Первый психолог в мире: 100 самых выдающихся психологов ХХ века

Содержание

Глава 5. Как менялась психология. Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение

Глава 5. Как менялась психология

Думаю, приведенные мною примеры достаточно очевидно показывают, что наука, именовавшая себя психологией, менялась от эпохи к эпохе, и меняла она при этом свои парадигмы, корпус или тело. То есть состав основополагающих понятий, делающих науку мировоззрением. От мировоззрения зависит, в каком мире мы живем.

Это кажется странным: должно бы от мира зависеть, каково наше мировоззрение. Материализм убедил нас, что материя первична, а сознание вторично. Но убедительность не есть истинность. Мы не тела. Мы души, воплотившиеся в тела. Тела наши живут в едином мире по имени Земля. Но мы все живем в очень разных мирах, совмещаясь в пространстве, как это свойственно нашему сознанию — умещать самые разные вещи в одном и том же пространстве.

Да и что ходить за далекими примерами: один человек глядит на меня и видит тело, другой — душу. Один говорит о том, сыт и здоров ли я, одет и обут ли… Другой о том, ради чего я не сыт и не одет… Для одного я неудачник, для другого — гений, которому надо подражать!

Мир был одним для тех психологов, у кого была душа. Он был труден, он был сплошным уроком и испытанием, но он был прекрасен и оправдан. Мир стал другим для психологов без души.

Он несправедлив, в нем хорошо живут только американцы, потому что у них наука финансируется лучше, то есть богаче…

Я хочу сделать несколько сводных образов того, что было телами психологии в разные ее периоды. Я уже показывал, что в оглавлениях психологических трудов много лишнего. Это потому, что психологи часто не владеют как раз искомым мною рассуждением и не в силах обобщать понятия. Поэтому они выносят в оглавление, то есть в Головы своих трудов, на равных как главное, так и второстепенное. Попробую сделать выборку того, что повторяется из работы в работу, начиная с самых ранних психологических трудов.

Если начинать с психологов восемнадцатого века, вроде Аничкова, Золотницкого, Шварца, Щербатова, Радищева, то основным для них был вопрос о бессмертии души, а значит, и вообще о бессмертии. Однако за этим стояло более широкое понятие о душе.

Это ярче всего видно в «Науке о душе» Ивана Кандорского. На основании его образа психологии я и попытаюсь создать сводное тело Науки о душе.

Итак, первое, что утверждает Кандорский как начало психологии:

О том, что душа есть, или о бытии души нашей.

Затем перед ним встает вопрос о том, как ее познавать и как познает она. Отсюда воля и желания. Затем способности и склонности души. О союзе и соединении души и тела. Об идеях. О свойствах духа. О душах животных.

Психологи девятнадцатого века, как вы видели, перерабатывают этот образ. Но в целом сохраняется следующее:

Наука о душе

Душа есть. Она существо или тело, состоящее из особого, духовного вещества.

Душа познаваема. Познание ее доступно каждому в меру его развития. Кто-то может созерцать душу непосредственно, кто-то лишь через ее явления. Путь непосредственного созерцания душ доступен мистикам. Поэтому наука избирает изучать душу через явления ее, тем самым заявляя себя как особый путь познания.

Явления души человеку воплощенному по преимуществу даны через тело. Задача психолога научиться видеть сквозь эту оболочку то, что к нему не относится. Поэтому важнейшим вопросом становится то, как душа соединяется с телом. В сущности, это предмет психофизологии и должен быть признан очень важной частью психологического познания.

Но основное тело психологии связано с «биологией души», то есть с описанием собственно душевных черт, качеств и способностей, включая ее болезни.

Биология, как описание жизни тел, заставляет сравнивать способности тела физического, тели, и способности тела духовного, собственно души. Так выделяются те способности, которые явно не могут быть телесными:

Желания (в отличие от телесных потребностей)

Чувства

Воображение

Разум

Рассудок

Все это нужно затем, чтобы появилась возможность не только познать, но и понять себя. То есть ответить на вопрос о своем предназначении или о задаче, ради которой моя душа пришла в этот мир.

Вот приблизительный образ Науки о душе, как она складывалась в трудах русских мыслителей до появления естествознания.

С появлением же его к этому образу начинают добавляться рассуждения о нервной системе как о действительном деятеле, производящем душевные явления. Тем самым исчезает тот, кто являет себя в явлениях, а вместо него рождается некое темное пятно человеческой природы по имени психика.

Крайними случаями подобного движения были рефлексологии, вроде Бехтеревской, Павловской, Корниловской или бихевиористской (Уотсон). Я не буду делать сводный образ этого тупикового направления. Перейду сразу к тому умеренному корпусу психологии, что победил в советской науке с помощью Рубинштейна.

Я даже не буду обобщать его. Подобную работу проделали сами русские психологи уже значительно позже падения советской идеологии. Причем проделали с тем психологом, с которым Рубинштейн, можно сказать, воевал в своих «Основах общей психологии», с Выготским.

В двухтысячном году один из последователей Выготского, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса осуществил грандиозный труд, сведя разрозненные работы своего учителя в один большой том, подобный «Основам» Рубинштейна. В сущности, он сделал то, что не успел сам Выготский. И сделал добротно и с любовью, так что теперь школа Выготского, помимо неудобного в использовании шеститомного собрания сочинений учителя, имеет и Корпус основных работ.

Но вот какую шутку сыграло с психологами мировоззрение.

Корпус этот выстроен строго по тому образу, что был закреплен Рубинштейном. Иначе говоря, школа Выготского, который придерживался иных взглядов, чем Рубинштейн, и, конечно же, сам построил бы Общую психологию иначе, доведись ему это делать, впихнула мастера в ложе, приуготовленное врагом…

Конечно, Рубинштейн не был настоящим врагом Выготского. Это условность. Или как это называется в науке, когда одна школа воюет с другой, как воевали все советское время рубинштейновцы с выготцами? Это же не мешало им вместе выпивать в кулуарах научных конференций! И все же, причесать Выготского под Рубинштейна — это, в общем-то, насилие и предательство.

Этакое осквернение могилы…

Тем не менее, если теперь и труды Выготского уложены в тот же парадигмальный образ, значит, он давно перестал быть плодом Рубинштейна, а стал общенаучным. Поэтому я выделю его именно из «Общей психологии», которую никогда не писал Выготский.

Раздел 1. Методология

Раздел 2. Общая психология.

О поведении и реакции

Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека

Инстинкты

Эмоции

Внимание

Память и воображение

Мышление как особо сложная форма поведения

Темперамент и характер

Далее — специальные разделы, вроде психологии развития или детской психологии.

Вот это и есть основной Корпус современной психологической науки.

И я не намерен его сличать с Наукой о душе. Это так же бессмысленно, как сличать с ней физиологию.

Это разные науки, причем с очевидностью имеющие право на существование. Но если приглядеться, вся современная психология оказалась втиснутой лишь в одну из задач, которую ставила перед собой Наука о душе — она отвечает на вопрос о том, как душа проявляет себя сквозь тело.

Даже до вопроса, как соединяются душа с телом, научная психология пока не дошла. Это явное наследие той заразной болезни, которую наши психологи подхватили от Сеченова, когда увлеклись естествознанием в форме физиологии. И Сеченов был прав, требуя отдать такую психологию делать физиологам. Тут отвлеченному рассуждению делать нечего, тут должны работать «конкретные пацаны», приборно.

К сожалению, болезнь эта была столь разрушительна, что опустошила наши селения, не оставив никого, кто бы сохранил способность рассуждать о душе независимо от тела. Поэтому придется описать психофизиологическое видение мышления достаточно подробно, чтобы научиться его распознавать как явление культуры. В сущности, таким способом зараза нейтрализуется в нашем сознании, потому что воздействовать она может, лишь пока ее не осознаешь.

Сделать это нужно тем более, что сами люди, пораженные этим паразитом сознания, при этом пытались думать о самом главном, о том, чем действительно жили их души. И думали ведь. Подобно тому же метафизику Введенскому. Вот только всё их думание выходило из-под пера странным и искаженным до неузнаваемости. Хотели сказать что-то красивое и нужное, получалась либо идеологическая галиматья, либо закодированное послание несуществующему читателю…

(Конец Отступления)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии


  1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления психологии как науки. Задачи и предмет психологии.

Психология/ от греч. psihe – душа, logos – учение/

– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

– наука о внутреннем духовном мире человека, о неповторимом психологическом складе личности каждого человека.

Этапы становления психологии как науки

1 этап

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) — таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа — движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник — мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

2 этап

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Г. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергнуты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

3 этап

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису, было немало:


  • отрыв психологии от практики,

  • использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования,

  • невозможность изменить ряд психологических проблем.

  • многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология.

4 этап

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:



  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

  • совершается в процессе активной деятельности;

  • углубляется и совершенствуется;

  • преломляется через индивидуальность;

  • носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

4 этап

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

3 этап

Психология,

как наука о поведении



Начинается в XX в. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

2 этап

Психология,

как наука о сознании



Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

1 этап

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Поделитесь с Вашими друзьями:

Секреты поведения взрослых и детей обсудят на международном конгрессе психологов

По данным Всемирной организации здравоохранения, более 70 процентов заболеваний связаны с психологическими проблемами. А так называемый синдром выгорания — стресс на рабочем месте — испытывают два человека из трех.

Как с этим бороться, в Москве обсуждают ученые, психологи и другие специалисты из 83 стран — всего более трех тысяч человек. Европейский конгресс психологов впервые проводится в нашей стране. Десятки круглых столов, симпозиумов, сотни докладов.

Японский доктор наук обсуждает с блондинкой Ирой из Белгорода свои исследования. Профессор Тсунеюки Абэ изучает, какие реакции косметика запускает в женской голове.

«О, это целая цепочка сложных поведенческих механизмов, которые зависят даже от техники нанесения макияжа. Если он сделан неторопливо и эффектно, это гарантированно поднимет настроение, придаст уверенности в себе. Так что тушь и пудра порой могут заменить психолога», — говорит доктор психологических наук, профессор кафедры психологии университета Тохоку Тсунеюки Абэ

На конгрессе в Москве масса примеров такого бытового анализа. Супруги Кавал приехали из Турции с двухлетним сыном, которого уже коснулись психологические проблемы.

«Он просто не может без интернета, планшета и телевизора. Мы пытаемся оградить его, пока психика еще формируется, но это не всегда получается», — рассказывает Десибе Олгун Кавал.

«Да, это настоящая чума. Проблема не только Турции, но и всего мира», — отмечает Адиль Кавал.

На Европейский психологический конгресс съехались и руководители частных практик, и светила мировой психологии. Каждый из них годами изучает, что не дает покоя простому человеку и целым нациям: цифровая революция, изменение климата, мигранты, религиозные конфликты.

«Эти проблемы появились не сами по себе, их создал человек. И он же должен это исправить. Нам нужно менять поведение, буквально залезать в головы. В Москве у нас есть возможность поделиться друг с другом уникальным опытом», — говорит профессор, президент Европейской федерации психологических ассоциаций Тельмо Мауриньо Баптиста.

«Несмотря на то, что конгресс европейский, в нем принимают участие психологи из Соединенных Штатов, из Канады, из Австралии. То есть фактически это главное мировое психологическое событие года», — подчеркивает президент Российского психологического общества, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко.

По размаху организаторы сравнивают его с Чемпионатом Европы по футболу. С играми разума, конечно, так просто не разберешься. И здесь тоже главный вопрос: «А судьи кто?» Ведь все, что обсуждают, и глазами не увидишь, и другому не покажешь. Конечно, появляются технологии в помощь специалистам, но это по-прежнему профессия, где человеку нужен человек.

Хотя вопрос «Вы хотите об этом поговорить?» скоро будет задавать искусственный интеллект, уверен президент Норвежской психологической ассоциации.

«Гораздо быстрее, чем мы думаем. Уже сейчас есть приложения в смартфонах, где консультацию ведут чат-боты. Вряд ли они заменят полноценную терапию, но могут стать неплохими ассистентами», — говорит доктор психологических наук, президент Норвежской психологической ассоциации Тор Левин Хофгаард.

Единственное, над чем еще работать и работать, признаются участники — над имиджем психолога.

«У нас в Швейцарии люди порой думают, что психологи только вытягивают деньги. Хотя мои коллеги спасают от суицида, решают семейные проблемы, помогают и молодым, и пожилым людям», — отмечает участник конференции из Швейцарии Эрнст Майер.

На обсуждение в Москве есть еще три дня. За это время вряд ли удастся найти решение всех проблем. Пожалуй, нужен еще один сеанс, то есть конгресс.

Honor представляет первый в мире чат-бот психологической подготовки к марафонам

Пользователи чат-бота смогут совершенно бесплатно получить советы профессионалов, узнать больше о секретах подготовки олимпийских спортсменов и научиться правильно настраиваться на любой старт.

«Устройства Honor дарят уникальный пользовательский опыт, в том числе в сфере спорта. Нам близка философия преодоления себя, и мы рады, что можем не просто стать частью большой спортивной семьи сочинского марафона, но и внести свой вклад в победы участников. Наш чат-бот позволит спортсменам любого уровня получить доступ к знаниям и практикам, которые ранее были доступны только в рамках профессиональных консультаций спортивных психологов. Я очень рад сделать такой инновационный подарок всем участникам марафона в Сочи!», — Тони Ран, президент Honor в России, Турции и странах СНГ.

«Спорт часто связывают с тяжелыми нагрузками, высоким напряжением и лишениями. Но его мир может быть радостным и позитивным. Работая с профессиональными спортсменами, я видела, как знания и навыки, которые дает им спортивная психология, помогают изменить отношение к спорту и добиться новых высот. Благодаря компании Honor и ее поддержке спортивных проектов теперь алгоритмы оптимального настроя на старт доступны каждому вне зависимости от уровня подготовки. Рада, что Honor заботится о своих пользователях и поддерживает такие проекты», — говорит Мария Огурцова, руководитель команды создателей чат-бота — спортивный психолог, тренер по психологической подготовке.

По данным ученых Ольстерского университета, более 75% опрошенных ими людей заявили о важности использования чат-ботов психологической подготовки для возможности правильно настроиться на те или иные события или пообщаться с профессиональными психологами.

Чат-бот Honor MARATHON MENTAL COACH — это инновационный инструмент для психологической подготовки к старту на Honor Sochi Marathon. Программа создана профессиональными спортивными психологами с многолетним опытом работы с ведущими атлетами и командами, в том числе олимпийскими. Чат-бот поможет оптимально настроиться на старт, получить больше позитивных эмоций, справиться с волнением и стрессом. Кроме того, он дает возможность понять и правильно применить данные с ваших умных носимых устройств для достижения лучших спортивных результатов.

На основе подробной диагностики чат-бот сформирует индивидуальную программу подготовки к Honor Sochi Marathon и на протяжении нескольких недель накануне марафона будет присылать полезные рекомендации и напоминания. Кроме того, он познакомит спортсменов с важными инструментами психологической подготовки, расскажет про исследования и полезные умные устройства для более эффективных занятий.

С 2021 года компания Honor является титульным партнером марафона в Сочи — Honor Sochi Marathon 2021, который пройдет 6 ноября 2021. Все участники забега получат не только возможность пробежать по одному из самых живописных природных маршрутов и доступ к чат-боту, но и приятные подарки от Honor. Кроме того, у гостей мероприятия будет возможность протестировать устройства бренда в специально подготовленной зоне и принять участие в public talk с создателем чат-бота Honor MARATHON MENTAL COACH Марией Огурцовой, который состоится 5 ноября на стенде компании.

Получить доступ к чат-боту можно на официальном сайте Honor.

Более подробная информация на сайте honor.ru, community.honor.ru и в фирменных монобрендовых магазинах Honor в Москве и других городах России

Это тоже интересно:

Читать «Общая психология. Шпаргалки» — Кановская Мария Борисовна — Страница 1

М. Б. Кановская

Шпаргалки. Общая психология

Введение в психологию

1. История психологии

С древнейших времен общественная жизнь заставляла человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались в плане идеализма или материализма. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. По его теории, душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Великий философ Аристотель выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 г. в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Историю психологии можно подразделить на четыре основных этапа.

I этап психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, испытывать потребности и желания назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии были определены следующим образом: ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть. Мотивы, поступки, реакции человека не учитывались.

IV этап психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Детская психология рассматривает развитие сознания, психических процессов, деятельности и формирование личности растущего человека. Социальная психология исследует социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми и с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие средств массовой информации, моды и слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники; авиационная психология анализирует психологические особенности деятельности летчика; медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками.

3. Место психологии в системе наук

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) – решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует ее как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Она интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832–1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. Он полагал, что в области сознания действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

4. Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; освоить управление ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и субъективными, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Читать «Введение в профессию» — Карандашев Виктор Николаевич — Страница 1

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу «Введение в профессию» для студентов, обучающихся по специальности «психология». Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство «Смысл», 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово «психология» все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог «насквозь видит человека» даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, «кто такой психолог», «что он делает» и «какую пользу он может принести». В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова «психология». Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — «по образованию» и психолог -«по жизни» далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное — овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, «что такое психология» и «кто такой психолог». Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю. В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

5 самых известных психологов истории

По сравнению с биологией и физикой психология — относительно молодая наука. Несмотря на свою молодость, психология включает в себя множество аспектов и широкий спектр областей обучения. По мере того как важность психологии получила широкое признание, появились всемирно известные психологи, которые сформировали ландшафт и развитие того, как мы изучаем разум и его поведение.

На протяжении истории несколько психологов внесли огромный вклад в изучение психологии.Мы составили список из 5 самых важных людей в истории психологии.

1. Вильгельм Вундт (1832-1920)

Часто называемый отцом экспериментальной психологии, Вильгельму Вундту в значительной степени приписывают признание психологии как отдельной науки. Вундт был первым психологом, который ввел в действие процесс самоанализа, также известный как интроспекция, для экспериментального использования.

После публикации первого учебника психологии в 1874 году, Основы физиологической психологии, Вундт открыл Институт экспериментальной психологии в Лейпцигском университете в 1879 году.В его институте была первая в мире лаборатория, посвященная исключительно изучению и исследованию психологических явлений. До открытия института психологию изучали под эгидой биологии и философии.

2. Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Бросьте камень в мир психологии, и вам будет трудно найти кого-то, кто не был бы знаком с именем Зигмунд Фрейд. Австрийский невролог, Фрейд считается отцом-основателем психоаналитической психологии и первым исследовал процессы бессознательного.Изобретатель разговорной терапии, его работа выдвинула гипотезу о том, что структура ума состоит из ид, эго и суперэго. Работа Фрейда заложила основу для всей психотерапии.

3. Мэри Уитон Калкинс (1863-1930)

Считающаяся пионером среди женщин-психологов, Мэри Уитон Калкинс стала второй женщиной в мире, которая выполнила все требования для получения докторской степени. в Гарварде. Несмотря на то, что Гарвард с отличием выполнил ее требования, Гарвард отказался присудить ей официальную степень доктора философии.D., поскольку в то время они официально не принимали студенток.

Помимо того, что она проложила путь для женщин-психологов, научный вклад Калкинса был очень впечатляющим. Она не только изобрела технику парных ассоциаций памяти, но и была одним из первых психологов, которые считали, что психология должна основываться на сознательном «я», рассматриваемом по отношению к окружающей среде. Позже Калкинс стала первой женщиной, занявшей пост президента Американской психологической ассоциации (APA).

4. Жан Пиаже (1896-1980)

Пионер детской психологии Жан Пиаже разработал первую теорию когнитивного развития ребенка. До новаторского исследования Пиаже считалось, что дети обладают теми же когнитивными процессами, что и взрослые. Уроженец Швейцарии, его теория когнитивного развития объясняет, как ребенок конструирует ментальную модель мира. Теория Пиаже предполагает, что дети проходят четыре стадии умственного развития:

  • Сенсомоторная стадия : от рождения до 2 лет
  • Предоперационная стадия : от 2 до 7 лет
  • Конкретная операционная стадия : от 7 до 11 лет
  • Формальная операционная стадия : возраст от 12 лет и старше

Более того, теория Пиаже расходилась с идеей, что интеллект был фиксированной чертой.Он считал, что когнитивное развитие — это активный процесс, который происходит «в результате биологического созревания и взаимодействия с окружающей средой». Помимо своего вклада в изучение психологии, Пиаже был ярым защитником детей. Он считал, что образование детей жизненно важно для формирования успешного общества.

5. Б.Ф. Скиннер (1904-1990)

Возможно, один из самых влиятельных психологов 20-го века, Б.Ф. Скиннер был американским психологом, наиболее известным своим влиянием на бихевиоризм.Скиннер назвал свою философию «радикальным бихевиоризмом» и предположил, что концепция свободы воли была просто иллюзией. Вместо этого он считал, что все человеческие действия были прямым результатом обусловливания.

В ходе своего исследования Скиннер различал два разных типа поведения: поведение респондентов и оперантное поведение.

  • Поведение респондента возникает рефлекторно и автоматически, например, когда он отдергивает руку от пламени.
  • Оперантное поведение происходит под нашим сознательным контролем, спонтанно или намеренно.

Основываясь на этих двух вариантах поведения, Скиннер предположил, что человеческий мозг может быть обусловлен оперантным условием (положительное и отрицательное подкрепление).

BE Psychology Center

За последнее столетие психология продолжала расти и развиваться по мере того, как мы узнаем больше о человеческом мозге и его поведении. В центре психологии эмоционального благополучия BE Psychology Center for Emotional Wellbeing наша команда профессиональных психологов в Дубае стремится помочь вам в достижении ваших терапевтических целей, чтобы жить более счастливой и здоровой жизнью.Наши индивидуальные консультационные услуги призваны дать людям возможность преодолеть свои трудности, чтобы они могли стать лучшей версией самих себя.

Свяжитесь с членом нашей команды, чтобы узнать больше о том, как консультирование может улучшить вашу жизнь.

Рим Шахин — LMHC

Кто был первым психологом в мире? — Цвета-NewYork.com

Кто был первым психологом в мире?

Вильгельм Вундт

Кто является основоположником психологии?

Вильгельм Максимилиан Вундт

Фрейд — отец психологии?

Зигмунд Фрейд был неврологом конца 19 — начала 20 века.Он широко известен как отец современной психологии и главный разработчик процесса психоанализа.

Кто самый известный психолог?

Зигмунд Фрейд

Богаты ли психологи?

Даже психолог, много работающий со страховкой и управляемым медицинским обслуживанием, может получать 125 тысяч долларов в год, если он работает полный рабочий день и не менее 48 недель в году. Если вы делаете наличные и носите деньги, ваш чистый доход легко может составить> 200 тысяч.

Кто считается величайшим психологом всех времен?

10 самых влиятельных психологов

  • Б.Ф. Скиннер.
  • Жан Пиаже. Теория когнитивного развития Жана Пиаже оказала глубокое влияние на психологию, особенно на понимание интеллектуального развития детей.
  • Зигмунд Фрейд.
  • Альберт Бандура.
  • Леон Фестингер.
  • Уильям Джеймс.
  • Иван Павлов.
  • Карл Роджерс.

Кто лучший психолог в мире 2020?

4. Альберт Бандура. Альберт Бандура в настоящее время имеет звание почетного профессора социальных наук в области психологии Дэвида Старра Джордана Стэнфордского университета.Известный специалист в области социальной психологии, Бандура родился в Мундаре, Альберта, Канада, и получил степень бакалавра искусств в Университете Британской Колумбии в 1949 году.

Кто психолог номер один в мире?

Роберт Брэдли (психолог)

Роберт Х. Брэдли
Родился 14 июля 1946 г.
Гражданство Американский
Образование Университет Нотр-Дам Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
Известно Исследования в области дошкольного образования

Нанимает ли НАСА психологов?

Общая степень по психологии не принимается в НАСА, для этого требуется, чтобы люди имели докторскую степень в области психологии и прошли междисциплинарную подготовку.Они сосредотачивают свое внимание на создании методов наблюдения, которые помогут в длительных космических путешествиях и в то же время наблюдают за психологическим функционированием экипажей.

Является ли JD мастером?

Да, докторская степень считается докторской, поскольку это самый высокий уровень юридического образования, который можно получить в Соединенных Штатах. Уже существующие юристы из-за пределов страны могут записаться на программу магистра права (LL. M.), которая предлагает специализированную подготовку по ряду юридических вопросов.

Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс (Стэнфордская энциклопедия философии)

Основатели экспериментальной психологии: Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс

Вильгельм Вундт, известный как «отец экспериментального психология », учредила первые психологические исследования и учебная лаборатория философского факультета в Лейпциге в около 1876 г. (Fancher, 1996).Он рассматривал свою психологию как отрасль философии, попытка применить экспериментальные методы естествознания (в частности, физиологии Гельмгольца) до по существу философские проблемы, касающиеся природы разума и его метафизический статус. Эта точка зрения на предмет сохранялась в Германия, по крайней мере, до эпохи нацизма. Исследовательская программа Вундта была направлена исследовать «элементы сознания» и законы, регулирующие сочетание этих элементов (Wundt, 1912). Хотя в его теоретической системе есть место для эмоциональных чувства как один класс элементов, на практике основное внимание экспериментальной исследовательской программы Вундта касалась элементов сенсаций и их соединение в идеи .В качестве в философской традиции эмпиризма эти идеи были задуманы как, во всех смыслах и целях, мысленные образы. В самом деле, Вундт настаивает, во многом в духе Юма, что нет принципиальной разницы между идеями возникающие непосредственно из восприятия и «образов памяти» (Вундт, 1912). Таким образом, экспериментальная психология Вундта была в значительной степени изучение когнитивных процессов, и для него (и большинства его многочисленных ученики и подражатели), мысленный образ (в рубрике идея ) сыграли, по сути, те же решающие, репрезентативные роль в познании, которую он играл на протяжении большей части его философских предшественники.

Американский коллега Вундта и современник Уильям Джеймс взял похожая точка зрения, хотя он был осторожен, чтобы признать, что в некоторые люди, как он это называл, «мыслительные штучки» могут состоят не столько из визуальных образов, сколько из образов других режимы, особенно «словесные образы» внутренней речи (Джеймс, 1890 гл. 18). В своем учебнике Принципы Психология (1890) Джеймс может сказать много проницательного. психологические процессы в целом и о роли образов в их, в частности, но, хотя он представил экспериментальные демонстрации в ходе преподавания психологии в Гарварде, Джеймса мало интересовали настоящие поиски экспериментальных исследования, и не учредила программу обучения аспирантов в экспериментальная психология (Fancher, 1996).Таким образом, несмотря на ясность его справедливо известного текста, и его широкая читательская аудитория продолжила найти, его прямое влияние на дисциплинарное развитие научная психология, даже в его родной Америке, наверное, никогда равнялся опыту Вундта (или даже более слабых немецких пионеров, таких как Г. Мюллер), обучивший многих американцев (а также немцев, и студенты других национальностей) в технике экспериментальное исследование. Примерно в это же время, когда психология была по последней интеллектуальной моде, американские университеты были претерпевает огромное расширение.Таким образом, многие из этих студентов были возможность вернуться из Германии в США, чтобы основать собственные программы обучения экспериментальной психологии. Это было из-за этого гораздо больше, чем интеллектуальное влияние Джеймса, что США задолго до того, как они превратились в доминирующую мировую державу, достигла своего нынешнего лидерства в науке в целом, быстро превратились в соперника и в конечном итоге превзошли первоначальное превосходство Германии в научной психологии.

Хотя психологов той эпохи часто изображали (особенно Боринга (1950)) как использование интроспективной методологии, фактически Вундт, в частности, был очень чувствителен к стандартной критике самоанализ, например, утверждение, что сама попытка наблюдение за нашей собственной умственной деятельностью само изменит их.Он таким образом ограничил его использование ситуациями, когда он был уверен, что причины соответствующих ментальных событий, экспериментальных стимулов, могут быть строго контролируется, а результаты должны быть воспроизведены с любыми интроспективные отчеты составляются без рефлексии, как только соответствующее содержание появилось в уме (Mischel, 1970; Danziger, 1980). Исследование Вундта , а не опиралось на дискурсивные описания ментального содержания. «Самоанализ» отчет в его лаборатории обычно мог включать не более чем обозначающий момент, когда в сознание вошло определенное ощущение, или сказать, казался ли музыкальный тон выше или ниже, чем представлен как раз раньше.Такие «интроспективные отчеты» мало чем отличаются от ответов, которые могут потребоваться в множество современных экспериментов по когнитивной психологии. Вундта методологические дисциплина означала, что данные, собранные в его лаборатории, были в первую очередь такие вещи, как время реакции или пороги дискриминации, а не интроспективные отчеты о внутреннем содержании или процессах; Это на практике также означало, что его эксперименты были ограничены почти полностью на изучение «низших» психологических процессов, в основном ощущение и восприятие.Таким образом, хотя Вундт и придерживался этот «высший» умственный процесс, такой как мысль и память, в значительной степени зависели от мысленных образов (включая словесные образы, безмолвные речь), на практике его экспериментальные работы мало что помогали осветить их. «Высшие» психические процессы, по Вундту, лучше всего исследовать неэкспериментальным путем, используя методологию, которую он называется völkerpsychologie , герменевтическое исследование культурные продукты, которым он посвятил большую часть своей дальнейшей карьеры, но который никогда не достиг ничего подобного влиянию его экспериментально обоснованная работа.

5 известных психологов в истории

Как и любая профессия, психология развивалась с момента ее зарождения. Он был сформирован некоторыми из величайших мыслителей и ученых человеческого разума. Их работа повлияла на способность общества понять, почему люди такие, какие они есть, почему они делают то, что делают, и как можно изменить их поведение. Пять известных психологов в истории выделяются среди остальных своим вкладом в эту область.

1. Зигмунд Фрейд. Фрейд, пожалуй, самый известный психолог в истории.Он исследовал личность и человеческую психику в ее связи с ид, эго и суперэго. Фраза, названная в его честь, — это оговорка по Фрейду. Это относится к подсознательной замене одного слова другим, которую люди иногда используют, когда они разговаривают с другими.

2. Б.Ф. Скиннер — Изучение модификации и подкрепления поведения существенно повлияло на то, как с людьми обращаются в современном обществе. Он получил несколько наград за свою жизнь. Эти награды включали Национальную медаль науки в 1968 году, премию «Человек года» в 1972 году и награду за выдающийся вклад в психологию в 1990 году.

3. Альберт Бандура — Новаторские теории Бандуры о личности и терапии поместили его в короткий список известных психологов в истории. Его подход более ориентирован на действия, чем у других, которые работали в этой области до него. Уроженец Канады, специалист по социальной когнитивной теории много лет работал в области психологии в США и продолжает активную деятельность по сей день. Его работа над способностью человека контролировать свои действия легла в основу нескольких программ из 12 шагов.

4. Карл Юнг — Юнг находился под влиянием Фрейда в своей работе, хотя он не соглашался с некоторыми из этих теорий. Вклад Юнга в психологию включал новые идеи о человеческой психике и коллективном бессознательном.

5. Мэри Эйнсворт — Эйнсворт дала прекрасное представление о поведении ребенка в его отношении к развитию. Она углубилась в теорию привязанности и сделала первые шаги в своем исследовании «Оценка странной ситуации», посвященном малышам и их отношениям с родителями.

Некоторые из величайших умов психологии довольно известны. Их теории привели к прорывам, помогая обычным людям справляться со своей жизнью и окружающим миром, но психологу не обязательно быть знаменитым, чтобы что-то изменить. Если вы находитесь в Нью-Йорке и вам требуется разъяснение от профессионала, вам может помочь комплексная психологическая консультация. Психолог из Нью-Йорка может проанализировать существующие проблемы, касающиеся личных ситуаций или сценариев, связанных с бизнесом. Свяжитесь с нашим офисом, чтобы узнать, как это сделать.

Психологов — Энциклопедия Нового Света

A Психолог — ученый, изучающий психологию, систематическое исследование человеческого поведения и психических процессов. В отличие от психиатров, психологи не являются врачами и, как правило, не могут получить лицензию на назначение лекарств. В то время как многие психологи изучают и лечат психически больных, большее число изучает здоровых людей всех возрастов, пытаясь обнаружить факторы, влияющие на то, как люди думают, чувствуют и действуют в различных ситуациях.В конечном итоге цель психологов — понять человеческую природу и, таким образом, помочь людям преодолеть трудности и реализовать свой потенциал как настоящих людей.

Типы психолога

Психологи обычно делятся на несколько категорий, наиболее известными из которых являются клинические психологи, оказывающие психиатрическую помощь, и психологи-исследователи, которые исследуют и анализируют различные аспекты человеческого поведения. Психологи также работают во многих других прикладных областях.

Клинические психологи

Клинические и консультационные психологи диагностируют и оценивают психические и эмоциональные расстройства, используя психологические тесты и интервью. Они используют такие инструменты, как психотерапия и гипноз, для лечения больных.

Клинический психолог — это специалист в области психического здоровья, имеющий профессиональную докторскую степень (обычно докторскую или психиатрическую) в области клинической или консультативной психологии и отвечающий местным критериям лицензирования. Эти критерии обычно включают период постдокторской практики под наблюдением лицензированного психолога, лицензионный экзамен и требования к непрерывному образованию.Такие лицензированные психологи могут на законных основаниях проводить психотерапию и использовать этот термин для обозначения аспектов применяемого ими лечения психического здоровья.

Психологи-исследователи

Психологи-исследователи или экспериментальные психологи изучают поведенческие процессы, проводя научные исследования на людях и животных. Они работают в университетах и ​​частных исследовательских центрах, а также в государственных организациях. Общие области исследований включают эмоции, интеллект, обучение, память, мотивацию, личность, психопатологию и факторы, влияющие на психологическое развитие.Психологи-исследователи обычно имеют ученую степень доктора наук. Требования отличаются от профессиональных степеней врачей и клинических психологов тем, что они включают значительный академический исследовательский опыт и оригинальный вклад в научные исследования в форме диссертации.

Основные участники психологии

В этот список входят известные психологи и специалисты в области психологии; некоторые из них, возможно, не думали о себе в первую очередь как о психологах, но включены сюда из-за их важного вклада в эту дисциплину.


Содержание: Верх — 0–9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А

Б

С

D

E

Ф

г

H

I

Дж

К

л

кв.м

N

  • Ульрик Нейссер (американский когнитивный психолог)
  • A.S. Нил (шотландский педагог)
  • Аллен Ньюэлл (американский когнитивный психолог)

O

П

квартал

R

S

т

U

В

Вт

Х

Я

Z

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и завершили статью Википедия в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с указанием авторства. Кредит предоставляется в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на участников Энциклопедии Нового Света, участников, так и на самоотверженных добровольцев Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних публикаций википедистов доступна исследователям здесь:

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

Примечание. Некоторые ограничения могут применяться к использованию отдельных изображений, на которые распространяется отдельная лицензия.

10 самых известных клинических психологов всех времен |

Одно из самых сложных и интересных направлений обучения — психология. Человеческий разум — интересное место, которое мы только начинаем понимать. Однако за последние 100 лет мы как общество добились больших успехов в понимании того, что происходит внутри нашего разума.

Есть много известных клинических психологов, которые помогли нам раскрыть разум и начать разгадывать некоторые из его загадок.Если вы хотите получить степень психолога, скорее всего, вы изучите работы многих психологов, в том числе этих 10 известных клинических психологов:

  1. Зигмунд Фрейд : Все знают, кто такой Зигмунд Фрейд. Этот австрийский философ и психолог известен как основоположник современного психоанализа. Теории Фрейда легли в основу современной клинической психологии и даже послужили основой для множества споров. Вместе с одним из своих коллег, Джозефом Брейером, он был одним из первых, кто задумал изучение разума и психики.Он разработал несколько терапевтических техник, которые используются до сих пор, а концепции Фрейда сделали его именем нарицательным.
  2. Карл Юнг : Швейцарский психиатр Карл Юнг известен как основоположник аналитической психологии. Он глубоко интересовался религией и ее влиянием на психику. Юнг также был пионером идеи анализа сновидений и использовал сновидения как часть своего клинического терапевтического подхода. Он считал себя естествоиспытателем и наблюдал за развитием людей. Одна из самых интересных концепций Юнга рассматривает способ, которым люди становятся личностями — и то, как они становятся «цельными» людьми.Юнг — один из самых известных клинических психологов.
  3. B.F. Skinner : Вы, наверное, слышали о коробке Скиннера — устройстве, предназначенном для помощи в оперантной обусловленности. Б.Ф. Скиннер известен как основоположник современного бихевиоризма в психологии. Он изучал, как заставить людей вести себя определенным образом, проводя известные эксперименты. Скиннер был основателем экспериментальной исследовательской психологии, отрасли, которая изучала, как изменить поведение людей с помощью различных видов терапии.Интересно, что Скиннер был также поэтом и изобретателем.
  4. Карл Роджерс : Один из основоположников гуманистической психологии Карл Роджерс был известен своим личностно-ориентированным подходом к терапии. Его методы использовались в психотерапии и консультировании как способ больше сосредоточиться на потребностях пациента / клиента. Роджерс работал с разными группами в Северной Ирландии и Южной Африке. Его работа принесла ему номинацию на Нобелевскую премию мира. Методы, используемые Роджерсом, до сих пор считаются влиятельными, и он считается одним из самых известных клиницистов 20-го века.
  5. Альфред Кинси : Если вы думаете о психологии секса, вы должны знать об Альфреде Кинси. Он прославился тем, что действительно углубился в сексуальную психологию и половое развитие. Его работы были очень влиятельными, хотя и вызывали споры в период своего расцвета в 1940-х и 1950-х годах. Кинси основал институт сексуальных исследований, и теперь он носит его имя. Многие другие сексологи и терапевты пошли по его стопам. Многие до сих пор считают отчеты Кинси выдающимися психологическими работами.
  6. Эрик Эриксон : Один из основателей психологии развития, Эрик Эриксон известен как пионер в области человеческого развития. Вы, наверное, слышали термин «кризис идентичности». Эриксон был психологом, который придумал эту фразу. Интересно, что на самом деле он никогда не получал степени бакалавра, хотя и был одним из самых известных клинических психологов всех времен. Он преподавал в Йельском университете и Гарварде и был известен своей работой в области социального психологического развития. Сын Эриксона Кай — известный социолог.
  7. Жан Пиаже : С точки зрения «теории познания» Жан Пиаже считается пионером. Пиаже был известен своей работой с детьми и отслеживанием их психологического развития. Он разработал различные теории образования, настаивая на том, что правильное образование детей жизненно важно для предотвращения развала общества. Его методы лечения и теории, а также эпистемологические исследования, которые он проводил с детьми, сделали Пиаже одним из самых известных психологов всех времен.
  8. Альберт Эллис : Этот клинический психолог известен как основатель когнитивно-поведенческих теорий. Альберт Эллис разработал рациональную эмоционально-поведенческую терапию (REBT) в 1955 году, и этот метод используется до сих пор. Широко распространено мнение, что его теории произвели революцию в психотерапии, помогая перейти к лечению, основанному на поведении. До своей смерти в 2007 году журнал Psychology Today назвал Эллиса «величайшим из ныне живущих психологов». Он также работал в области сексологии и религии.
  9. Альберт Бандура : Одним из пионеров социального обучения был Альберт Бандура. Он жив и сегодня, и некоторые считают его величайшим психологом из ныне живущих. Бандура экспериментирует с куклами Бобо и учится агрессивному поведению. Его разработка социальной когнитивной теории, а также личностных теорий считается весьма дальновидной и неотъемлемой частью перехода от бихевиоризма к когнитивной психологии. Многие открытия Бандуры до сих пор используются психологами, помогающими пациентам с социальным моделированием и другими методами лечения.
  10. Кей Редфилд Джеймисон: Самый молодой человек в этом списке (и единственная женщина) Кей Джеймисон известна своей работой с биполярным расстройством. Джемисон — клинический психолог, которая сосредоточивает свою работу на том, чтобы эффективно помогать людям с психическими проблемами, особенно с биполярным расстройством. Джемисон сама страдает биполярным расстройством и имеет уникальное представление о сознании своих пациентов. Она читала лекции по всему миру и написала сотни научных статей.

Другие известные клинические психологи

Конечно, есть много других известных психологов, которые внесли свой вклад в область и изучение человеческого разума и поведения.Вот еще пять известных психологов:

  1. Филип Зимбардо: Известный своим знаменитым тюремным исследованием, Зимбардо смотрит на унижение, садизм и власть. Его книги включают «Эффект Люцифера» и «Временной парадокс».
  2. Иван Павлов: Вы, наверное, знаете это имя, Павлов не был строго клиническим психологом. Он провел знаменитые эксперименты с кондиционированием собак, и его теории были применены и к людям.
  3. Абрахам Маслоу: Известный своей иерархией потребностей, Маслоу создал теорию, которая помогла объяснить мотивы, лежащие в основе человеческих действий.
  4. R.D. Laing: Много работал с психическими заболеваниями. Его отход от того, как психологи обычно лечили психические заболевания, принес ему известность и споры.
  5. Уильям Глассер: Этот всемирно известный психолог первым изобрел терапию выбора, которая используется как часть терапии реальности.

Психология в Китае | Психолог

Китайская психология может показаться загадочной из-за ее культурной и политической изоляции в годы Мао Цзэдуна, но это меняется по мере того, как Китай все больше взаимодействует с остальным миром.Китай является одной из самых быстрорастущих экономик мира и скоро станет лидером в области исследований и разработок. Китайская психология также быстро растет и приобретает международный статус; В 2004 году в Китае прошел Международный психологический конгресс, и тамошние психологи очень хотят сотрудничать с Великобританией.

Психология в Китае имеет общие корни с европейской психологией, начиная с немецких влияний в 19 веке. Но теперь у Китая есть ряд уникальных культурных проблем, которые интересуют психологов, и в настоящее время разрабатываются подходы коренных народов.

Психологическая мысль в Китае
Психология как научная дисциплина существует в Китае 90 лет с момента создания первой психологической лаборатории в Пекинском (Пекинском) университете в 1917 году (Lawson et al., 2007; Zhao, 2000). Но трудно понять, с чего начать выявление первых свидетельств психологического мышления в Китае, чья богатая 3000-летняя история и культура всегда имели психологический подтекст. Древняя классическая литература, такая как «Дао Дэ Цзин», или «Классика слова и добродетели» (написанная Лао Цзы около 463 г. до н. 436bc — 402bc), все богаты мудростью в отношении интеллекта, умственных способностей самоконтроля, уравновешивания человеческих отношений и управления на личном, групповом и государственном уровне.Действительно, в традиционной китайской медицине психическое расстройство всегда считалось одной из шести основных причин физических заболеваний; многие подходы к лечению были представлены в «Православной классике» императора Хуана (редакция около 400 г. до н. э.) и позже получили более формальное развитие. В настоящее время существует Комитет психологии традиционной китайской медицины как часть Всемирной федерации обществ китайской медицины.

Как и во многих европейских странах, академическая психология Китая восходит к немецким лабораториям.Одним из главных ее инициаторов был профессор Юаньпей Цай, который учился в Лейпцигском университете в 1908–1911 годах и прошел восемь курсов психологии, в том числе три курса экспериментальной психологии, прочитанные Вильгельмом Вундтом. Он был назначен президентом Пекинского университета, и именно он поддержал создание первой китайской психологической лаборатории в 1917 году профессором Даци Ченом (1886–1983; Чжао, 2000). Первый факультет психологии был открыт в Юго-Восточном университете в 1920 году. С тех пор психология неуклонно развивалась, останавливаясь только во время войны.

Первым переводчиком психологии был китайский пастор Юнцзин Янь (1838–1898). Он перевел и опубликовал «Ментальную философию» (Xing Ling Xue) еще в 1889 году с ее английской версии (написанной американским пастором Джозефом Хейвеном), опубликованной в 1857 году. Первым автором учебника психологии на китайском языке был американский миссионер В. Мартин (Дин Вэйлян). Он написал «Аспекты человеческой природы» (Син Сюэ Цзюй Юй) на китайском языке и опубликовал его в 1898 году (Jing & Fu, 2001). Первый учебник психологии «Упрощенная психология» (Синь Лин Сюэ) был написан китайским ученым Хуанг Ченом и опубликован в 1905 году в Японии (Zhao, 2000).

Где преподают психологию?
В 1980-е годы в университетах было всего пять факультетов психологии — Пекинский (Пекинский) университет, Пекинский педагогический университет, Восточно-китайский педагогический университет, Южно-Китайский педагогический университет и Педагогический университет Юго-Западного Китая. С тех пор прогресс был ошеломляющим. Наше исследование в 2000 году показало, что к тому времени существовало уже 45 независимых институтов, в том числе 20 факультетов психологии, а к 2007 году их число увеличилось до 187.Обычно в этих учебных заведениях около 10 000 студентов обучаются на четырехлетних программах бакалавриата, более 2000 — на двух-четырехлетних магистерских программах и более 300 кандидатов наук (заканчивают от трех до шести лет). До революции профессор Цай (см. Выше) также участвовал в создании Института психологии в 1929 году, когда он был президентом Academia Sinica. Темы исследований были сосредоточены на физиологической и сравнительной психологии, а также экспериментальной психологии в таких областях, как распознавание китайских иероглифов.До 1950-х годов было разработано более 40 психологических оценок (Китайское психологическое общество, 1982). В психологических лабораториях нескольких университетов проводились исследования по промышленной психологии и процессам обучения в гражданском образовании (Zhao, 2000). Несколько старших китайских исследователей вернулись после учебы за границу, чтобы работать в университетах или в Институте психологии Китайской академии наук (IPCAS). Биологические особенности были выделены в качестве основного направления исследований в психологии, в то время как павловская психология доминировала с 1950-х по 1970-е годы.

После основания Китайской Народной Республики в 1949 году психология считалась разделом философии. Это нашло отражение как в терминологии, так и на институциональном уровне. Во многих университетах объединились факультеты психологии и философии. Однако фундаментальные исследования и образование в области психологии продолжались. Бывший президент Центрального университета профессор Шу Пан был назначен директором IPCAS, который был восстановлен в 1951 году как единственный национальный институт психологии, ориентированный на фундаментальные исследования.В институте проводились систематические экспериментальные исследования зрительного восприятия и психологии развития с использованием принципов Павлова. Некоторые клинические исследования были апробированы и успешно применены, например экспресс-комплексная терапия профессионального выгорания рабочих в цехе Пекинского металлургического завода. Однако в результате идеологических споров обучение и исследования в области психологии полностью прекратились во время культурной революции (1966–1976).

Современные исследования
Преподавание и исследования в области психологии быстро восстановились после 1976 года, когда когнитивная психология стала преобладающей.Психология также была хорошо обеспечена ресурсами и стала процветать вместе с проведением национальной политики реформирования и открытия. Все больше и больше психологов, среди многих профессионалов из других дисциплин, посещали и изучали психологию за рубежом.

Психологическое исследование в Китае в настоящее время проводится IPCAS. Его пять отделений — Ключевая лаборатория психического здоровья CAS, Лаборатория исследований когнитивной психологии, Исследовательский центр социального и экономического поведения, Отдел психологии развития и недавно созданный Центр генетики поведения — сосредоточены как на фундаментальных исследованиях, так и на прикладных проектах. .Он также издает два раза в месяц обзорный журнал «Успехи в психологической науке», начиная с 1979 года. В клинических и прикладных профессиональных областях китайские психологи очень много работают над развитием местных подходов. Среди профессионалов-психологов существует огромный спрос на копирование Запада: все чаще исследуются высокие уровни суицидальных попыток, разводимых семей, проблем в системе образования, социальных конфликтов и урбанизации, а также модернизации экономического уровня общества.Внимание сосредоточено на насущных проблемах в определенных возрастных группах; например, для молодого поколения существуют такие проблемы, как конфликты между родителями, учебное поведение, психологическая устойчивость, интернет-зависимость и оставление потомства в сельской местности родителями, работающими в городских районах. Есть также, конечно, проблема единственных детей Китая (в результате политики одного ребенка): психологи обнаружили, что только дети обладали превосходными когнитивными способностями, но не имели существенных различий в личностных качествах по сравнению с детьми с братьями и сестрами (Jing et al. ., 2003).

Для взрослых в рабочей среде существуют такие проблемы, как безработица, супружеские и семейные конфликты, выгорание на работе и непрерывное образование. Психологи также участвовали в процессе набора пилотов и космонавтов. Проблемы старения, такие как удовлетворенность жизнью, ранняя диагностика предсенильных и старческих заболеваний и деменции, а также психологическая подготовка поставщиков социальных услуг, привлекают все больше внимания психологов.

Также представляют интерес нейропсихологические исследования, в частности, с помощью фМРТ.Все чаще исследования китайских психологов, касающиеся обработки китайского языка (Siok et al., 2004) и Aha! реакции при обработке загадок (Luo et al., 2004) публикуются в международных журналах и описываются из-за их культурной уникальности или творческих экспериментальных протоколов. Многие из них возникают в результате международного сотрудничества. Многим китайским психологам все еще трудно опубликовать свои исследования на английском языке, что важно, потому что наличие высококачественных рецензируемых публикаций является основным критерием для психологов, работающих в крупных университетах и ​​IPCAS, для прохождения ежегодной оценки и получения продвижения по службе.

Сравнительная и педагогическая психология долгое время были двумя основными областями психологических исследований, причем исследования личности и управления становятся все более популярными в последние 10 лет. Когнитивная психология также была важной областью, и развивались другие области, такие как спортивная психология, социальная психология, психология религии (Chen et al., 2006), медицинская психология и клиническая психология (Hou & Zhang, 2009; Qian et al. ., 2002). К счастью, психология становится все более и более эффективной в получении финансовой поддержки исследований, конкурируя с другими дисциплинами (например,грамм. биология и медицина).

Наем психологов
Выпускников с психологическим образованием приветствуют различные учреждения, такие как школы, колледжи, университеты, больницы и правительственные учреждения. Растет потребность в специалистах-психологах в сфере управления, бизнеса, здравоохранения и подготовки специалистов. Это делает психологию как дисциплину все более привлекательной для молодого поколения, поэтому для приема в университеты существуют строгие критерии.

Психологические общества и организации
Профессиональные организации восстановились после культурной революции, и Китайское психологическое общество (CPS) было принято Международным союзом психологических наук в 1980 году, вернув китайскую психологию на мировую арену.

В настоящее время существует четыре основных организации, представляющих психологию в Китае на национальном уровне. CPS, ориентированный на фундаментальные исследования (www.cpsbeijing.org), имеет 20 отраслевых комитетов, представляющих текущее развитие основных областей исследований и применения.Оно было основано в 1921 году и, таким образом, было седьмым национальным психологическим обществом в мире (Rosenzweig, 1992). Национальные конференции проводятся в сотрудничестве с одним из 31 провинциальных психологических обществ. В настоящее время CPS издает два журнала раз в месяц, Acta Psychologica Sinica и Psychological Science, на китайском языке (иногда со статьями на английском языке), но с аннотациями на одной странице на английском языке.

CPS выпустила свои первые этические кодексы для психологической оценки в 1993 году (CPS, 1993).Поскольку спрос на поставщиков психиатрических услуг продолжает расти, психологи из «Клинического и консультативного комитета» CPS работают вместе над разработкой этического кодекса для китайских клинических психологов и над созданием системы наблюдения (регистрации и регулирования) для поставщиков психологических услуг. . Этот первый шаг по повышению профессионализма психологической службы в китайском обществе был одобрен Постоянным комитетом КПС. Китайское общество эргономики (CES, www.cesbj.org) была основана в 1989 году. С 1994 по 2002 год она входила в состав IPCAS, а в настоящее время — Пекинского университета. Ежеквартально он издает Китайский журнал эргономики.

Китайская ассоциация психического здоровья, ориентированная на медицинские приложения (CAMH), была основана в 1979 году и в настоящее время является филиалом больницы Beijing AnDing. Он издает China Mental Health Journal, China Journal of Clinical Psychology, Journal of Health Psychology and Psychology и Health Magazine. CAMH и CPS совместно с Пекинским университетом (факультет психологии) проведут 5-й Всемирный психотерапевтический конгресс (WCP2008, www.wcp2008.org) в Пекине в октябре 2008 года.

Китайская ассоциация социальной психологии (CASP, tinyurl.com/yw9uld) была основана в 1982 году с пятью специальными подразделениями (теория и обучение; экономическая и организационная психология; этническая и культурная психология. ; Военная психология; журналистика и психология общения) и 16 провинциальных отделений. Их ежеквартальное научное издание «Журнал социальной психологии» издается с 1990 года.

Международное общение
Формальное общение между китайскими психологами и иностранными коллегами началось в начале 20 века.США и Великобритания были двумя основными направлениями для китайских студентов и приглашенных ученых, изучающих психологию до 1949 года, а затем — бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы с 1949 по 1966 год. США и страны Европы для изучения психологии. Некоторые из них возвращаются в континентальный Китай после окончания учебы, чтобы занять лидирующие позиции в преподавании, исследованиях и профессиональных приложениях. Программы международного обмена получили широкое распространение среди студентов, ученых и административного персонала.

Пиковым достижением с точки зрения международного академического общения в Китае стал 28-й Международный психологический конгресс, состоявшийся в 2004 году в Пекине и организованный CPS под эгидой IUPsyS. Это был первый ICP, когда-либо проводившийся в развивающейся азиатской стране, и в нем приняли участие более 6000 психологов из 78 стран мира.

Заключение
Психология в Китае быстро развивается, и китайские психологи упорно трудятся, чтобы служить стране, удовлетворяя ее потребности в процессе стремительного экономического развития.Мы также стремимся к новым границам для нашего собственного вклада в психологию как науку и как профессию, посредством международного сотрудничества и в контексте местной культуры Китая.

— Доктор Бусинь Хан и доктор Кан Чжан работают в Институте психологии Китайской академии наук, Пекин, 100101, Китай.

Благодарность
Мы очень ценим ценные предложения профессора Цичэна Цзиня по историческому фону психологии в Китае.

Ссылки

Chen, Y.S., Liang, H.H. & Lu, L.Q. (2006). Психология религии в Китае. Международный журнал психологии религии, 16, 153–161.
Китайское психологическое общество (1982). Ретроспектива и перспектива 60-летней психологии в Китае. Acta Psychologica Sinica, 2, 127–138. (на китайском языке)
Китайское психологическое общество (1993). Кодекс этики психологической оценки. Acta Psychologica Sinica, 1, 221–222. (на китайском языке)
Hou, Z.Дж. И Чжан, Нью-Джерси (2007). Консультации по психологии в Китае. Прикладная психология: международный обзор, 56, 33–50.
Jing, Q.C. И Фу, X.L. (2001). Современная китайская психология: ее корни и международные влияния. Международный журнал психологии, 36 (6), 408–418
Jing, Q.C., Wan, C.W. & Lin, G.B. (2003). Психологические исследования китайских детей за последние два десятилетия. Журнал психологии в китайских обществах, 3, 163–181.
Лоусон, Р. Б., Грэм, Дж. И Бейкер, К.М. (2007). История психологии: глобализация, идеи и приложения. Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл.
Луо, Дж., Ники, К. и Филлипс, С. (2004). Нейрокорреляты «Ага! реакция ». Нейроотчет, 15, 2013–2017.
Qian, M.