Понятие тревожности: 1.2.Понятие тревожности

1.2.Понятие тревожности

Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как Фрейд (1927) первым ввел его в работе «Страх». Проблеме тревожности посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако, среди исследователей проблемы тревожности продолжаются споры о ее сути как устойчивого образования личности, о ее причинах и формах, о соотношении тревожности и страха. Предметом этих дискуссий чаще является психологическая природа феномена тревожности. Большинство психологов понятием «тревожность» обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску []. Следует отметить неоднозначность понимания самого термина тревожность и причин ее возникновения. А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. Р. С. Немов писал, что “тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях []. Е. Савина считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих []. А.В. Басов считает, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Она выступает одним из основных параметров индивидуальных различий []. Другой представитель отечественной психологии Рубинштейн С.Я. под тревожностью понимал склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Он говорил, что повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.
Он утверждал, что это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой) []. Отечественный психолог Рогов Е.И. пишет, что определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности []. Следует отметить, что проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. Прихожан А.М.(1996) пишет, что в одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [].
Она  указывает, что ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, такая тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.   Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Прихожан М.А. подчеркивает, что ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.  Многие психологи делят людей на две группы- высокотревожные и низкотревожные. Е.И.Рогов полагает, что личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности.
  По мнению Рогова Е.И., поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

  1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

  2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

  3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха. В отличии от них, у низкотревожных людей преобладает мотивация достижения успехов.

  4. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. Низкотревожных людей, напротив, больше стимулирует сообщение о неудаче.

Деятельность человека в конкретной ситуации, подчеркивает Р.

С.Немов, зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Указывая на механизм возникновения тревожности, он говорит, что воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности.
Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности, Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и адекватной когнитивной оценки ситуации []. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации. Таким образом, можно сказать, что существует большое количество определений тревожности. Большинство авторов считают, что тревожность – это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия. Данное состояние проявляется у большинства людей и в небольшой степени играет положительную роль. 

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, Р. Сарасон и др.). Ряд исследователей вместе анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Ч. Спилбергер, К. Роджерс). Источники тревожности изучены в работах Д.В. Аткинсон, О. Ранк. Уровни и механизмы тревожности описаны в работах К. Мэй. Роль тревожности в мотивации личности изучена в работах О.В. Дашкевич, А.М. Прихожан). Возрастные особенности тревожности исследованы в работах Л.Н. Захаровой.

Наряду с таким акцентированием внимания исследователей на проблеме тревожности в психологической науке остается множество неразработанных и дискуссионных вопросов. Неразработанность и неопределенность в первую очередь относится к самому понятию тревожности.

Многозначность в понимании тревожности связана с различием научной методологии разных направлений психологии.

Впервые понятие тревожности было введено С. Кьекергором. Он считал тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни, принимая ее за неопределенный безотчетный страх-тоску. В динамически ориентированной бихевириальной психологии, а также психологии исследования эмоционально-волевых состояний предпочитают говорить о «тревоге». При этом ее объясняют в двух значениях: как психическую реакцию и как психическое состояние.

С.А. Озерова определяет тревожность как эмоциональное состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагоприятного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности: ожидания негативной оценки или агрессивной реакции, восприятия отрицательного отношения к себе. При этом оно часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.

Понятие «тревожность» часто используется для описания эмоционального состояния, характеризующегося субъективными ощущениями напряжения, а также ожидания неблагополучного разворачивания событий.

В личностно ориентированной психологии фрейдизма, когнитивной психологиях используется преимущественно термин «тревожность». При этом она понимается как черта, свойств личности, характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них возникновением состояния тревоги, реакций последовательности когнитивных, аффективных и поведенческих.

Тревожность возникает не как результат анализа средств борьбы с угрожающей ситуацией, но уже при простом восприятии опасности.

Пусковым моментом для возникновения тревоги являются различные формы стрессоров, чаще социально-психологического характера. Если какой-либо раздражитель (который может быть как стрессовым, так и нейтральным) интерпретируется субъектом как опасный, возникает состояние тревоги, которое сопровождается неприятными переживаниями напряженности, озабоченности, выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Оно воспринимается индивидом болезненно и негативно. Когнитивные и поведенческие реакции направляются на снятие дискомфорта. Субъект выбирает способ поведения, облегчающий переживание тревоги. В качестве таких способов выступают либо механизмы психологической защиты, либо механизмы избегания.

Анализ представлений различных авторов о данном феномене позволяет определить состояние тревоги лишь как один из элементов общего процесса тревожности, характеризующегося следующими стадиями: стресс — восприятие угрозы — состояние тревоги – когнитивная переоценка — механизмы избегания.

Обратимся к анализу понятия, формулируемого различными авторами. Первый глубокий психологический анализ тревожности принадлежит З.Фрейду. В его работах дано системное описание тревожности как переживания, носящего глубинный, иррациональный характер.

Фрейд определяет тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. З.Фрейд полагал, что переживание тревоги не имеет конкретного предмета. Его источником служит воображаемая угроза, поэтому величина реакции выше, чем того требуют объективные обстоятельства. Этим тревога отличается от страха, источником которого является реальная угроза, в связи с чем формируется адекватная по величине ответная реакция. Таким образом, мы видим попытку развести понятия «тревоги» и «страха» по наличию или отсутствию предмета переживаний.

Этой же точки зрения придерживаются Ч. Д. Спилбергер, Ф.Б. Березин, и ряд других исследователей. Р.Мэй рассматривает тревогу как первичную, более к элементарную, менее специфичную, беспредметную реакцию на угрозу.

В отечественной психологии сложилось неоднозначное понимание феномена тревожности.

В. В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Исследователь относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Тревога вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др. ) и реакциях.

А.В. Микляева, П.В. Румянцева выделяют разные виды тревожности: устойчивую тревожность в какой-либо сфере и общую, генерализованную тревожность, меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Выделяют также частные виды тревожности: школьную, арифметическую, межличностную, тестовую, компьютерную.

Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Анализ теоретических исследований позволяет определить тревожность как особое эмоциональное состояние, проявляющееся в склонности к ожиданию неблагополучия, переживание, в основе которого лежит неудовлетворенность ведущих потребностей человека.

Таким образом, большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать состояние тревожности дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Тревожность представляет собой состояние психики ребенка, которое характеризуется беспокойством, неуверенностью, страхом по отношению к определенным вещам, событиям, людям. Специфика детской тревожности состоит в том, что зачастую родители или педагоги не всегда могут распознать у ребенка тревожно состояние, приписывая его детским капризам.

Между тем состояние тревожности у детей может проявляться несдержанностью в эмоциях, в нежелании расставаться с мамой, в страхе перед незнакомыми людьми, Ребенок пока еще не может отличить состояние тревоги от своих других желаний. Он может наотрез отказываться идти в детский сад, объяснять это своим желанием быть всегда с мамой. Но на самом деле ребенок испытывает чувство волнения перед сменой обстановки, перед чужими людьми.

Тревожный ребенок особенно эмоционален, он легко подвержен негативным эмоциям, впечатлителен. Таким детям не рекомендуется смотреть остросюжетные мультфильмы, особенно в которых есть пугающие существа.

Критику и замечания в свой адрес дети переносят особенно тяжело. Поэтому недопустимы грубые одергивания, крик в присутствии ребенка.

Причинами тревожности у детей выступают следующие факторы:

— излишняя тревожность родителей, мнительность, подверженность страхам;

— свойства человеческой психики, эмоциональность;

— недостаток родительского тепла, взаимопонимания, поддержки;

— конфликтные отношения в семье, скандалы;

— повышенная информатизация общества;

— недостаток двигательной активности;

— соматические заболевания, способствующие возникновению тревоги.

На появление тревожного состояния влияет и повышенная информатизация и компьтеризация общества. В некоторых семьях часами работает телевизор, и на маленького ребенка выливается поток негативной информации: войны, теракты, преступления. Все большее количество детей постоянно играют в компьютерные игры на мобильных устройствах, которые также провоцируют развитие стресса, нервозности. Вместо естественной и присущей ребенку двигательной активности, родители дают в руки планшет и усаживают его на диван. Недостаток движений влияет на развитие детской психики.

Психологическое состояние родителей, их спокойствие, уравновешенность значительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Напротив, если родители чем-то подавлены, озабочены, испытывают тревогу, данное состояние передается и малышу. В последнее время в связи с распространением короновируной инфекции во многих семьях сложилась тревожная эмоциональная атмосфера. Дети вместе с родителями стали бояться выходить на улицу, общаться с другими детьми.

Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен (авторы теста на выявление детской тревожности) полагают, что как качество личности, тревожность проявляется в ситуациях неопределенности и обеспечивает безопасность ребенка. В тоже время излишняя тревожность является тормозом детской активности, ограничивает поведение детей, например, в играх. Чрезмерная тревожность приводит к тому, что ребенок стремится к избеганию неудач и не стремится к успеху. Все это отрицательно может сказаться на развитии ребенка.

Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги | Методическая разработка по теме:

Попова Роза Викторовна, педагог-психолог

Тема: «Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги»

В последнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Именно тревожность, как отмечают исследователи (А.М.Прихожан, И.А.Мусина и др.) и практические психологи [1], лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. Венгер А.Л. считает, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их специфическое отношение к успеху, неудаче, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. В то же время им трудно  самим оценивать результаты своей деятельности и ждут этой оценки от взрослого [9].

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [14].

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину [14, с.57].

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [14, с.66].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [37, с.13].

Различают тревожность как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [30].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом».

По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [8, c.215].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [42, c. 234]. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [30, c.68 ].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [42, c. 234].

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [42, c.229].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

– высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

– высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

– боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

– мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

– для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

– низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [42, c. 415].

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и  компенсации, а также  в  отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Изучение форм тревожности проводится в процессе индивидуальной и  групповой практической психологической работы с детьми и  подростками.  Известно, что существует две категории тревожности: 1) открытая –  сознательно  переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния  тревоги;  2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся  либо  чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22].

Внутри этих категорий были  выявлены и подверглись специальному  анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы   выделились  две  субформы:  

а) снижение  уровня  тревожности и  

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается  преимущественно  в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они  хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность – в этом случае, в  отличие  от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой  2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая  и  ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске  определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через  усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые  силы» с помощью постоянного  проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности  называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность,  зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.

Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при  скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных  форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах [22].

Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

Обратимся к вопросу  возникновения тревоги у детей младшего школьного возраста.

Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением [16, с.22].

Младший школьник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

– если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

– при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

– семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития младшего школьника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, … формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16, с.82].

Взаимоотношения в семье находятся в эпицентре теоретических и экспериментальных исследований, акцентирующих внимание на влиянии среды как факторе риска возникновения эмоционального неблагополучия у детей. Любое эмоциональное нарушение ребенка считается продуктом и показателем семейной аномалии и рассматривается как нарушение всей семьи. Большинство психологических концепций не оспаривают этого, разница состоит в том, какой аспект этих взаимоотношений рассматривается как решающий. Нарушения же фиксируются преимущественно на уровне личности (невротические расстройства, адаптационные расстройства и т. п.).

Согласно патогенетической концепции В. Н. Мясищева, «…аффективно-волевые нарушения, представляют вторичный продукт взаимоотношений ребенка с окружающими, продукт внутреннего напряжения, возникающего в связи с этим, продукт неправильных установок и отношений» [29, с.66].

Положение В. Н. Мясищева о патогенной роли семейных конфликтов и противоречивости отношений родителей к ребенку подтверждается и конкретизируется рядом отечественных клинико-психологических исследований, направленных на выявление неблагоприятных факторов воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутствующих эмоциональному неблагополучию ребенка.

Так, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев выделяют три основных типа неправильного воспитания, являющегося решающим фактором, который формирует предрасполагающие к возникновению невротических реакций личностные черты детей:

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткую регламентацию и контроль, либо недостаток контроля на почве попустительства.

Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка.

Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих [10;12; 15].

В работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку болезненности, личностной несостоятельности [7, с.112].

Среди причин школьной тревожности называют нижеследующие.

Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего, кроме острой тревоги.

Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором. Это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов.

Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т. д. Это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести [37, с.16].

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных школьников младших класов. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Тем не менее, необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Итак, нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин: конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов) и особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Среди причин школьной тревожности называют следующие: ребенок не готов к школьному обучению эмоционально или интеллектуально, по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым, часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д.

Список литературы

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал – 1997. – №2. – С. 34-38.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб: Речь, 2001. – 325 с.
  3. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А. А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е – изд. – М.: Смысл, 1996. – 373 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. – М.: Генезис, 2007. – 190 с.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб: Сфера, 1994. – 159 с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 129 с.
  7. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.:Изд-во МГУ, 1980. – 315 с.
  8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – Спецлит, 2007. – 464 с.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
  10. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характерам восприятия времени: дис. … канд. Психол. Наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993. – 213 с.
  11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  12. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2001. –  №2. – С. 12 -18.
  13. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. – М., Воронеж. – 2000. – 304 с.

Кьеркегор, Комментарий Д. Энтони Сторма к

Концепция тревоги

  • Понятие тревоги: простое психологически ориентированное размышление о Догматический вопрос о наследственном грехе
  • Бегребет Ангест. En simpel Psychologisk-Paapegende Overveielse i Retning af догматическая проблема в Arvesynden
  • Вигилиус Хауфниенсис
  • 1844
  • СКС4, СВ4
  • Предыдущая работа
  • Следующая работа

Vigilius Haufniensis означает Сторож Копенгагена. Поскольку эта работа носит не только психологический характер, но и касается христианской догмы, возможно, Кьеркегор считал, что нужен новый (нефилософский) автор. Казалось бы, как «сторож» Кьеркегор осознает свою важность для благополучия своего города. Он более глубоко исполнил эту роль в 1854 году, когда напал на церковь. Сопутствующее произведение, «Болезнь к смерти», взято под псевдонимом Anti-Climacus, потому что Кьеркегор перестал использовать все другие предыдущие псевдонимы после 1848 года, когда он начал свою работу. период прямого общения.

Во многом благодаря этой работе и Болезни к смерти Кьеркегор называют отцом современной психологии. В этой работе он постулирует тревогу как необходимое состояние, предшествующее качественному скачку веры в христианство. Кьеркегор сосредотачивает свое исследование на христианском учении о первородном грехе. Подзаголовок произведения освещает исследование. Это конечно не просто работать в смысле легко. На самом деле, это одна из самых трудных задач Кьеркегора. работает. Оно простое, то есть единственное в своем назначении. Он рассказывает нам в своем введение, что догматика победит философию, но догматика понимается в его психологических последствиях.

Настоящая работа поставила своей задачей психологическое лечение понятие «тревога», но таким образом, что оно постоянно держит в mente [в уме] и перед его взором догмат наследственного греха. грех, однако не является предметом психологического беспокойства, и только подчиняясь услугу неуместной гениальности, можно ли с ней справиться психологически… Так, когда грех вносится в эстетику, настроение становится либо легкомысленным, или меланхолия, ибо категория, в которой лежит грех, есть противоречие, а это либо комическое, либо трагическое… Если грех рассматривается в метафизике, то настроение становится диалектическим единообразием и бескорыстием, которые обдумывают грех как что-то, что не может выдержать проверки мысли… Если грех в психологии настроение становится настойчивым наблюдением… Грех не относится собственно ни к какой науке, но является предметом проповеди, в который отдельный индивидуум говорит как одиночный индивид к единственному индивидуальный (стр. 14).

Киргегард не терпел бы психологии вне догматики, т. е. психологии, стремящейся объяснить догматические стороны греха и свободы. Но он хотел понять догматику и ее психологическое воздействие на человека.

Кьеркегор утверждает, что тревога предшествовала греху Адама. Тревога сама по себе не является грехом, но является естественной реакцией души на зияющую бездну свободы. Когда Бог повелел Адаму не есть от дерева познания добра и зла, понятия «добро» и «зло», как говорит Кьеркегор, должны были бы измениться. никакого значения для него. Его невежество действительно было блаженством. Но ужасно затруднительное положение свободы до греха и помимо греха породило тревогу. Есть также тревога, являющаяся проявлением греховности, и Кьеркегор адреса, которые позже. Но прежде всего его заботит то, чтобы все отдельные лица рожденный с той же свободой и тревогой в результате той свободы, которую Адам одержимы, и таким образом мы грешим не потому, что мы грешники, но мы становимся грешниками из-за нашего качественного скачка из свободы в грех и, следовательно, в греховность. Именно тогда выражение беспокойства является грехом.

Через первый грех грех пришел в мир. Точно так же верно и относительно первого греха каждого последующего человека, что через него грех вошел в мир… Если бы первый грех каждого последующего человека был таким образом вызван греховностью, то его первый грех был бы лишь несущественным образом. квалифицироваться как первое и, по существу, квалифицироваться — если это мыслимо — по его порядковому номеру во всемирном фонде погашения расы… История Бытия представляет собой единственный диалектически непротиворечивый взгляд. Все его содержание действительно сосредоточено в одном утверждении: Грех пришел в мир грехом . Если бы это было не так, то грех пришел бы в мир как нечто случайное… Таким образом, грех приходит в мир как внезапное, т.е. д., прыжком; но и этот скачок полагает качество и предполагается качеством, а качество скачком… Чтобы выразить это точно и точно, надо сказать, что первым грехом в Адама вошла греховность (стр. 31 и далее).

Кьеркегор сообщает читателю во введении, что психологические проблемы будет служить догматике. Его главная цель состоит в том, чтобы понять догму и объяснить его связность логически и психологически. Для этого Кьеркегор делает несколько точки. Во-первых, несмотря на учение о первородном грехе, Кьеркегор желает чтобы подчеркнуть, что человек был свободен не грешить, а грешить. Падения не было необходимо творением, самим существованием. Во-вторых, сама свобода вызывает беспокойство, но это беспокойство, опять же, не обязательно ведет к греху, ни на самом деле это само по себе грех. В-третьих, Кьеркегор хочет обосновать индивидуальное грех в своей греховности. Так же, как Адам согрешил, что привело к греховности в нем грешит каждый в отдельности, находясь в состоянии свободы и безгрешность, и только тогда полагается греховность. В-четвертых, сам грех приносит о тревоге, составной части тревоги свободы. Это беспокойство может привести грешник возвращается к Тому, Кто создал его и дал ему свободу, и, таким образом, тревога может спасти через веру. В-пятых, первый грех для Адама и для человек – это качественный скачок. Это прыжок из свободы в греховность. Это не обязательно существование (тем более свобода) и поэтому может быть только объясняется скачком. Так же и возвращение души к Тому, кто сотворил это прыжок назад к Богу через веру.

Когда грех заложен в отдельном индивидууме качественным прыжок, также постулируется различие между добром и злом. У нас нет нигде был виновен в глупости, согласно которой человек должен грешить; на напротив, мы всегда протестовали против всего лишь воображаемого построения знания. Мы сказали то, что еще раз повторяем, что грех предполагает сам себя, просто как свобода предполагает себя, и грех ничем не может быть объяснен предшествует ему больше, чем свобода. Утверждать, что свобода начинается с liberum arbitrium [свободная воля]… который может выбирать добро так же хорошо, как и зло неизбежно делает любое объяснение невозможным. Говорить о добре и зле как объекты свободы, завершает как свободу, так и понятия добра и зло. Свобода бесконечна и возникает из ничего. Поэтому, чтобы сказать что человек грешит по необходимости, превращает круг скачка в прямую линию (стр. 112).

Кьеркегор не хочет передать мысль о том, что свобода или грех произвольный. Грех не положен необходимостью в акте творения. Это не могло быть склонностью человека, так как человек был создан в безгрешности и в свободе. Однако свобода не произвольна. Хотя у Адама был выбор между добром и зло, это никогда не было бесстрастным выбором, и божество не представляло двух равных достойные альтернативы ему. Один путь вел к дальнейшей свободе, а другой — к утрате свобода — скачком. Поэтому Кьеркегор говорит: «Говоря о добре и зле как об объектах свободы, мы завершаем как свободу, так и понятия добра и зла». Добро и зло не могут быть равными объектами выбора, поскольку они совершенно разные и приводят к совершенно разным ситуациям. Свобода это также завершается этой точкой зрения, поскольку она ошибочно истолковывается как бесплатно воля. Наша воля способна решать, но она не свободна , то есть мы не можем взвешивать две диаметрально противоположные альтернативы без страсти или заботы о исход. Для Кьеркегора свобода никогда не бывает произвольной; тем не менее, это состояние, в котором существует познавательно-волевая способность.

Меня тревожит все существование, от малейшей мухи до тайны Воплощения; все это для меня необъяснимо, я сам больше всего; мне заражено все сущее, больше всего я сам… Самый страшное наказание за грех есть новый грех. Это не означает, что закоренелый, самоуверенный грешник поймет это именно так. Но если человек вздрагивает при мысли о своем грехе, если бы он с радостью вынес все, чтобы избежать впадение в ветхий грех в будущем, то новый грех самый страшный наказание за грех (Журналы, II A 420) .

Эта запись из журнала, поскольку она относится к Концепция Тревога , подчеркивает психологический аспект догматического вопроса о наследственный грех. Греховность приводит к потере свободы. Беспокойство свобода превращается в тревогу о грехе. Эта тревога возрастает по мере грешный человек созерцает свою ловушку греховности. Цикл грех – это своего рода ад для отдельного грешника. В «Болезни к смерти» Кьеркегор возвращается к психологическим аспектам греха и беспокойства, в которых он обращается к отчаянию. Отчаяние – это тревога в лицо вечного.

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа

Кьеркегор о том, почему тревога способствует творчеству, а не препятствует ему — маргинанец

«Потому что можно творить — создавать себя, желая быть собой… — человек испытывает тревогу. Не было бы беспокойства, если бы не было никакой возможности».

Мария Попова

«Тревога — величайший убийца любви», — написала Анаис Нин. Но что такое тревога, это всепроникающее страдание, природа которого остается столь же утопающей, но и неуловимой, как субстанция тени? В своем трактате 1844 г. Понятие тревоги ( публичная библиотека ), датский философ Сёрен Кьеркегор (5 мая 1813 — 11 ноября 1855) объясняет тревогу как головокружительный эффект свободы, парализующей возможности, безграничности собственного сознания. собственное существование — своего рода экзистенциальный парадокс выбора. Он пишет:

Тревога есть характеристика духа сновидения, и как таковая она занимает свое место в психологии. Пробудитесь, различие между мной и моим другим установлено; спящий, он подвешен; сновидение — это скрытое ничто. Актуальность духа постоянно проявляется как форма, которая искушает своей возможностью, но исчезает, как только он пытается за нее ухватиться, и это ничто, которое может принести только тревогу. Большего он не может сделать, пока просто показывает себя. [Тревога] совершенно отлична от страха и подобных ему понятий, относящихся к чему-то определенному, тогда как тревога есть действительность свободы как возможность возможности.

[…]

Тревогу можно сравнить с головокружением. У того, чей глаз случайно смотрит в зияющую бездну, кружится голова. Но в чем причина этого? В его собственном глазу столько же, сколько в бездне, если бы он не посмотрел вниз. Следовательно, тревога есть головокружение свободы, возникающее, когда дух хочет постулировать синтез, и свобода смотрит вниз, в свою собственную возможность, цепляясь за конечность, чтобы поддержать себя. Свобода поддается головокружению. Дальше этого психология не может и не пойдет. В этот самый момент все меняется, и свобода, когда она снова поднимается, видит, что она виновата. Между этими двумя моментами лежит скачок, который никакая наука не объяснила и не может объяснить. Тот, кто становится виноватым в беспокойстве, становится настолько двусмысленно виноватым, насколько это вообще возможно.

Он улавливает неизменную остроту разнообразных проявлений беспокойства:

Тревога может так же хорошо выражаться молчанием, как и криком.

Кьеркегор утверждает, что, перефразируя Генри Миллера, от того, как мы относимся к тревоге, зависит неудача или плодотворность жизни: один или многие, кто опустился глубже. Но тот, кто утонул в возможности, — у того закружился глаз, спутался глаз… Кто воспитан возможностью, тот подвергается опасности, не в том, чтобы попасть в дурную компанию и сбиться с пути разными путями, как воспитанные конечным, а в опасность падения, а именно самоубийство. Если в начале воспитания он неправильно понимает тревогу, так что она ведет его не к вере, а от веры, то он погиб. С другой стороны, тот, кто образован [по возможности], остается в тревоге; он не дает себя обмануть ее бесчисленными фальсификациями и точно помнит прошлое. Тогда приступы тревоги, хотя и ужасающие, не будут такими, чтобы он бежал от них. Для него тревога становится служебным духом, который против своей воли ведет его туда, куда он хочет.

В основе этой предпосылки лежит концепция тревоги как двойной силы, которая может быть как разрушительной, так и созидательной, в зависимости от того, как мы к ней подходим. Подобно тому, как сама Нин заметила в своем размышлении о том, почему эмоциональный избыток необходим для письма, Кьеркегор утверждает, что тревога необходима для творчества. Возможно, наиболее устойчивая и вдумчивая интерпретация его трактовки отношений между творчеством и тревогой исходит от легендарного экзистенциального психолога Ролло Мэя.0085 Значение тревоги ( публичная библиотека ), первоначально опубликовано в 1950 году:

Мы можем понять идеи Кьеркегора об отношении между виной и тревогой, только подчеркнув, что он всегда говорит о тревоге в ее отношении к творчеству. . Поскольку возможно творить — творить самого себя, желая быть собой, а также творить во всех бесчисленных повседневных делах (а это две фазы одного и того же процесса), — у человека возникает тревога. Не было бы беспокойства, если бы не было никакой возможности. Теперь созидание, реализация своих возможностей всегда включает в себя как отрицательные, так и положительные стороны. Это всегда включает в себя разрушение статус-кво, разрушение старых паттернов внутри себя, постепенное разрушение того, за что человек цеплялся с детства, и создание новых и оригинальных форм и способов жизни. Если человек этого не делает, он отказывается расти, отказывается использовать свои возможности; человек уклоняется от ответственности перед самим собой. Следовательно, отказ от реализации своих возможностей вызывает вину перед самим собой. Но созидать означает также разрушать статус-кво своего окружения, ломать старые формы; это означает создание чего-то нового и оригинального как в человеческих отношениях, так и в культурных формах (например, творчество художника). Таким образом, каждое творческое переживание имеет потенциал агрессии или отрицания по отношению к другим людям в своем окружении или к установленным паттернам внутри себя. Образно говоря, в каждом опыте творчества убивается что-то в прошлом, чтобы могло родиться что-то новое в настоящем. Следовательно, для Кьеркегора чувство вины всегда сопутствует тревоге: и то, и другое являются аспектами переживаемой и актуализирующей возможности. Он считал, что чем более творческий человек, тем больше тревоги и вины потенциально присутствует.

Оба Понятие тревоги и Значение тревоги прочно вошли в историю как превосходные книги во всей их полноте, вневременные и все более актуальные в наш век беспокойных чудес.


Опубликовано 19 июня 2013 г.

https://www.themarginalian.org/2013/06/19/kierkegaard-on-anxiety-and-creativity/

Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных за подключение к Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи стороны» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета. )

Серен Кьеркегор и психология тревоги

Посмотреть арт в видео

Ниже приводится стенограмма этого видео.

«Как врач мог бы сказать, что, вероятно, нет ни одного живого человека, который был бы полностью здоров, так и всякий, кто действительно знает человечество, мог бы сказать, что нет ни одного живого человека, который бы не… тайно питал беспокойство, внутренняя борьба, дисгармония, тревога по поводу чего-то неизвестного или того, что он даже не осмеливается попытаться узнать, тревога по поводу какой-то существующей возможности или тревога по поводу самого себя… тревога, которую он не может объяснить». (Сорен Кьеркегор, Болезнь к смерти)

Титул В.Х. Стихотворение Одена 1947 года «Эпоха беспокойства», безусловно, является одной из наиболее подходящих фраз для отражения духа времени. Тревожные расстройства сегодня являются наиболее распространенным психологическим заболеванием, но даже у тех, кто не страдает от расстройства, легкое чувство беспокойства часто сохраняется на заднем плане большую часть дня. Большинство придерживается мнения, что тревога — это эмоциональное состояние, не имеющее положительной ценности, и поэтому многие пытаются смягчить свои тревожные чувства с помощью безумной активности, отвлекающих факторов или смеси фармацевтических и рекреационных наркотиков. Однако те, кто потратил время на изучение этой эмоции, поняли, что роль, которую тревога играет в нашей жизни, не так уж проста.

«Нет сомнения, что проблема беспокойства есть узловая точка, в которой сходятся самые разные и важные вопросы, загадка, решение которой пролило бы поток света на все наше душевное существование». (Фрейд, Общее введение в психоанализ)

В этом видео мы попытаемся пролить свет на проблему тревожности, обратившись к идеям великого датского философа Сёрена Кьеркегора.

Чтобы понять тревогу, полезно противопоставить ее страху, оба из которых являются эмоциональными реакциями на воспринимаемые угрозы. Однако типы угроз, которые вызывают эти эмоции, различаются. Страх обычно вызывается известной нам угрозой, заключенной в каком-то внешнем объекте или ситуации. Тревога, с другой стороны, состоит в ощущении угрозы, но неспособности понять, откуда возникает опасность. Источник наших страхов обычно можно локализовать, но тревога, по словам Ролло Мэя, «нападает на нас сразу со всех сторон». Следовательно, страх обостряет чувства и подготавливает нас к реакции бегства или борьбы, в то время как тревога, учитывая ее неизвестную причину, парализует чувства, препятствует действию и оставляет нас в неведении относительно того, как уменьшить дискомфорт.

Из-за связанной с этим дезориентации справиться с сильной тревогой — мучительный опыт. Большинство людей, однако, избавлены от мук сильной тревоги, но немногие могут избежать более легкой формы тревоги, которая пронизывает фон нашего повседневного существования. Чтобы отличить ее от тяжелой тревоги, эту более распространенную форму иногда называют «тоской» или «экзистенциальной тревогой», и вместо того, чтобы пытаться облегчить ее, Сорен Кьеркегор считал ее незаменимым компонентом жизни, в которой он живет с полным потенциалом.

«Если бы человек был зверем или ангелом, он не мог бы быть в тревоге. Поскольку он и зверь, и ангел, он может быть в тревоге, и чем больше тревога, тем больше человек». (Сорен Кьеркегор, Концепция тревоги)

В своей книге «Концепция тревоги» Кьеркегор предполагает, что наша способность чувствовать экзистенциальную тревогу возникает с рождением самосознания. В нашем детском состоянии рост влечет за собой актуализацию скрытых внутренних потенциалов практически без сознательного размышления или выбора с нашей стороны. На определенном этапе развития мы пробуждаемся к самосознанию, или, выражаясь символически, представленному в мифе об Адаме и Еве, мы вкушаем запретный плод познания и начинаем осознавать не только добро и зло, но и возможность свободы. Мы начинаем понимать бесчисленные возможности, открывающиеся перед нами, и видим, как поиск каждой из них откроет дверь в другое неизвестное. Это осознание свободы среди почти бесконечного числа возможностей порождает тревогу. Или, как выразился Кьеркегор: тревога — это «головокружение свободы».

Кьеркегор сравнивает головокружение перед безграничной возможностью с человеком, стоящим на краю обрыва над пропастью. Наряду со страхом случайно упасть насмерть, он испытывает тревогу от осознания того, что он свободен в прыжке. Перед лицом всех жизненных возможностей мы тоже стоим на метафорической скале над пропастью, осознавая «тревожную возможность быть способным» (Кьеркегор). Мы понимаем, что именно наша свобода перед лицом возможности или наша способность прыгать, если мы того захотим, дает нам контроль над своей судьбой. Но мы двойственно относимся к этой свободе. Нас привлекает сила, которую оно нам дает, но отталкивают требования и затруднения, которые оно нам навязывает. И поэтому мы часто склонны отступать от свободы и отрицать ее существование, или, как выразился Кьеркегор, мы «хватаемся за конечность» (Кьеркегор). Мы живем так, как будто мир и наше положение в нем связаны и неподвластны изменениям. Это может служить цели уменьшения беспокойства, но это происходит за счет нашего роста.

Чтобы двигаться вперед в жизни, нужно быть открытым для возможностей, но это влечет за собой головокружение от беспокойства. Без способности сосуществовать с тревогой и действовать в ее присутствии мы не смогли бы идти на риск, исследовать неизвестное и определять пределы своих возможностей. Мы были бы не в состоянии открыто смотреть в будущее и выбирать среди возможностей, открывающихся перед нами, и не могли бы использовать нашу силу для создания новых возможностей, которые никогда прежде не видели дневного света.

«Научиться познавать тревогу — это приключение, которое должен оскорбить каждый человек… Поэтому тот, кто правильно научился быть в тревоге, научился самому главному». (Сорен Кьеркегор, Концепция тревоги)

Но если мы решим бежать от нашей свободы в попытке избавиться от беспокойства, избегая лежащих перед нами возможностей, мы поддаемся отчаянию.