Педагог психолог девиантного поведения – Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной.

Содержание

Методическая разработка (психология) по теме: Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Карта наблюдения Стотта

Вступительный комментарий

Метод наблюдения в исследовании личности имеет большие возможности, но, к сожалению, его потенциал зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность зачастую используется явно недостаточно. Необходимо сказать, что педагогическая деятельность по своей сути такова, что педагогу вольно или невольно приходится наблюдать личность учащегося в том или другом виде деятельности, разных ситуациях общения и поведения.

Иногда считают, что метод наблюдения не позволяет четко структурировать и формализовать информацию. Однако на самом деле этого легко достичь, для этого разработаны различные методики, схемы. Вашему вниманию предлагается методика «карта наблюдения Стотта», которая и является одной из таких методик.

Эта методика предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников:

которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) — это так называемые «трудные дети».

Которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов — особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК). В каждом СК есть перечень особенностей поведения ребенка. Каждый СК пронумерован и имеет собственное название

Как заполнять

1. При заполнении карты наблюдения необходимо взять бланк (таблица 1) и отметить наличие какой-либо особенности поведения знаком «+», а его отсутствие знаком «-».

2. Каждая особенность поведения имеет неодинаковый информативный вес (за одну особенность поведения дается 1 балл, за другую — 2 балла), поэтому необходим перевод первичных показателей в сырые баллы (таблица 2).

3. В каждом СК баллы по образцам поведения суммируются. Т.е. каждый СК получает определенное количество баллов.

4. Затем баллы по каждому СК переводятся в проценты. Проценты показывают насколько сильно выражен определенный СК от максимально возможной выраженности. Для перевода в проценты пользуются таблицей 3.

5. Для каждого СК числовые шкалы (от 0% до 100%) разбиты на пять интервалов:

0-20% — слабая выраженность данного качества.

20-40% — заметная выраженность.

40-60% — сильная выраженность

60-80% — очень сильная выраженность.

80-100% — чрезмерная выраженность качества, когда оно уже перерастает в другое качество (например, бережливость перерастает в жадность).

Карта наблюдения

—————1—————

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть послушным.

6. Лжет от страха.

7. Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.

10. Имеет только одного хорошего друга и можно сказать, игнорирует других одноклассников.

11. Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учителем.

12. Не приближается к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то.

14. Легко становится «нервным », плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко отказывается от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

17. Очень мало разговаривает, «слова из него не вытянешь».

—————2—————

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.

3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляется отсутствие интереса во время свободных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.

9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы чем-нибудь расстраиваться

16. Взгляд «равнодушный».

17. Всегда ленив в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит не выразительно, бормочет.

20. Вызывает усталость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

—————3—————

1. Никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров, «замкнут» в себе.

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невозможно «приблизиться».

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

—————4—————

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителям.

5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.

10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различны ми мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно своей особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает никаких стараний со своей стороны в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внимание взрослых и приобрести их симпатию.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

—————5—————

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто находится в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, когда просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда избегает этого.

8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впечатление человека, умышленно плохо выполняющего работу.

11. Портит общественную и частную работу.

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.

15. Негативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.

18. Всегда на что претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.

20. Очень не послушный, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительны ми типами».

23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

—————6—————

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Проявляет наклонность «прикидывается дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе.

13. Нравится портить общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

—————7—————

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людьми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашнее задание у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен и недружелюбен.

—————8—————

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается, использует опасные предметы в качестве орудия драки).

—————9—————

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, который для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неудачах.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши книги, другие предметы.

6. Безответственный в ручной работе.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокойный, чтобы мог работать в одиночку.

9. Не может в классе быть внимательным или слишком долго на чем-то сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно короткий срок.

11. Слишком беспокойный, чтобы запоминать указания или замечания, полученные от взрослых.

—————10—————

1. Играет игрушками, слишком детским для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.

3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.

4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с детьми более младшего возраста.

6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.

7. Другие дети докучают ему (он является «козлом отпущения»).

8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как отверженный.

—————11—————

1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Выполняет бесцельные движения руками, имеют место разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

—————12—————

1. Часто отсутствует в школе — полдня или целый день.

2. Отсутствует в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ребенка в школе (например, заболел).

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит очень плохо питающимися.

7. Гораздо некрасивее других детей.

—————13—————

1. Очень отстает в учебе.

2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстников.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Просто глупый.

—————14—————

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

—————15—————

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеванию ушей.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

—————16—————

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

1. НД = «недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям».

Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. Выражена чрезмерная чувствительность, ранимость.

2. О = «ослабленность».

Проявления апатии, пониженного настроения. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлением энергетичности и активности. Симптомы 9-20 говорят о более выраженной депрессии.

3. У = «уход в себя».

Избегание контактов с людьми, самоустранение. Реакция защиты по отношению контактов с другими, не принимает проявляемую другими симпатию.

4. ТВ = «тревога за принятие взрослыми».

Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 — ребенок старается убедиться, принимают ли его взрослые. Симптомы 7-10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослых. Симптомы 11-16 — проявляет большое беспокойство о том, принимают ли его взрослые.

5. НВ = «неприятие взрослых».

Проявляется в различных формах, от избегания учителя, подозрительности, до неконтролируемой враждебности.

6. ТД = «тревога за принятие детьми».

Беспокойство и неуверенность в том, нравится ли он другим детям и проявляют ли они к нему интерес. Иногда может принимать форму открытой враждебности.

7. А = «асоциальность».

Недостаток социальной нормативности. Связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая выражается в различных нормах негативизма. Симптомы 1-5 — отсутствие старания понравиться взрослым, безразличность и незаинтересованность в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 — у более старших детей эти симптомы могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 — отсутствие моральной «щепетильности» в мелочах.

8. КД = «конфликтность с детьми».

Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Слабая выраженность может указывать на то, что ребенок хочет установить или сохранить хорошие отношения с детьми, но выбирает неверные способы.

9.Н = «неусидчивость».

Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания. Неприспособленность и избегание долговременных усилий.

10. ЭН = «эмоциональная незрелость».

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмонациональному перенапряжению (стрессам). Проявление тревожности в поведении, склонности к слезам.

11. НС = «невротические симптомы».

Включают признаки невроза, преимущественно неврозо-навязчивых состояний: частое моргание, обгрызывание ногтей, сосание пальцев и т.д.

12. С = «среда».

Сигнализирует о том, что ребенок растет в неблагополучной среде, прежде всего семейный круг.

13. УР = «умственное развитие».

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего уровня умственного развития.

14. СР = «сексуальное развитие».

Фиксирует общую оценку темпам и направленности полового развития.

15. Б = «болезнь».

Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание ребенка, но, конечно, нельзя поставить точный диагноз.

16. Ф = «физическое развитие».

Обращает внимание на ненормальности телосложения, слабое зрение и слух.

Имя, Фамилия ______________________ Возраст _______________Дата ________ Класс _______________

Нарушения

Неприспособленность

НД

Д

8

У

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16

ВВ

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

12

14

15

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

2

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

7

8

9

10

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

НС

2

3

4

1

5

6

7

С

1

2

3

4

5

6

7

СР

1

2

3

УО

1

2

3

4

5

6

7

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ф

1

2

4

5

3

nsportal.ru

Вузы России со специальностью педагогика и психология девиантного поведения – 44.05.01

Наилучший результат – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 20 вузов со специальностью 44.05.01. «Педагогика и психология девиантного поведения» занимает 175-ое место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

Сортировать по

возраст

264 года

ранг в РФ | рейтинг

1-ый 647

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • Факультет психологии

  • обществознание, русский язык, математика, обществознание (дополнительный экзамен)

ранг в РФ | рейтинг

11-ый 557

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • математика, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

59-ый 491

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • математика, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

65-ый 486

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет

    профиль «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

  • Институт психологии; факультет психологии образования

  • биология, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

84-ый 472

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет

    профиль «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

  • институт психологии (ИП)

  • обществознание, математика, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

90-ый 467

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • Педагогический факультет

    кафедра «Социальная педагогика и психология»

  • история, обществознание, русский язык

возраст

23 года

ранг в РФ | рейтинг

107-ой 458

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет

    профиль «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

  • факультет «Юридическая психология»

    кафедра «Юридическая психология и право»

  • математика, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

129-ый 450

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • история, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

136-ой 447

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • факультет психологии и педагогики

  • обществознание, история, русский язык

возраст

84 года

ранг в РФ | рейтинг

158-ой 440

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет

    профиль «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

  • факультет психологии(ФП)

  • русский язык, биология, обществознание

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет

    профиль «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»

  • факультет психологии(ФП)

  • русский язык, биология, обществознание

ранг в РФ | рейтинг

178-ой 433

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • математика, обществознание, русский язык

ранг в РФ | рейтинг

180-ый 431

  • 44.05.01 – Педагогика и психология девиантного поведения специалитет 5,5 лет
  • обществознание, русский язык, история

Вузы со специальностью 44.05.01 в городах РФ:

Москва(6) остальные (20)

vuzoteka.ru

Педагогика и психология девиантного поведения

Уважаемые посетители сайта!

На факультете «Юридическая психология» в 2011 году открыта подготовка по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» в рамках Психолого-педагогического направления, в разработке стандарта которой приняли участие сотрудники нашего факультета, разработавшие в нем три специализации : 


Введение данной новой специальности направлено на кадровое обеспечение мер, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, помимо  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Поэтому специалист по профилактике, сопровождению и коррекции лиц с девиантным поведением будет востребован, прежде всего,  в образовательных учреждениях,  в различных системах, службах и ведомствах.

В соответствии с Приказом МО РФ, выпускник данного профиля может занимать различные должности,  предусмотренными следующими профессиональными стандартами: Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (ПС 03.006), Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере (ПС 03.007) , Психолог в социальной сфере (ПС 03.008), Специалист по работе с семьей (ПС 03.009)

Обучение реализуется с участием всех кафедр факультета: «Юридической психологии»; «Клинической и судебной психологии»; «Медиации в социальной сфере» и с привлечением основных баз практики факультета. Кроме того, мы приглашаем Вас принять участие в работе Школы юридического психолога, где значительный круг вопросов будет связан с данным направлением подготовки.

Прошедший в МГППУ Конкурс практических работ в области профилактики, сопровождения и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов силовых структур и социальной сферы г. Москвы (ГУВД, УФСИН, Департамента образования, Департамента социальной защиты населения, Департамента семьи и молодежной политики) показал значительную потребность и высокую заинтересованность данных ведомств в специалистах по педагогике и психологии девиантного поведения.

Представленные на конкурс практические работы были высоко оценены жюри и подтвердили преемственность реализуемой факультетом специализации «юридическая психология» и новой программы подготовки по образовательному стандарту «Педагогика и психология девиантного поведения».

Для создания дополнительных возможностей в реализации компетентностного подхода в новом ФГОС 44.05.01 (050407.65) «Педагогика и психология девиантного поведения» введена новая форма учебных занятий – «Специальная подготовка», которая является формой трансляции новейших научно-методических разработок выпускающей кафедры силами студентов и преподавателей в практику работы, ускоряя тем самым инновационные процессы базовых организаций социальной сферы с привлечением ресурсов которых эта подготовка и будет осуществляться. Заседанием Президиума Совета УМО от 23.03.2012 (приложение №6 к протоколу №1) утверждено «Примерное положение о специальной подготовке специалистов» для учрежденией социальной сферы.

 

 

Уважаемые АБИТУРИЕНТЫ!

Обращаем Ваше внимание, что с 2011 года на факультете открывается набор на специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» 44.05.01 (050407.65), Специализация – «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»

 

(ЕГЭ : 1) русский язык, 2) математика, 3) обществознание)

Получающим высшее образование по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения предоставляется возможность параллельного обучения по образовательной программе профессиональной переподготовки «Психологические технологии работы с различными формами отклоняющегося поведения». По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.

 

www.jp.mgppu.ru

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением

Индивидуальная программа работы педагога-психолога с подростком с девиантным поведением.

Свирина Мария Андреевна

(педагог-психолог)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41» (ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Г.Москва

Содержание:

  1. Пояснительная записка. 3

  2. Основные принципы построения и реализации программы. 6

  3. Формы организации работы с подростком. 7

  4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА:

— 1. Диагностические процедуры в программе. 8

— 2. Коррекционно-развивающая работа с подростком. 9

— 3.Формирование положительной нравственной направленности. 11

— 4.Содержание индивидуальной работы с подростком. 13

— 5.Работа с педагогами. 14

5. Список литературы. 17

Пояснительная записка

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации подростков остается профилактика и коррекция их девиантного и делинквентного поведения.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинквентное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к людям, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

Психолого-педагогические исследования позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей подростков: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гормональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих, как взрослых, так и сверстников.

Проведенное психологическое обследование подростков с девиантным поведением позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении подростка, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростка, что препятствует его дальнейшей благоприятной социальной адаптации.

В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях образовательного учреждения  программы работы с трудным подростком по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения, а также пропаганды здорового образа жизни, что в дальнейшем, поможет ему успешно интегрироваться в социум.

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации подростка.

Задачи:

  1. Коррекция агрессивного поведения;

  2. Формирование положительной нравственной направленности личности;

  3. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;

  4. Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;

  5. Обучение способам  саморегуляции, релаксации;

  6. Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростком следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;

  • о приёмах саморегуляции, релаксации;

  • об индивидуально-личностных особенностях;

  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;

  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями: 

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;

  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;

  • овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;

  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;

  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;

  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;

  • учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;

  • взаимосвязь этапов реализации работы;

  • комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью; 

  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;

  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии ребенка и не использует результаты работы ему во вред. 

Формы организации работы с подростком:

1. Индивидуальная коррекционная работа с подростком – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте.

2. Консультативная работа с родителями и педагогами школы с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок».

Основные направления работы.

  • Диагностические мероприятия с подростком;

  • Коррекционно-развивающие занятия с подростком;

  • Профилактическая работа;

  • Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

1. Диагностические процедуры в программе:

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска»  является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности подростка

Название, автор

Цель

Рисунок человека (К.Маховер)

Особенности личности

Тест Филлипса

Диагностика свойств личности

Опросник Леонгарда

Акцентуации характера

ТестАйзенка«Самооценка психических состояний»

Тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность

Шкала тревожности Кондаша

Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности

Опросник С.Шварца

Ценностные ориентации

Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю,Л, Ханина.

Диагностика  свойств  личности  и  психических  состояний

Методика «Пословицы» С.М.Петровой

Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Опросник Басса-Дарки

Агрессивность, враждебность

Тест Айзенка «Тип темперамента»

Особенности темперамента человека

Проективные методики «Прогулка по лесу». Дверь в душу», «Коллективный рисунок»

Изучение эмоциональных, мотивационных и межличностных характеристик личности подростка.

Методика  экспресс-диагностики  характерологических  особенностей

Диагностика  профессиональной  ориентации.

2. Коррекционно-развивающая работа с подростком:

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростка.

Задачи

Содержание

1.

Коррекция и развитие самопознания, саморегуляции. Изучение взаимосвязей телесного и психологического.

Психологический тренинг. Арт-терапия. «Тело. Душа. Разум. Эмоции». Какой твой порядок?

2.

Коррекция стрессового состояния и агрессивного поведения.

Тренинги: «Как научиться не унывать». «Все познается в сравнении», «Пойми меня».

3.

Развитие когнитивных способностей; внимания, памяти, мыслительных операций.

«Планета Земля. Мир без людей». Научно-документальный фильм. Анализ данных и обсуждение.

4.

Формирование положительной нравственной направленности.

Психологические занятия: «Позитивный взгляд на будущее»,  «Вопросы взросления», «Школа доброты».

5.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения.

Тренинги «Мы уже не дети, но еще не взрослые». «Взросление – ответственность», «Влюбленность в подростковом возрасте». «Что плохо, а что хорошо».

6.

Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я — концепции», уверенности в себе.

Психологические занятия и тренинги: «Я – полноценная личность», «Одиночество: за и против», «Мечта и страх», «Когда я один».

7.

Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Тренинг «Мы вместе», «Есть хорошие друзья!».

8.

Обучение способам саморегуляции и релаксации, снятия негативных эмоций.

Тренинги с элементами арт-терапии и сказкотерапии.«Изобрази свое «Я»; «Инь — Янь: добро и зло во мне»; «Умей управлять собой».

3.Формирование положительной нравственной направленности:

Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.

Задачи:

  • создание собственного отношения к жизни;

  • формирование нравственных основ личности;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

  • изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей подростка;

  • формирование внутренней потребности к самосовершенствованию;

  • расширение культурного кругозора;

  • развитие культуры этического мышления;

  • развитие способности морального суждения и оценки;

  • развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;

  • обучение подростка сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

Тематический план занятий-бесед с подростком

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Воспитание человечности. Настоящая мудрость.

1

2.

Кто достоин уважения. Как стать лучше.

1

3.

Разговор о совести. Помогаем другим.

1

4.

Красота души. Учимся видеть хорошее.

1

5.

Золотое правило жизни. Умение прощать.

1

6.

Тропа милосердия. Сила любви.

1

7.

Как стать счастливым.Жизнь в единстве.

1

8.

Быть ответственным. Разговор о совести.

1

4.Содержание индивидуальной работы с подростком:

Цель

Игры и упражнения

Формирование положительной устойчивой «Я-концепции».

«Мой портрет в лучах солнца»;

«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ.

«Автобиография». Самоанализ

«Мой темперамент». Диагностика.

«Мой характер». Тест Айзенка.

«Тип личности». Тест «Шесть рек»

«Мои чувства, мысли и желания»»;

«Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни»

«Хочу, могу, надо». Самовоспитание

«Как стать лучше. Приёмы самовоспитания»

«Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

«Копилка обид»; «Грустные мысли»;

«Лист гнева»; метание дротиков в мишень;

«Подушка-колотушка».«Воздушный шар»

Обучение способам релаксации и саморегуляции.

«Розовый куст»; «Камень у ручья»;

Аутогенная тренировка; «Маяк»,

«Поплавок»; «Передача энергии»

«Ритмичное дыхание», «плавное дыхание».

Самовнушение. Позитивные установки и др.

5.Работа с педагогами:

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Задачи:

  1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.

  2. Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).

  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)

  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).

  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!

  • Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).

  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.

  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).

  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

3. Включение подростка в работу секций, кружков.

4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Симптомы нарушений

Задачи развития

Методы развития

Нарушение взаимодействия со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

Список литературы

1.Бадмаев, С. А.

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С. А. Бадмаева. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997. – 240 с.

2. Белкин, А. С.

Внимание – ребёнок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А. С. Белкина. – Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во,1981. – 125 с.

3. Бодалёв, А. А., Столин, В. В.

Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалёва, В. В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 стр.

4. Личко, А. Е.

Основные типы нарушителей поведения у подростков. Патологические нарушения поведения у подростков [Текст] / А. С.Личко. – Л., 1973, — 216 с.

5. Мадорский, Л. Р., Зак, А. З.

Глазами подростков [Текст]: кн. для учителя / Л. Р. Мадорского, А. З. Зак. – М.: Просвещение, 1991. – 95 с.

6. Немов, Р. С.

Психология. [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования / Р. С. Немова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, — 1994. – 496 с.

7. Психологические тесты [Текст] /Под ред. А. А. Карелина: В 2т. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.1. – 312 с.: ил.

8. Психолоигчксие тесты [Текст] / Под ред. А. А.Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – т.2. – 248 с.: ил.

9. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.

10. Семенюк, Л. М.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст]: учебное пособие / Л. М.Семенюк. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 96 с.

multiurok.ru

Приглашаем на специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» — Новости

Вниманию тех, кто сдавал ЕГЭ по предметам: история, обществознание, русский язык! Приглашаем на перспективную специальность «Педагогика и психология девиантного поведения».

Окончив нашу специальность, вы станете высококвалифицированным специалистом с обширными возможностями трудоустройства как в области юриспруденции, так и в области психологии и педагогики, социальной сфере.

  1. Юриспруденция.

Должность: инспектор по делам не совершеннолетних.

Выявление лиц, совершающих в отношении детей противоправные деяния, а также родителей или законных представителей детей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию обучению и содержанию. Сбор материалов, являющихся основанием для лишения родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми или неисполнения обязанностей родителей. Выявление и ведение учета несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей. Работа с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел. Подготавка материалов о помещении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Выявление подростков, объявленных в розыск, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Участие в процессе дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними. Проведение мероприятий по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди детей подростков. Пресечение правонарушения и антиобщественных действия несовершеннолетних.

  1. Психология.

Должность: психолог в школе, социальный психолог, специалист психокоррекции, специальный психолог.

Восстанавление разрушенных или полностью утраченных бывшими несовершеннолетними заключенными общественных связей и отношений. Формирование в коллективах морально-психологического климата. Оказание помощи в решении межличностных конфликтов. Повышение психолого-педагогической и правовой грамотности взрослых, участие в воспитании детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.

  1. Социальная сфера.

Должность: специалист органов социальной защиты населения.

Оказание социально-правовой и психологической помощи семьям и детям из групп риска, а также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов, нормализация и коррекция отношений родителей и детей.

  1. Педагогика.

Должность: коррекционный педагог, педагог-конфликтолог, преподаватель, реабилитационный педагог.

Проведение психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних, устанавление причин поведения личности, причин кризиса. Проведение бесед и встреч с подростками и их семьями. Преподавание психолого-педагогических дисциплин в школах, колледжах и вузах.

www.psy.asu.ru

Психологическое сопровождение детей с девиантным поведением

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость — серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел (приложение 1 «Что такое трудный ребенок»).

В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.

Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

Специалисты службы сопровождения (педагог — психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:

Классный руководитель:

  • является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.

Социальный педагог:

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактическую и коррекционную работу в школе;
  • поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантнымповедением.

Психолог:

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.

Школьная медсестра:

  • исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  • организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
  • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
  • взаимодействует с лечебными учреждениями.

Эффективность реализации указанных задач во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения. Результаты такого изучения должны быть основой разработки программ профилактической и коррекционной работы со школьниками с девиантным поведением.

Критериями результативности работы службы сопровождения являются:

  • улучшение психологического здоровья воспитанников (получены положительные изменения результатов адаптации) в переходных периодах.
  • адекватный личностным особенностям выбор образовательного маршрута.
  • повышение авторитета школы в поселке (выбор школы будущими учениками.)

Ежегодно, на школьном ПМПк, психологами совместно с классными руководителями, социальными педагогами обсуждаются психолого-педагогические характеристики учащихся. Специалисты выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций. Происходит корректировка списка детей с девиантным поведением. По итогам проделанной коррекционно-развивающей работы за год, с учетом возникших проблем в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска» формируется список детей с девиантным поведением, который имеет следующую форму:

ФИО Год рождения класс Результаты обследования
1…        

Изучение личности школьников из этого списка, проводится с использованием «Карты развития» школьника. Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае. Карта состоит из нескольких составляющих.

Во-первых, после углубленного психологического исследования, на учащегося заполняется бланк психологической помощи ребёнку «группы риска» (приложение 2). Условно, информацию, отраженную в этой карте можно разделить на 3 блока:

  • сведения о самом ребенке и его семье;
  • результаты обследования;
  • заключение.

Оценка качеств личности и условия ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а также в процессе бесед и сбора независи

urok.1sept.ru

Работа психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению

Система работы психолога с учащимися, склонными к девиантному поведению

Чрезвычайно важным для своевременного начала психологической работы и наиболее эффективной коррекционной работы является раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев впервые выявляемого алкоголизма увеличилась за 10 лет среди детей 15-17 лет на 70,6%. Количество официально зарегистрированных наркоманий среди детей в возрасте 15-17 лет увеличилось в  4,1 раз, токсикоманий — в 3,3 раза. Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых людей юношеского возраста — это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

В этой статье мы наметим социально-психологическую модель профилактики и коррекции отклоняющих форм поведения подростков и молодых людей юношеского возраста в различных учебных заведениях: школе, профессиональном лицее, колледже и т. п. Для эффективной работы психолога необходимо уделить особо пристальное внимание профилактике возможных девиаций; в учреждениях начального и среднего профессионального образования особенно важно помочь учащимся в первые полгода после поступления в учебное заведение, то есть не упустить момент адаптации учащегося к новым условиям (помочь, заинтересовать, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача — переориентировать подростка на социально приемлемое проведение своего досуга. По мнению Д. Исаева (1997), именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению асоциального поведения». В частности, как исследователь в области аддиктивного поведения подростков, ученый отмечает, что «аддиктивное поведение можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, незрелостью механизмов копинг-поведения, невысокой стрессоустойчивостью. Особенности акцентуаций характера играют вспомогательную, иногда предрасполагающую роль в формировании аддиктивности».

Факторы, формирующие девиантное поведение

Среди факторов, способствующих девиантным формам поведения, по мнению М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука (2003), можно выделить объективные и субъективные.

Объективные факторы

К объективным факторам относятся условия микросоциальной среды, прежде всего три основные сферы жизнедеятельности: семья, школа и референтная группа.

Роль семьи в формирование девиантного поведения.

Устанавливается зависимость между неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями. Поданным нашего исследования, около 20% семей страдают алкоголизмом, 60% подростков воспитываются в неполных семьях, а у 12% вообще нет родителей, дети воспитываются дальними родственниками.

Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании отклоняющегося повеления. Например, нами было установлено, что безразличное отношение друг к другу в семье диагностируется у 30% учащихся, склонных к девиантному поведению, а плохие взаимоотношения, постоянные конфликты — у 46%.

Обосновываются способы влияния семейной среды на формирование личности: через подражание, через закрепление негативистических реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций подростка (Гурьева, Гиндикин, 1980).

В литературе приведены различные классификации и типологии негармоничных семей (Личко, 1983; Алмазов, 1986). Выделяются:

  1. неполная семья — отсутствие одного из родителей;
  2. деструктивная семья — характеризуется отсутствием взаимности в эмоциональных контактах;
  3. конфликтная семья — семья, в которой между ее членами происходят столкновения, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными состояниями;
  4. кризисная или распадающаяся семья — характеризуется наличием конфликтной ситуации, супруги занимают непримиримые позиции по отношению друг к другу, но продолжают жить вместе;
  5. распавшаяся семья — семья, в которой один из родителей сохраняет контакты с семьей, но живет отдельно от нее;
  6. невротическая семья — характеризуется наличием разногласий и длительных противостояний между супругами (Эйдемиллер, Юстицкис, 1990).

Такие семьи сами по себе не формируют девиантных подростков, но создают неблагополучный фон, который может способствовать возникновению различных девиаций.

Таким образом, семейная атмосфера, условия развития и воспитания, уровень образования в семьях учащихся (по нашим данным, у 88% учащихся из рабочих семей), материальный уровень (около 31 % семей находятся на грани бедности) могут выступать в качестве предусловия семейного неблагополучия и далее фактора риска возникновения отклоняющегося поведения. В литературе широко анализируются различные аспекты влияния семьи на подростка (Подосян, 1980; Степанов, 2001 и др.).

Роль школы в формирование девиантного поведения.

Среди деструктивных явлений школьной жизни следует отметить устойчивую практику отчисления из школ «неблагополучных»  учащихся без получения ими основного общего образования, перевод в другие образовательные учреждения (ПТУ, вечерняя школа). Следует отметить и акцент школы на образовательной функции, и ослабление внимания на осуществлении воспитательной функции, неудовлетворительное использование возможностей школы для организации досуга учащихся, отстраненность педагогов от проведения воспитательных мероприятий (формальная профилактическая работа), включения детей и подростков в систему социальных связей и отношений (Курбатова, 1981; Невский, 1985; Фельдштейн, 1999 и др.).

Кроме того, в ряде исследований подчеркиваются, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать фактором риска возникновения девиантного поведения. По данным В. В. Королева (1992), неудовлетворительная успеваемость отмечена у 85,2% несовершеннолетних правонарушителей. Также имеется ряд исследований, обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе (Личко, 1983 и др.). Статусная неудовлетворенность, невозможность занять удовлетворяющее (престижное) положение в школе среди педагогов и одноклассников часто является причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения успеваемости, ухода подростка в стихийную группу.

Таким образом, следует отметить, что особенно важно эмпатийное отношение психолога к учащимся, так как большинство из них не верят в свои силы, имеют неадекватную самооценку, неприязненно относятся к учителям и к учебному процессу вообще.

Референтная группа.

Наряду с влиянием важнейших институтов социализации семьи и школы, значимым фактором в формировании девиантных форм поведения является сфера межличностных отношений. Здесь речь идет, прежде всего, о контактах подростков со сверстниками (в структуре группы, дворовой компании и т. п.). Референтная группа становится «ведущим механизмом социализации», и именно она дает возможность удовлетворить характерную для подростков потребность в общении и, главное, позволяет самоутвердиться.

Однако утрата связи с системой позитивно ориентированных отношений в различных коллективах (класс, секция) способствует попаданию подростка в асоциальные стихийные группы с особой иерархией отношений, своими нормами и ценностями.

Таким образом, выраженная потребность подростка в общении со сверстниками (возрастные закономерности, «реакция группирования» по А. Е. Личко, 1983) и невозможность реализовать данные потребности в системе взаимоотношений с одноклассниками способствует вовлечению подростка в неформальные группы. В итоге неформальная группа может выступать звеном в цепи неблагополучия, следующим за неблагополучной семейной ситуацией и школьной дезадаптацией.

Субъективные факторы

К субъективным факторам относят те индивидуально-психологические особенности личности подростков, которые служат предпосылками различных асоциальных форм поведения. Мы выделяем следующие:

  1. нарушение адаптационного потенциала:  несформированность коммуникативных навыков, непринятие моральных норм и правил, принятых в обществе, неумение регулировать собственное поведение;
  2. несформированность самооценки (заниженная или завышенная самооценка), тревожность;
  3. нервно-психическая неустойчивость;
  4. акцентуации характера.

На ту же тему:

5psy.ru