План педагогического наблюдения: Программа педагогического наблюдения

Плана наблюдения за особенностями взаимоотношений между обучающимися в классе | Материал по коррекционной педагогике:

Плана наблюдения за особенностями взаимоотношений

между обучающимися в классе

План наблюдения:

1. Гипотетический этап
2. Экспериментальный этап

3. Педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений в группе учащихся

4. Личностная рефлексия


     Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают -вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
     Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.
     Второй  важный момент, который объясняет  наше обращение к этим проблемам, связан с тем, что в практике каждого  учителя существуют ситуации, когда  он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Одной из таких важнейших особенностей является специфика межличностных отношений в классе. 

1. Гипотетический этап 
     Для наблюдения за особенностями взаимоотношений между обучающимися выбираем класс.
     На основе наблюдения за учащимися на уроках, переменах, мероприятиях надо вдвинуты следующие предположения: Кто «Лидеры» в классе (среди девочек и среди мальчиков) и отвергаемых коллективом

Так же провести предполагаемые выборы

     Таблица 1. Предполагаемые выборы

№ п/п

ФИ ребенка, который будет выбирать

ФИ ребёнка, которого он(она) выберет

Обоснование выбора на основе наблюдения

 
2. Экспериментальный этап
      Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
      Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной учебы.
      Ход тестирования: каждому ученику выдать заранее приготовленный лист. После сбора ответы обработать и были сделать выводы.

Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов определенное (3-5 учащихся). Желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь.
      Инструкция:

«Кого из ваших товарищей по данному классу вы обязательно включили бы вместе с собой в новый класс?», «Кого бы вы точно не включили?»

      На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) товарищей по классу в соответствии со смыслом вопроса.
    Сделать выводы и подвердить гипотезу о том, кто является лидерами и отверженными.

  1. Педагогические рекомендации по улучшению межличностных отношений в классе
         Трудности, которые испытывают учащиеся среднего звена (подростки) в межличностном общении, кратко можно охарактеризовать следующим образом:
  • проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте, установление полоролевых отношений и их культуры;
  • успешность и не успешность некоторых детей;
  • в более старшем возрасте трудности понимания и принятия, установления общения на фоне симпатии полов.

     Класс – это микрогруппа, поэтому для  учителя важно правильно организовывать общение, учитывать иерархию ролей  учащихся и их взаимоотношения.
     Так что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации, разрешить такие трудности?
1. Создавать и поощрять позитивное межличностное общение.

     Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем, как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях. Важно напоминать детям о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности.
2. Внимание наблюдать за межличностными отношениями.

     Если учитель внимательно наблюдает за ребятами, то все их отношения как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в классе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо).
3. Опираться на лидеров класса (лидеров по учебе и лидеров по личностной симпатии).

План наблюдения.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) активно действует;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) слушается, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) не слушает и поступает по своему. Бурно реагирует на замечания;

в) выслушивает молча;

г) молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете директора, учительской и др.):

а) легко ориентируется, проявляет активность;

б) активен, отмечается повышенная возбудимость;

в) спокойно рассматривает окружающее;

г) робок, растерян.

После, того как был составлен план наблюдения, я разработал протокол наблюдения и на основании данных наблюдения, приведенных в дневнике заполнил протокол.

Реакции

Пункты плана наблюдения

1 2 3 4

а

+

+

+

б

в

+

г

После заполнения протокола была произведена обработка полученных данных на основании следующих признаков: если обнаруживается, что в большинстве случаев у ребенка проявляются реакции типа «а», то можно говорить о преобладании черт сангвинического темперамента, типа «б» — холерического темперамента, «в» — флегматического, «г» — меланхолического темперамента. Исходя из данных протокола и на основе анализа наблюдения, была составлена психологическая характеристика ребенка.

Объект наблюдения – ученица средней школы №176, 3-го класса «Б» Омельяненко Екатерина. Родилась 14 ноября 2003 года. Не имеет никаких хронических заболеваний, учится на «отлично». Систематически занимается танцами в стиле «Хип-хоп».

Внешний вид ребенка – девочка довольно высокая для своего возраста, блондинка с длинной и аккуратно заплетенной косой, глаза серые. Одета очень опрятно: темная юбка, белая блузка и жилет.

Исходя из данных протокола, можно сделать вывод, что у ребенка преобладают черты сангвинического характера. Судя по проведенному наблюдению, проявляет интерес к учебе, имеет художественно-эстетическую направленность. Ей нравится учиться, особенно нравятся предметы гуманитарные, небольшую неуверенность она чувствует на математике. Девочка очень трудолюбивая, ответственная, очень аккуратная, всегда опрятная, вещи на парте в полном порядке. Судя по поведению на уроке, стремится к успеху. Взаимоотношения с коллективом очень доброжелательные. Пытается помочь своим одноклассникам, очень правдивая и скромная. В контакт с одноклассниками вступает легко. Всегда вежлива и тактична. К лидерству не стремится. Очень настойчива, старается добиться своего. В классе пользуется симпатией учеников. Быстро сосредоточивает внимание на объяснения учителя. Запоминает легко, быстро схватывает суть материала, очень активна, эмоционально уравновешена.

Таким образом, наблюдение показало, что ребенок не имеет психологических проблем и не нуждается в помощи психолога.

Список использованной литературы.

  1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Стерлитомаг: Гос. пед. институт, 2002. – 134 с.

  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.

  3. Дубровина И. В. Психологическая служба образования: организация и управление // Вестник практической психологии образования – 2007. — №1.

  4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 639 с.

Пять действий по улучшению наблюдения в классе, округ

Макс Сильверман, заместитель директора Центра лидерства в образовании Вашингтонского университета

Опрос обновлений AWSA

В последнем выпуске обновления Макс Сильверман призывает нас быть целеустремленными при посещении занятий. Помимо формальных визитов для наблюдения и оценки, что из следующего является вашей основной причиной частого посещения классных комнат?

(Нажмите кнопку слева, чтобы увидеть опрос)

Директора проводят в классах больше времени, чем когда-либо. Снова и снова они слышат, что быть руководителем обучения означает быть в классе. Будь то оценка учителей или один из многих типов учебных пошаговых инструкций или учебных раундов, директора и другие школьные руководители всегда в силе. По большей части то, что школьные руководители переходят из своих офисов в классы, является положительным моментом.

Тем не менее, даже неформальная канва этих же лидеров рассказывает историю людей, которые тратят время, но часто не имеют ясности цели и необходимых навыков, чтобы использовать это время для улучшения результатов обучения учащихся или поддержки улучшения педагогической практики. По сути, как область, мы проделали большую работу, побуждая директоров преодолевать, казалось бы, непроницаемый барьер у дверей класса, но еще не дали им ясности в отношении того, что делать во время и после этих посещений.

У руководителей школ есть много веских причин проводить время, наблюдая за преподаванием и обучением. К ним относятся: 

  • Изучение отдельных классов или групп учащихся для лучшего понимания того, почему некоторые учащиеся не успевают на уровне своего класса или выше.
  • Мониторинг реализации профессионального обучения для определения следующих шагов и корректировок профессионального развития и коучинга.
  • Наблюдение за преподаванием и обучением для обеспечения адресной обратной связи с учителями по их конкретной профессиональной области.
  • Оценивание, формативное или суммарное, работы учителя с использованием системы оценки.
  • Учитесь вместе с другими лидерами, чтобы выработать общее видение и язык для высококачественного обучения.

Поскольку вы рассматриваете эти разные цели пребывания в классах, важно учитывать правильный протокол или процесс наблюдения. В вашей цели должны быть указаны такие вещи, как, сколько классов нужно посетить, сколько времени провести в каждом классе, как вы хотите делать заметки, какой шаблон для заметок лучше всего и, самое главное, что вы делаете с собранной информацией.

Независимо от того, почему вы находитесь в классе, всем лидерам необходимо развивать определенные навыки, которые улучшат их наблюдения, чтобы лучше собирать данные о взаимосвязи между преподаванием и обучением.

В идеале лидеры всегда будут пытаться установить причинно-следственные связи между преподаванием и обучением. В Центре лидерства в образовании Вашингтонского университета мы рекомендуем лидерам оттачивать свои навыки наблюдения в классе в следующих пяти областях:

 

Наблюдать за ядром  

Как рекомендуют Ричард Элмор и Элизабет Сити, всегда ищите взаимосвязь между учебной задачей, вовлеченностью учащихся, знаниями преподавателя и его педагогическими навыками. Возможность наблюдать за каждой из этих динамик по отдельности и в отношении друг друга имеет решающее значение для точного понимания того, как преподавание влияет на обучение учащихся. Для этого необходимо:

  • Постарайтесь понять задачу, которой занимаются учащиеся, включая ее связь с местными стандартами, актуальность для учащихся и связь с предыдущим и будущим обучением учащихся.
  • Наблюдайте за вовлеченностью учащихся, в том числе за тем, кто вовлечен, и за уровнем ответственности учащихся за свое обучение.
  • Обратите особое внимание на учителя и его понимание содержания, а также на то, как педагогика поддерживает или создает препятствия для обучения учащихся.

 

Сбор описательных данных

По сути, ваше время в классе — это деятельность по сбору улик. Независимо от того, будут ли данные переданы учителям, использованы для планирования профессионального обучения или введены в вашу систему оценки учителей, вам нужны объективные, описательные и непредвзятые данные для работы. Поставьте перед собой задачу сделать следующее, не записывая никаких субъективных утверждений:

  • Счетчик
  • Розыгрыш
  • Время
  • Записывайте то, что говорят и делают учителя и ученики

 

Быть любопытным

Данные, которые вы собираете, дают вам много информации, которая должна заинтересовать лидера, чтобы узнать больше о том, что они видят и что является причиной того, что они наблюдают. Наблюдатели-эксперты заменяют субъективность и поспешные выводы любопытством в отношении таких вещей, как:

  • Как учитель видит различные аспекты обучения учащихся, такие как разговор учащихся, самооценка и выносливость для обучения и самостоятельной работы?
  • Какие намерения учителя стояли за различными движениями, которые они делали?
  • Что учитель делает с данными, которые он собирает?

 

Ищите сильные стороны, а не недостатки

Это часто сложно для нашей области, так как мы очень быстро настраиваемся на то, что идет не так, или дефицит учителей и студентов. Исследования ясно показывают, что люди растут за счет своих сильных сторон, а не недостатков. Если вы сможете дисциплинировать себя, чтобы увидеть, что учителя и ученики могут сделать и что они находятся на грани того, чтобы сделать, вы с гораздо большей вероятностью увидите, что возможно, а не будете ошеломлены всем, что идет не так. На самом деле это легко сделать, если вы сосредоточены на том, чтобы быть объективным и любопытным (см. пункты выше). Попробуйте это на работе или в личной жизни! – и вы удивитесь, как быстро вы заметите изменения.

 

Принять меры, повышающие вероятность того, что учителя улучшат свою практику

В конце дня или урока нет причин находиться в классе, если только вы не собираетесь использовать собранные данные. Эти действия могут включать:

  • Предоставление адресной обратной связи учителям.
  • Выявление тенденций для дальнейшего обучения или профессионального обучения.
  • Корректировка профессионального обучения на основе того, что вы видите.

Мы все должны по праву радоваться тому факту, что мы, как поле, проводим больше времени в классах. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы лучше понять, почему мы здесь, что нам нужно делать, находясь там, и, что наиболее важно, использовать то, что мы видим, для управления нашими действиями лидера. Планируя предстоящий учебный год, учитывайте эти моменты и обновляйте свои планы наблюдения, практики и контроля!

 

Дополнительные ресурсы:

Типы наблюдения в классе (http://info.k-12leadership.org/types-of-classroom-observation)

Макс Сильверман — заместитель директора Центра лидерства в образовании Вашингтонского университета. Свяжитесь с ним по адресу [email protected].

 

Подробнее:

 

7 советов по проведению наблюдения в классе

Наблюдение в классе может вызвать беспокойство даже у опытного учителя. Формат варьируется от школы к школе, но где бы вы ни находились, все равно может показаться, что вы выступаете для аудитории из одного человека, даже если комната полна детей.

Советы по наблюдению в классе

Тщательное планирование и подготовка могут уменьшить стресс от традиционного наблюдения в классе. Давайте начнем с нескольких советов, которые помогут вам быть на высоте.

1. Тщательно подготовьтесь

Если вас заранее попросят предоставить информацию об уроке, предоставьте четкий и краткий контекст того, что вы делаете. Наблюдатель может захотеть узнать цель урока, его связь с государственной учебной программой или какие-либо конкретные аспекты урока, на которые вы хотели бы обратить внимание.

2. Check Tech

Если вы используете технологию, подготовьте ее к работе. Убедитесь, что он работает до начала занятий, но на всякий случай подготовьте запасной план. Как известно каждому учителю, несмотря на все наши усилия, сбои случаются.

3. Время решает все

Даже если вы уже проводили этот урок раньше, подумайте, сколько времени он займет. Вы не хотите закончить урок, когда осталось 15 минут и нет планов. Но имейте в виду, что компетентный наблюдатель не ищет то, что некоторые называют «шоу собак и пони», требующее больше подготовки и материалов, чем у вас когда-либо было бы время в повседневной жизни.

Дополнительная литература: 3 действия, способствующие профессиональному развитию учителей

Возможно, вам придется изменить свой план на день, если вы уже запланировали тест или групповую работу на все время. Ключ в том, чтобы встроить ваш урок наблюдения в то, что вы сейчас преподаете, чтобы ваши ученики не задавались вопросом, почему они изучают что-то совершенно не связанное с тем, что они изучали.

Начать урок вовремя, даже если наблюдатель еще не пришел. Неожиданные прерывания могут застать администратора врасплох. Но учебное время ценно, и вы и ваши ученики должны следовать плану.

4. Стратегии урока

Начните с того, что расскажите учащимся, каковы цели сегодняшнего урока и что они будут делать. Если это уместно, соедините сегодняшний урок со вчерашним и отталкивайтесь от него.

Включите стратегии обучения, с которыми знакомы ваши ученики, такие как разделение в парах, постановка детей на часы и проверка понимания. Обязательно оставляйте время в конце урока для закрытия урока, вопросов и напоминаний о тестах или сроках.

5. Участие студентов

То, как учителя взаимодействуют со своими учениками, обычно имеет первостепенное значение для наблюдателей. Поощрение участия учащихся, конечно же, является частью ежедневного репертуара учителя. Но будьте осторожны, не звоните одним и тем же детям и не позволяйте нескольким детям доминировать в разговоре. Не зовите сразу учеников, которые поднимают руки, и постарайтесь не смущать ребенка, который не знает ответа на вопрос. Вы можете включить детей, которые не хотят работать волонтерами, просто спросив их, согласны ли они с последним ответом.

Не забудьте использовать время ожидания, чтобы позволить учащимся подумать над вопросом, прежде чем добровольно дать ответ. А дети часто перестают рассматривать вопрос, если для ответа уже выбран кто-то другой, поэтому сначала задайте вопрос, а затем зовите ученика.

6. Поведение учащихся

Учащиеся обычно понимают, что за их учителем наблюдают, если в конце класса сидит администратор с желтым планшетом или iPad. По моему опыту, большинство детей идут на сотрудничество в такой ситуации. Конечно, ученик может забыть, что в комнате кто-то новый, но тихое слово учителя обычно может напомнить ему об ожиданиях. На самом деле, дети не раз спрашивали меня, они сделали все в порядке после наблюдения.

7. Когда урок окончен

Поблагодарите наблюдателя за то, что он пришел, и спросите о дальнейших действиях. Наслаждайтесь остатком дня.

Размышления о наблюдениях в классе

Рассмотрев некоторые способы добиться успеха во время наблюдения в классе, давайте рассмотрим несколько более широких вопросов, связанных с оцениванием учителей.

Обратная связь или разговор?

В то время как вышеперечисленные стратегии могут успокоить учителей, за которыми наблюдают, учитель-ветеран Триша Арнольд спрашивает, почему учителя нервничают в первую очередь.

«Почему высококвалифицированный специалист, который может объяснить математическую задачу тремя разными способами, одновременно оценивая детей, рассеивая аргументы и накладывая пластырь на руку ребенка, может чего-то бояться?» она задается вопросом.

Дополнительная литература:  Как провести собеседование с учителем по телефону

Арнольд обвиняет учителя в беспокойстве по поводу этого процесса. По ее словам, в традиционных системах оценки учителя оцениваются, а не участвуют в улучшении обучения. По ее мнению, вся система нуждается в пересмотре.

Наблюдения и анализ, основанные на фактических данных

Одним из процессов с реальным потенциалом улучшения школьной практики является использование «инструментов, основанных на фактических данных» для наблюдений, сообщает Ассоциация надзора и развития (ASCD). В рамках нового проекта, финансируемого Министерством образования США, администраторов учат записывать то, что они видят в классе, и делиться этим с учителями. Вместе наблюдатель и учитель анализируют данные и определяют, что нужно улучшить.

Этот разговор, отмечает ASCD, намного полезнее, чем обратная связь, которая обычно представляет собой одностороннее общение наблюдателя с учителем. Кроме того, обратная связь может быть субъективной, а не доказательной.

Еще одно предложение по улучшению наблюдения в классе – более широкое использование видео, чтобы учителя и администраторы могли вместе смотреть и анализировать.