Петр гальперин: Гальперин Петр Яковлевич (1902 — 1988). Все психологи России.

Гальперин Петр Яковлевич — Психологическая газета

В 1926 г. окончил лечебный факультет Харьковского медицинского института.

В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных», в 1965 г. — докторскую диссертацию на тему «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».

В 1926-1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков) в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.

В 1941-1943 гг. — начальник лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя (Свердловская область).

С 1943 г. работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент, профессор (с 1966 г.), заведующий кафедрой (с 1971 г.) возрастной психологии факультета психологии, профессор-консультант (с 1983 г.).

Читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии.

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, и деятельную теорию усвоения.

В 1920-1930-х гг. активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.И. Зинченко, В.И. Аснин и др.).

В кандидатской диссертации П.Я. Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

П.Я. Гальперин разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть), придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». По мнению П.Я. Гальперина, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения.

В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная.

Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, — которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет два основных плана, являющиехся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

Эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения.

В 1953 г. на совещании по психологии в Москве Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий, высказав идею, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась.

В рамках первого периода — периода становления основных понятий — Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.

Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы. Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия.

На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, так как служит признаком произвольности действия.

К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах: Гальперин создал новый метод исследования психических процессов — метод их планомерного поэтапного формирования. Наиболее общие положения теории были представлены на защите докторской диссертации в 1965 г.

В 1970-1980-х гг.

происходит более подробное рассмотрение данной теории, выделяются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности.

П.Я. Гальперин занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга, применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

Основные публикации:

  • Об установке в мышлении // Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
  • К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959
  • Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ. М., 1965. 51 с.
  • Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  • Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.)
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985
  • Психология как объективная наука. М., 1995

Награды:

  • Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999, посмертно).

Петр Гальперин — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог

Биография

Петр Гальперин с детства интересовался наукой о человеческой психике, что повлияло на выбор жизненного пути. Советский психолог оставил память о себе в виде многочисленных трудов, цитат и фото.

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Личная жизнь

Личная жизнь ученого сложилась удачно, со своей женой Тамарой Меерзон он познакомился еще в школьные годы. Избранница была другом и соратницей мужчины, ей автор посвятил книгу «Введение в психологию». Они прожили много лет душа в душу и воспитали дочь Софью.

Психология

Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, которая действовала под руководством Леонтьева. В этот период Петр изучал отличия орудий, используемых человеком, от вспомогательных средств животных, чему позже посвятил кандидатскую диссертацию. Ученая степень была присвоена ему только спустя 2 года после защиты, в 1938-м.

Результаты исследований нашли применение в период Второй мировой войны. В то время психоневрологический институт был преобразован в госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Петр Яковлевич служил там около двух лет, а затем по приглашению Леонтьева переехал в Свердловскую область, чтобы начать работу в центре по восстановлению после пулевых ранений.

Психолог доказал, что двигательные функции возобновляются быстрее, если сопровождаются осмысленной деятельностью. Например, больному проще поднять руку, чтобы взять предмет, чем бесцельно. Исследования Гальперина нашли применение в лечебной физкультуре.

Следующий этап в карьере ученого начался после переезда в Москву, где он работал в МГУ. Петр Яковлевич числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии, где с 1947 года занимался преподаванием.

Именно в Москве возникла теория поэтапного формирования умственных действий, сделавшая мужчину знаменитостью. В ее основе лежит предположение о том, что человеческое мышление развивается в процессе взаимодействия с предметами. Психолог выделил несколько этапов, которые необходимы, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним — было доведено до автоматизма и осуществлялось неосознанно.

Несмотря на то, что исследования Гальперина были подвергнуты критике, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Аспекты теории изложены в книге «Введение в психологию», которая стала признанным вкладом в психологию.

В последующие годы биографии Петр Яковлевич продолжал работать в МГУ. Он получил ученую степень профессора только в 1966 году, а спустя 5 лет возглавил кафедру возрастной психологии. Даже в преклонном возрасте ученый не прекращал трудиться и числился консультантом при вузе.

Смерть

Гальперин умер 25 марта 1988 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском кладбище, рядом расположена могила жены.

Труды

  • 1937 — «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного»
  • 1941 — «Об установке в мышлении»
  • 1957 — «К вопросу о внутренней речи»
  • 1959 — «Развитие исследований по формированию умственных действий»
  • 1966 — «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий»
  • 1974 — «Экспериментальное исследование внимания»
  • 1976 — «Введение в психологию»
  • 1978 — «Актуальные проблемы возрастной психологии»
  • 1985 — «Методы обучения и умственное развитие ребенка»
  • 1995 — «Психология как объективная наука»

Интересные факты

  • По национальному происхождению ученый — еврей.
  • Среди учеников психолога были Николай Нечаев, Людмила Обухова и Антонина Ждан.
  • В молодости Петр Яковлевич много и часто болел, был слабым и с трудом мог передвигаться. Все изменилось после поездки на военные сборы, где здоровье улучшилось.

Гальперин Петр Яковлевич, советский психолог, доктор психологических наук

Краткая биография

Гальперин Петр Ильич окончил медицинский институт в Харькове в $1926$ году. В период с $1926$ по $1941$ годы работал в Психоневрологической академии родного города. В эти же годы он параллельно вел педагогическую деятельность в Харькове и Донецке. Гальперин принимал активное участие в деятельности Харьковской группы психологов, в состав которой входили Леонтьев, Запорожец, Зинченко, Божович. В период войны с $1941$ по $1943$ годы Петр Ильич служил в Красной Армии и являлся начальником в лечебной части эвакогоспиталя. Начиная с $1943$ года, работал в МГУ имени М.В.Ломоносова в качестве доцента, а с $1966$ года уже в качестве профессора. В этом же университете с $1971$ года занимал должность заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии. Начиная с $1983$ года, числился профессором-консультантом в МГУ.

Гальперин — это один из ведущих отечественных ученых в сфере возрастной, общей, педагогической психологии. Он является автором всемирно известных подходов и теорий. Гальпериным было выдвинуто совершенно оригинальное описание предмета психологического исследования и специфических особенностей психического развития человека. Всемирную известность завоевала его теория планомерного и поэтапного формирования человеческой умственной деятельности. В рамках данной теории Гальперин выдвинул и развил положения о видах, а также свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действий и типах учения, предложил шкалу поэтапного формирования.

Петр Ильич выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания и теорию внимания, а также целый ряд иных частных психологических теорий, которые вошли в золотой фонд отечественной психологии.

Гальперин создал психологическое мировоззрение, открывающее абсолютно новые перспективы для пересмотра психической реальности, и являющиеся базой для качественного улучшения процесса обучения на разных возрастных уровнях, различным предметам.

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина содержит глубокий анализ психологических свойств действий человека. Петр Гальперин выдвинул гипотезу поэтапного формирования умственных понятий и действий с заданными свойствами еще в начале пятидесятых годов прошлого века. Первое упоминание данной гипотезы было сделано им в $1952$ году на совещании по вопросам трансформации психологической науки. В $1953$ году в Москве Гальперин сделал официальный доклад о формировании умственных действий. В дальнейшем эти положения были углублены и обобщены в докладе «Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий» и в статье «Развитие исследований по формированию умственных действий».

За прошедшее время теория Гальперина превратилась из гипотезы, в оригинальную и конструктивную теорию усвоения.

Следует указать, что это именно деятельностная теория усвоения. Здесь действие, являющееся единицей психологического анализа, впервые выполнило данную функцию именно в этой теории. Действие обладает системным строением, при котором разные элементы по психологической природе связаны в единое целое. Данная единица анализа приводит к новой систематике в психологии, так как ни эмоция, ни ощущение, ни любая другая психическая функция отдельно от других, действием не является.

Замечание 1

Действие в качестве простейшего образования, сохраняющего все главные особенности человеческой деятельности, было Гальпериным всесторонне изучено. Была изучена структура действия. Гальперин впервые выделил элемент действия и назвал его ориентировочной основой действия или ООД.

Изучение особенностей ориентировочной основы действия спровоцировало выделение трех типов ООД, создающих условия для формирования умений и навыков:

  • неполная ориентировочная основа, когда обучаемому предлагается образец выполнения действия и конечный продукт, но отсутствуют указания о правильности выполнения действия. Данный тип ориентировки свойственен для недостаточного первоначального познания. Он характерен также для стихийного, неорганизованного обучения. Действие в данном случае складывается по принципу ошибок и проб;
  • полнота для отдельных образцов, когда существуют указания о правильности выполнения действия, проводится анализ материала на соответствие выполняемому действию. В данном случае пробы и ошибки являются уже случайными. Но знания, формируемые на данной ориентировочной основе эмпиричны, в них нет действительной понятийности;
  • полная ориентировочная основа, при которой осуществляется планомерное обучение анализу полученных заданий, выделение опоры и условий правильного выполнения. Знания при таком подходе устойчивы и понятийны.

Замечание 2

Согласно гипотезе Гальперина, умственные действия являются итогом преобразования внешнего действия во внутреннее, результатом переноса внешнего действия в область восприятия, понятий и представлений.

Начатые в пятидесятые годы прошлого века и продолжающиеся до сих пор исследования подтверждают верность выдвинутой Гальпериным гипотезы.

Питер Гальперин

ПОСЛЕДНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
• ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАНА  – Мое новое шоу  «Higher Ground: The Musical» началось с настольного чтения в начале 2020 года с этими талантливыми людьми – Дрю Орманом, Роско Лаше, Роско и режиссер Джо Лэнгворт, среди прочих, и теперь обрабатывается графический роман, состоящий из 4 частей. Чтобы зарезервировать копию первого издания первого тома, , нажмите здесь и присоединитесь к нашему списку рассылки сегодня.

• НОВЫЙ 7-SONG CD — выпуск в мае 2020 года моего пятого студийного CD «Tomorrow Seems Like Yesterday», , записанного в Бруклине, штат Нью-Йорк, со звездной группой нью-йоркских музыкантов. «Великолепие поп-рока… процветает благодаря лирическим и звуковым противоречиям», говорит dmme.net, а «…помещает Америку 2020 года в зазеркалье… тревожно… но интересно», согласно mwe3. com. Теперь доступно для потоковой передачи на Spotify и загрузки на AppleMusic, bandcamp.com, Amazon и на этом веб-сайте;

• Клип на сингл «Nature of Your Kind» набирает много просмотров на YouTube.

• Спасибо Village Sun  за интересную статью («Создатель мюзикла Роберта Мозеса разгромил Трампа в новой песне»).

• Хотя мои запланированные туры Pacific Northwest Summer 2020  и 2021 Tours не состоялись из-за неразберихи в мире, я смог снять новое музыкальное видео во время недавнего посещения PNW, которое вы можете посмотреть прямо здесь!

• ОРИГИНАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ АКТЕРОВ — Саундтрек к моему рок-мюзиклу «Бульдозер: Баллада о Роберте Мозесе» с номинантом Тони и бывшим финалистом American Idol в главной роли Константин Марулис, теперь доступен на Broadway Records ! Наша мировая премьера вне Бродвея в Театре Сент-Клементс в самом сердце театрального района Манхэттена называлась «. ..впечатляющий дебют… с динамичной музыкой…» от thebroadwayblog.com и «…театральное золото…» от журнала New Yorker.

Присоединяйтесь к нашему списку рассылки, чтобы получать специальные предварительные предложения и информацию о предстоящих шоу.

0:00/???

  1. 1

    Природа вашего вида 3:38

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/3:38

  2. 2

    Никогда не слишком молод 4:33

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/4:33

  3. 3

    Цифровой друг 3:27

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/3:27

  4. 4

    Не нужно знать 3:59

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/3:59

  5. 5

    Другой напиток 3:24

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/3:24

  6. 6

    Лучше не бывает 2:49

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/2:49

  7. 7

    не отпустит 3:55

    Ваша цена

    Петр Гальперин

    Пожалуйста, выберите цену: $ доллар США ($0,99 или больше)

    Пожалуйста, заплатите не менее $0,99

    Нет в наличии

    0:00/3:55

‎Петр Гальперин в Apple Music

Войти

Баллада о Роберте Мозесе

ВсеПродукцииЛюди и КомпанииПроизводство КредитыРолиТеатры

Театр

Имя: Театр при церкви Святого Климента
Адрес: 423 West 46th Street, New York, NY 10036

Информация о производстве

Дата первого выступления: 24 ноября 2017 г.
Дата открытия: 7 декабря 2017 г.
Дата закрытия: 7 января 2018 г.
Внешние ссылки: Официальный сайт

Просмотреть увеличенные изображения

Описание продукции

Ошеломляющая история фантастических достижений и личных поражений, переплетающая интимные темы любви и утраты с большими социальными проблемами, охватившими городскую среду 20-го века, «БУЛЬДОЗЕР» рассказывает о взлетах и ​​падениях одного мужчины, молодой женщины, которая его любила, и великого человека. плата за строительство города, в котором мы живем сегодня.

Ночные кредиты открытия

Производственные кредиты

Лицо/Компания Кредит
Бульдозер Партнерс (ООО) Режиссер
   
Петр Гальперин Создатель
Петр Гальперин Книга
Петр Гальперин Музыка
Петр Гальперин автор текстов
Дэниел Скот Кадин Соавтор
   
Карен Карпентер директор
Роб Баумгартнер Музыкальный руководитель
Гэри Рэй Бугарчич Помощник директора
   
Гэри Рэй Бугарчич Хореограф
   
Кен Ларсон Сценограф
Бобби Фредерик Тилли II Художник по костюмам
Зак Блейн Художник по свету
   
Театр Аарона Гранта, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *