Полушарии головного мозга – Полушарие головного мозга — Википедия

Содержание

Полушарие головного мозга — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Головной мозг позвоночных разделён бороздой на два больших полушария (Hemisphaerium cerebri): левое и правое. Внешний слой серого вещества полушарий — это кора мозга, поддерживаемая внутренним слоем белого вещества. Два полушария соединены между собой комиссурами – поперечными пучками нервных волокон. Главной из этих комиссур является толстая пластина мозолистого тела; она простирается спереди назад на 8 см и состоит из 200-250 млн. нервных волокон, идущих из одного полушария в другое.[1] Меньшие соединения, включая переднюю и заднюю комиссуры, а также свод мозга, передают информацию между двумя полушариями для координации локализованных функций. В каждом полушарии различают наиболее выступающие спереди, сзади и в стороны участки, получившие название полюсов: лобный полюс (polus frontalis), затылочный полюс (polus occipitalis) и височный полюс (polus temporalis).

В общем полушария являются зеркальным отражением друг друга с едва различимыми различиями, и правая сторона вынесена вперёд. На микроскопическом уровне цитоархитектура коры головного мозга показывает функции клеток, количество нейротрансмиттеров и подтипов рецепторов. Наблюдаемые различия варьируются от индивидуума к индивидууму.

В популярной психологии часто говорится о том, что определенные функции мозга (например, логика, креативность) являются латеральными, то есть расположены в правой или левой части мозга. Эти утверждения часто неточны, так как большинство функций мозга фактически распределены по обоим полушариям.

В большинстве научных доказательств асимметрии функции мозга относятся к низкоуровневым перцептивным функциям, а не к более исполнительным функциям, которые широко обсуждаются (например, подсознательная обработка грамматики, а не «логическое мышление» в целом)[2][3].

  • Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц.. —
    М.
    : Мир, 1992. — 376 с. — ISBN 5-03-001902-2.

ru.wikipedia.org

Кора больших полушарий — Википедия

Нейроны коры больших полушарий головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга или кора головного мозга (лат. cortex cerebri) — структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3—4,5 мм[1], расположенный по периферии полушарий большого мозга и покрывающий их. Наибольшая толщина отмечается в верхних участках предцентральной, постцентральной извилин и парацентральной дольки[2].

Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности[2].

Кора головного мозга человека составляет более 80 % массы мозга[3].

У человека кора составляет в среднем 44 % от объёма всего полушария в целом

[2]. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека 2400 см² (в основном от 2000 до 2800 см²)[4][2]. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами — 2/3 всей площади коры[1].

Величина и форма борозд подвержены значительным индивидуальным колебаниям — не только мозг различных людей, но даже полушария одной и той же особи по рисунку борозд не вполне похожи[1].

Всю кору полушарий принято разделять на 4 типа: древняя (архикортекс), старая (палеокортекс), новая (неокортекс) и промежуточная кора (состоящая из промежуточной древней и промежуточной старой коры). Поверхность неокортекса у человека занимает 95,6 %, архикортекса — 2,2 %, палеокортекса — 0,6 %, промежуточной — 1,6 %[2].

Доли полушарий большого мозга

Кора большого мозга покрывает поверхность полушарий и образует большое количество различных по глубине и протяжённости борозд (лат. sulci cerebri). Между бороздами расположены различной величины извилины большого мозга (лат. gyri cerebri) [5].

В каждом полушарии различают следующие поверхности:

  1. выпуклую верхнелатеральную поверхность (лат. facies superolateralis), примыкающую к внутренней поверхности костей свода черепа
  2. нижнюю поверхность (лат. facies inferior), передние и средние отделы которой располагаются на внутренней поверхности основания черепа, в области передней и средней черепных ямок, а задние — на намёте мозжечка
  3. медиальную поверхность (лат. facies medialis), направленную к продольной щели мозга [5].

Эти три поверхности каждого полушария, переходя одна в другую, образуют три края. Верхний край (лат. margo superior) разделяет верхнелатеральную и медиальную поверхности. Нижнелатеральный край (лат. margo inferolateralis) отделяет верхнелатеральную поверхность от нижней. Нижнемедиальный край (лат. margo inferomedialis) располагается между нижней и медиальной поверхностями

[5].

В каждом полушарии различают наиболее выступающие места: спереди — лобный полюс (лат. polus frontalis), сзади — затылочный (лат. polus occipitalis), и сбоку — височный (лат. polus temporalis) [5].

Полушарие разделено на пять долей. Четыре из них примыкают к соответствующим костям свода черепа:

  1. лобная доля (лат. lobus frontalis)
  2. теменная доля (лат. lobus parietalis)
  3. затылочная доля (лат. lobus occipitalis)
  4. височная доля (лат. lobus temporalis)
  5. островковая доля (лат. lobus insularis) (островок) (лат. insula) — заложена в глубине латеральной ямки большого мозга (лат. fossa lateralis cerebri), отделяющей лобную долю от височной [5].

В книге Годфруа Ж. «Что такое психология» выделяется шестая доля, мозолистого тела, расположенная на внутренней стороне полушария под мозолистым телом.

[6]

Лобная доля[править | править код]

Лобную долю от теменной отделяет глубокая центральная (роландова) борозда (лат. sulcus centralis). Она начинается на медиальной поверхности полушария, переходит на его верхнелатеральную поверхность, идёт по ней немного косо, сзади наперёд, и обычно не доходит до латеральной (боковой или сильвиевой) борозды мозга [5].

Приблизительно параллельно центральной борозде располагается предцентральная борозда (лат. sulcus precentralis), которая не доходит до верхнего края полушария. Предцентральная борозда окаймляет спереди прецентральную извилину (лат. gyrus precentralis) [5].

Верхняя и нижняя лобные борозды (лат. sulci frontales superior et inferior) направляются от предцентральной борозды вперёд. Они делят лобную долю на:

  • верхнюю лобную извилину (лат. gyrus frontalis superior), которая расположена выше верхней лобной борозды и переходит на медиальную поверхность полушария
  • среднюю лобную извилину (лат. gyrus frontalis medius), которую ограничивают верхняя и нижняя лобные борозды. Орбитальный (передний) сегмент этой извилины переходит на нижнюю поверхность лобной доли
  • нижнюю лобную извилину (лат. gyrus frontalis inferior), которая лежит между нижней лобной бороздой и латеральной бороздой мозга и ветвями латеральной борозды делится на ряд частей [5]

Латеральная борозда (лат. sulcus lateralis) — одна из наиболее глубоких борозд головного мозга. Она отделяет височную долю от лобной и теменной. Залегает латеральная борозда на верхнелатеральной поверхности каждого полушария и идёт сверху вниз и кпереди. В глубине этой борозды располагается углубление — латеральная ямка большого мозга (лат. fossa lateralis cerebri), дном которой является наружная поверхность островка

[5].

От латеральной борозды к верху отходят мелкие борозды, называемые ветвями. Наиболее постоянными из них являются восходящая (лат. ramus ascendens) и передняя (лат. ramus anterior) ветви. Верхнезадний отдел борозды называется задней ветвью (лат. ramus posterior)[5].

Нижняя лобная извилина, в пределах которой проходят восходящая и передняя ветви, разделяется ими на три части:

  • заднюю — оперкулярную (покрышечную) часть (лат. pars opercularis), ограниченную спереди восходящей ветвью;
  • среднюю — треугольную часть (лат. pars triangularis), лежащую между восходящей и передней ветвями;
  • переднюю — орбитальную (глазничную) часть (лат. pars orbitalis), расположенные между передней ветвью и нижнелатеральным краем лобной доли[5].
Теменная доля[править | править код]
Теменная доля

Залегает сзади от центральной борозды, которая отделяет её от лобной. От височной отграничена латеральной бороздой мозга, от затылочной — частью теменно-затылочной борозды (лат. sulcus parietooccipitalis)

[5].

Параллельно прецентральной извилине проходит постцентральная (лат. gyrus postcentralis). От неё сзади, почти параллельно продольной щели большого мозга, идёт внутритеменная борозда (лат. sulcus intraparietalis), делящая задневерхние отделы теменные отделы теменной доли на две извилины: верхнюю (лат. lobulus parietalis superior) и нижнюю (лат. lobulus parietalis inferior) теменные дольки. В нижней теменной дольке различают две сравнительно небольшие извилины: надкраевую (лат. gyrus supramarginalis), лежащую впереди и замыкающую задние отделы латеральной борозды, и расположенную кзади от предыдущей угловую (лат. gyrus angularis), которая замыкает верхнюю височную борозду[5].

Между восходящей и задней ветвями латеральной борозды мозга расположен участок коры, обозначаемый как лобно-теменная покрышка (лат. operculum frontoparietalis). В неё входят задняя часть нижней лобной извилины, нижние отделы предцентральной и постцентральной извилин, а также нижний отдел передней части теменной доли

[5].

Затылочная доля[править | править код]
Височная доля[править | править код]
Височная доля

Имеет наиболее выраженные границы. В ней различают выпуклую латеральную поверхность и вогнутую нижнюю. Тупой полюс височной доли обращён вперёд и несколько вниз. Латеральная борозда большого мозга резко отграничивает височную долю от лобной[5].

Две борозды, расположенные на верхнелатеральной поверхности: верхняя (лат. sulcus temporalis superior) и нижняя (лат. sulcus temporalis inferior) височные борозды, следуя почти параллельно латеральной борозде мозга, разделяют долю на три височные извилины: верхнюю, среднюю и нижнюю (лат. gyri temporales superior, medius et inferior)[5].

Те участки височной доли, которые направлены в сторону латеральной борозды мозга изрезаны короткими поперечными височными бороздами (лат. sulci temporales transversi). Между этими бороздами залегают 2-3 короткие поперечные височные извилины, связанные с извилинами височной доли (лат. gyri temporales transversi) и островком

[5].

Островковая доля (островок)[править | править код]

Залегает на дне латеральной ямки большого мозга (лат. fossa lateralis cerebri).

Она представляет собой трёхстороннюю пирамиду, обращённую своей вершиной — полюсом островка — кпереди и кнаружи, в сторону латеральной борозды. С периферии островок окружён лобной, теменной и височной долями, участвующими в образовании стенок латеральной борозды мозга[5].

Основание островка с трёх сторон окружено круговой бороздой островка (лат. sulcus circularis insulae).

Его поверхность прорезана глубокой центральной бороздой островка (лат. sulcus centralis insulae). Эта борозда разделяет островок на переднюю и заднюю части[5].

На поверхности различают большое количество мелких извилин островка (лат. gyri insulae). Большая передняя часть состоит из нескольких коротких извилин островка (лат. gyri breves insulae), задняя — одной длинной извилины (лат. gyrus longus insulae)[5].

Борозды и извилины медиальной поверхности[править | править код]

На медиальную поверхность полушария выходят лобная, теменная и затылочная доли.

Поясная извилина (лат. gyrus cinguli) начинается подмозолистым полем (лат. area subcallosa), огибает мозолистое тело и при посредстве узкой полоски — перешейка поясной извилины (лат. isthmus gyri cinguli) переходит в парагиппокампальную извилину на нижней поверхности полушария[5].

Борозда мозолистого тела (лат. g sulcus corporis callosi) отделяет поясную извилину от мозолистого тела и на нижней поверхности полушария продолжается в борозду гиппокампа[5].

Поясная извилина ограничена сверху поясной бороздой (лат. sulcus cinguli). В последней различают выпуклую по направлению к лобному полюсу переднюю часть и заднюю часть, которая, следуя вдоль поясной извилины и не доходя до её заднего отдела, поднимается к верхнему краю полушария большого мозга. Задний конец борозды лежит позади верхнего конца центральной борозды. Между предцентральной бороздой, окончание которой иногда хорошо видно у верхнего края медиальной поверхности полушария, и концом поясной борозды, располагается парацентральная долька (лат. lobulus paracentralis)[5].

Выше поясной извилины, Спереди от подмозолистого поля, начинается медиальная лобная извилина (лат. gyrus frontalis medialis). Она тянется до парацентральной дольки и является нижней частью верхней лобной извилины.

Сзади от поясной борозды лежит небольшая четырёхугольная долька — предклинье (лат. precuneus). Её задней границей является глубокая теменно-затылочная борозда (лат. sulcus parietooccipitalis), нижней — подтеменная борозда (лат. sulcus subparietalis), отделяющая предклинье от заднего отдела поясной извилины[5].

Сзади и ниже предклинья залегает треугольная долька — клин (лат. cuneus). Выпуклая наружная поверхность клина участвует в образовании затылочного полюса. Направленная вниз и вперёд вершина клина почти доходит до заднего отдела поясной извилины. Задненижней границей клина является очень глубокая шпорная борозда (лат. sulcus calcarinus), передней — теменно-затылочная борозда[5].

Борозды и извилины нижней поверхности[править | править код]

На нижней поверхности лобной доли располагается обонятельная борозда (лат. sulcus olfactorius). Кнутри от неё, между нею и нижнемедиальным краем полушария, лежит прямая извилина (лат. gyrus rectus). Её задний отдел доходит до переднего продырявленного вещества (лат. substantia perforata anterior). Кнаружи от борозды располагается остальная часть нижней поверхности лобной доли, изрезанная короткими глазничными бороздами (лат. sulci orbitales), на ряд небольших глазничных извилин (лат. gyri orbitales)[5].

Нижняя поверхность височной доли глубокой бороздой гиппокампа (лат. sulcus hippocampi) отделена от ножек мозга. В глубине борозды залегает узкая зубчатая извилина (лат. gyrus dentatus). Передний её конец переходит в крючок, а задний — в ленточную извилину (лат. gyrus fasciolaris) залегающую под валиком мозолистого тела. Латерально от борозды находится парагиппокампальная извилина (лат. gyrus parahippocampalis). Впереди эта извилина имеет утолщение в виде крючка (лат. uncus), а кзади продолжается в язычную извилину (лат. gyrus lingualis). Парагиппокампальную и язычную извилины с латеральной стороны ограничивает коллатеральная борозда (лат. sulcus collateralis), переходящая спереди в носовую борозду (лат. sulcus rhinalis). Остальную часть нижней поверхности височной доли занимают медиальная и латеральная затылочно-височные извилины (лат. gyri occipitotemporales medialis et lateralis), разделённые затылочно-височной бороздой (лат. sulcus occipitotemporalis). Латеральная затылочно-височная извилина нижнелатеральным краем полушария отделяется от нижней височной извилины[5].

Строение[править | править код]

Цитоархитектоника (расположение клеток)

  • молекулярный слой
  • наружный зернистый слой
  • слой пирамидальных нейронов
  • внутренний зернистый слой
  • ганглионарный слой (внутренний пирамидный слой;клетки Беца)
  • слой полиморфных клеток

Миелоархитектоника (расположение волокон)

  • полоска молекулярного слоя
  • полоска наружного зернистого слоя
  • полоска внутреннего зернистого слоя
  • полоска ганглионарного слоя [7].

Кора полушарий головного мозга представлена слоем серого вещества толщиной в среднем около 3 мм (1,3 — 4,5 мм). Наиболее сильно развита она в передней центральной извилине. Обилие борозд и извилин значительно увеличивает площадь серого вещества головного мозга. В коре содержится около 10-14 млрд нервных клеток. Различные её участки, отличающиеся друг от друга некоторыми особенностями расположения и строения клеток (цитоархитектоника), расположения волокон (миелоархитектоника) и функциональным значением, называются полями. Они представляют собой места высшего анализа и синтеза нервных импульсов. Резко очерченные границы между ними отсутствуют. Для коры характерно расположение клеток и волокон слоями [8].

Типичным для новой коры (лат. neocortex) является наличие шести слоёв, различающихся между собой главным образом по форме входящих в них нервных клеток. При этом на медиальной и нижней поверхностях полушарий сохранились участки старой (лат. archipallium) и древней (лат. paleopallium) коры, имеющей 2-слойное и 3-слойное строение[1]. Также выделяется промежуточная кора (лат. mesopallium) располагающаяся между старой и новой, а также древней и новой корой[5]. Древняя кора представлена гиппокампом, а старая — участком коры возле обонятельной луковицы на нижней поверхности лобной доли[1].

Цитоархитектоника[править | править код]

Мультиполярные нейроны коры головного мозга весьма разнообразны по форме. Среди них можно выделить:

  • пирамидные
  • звёздчатые
  • веретенообразные
  • паукообразные
  • горизонтальные

Пирамидные нейроны составляют основную и наиболее специфическую для коры головного мозга форму (80—90 % всех нейронов). Размеры их варьируют от 10 до 140 мкм. Они имеют вытянутое треугольное тело, вершина которого обращена к поверхности коры. От вершины и боковых поверхностей тела отходят дендриты, заканчивающиеся в различных слоях серого вещества. От основания пирамидных клеток берут начало аксоны, в одних клетках короткие, образующие ветвления в пределах данного участка коры, в других — длинные, поступающие в белое вещество [8].

Пирамидные клетки различных слоёв коры отличаются размерами и имеют разное функциональное значение. Мелкие клетки представляют собой вставочные нейроны, аксоны которых связывают отдельные участки коры одного полушария (ассоциативные нейроны) или двух полушарий (комиссуральные нейроны). Эти клетки встречаются в разных количествах во всех слоях коры. Особенно богата ими кора головного мозга человека. Аксоны крупных пирамидных нейронов принимают участие в образовании пирамидных путей, проецирующих импульсы в соответствующие центры мозгового ствола и спинного мозга [8].

Нейроны коры расположены нерезко отграниченными слоями. Каждый слой характеризуется преобладанием какого-либо одного вида клеток. В двигательной зоне коры различают 6 основных слоёв:

  1. Молекулярный (лат. lamina molecularis)
  2. Наружный зернистый (лат. lamina granularis externa)
  3. Пирамидальных нейронов (лат. lamina pyramidalis)
  4. Внутренний зернистый (лат. lamina granularis interna)
  5. Ганглионарный (слой клеток Беца) (лат. lamina ganglionaris)
  6. Слой мультиформных (полиморфных) клеток (лат. lamina multiformis) [8]

Кора полушарий головного мозга также содержит мощный нейроглиальный аппарат, выполняющий трофическую, защитную, опорную и разграничительную функции [8].

На медиальной и нижней поверхности полушарий сохранились участки старой, древней коры, которые имеют двухслойное и трехслойное строение.

Молекулярный слой[править | править код]

Молекулярный слой коры содержит небольшое количество мелких ассоциативных клеток веретеновидной формы. Их аксоны проходят параллельно поверхности мозга в составе тангенциального сплетения нервных волокон молекулярного слоя. Основная масса волокон этого сплетения представлена ветвлениями дендритов нейронов нижележащих слоёв [8].

Наружный зернистый слой[править | править код]

Наружный зернистый слой образован мелкими нейронами диаметром около 10 мкм, имеющими округлую, угловатую и пирамидальную форму, и звёздчатыми нейронами. Дендриты этих клеток поднимаются в молекулярный слой. Аксоны или уходят в белое вещество, или, образуя дуги, также поступают в тангенциальное сплетение волокон молекулярного слоя [8].

Слой пирамидальных нейронов[править | править код]

Является самым широким по сравнению с другими слоями коры головного мозга. Он особенно хорошо развит в прецентральной извилине. Величина пирамидных клеток последовательно увеличивается в пределах 10-40 мкм от наружной зоны этого слоя к внутренней. От верхушки пирамидной клетки отходит главный дендрит, который располагается в молекулярном слое. Дендриты, берущие начало от боковых поверхностей пирамиды и её основания, имеют незначительную длину и образуют синапсы со смежными клетками этого слоя. Аксон пирамидной клетки всегда отходит от её основания. В мелких клетках он остаётся в пределах коры; аксон же, принадлежащий крупной пирамиде, обычно формирует миелиновое ассоцативное или комиссуральное волокно, идущее в белое вещество [8].

Внутренний зернистый слой[править | править код]

В некоторых полях коры развит очень сильно (например, в зрительной зоне коры). Однако в других участках он может отсутствовать (в прецентральной извилине). Этот слой образован мелкими звёздчатыми нейронами. В его состав входит большое количество горизонтальных волокон [8].

Ганглионарный слой (Внутренний пирамидный слой;Клетки Беца)[править | править код]

Образован крупными пирамидными клетками, причём область прецентральной извилины содержит гигантские клетки, описанные впервые российским анатомом В. А. Бецем в 1874 году (клетки Беца). Они достигают в высоту 120 и в ширину 80 мкм. В отличие от других пирамидных клеток коры гигантские клетки Беца характеризуются наличием крупных глыбок хроматофильного вещества. Их аксоны образуют главную часть кортико-спинальных и кортико-нуклеарных путей и оканчиваются на мотонейронах мозгового ствола и спинного мозга [8].

Перед выходом из коры от пирамидного пути отходит множество коллатералей. Аксоны от гигантских клеток Беца дают коллатерали, посылающие тормозящие импульсы в саму кору. Также коллатерали волокон пирамидного пути идут в полосатое тело, красное ядро, ретикулярную формацию, ядра моста и нижних олив. Ядра моста и нижних олив передают сигнал в мозжечок. Таким образом, когда пирамидный путь передаёт сигнал, вызывающий целенаправленное движение, в спинной мозг, одновременно сигналы получают базальные ганглии, ствол мозга и мозжечок. Помимо коллатералей пирамидных путей, существуют волокна, которые идут непосредственно от коры к промежуточным ядрам: хвостатому телу, красному ядру, ядрам ретикулярной формации ствола мозга и др.[8]

Слой мультиморфных клеток[править | править код]

Образован нейронами различной, преимущественно веретенообразной формы. Внешняя зона этого слоя содержит более крупные клетки. Нейроны внутренней зоны мельче и лежат на большом расстоянии друг от друга. Аксоны клеток полиморфного слоя уходят в белое вещество в составе эфферентных путей головного мозга. Дендриты достигают молекулярного слоя коры [8].

Миелоархитектоника[править | править код]

Среди нервных волокон коры полушарий головного мозга можно выделить:

  • ассоциативные волокна — связывают отдельные участки коры одного полушария
  • комиссуральные волокна — соединяют кору двух полушарий
  • проекционные волокна — соединяют кору с ядрами низших отделов центральной нервной системы. Афферентные проекционные волокна заканчиваются в слое пирамидальных нейронов[8]

Кроме тангенциального сплетения молекулярного слоя, на уровне внутреннего зернистого и ганглионарного слоёв расположены два тангенциальных слоя миелиновых нервных волокон и коллатералей аксонов клеток коры. Вступая в синаптические связи с нейронами коры, горизонтальные волокна обеспечивают широкое распространение в ней нервного импульса [8].

Модуль[править | править код]

I, II, III, IV, V, VI — слои коры
Афферентные волокна
1. кортико-кортикальное волокно
2. таламо-кортикальное волокно
2а. зона распространения специфических таламо-кортикальных волокон
3. пирамидные нейроны
3а. заторможенные пирамидные нейроны
4. тормозные нейроны и их синапсы
4а. клетки с аксональной кисточкой
4б. малые корзинчатые клетки
4в. большие корзинчатые клетки
4г. аксоаксональные нейроны
4д. клетки с двойным букетом дендритов (тормозящие тормозные нейроны)
5. шипиковые звёздчатые клетки, возбуждающие пирамидные нейроны непосредственно и путём стимуляции клеток с двойным букетом дендритов

Исследуя кору больших полушарий головного мозга Я. Сентаготаи и представители его школы установили, что её структурно-функциональной единицей является модуль — вертикальная колонка диаметром около 300 мкм. Модуль организован вокруг кортико-кортикального волокна, представляющего собой аксон пирамидной клетки III слоя (слоя пирамидальных клеток) того же полушария (ассоциативное волокно), либо от пирамидальных клеток противоположного (комиссуральное). В модуль входят два таламо-кортикальных волокна — специфических афферентных волокна, оканчивающихся в IV слое коры на шипиковых звёздчатых нейронах и отходящих от основания (базальных) дендритах пирамидальных нейронов. Каждый модуль, по мнению Сентаготаи разделяется на два микромодуля диаметром менее 100 мкм. Всего в неокортексе человека примерно 3 млн модулей. Аксоны пирамидальных нейронов модуля проецируются на три модуля той же стороны и через мозолистое тело посредством комиссуральных волокон на два модуля противоположного полушария. В отличие от специфических афферентных волокон, оканчивающихся в IV слое коры, кортико-кортикальные волокна образуют окончания во всех слоях коры, и, достигая I слоя, дают горизонтальные ветви, выходящие далеко за пределы модуля[8].

Помимо специфических (таламо-кортикальных) афферентных волокон, на выходные пирамидальные нейроны возбуждающее влияние оказывают шипиковые звёздчатые нейроны. Различают два типа шипиковых клеток:

  1. шипиковые звёздчатые нейроны фокального типа, образующие множественные синапсы на отходящих от верхушки (апикальных) дендритах пирамидального нейрона
  2. шипиковые звёздчатые нейроны диффузного типа, аксоны которых широко ветвятся в IV слое и возбуждают базальные дендриты пирамидальных нейронов. Коллатерали аксонов пирамидных нейронов вызывают диффузное возбуждение соседних пирамид [8].

Тормозная система модуля представлена следующими типами нейронов:

  1. клетки с аксональной кисточкой образуют в I слое множественные тормозные синапсы на горизонтальных ветвях кортико-кортикальных волокон
  2. корзинчатые нейроны — тормозные нейроны, образующие тормозящие синапсы на телах практически всех пирамидных клеток. Они подразделяются на малые корзинчатые нейроны, оказывающие тормозящее влияние на пирамидные нейроны II, III и V слоёв модуля, и большие корзинчатые клетки, располагающиеся на периферии модуля и имеющие тенденцию подавлять пирамидные нейроны соседних модулей
  3. аксоаксональные нейроны, тормозящие пирамидные нейроны II и III слоёв. Каждая такая клетка образует синапсы на начальных участках аксонов сотен нейронов II и III слоёв. Они тормозят, таким образом, кортико-кортикальные волокна, но не проекционные волокна нейронов V слоя[8].

Система угнетения тормозных нейронов:

  1. клетки с двойным букетом дендритов располагаются во II и III слоях и, угнетая тормозные нейроны, производят вторичное возбуждающее действие на пирамидные нейроны. Ветви их аксонов направлены вверх и вниз и распространяются в узкой колонке (50 мкм). Таким образом, клетка с двойным букетом дендритов растормаживает пирамидные нейроны в микромодуле (в колонке диаметром 50-100 мкм)[8].

Мощный возбуждающий эффект фокальных шипиковых звёздчатых клеток объясняется тем, что они одновременно возбуждают пирамидные нейроны и клетку с двойным букетом дендритов. Таким образом, первые три тормозных нейрона тормозят пирамидные клетки, а клетки с двойным букетом дендритов возбуждают их, угнетая тормозные нейроны[8].

Однако, также существуют критические и альтернативные концепции, ставящие под сомнение модульную организацию коры больших полушарий и мозжечка. Безусловно, влияние на эти воззрения оказало предсказание в 1985 г. и в дальнейшем открытие в 1992 г. диффузного объёмного нейротрансмиттинга[9].

Резюме[править | править код]

Межнейрональные взаимосвязи нейронов коры больших полушарий головного мозга можно представить следующим образом: входящая (афферентная) информация поступает из таламуса по таламо-кортикальным волокнам, которые заканчиваются на клетках IV (внутреннего зернистого) слоя. Его звёздчатые нейроны оказывают возбуждающее воздействие на пирамидные клетки III (пирамидальных нейронов) и V (ганглионарного) слоёв, а также на клетки с двойным букетом дендритов, которые блокируют тормозные нейроны. Клетки III слоя образуют волокна (ассоциативные и комиссуральные), которые связывают между собой различные отделы коры. Клетки V и VI (мультиморфных клеток) слоёв формируют проекционные волокна, которые уходят в белое вещество и несут информацию другим отделам центральной нервной системы. Во всех слоях коры находятся тормозные нейроны, играющие роль фильтра путём блокирования пирамидных нейронов [8].

Кора различных отделов характеризуется преимущественным развитием тех или иных её слоёв. Так, в двигательных центрах коры, например в передней центральной извилине, сильно развиты III, V и VI и плохо выражены II и IV слои. Это так называемый агранулярный тип коры. Из этих областей берут начало нисходящие проводящие пути центральной нервной системы. В чувствительных корковых центрах, где заканчиваются афферентные проводники, идущие от органов обоняния, слуха и зрения, слабо развиты слои, содержащие крупные и средние пирамидные клетки , тогда как зернистые слои (II и IV) достигают своего максимального развития. Это гранулярный тип коры [8].

Цитоархитектонические поля Бродмана[править | править код

ru.wikipedia.org

Функции больших полушарий головного мозга: нервная деятельность

Конечный отдел является самой массивной частью головного мозга – у обычного человека он занимает около 78% от общей массы органа. Его делит на две части центральная борозда, в глубине которой располагается большая спайка – мозолистое тело.

Несмотря на сложное строение, конечный мозг является взаимосвязанной системой, отвечающей за эмоции, планирование, память, принятие решений, движения конечностями и восприятие информации из окружающей среды. Эти и другие функции он осуществляет при помощи развитой сети клеток коры больших полушарий головного мозга. Чтобы понять функции больших полушарий головного мозга, нужно сначала разобрать их структуру.

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Функции

Основная функция коры больших полушарий головного мозга заключается в воспроизведении и накоплении информации, полученной в процессе обучения. Также в ней проходят все высшие психические процессы, такие как мышление, речь и память.

Согласно исследованиям в области нейропсихологии правое и левое большие полушария головного мозга занимаются немного разной работой. Так, правая часть отвечает за чувственное, образное восприятие, запоминание изображений, музыки и их воспроизведение по памяти.

Эту информацию также использует левое полушарие, которое занимается осмыслением, логическим объяснением и «критикой» работы правой части.

Функции правой части мозга остаются на уровне восприятия поступающей информации посредством анализаторов чувственно-образных свойств и рецепторов, минуя их физические качества. Например, оно отвечает за распознавание условных и буквенных символов без их осмысления.

Более высокий организационный уровень, где происходит анализ и оценка содержания знаков, связан с работой левого полушария.  Его функция заключается в определении причинно-следственной связи, взаимодействии произошедших событий между собой, обработке и осмыслении поступающей информации, которая поступает из окружающего мира с помощью слов, звуков, речи.

Левое полушарие

Каждое из полушарий головного мозга одинаково значимо для выполнения основных функций нервной системы человека и его умственных способностей. Например, такое понятие, как «аналитический склад ума», не зависит от размера конкретной части мозга – каждый может изучать точные науки и достигнет в них успеха.

Левое полушарие принимает участие в осуществлении следующих функций:

  • логическое решение;
  • усвоение иностранных языков;
  • управление произношением слов;
  • способность читать, писать, запоминать фразы.

В левой половине располагаются нервные центры, с помощью которых человек может воспринимать буквенное значение сказанного.

Моторные функции левого полушария головного мозга сводятся к тому, что оно управляет конечностями правой стороны тела. То есть при поднятии правой руки или ноги приказ отдает левая половина мозга.

Правое полушарие

Долгое время считалось, что правое полушарие больше развито у женщин, но это в коре неверно. В качестве аргумента приводилось то, то слабый пол более эмоционален по сравнению с противоположным, а, как известно, именно такое проявление психики является основной функцией этой стороны мозга. Также оно отвечает за интуицию, оценку, воспроизведение и передачу невербальной информации.

Согласно психологии, те люди, которые часто «работают» правым полушарием, отличаются тонким восприятием музыки, живописи и других видов искусств, несмотря на то, что за обучение этим способностям отвечает левая сторона.

К другим функциям, которые осуществляет правое полушарие головного мозга относятся воображение, визуализация и понимание иносказательных определений. Оно также отвечает за привлекательность, паронормальное восприятие информации, фантазии, религию и мечты.

По аналогии с левой частью, правое контролирует движения конечностями с левой стороны тела.

Нервная деятельность больших полушарий

Еще одной функцией, которую выполняют структуры коры, является осуществление высшей нервной деятельности человека. Она осуществляется с помощью нейронов. Например, ярким проявлением этой особенности является способность человека к обучению и получению информации из разных источников.

Конечный отдел ЦНС играет большую роль в приспособлении организма к окружающей среде – именно в нем посредством образования многочисленных синоптических нервных связей формируются условные ответные реакции организма в ответ на внешние изменения.

Эти рефлексы, приобретаемые в течение жизни человека, строятся на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов. Условные рефлексы у человека могут сформироваться как на своем, так и чужом опыте, например в процессе обучения и усвоения стороннего материала. Ярким примером этому служит обучение в школе, где ученики получают необходимые знания из учебников.

В глобальном смысле функции высшей нервной деятельности принято отличать от работы всей нервной системы, так как она отвечает за слаженную работу различных частей тела между собой. Функционирование высшей нервной деятельности ЦНС связывают с нейрофизиологическими процессами, которые происходят в коре и ближайших к ней подкорковых структурах.

golovaimozg.ru

Большие полушария головного мозга — урок. Биология, Человек (8 класс).

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединённых мозолистым телом. Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга.

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества, связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.


 

Серое вещество образует кору головного мозга.

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов) толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около \(2000\)–\(2500\) см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на \(4\) доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Между бороздами расположены складки коры полушарий — извилины.

 

 

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около \(50\) % массы головного мозга.

 

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной, именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

 

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны:
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

http://school-collection.edu.ru

http://up-image.ru/assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga

www.yaklass.ru

Межполушарная асимметрия — Википедия

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных[1][2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

В «популярной» психологии нередко делаются некорректные обобщающие утверждения о том, что одно из полушарий отвечает за «логику» (левое), а другое за творчество (правое). Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями[3]. Оба полушария участвуют и в логическом и в творческом мышлении[4].

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое[источник не указан 1671 день]. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль[источник не указан 1671 день] в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями[источник не указан 1671 день].

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[5]. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных[источник не указан 1622 дня].

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных[источник не указан 1671 день].

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии[править | править код]

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А. Р. Лурией (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005).

Эволюционная теория асимметрии[править | править код]

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.[6] Согласно этой теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела[7][8][9].

Объяснение с точки зрения этологии[править | править код]

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она была обнаружена у дельфинов и птиц (от попугая до канарейки)[источник не указан 1667 дней], и весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием[10]. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось[11].

Основные функции полушарий и связь между ними[править | править код]

Логика и распознавание образов[править | править код]

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов[править | править код]

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Организация речи[править | править код]

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.[12]

Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей, страдающих заиканием, косоглазием, дислексией, неврозами[какими?], недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.[источник не указан 498 дней] Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами[13][14]. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжёлый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин[14][15].

Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин[13][14][16][17][18]. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом[15]. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[19]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время[когда?] подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга чётче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий[20]. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма»[14]. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет[21]. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента[22]. Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого[15]. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы[править | править код]

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин[23]. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что могло привести к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин могли быть обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требовало словесного общения[20]. Эта гипотеза опровергается основным законом генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола. Единственной причиной, по которой женщины не смогли бы унаследовать лучшие пространственные способности, а мужчины, соответственно, вербальные, является явный вред их организму, который эти способности причинить не могут[24].

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных[1][2].

  1. 1 2 Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. 1 2 Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. ↑ Nielsen, Jared A., Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, and Jeffrey S. Anderson. «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.» PLOS ONE, 14 Aug. 2013. Web. 30 Aug. 2013.
  4. ↑ Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  5. Аршавский В. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики (неопр.) (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015. Архивировано 1 июля 2015 года.
  6. ↑ Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  7. ↑ Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  8. ↑ Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  9. ↑ Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  10. ↑ Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  11. ↑ Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  12. ↑ Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  13. 1 2 McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  14. 1 2 3 4 McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  15. 1 2 3 Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  16. ↑ Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  17. ↑ Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  18. ↑ Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  19. ↑ Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  20. 1 2 Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  21. ↑ Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  22. ↑ Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  23. ↑ Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.
  24. Clint, Edward K.; Sober, Elliott, Garland, Jr., Theodore, Rhodes, Justin S. Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect? (англ.) // The Quarterly Review of Biology (англ.)русск. : journal. — University of Chicago Press (англ.)русск., 2012. — December (vol. 87). — P. 290—313. — DOI:10.1086/668168.

Использованная литература[править | править код]

Рекомендуемая литература[править | править код]

  • Деглин В. Функциональная асимметрия — уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь : журнал. — 1975. — № 1. — С. 104—115.
  • Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Научно-исследовательский центр неврологии РАМН. — Москва : Научный Мир, 2009. — 836 с.
  • Межполушарная асимметрия и адаптация // Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — Москва : Наука, 1984. — Гл. III.
  • Савельев А. В. Нейросегментарность: отражение синергизма метамерности как основа функциональных десимметрий мозга // Нейроинформатика и её приложения : сборник. — Красноярск, 1997. — С. 99.

Статьи[править | править код]

Сайты[править | править код]

ru.wikipedia.org

За что отвечают правое полушарие мозга — Области головного мозга

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

к содержанию ^

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

к содержанию ^

Какая половина доминирует?

Какое из двух полушарий является ведущим? Раньше ученые считали, что левое. Однако сейчас известно, что левое и правое полушарие нашего головного мозга работают в содружестве, а доминирование одного из них связано с природой конкретного человека. Вам, наверное, интересно, какое полушарие у вас доминирует. Для определения этого вы можете пройти специальные тесты. Также вы можете проанализировать, какие виды деятельности вам удаются лучше, к чему вы проявляете способности. Для того, чтобы полушария мозга работали гармонично, полезно выполнять специальные упражнения, повышающие потенциал более слабого из них.

В детские годы у нас более активна правая часть мозга. Мы воспринимаем мир с помощью образов. Однако вся наша система образования и стиль нашей жизни развивают функции левой. Таким образом, правое полушарие часто неактивно, его функции не получают должного развития и постепенно оно теряет свой потенциал. Такой перекос в дальнейшем негативно сказывается на нашей жизни.

Способность достигать больших успехов благодаря гармоничной работе полушарий показывают нам примеры гениальных людей. Например, Леонардо да Винчи отлично владел двумя руками. Известно, что он был не только прекрасным художником и скульптором, но и ученым. Работа полушарий его мозга была гармонична. Их развитие было равномерным, благодаря чему он смог создать такие открытия и изобретения, которые меняют жизнь не только конкретного человека, но и общества в целом.

к содержанию ^

Что нам даст развитие правого полушария

Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.

Конечно же, благодаря развитию правого полушария вы далеко продвинетесь в сфере коммуникации, будете лучше понимать желания и мотивы других людей. Это улучшит ваши отношения в семье и на работе. Вы сможете легко устанавливать контакты с людьми, обращаться к внутреннему миру человека.

Деятельность правого полушария позволяет эффективно решать возникающие проблемы в личной и профессиональной жизни, найти свое место в изменяющемся мире.

Благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь становится гармоничной.

Загрузка…

mozgmed.ru

За что отвечают правое и левое полушария головного мозга

Мозг человека является сложной неделимой системой центральной нервной системы, без которой функционирование последней невозможно. Немалое количество исследований и наблюдений позволило выяснить, за что отвечают правое и левое полушарие мозга, где локализуются и как работают нейроны. Более подробно сейчас мы попробуем разобраться с тем, за что отвечают полушария мозга и как улучшить их работу.

Разница в работе правого и левого полушарий

Согласно физиологическим особенностям строения человека, организм имеет два полушария мозга. Выделяют левую и правую часть органа. Полушария головного мозга соединяются друг с другом при помощи мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. О том, как они работают сейчас мы и поговорим.

Левое полушарие отвечаетПравое полушарие отвечает
За получение вербальной информации. Благодаря его функционированию человек способен говорить удерживать в памяти необходимую информацию (важные даты, правила написания слов).

 

За прием невербальной информации, восприятие символов и образов.
За мышление аналитического характера, логику, анализ фактов и распознавание чисел.

 

За воображение. Благодаря его функционированию человек способен мечтать, придумывать истории. От степени его развития зависят способности к музыке и искусству.
За обработку и анализ поступающей информации последовательно.За способность обрабатывать много информации сразу.

 

Кроме этого правая часть мозга отвечает за функционирование левой половины тела, а левая часть наоборот. У людей с хорошо развитым левым полушарием наблюдается высокий уровень способностей к языкам.

Особенности функционирования больших полушарий головного мозга очень заметны в поведении личностей, которым было удалено одно из них. Люди без правого полушария не способны ориентироваться в пространстве, они воспринимают все слова буквально, не способны проявлять свои эмоции.

За что отвечает левое полушарие

Данные проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за прием вербальной информации, а именно за обучение, изучение иностранных языков, письмо и чтение. Нейроны, которые находятся в этой части мозга, позволяют осознавать написанное, выражать мнение и разговаривать.

Левое полушарие мозга отвечает за такие функции как логическое мышление, анализ информации, умение делать выводы и установление причинно-следственных связей. У ребенка оно начинает функционировать после годовалого возраста, в период формирования речи и слуха.

Мужчины воспринимают информацию именно с помощью левого полушария, у женщин же связи между двумя полушариями развиты лучше, поэтому они воспринимают язык двумя частями мозга и способны решать несколько задач.

За что отвечает правое полушарие

Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью. От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке. Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.

Функции правого полушария:

  1. Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.
  2. Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.
  3. Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
  4. Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей. Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.
  5. Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.

Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.

Синхронизация работы полушарий

Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом. Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов. Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма.

В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.

Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу. Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга. Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.

Зеркальное рисование

Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать  изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.

Колечко

Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.

Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу. Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры.

Что даст развитие каждого из полушарий

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена  на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно. Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму. Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности. Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма. Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

Видео: доминирование одного полушария над другим

vitamozg.ru