кадров;

-психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

— функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

— социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

— психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Специалистами в области психологии управления среди всего многообразия психологических проблем на сегодняшний день выделяется ряд наиболее актуальных для организации:

— повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.;

— повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

— поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

— оценка и подбор (отбор) специалистов управленческого звена для нужд организации;

— оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психологии управления не случайно отведен целый раздел в настоящем учебном пособии, поскольку изучение ее проблем и вопросов призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

— понимание природы управленческих процессов;
— знание основ организационной структуры;
— четкое представление об основных принципах и стилях управления и руководства, а также способах повышения эффективности управления; — знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

— знание эвристических методов решения творческих задач;

— умение устно и письменно выражать свои мысли;
— компетентность в управлении людьми, подборе и соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;

— умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;

— четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.

Психодиагностика — это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях.

www.sunhome.ru