Педагогическая компетентность педагога это – Учебно-методический материал на тему: Компетенции и компетентность педагога.
Профессиональные компетенции педагога в образованииОсобое место в процессе реформирования российского образования, первоочередно в сфере введения стандартов нового поколения, отведено личности педагога, который должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности учащихся. Компетенции педагога в современном образовательном контексте следует понимать как способность учителя создать учебно-воспитательные условия, гарантирующие образовательный успех каждому обучающемуся через развитие его личностных, интеллектуальных и творческих способностей в рамках актуальных социально-экономических реалий. Развитие педагогических компетенций целесообразно ввиду актуализации следующих профессиональных задач, стоящих перед каждым учителем:- обеспечение интеграции предметных и психолого-педагогических знаний в единый комплекс, способствующий решению текущих практических задач;
- реализация имеющихся знаний и навыков ведения учебно-воспитательной работы в единстве стратегических — образовательной, воспитательной и развивающей — целей обучения;
- умение донести до школьников ценность знаний в свете возможности их применения в значимых жизненных ситуациях, в том числе для достижения личностного и профессионального успеха.
Компетенции педагога — базис современной системы образованияОдной из главных тенденций последних лет стал последовательное смещение акцентов в сфере образования от знаниево-ориенитированного к компетентностному подходу, который, хоть и предъявляет повышенные к требованию к уровню знаний, умений и навыков выпускников современной школы, но вместе с тем не может быть реализован при отсутствии комплекса необходимых компетенций у педагога . Несмотря на существующую поддержку введения ФГОС со стороны авторов стандартов и ведущих методистов (регулярное обновление методических рекомендаций, тематических пособий), анализ документации школ и целевые опросы педагогов подтверждают недостаточный уровень готовности учителей и школьного руководства к реализации новой учебно-воспитательной парадигмы.Непрерывное обучение педагога влияет на качество образовательного процесса. Чтобы обеспечить постоянный профессиональный рост, учителям важно регулярно повышать квалификацию. Например, в Школе Менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую интересующую тему. Материалы курсов постоянно обновляются, что позволяет всегда быть в курсе изменений и новых подходов к обучению школьников. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно здесь. Дополнительное профессиональное образование руководителя: обязанность или необходимость? Значимым фактором, обуславливающим сохранение актуальной ситуации в образовательной среде, остается сохранение традиционной практики преподавания в педагогических вузах, основанной на идее раздельного освоения предметных дисциплин, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания. Сложность быстрого объединения знаний в разрозненный комплекс вынуждает вчерашних выпускников с первых моментов вступления в профессию искать практические методы, в качестве которых наиболее часто используются устаревшие методики, подсознательно взятые из личной практики школьного обучения. Таким образом, проблема формирования компетенций в образовании остается актуальной как для начинающих, так и для опытных специалистов, что требует внедрения ряда организационно-методических мер.Отдельно следует отметить следующее: ввиду того, что современное образование развивается в режиме инновационного поиска, формирование педагогических компетенций, соответствующих требованиям времени, не может быть реализовано без усиления непрерывного профессионального развития, базирующего на участии в тематических семинарах, мастер-классах, самостоятельном изучении методических разработок, прохождения курсов повышения квалификации. Профессиональные компетенции педагогаВ условиях последовательного пересмотра традиционных практик выявления квалификационного уровня педагога и подготовки к переходу на требования профстандарта в образовании целесообразна комплексная дифференциация профессиональных навыков и умений практикующих учителей. Профессиональные компетенции педагога целесообразно оценивать в комплексе, выделяя особенности личностной и деятельностной направленности. В рамках этих двух больших групп, которые целесообразно считать ключевыми компетенциями педагога, выделяют базовые профессиональные свойства, которые будут рассмотрены более подробно. Выделение личностных компетенций учителя выдвигается на первый план ввиду повсеместного признания определяющей роли педагога в процессе обучения. В переводе с древнегреческого слово «педагог» дословно звучит как «детоводитель», т.е. как человек, ведущий учащихся не только к свету знаний, но и ведущий по жизни, помогающий овладеть всеми необходимыми навыками для успешной самостоятельной деятельности — предметной, коммуникативной, социальной и, наконец, профессиональной. Часто именно от личностных особенностей ведения педагогической практики зависит отношение школьников к предмету, уровень мотивации и самосознания, что особенно актуально в условиях перехода к компетентностной модели обучения.Педагогические компетенции личностной направленностиКлючевые компетенции педагога
Базовые компетенции
Персональные
- Способность к профессиональному самоопределению — выявление актуального педагогического статуса с учетом реалий отрасли.
- Готовность к последовательному саморазвитию, в т.ч. посредством ведения самостоятельной учебной, поисковой, исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности.
- Проявления активной жизненной позиции, готовность определять цели, ключевые задачи и работать на результат, беря на себя ответственность за слова и поступки.
- Ориентация на высокие нравственные и эстетические ценности, проявление беспристрастности, владение критическим мышлением.
- Осознание высокой общественной и моральной роли педагога, важности достижения компетенций в образовании по ФГОС
, верность гражданскому долгу и принципам профессиональной этики.
Межличностные
- Способность к взаимодействию в группе, готовность брать на себя руководство ее работой.
- Стремление к сотрудничеству — проявление интереса, толерантности, взаимовыручки и взаимоподдержки.
- Умение осмысленно принимать обязательства, трезво оценивания свои способности и умения.
- Готовность нести ответственность за общее дело.
Социальные
- Способность выполнять общепринятые требования и нормы социума.
- Умение адаптироваться к условиям постоянно меняющейся действительности, сохраняя внутренние установки и адекватно оценивая актуальные события.
- Готовность понимать, принимать и уважительной относится к традициям и культуре других народностей, народов, наций.
- Проявление заинтересованности в сфере международного сотрудничества, особенно по вопросам переосмысления успешного педагогического опыта, показавшего высокую эффективность в других странах.
Рефлексивные
- Готовность к автономной работе, опираясь исключительно на свои силы и в коллективе, в условиях возможности систематического обращения за целевой помощью.
- Умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях, способность искать пути их решения с удовлетворением интересов обеих сторон и признанием компромисса.
- Способность выявлять скрытые проблемы и преодолевать их посредством общественного обсуждения или реализации точечных мер.
- Проявление ответственности за качественные показатели обучения вверенных учеников, их возможности в сферах социальной адаптации и профессиональной реализации.
- Умение стремиться к профессиональному успеху, демонстрируя волевой и положительный настрой.
Отдельную группу интегративных характеристик ведения профессиональной деятельности составляют компетенции педагога по ФГОС деятельностной направленности, сформированность которых определяет понятийную, организационную и психологическую готовность к организации учебно-воспитательной деятельности. Так, переход от понятийно-знаниевой к деятельностной системе обучения предусматривает наличие навыков всех учасников учебно-воспитательного процесса (но в первую очередь — у педагогов!) к обработке большого объема информации, систематизации и анализу данных, построению сводных таблиц, графиков, диаграмм, поиску межпредметных связей и готовности обосновать практическую ценность изучаемого материала. Реализовать полный комплекс данных действий, особенно в условиях постоянного расширения базы знаний, невозможно без уверенного владения предметными знаниями и комплексом навыков учебной деятельности. Педагогические компетенции деятельностной направленностиКлючевые компетенции
Базовые компетенции учителя по ФГОС
Педагогические, обеспечивающие процесс обучения (реализацию учебной цели через постановку практических задач).
- Наличие высшего педагогического образования, сформированность предметных знаний и программного содержания.
- Способность к дифференциации учебных целей на практические задачи с последующим определением путей их решения (с учетом особенностей возрастной педагогики и актуальных методических рекомендаций).
- Владение новаторскими методами обучения (ведение экспериментальной учебной деятельности, реализация совместно с детьми метода проектов).
- Умение включать в учебно-воспитательный процесс всех учащихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, характеризующихся низкой контактностью, замкнутостью.
- Готовность объективно оценивать сформированность предметных и надпредметных знаний школьников с применением различных методик контроля.
Педагогические, обеспечивающие реализацию воспитательного комплекса.
- Способность использовать различные формы и методы ведения воспитательной работы в ходе организации урочной и внеурочной деятельности.
- Умение общаться с учениками, признавая их сильные и слабые стороны, гражданское достоинство и право на личное мнение.
- Способность эффектно управлять поведением школьников с целью их максимального вовлечения в совместную познавательную деятельность.
- Готовность устанавливать четкие правила поведения для учащихся на уроках, переменах, во внеурочное время, обеспечивая безопасность образовательной среды в целом.
- Умение устанавливать четкие воспитательные ориентиры для каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности, характера и способностей.
- Готовность поддерживать развитие ученических органов самоуправления.
- Способность максимально использовать воспитательные возможности при ведении различных видов деятельности, а также создавать ситуации, способствующие развитию нравственных и коммуникативных качеств детей.
- Умение проектировать воспитательную стратегию с учетом индивидуальных, межличностных и половозрелых характеристик учащихся.
- Готовность активно взаимодействовать с родителями и другими педагогами в вопросах воспитания, создавать тематические группы и объединения с привлечением членов семей школьников.
- Способность к систематическому проведению анализа реального состояния дел в классном коллективе для переосмысливания воспитательных задач, поддержания атмосферы взаимодоверия и взаимопомощи.
- Умение достойно защищать интересы отдельных учащихся, группы детей без оскорбления чести и достоинства других участников образовательного процесса, с осознанным предупреждением неблагоприятных последствий.
Педагогические, обеспечивающие процесс развития учащихся (реализацию развивающей цели).
- Готовность проявлять внимательность по отношению к учащимся, независимо от их образовательных успехов, интеллектуальных и психофизических возможностей, особенностей поведения, состояния здоровья.
- Умение применять в педагогической практике различные подходы — деятельностный, развивающий, культурно-исторический.
- Способность выявлять проблемы обучающихся и оказывать целевую помощь с учетом особенностей конкретной ситуации, в т.ч. становиться на защиту «отверженных» детей, испытывающих сложности адаптации в коллективе.
- Умение «читать» документацию узких специалистов — психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога — и готовность активно взаимодействовать с ними в рамках оказания помощи учащимся, в частности по вопросам составления индивидуальных образовательных маршрутов.
- Знание общих закономерностей возрастных особенностей развития, кризисов становления личности и психологических законов периодизации, а также принципов формирования детско-взрослых обществ.
- Способность проектировать психологически комфортную среду, эффективно проводить профилактику буллинга.
- Умение формировать УУД учащихся, навыки корректного социально-коммуникативного поведения, нравственности, проявлений поликультурности, толерантности.
- Владение комплексом психолого-педагогических технологий, необходимых для активного взаимодействия с различными детьми — одаренными, имеющими особые образовательные потребности ввиду патологий развития, попавших в сложную жизненную ситуацию, мигрантами, сиротами, проявлениями зависимости, девиантным поведением.
- Понимание базовых закономерностей семейных отношений, позволяющих работать с представителями семей школьников.
Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС.
- Способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и классификации данных. Умение находить причинно-следственные связи.
- Готовность выделять стратегическую цель и находить пути ее решения посредством постановки практических задач.
- Умение работать с различными типами информации — образной, символической, знаковой, вычленяя главные и второстепенные моменты, существенные и несущественные.
ИКТ-компетентность общепедагогического характера.
- Сформированность умений выдачи и проверки заданий в соответствии с установленной системой критериев, предоставление дистанционных консультаций, при необходимости — проектирование собственного портфолио и анкет-характеристик учащихся.
- Готовность организовывать учебно-воспитательный процесс в открытом пространстве с возможностью стороннего контроля, соблюдением эстетических норм.
- Проведение выступлений, консультаций, обсуждений в телекоммуникационной среде, в т.ч. на межшкольном уровне.
- Владение средствами визуальной коммуникации.
- Оценивание качества интернет-образовательных ресурсов по отношению к актуальным задачам образовательного процесса.
Особое место в процессе реформирования российского образования, первоочередно в сфере введения стандартов нового поколения, отведено личности педагога, который должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности учащихся. Компетенции педагога Одной из главных тенденций последних лет стал последовательное смещение акцентов в сфере образования от знаниево-ориенитированного к компетентностному подходу, который, хоть и предъявляет повышенные к требованию к уровню знаний, умений и навыков выпускников современной школы, но вместе с тем не может быть реализован при отсутствии комплекса необходимых компетенций у педагога Непрерывное обучение педагога влияет на качество образовательного процесса. Чтобы обеспечить постоянный профессиональный рост, учителям важно регулярно повышать квалификацию. Например, в Школе Менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую интересующую тему. Материалы курсов постоянно обновляются, что позволяет всегда быть в курсе изменений и новых подходов к обучению школьников. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно здесь. Дополнительное профессиональное образование руководителя: обязанность или необходимость? Значимым фактором, обуславливающим сохранение актуальной ситуации в образовательной среде, остается сохранение традиционной практики преподавания в педагогических вузах, основанной на идее раздельного освоения предметных дисциплин, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания. Сложность быстрого объединения знаний в разрозненный комплекс вынуждает вчерашних выпускников с первых моментов вступления в профессию искать практические методы, в качестве которых наиболее часто используются устаревшие методики, подсознательно взятые из личной практики школьного обучения. Таким образом, проблема формирования компетенций в образовании Отдельно следует отметить следующее: ввиду того, что современное образование развивается в режиме инновационного поиска, формирование педагогических компетенций, соответствующих требованиям времени, не может быть реализовано без усиления непрерывного профессионального развития, базирующего на участии в тематических семинарах, мастер-классах, самостоятельном изучении методических разработок, прохождения курсов повышения квалификации. В условиях последовательного пересмотра традиционных практик выявления квалификационного уровня педагога и подготовки к переходу на требования профстандарта в образовании целесообразна комплексная дифференциация профессиональных навыков и умений практикующих учителей. Профессиональные компетенции педагога Выделение личностных компетенций учителя выдвигается на первый план ввиду повсеместного признания определяющей роли педагога в процессе обучения. В переводе с древнегреческого слово «педагог» дословно звучит как «детоводитель», т.е. как человек, ведущий учащихся не только к свету знаний, но и ведущий по жизни, помогающий овладеть всеми необходимыми навыками для успешной самостоятельной деятельности — предметной, коммуникативной, социальной и, наконец, профессиональной. Часто именно от личностных особенностей ведения педагогической практики зависит отношение школьников к предмету, уровень мотивации и самосознания, что особенно актуально в условиях перехода к компетентностной модели обучения. Педагогические компетенции личностной направленности Отдельную группу интегративных характеристик ведения профессиональной деятельности составляют компетенции педагога по ФГОС Педагогические компетенции деятельностной направленности Компетенции педагога — базис современной системы образования
Профессиональные компетенции педагога
Ключевые компетенции педагога Базовые компетенции Персональные
Межличностные
Социальные
Рефлексивные
Ключевые компетенции Базовые компетенции учителя по ФГОС
Педагогические, обеспечивающие реализацию воспитательного комплекса.
Педагогические, обеспечивающие процесс развития учащихся (реализацию развивающей цели).
Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС
ИКТ-компетентность общепедагогического характера.