Память является функцией какого отдела мозга: Где хранится память человека — все самое интересное на ПостНауке

основные отделы мозга и функции, которые они выполняют

Очень важную роль в нашем мозге играет кора больших полушарий. Именно она отвечает за аккумулирование, систематизацию и обработку всей самой сложной информации, которую получает наш мозг. Именно здесь принимаются решения относительно того, что мы будем делать, как осуществляется рациональная деятельность и программируется поведение.

Если мы более внимательно посмотрим на то, как устроена кора больших полушарий, то увидим, что крупные борозды делят её на 5 глобальных отделов, каждый из которых выполняет очень важную функцию. Так затылочная доля отвечает преимущественно за обработку зрительной информации, височная кора занимается обработкой слуховой информации, островковая кора отвечает преимущественно за вкусовую и вестибулярную чувствительность.

В теменной доле можно выделить 2 отдела: соматосенсорную и ассоциативную кору. Соматосенсорная кора собирает и аккумулирует все сигналы от наших сенсорных систем. В ассоциативной теменной коре находится так называемая речевая картина мира, наше понимание и описание реальности, которое формируется и меняется на протяжении всей жизни.

В префронтальной коре также можно выделить 2 важных отдела: ассоциативную лобную долю и моторную кору. Ассоциативная лобная доля –центр принятия наших рациональных решений (планирования, прогнозирования, фокусировки внимания и т.п.). За лобной долей, ближе к центральной борозде, рядышком с соматосенсорной коре, находится так называемая моторная кора. Она отвечает за выполнение нами сложных движений. Движения пальцев рук, ног, движения губ, языка регулируются именно отсюда.

Все перечисленные отделы головного мозга играют важную роль в его функционировании. Все они работают синхронно и выполняют те или иные функции в зависимости от ситуации, в которых мы оказываемся. Если мы попытаемся посмотреть, что лежит в основе работы мозга и что обеспечивает его синхронность, то здесь нужно разобраться в том, какие клетки его образовывают и как они работают.

Условно все клетки, которые мы можем обнаружить в головном мозге можно разделить на 2 большие группы: нейроны и клетки нейроглии. Нейроны обеспечивают функционирование мозга за счёт передачи электрических импульсов от клетки к клетке. Клетки нейроглии обеспечивают жизнедеятельность нейронов, доставляя для них питательные вещества, удаляя из их сферы окружения то, что им не нужно, а еще они создают условия для генерации нейронами электрических импульсов и обеспечивают передачу этих импульсов максимально корректным способом.

Нейронов в мозге каждого человека порядка 86 миллиардов. Но для функционирования мозга важно не только, сколько у нас нейронов, но и то, какое количество каких связей они образовывают друг с другом. Чем больше нейронных связей будет в нашем мозге и чем прочнее, сложнее и разветвленнее они будут, тем эффективнее мы сможем принимать решения и аккумулировать информацию.

Что важно, в мозге каждого человека, вне зависимости от возраста, параллельно идут несколько процессов: образование, перестройка и распад (прунинг) нейронных связей. Образование и перестройка нейронных связей происходит тогда, когда мы аккумулируем информацию из окружающего мира и используем ее в процессе своей деятельности. В случае, если полученная информация не используется, мозг избавляется от нейронных сетей, отвечающих за ее накопление. Именно эти процессы обеспечивают функционирование мозга и выполнение им всех тех функций о которых мы с вами сегодня говорили.

Лечение нарушения памяти в Москве. Качественное обследование, доступные цены

Память – это одна из наиболее сложных функций головного мозга, которые называются высшими психическими, познавательными или когнитивными. Эти функции необходимы нам для того, чтобы правильно понимать происходящее вокруг нас и взаимодействовать с миром, который нас окружает – не только помнить, но и говорить, ориентироваться в пространстве и времени, чувствовать. Но зачастую именно нарушение памяти становится причиной обращения к врачу.

На состояние нашей памяти оказывают влияние различные факторы – уровень образования, возраст, наследственная предрасположенность, общее состояние здоровья и различные заболевания, касающиеся как, непосредственно, головного мозга, так и прочих органов и систем, а также переутомление, настроение, применение определенных лекарственных препаратов, образ жизни и вредные привычки.

Память является важнейшей функцией головного мозга человека. Однако наряду с памятью выделяют и другие когнитивные функции – речь (способность говорить), праксис (способность к сложной целенаправленной двигательной активности), гнозис (способность правильно интерпретировать информацию от органов чувств). Кроме того, отдельно рассматривают управляющие функции – способность планировать, осуществлять и контролировать свою психическую деятельность, а также внимание – способность поддерживать необходимый в конкретный момент времени уровень психической активности.

Интересно, что даже нарушения, не относящиеся напрямую к памяти, люди часто называют «забывчивостью» («память подводит»). Например, при нарушениях речи жалуются на «забывчивость на слова». При нарушении ориентации в пространстве говорят: «забываю, как добраться куда-то». Поэтому, именно изменения памяти считаются важнейшим критерием при выявлении когнитивных расстройств, в том числе деменции.

Память представляет собой довольно сложный механизм, это функция мозга, благодаря которой мы можем сохранять и многократно воспроизводить информацию, получаемую нами на протяжении всей жизни.

Выделяют разные виды памяти, как по времени хранения, так и по типу сохраняемой информации. Например, кратковременная память нужна, чтобы удерживать информацию на протяжении недолгого времени и решать текущие задачи. Кратковременная память в значительной степени зависит от активности психических процессов и функции внимания. У каждого нормального человека может отмечаться ухудшение кратковременной памяти при утомлении, в конце рабочего дня, при недостаточной эмоциональной вовлеченности (когда человек занимается чем-то совершенно неинтересным для себя), при выполнении нескольких дел одновременно. Долговременная память отвечает за сохранение информации о всех событиях, когда-либо случавшихся с человеком. При нарушениях памяти, связанных с определенными заболеваниями головного мозга, достаточно часто врачи наблюдают ситуацию, что события, которые произошли давно, больной помнит лучше, чем то, что было недавно. Такие люди могут наизусть рассказывать стихи, которые учили в школе, но забыть адрес дома, куда переехали несколько месяцев назад.

Наиболее важной становится проблема нарушений памяти в пожилом возрасте. С одной стороны, именно у пожилых гораздо выше вероятность развития деменции (тяжелых нарушений памяти и других когнитивных функций), которая приводит к появлению зависимости от помощи окружающих и невозможности вести привычную самостоятельную жизнь. С другой стороны, согласно сложившимся в обществе стереотипам, многие считают ухудшение памяти с возрастом «нормальным». В итоге к врачу больного приводят тогда, когда отмечаются крайне тяжелые нарушения и помочь становится гораздо сложнее. По мере нарастания тяжести заболевания к изменениям памяти могут присоединяться нарушения поведения, настроения, сна, что существенно затрудняет уход за больным и становится важной причиной ухудшения качества жизни не только самого пациента, но и его близких.

Выделяют различные виды заболеваний, главным проявлением которых является нарушение памяти. Чаще других у пожилых причиной тяжелых изменений состояния памяти становится болезнь Альцгеймера и сосудистые заболевания головного мозга, а также другие нейродегенеративные заболевания (деменция с тельцами Леви, лобно-височная дегенерация).

Однако подсчитано, что к патологическим изменениям памяти может приводить более 100 различных патологий! В зависимости от причины, изменения памяти могут принимать разный характер – для одних болезней характерны нарушения кратковременной памяти (в виде сложности при удерживании в голове новой информации), при других могут отмечаться изменения памяти на отдаленные события.

Специалисты кабинета нарушений памяти РГНКЦ имеют обширный опыт диагностики и лечения когнитивных расстройств — заболеваний, сопровождающихся нарушением памяти и других когнитивных функций. Важными составляющими специализированного приема являются тщательный опрос (причем не только самого пациента, но и тех, кто близко знает его на протяжении долгого времени; ведь при ухудшении памяти больному становится сложно правильно вспомнить важную информацию, необходимую для постановки правильного диагноза). Кроме того, на прием в кабинете нарушений памяти важно принести медицинские документы, касающиеся как состояния нервной системы, так и состояния здоровья в целом.

Медицинские анализы, выписки из больниц, заключения других специалистов нужны для того, чтобы правильно составить впечатление о динамике заболевания, исключить дополнительные факторы, негативно влияющие на состояние памяти больного. Если ранее выполнялись снимки МРТ или КТ головного мозга – лучше взять на прием не только заключение, но и принести сами снимки (на пленке или, при наличии, на диске) – изменения головного мозга, наблюдающиеся при снижении памяти, настолько специфичны, что требуют непосредственной интерпретации специалистом, обладающим необходимым уровнем подготовки. Если пациент постоянно принимает какие-либо лекарства – важно предоставить врачу список всех используемых препаратов и их дозировку (иногда сами лекарства могут усугублять выраженность когнитивных нарушений), это касается даже тех медикаментов, которые человек использует без врачебного назначения (включая снотворные, успокоительные, БАДы, витамины).

Для объективной оценки изменений памяти проводится специализированное обследование – нейропсихологическое тестирование.

Пациенту предлагаются простые задания, позволяющие точно охарактеризовать работу когнитивной сферы, выявить как выраженные, так и начальные патологические изменения, определить клинический фенотип нарушений (то есть уточнить клинический диагноз).

Важнейшей составляющей эффективного лечения когнитивных расстройств является мультидисциплинарный подход – то есть слаженная работа неврологов в тандеме с врачами других специальностей — гериатрами, психиатрами и другими узкими специалистами нашего центра. Такой подход позволяет учесть все нюансы, влияющие на состояние памяти пожилого человека, выявить не только заболевание, послужившее основной причиной нарушений, но и сопутствующие факторы, ухудшающие выраженность этих нарушений. Современные виды инструментальной и лабораторной диагностики, доступные в РГНКЦ, позволяют в кратчайшие сроки провести дообследование пациента и уточнить диагноз. В нашем арсенале представлены самые современные и уникальные виды диагностики.

Как же понять, что нарушения памяти, которые вы замечаете у себя или своего близкого – требуют консультации врача?

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, ЕСЛИ:

  • Вы в последнее время начали замечать, что Ваша память ухудшается,
  • Вам сложно стало запоминать новую информацию,
  • возникают сложности при выполнении повседневных привычных дел,
  • Вы часто переспрашиваете,
  • Вам приходится подолгу вспоминать фамилии артистов или знакомых Вам людей.

Если Вы замечаете у себя появление таких симптомов, и они постепенно учащаются, то Вам необходимо проверить свою память и выяснить причину нарушений для своевременного начала лечения.

Например, возьмите листок бумаги и попробуйте за 1 минуту написать как можно больше слов существительных на букву «с», а потом за еще 1 минуту – как можно больше животных. В норме пожилой человек должен вспомнить не менее 12 слов на букву «с» и 15 животных.

Конечно, изменения памяти могут носить кратковременный преходящий характер, но зачастую большие проблемы когнитивного характера начинаются с пустяковых на первый взгляд, «естественных» изменений – человек забывает о встрече, задает один и тот же вопрос повторно, забывает, куда кладет вещи. Поэтому, если Вы сомневаетесь, определить наличие изменений памяти и необходимость в консультации специалиста кабинета нарушений памяти РГНКЦ вам поможет Опросник Макнэра и Кана.  

Ответьте на 24 вопроса.

Оцените ответ по четырехбалльной системе : 0 – никогда; 1 – редко; 2 –иногда; 3 – часто; 4 – очень часто

Если после сложения полученных баллов сумма составит выше 42, предполагается наличие когнитивных нарушений. В этом случае Вам следует обратиться к врачу за дальнейшей консультацией. Ведь чем раньше выявлена болезнь и начато ее лечение – тем больше вероятность, что Ваша память будет надежно служить Вам и дальше.

Части мозга, связанные с памятью

Цели обучения

  • Объяснить функции мозга, связанные с памятью; узнавать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка в памяти

Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства энграмма : группа нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010).

Сначала Лешли (1950) обучал крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозге крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.

Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотеза эквипотенциальности : если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 1950). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Например, Эрик Кандел потратил десятилетия на изучение синапсов и их роли в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).

Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора (рис. 1).

Рисунок 1 . Миндалевидное тело связано со страхом и воспоминаниями о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.

Амигдала

Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная работа миндалевидного тела заключается в регулировании эмоций, таких как страх и агрессия. Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.

Ссылка на обучение

В этом выступлении TED под названием «Мышь. Лазерный луч. Манипулируемая память», Стив Рамирес и Сюй Лю из Массачусетского технологического института рассказывают об использовании лазерных лучей для манипулирования памятью о страхе у крыс. Узнайте, почему их работа вызвала ажиотаж в СМИ после того, как она была опубликована в журнале Science .

Гиппокамп

Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти. Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.

Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео Slate, чтобы подробнее узнать о том, как работает память, а также о том, как исследователи сейчас изучают мозг Х. М..

Мозжечок и префронтальная кора

Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать неявные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность) благодаря вашему мозжечку. Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дуют в глаза. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).

Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).

Нейротрансмиттеры

По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19).96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.

Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теория возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о воспоминаниях, вызванных вспышками, и о том, почему некоторые из этих ярких воспоминаний не всегда так точны, как нам кажется.

Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии (рис. 2). Где вы были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что для тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.

Рисунок 2. Большинство людей помнят, где они были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)

Копать глубже: неточные и ложные воспоминания

Даже воспоминания-вспышки о важных событиях могут терять точность с течением времени. Например, не менее трех раз на вопрос, откуда он узнал о терактах 9/11, неточно ответил президент Джордж Буш. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:

Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я видел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ​​ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)

Вопреки тому, что заявил президент Буш, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Видеозапись первого самолета не записывалась, потому что это было обычное утро вторника, пока не врезался первый самолет.

Вы помните, где вы были, когда узнали о стрельбе в средней школе Марджори Дуглас? С кем ты был и что делал? О чем ты говорил? Вы можете связаться с теми людьми, с которыми вы были? У них такие же воспоминания, как у вас, или у них разные воспоминания?

Попробуйте

Подумай об этом

Опишите вспышку памяти о важном событии в вашей жизни.

Глоссарий

теория возбуждения: сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания

инграмма:  физический след памяти

гипотеза эквипотенциальности:  некоторые части мозга могут заменить поврежденные части при формировании и хранении воспоминаний

вспышка памяти:  исключительно четкое воспоминание о важном событии

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Части мозга, связанные с памятью – психология

Память

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объясните функции мозга, связанные с памятью
  • Знать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка

Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства инграммы: группы нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Во-первых, Лэшли (1950) обучали крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозге крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.

Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотезу эквипотенциальности: если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 19).50). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Эрик Кандел, например, десятилетиями работал над синапсом, базовой структурой мозга и его ролью в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).

Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора ([ссылка]).

Миндалевидное тело вовлечено в страх и воспоминания о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.


Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная задача миндалевидного тела — регулировать такие эмоции, как страх и агрессия ([ссылка]). Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.

Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти ([ссылка]). Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими связанными воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.

Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.

Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать неявные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность) благодаря вашему мозжечку ([ссылка]). Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дают дуновение воздуха. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).

Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).

По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19).96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.

Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теорией возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.

Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии ([ссылка]). Где вы были, когда впервые услышали о 9/11 терактов? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что среди тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.

Большинство людей помнят, где они были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)


Неточные и ложные воспоминания

Точность воспоминаний-вспышек с течением времени может снижаться, даже при очень важных событиях. Например, по крайней мере в трех случаях, когда президента Джорджа Буша спросили, откуда он узнал о терактах 11 сентября, он дал неверный ответ. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:

Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я видел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ​​ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)

Вопреки тому, что вспоминал президент Буш, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Первый самолет не был снят на видео, потому что это было обычное утро вторника в Нью-Йорке, пока не врезался первый самолет.

Некоторые люди объясняли неправильное воспоминание Бушем об этом событии теориями заговора. Однако есть гораздо более мягкое объяснение: человеческая память, даже память-вспышка, может быть хрупкой. На самом деле память может быть настолько слабой, что мы можем убедить человека в том, что с ним произошло событие, даже если его не было. В исследованиях участники исследования вспомнят, что слышали слово, даже если никогда не слышали его. Например, участникам дали список из 15 слов, связанных со сном, но слова «сон» в нем не было. Участники вспомнили, что слышали слово «сон», хотя на самом деле они его не слышали (Roediger & McDermott, 2000). Исследователи, обнаружившие это, назвали теорию в честь себя и коллеги-исследователя, назвав ее парадигмой Диза-Редигера-Макдермотта.

Начиная с Карла Лэшли, исследователи и психологи искали инграмму, которая является физическим следом памяти. Лэшли не нашел инграмму, но предположил, что воспоминания распределены по всему мозгу, а не хранятся в одной конкретной области. Теперь мы знаем, что три области мозга играют важную роль в обработке и хранении различных типов воспоминаний: мозжечок, гиппокамп и миндалевидное тело. Работа мозжечка заключается в обработке процедурных воспоминаний; в гиппокампе кодируются новые воспоминания; миндалевидное тело помогает определить, какие воспоминания хранить, и играет определенную роль в определении того, где хранятся воспоминания, в зависимости от того, имеем ли мы сильную или слабую эмоциональную реакцию на событие. Сильные эмоциональные переживания могут вызвать высвобождение нейротрансмиттеров, а также гормонов, которые укрепляют память, поэтому память на эмоциональное событие обычно сильнее, чем память на неэмоциональное событие. Об этом свидетельствует так называемый феномен вспышки памяти: наша способность запоминать важные жизненные события. Однако наша память на жизненные события (автобиографическая память) не всегда точна.

Этот физический след памяти известен как ________.

  1. инграмма
  2. Эффект Лэшли
  3. Парадигма Диза-Редигера-Макдермотта
  4. эффект памяти фотовспышки

A

Исключительно ясное воспоминание о важном событии – это (an) ________.

  1. инграмма
  2. теория возбуждения
  3. память-вспышка
  4. гипотеза эквипотенциальности

С

Что может случиться с вашей системой памяти, если вы повредите гиппокамп?

Поскольку ваш гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки ваших явных воспоминаний, повреждение этой области может привести к тому, что вы не сможете обрабатывать новые декларативные (эксплицитные) воспоминания; однако даже с этой потерей вы сможете создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность).

Опишите вспышку памяти о важном событии в вашей жизни.