Педагогическая наблюдательность это – Педагогическая наблюдательность — это… Что такое Педагогическая наблюдательность?

Педагогическая наблюдательность — это… Что такое Педагогическая наблюдательность?


Педагогическая наблюдательность
это профессиональное качество педагога, выражающееся как способность и умение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения ребенка и на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние. Педагогическая наблюдательность включает в себя педагогическую рефлексию, остроту восприятия, внимание к ребенку, психологическую зоркость, эмпатию. Исследования показывают, что это качество учитель может сознательно сформировать у себя, самодиагностируя устоявшиеся «зоны наблюдения» и «мертвые зоны», куда наблюдение «не доходит», и корректируя их. Педагогическая наблюдательность является ведущим, системообразующим качеством педагога.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Педагогическая импровизация
  • Педагогическая психология

Смотреть что такое «Педагогическая наблюдательность» в других словарях:

  • педагогическая наблюдательность — pedagoginis pastabumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokytojo, trenerio gebėjimas greitai atrinkti ir suvokti esminę informaciją. atitikmenys: angl. pedagogical observation vok. pädagogische Aufmerksamkeit, f rus.… …   Sporto terminų žodynas

  • pedagogical observation — pedagoginis pastabumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokytojo, trenerio gebėjimas greitai atrinkti ir suvokti esminę informaciją. atitikmenys: angl. pedagogical observation vok. pädagogische Aufmerksamkeit, f rus.… …   Sporto terminų žodynas

  • pedagoginis pastabumas — statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokytojo, trenerio gebėjimas greitai atrinkti ir suvokti esminę informaciją. atitikmenys: angl. pedagogical observation vok. pädagogische Aufmerksamkeit, f rus. педагогическая наблюдательность …   Sporto terminų žodynas

  • pädagogische Aufmerksamkeit — pedagoginis pastabumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Mokytojo, trenerio gebėjimas greitai atrinkti ir suvokti esminę informaciją. atitikmenys: angl. pedagogical observation vok. pädagogische Aufmerksamkeit, f rus.… …   Sporto terminų žodynas

  • Мясковский, Николай Яковлевич — Николай Яковлевич Мясковский Основная информация Дата рождения …   Википедия

  • Педагогическое общение — Педагогическое общение  профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.[1]… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

    — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Кудрявцев, Петр Николаевич — профессор Московского университета, род. 1816 г., ум. 18 января 1858 г. Отец его был священником на Даниловском кладбище в Москве. Матери он лишился очень рано. Детства своего П. Н. Кудрявцев не любил вспоминать, так как, по его словам, оно… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Олигофренопсихология — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставить для стать …   Википедия

  • Критическое мышление — Критическое мышление (англ. critical thinking)  система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно… …   Википедия

spiritual_culture.academic.ru

13.1. Сущность педагогических способностей

  • 13.1.1. Понятие способностей в психологии

  • 13.1.2. Сущность педагогических способностей

  • 13.1.3. Базовые педагогические способности

13.1.1. Понятие способностей в психологии

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Обычновиды способностей различают по их направленности, или специализации:Общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Общие способности человека — интеллект, склонность к творчеству, обучаемость — определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет преподаватель в своей профессиональной деятельности.; Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.Специальные способности органически связаны с общими.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.           Каждаяспособностьимеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Педагогический такт — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию).

Педагогическая наблюдательность — это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.

По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность — это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

13.1.3. Базовые педагогические способности

Отечественные исследователи педагогических способностейна основе положенийС.Л. Рубинштейна(Рубинштейн С.Л., 1999; см. аннотацию),Б.М. Тепловав 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (Теплов Б.М., 1985). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованияхН.В. Кузьминойраскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967; см. аннотацию).

  • Ф.Н. Гоноболин (

    Гоноболин Ф.Н., 1964) перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

    • способность понимать ученика;

    • способность доступно налагать материал;

    • способность развивать заинтересованность учащихся;

    • организаторские способности;

    • педагогический такт;

    • предвидение результатов своей работы и др.

  • В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

    • педагогическую наблюдательность;

    • педагогическое воображение;

    • требовательность как черту характера;

    • педагогический такт;

    • организаторские способности;

    • простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.           Так, педагогическое воображениеособо значимо для конструктивной деятельности — оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.Педагогический тактпроявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации (Левитес Д.Г., 2001; cм. аннотацию).

Организаторские способноститакже нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким(Крутецкий В.А., 1976. С. 294-299), который и дал им соответствующие общие определения(рис. 7).

  1. Дидактические способности— способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm; см. статью Шайденковой Т.Н. «Структура дидактических умений учителя начальных классов»).

  2. Академические способности— способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

  3. Перцептивные способности— способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

  4. Речевые способности— способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а такжемимикиипантомимики.

  5. Организаторские способности— это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности— способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности— способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличиепедагогического такта.

  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности)— это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способность к распределению вниманияодновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. Например, А.В. Андриенко изучала специальные педагогические способности учителя математики (рис. 8), Л.Н. Лаврова — учителя истории(рис. 9).           От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей (http://www.elibrary.ru/books/teplov/3-1-6.htm; см. статью Аминова Н.А. «Модельные характеристики способностей и одаренности учителя»).

studfile.net

Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль Описание слайда:

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *

2 слайд Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть н Описание слайда:

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание — это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *

3 слайд «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит Описание слайда:

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе — недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *

4 слайд Внимание - необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в дост Описание слайда:

Внимание — необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *

5 слайд Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать сущ Описание слайда:

Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *

6 слайд Основные качества внимания: избирательность - возможность успешной настройки Описание слайда:

Основные качества внимания: избирательность — возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к созна­тельной цели; концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены внимани­ем одновременно; переключение — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте. *

7 слайд Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *

8 слайд Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информ Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *

9 слайд Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интер Описание слайда:

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала — от самого интересного к менее интересному Прием персонификации — использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *

10 слайд Упражнение. Муха * 		 		 		 Описание слайда:

Упражнение. Муха *

11 слайд Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *

12 слайд Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее - начало или конец Описание слайда:

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее — начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *

13 слайд Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; Описание слайда:

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ори­ентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *

14 слайд Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специа Описание слайда:

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДA-036226

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Внимание и наблюдательность в деятельности учителя🔥

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном  объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной , интеллектуальной или двигательной активности.

направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности – личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.

Виды внимания: произвольное (искусственное) – осознанно направленное и регулированное сосредоточение на объекте; непроизвольное (естественное) – сосредоточенность, которая возникает независимо от осознанных намерений и целей человека; постпроизвольное – целенаправленная сосредоточенность деятельности субъекта, для которой интересным и значимым становится содержание,  сам процесс деятельности,  а не только ее результат.

Свойства внимания:

1. концентрация   –   интенсивность  

сосредоточения   на   объекте   на   протяжении   определенного промежутка времени;

2.   объем – характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;

3.   устойчивость – характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;

4.   распределяемость   – это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5.   переключаемость – проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6.   отвлекаемость – способность отвлекаться.

Педагогическая наблюдательность – выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.                                                                             

Виды в.

  • 1. Непроизвольное – имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям – ориентировочная реакция.
  • 2. Произвольное – деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий – по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
  • 3. Постпроизвольное внимание – возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Показатели внимания. Избирательность – связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем – количество одновременно отчетливо  осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).

Переключаемость и устойчивость – опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение – исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.

Педагогическая наблюдательность – способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.

Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:

  • во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост;
  • воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.

Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.

studentguide.ru

Шпаргалка — педагогика — Педагогические способности

3. Педагогические способности.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей (Теплов Б.М., 1985). Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким,  который и дал им соответствующие общие определения.

  1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

  2. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

  3. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

  4. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

  5. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

  6. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличиепедагогического такта.

  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.

На основе теории общих педагогических способностей рядом ученых были выделены специальные педагогические способности учителей разных предметов. 

infourok.ru

определение, структура, формирование. — МегаЛекции

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

· Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

o педагогический такт;

o наблюдательность;

o любовь к детям;

o потребность в передаче знаний.

Педагогический такт — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает:

o уважение к школьнику и требовательность к нему;

o развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

o внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

o доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

o педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность — это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность — это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.

· Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:



o способность понимать ученика;

o способность доступно излагать материал;

o способность развивать заинтересованность учащихся;

o организаторские способности;

o педагогический такт;

o предвидение результатов своей работы и др.

· В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят:

o педагогическую наблюдательность;

o педагогическое воображение;

o требовательность как черту характера;

o педагогический такт;

o организаторские способности;

o простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности — оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.
Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

· Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

o способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

o способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

o самостоятельный и творческий склад мышления;

o находчивость или быстрая и точная ориентировка;

o организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

2. Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

3. Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

4. Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

5. Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

6. Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

7. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

8. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru