Площадь кабинета педагога психолога – Требования к кабинету психолога
Паспорт кабинета педагога-психолога | Социальная сеть работников образования
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
- Краткая информация о педагоге-психологе
- Пояснительная записка
- Основные направления работы
- Циклограмма работы психологического кабинета
- Документация педагога-психолога
- Оснащение психологического кабинета
- План развития кабинета
Ответственный за кабинет:
Педагог-психолог Мехнина Т.В.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПЕДАГОГЕ-ПСИХОЛОГЕ
Педагогический стаж 8 лет
Стаж в должности педагога-психолога 8 лет
Образование высшее: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, педагог-психолог
Методическая тема: «Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального и основного общего образования»
Пояснительная записка
Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости.
От особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной, психологически здоровой личности. В решении всех проблем психолог исходит, прежде всего, из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития.
В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется:
1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения.
2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы (из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную).
3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы.
Цель психологической помощи в системе комплексного взаимодействия на ребёнка при формировании и развитии психических процессов – изучение психологического развития обучающихся. Развитие личности и формирование позитивной Я-концепции учащихся, психологическое обеспечение личностно-ориентированного характера образования через создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения.
Психологический кабинет МБОУ Родниковской СОШ №6 осуществляет психологическое сопровождение обучающихся с 2008 года.
Задачи психологической службы:
- Изучение личности учащихся и коллективов с целью выявлений потенциала развития детей и определения оптимальных путей повышения продуктивности и обучения методами психодиагностик.
- Организация работы, направленной на реализацию коррекционно-развивающей поддержки детей с проблемами в обучении и содействие в преодолении трудностей в обучение.
- Реализация групповых коррекционных и развивающих занятий в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся; проблемных точек класса и актуальных потребностей в развитии.
- Повышение психологической компетентности участников образовательного учреждения; формирование психологических знаний, умений и навыков у субъектов учебной деятельности (учащиеся, педагоги, родители) необходимых для системного обучения, воспитания, развития и социализации.
- Психологическое сопровождение и личностное развитие учащихся;
- Психологическое сопровождение одаренных учащихся в процессе обучения;
- Содействие профессиональному самоопределению учащихся.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
- Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального общего образования.
- Выявление психологических причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей в учебно-воспитательном процессе.
- Выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании.
- Выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- Развитие рефлексии, толерантности обучающихся.
- Разработка коррекционно-развивающих программ.
- Разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся школы.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога:
1. Психологическое сопровождение и личностное развитие учащихся;
2. Повышение психологической компетентности участников образовательного учреждения
3. Психологическое сопровождение реализации ФГОС начального общего образования
Основные направления работы
Психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного раз- вития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика- предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов школы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов и других специалистов;
Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Основные виды работы психологического кабинета
ВИДЫ РАБОТ психологического кабинета: |
Психологическое просвещение |
Психологическая профилактика |
Психологическое консультирование |
Психодиагностика |
Психокоррекционная и развивающая работа |
Психолого-медико-педагогический консилиум |
Методические объединения |
Родительские собрания |
Аналитическая работа |
Организационно методическая работа |
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов.
· Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
— выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
— подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
- Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
- Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
- Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Вторник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Среда | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Четверг |
| 4 часа | 4 часа |
Пятница | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности педагога – психолога школы
(из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов)
Направление деятельности | категория | форма | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | В месяц | за учебный год | |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
180 |
|
| Тестирование | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |
|
| Углуб. обследов | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |
Консультативное | Педагоги |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 |
216 |
| Родители |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |
| Дети |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |
Развивающее и коррекционное | Дети | Индив. занятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | 108 |
180 |
групповые | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | 72 | |||
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 36 |
72 |
Родители |
| 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | ||
Дети |
| 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 2 | 18 | ||
|
|
| 18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | 72 часа | 648 часов | Все-го |
Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавленияИтого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа
684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ
____________________
«____» _______ 2015
Циклограмма работы педагога-психолога
Работа с участниками образовательного процесса | Организационно-методическая работа | ||||||
Дни недели | Время работы по видам деятельности | Виды деятельности | Кол-во часов | Режим работы по видам деятельности | Виды деятельности | Кол-во часов | Общее кол-во часов |
Понедельник | 9.35-14.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми Групповая коррекционная работа с детьми Диагностическое обследование | 3,2 | 8.00-9.35 14.05-15.30 | Подготовка материалов, тестов, методик Обработка, анализ результатов | 4 | 7,2 |
Вторник | 9.35-15.05 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми Групповая коррекционная работа с детьми Диагностическое обследование Консультации | 4,2 | 8.00-9.35 15.05-15.30 | Подготовка материалов, тестов, методик Обработка, анализ результатов диагностики | 3 | 7,2 |
Среда | 9.35-15.05 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми Групповая коррекционная работа с детьми Диагностическое обследование Консультации | 3,2 | 8.00-9.35 15.05-15.30 | Подготовка материалов, тестов, методик Обработка, анализ результатов диагностики | 4 | 7,2 |
Четверг | 9.35-15.10 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми Групповая коррекционная работа с детьми Совет профилактики Консультации | 4,2 | 8.00-9.35 15.10-15.30 | Подготовка материалов, тестов, методик Обработка, анализ результатов диагностики | 3 | 7,2 |
Пятница | 9.35-14.00 | Индивидуальная коррекционная работа с детьми Групповая коррекционная работа с детьми Просветительская работа Консультации | 3,2 | 8.00-9.35 14.45-15.30 | Подготовка материалов, тестов, методик Обработка, анализ результатов диагностики | 4 | 7,2 |
ИТОГО: 36 ЧАСОВ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА | ||||
№ | Наименование дела | Кол-во папок | Срок хранения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
01. Нормативно-правовая документация | ||||
01.1 | Нормативно- правовая документация | 1 | Постоянно | В течении года |
02. Учетно–отчетная документация | ||||
02. 01 | Перспективный план работы педагога-психолога на год, планирование мероприятий, план работы по различным направлениям работы | 1 | Постоянно | Сентябрь |
02. 02 | Журнал психологической службы | 1 | Постоянно | В течение года |
02. 03 | Картотека (паспорт) кабинета педагога-психолога | 1 | До замены новым | В течение года |
02. 04 | Протоколы и заключения диагностических обследований | 1 | Постоянно | В течение года |
02. 05 | Документы о выполнении работы (справки, отзывы) | 1 | Постоянно | В течение года |
02. 06 | Аналитический отчет педагога-психолога образовательного учреждения | 1 | Постоянно | Май |
О2.07 | Психологические карты учащихся* | 1 | Постоянно | В течение года |
03. Учебно-методическая документация | ||||
03. 01 | Методические разработки родительских собраний | 1 | Постоянно | В течении года |
03. 02 | Коррекционно – развивающие, профилактические программы | 8 | Постоянно | В |
03.03 | Коррекционно – развивающие, профилактические программы классов КРО | 5 | Постоянно | В течение года |
03.04 | Методические рекомендации, памятки | 1 | По мере необходимости | В течение года |
03.05 | Методические разработки выступлений, бесед, лекций | 1 | По мере необходимости | В течении года |
03.06 | Методические материалы по психопрофилактической работе с учащимися | 1 | По мере необходимости | В течении года |
04. Организационная документация | ||||
04. 01 | Документация на текущий год (функциональные обязанности, циклограмма, график работы) | 1 | Постоянно | Сентябрь |
04. 02 | Дневник педагога-психолога | 1 | Постоянно | В течение года |
04. 03 | Данные о нуждающихся в психологической помощи | 1 | Постоянно | В течение года |
Оснащение психологического кабинета
1. Ф.И.О. заведующей кабинетом Мехнина Татьяна Васильевна
2. Площадь кабинета 22,7 м²
3. Наличие посадочных мест 14
Опись имущества кабинета
№ п/п | Наименование имущества | Количество | Инв.№ |
Набор школьной мебели | 7 | ||
Стол письменный | 2 | ||
Стул мягкий | 1 | ||
Стул компьютерный | 1 | ||
Шкаф | 1 | ||
Зеркало с тумбой | 1 | ||
Полка для книг | 2 | ||
nsportal.ru
№ п/п | Название | Количество |
Диагностические комплекты | ||
Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей. Младенческий и ранний возраст: Методическое пособие для практических психологов | 1 | |
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст) | 1 | |
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей | 1 | |
Наглядный материал «Что лишнее» | 2 | |
Шнуровки | ||
«Умные шнурочки» — выпуск 6 | 1 | |
«Умные шнурочки» — выпуск 7 | 1 | |
Развивающие пособия для сенсорной сферы | ||
Матрешка | 1 | |
Коробка форм | 1 | |
Пирамидка | 1 | |
Умное домино «Цвета и фигуры» | 1 | |
Развивающее лото (цветное, фигурное) (3-8 лет) | 1 | |
Игрушки | ||
Мягкая игрушка | 6 | |
Дидактические, настольные, печатные игры | ||
Игры с логическими блоками Дьенеша: Давайте вместе поиграем | 1 | |
Страна блоков и палочек для детей 4-7 лет | 1 | |
Альбом заданий: Чудо кубики для игры «Сложи узор» (2-5 лет) | 1 | |
Лепим небылицы: серия блоки Дьенеша (с 4-х лет) | 1 | |
Альбом – игра «Волшебные дорожки – палочки Кюзинера» (2 – 3 г.) | 1 | |
Игра «На каждую загадку – четыре отгадки» (1 часть) | 1 | |
Игра «На каждую загадку – четыре отгадки» (2 часть) | 1 | |
Книжка знаний | 1 | |
Познавательная игра – лото «Моя квартира» | 1 | |
Развивающая предметно-игровая система «Соты кайе» | 1 | |
Шаг за шагом «Веселые истории» (от 3 лет) | 1 | |
Игра – занятие «Нектаринка» (от 3 лет) | 1 | |
Игра – занятие «Выбираем противоположности» (3-8 лет) | 1 | |
Игра «Что получится» | 1 | |
Настольная игра «Чехагор» (от 3 лет) | 1 | |
Игра «Похожий – непохожий» | 1 | |
Игра «Кто с кем?» | 1 | |
Игра «Подбери пару» | 1 | |
Игра «Собери картинки» | 1 | |
Игра «Решаем примеры» | 1 | |
Обучающая игра «Путешествие в страну Алфавит» | 1 | |
Развивающая игра «Хамелеон» | 1 | |
Обучающая игра «Первые буквы» | 1 | |
Веселые уроки «Найди и прочитай» | 1 | |
Викторина для детей 5-7 лет «Скоро в школу» | 1 | |
Викторина для детей 3-5 лет «Смекалочка» | 1 | |
Электровикторина для детей 7-12 лет «Тайны зеленого мира» | 1 | |
Цветные счетные палочки Кюзинер | 7 | |
Умные кубики | 1 | |
Кубики «Арифметика» | 1 | |
Мозаика | 2 | |
Учебно-игровое пособие «Математический планшет» | 1 | |
Учебно-игровое пособие для детей 3-7 лет «Маленький дизайнер» | 1 | |
Игра для детей «Что из чего сделано» (от 3 лет) | 1 | |
Игра «Кто первый» | 1 | |
Лото «Сравни и подбери» (от 3 лет) | 1 | |
Детские компьютеры | 3 | |
Кубики «Русские народные сказки» | 1 | |
Театр «Русские народные сказки» | 1 | |
Развивающая игра «Чей малыш» | 1 | |
Развивающая игра «Мир растений» | 1 | |
Ребусы | 1 | |
Аудио-оснащение | ||
Звуки природы | 2 | |
Музыка для релаксации | 3 | |
Детские песни | 2 | |
Мультимедийные презентации | 3 | |
Учебно-методическая литература | ||
Севостьянова Е.О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ | 1 | |
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста | 1 | |
Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей | 1 | |
Зендгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников | 1 | |
Узорова О.В., Нефедова Е.О. Игры с пальчиками | 1 | |
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | 1 | |
Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей | 1 | |
Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников | 1 | |
Дж.Дилео Детский рисунок: диагностика и интерпретация | 1 | |
Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников | 1 | |
Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста | 1 | |
Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ | 1 | |
Лихачева Е.Н. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | 1 | |
Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы | 1 | |
Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников | 1 | |
Сертакова Н.М. Если ваш ребенок дерется… | 1 | |
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? | 1 | |
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры | 1 | |
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий | 1 | |
Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий | 1 | |
Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий | 1 | |
Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста / под науч.ред. Л.М. Шипицыной | 1 | |
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет | 1 | |
Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. | 1 | |
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет | 1 | |
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие | 1 | |
Оренстайн Дж. 365 способов успокоить плачущего ребенка | 1 | |
Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления (программы, игровые задания, стимульный материал) | 1 |
nsportal.ru
Требования к кабинету психолога в школе
В начале 90-х, когда служба школьной практической психологии переживала свое становление, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен новаторский для тех времен проект — «Специализированный кабинет детского психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Усановой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.
Для организации кабинета не требовалось никаких особых пристроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских ухищрений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей — от формата окон, цвета стен и приспособлений для подсветки до базового комплекта методических материалов.
Ольга Николаевна Усанова, руководитель группы разработчиков, рассуждала так: каждму психологу нужно рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовывать свои профессиональные задачи. Когда
С некоторыми идеями проекта мы и хотим познакомить читателей.
Никто, конечно, не рассчитывает, что все директора школ тут же бросятся реализовывать представленные в нем красивые идеи.
Пустующие школьные кабинеты, про которые начальство бы думало: «И во что бы нам их переделать?» — скорее экзотическая редкость, чем правило. А психологи по большей части ютятся в «каморках под лестницей», где едва можно разместить два стула.
Тем более непросто раздобыть средства, для того чтобы придать окнам арочную форму и скруглить углы в комнатах. Однако некоторые идеи можно реализовать даже в небольших помещениях. Углы же скругляются не только с помощью евроремонта. Ну, а знать, каким должен быть идеальный психологический кабинет, — невредно. В один прекрасный момент эти знания могут пригодиться.
Методические рекомендации к организации
В настоящее время активно развивается психологическая служба в образовании. Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием — практическими материалами.
Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизировать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизированных методических материалов по основным направлениям его работы.
Архитектурный проект кабинета (архитектор В. Л. Питаев) содержит технические разработки для создания рабочего места психолога в помещении стандартного школьного класса при условии некоторой его реконструкции.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого ее принципа предполагает осознанный отход от прямого угла с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив ее на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирования среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, чтобы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.
Решение пространства ориентировано на поддержание нормального эстетического и психологического климата, что достигается как за счет общего стиля оформления помещения, так и с помощью деталей интерьера романтического характера — люстр, фонарей, дверей, профильных переходов от стены к потолку, лепных розеток на потолке и др. Все это должно вернуть ребенка в мир более чувственный, нежели бесконечно повторяемый современный интерьер, прагматичный с точки зрения стройиндустрии.
Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.
- Холл.
- Зона ожидания приема.
- Зона первичного приема и беседы с клиентом.
- Зона консультативной работы.
- Зона игровой терапии.
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.
Каждая из зон имеет свое цветовое оформление.
В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовывать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.
Объем помещения может уменьшаться до камерного (например, для бесед, консультаций, индивидуальной психологической разгрузки) и увеличиваться при проведении игротерапии, занятий по психокоррекции и т. д. Эти изменения достигаются за счет использования подвижных перегородок, декоративных занавесей, подвесного потолка и расстановки мебели.
Меняющееся цветовое оформление создают покрытия стен и пола, а также подвижные детали интерьера.
Световое оформление изменяется за счет чередования естественного и искусственного освещения разной интенсивности и локализации источников света в разных точках помещения по горизонтали и вертикали.
Звуковое оформление кабинета предполагает периодическое включение записей звуков природы и музыки.
Таким образом, за счет нетрудоемкой перестройки класса, которую в соответствии с документацией проекта проводят строители, психолог получит рабочее место, адекватное задачам учреждения. Насколько нам известно, аналогов подобным проектам не существует. Проект можно использовать в качестве основы для творческой реализации в зависимости от средств и возможностей учреждения.
Второй важный момент в организации работы практического психолога в школе — подбор и систематизация диагностических методик и других профессиональных материалов. Ниже приводится перечень методического обеспечения кабинета, а затем по блокам дается подробное его описание.
Предложенная систематизация может быть использована как руководство для организации приоритетных направлений деятельности психолога в школе и контроля за ней, а также как основа для накопления банка материалов в обозначенных блоках. В дополнение к текстовым методикам психологи могут воспользоваться набором практических материалов «Лилия» — для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей, в котором имеются необходимые предметные и сюжетные картинки, предметы, игрушки, таблицы, текстовые материалы и методическое руководство.
Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспективная организационная форма оказания психологической помощи семье и детям. Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
- помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
- помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
- помощь детям с отклонениями в развитии. Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критических ситуациях в зонах экологических катастроф, в районах радиационного загрязнения (в частности, Чернобыльской АЭС), испытывающих потребность в психологической поддержке и коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.
Таким образом, специализированный кабинет детского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей специализированного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремальных условиях. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддержки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неуспевающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специализированные учреждения (в частности, во вспомогательные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компенсирующего обучения.
Группа детей с отклонениями в развитии полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии.
3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологических условий для оптимального психического развития детей, в том числе — детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка как в условиях семьи, так и в условиях учебно-воспитательных учреждений.
Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с отклонениями в развитии:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
— снятие эффектов умственного утомления;
— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.
4. Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:
— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.
5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообразность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, школа-интернат и т. д.), что обеспечит регулярность посещения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, воспитателей и учителей.
Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, наладить контакт с родителями. Психолог получает возможность наблюдать детей в реальных жизненных ситуациях, анализировать всю систему влияний на ребенка, видеть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.
Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессовых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедленных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффективность реабилитации и реадаптации, самоидентификации личности.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами-психологами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими. Это позволит определить стратегию в решении проблем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.
7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.
Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога
Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и учителями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
1. Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:
1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотношения, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.
1.2. Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»).
1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности).
2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств. Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы детского психолога. Важным показателем детской и школьной психодиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе детского психолога значение имеет не только выбор метода исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апробированных тестовых методик в условиях работы с детьми требует глубокого психологического анализа и грамотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе детского психолога возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. Разработки таких методик представлены в «Наборе практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей «Лилия» (О. Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция»). Система методик набора направлена на психологическую работу с детьми 3–12 лет. Для психодиагностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.
Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экспресс-методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использование так называемых функциональных проб, а в качестве экспресс-методов изучения класса — скриннинг-обследование.
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы. Эффективность использования в работе психологического кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития и конечный результат. Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости).
3. Организационное обеспечение
Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.
3.1. Технические средства
- Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
- Компьютер.
3.2. Методические материалы
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
- Практические материалы для психологической работы в школе.
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т. д.).
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
3.3. Документация
- График работы.
- Перспективный план работы.
- Карты психологического изучения детей.
- Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
- Бланки для регистрации результатов обследования.
3.4. Мебель
Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
- Рабочий стол психолога.
- Шкаф для пособий; шкаф для техники.
- Рабочие места детей.
- Журнальный стол.
- Кресла.
- Стулья.
3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера. Цветные сменные перегородки помещения.
- Цветы.
- Клетка для птиц.
- Аквариум.
График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.
Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.
Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к тех.обеспечению и оснащению психологического кабинета.
psycholog-school.ru
Рабочая программа на тему: паспорт кабинета педагога-психолога
Оформление паспорта кабинета
педагога-психолога ДОУ
Паспорт кабинета педагога- психолога МБДОУ № 31«Журавушка» г.Новочеркасск, Ростовская обл.
педагог-психолог: Филина О.В.
Краткое описание кабинета
Кабинет педагога- психолога располагается на втором этаже детского сада, в правом крыле здания. Площадь кабинета 18м2. Цвет стен, пола, мебели, штор подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа.
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) «Об образовании» (статьи 53, 54, 55, 56) .
Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».
Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ».
Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.
ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог — психолог, работающий в ДОУ ведет учет проводимой работы по следующим формам:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
2. График работы (Циклограмма) .
3. Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за учебный год.
4. Индивидуальные карты детей.
5. Список воспитанников для коррекционной- развивающей работы.
6. Программы коррекционно-развивающих занятий.
7. Журнал консультаций психолога.
8. Журнал учёта групповых форм работы.
9. Журнал учёта диагностических исследований.
10. Журнал отзывов о мероприятиях, проводимых педагогом- психологом.
11. Диагностический и психокоррекционный инструментарий для работы с детьми разного возраста.
12. Бланки для регистрации результатов обследования
Перечень основного оборудования
- Ноутбук Lenovo -1
- 4. Принтер — 1
- 5. Музыкальный центр- 1
- Интерактивный стол -1
Предметы мебели
- Шкаф для методических разработок и документации 3
- Напольный стол игр песком 1
- Настольный планшет для игр с песком -1
- кресло детское 2
- Стол для детей «Ромашка»1
- Стулья детские 8
- стулья 2
- Стол рабочий 1
- тумбочка 1
Оборудование в сенсорной зоне
- 2 Подушки маленькие 5
- Кривое зеркало 1
- Интерактивный дождь 1
- Лампа «пузырьковая» 1
Дополнительные средства
- Напольная игра «Сырный ломтик»-1
- зеркало 2
- Доска магнитная 1
- Коврограф «Ларчик Воскобовича» -1
- Ковер напольный 1
Перечень методических средств кабинета
Диагностический материал
1. Тест Тэммл, Дорки, Амен (для девочек, (для мальчиков)
С 5 лет 1
2. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности.
С 5 лет 1
3. Тест детской апперцепции
С 4 лет 1
4. Методика «Улицы» модификация (методики Дембо-Рубинштейн) С 6-7 лет 1
5. Диагностика психического развития детей. Т. Д. Марциковская С 3 лет 1
6. Проективная меодика «Кактус» С 3 лет 1
7. Коса-Бирмана методика «Заколдованная Семья» С 4 лет 1
8. Рисуночная методика «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомиров С 4 лет 1
9. Методика выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет (М. И. Лисиной) С 3 -7 лет 1
10. Методика С. А. Шеина 1
11. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко 1
12. «экспресс-методика» по изучеию социально-психологического климата в трудовом коллективе. О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто 1
Материал для продуктивной деятельности
- Альбомы для рисования 8
- Цветная бумага 3
- Цветной картон 3
- Цветные карандаши 3
- Простые карандаши 10
- Гуашь 3
- Пластилин 5
Дидактические пособия
Игры Воскобовича
- «Чудо Крестики 2» — 1
- «Чудо Крестики 3» — 2
- Геоконт «Великан» -1
- Геоконт «Малыш» -8
- Игровизор -8
- «Квадрат Воскобовича (четырехцветный)» -8
- «Квадрат Воскобовича (двухцветный)» -8
- «Конструктор букв» — 8
- Эрудит «Яблонька» -1
- Эрудит «Снеговик » -1
- Эрудит «Ромашка» -1
- «Прозрачный квадрат» -8
- «шнур Затейник» — 4
- «Змейка» -8
- «Геовизор» -8
- «Волшебная восьмерка» -8
Игровой набор «Дары Фрёбеля»
- Модуль 1 «Шерстяные мячики»
- Модуль 2 «Основные тела»
- Модуль 3 «Куб из кубиков»
- Модуль 4 «Куб из брусков»
- Модуль 5 «Кубики и призмы»
- Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
- Модуль 7 «Цветные фигурки»
- Модуль 8 «Палочки»
- Модуль 9 «Кольца и полукольца»
- Модуль 10 «Фишки»
- Модуль 11 «Цветные тела»
- Модуль 12 «Мозайка. Шнуровка»
- Модуль 13 «Башенки»
- Модуль14 «Арки и цифры»
Игры на развитие тактильных ощущений
- Тактильные варежки – 10 пар
- Тактильные дощечки – 10 шт
- Тактильные шары (набор) – 1
- Тактильные планшеты (набор) -1
- Деревянные фигурки (чудесный мешочек) -1
Учебно-игровые пособия
- Цветные счетные палочки Кюизера – 8
- Цветные кубики Никитина «Сложи узор» -8
- Учебно-игровое пособие «логические блоки Дьенеша» -4
- Развивающая игра «Уникуб» -5
- Домино -2
- Логический квадрат -2
- Сортировщик «Бабочка» — 1
- Деревянный конструктор (50 деталей) -1
- Лото для детей и родителей – 3
- Дидактическое пособие «Цветные часы» -1
- Мозайка
- Шнуровка «сырный ломтик» -2
- Шнуровка «грибок» — 2
- Шнуровка «яблоко» -1
- Шнуровка «Кораблик» -1
- Шнуровка «бусы» (мешочек) -1
- Шнуровка «Бусы» (баночка) -1
- Шнуровка «Листик» -1
- Шнуровка «одень львенка» -1
- Пирамидка -3
- Неволяшка -1
- Матрешка -1
- Набор мелких игрушек «Киндер» -1
Настольно- печатные пособия
- Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизера
- Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша
- Альбом заданий «Чудо-кубики» к кубикам Никитина ( 4-8 лет) – 3
- Альбом заданий «Чудо-кубики» к кубикам Никитина ( 2-5 лет) – 3
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (методические рекомендации)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Чтение художественной литературы»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Труд»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Безопасность»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Социализация»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области « Художественное творчество»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Здоровье»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Познание»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Коммуникация»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Музыка»)
- Использование игрового набора «Дары Фребеля» (в образовательной области «Физическая культура»)
- Умный шнурок -1
- Альбом эмоций «Учимся понимать друг друга» — 1
Дидактические куклы и игрушки.
- Кукла Маша
- Персонаж кукольного театра «Девочка»
- Персонаж кукольного театра «Мальчик»
- Персонаж кукольного театра «Медведь»
- Персонаж кукольного театра «Лиса »
- Персонаж кукольного театра «Волк»
- Персонаж кукольного театра «Колобок»
- Мягкая игрушка «Слон»
- Мягкая игрушка «Мышка»
- Игрушка перевертыш «Горе –радость» -3
Аудио кассеты и диски
- Тропический рай 1
- Голоса животных птиц 1
- «Времена года» Вивальди 1
- Штраус 1
- Музыка для медитаций 1
- Лес. Волшебная музыка для детей 1
- Луг. Волшебная музыка для детей 1
- Звуки природы для релаксации 1
- Успокаивающая музыка для мам и малышей 1
- Океанский прибой 1
Стендовая информация
- «Что я хочу знать о проблеме гипертивности»
- «Когда родитель краснеет за своего ребенка»
- «Воздействие рекламы на детей дошкольного возраста»
- «Игры в квартире, дома и на даче»
- «Адаптация ребенка к детскому саду»
- «Прогноз вероятной степени адаптации ребенка к условиям ДОУ»
- «Основные показатели развития ребенка раннего возраста (2-3 года) »
- «Как воспитать лидера»
- «Взять, что плохо лежит…. Воровство в дошкольном возрасте»
- «Адаптация к детскому саду: попытка или пытка? »
- «Готовим ребенка к школе. Умеем читать, но не умеем учится»
- «Хочу новую игрушку. Советы психолога, как не идти на провокации и не уступать капризам ребенка»
- «Психологическая готовность к школьному обучению»
- «Вот он я! Особенный ребенок. Демонстративность, агрессивность»
- «От вины к ответственности»
- «Развод и дети. Как помочь ребенку справиться со стрессом? »
- «Первый класс 6 или 7 лет? »
- «Мои ребенок левша»
- «Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Учебно-методическая литература
- Настольная книга практического психолога. Ч.1 Е.И.Рогова: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
- 1. Настольная книга практического психолога. Ч.2 Е.И.Рогова: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
- Работа педагога – психолога в ДОУ.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. М. : Айрис- пресс, 2005.
- Практикум для детского психолога. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
- Перспективное планирование работы психолога в ДОУ. Практическое пособие. Г.А.Прохорова: М. Айрис-Пресс, 2006.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы.И.В.Дубровина: М.-Академ А, 1997.
- Психолог в дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. Т.В.Лавреньтьева: ООО «издательство Гном и Д», 2002.
- Тестирование детей. В.Богомолов: Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. . Ростов н/Д: «Феникс», 2009.
- Лучшие психологические тесты. М.В.Олейникова. ООО «Издательство «Сова», 2010.
- Методические матералы для психологическго обследования детей 5-7 лет.В.И.Чирков:НПЦ «Психодиагностика», 1995
- Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. .Е.А.Ничепорюк: Ростов-на-Дону, 2001.
- Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. А.Н.Веракса: М. Мозайка-синтез, 2012
- Азбука общения. Л.М.Шипицына, Л.М.Защиринская.: Детство-пресс, 1998
- Как учить детей общаться. Д.И.Бойков, С.В.Бойкова.: С-Петрбург, НОУ «Союз», 2004
- Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. С.В.Крюкова, Н.П.Слободянник: М. Генезис, 2007.
- Вкус и запах радости. Л.А.Никифорова: М.Книголюб, 2005.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4-5лет. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 5-6лет. Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
- 70 развивающих заданий для дошкольников.3-4 года. Программа «Цветик –семицветик». Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014.
- 70 развивающих заданий для дошкольников.5-6 лет. Программа «Цветик –семицветик». Н.Ю.Куржаева: С-Петербург-М, Речь,2014
- Коррекционно-развивающие занятия в средней группе. В.Л.Шарохина: М.Книголюб, 2005.
- Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. В.Л.Шарохина: М.Книголюб, 2005.
- Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Л.И.Катаева: М.Книголюб, 2005.
- Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. С.Г.Королева: Волгоград. «Учитель», 2010.
- Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. Т.В.Ананьева: С-Петербург, Детство-пресс, 2011.
- Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. С.И.семенака: М.Аркти, 2004
- Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П.Смирнова: Ростов н/Д: «Феникс», 2004
- Психология. Нестандартные занятия. Старшая группа. Р.А.Жукова: Волгоград, издательский дом «Корифей», 2010.
- Развитие воображения у детей. Л.Ю.Субботина: Ярославль, Академия развития, 1997
- Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников В.Н.Лукьяненко, Н.И.Титаренко: Ростов- на –Дону, 1994.
- Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. Т.В.Бавина, Е.И.Агаркова: М. Аркти, 2011
- Арт-терапия в работе с детьми. М.В.Киселева: С-Петербург, Речь. 2006
- Эмоции и чувства. А.Н.Лук: М.Знание, 1997.
- Общение детей до 5 лет. Ю.В.Филиппова: Ярославль, Академия Развития, 2001
- Развитие восприятия детей 3-7 лет. Т.В.Башаева: Ярославль, Академия Развития, 2001
- Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. Опыт эксперементальной деятельности МБДОУ №293 г. Ростова –на -Дону, 2004
- Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. Практическое пособие. Н.В.Кирюхина: М. Айрис-пресс, 2005
- Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. А.С.Галанов.: М. Аркти, 2005
- Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С.Роньжина: Книголюб, 2003
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. 1-3 года. Е.А.Янушко: М. Мозаика-синтез, 2007
- Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. Е.А.Алябьева.: М. Сфера, 2008
- День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста. О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница: М. Сфера, 2005
- 150 развивающих игр для дошкольников. У.Пенни: ООО «Попурри», 2005
- Развивающие игры в ДОУ. Г.М.Бондаренко.: Воронеж: ИП Лакоценина, 2012
- Двигательный игротренинг для дошкольников .А..А. Потапчук: С-Петербург, Речь, 2003
- Тренинг преодоления конфликтов. Н.Н.Васильев.: С-Петербург, Речь, 2003
- Игра с правилами в дошкольном возрасте .Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова: Екатеринбург, 1997
- Развивающие игры. Загадочные истории. Л.Машин, Е. Мадышева: Харьков. Фолио, 1997
- Предупреждение и разрешение конфликтов к дошкольников.В.Я.Зедгенидзе: М.Айрис-дидактика, 2005
- Непослушный ребенок. Джеймс Добстон: Пенаты, 1992
- Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. Л.Ф.Трохимчук, О.И.Шквирина: Ростов -на Дону, 1994
- Воспитание у детей правильного произношения. М.Ф.Фомичева: Москва-Воронеж, 1997
- Игры и игровые упражнения по развитию речи. Пособие для практических работников ДОУ. Г.С.Швайко: М.Айрис-дидактика, 2005
- Шестилетние дети с задержкой психического развития. У.В.Ульенкова: М.Педагогика. 1990
- Ребенок от 7-14 лет. Как научить вашего ребенка общаться. Лорен Бредвей.: М.Юнвейс, 1997
- Становление личности ребенка 6-7 лет. Н.И.Непомнящая.: М.Педагогика, 1992
- Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. М.Г.Копытина: Ростов-на- Дону, Баро-пресс, 2004
- Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Р.Т.Байярд, Д.Байярд: М.Академический проект, 2013
- 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. М.Кипнис: ООО издательство АСТ, 2009
- Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. Л.Матвеева, И.Выбойщик: М.АСТ-ПРЕСС, 1996
- Коммуникативный тренинг. Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс: С-Петербург, Речь, 2010
- Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. И.В.Павлов: С-Петербург, Речь, 2008
- Знаете ли вы себя?. К.М.Левитан.: С.Профтекс, 1997
nsportal.ru
Кабинет педагога-психолога в школе
Описание слайда:Сенсорная комната В школе оборудована сенсорная комната или комната психологической разгрузки. Представляет собой помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у обучающихся, воспитанников. Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки: Релаксационный блок — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с ребёнком. Активационный блок — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции) и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности. Зрительно — звуковая среда — спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на ребёнка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Музыкальный центр с набором СD дисков — музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систем. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребёнка и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнате целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пеньем птиц и т.п. Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они, то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, а безопасное угловое акриловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Прибор динамической заливки света прибор (типа проектора), который создает на противоположной стене световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние приковывает внимание, создаёт поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии. Идеально подходит для создания фантастических декораций. Безопасный оптико-волоконный пучок — водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых, то загораются, то гаснут «звездочки». Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Звездная сетка с контроллером — сеть, в которую вплетены лампочки. Она подвешивается к потолку или вертикально, может использоваться и как разделительная штора. При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего «неба» до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки глазодвигательного анализатора. Панно «Звёздное небо» в выключенном состоянии представляет панно в виде звёздного неба. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Хорошее средство для зрительной стимуляции. Волшебная нить 10-ти метровая гибкая трубка, с лампочками внутри. Трубка абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Если трубки погрузить в сухой бассейн, то тогда шарики заиграют разными огоньками, и вы сможете насладиться как бы купанием в цвете. Светильник «Фонтан света» настольный светильник, представляющий из себя большой крутящийся и светящийся пучок оптико-волоконных нитей. Рассыпающиеся в разные стороны нити напоминают фонтан или салют, создают радостное настроение и притягивают взор. Тактильная среда — позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Сухой душ — шатёр из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей. Сенсорная тропа для ног — это дорожка из мешочков с различными наполнителями (гальки, мелкие камешки и т.д.) Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным для людей любого возраста. Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, рекомендуем ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Массажные мячи и валики — предназначены для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности они обеспечат вам широкий спектр разнообразных ощущений, которые вы можете получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточиться на своих ощущениях.
infourok.ru
Паспорт кабинета школьного психолога.
Ψ
Муниципальное образовательное учреждение «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области»
ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА /№ 34/
1.Фамилия, имя, отчество
заведующего кабинетом Степанцова Екатерина Анатольевна
5. Параллели, для которых оборудован кабинет 1- 11 классы
6. Площадь кабинета__25м2__
7. Число посадочных мест 12
Краткое описание использования кабинета психолога
Кабинет позволяет осуществлять все виды работы психолога:
• Психологическое обследование учащихся – мониторинг состояния психологического и социального здоровья
• Аналитическая деятельность
• Общеразвивающая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, а также с взрослыми участниками образовательного процесса
• Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса
• Консультирование
• Проектная деятельность
• Сопровождение экспериментальной работы, в т.ч. «прогнозирование рисков»
• Методическая работа.
ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА
психолога (№34) на 2015 – 2016учебный год
№
п/п
Что планируется
Сроки
Ответственный
1
Создать накопительные папки:
«Работа с родителями»;
«Разработки занятий, классные часы»;
«Профилактика дезадаптации у первоклассников»:
«Призывник» (методики для призывников)
«Тренинги и релаксация».
Сентябрь Октябрь
Степанцова Е.А.
2
Диагностика УУД ФГОС.
Ноябрь
Степанцова Е.А
3
Подбор методик для диагностики интеллекта школьников начальной школы переходящих в среднее звено.
Декабрь – январь
Степанцова Е.А
4
Оформление «живого уголка», зелёной зоны кабинета.
В течение года
Степанцова Е.А
5
Оформление стенда «Наши будни», «Советы психолога».
В течение года
Степанцова Е.А
6
Пополнить методическую копилку тестов, разработок классных часов, тренингов, родительских собраний и т.д.
Январь – май
Степанцова Е.А
7
Пополнить методическую копилку дисками: (Музыка для релаксации, звуки природы и др.)
В течение года
Степанцова Е.А
8
Изготовление раздаточного материала для групповой и индивидуальной работы. Раздаточный материал для мониторинговых исследований (карточки, презентации).
В течение года
Степанцова Е.А
9
Косметический ремонт, покраска окон
Май
Зам по АХЧ
Хуртина М.В.
10
Приобрести увлажнитель воздуха
Август
Степанцова Е.А.
11
Формирование папок «Школьный мониторинг», «Региональный мониторинг»
Сентябрь
Степанцова Е.А.
ОПИСЬ
ИМУЩЕСТВА И ДОКУМЕНТАЦИИ КАБИНЕТА
№
п/п
Наименование имущества
Количество
1
Учительский стол
1
2
Учительский стул
3
3
Шкаф офисный
1
4
Тумбочка
1
5
Занавески
2
6
Карниз
2
7
Полка книжная
1
8
Светильники
1
9
Стулья детские
10
10
Стол ученический
1
11
Скамейка мягкая
2
12
Аквариум
1
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Нормативные документы.
Отчётная документация.
Журнал индивидуальных консультаций.
Журнал групповых форм работы.
Журнал регистрации видов работы педагога-психолога.
Дети, нуждающиеся в поддержке («Трудный подросток»)
Методические разработки.
Мониторинги.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС.
ППС пердпрофильной подготовки.
График работы педагога-психолога
Степанцовой Е.А.
День недели
Время работы
Понедельник
8.00 – 17.00
Вторник
8.00 – 17.00
Среда
8.00 – 17.00
Четверг
Методический день
Пятница
8.00 – 17.00
Суббота
8.00 – 15.00
Перспективный план развития кабинета
№
п/п
Что планируется
Сроки
Ответственный
Результат
1
Пополнение методической копилки
2015-2016г
Степанцова Е.А.
2
Приобретение комплекта ТСО (музыкальный центр с дисками) Фонохрестоматия (музыка для релаксации)
2016г
Степанцова Е.А.
Администрация школы
3
Создание комнаты психологической разгрузки
2016г
Степанцова Е.А.
Администрация школы
4
Создание и разведение коллекции цветов для комнаты психологической разгрузки.
2016г
Степанцова Е.А.
5
Приобретение компьютера, принтера.
2014г
Степанцова Е.А.
Администрация школы
6
Комплектование накопительных папок
2015-2016г
7
Косметический ремонт
2016г
Зам по АХЧ Хуртина М.В.
8
Приобретение ионизатора воздуха или увлажнителя воздуха.
2016г
Степанцова Е.А.
Администрация школы
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ КАБИНЕТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
День
недели
Часы
работы
Виды работы
Учителя
Учащиеся
Родители
Понедельник
8.00 – 17.00
Сбор запросов на
текущую неделю
Элективные курсы. Посещение
уроков в начальных
классах. Тренинги в ГПД.
Личные беседы
Консультации.
Беседы.
Вторник
8.00 – 17.00
Подготовка методических разработок для проведения анкет, тестов, классных часов и род. собраний.
Рейды. Посещение уроков в среднем звене. Наблюдение за детьми группы «риска». Индивидуальные консультации
Консультации.
Беседы
Среда
8.00 – 17.00
Личные беседы с классными руководителями
Элективные курсы. Посещение уроков в старшем звене. Групповые консультации. Коррекционные занятия.
Консультации.
Беседы, посещение семей.
Четверг
8.00 – 17.00
Методический день
(посещение УИМЦ, подготовка электронных презентаций, изготовление раздаточного материала и др.)
Пятница
8.00 – 17.00
Подготовка к педсоветам, совещаниям. Методическая помощь классным руководителям.
Групповые консультации. Коррекционные занятия. Тренинги в ГПД
Консультации.
Беседы, посещение семей.
Суббота
8.00 – 12.00
Наблюдение на уроках. Личные консультации.
НИД.
Беседы. Консультации.
Приглашённых родителей.
18 часов активные формы работы и 18 часов на самоподготовку
Проведение семинаров тренингов с учителями, классными руководителями планируется во время школьных каникул, проведение педконсилиумов по результатам проведенной диагностики
Консультация родителей детей попавших в трудную жизненную ситуацию, опекаемых, сирот, инвалидов по результатам диагностики и проведенной индивидуальной работы.
Семейное консультирование по запросу родителей.
Перечень программ, используемых при сопровождении
учебно-воспитательного процесса
с 1по 11 классов в МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области»
№
Название программы
Автор. издательство, год
Рекомендации
Возраст
Цель программы
1.
«Успешный ученик»
И.В.Рахловская, С.И. Семанака Составила Степанцова Е.А.
УИМЦ г.Вольска, утверждена ШМС МОУ «СОШ №11»
6-7 лет
Развитие коммуникативных навыков. Преодоление трудностей в учёбе, повышение мотивации к обучению.
2
«Психологическая азбука»
/в перспективе/
Аржакаевой Т.А., Вачкова И.В.
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
6-7 лет
Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста
3.
«Мой выбор»
Куляпина А.С., Чистяковой С.Н.
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО
УИМЦ г.Вольска, утверждена ШМС МОУ «СОШ №11»
13 – 14 лет
ППС учащихся 8 – 9 классов в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.
4.
«Дружный класс без агрессии»
Составила СтепанцоваиЕ.А. /на основе компакт-диска «ППМСЦ в школе»/
утверждена ШМС МОУ «СОШ №11»
11-13 лет
Улучшение психологического климата в классах со сложными межличностными отношениями.
5.
«Я выбираю жизнь»
Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В.
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО
13-17 лет
Предупредить распространение ПАВ среди молодёжи, путём представления объективной информации о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков.
6.
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС /методические рекомендации для педагогов-психологов/
Серякина А.В.
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО
1 – 2 классы
Методическая помощь учителям и психологу.
7.
«Равные — равным» (подготовка волонтёров)
Составлена Ерёминой Е.А. МОУ «Гимназия г.Вольска», адаптирована Степанцовой Е.А.
утверждена ШМС МОУ «СОШ №11»
13 – 17 лет
Развитие навыков сохранения здоровья, профилактика рискованного поведения, продвижение социального благополучия молодых людей.
8.
Муниципальная программа «Психологическое сопровождение обучающихся, состоящих на всех видах учёта (ВШК, ПДН)»
Теслюк О.В. психолог УИМЦ г.Вольска, Колосова Е.М., Ерёмина Е.А., Грашкина Н.А., Жаркова Г.В., Степанцова Е.А., Чебан М.А., Кочеткова Е.А., Серова Е.А. – школьные психологи.
Программа одобрена на заседании педагогов-психологов (протокол №1 от 02.09.2011г), утверждена начальником управления образования Левиной М.В.
Обучающиеся стоящие на всех видах учёта (ВШК, ПДН), дети «группы риска»
Адаптация детей данной группы к социому, выход их кризисных ситуаций, профилактика отклоняющегося поведения.
Программа содержит 6 блоков.
infourok.ru