Паралингвистические невербальные сигналы: 5.3. Паралингвистика, невербальные средства и деловая коммуникация
5.3. Паралингвистика, невербальные средства и деловая коммуникация
Паралингвистика
Средства невербальной коммуникации
Что такое энергетика речи?
Деловая коммуникация
Эффективность делового общения определяется умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. взгляд партнера, его мимику, жесты, а также тембр и темп речи. Однако не все или не в полной мере могут контролировать собственные жесты, мимику, позы. Глаза, движения часто выдают человека, являются своего рода каналами утечки информации. Психологи считают, что в процессе общения непосредственно слова несут 10% информации. По мнению Франсуа Сюдже (автора книги «Правда о жестах»), в 55% случаев информация поступает через жесты, мимику, а в 38% — через интонацию. Б. Шоу в предисловии к своему сборнику пьес отмечал, что существует 50 способов сказать слово «да» и 500 — слово «нет». Великий русский писатель в знаменитой эпопее «Война и мир» дал словесное описание 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз; справедливо полагая, что глаза — зеркало души человека. В деловой коммуникации каждый участник «наблюдает за наблюдателем», следит за производимым впечатление и за невербальным поведением партнера.
Паралингвистика (греч. рara — около) изучает совокупность невербальных средств, включенных в речевое сообщение и передающих, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию. Различают три вида паралингвистических средств:
фоноционные. К фоноционным относят тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнения пауз («э-э», «м-м » и др.), особенности произношения звуков;
кинетические. К кинетическим относят жесты, тип выбираемой позы, мимику;
графические. Графические средства — это почерк, способы графических дополнений к буквам, их заменители, символы.
Умение «считывать» невербальные сигналы дает деловому человеку следующие преимущества: 1) он может распознавать затруднения, возникающие на уровне отношений при самом их зарождении: «перехватить» сигналы о них, перестроиться по ходу разговора, изменить тактику ведения беседы; 2) он может перепроверить правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения (например, выступили слезы: они могут быть при страдании и боли, а могут быть слезами радости и пр.). Все это сказывается на эффективности делового взаимодействия. Вот реальная история. Некий советник в течение нескольких недель вел переговоры с одной фирмой. Речь шла об инвестициях в его собственное предприятие в 200 000 марок. На решающей встрече в тот момент, когда советник произнес слово «стоимость», он отчетливо заметил сразу несколько оборонительных сигналов: во-первых, партнер отвел глаза в сторону; во-вторых, резко откинулся на спинку вращающегося стула и, в-третьих, развернулся на нем в сторону от советника.
Паралингвистические средства общения
Существенный коммуникативный фактор общения – использование паралингвистических средств общения (от греч. par – «около» и «лингвистика») – невербальных (неречевых) средств передачи информации.
Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и
Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.
Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо – все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.
Мимические движения подразделяются на:
- мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;
- активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др. ;
- пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
- мимику ориентировочно-исследовательской направленности;
- подражательные мимические выражения;
- мимику удовольствия-неудовольствия;
- маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.*
Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. В жестах проявляются внимание и уважение, пренебрежение и презрение, властность и высокомерие. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно.
Так, в процессе лжи (особенно если человек сам осуждает эту ложь) возникает характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица – происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты – прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, почесывание шеи, оттягивание воротника и др.
(В полицейской практике давно замечено, что ложные показания труднее давать при хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица и легче всего солгать по телефону.) Открытость и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони – жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка – сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками – о враждебном отношении.Закройте глаза и спрячьте руки, если вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, – к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека.
Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, – один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.
В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.
Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Бегающий или «липкий» взгляд свидетельствует о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и малокультурности.
Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.
На начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе формируют возникновение психологического (коммуникативного) контакта. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.
Вербальные и паравербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Многие эмоционально-экспрессивные проявления могут быть подсознательными и выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.
В процессе общения широко используется обратная связь – реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит и в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.
Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.
Невербальная коммуникация: Параязык
Изучение невербальной коммуникации делится на три основные области.
Параязык — то, как мы говорим то, что говорим.
Кинесика-язык тела и выражение лица.
Проксемика – как используется физическое пространство.
Изучение Параязыка сосредоточено на том, как мы говорим то, что говорим.
Два идентичных вербальных сообщения могут иметь совершенно разные значения, в зависимости от тона голоса.
Здесь я хотел бы добавить, что во время разговора, помимо слов, многое передается тембром голоса говорящего, темпом речи, высотой тона и ударением в словах.
То, как вы произносите предложение, может изменить его смысл, играя с ударением на определенных словах.
Слушатели могут интерпретировать различные значения любого предложения в зависимости от тона, громкости, высоты тона и других невербальных сигналов.
Существуют различные компоненты Paralanguage-
1. Голосовые качества
2. Голосовые квалификаторы
3. Голосовые характеристики
4. Голосовое разделение
громкость, высота тона, ритм, скорость речи, произношение и произношение.
Давайте посмотрим на громкость и ее роль в общении.
* Является важным параметром эффективного общения — иногда люди говорят громче, чтобы привлечь внимание аудитории.
* Громкая (слишком громкая) речь может мешать или раздражать, очень тихая речь будет препятствовать эффективному общению.
Громкость вашего голоса должна соответствовать ситуации.
Высота голоса:
Это ответ на наши эмоции. Визг указывает на волнение или нервозность и гнев, в то время как низкий тон требует внимания и уважения.
Уровень громкости играет жизненно важную роль, показывая аудитории, что вы контролируете ситуацию или нет.
Ритм :
Речь идет о паттерне и музыке вашего голоса.
Плавный ритм создаст впечатление уверенного в себе оратора с авторитетным настроем. С другой стороны, нарушение ритма может означать отсутствие ясности и подготовки.
Скорость речи:
Люди говорят в среднем около 150 слов в минуту.
Быстрая речь означает, что вы говорите нервно и нетерпеливо, в то время как медленная речь звучит скучно и невежественно.
Произношение и произношение:
Произношение играет решающую роль в формировании имиджа человека. Да, это варьируется от страны к стране, поэтому лучшим решением было бы принять четкий способ произнесения слов, понятный каждому.
Произношение заключается в правильном произношении звука и внимании к словесному ударению и высоте тона.
Произношение — это то, насколько правильно произносится слово. Он имеет дело с движением рта и скоростью речи.
Плохая дикция указывает на небрежность, в то же время чрезмерно точная дикция может показаться искусственной/фальшивой.
Вокальные характеристики:
Слышимые звуки, такие как плач, свист, прочищение горла, вздохи, все эти слышимые звуки служат для сообщения чего-либо, называются вокальными характеристиками.
Замечание и понимание этих звуков может помочь улучшить #общение.
И последнее, но не менее важное:
Вокальные сегрегации:
Вокальные сегрегации также называются «наполнителями».
Умммм……, Ах……, Э-э-э…….., я имею в виду…., Вообще-то…. , понимаете….. И т. д.
Это неуклюжие компоненты речи, и их следует избегать как можно чаще.
Эти пустые наполнители указывают на неуверенность и отсутствие ясности.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Components of non-verbal Communication: Paralanguage
Параязык: определение, основные характеристики и примеры
Параязык — это технический термин для обозначения голосовых сигналов, сопровождающих произносимые слова. Он касается звука голоса и диапазона значений, которые люди передают своим голосом, а не словами, которые они используют.
Значение того, что вы выражаете, частично содержится в словах, которые вы произносите, но то, как вы это говорите , также содержит мощные значения.
Например, слово «да» может иметь совершенно разные значения, даже в одном и том же предложении, в зависимости от того, как оно произносится — искренне или с сарказмом.
- «Как» — вы что-то говорите — называется параязыком, который включает вашу сознательную или бессознательную интонацию, акцент, высоту , темп, паузу, тишину, ударение, словесное и слоговое ударение.
- По сути, параязык — это ваш голос без слов, которые вы говорите. Опять же, это обозначает тон (звук) вашего голоса. Звук вашего голоса сообщает окружающим о вашем эмоциональном состоянии, отношении, статусе, личности и т. д.
Тон вашего голоса может помочь вам передать то, что вы хотите передать, или раскрыть мысли, которые вы хотите скрыть. Это может усилить или опровергнуть слова, которые вы говорите. То, как вы говорите, влияет на то, как другие интерпретируют ваши намерения, а также на то, насколько заслуживающими доверия, умными или привлекательными они вас считают. Имея это в виду, вы можете оценить себя, ответив на следующие вопросы:
- Мой голос усиливает или ослабляет впечатление, которое я производю?
- Мой голос поддерживает или противоречит моему предполагаемому смыслу?
- Если бы я взаимодействовал со мной, хотел бы я слушать звук своего голоса?
Параязык, вкратце, представляет собой невербальный код того, как мы что-то говорим, а не того, что мы говорим. Двумя основными категориями параязыка являются вокальные характеристики и вокальные помехи.
Вокальные характеристики
Вокальными характеристиками являются высота тона (высокий или низкий голос), громкость (насколько громко или тихо вы говорите), темп (скорость, с которой вы говорите) и качество голоса (насколько приятно или неприятно звучит ваш голос). Каждая из этих характеристик влияет на впечатление о вас других людей. Например, громкий голос обычно ассоциируется с агрессивностью; о людях, которые говорят быстро, говорят, что они нервничают.
Голосовые помехи
Вокальные помехи — это звуки и слова, которые мы используем, когда колеблемся или не уверены в правильности слова. Мы все время от времени используем «э», «эээ», «ну» и «вы знаете», чтобы показать, что мы ищем нужное слово. Но такие помехи могут стать проблемой, если они появляются слишком часто, поскольку они могут нарушить концентрацию и понимание вашего слушателя. Нерешительность можно разбить на 90 113 заполненных 90 114 пауз, также известных как вокализованные паузы, такие как «гм», «э-э», «ах» и «э-э»; и пустые паузы, состоящие из тишины.