Почему интеллигентность человека залог его долголетия: 1. Почему интеллигентность человека — залог его долголетия?2. Почему быть интеллигентным —

Почему каждый человек должен быть интеллигентным?

Источник: Татьянин день

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго!

Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно.

В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Что такое интеллигентность?

Нельзя смешивать образованность с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Как интеллигентность связана с долголетием?

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Фото: Антоний Тополов

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным

Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья.

Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Из: Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

Дмитрий Лихачев

(1906 — 1999) Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, пропагандист нравственности и духовности.

Человек должен быть интеллигентен — Татьянин день

Публикуем фрагмент книги «Письма о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, которому завтра исполнилось бы 109 лет.

Дмитрий Лихачев

 Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию,
это терпимое отношение к миру и к людям

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!).

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.

Впервые опубликовано на «Татьянином дне» 15 ноября 2009 года под названием «Человек должен быть интеллигентен!»

Исследования

подтверждают связь между интеллектом и ожидаемой продолжительностью жизни

  • Share на Facebook

  • Share в Twitter

  • Share на Reddit

  • .

Например, у человека с IQ 115 на 21% больше шансов дожить до 76 лет, чем у человека с IQ 100 (средний показатель для населения в целом). Фото: Зоран Земески через ©iStock

Люди живут дольше, чем когда-либо. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2015 год, японцы живут дольше всех, средняя продолжительность жизни составляет 84 года, в то время как американцы могут рассчитывать дожить до 77 лет. В то же время очевиден тот факт, что некоторые люди живут намного дольше, чем другие. . Есть неравенство в смертности.

Чем объясняется это неравенство? Эпидемиологические исследования подтверждают то, что подсказывает интуиция: образ жизни имеет значение. Исследование 2012 года, опубликованное в Preventive Medicine 9.0032 следил за более чем 8000 человек в течение 5-летнего периода. Риск смерти по любой причине был на 56% ниже у некурящих, на 47% ниже у людей, которые занимались спортом, и на 26% ниже у тех, кто придерживался здорового питания. Итальянские исследователи проанализировали рацион питания жителей региона Монти-Сикани на Сицилии, где наблюдается удивительно высокая распространенность людей, доживающих до 100 лет. Наряду с физической активностью и тесным контактом с родственниками, опрошенные долгожители придерживались диеты. традиционная средиземноморская диета.

Еще более удивительным открытием является то, что существует тесная связь между смертностью и IQ: более высокий уровень интеллекта в среднем означает более долгую жизнь. Эта взаимосвязь была тщательно задокументирована Яном Дири и его коллегами из Эдинбургского университета с использованием данных шотландских исследований психического здоровья. В 1932 году шотландское правительство в один день провело тест на IQ почти всех 11-летних детей, посещающих школу. Более шестидесяти лет спустя , , сосредоточившись на городе Абердин, Дири и его коллега Лоуренс Уолли решили определить, кто из когорты был еще жив в возрасте 76 лет. Результаты были поразительными: преимущество IQ на 15 баллов превратилось в На 21% больше шансов выжить. Например, у человека с IQ 115 было на 21% больше шансов дожить до 76 лет, чем у человека с IQ 100 (средний показатель для населения в целом).

Связь между IQ и смертностью была воспроизведена более чем в 20 лонгитюдных исследованиях по всему миру и породила область когнитивной эпидемиологии , которая фокусируется на понимании взаимосвязи между когнитивными функциями и здоровьем. Одним из важных открытий в этой новой области является то, что социально-экономические факторы не полностью объясняют взаимосвязь IQ и смертности. В одном исследовании, посвященном региону Центрального пояса Шотландии, исследователи связали показатели IQ для более чем 900 участников исследования 1932 г. на ответы этих участников национального обследования состояния здоровья, проведенного в начале 1970-х гг. Исследователи обнаружили, что статистический учет экономического класса и меры «депривации», отражающей безработицу, перенаселенность и другие неблагоприятные условия жизни, составляют лишь около 30% корреляции IQ со смертностью.

Эти данные свидетельствуют о том, что гены могут способствовать связи между IQ и долголетием. Результаты нового исследования, проведенного Розалинд Арден и ее коллегами в International Journal of Epidemiology предоставляют первые доказательства этой гипотезы. Арден и его коллеги выявили три исследования близнецов (одно из США, одно из Дании и одно из Швеции), в которых регистрировались как IQ, так и смертность. (Исследования близнецов распутывают влияние факторов окружающей среды и генетических факторов на такие результаты, как интеллект или продолжительность жизни, путем сравнения однояйцевых близнецов, которые имеют 100% общих генов, и разнояйцевых близнецов, которые в среднем имеют только 50% общих генов.) провели статистический анализ для оценки вклада генетических факторов в зависимость IQ от продолжительности жизни. Результаты были четкими и последовательными: большую часть родства объясняли гены.

Что именно может объяснить генетическую связь между IQ и смертностью, остается неясным. Одна из возможностей заключается в том, что более высокий IQ способствует оптимальному поведению в отношении здоровья, например, занятиям спортом, пристегиванию ремней безопасности и отказу от курения. В соответствии с этой гипотезой шотландские данные не выявили связи между IQ и поведением в отношении курения в 1930-х и 1940-х годах, когда риск курения для здоровья был неизвестен, но после этого люди с более высоким IQ с большей вероятностью бросили курить. В качестве альтернативы может быть, что некоторые из одних и тех же генетических факторов способствуют вариациям как IQ, так и склонности к такого рода поведению.

Другая возможность состоит в том, что IQ является показателем телесной неприкосновенности и, в частности, эффективности нервной системы. Чтобы проверить эту гипотезу, в ходе одного исследования исследователи изучили взаимосвязь между IQ, смертностью и производительностью в тесте на время реакции, предназначенном для измерения эффективности обработки информации мозгом. (В тесте на время реакции испытуемые нажимали одну из четырех клавиш в поле ответа в зависимости от того, какая из четырех цифр появлялась на экране.) Исследователи обнаружили, что, как только учитывался результат теста на время реакции, больше не было никакой корреляции между IQ и смертностью. Время реакции объяснило взаимосвязь между IQ и смертностью.

Эти и другие результаты когнитивной эпидемиологии потенциально могут иметь серьезные последствия для общественного здравоохранения. Наряду с такими факторами, как семейный анамнез, IQ можно активно использовать для оценки риска развития проблем со здоровьем и ранней смерти. В то же время такое потенциальное использование тестов интеллекта вызывает этические вопросы. Как быстро отмечают исследователи интеллекта, IQ отражает не что-то одно, а множество вещей. Это включает в себя не только то, что вы могли бы назвать «врожденным» интеллектом — области мозга, такие как префронтальная кора, — но и множество факторов «неспособностей». Например, есть доказательства того, что убеждения человека о своей способности хорошо сдать тест на интеллект, которые могут быть связаны с его этнической принадлежностью или полом, могут влиять на то, насколько хорошо этот человек действительно справляется с тестом. В свою очередь, ярлык «низкий IQ» или «высокий IQ» может повлиять на чувство собственного достоинства человека.

Один из подходов к решению этой проблемы заключается в разработке тестов интеллекта, которые сводят к минимуму влияние факторов, не связанных со способностями, на IQ. Другой заключается в информировании общественности и политиков о значении показателя IQ. IQ предсказывает результаты, такие как производительность труда, успеваемость и, как это бывает, смертность, лучше, чем любой известный нам психологический фактор. В то же время IQ — это не судьба — это один из многих факторов, которые предсказывают эти результаты. Такие вещи, как личность, интересы и мотивация, также имеют значение.

В конечном счете, чтобы извлечь выгоду из данных когнитивной эпидемиологии, обществу придется решить, что преимущества использования IQ для прогнозирования последствий для здоровья перевешивают затраты. Если это произойдет, тестирование интеллекта может однажды использоваться для уменьшения неравенства в отношении здоровья и помочь людям жить дольше, чем когда-либо.

Вы ученый, специализирующийся на неврологии, когнитивистике или психологии? А вы читали недавнюю рецензируемую статью, о которой хотели бы написать? Пожалуйста, присылайте предложения редактору Mind Matters Гарет Кук . Гарет, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, является редактором серии Best American Infographics .

ОБ АВТОРАХ

Дэвид З. Хэмбрик — профессор факультета психологии Мичиганского государственного университета. Его исследования сосредоточены на индивидуальных различиях в интеллекте и навыках. Он заместитель главного редактора Journal of Experimental Psychology: General, и писал для New York Times, Huffington Post, и Slate. Чтобы узнать больше о когнитивной эпидемиологии, посетите веб-сайт Центра когнитивного старения и когнитивной эпидемиологии и специальный выпуск журнала Intelligence , посвященный когнитивной эпидемиологии.

Связь между интеллектом и продолжительностью жизни в основном генетическая

1. Marmot MG, Davey Smith G, Stansfeld S, et al. . Неравенство в отношении здоровья среди британских государственных служащих: исследование Whitehall II . Ланцет 1991. ; 337 : 1387 – 93 . [PubMed] [Google Scholar]

2. Уолли Л.Дж., Дири И.Дж. . Продольное когортное исследование детского IQ и выживаемости до 76 лет . БМЖ 2001. ; 322 : 819 – 22 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Кэлвин С.М., Дири И.Дж., Фентон С. и др. . Интеллект в молодости и смертность от всех причин: систематический обзор с метаанализом . Международный J Эпидемиол 2011. ; 40 : 626 – 44 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Скарр С., Вайнберг Р.А. . Показатели теста IQ чернокожих детей, усыновленных белыми семьями . Я психол 1976. ; 31 : 726 – 39 . [Google Scholar]

5. Дорогой И.Дж., Вайс А., Бэтти Г.Д. . Интеллект и личность как предикторы болезни и смерти: как исследователи в области дифференциальной психологии и эпидемиологии хронических заболеваний сотрудничают, чтобы понять и устранить неравенства в отношении здоровья . Общественные интересы психологических наук, 2010 г.

; 11 : 53 – 79 . [PubMed] [Академия Google]

6. Креппнер Дж. М., Руттер М., Беккет С. и др. . Нормальность и нарушения после глубокой ранней институционной депривации: лонгитюдное наблюдение в раннем подростковом возрасте . Дев Психол 2007. ; 43 : 931 – 46 . [PubMed] [Google Scholar]

7. МакГью М., Ослер М., Кристенсен К. . Причинный вывод и наблюдательное исследование: полезность близнецов . Перспектива психологической науки 2010. ; 5 : 546 – 56 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Хоул Д . Есть ли г фактор пригодности? Novartis нашла Symp 2000. ; 233 : 149 – 59; обсуждение 159–70, 276–80 . [PubMed] [Google Scholar]

9. Арден Р., Готтфредсон Л.С., Миллер Г. . Влияет ли фактор пригодности на связь между интеллектом и результатами в отношении здоровья? Доказательства медицинских аномалий насчитываются среди 3654 ветеранов США. . Интеллект 2009. ; 37 : 581 – 91 . [Google Scholar]

10. Пломин Р., ДеФрис Дж. К., Лелин Дж. К. . Генотип-средовое взаимодействие и корреляция в анализе поведения человека . Психолог Бык 1977. ; 84 : 309 – 22 . [PubMed] [Google Scholar]

11. МакГью М., Скайт А., Кристенсен К. . Природа поведенческих коррелятов здорового старения: близнецовое исследование образа жизни в среднем и пожилом возрасте

. Международная ассоциация эпидемиологов, 2014 г. ; 43 : 775 – 82 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Шреста Л.Б. . Ожидаемая продолжительность жизни в Соединенных Штатах . Отчет CRS для Конгресса. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская служба Конгресса Библиотеки Конгресса, 2006 г. . [Академия Google]

13. Статистическое управление Швеции . Шведские таблицы жизни . 2012. . http://www.scb.se/en_/Finding-statistics/Statistics-by-subject-area/Population/Population-composition/Population-statistics/Aktuell-Pong/25795/Yearly-statistics–The-whole-country/ Ожидаемая продолжительность жизни-1751-2012/ (8 августа 2014 г. , дата последнего доступа) . [Google Scholar]

14. Skytthe A, Christiansen L, Kyvik KO, et al. . Датский реестр близнецов: объединение обследований, национальных реестров и биологической информации . Twin Res Hum Genet 2013. ; 16

: 104 – 11 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Всемирная организация здравоохранения . Таблицы жизни Дания . http://apps.who.int/gho/data/view.main.60450 (19 ноября 2013 г., дата последнего доступа) . [Google Scholar]

16. МакГью М., Кристенсен К. . Наследуемость когнитивных функций у очень пожилых людей: данные датских близнецов в возрасте 75 лет и старше . Психологическое старение 2001. ; 16 : 272 – 80 . [PubMed] [Академия Google]

17. Бартельс М., Ритвельд М.Дж.Х., Ван Баал GCM, Бумсма Д.И. . Генетические и экологические влияния на развитие интеллекта . Бехав Жене 2002. ; 32 : 237 – 49 . [PubMed] [Google Scholar]

18. Петрилл С. А., Хьюитт Дж.К., Пломин Р., Черный С.С. . Генетический и экологический вклад в общие когнитивные способности в течение первых 16 лет жизни . Дев Психол 2004. ; 40

: 805 – 12 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Дэвис ОСП, Арден Р., Пломин Р. . г в среднем детстве: умеренное генетическое и общее влияние окружающей среды с использованием различных показателей общих когнитивных способностей в возрасте 7, 9 и 10 лет в большой популяционной выборке близнецов. . Интеллект 2008. ; 36 : 68 – 80 . [Google Scholar]

20. Лелин Дж. К., Хорн Дж. М., Виллерман Л. . Наследственность, окружающая среда и IQ в Техасском проекте по усыновлению . В: Интеллект, наследственность и окружающая среда . Кембридж, Великобритания: : Издательство Кембриджского университета; , 1997. . [Академия Google]

21. Posthuma D, Baaré WFC, Hulshoff Pol HE, Kahn RS, Boomsma DI, De Geus EJC . Генетические корреляции между объемами мозга и размерами WAIS-III понимания слов, рабочей памяти, организации восприятия и скорости обработки .

Twin Res Hum Genet 2003. ; 6 : 131 – 39 . [PubMed] [Google Scholar]

22. Брайли Д.А., Такер-Дроб Э.М. . Объяснение возрастающей наследуемости когнитивных способностей в процессе развития: метаанализ лонгитюдных исследований близнецов и усыновления . Психология 2013. ; 24 : 1704 – 13 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Основная команда разработчиков R. р : Язык и среда для статистических вычислений . Вена: : Фонд статистических вычислений R; , 2008. . [Google Scholar]

24. Брукс-Уилсон АР . Генетика здорового старения и долголетия . Хум Жене 2013. ; 132 : 1323 – 38 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

25. Лучано М., Бэтти Г.Д., Макгилкрист М. и др. . Общая генетическая этиология когнитивных способностей и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: исследование здоровья шотландской семьи, проведенное Generation Scotland . Интеллект 2010. ; 38

: 304 – 13 . [Google Scholar]

26. Сантарнекки Э., Росси С., Росси А. . Чем умнее, тем сильнее: уровень интеллекта коррелирует с устойчивостью мозга к систематическим оскорблениям . Кортекс 2015. ; 64 : 293 – 309 . [PubMed] [Google Scholar]

27. Ван Левен М., Пепер Дж. С., ван ден Берг С. М. и др. . Генетический анализ объемов мозга и IQ у детей . Разведка 2009. ; 37 : 181 – 91 . [Google Scholar]

28. Уэйнрайт М.А., Райт М.Дж., Лучано М., Геффен Г.М., Мартин Н.Г. . Генетическая ковариация между аспектами открытости опыту и общей когнитивной способности . Twin Res Hum Genet 2008. ; 11 : 275 – 86 . [PubMed] [Google Scholar]

29. Лучано М., Уэйнрайт М.А., Райт М.Дж., Мартин Н.Г. . Наследуемость аспектов добросовестности и их связь с IQ и успеваемостью

. Индивидуальные различия 2006 г. ; 40 : 1189 – 99 . [Google Академия]

30. Харрис Дж.А., Вернон П.А., Джанг К. Л. . Оценка личности и измеренный интеллект у маленьких детей-близнецов . Индивидуальные различия 2007 года. ; 42 : 75 – 86 . [Академия Google]

31. Саудино К.Дж., Пломин Р. . Почему гиперактивность и успеваемость связаны? Детский Дев 2007. ; 78 : 972 – 86 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Нойбауэр А.С., Spinath FM, Риманн Р., Боркенау П., Англейтнер А. . Генетическое и средовое влияние на два показателя скорости обработки информации и их связь с психометрическим интеллектом: данные немецкого обсервационного исследования взрослых близнецов . Интеллект 2000. ; 28

: 267 – 89. [Google Scholar]

33. Келлер М.С., Гарвер-Апгар К.Э., Райт М.Дж. и др. . Генетическая корреляция между ростом и IQ: общие гены или ассортативное скрещивание? ПЛОС Жене 2013. ; 9 : e1003451 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Джонсон В., Дири И.Дж., МакГью М., Кристенсен К.