Понятие личность: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий
Личность. Понятие личности.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.
Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.
Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе.
Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.
С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.
Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.
Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.
Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.
Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.
Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие.
В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т. д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.
К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.
Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.
В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.
Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во — первых
: умственное воспитание.Во — вторых: физическое воспитание.
В — третьих: техническое обучение.
Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.
Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.
Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.
В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре.
О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.
Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.
Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.
Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.
Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.
Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Самообучение — является аналогом учению.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».
Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.
Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.
Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.
Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.
Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.
ВЫВОД
Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.
Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка). Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1]. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны. Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений. Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида. Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи). Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже». Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида. Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности. Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект). В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение). Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении. Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности. Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей. Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3]. Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся. 1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385. 2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV. 3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.
|
Что такое личность? | Введение в психологию
Цели обучения
- Дать определение личности и описать ранние теории развития личности
Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Слово личность происходит от латинского слова persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа (рис. 1).
Рисунок 1 . Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность?
Исторические перспективы
Концепция личности изучается не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н. э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19).85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предполагая, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек проявляет один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастен; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.
В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (рис. 2). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).
Рисунок 2 . Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал схему, на которой показано, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)
Спустя столетия после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке).век) (Eysenck, 2009; Stelmack & Stalikas, 1991; Wundt, 1874/1886) (рис. 3). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).
Рисунок 3 . Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.
Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. Согласно Фрейду, бессознательные влечения под влиянием секса и агрессии, наряду с детской сексуальностью, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек множество последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе и больше сосредоточились на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.
Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этом модуле мы подробно изучим эти различные взгляды на личность.
Ссылка на обучение
Посмотрите это видео, чтобы получить краткий обзор некоторых психологических взглядов на личность.
Попробуй
Подумай
- Как бы ты описал свой характер? Как вы думаете, друзья и семья описали бы вас примерно так же? Почему или почему нет?
- Как бы вы описали свою личность в профиле онлайн-знакомств?
- Каковы некоторые из ваших положительных и отрицательных качеств личности? Как вы думаете, как эти качества повлияют на ваш выбор профессии?
Глоссарий
личность: давние черты и модели, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Заметки о концепции личности Unacademy
Введение:Ваше происхождение, воспитание и жизненный опыт сформировали из вас человека, которым вы являетесь сейчас. Многие люди думают, что ваш уникальный набор идей, чувств и поведения составляет вашу личность. Концепция личности не имеет общепринятого определения, хотя многие люди считают ее стабильной и развивающейся чертой. Психологи могут предсказать реакцию людей на различные ситуации, анализируя их личности. Некоторые из наиболее фундаментальных концепций психологии могут дать вам представление о том, как концепции личности развиваются.
Теории
Существует множество теорий, объясняющих, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другие предпочитают изучать индивидуальные различия личности, а не метод ее формирования.
Концепция личности в организационном поведенииЛичности людей основаны на наборе широких качеств или склонностей, согласно теориям черт концепции личности . В попытке выяснить, какие характеристики составляют ядро личности человека и сколько существует различных типов личностных черт, было предпринято несколько гипотез и исследовательских проектов.
Как психолог Олпорт был одним из первых, кто определил характеристики личности. Люди определенной культуры имеют много одинаковых характеристик. Характеристики, которые необходимы для идентичности человека, известны как центральные качества. «Основные качества» человека — это те, которые настолько ярко выражены, что они находятся в центре внимания.
Оллпорт подсчитал, что существует до 4000 различных личностных качеств. По словам известного психолога Раймонда Кеттелла, их около 16. По словам Кеттелла, они существуют в континууме, поэтому у каждого есть хотя бы некоторые из этих характеристик.
По словам психолога Ганса Айзенка, экстраверты, невротизм и психотизм являются тремя наиболее распространенными качествами личности.
Можно с уверенностью сказать, что гипотеза «большой пятерки» черт личности в настоящее время является наиболее общепризнанной и широко используемой. Теория предлагает пять широких личностных измерений:
• Доброжелательность
• Добросовестность
• Экстраверсия
• Нейротизм
• Открытость
Идея Большой пятерки утверждает, что каждое свойство встречается в широком спектре. Существует диапазон для каждого атрибута личности человека .
Ваша экстраверсия, добросовестность и покладистость могут быть высокими, но ваша открытость и невротизм могут быть посередине.
Как личность развивается и меняется в течение жизниХотя его гипотеза психосексуального развития хорошо известна, она является одной из самых спорных. Перефразируя Зигмунда Фрейда, личность ребенка меняется на многих стадиях. Каждая эрогенная зона имеет определенную концентрацию либидинозной энергии, управляющей всей деятельностью человека.
После успешного завершения этапа человек может перейти к следующему этапу развития. Фиксации, возникающие в результате неудачи в любой момент жизни, могут оказывать влияние на зрелую личность.
Эрик Эриксон, психолог, разработал набор из восьми стадий психологического роста. В теории Эриксона развитие личности и психологических способностей человека происходит поэтапно.
На каждом этапе роста личности человек будет испытывать кризис, который сигнализирует о начале следующего этапа его роста и развития. Эффективное завершение каждого этапа может привести к развитию здорового развития личности.
Эриксона больше интересовала роль социальных взаимодействий в формировании уникальных качеств человека. Его больше заботило развитие «эго-идентичности», чем что-либо еще.
Как проверяется личностьПсихологи разработали множество
личностных тестов, оценок и опросников, чтобы лучше понимать и анализировать уникальные личности людей. Тесты обычно используются в широком диапазоне обстоятельств. Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), например, часто используется в качестве инструмента отбора перед приемом на работу.Существует множество экзаменов, которые могут помочь людям лучше понять свою личность. Для выявления расстройств личности используются несколько тестов как инструментов скрининга и оценки.
Многие аспекты вашей жизни могут выиграть от лучшего понимания вашей личности. Отношения с друзьями, семьей и коллегами могут улучшиться, если вы поймете, что вы хороший командный игрок или что вам нужно время, чтобы перезарядиться.
Вы, возможно, сталкивались с различными онлайн
личности тестов (например, онлайн-викторина, которая подскажет, экстраверт вы или интроверт). В некоторых случаях эти тесты утверждают, что раскрывают «настоящего вас», а в других — просто для развлечения . Расстройства личностиРасстройства личности влияют на то, как люди думают, действуют и общаются друг с другом.
Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство личности включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5).
Лечение людей с проблемами личности теперь доступно, что приветствуется
. Трудности, которые психическое заболевание может создать в вашей жизни, можно лучше преодолеть, если вы обратитесь за помощью к специалистам в области психического здоровья.Есть специалисты, которые могут помочь вам в реализации стратегии лечения.
A Word From VerywellЛичность — это широкий вопрос, затрагивающий почти все аспекты личности человека. Личность человека может трактоваться по-разному. Личность человека развивается поэтапно, причем одни теории подчеркивают индивидуальные качества, а другие сосредотачиваются на множестве концепции развития личности и этапы, которые происходят на протяжении всей жизни.
Задача психолога — не только понять, как люди думают и ведут себя, но и диагностировать расстройства личности, которые могут вызывать боль или трудности в основных аспектах жизни. Люди, страдающие расстройствами личности, могут получить помощь психолога, если смогут определить проблемы, с которыми сталкиваются дома, в школе, на работе или в личных отношениях.