Почему время ускоряется с возрастом – 4 причины, почему время с возрастом течет все быстрее

Содержание

Почему с возрастом время летит все быстрее

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

nauka.boltai.com

почему с возрастом время идет быстрее :: Жизнь :: РБК.Стиль

#пронауку: почему с возрастом время идет быстрее

© sorbetto

Автор Юлия Карпова

26 марта 2019

Профессор из американского Университета Дьюка нашел ответ на вопрос, почему мы так спешим повзрослеть.

Многие замечали, что в детстве время тянулось медленнее, чем в зрелом возрасте. Ученые из Северной Каролины нашли этому интересное объяснение — удивительный феномен объясняется простыми законами физики и сложным устройством человеческого мозга. Согласно новой теории, опубликованной в научном журнале European Review, временное несоответствие вызвано снижением скорости получения и обработки информации мозгом по мере старения.

«Люди часто удивляются тому, как много они помнят из дней юности, которые, казалось, длились вечно, — комментирует профессор инженерного факультета Адриан Бежан, сотрудник Университета Дьюка. — Дело совершенно не в том, что эмоции и переживания того времени были глубже или как-то значительнее, просто они обрабатывались в мозге намного быстрее». Профессор объясняет явление физическими изменениями в стареющем человеческом теле. По мере того как сети нервов и нейронов созревают, они увеличиваются в размерах и путаются, что приводит к удлинению «путей» прохождения информационных сигналов в мозг. Старея, эти «пути» деградируют и оказывают сопротивление потоку поступающих извне электрических сигналов, что и замедляет время.

Другими словами, согласно данной теории, когда мы молоды, нам хочется узнать и увидеть больше. В юности мы каждый день встречаемся с чем-то неизведанным: школа, каникулы, университет, свидание, поцелуй, первая любовь. Даже каждое новое разочарование способно замедлить ход времени. Ключ к управлению им — это получение жизненного опыта. То есть, если нам хочется остановить время, достаточно придумать себе новое хобби, отправиться в путешествие или изменить место работы.

В подтверждение своей теории профессор из Университета Дьюка приводит интересный факт: у младенцев глаза двигаются чаще, чем у взрослых, из-за того, что они тщательно изучают незнакомый мир, получая и связывая воедино больше информации из окружающей среды. А поскольку пожилые люди видят меньше новых изображений за такое же количество времени, им кажется, что часы летят быстрее. «Человеческий разум чувствует изменения во времени при помощи воспринимаемых образов, — утверждает Адриан Бежан. — Настоящее отличается от прошлого, потому что наше умственное восприятие «растет». Если казалось, что в юности дни шли дольше, то это только потому, что молодой ум впитывал больше образов в течение одного дня, чем тот же ум в старости».

Кстати, одно из первых фундаментальных исследований в этой области было проведено еще в 2005 году психологами Марком Виттманном и Сандрой Ленхофф из Мюнхенского университета им. Людвига-Максимилиана. Они опросили 499 участников в возрасте от 14 до 94 лет о том, как, по их мнению, движется время — от «очень медленно» до «очень быстро». Когда речь зашла о десятилетиях, ученые обнаружили закономерность: пожилые люди сходились во мнении, что в молодости время тянулось дольше. Так или иначе, даже если с годами наши «внутренние часы» ускоряются, как пишет New Scientist, или если с возрастом у нас остается все меньше стимулов жить, как утверждает The Guardian, факт остается фактом: чем старше мы становимся, тем труднее нам угнаться за временем. 

style.rbc.ru

Почему с возрастом время идет быстрее? | Общество | ИноСМИ

Многим кажется, что годы пролетают тем быстрее, чем старше мы становимся. Videnskab ищет причину.


Старый актер Поль Роймерт (Poul Reumert) наблюдал за беседой двух актеров. Один жаловался, что снова остается лишь ждать прихода нескорого Рождества.


Роймерт вмешался в беседу и сказал:


«Молодой человек, в моем возрасте Рождество приходит каждые две недели».


Этот анекдот отдел Spørg Videnskaben получил от нашего читателя Торбена Вииса (Torben Wiis). Ему сейчас 68 лет, и он начал чувствовать, что время у него летит так же быстро, как летело для старого Роймерта.


«Время с годами изменилось, но почему вообще случается это изменение в восприятии времени?— спросил Торбен Виис. — Мои дни, недели и годы бесконтрольно несутся вперед из-за этого иного восприятия времени».


«Первые десять лет моей жизни шли бесконечно долго, насколько я помню», — пишет Торбен Виис.


Ответ не обнадеживает


Довольно интересный вопрос, который мы передаем далее философу Полю Любке (Poul Lübcke) из Института средств массовой информации, восприятия и коммуникации Копенгагенского университета.


Он исследовал феномен времени и считает, у него есть ответ на вопрос Торбена Вииса.


Yle
Nautilus
T24
Le Monde
«Я думаю, у меня есть ответ на этот вопрос. Но он, однако, не особенно обнадеживает».


«Так происходит с большинством из нас. Конечно, не потому, что время объективно изменяет скорость», — говорит Поль Любке.


Мы воспринимаем время двумя разными способами


Как наш читатель довольно справедливо констатирует, когда мы становимся старше, часто кажется, что время идет быстрее.


Пол Любке считает, что причина, пожалуй, в том, что мы, люди, воспринимаем время двумя разными способами:


Объективный способ: используя часы и календарь. Этот способ определяется астрономическими условиями, временами года и тем, когда восходит и заходит солнце.


Субъективный способ: мы подсчитываем важные события и основываемся на них, определяя, сколько времени прошло. Когда мы переживаем множество разных вещей за какой-то период, нам кажется, что время идет медленнее.


Большая разница в восприятии времени у детей и взрослых


В детстве большое значение имеет субъективное восприятие времени. И не без основания.


«Когда ты — ребенок, кажется, что все время происходит очень много событий, так как ты все время переживаешь что-нибудь новое. Например, поездка на автобусе может быть настоящим впечатлением для ребенка, тогда как для взрослого она практически ничего не значит», — говорит Поль Любке.


У детей больше новых впечатлений


С возрастом вы уже не так восприимчивы к новым впечатлениям, как были в детстве.


«Например, между двумя днями рождения ребенок может получить 100 больших впечатлений. Но когда тебе 50 лет, ты, возможно, получаешь всего 10 больших впечатлений между двумя днями рождения. А когда становишься еще старше, они могут вообще свестись к нулю».


Поэтому когда человек становится старше, ему кажется, что в течение года он должен был получить больше впечатлений. Просто потому, что он сравнивает с детством.


Пожилые люди могут начать считать негативные моменты


«Но это может измениться, если мы, пожилые, начнем подсчитывать моменты раздражения вместо положительных впечатлений», — констатирует Поль Любке, посмеиваясь.


Spørg Videnskaben благодарит его за хорошее объяснение. А также мы благодарим Торбена Вииса за то, что он заинтересовался и послал нам этот вопрос. Награждаем его вневременной футболкой от Videnskab.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Физика объясняет, почему с возрастом время летит быстрее — The Idealist

Автор: Эфрат Ливни

Время ума и время на часах — две совершенно разные вещи. Они текут с разными скоростями.

Хронологический ход часов, дней и лет на часах и календарях — устойчивое, измеримое явление. И все же наше восприятие времени постоянно меняется, в зависимости от того, чем мы занимаемся, нашего возраста и даже того, сколько отдыха мы получаем. В статье журнала «Европейское обозрение» профессора машиностроения Университета Дьюка Адриана Беджана объясняется физика, лежащая в основе меняющихся ощущений времени, и то, почему годы по ощущениям проходят быстрее в зависимости от того, чем старше мы становимся.

Беджан одержим принципом потока и считает, что физика может объяснить все. Он много писал о том, как принципы потока в физике диктуют и объясняют развитие абстрактных понятий, таких как экономика. В прошлом году он выиграл медаль имени Бенджамина Франклина Института Франклина за «новаторский междисциплинарный вклад … и за конструктивную теорию, которая предсказывает естественный дизайн и его эволюцию в инженерных, научных и социальных системах».

В своей последней статье он исследует механику человеческого разума и то, как она связана с нашим пониманием времени, предоставляя физическое объяснение нашего изменяющегося ментального восприятия с возрастом.

Взор ума

По словам Беджана, который изучал предыдущие исследования в ряде областей, касающихся времени, зрения, мышления и умственной обработки, чтобы прийти к своему выводу, время, которое мы переживаем, представляет собой ощутимые изменения в психических стимулах. Это связано с тем, что мы видим. В него входят как физическое время обработки мысленных образов и скорость смены изображений, которые мы воспринимаем, так и наше восприятие времени. И в некотором смысле, у каждого из нас есть свое «умственное время», не связанное с часами, днями и годами в часах и календарях, на которое влияет количество получаемого нами отдыха и другие факторы. Беджан — первый человек, который смотрит на ход времени сквозь этот объектив, но его выводы основаны на выводах других ученых, которые изучали физические и психические процессы, связанные с течением времени.

Эти изменения в стимулах и обуславливают наше ощущение времени. В своей статье учёный пишет:

Настоящее отличается от прошлого, потому что умственное восприятие изменилось, а не потому, что стрелки на часах ушли вперёд. «Время часов», которое объединяет все системы живого потока, одушевленные и неодушевленные, измеримо. Дневной и ночной период длится 24 часа на всех часах, неважно настенных или наручных. Тем не менее, физическое время не равно времени ума. Время, которое вы воспринимаете, не совпадает со временем, воспринимаемым другим.

Время движется во взоре ума. Это связано с количеством ментальных образов, которые мозг встречает и организует, и состоянием нашего мозга по мере старения. Когда мы становимся старше, скорость, с которой воспринимаются изменения в ментальных образах, уменьшается из-за нескольких трансформирующих физических особенностей, включая зрение, сложность мозга и, в более позднем возрасте, деградацию путей передачи информации. И этот сдвиг в обработке изображений приводит к ощущению ускорения времени.

Этот эффект связан с саккадическим движением глаз. Саккады — это неосознанные, подобные рывкам движения глаз, которые происходят несколько раз в секунду. Между саккадами ваши глаза фиксируются, а мозг обрабатывает полученную визуальную информацию. Все это происходит неосознанно, без каких-либо усилий с вашей стороны. У детей эти периоды фиксации короче, чем у взрослых.

По словам Беджана, существует обратная пропорциональная связь между обработкой стимулов и ощущением ускорения времени. Итак, когда вы молоды и испытываете много новых стимулов — кажется, что время действительно идет медленнее. Когда вы становитесь старше, генерация умственных образов замедляется, создавая ощущение, что время течет быстрее.

Усталость также влияет на саккады, создавая наложения и паузы в этих движениях глаз, которые приводят к перекрещенным сигналам. Усталый мозг не может эффективно передавать информацию, когда он одновременно пытается увидеть и осмыслить визуальные данные. Он предназначен для того, чтобы делать эти вещи раздельно.

Это то, что приводит к плохим показателям спортсменов при истощении. Их вычислительные мощности истощены, а чувство времени отключено. Они не могут видеть или быстро реагировать на новые ситуации.

Другим фактором в восприятии времени является то, как развивается мозг. По мере того, как мозг и тело усложняются и появляется больше нервных связей, пути перемещения информации становятся все более сложными. По словам Беджана, они разветвляются как дерево, и это изменение в обработке влияет на наш опыт времени.

Наконец, деградация мозга с возрастом влияет на восприятие. Например, исследования саккадических движений глаз у пожилых людей свидетельствуют о более длительных латентных периодах. Время, в течение которого мозг обрабатывает визуальную информацию, становится длиннее, что создаёт пожилым людям трудности в решении сложных проблем. Беджан утверждает, что они «видят» медленнее, но чувствуют, что время уходит быстрее.

Жизнь на измерения

Беджан заинтересовался этой темой более полувека назад. Будучи молодым спортсменом в престижной румынской баскетбольной команде, он заметил, что время, когда он отдыхал, замедлялось, и это позволило ему выступать лучше. Мало того, он мог предсказать успехи команды в игре, основываясь на времени суток, когда она была запланирована:

Ранние игры, в 11 утра, были плохими; дневные и вечерние — намного лучше. В 11 утра мы находились словно во сне, вне зависимости от того чем мы занимались ночью. Мне стало это настолько ясно, что я знал в начале сезона, когда было объявлено расписание, какие игры будут плохими. Игры после долгих поездок и плохого сна также были плохими, домашние игры были лучше, по той же причине. Кроме того, у меня был отличный тренер, который постоянно проповедовал, что первая обязанность игрока — регулярно и хорошо спать и оставаться чистым.

Теперь он испытал, как «время ума» меняется в течение гораздо более длительного периода его жизни. «За последние 20 лет я заметил, как все быстрее и быстрее уходит мое время и как я жалуюсь, что у меня все меньше и меньше времени» — говорит он. Это чувство, которое присутствует у многих людей вокруг него.

Тем не менее, отмечает он, мы не совсем пленники времени. Часы будут продолжать тикать, дни в календаре пролетать, а годы — уходить быстрее. Следуя совету своего тренера по баскетболу – хорошо спать и оставаться чистым — Беджан говорит, что мы можем изменить наше восприятие. Это, в некотором смысле, замедляет время ума.

Оригинал: Quartz

theidealist.ru

Почему время «ускоряется», когда мы становимся старше?

Когда человек еще в детском возрасте, ему кажется, что летние каникулы длятся целую вечность, а уж продолжительность времени между одним празднованием Нового года и другим просто напоминает бесконечность. Тем не менее, когда мы становимся старше, начинает казаться, что недели, а то и месяцы, и даже целые сезоны, исчезают из календаря с головокружительной скоростью. Как же так происходит? Меняется восприятие — или жизнь действительно становится быстрее?

Ответ на загадочный вопрос

Практически все люди отмечают, что время действительно начинает двигаться быстрее с возрастом. Но дело отнюдь не в том, что взрослая жизнь наполнена множеством ответственных задач и проблем. Исследования показали, что дело в психологическом восприятии времени, которое представляется более взрослыми людьми иначе. Именно потому и кажется, что жизнь становится все более напряженной и быстрой. Существует несколько различных теорий, пытающихся объяснить, почему восприятие времени меняется с возрастом.

Первая теория

Согласно одному мнению, время начинает двигаться быстрее с возрастом в связи с постепенным изменением внутренних биологических часов. Когда человек стареет, его метаболизм постепенно замедляется, а с ним снижается и скорость сердцебиения, замедляется и дыхание. У ребенка совсем другие биологические часы, которые движутся быстрее. Они переживают больше биологических маркеров времени — вдохов, ударов сердца, — за тот же промежуток времени, что заставляет их ощущать этот промежуток как более длинный.

Вторая теория

Есть и другое мнение. Согласно этой теории, скорость, с которой мы воспринимает отрезок времени, связана с тем, какое количество новой информации мы получаем. Когда мозг получает большое количество новых стимулов, на переработку информации требуется больше времени, в результате кажется, что дни становятся продолжительнее. Кроме того, эта теория вполне соответствует ситуациям перед катастрофой, когда люди описывают, что время будто бы двигалось в замедленном темпе. Пугающие и непривычные обстоятельства дали мозгу так много информации, что время попросту замерло.

Экспериментальное подтверждение теории

Вторую теорию можно подтвердить тем фактом, что, сталкиваясь с непривычной ситуацией, мозг вынужден записывать более обширную и детальную информацию. В результате в наших воспоминаниях происходящее кажется более продолжительным, чем это было на самом деле. Эту теорию подтвердили экспериментальным путем. Испытуемые переживали ощущение свободного падения, в результате которого их восприятие времени действительно менялось – такова реакция организма на непривычные для него условия. Но какова связь такого объяснения с тем фактом, что мы иначе видим время, старея?

Развитие предположения

Дело в том, что с возрастом мы лучше изучаем окружающую среду. Она становится совершенно привычной, и внимание больше не концентрируется на каждой детали домашней обстановки или рабочего места. Для ребенка же мир представляет собой площадку, полную новых впечатлений и нового опыта. В результате ему приходится тратить больше ментальной энергии для того, чтобы переработать впечатления от окружающего его мира. Согласно данной теории, детские впечатления замедляют время, а рутина взрослой жизни, напротив, делает его более быстротечным. Чем больше мы привыкаем к особенностям нашей повседневной жизни, тем быстрее она проходит. Кроме того, эту теорию подтверждают и биохимические механизмы. Есть предположение, что уровень допамина помогает нам определять продолжительность времени. После двадцати лет количество допамина в организме постепенно снижается, в результате чего время начинает двигаться все быстрее. Тем не менее это не объясняет причины того, что время действительно ускоряется – в математическом смысле. Снижение продолжительности фиксированного промежутка времени с возрастом можно объяснить логарифмически. Логарифмическое измерение используют и для замеров землетрясений – требуется более масштабная шкала, чем линейная. Это справедливо и для времени.

Логарифмический подход

Логарифмические измерения подталкивают к идее о том, что восприятие промежутка времени связано с тем, какое количество времени уже прожито до этого промежутка. В результате получается, что для двухлетнего ребенка год – половина прожитой жизни. Неудивительно, что этот отрезок времени кажется настолько долгим. Поэтому в детстве каждого дня рождения приходится ждать месяцами. Однако уже в десять лет год – лишь десять процентов жизни. Для двадцатилетнего год – пять процентов. Чтобы ощутить такое же время, какое двухлетка проживает за год, двадцатилетнему нужно ждать уже десятилетие. Если использовать такой подход, уже не кажется удивительным, что с возрастом время ускоряется. Большинство взрослых думают о своей жизни в масштабах десятилетий, что предполагает одинаковое отношение к равному промежутку времени. Тем не менее при логарифмическом подходе каждый период времени воспринимается по-разному. Согласно этой теории, время с пяти лет до десяти равно времени с десяти до двадцати, с двадцати до сорока, с сорока до восьмидесяти. Звучит довольно депрессивно, если вдуматься, – пять лет детства равняются сорока годам взрослой жизни! Словом, учитесь ценить свое время. Оно движется все быстрее и быстрее с каждым днем, даже если вы не верите в теории, объясняющие это явление.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

Физики объяснили, почему с возрастом время бежит все быстрее

Вы замечали, что чем старше вы становитесь, тем быстрее летят месяцы и годы? Внутреннее восприятие времени человеком и реальное физическое время – это две совершенно разные вещи, каждая из которых идет по-своему. Физики объясняют это удивительное явление с помощью науки.

Исследование Беджана

Хронологическое течение минут, дней и лет в соответствии с измерителями – часами и календарями, — это постоянное стабильное и фиксируемое явление. А вот наше индивидуальное восприятие времени постоянно меняется. Это зависит от активности, в которую мы вовлечены, нашего возраста и даже от количества отдыха, которое мы получаем. Профессор инженерии Адриан Беджан из университета Дьюка в США опубликовал свое исследование течения времени. В нем ученый объясняет физику нашего восприятия времени и обосновывает его ускорение по мере взросления и старения человека.

Беджан – ученый, который верит, что любые явления мира можно объяснить с помощью базовых принципов физики. Он написал множество работ на эту тему, в том числе, обоснование влияния физических явлений на такие абстрактные понятия как экономика. В прошлом году он получил медаль Бенджамина Франклина за «новаторский междисциплинарный вклад».

В своей последней работе он исследует механику человеческого разума и ее связь с нашим восприятием времени. Беджан приводит физическое обоснование возрастных изменений наших ментальных процессов.

Внутреннее восприятие

Для своего исследования Адриан Беджан изучил труды ученых в области времени, зрения и познавательных процессов, чтобы прийти к своим заключениям. Как пишет ученый, наше ощущение времени отображает изменения стимулов, воздействующих на разум.

Скорость мыслительных процессов и обработки зрительных образов меняется. С этим меняется и наше восприятие времени. В определенном смысле каждый человек обладает «внутренним временем», не связанным с течением суток и лет на часах и календарях. На это влияют многие факторы, включая количество сна и отдыха в целом. Но об этом позже.

Беджан – первый ученый, взглянувший на время под этим нестандартным углом. Но он признается, что его выводы основаны на исследованиях других ученых, изучавших физические и ментальные процессы, связанные с течением времени.

Итак, изменения некоторых стимулов влияют на наше ощущение времени. Беджан утверждает, что настоящее отличается от прошлого, потому что изменилось наше внутреннее видение, а не потому, что где-то пробили часы.

Время на часах — это измеримая величина, объединяющая все живые системы в мире. Сутки длятся 24 часа на любых измерительных приборах: наручных часах, настенных, башенных, на экране телефона. Но физическое и внутреннее время – разные вещи. И мы воспринимаем его не одинаково, а каждый – по-своему. Его течение происходит в нашем сознании и связано с количеством ментальных образов, которые обрабатывает мозг, а также с изменениями мозга по мере старения.

Саккады и стимулы

Как же это происходит? Эффект связан с так называемыми саккадическими движениями глаз. Саккады – это быстрые рывковые движения, которые происходят несколько раз в секунду. Между саккадами ваши глаза фиксируются на образе, и мозг обрабатывает полученную зрительную информацию. Эти движения происходят бессознательно, без направленного усилия с нашей стороны. А у детей эти моменты фиксации короче, чем у взрослых.

И возвращаясь к стимулам: когда вы молоды и испытываете постоянное воздействие незнакомых стимулов, то кажется, что время течет более медленно – слишком уж много новых ощущений, буквально «забивающих» голову. Когда вы взрослеете, то новых стимулов становится все меньше, мир становится привычным и знакомым. Это дает ощущение ускорения времени.

Усталость

А теперь вернемся к вопросу об отдыхе. Усталость тоже влияет на саккады, создавая паузы в движениях глаз. Усталый мозг оказывается не в состоянии эффективно транспортировать информацию. Он не может одновременно «видеть» и осознавать образы.

Именно с этим бывает связано слабое выступление спортсменов на соревнованиях. Усталые и истощенные, они теряют корректное ощущение времени и не могут быстро реагировать на изменения ситуации.

Возрастные изменения

И еще один фактор, влияющий на течение времени – это развитие мозга. Когда мы взрослеем, то мозг становится все более сложной структурой. В нем появляется больше нейронных связей – «тропинок», по которым бежит информация. В результате они начинают напоминать дерево, у которого становится все больше новых побегов.

Разрушение мозга с возрастом тоже влияет на восприятие времени. Изучение саккадических движений глаз у пожилых людей показывает, что у них более долгие паузы между движениями. Обработка визуальных образов занимает больше времени, поэтому пожилым людям сложнее разрешать трудные задачи. Они «медленно» видят, а течение времени при этом ускоряется, объясняет Беджан.

История наблюдений

Ученый заинтересовался этой проблемой уже более полувека назад. Будучи молодым спортсменом-баскетболистом, он заметил, что время замедляется, когда он отдохнувший и полный сил, и это приводит к более хорошему выступлению. Он даже мог предсказывать результаты игры своей команды, основываясь на назначенном времени матча.

Вот что рассказывает Беджан: «Когда у нас были ранние игры, например, в 11 утра, мы обычно играли плохо. А игры в дневное и вечернее время были успешнее. В 11 часов утра мы буквально ходили во сне, независимо от того, как провели ночь. Кроме того, мы плохо играли после долгих путешествий и в результате нехватки сна в поездках. А вот домашние игры были всегда лучше. Я вспоминаю слова нашего тренера, который говорил, что главная обязанность спортсмена – это хорошо высыпаться и не употреблять токсичные вещества».

В более позднем возрасте ученый заметил, что время ускоряется для него с возрастом; что в последние 20 лет оно бежит все быстрее и быстрее, и ему все чаще приходится жаловаться на его нехватку.

Но Беджан не считает нас узниками времени. Стрелки часов будут идти одинаково, независимо от нашего ощущения. Он верит, что следовать советам тренера – это лучший способ замедлить неумолимый бег времени. Хороший отдых и здоровье помогают замедлить наши «внутренние» часы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

fb.ru

Почему с возрастом время летит все быстрее. Почему время «ускоряется», когда мы становимся старше

В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы — существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной — активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, — считает Марк Швоб. — Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем — сокращая продолжительность настоящего.

Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени — отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

Мнение психоаналитика

«Ускорение течения времени — часть взросления»

Cветлана Федорова , психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

«Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте — разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

Мнение нейрофизиолога

«Обработка информации замедляет время»

Александр Каплан , доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени — конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

Мнение философа

«Мы слишком доверяем часам»

Олег Аронсон , философ, искусствовед, сотрудн

lugasat.ru