Понятие установка используется для обозначения: Тема 6. Социальная установка.
Реферат по психологии «Социальные установки»
Филиал государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Республики Хакасия
«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РЕФЕРАТ
Социальные установки личности по В. А. Ядову
Мастер
производственного обучения:
Редькина Татьяна Леонидовна
Копьёво, 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии. 4
Структура социальной установки. 5
Диспозиционная концепция социальной установки В. А. Ядова. 11
Список использованной литературы.. 15
Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.
Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.
Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка — то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.
Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий (Шихирев) и отсутствием какой-либо обобщающей теоретической концепции.
Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее: аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Установки – это оценивающее отношение, так как они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо. Это состояние формируется на основе предшествующего опыта, оно обязательно оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.
Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:
1. приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2. функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3. функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4. функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.
Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка – не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.
Аффективный компонент установок – предрассудки. Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»
Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.
Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой — дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов». (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство – белые, а меньшинство – цветные.
Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам – представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».
Когнитивный компонент установок представляют стереотипы. Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».
Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.
Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Стереотипы – это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают, полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.
Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам — мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.
Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;
Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа – страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.
Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация – это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «измами» и институциональной дискриминацией.
Джейн Элиот – американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это – быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы – детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими – голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной – они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация – ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент – позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.
Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, не успешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.
Расизм, сексизм, эйджизм – вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках
Институциональная дискриминация – это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.
Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.
Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.
Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.
Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.
Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.
Диспозиция (или предиспозиция) – готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.
В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.
Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <— С,
где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.
И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных — общепринято.
В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как:
— первичное включение в ближайшее семейное окружение,
— в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы,
— в ту или иную сферу трудовой деятельности,
— включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.
Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.
Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.
За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).
Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации, особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.
Следующий уровень – условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.
Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере – в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).
Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации» его активности.
Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.
Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П —> Д <— С, т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.
1. К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».
2. Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки, точнее – система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).
3. Следующий диспозиционный уровень – общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.
4. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентаций является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.
Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит от потребностей соответствующего витального или социального уровня и от уровня ситуации или условий деятельности.
Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции, скорее всего, извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.
Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.
Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».
Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.
Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.
1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
2. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997.
3. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова [Электронный ресурс] / статья (дата обращения 11.01.2019). Режим доступа — https://students-library.com/library/read/60109-dispozicionnaa-koncepcia-licnosti-va-adova
УСТАНОВКА | это.
.. Что такое УСТАНОВКА? – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В качестве объяснитeльного принципа изучения психических явлений У. наиболее глубоко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. В социальной психологии У. используется при изучении отношений личности как члена группы к тем или иным социальным объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса самореализации и изменения У., напр. под влиянием пропаганды, a также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. У. возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей. У человека может существовать У. на конфликтное или бесконфликтное разрешение проблемной ситуации, возникшей с партнером по взаимодействию. Понятие У. играет важную роль в объяснении поведения человека в конфликтах. Воздействие на У. участников конфликта – один из способов профилактики и разрешения ситуаций социального противоборства.
* * *
— достаточно стабильная готовность субъекта деятельности поступать тем или иным образом еще до появления стимулирующего активность объекта или явления, при условии знания, что именно этот определенный объект или явление будет предъявлено. Изначально термин «установка» был введен в научный психологический лексикон для описания не актуально возникающего, а заложенного предшествующим функционированием способа реагирования на воспринимаемую ситуацию (скорость ответной реакции, ряд иллюзий восприятия, специфика протекания некоторых психических процессов и т. п.). В качестве своего рода интерпретационного «ключа», объясняющего целый ряд психических явлений понятие «установка» наиболее полно и развернуто разработано в школе Д. Н. Узнадзе. В социальную психологию понятие «установка» вошло позднее, как «разовое» понятие по отношению к такому «базовому» понятию как «социальная установка», или «аттитюд», которое используются для обозначения и описания того, каким образом личность ориентируется в своем отношении к различным, прежде всего, значимым для ее жизнедеятельности объектам и явлениям, процессам социализационного характера. Помимо этого, понятие «установка» и задаваемый им ракурс анализа стабильности и изменчивости личностно-интерпретационной и при этом реально деятельностной ориентации индивида в социальной действительности позволяют, с одной стороны, оценить степень социального влияния (пропаганда, расширение информационного потока, давление группы и т. п.) на изменение готовности проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и формы личностной поведенческой активности в определенных предугадываемых обстоятельствах. Совершенно очевидно, что именно область регуляции деятельности и является тем предметным полем, той психологической реальностью, в рамках которых понятие «установка» оказывается наиболее продуктивным в качестве объяснительного «ключа» происходящего и особенно эвристичным, если речь идет о задаче прогностического характера. Как считают специалисты в проблематике установки, основными функциями установки в деятельности являются: «а) установка определяет устойчивый, последовательный целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях; б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям». Что касается содержания установки, то оно «зависит от места объективного фактора, вызывающего эту установку в структуре деятельности. В зависимости от того, на какой объективный характер деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных установок. Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл… Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» (А. Г. Асмолов).
В современной социальной психологии обычно выделяют три базовых компонента, составляющих любую установку: аффективный, поведенческий и когнитивный: «Аффективный компонент включает все эмоции человека и его чувства в отношении объекта, в особенности положительные и отрицательные оценки. Поведенческий компонент включает предполагаемые действия человека в отношении данного объекта. Когнитивный компонент представляет собой мысли человека об определенном объекте установки, включая факты, знания и убеждения. Эти три компонента установок не всегда тесно связаны друг с другом, поэтому важно учитывать все три аспекта»1. Установка является наиболее устойчивой и действенной в том случае, когда все три базовых компонента взаимно дополняют друг друга, образуя более или менее гармоничное целое. Это подтверждается обширным массивом эмпирических исследований, на базе которых разработан целый ряд теоретических схем, связанных с процессом формирования и изменения установок, известных как теории согласованности.
Наиболее известным из этих подходов является теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Хотя, как явствует из самого названия данной теории, она центрирована именно на когнитивных аспектах установки, ее автор рассматривал проблему согласованности гораздо шире: «Давно замечено, что любой человек стремится к сохранению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. … Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает»2. При этом, как считает Л. Фестингер, «достаточно уверенно можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить какую-либо систему когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. Почти для любого действия, которые человек мог бы предпринять, или любого чувства, которое он мог бы испытывать, почти наверняка найдется по крайней мере один когнитивный элемент, находящийся в диссонантном отношении с этим “поведенческим” элементом»3. Так, например, студент, убежденный в высокой значимости университетского образования, принимает решение отклонить предложение своей подружки провести воскресный вечер в клубе ради того, чтобы подготовиться к предстоящему в понедельник экзамену. При этом существенно важно, что данное противоречие затрагивает как когнитивные и поведенческие, так и аффективные аспекты установки, поскольку в эмоциональном плане перспектива посвятить вечер изучению, скажем, зарубежной психологии, скорее всего, гораздо менее привлекательна, чем провести его в обществе любимой девушки.
Что касается собственно когнитивных элементов, опосредствующих установки и поведение индивида, то Л. Фестингер выделил четыре типичных причины, вызывающих диссонанс:
«1. Диссонанс может возникнуть по причине психологической несовместимости. Если индивид полагает, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, пригодный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отрицание содержания одного элемента следует из содержания другого элемента на основании элементарной логики.
2. Диссонанс может возникнуть по причине культурных обычаев. Если человек на официальном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального банкета. Диссонанс возникает по той простой причине, что именно данная культура определяет, что прилично, а что нет. ..
3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более общего мнения. Так, если человек — демократ, но на данных президентских выборах голосует за республиканского кандидата, когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, являются диссонантными по отношению друг к другу, потому что фраза «быть демократом» включает в себя, по определению, необходимость поддержания кандидатов демократической партии.
4. Диссонанс может возникать на основе прошлого опыта. Если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из прошлого опыта, что нельзя остаться сухим, стоя под дождем…»1.
Диссонанс создает внутреннее напряжение, в свою очередь, порождающее ощущение психологического дискомфорта, стремясь избавиться от которого, индивид, с одной стороны, может менять собственные установки в направлении их большей внутренней согласованности, а с другой — ориентируется на то, чтобы избежать ситуаций и информации, способствующих усилению диссонанса. Как было продемонстрировано в ряде экспериментов, в большинстве случаев это находит выражение либо в контрустановочном поведении, либо в поиске фактов, повышающих ценность выбранной поведенческой альтернативы и снижающих ценность отвергнутой.
Если в силу тех или иных обстоятельств индивид вынужден совершать поведенческий акт, противоречащий его изначальным установкам, то снижение возникающего диссонанса обычно достигается за счет изменения последних. При этом слишком сильный стимул к контрустановочному поведению сам по себе является достаточным оправданием такового. В этом случае сила диссонанса оказывается недостаточной для изменения установки. В одном из экспериментов, проведенных Л. Фестингером и его коллегами в 1959 г., студентам было поручено выполнение чрезвычайно скучного задания. При этом, «когда они закончили работу, экспериментатор объявил, что он изучает влияние предвзятых мнений на исполнение. Он объяснил, что некоторым людям заранее говорили, что задание интересное, другим сказали, что задание скучное, а третьей группе вообще ничего не сообщили. Затем экспериментатор попросил каждого участника помочь ему, сообщив следующему участнику свое положительное мнение о задании перед началом выполнения. … Некоторым участникам сообщили, что экспериментатор заплатит им за помощь 1 доллар, а другим было сказано, что им будут платить 20 долларов.
Фактически все участники согласились описать следующему участнику задание как очень приятное. Существовала также контрольная группа, членов которой не просили лгать. Вскоре после этого экспериментатор попросил участников указать, насколько действительно им понравилось задание.
Те, кому заплатили 1 доллар, оценили задание более позитивно, чем те, кому заплатили 20. (Помните о том, что это был 1959 год!) Они нашли задание более приятным и проявили большее желание поучаствовать в других подобных экспериментах, несмотря на то, что им заплатили меньше денег… Более крупная сумма денег послужила достаточной причиной для выполнения задания, поэтому участники испытали небольшой диссонанс. Однако участники, получившие только доллар за то, что представили следующему участнику задание в неверном свете, имели недостаточное оправдание для своих действий; они испытывали диссонанс и разрешили его за счет изменения своих установок по отношению к заданию. Было проведено много аналогичных исследований, и они дали схожие результаты»1.
Тенденция к поиску фактов, повышающих ценность избранной в результате принятия решения альтернативы, была зафиксирована в эксперименте осуществленном Д. Бремом: «Студенткам колледжа продемонстрировали восемь предметов, таких как тостер, таймер и радиоприемник, и попросили указать, насколько они хотели бы иметь каждый из них. Затем им показали два из этих предметов и попросили выбрать один. При условии высокого диссонанса девушкам предлагалось выбрать между предметом, которому они дали высокую оценку, и тем, который они поставили на второе место. При условии низкого диссонанса им предоставлялось право выбора между предметом, имеющим высокую оценку, и тем, который они оценили как гораздо менее желанный. После того, как девушки принимали решение, их просили оценить предметы еще раз при повторной оценке у девушек, находившихся в условиях высокого диссонанса, наблюдалась сильная тенденция повышать оценку выбранного ими предмета и снижать оценку отвергнутых. В контрольной группе, где диссонанса не было, вместо предложения выбора между двумя предметами и получения более желанного, девушкам просто давали один из предметов, который они оценили положительно. Когда они заново оценивали все предметы, они не продемонстрировали никакой тенденции к повышению оценки полученного предмета. Это условие показывает, что переоценка при условии высокого диссонанса была вызвана не только гордостью от обладания предметом; решающим фактором стало принятие решения»2.
Л. Фестингер также внес существенный вклад в изучение более чем актуального с практической точки зрения вопроса о том, в какой степени установки опосредствуют поведение. В середине 60-х гг. прошлого века он пришел к выводу о том, «. ..что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Фестингер предположил, что связь установка — поведение действует совершенно противоположным образом. Наше поведение выполняет роль лошади, а установка — телеги. Как выразился Роберт Эйбельсон, мы “очень хорошо научились и очень хорошо находим причину того, что делаем, но не очень хорошо делаем то, чему находим причины”»3. Однако целый ряд социально-психологических исследований последних лет показывает, что при соблюдении ряда условий установки достаточно сильно влияют на поведение и их изучение важно как с прогностической точки зрения, так и для разработки программ, направленных на модификацию поведения. Как отмечают Ш. Тейлор и его коллеги, «сейчас ясно, что устойчивые установки, важные установки, легкооцениваемые установки, установки, формируемые посредством прямого опыта, установки, в которых люди уверены, и установки, демонстрирующие высокую степень согласованности между знаниями и чувствами, являются наиболее подходящими для предсказания поведения»1.
Для практического социального психолога крайне важно располагать исчерпывающей информацией о наиболее типичных для членов курируемой им общности установках не только для того, чтобы интерпретировать психологическую природу их поведения, но и для того, чтобы иметь возможность с большой долей уверенности прогнозировать их активность в обстоятельствах необходимости решения предъявляемых им задач в рамках программы психологической поддержки. При этом работающему с реально функционирующей группой или организацией специалисту следует четко различать склонность того или иного представителя общности к стереотипизации при оценке партнеров по взаимодействию и общению и «установочную» предрасположенность конкретного индивида к совершенно определенным проявлениям поведенческой активности в ситуации столь же определенного стимулирования извне.
* * *
– любое состояние, диспозиция или тенденция реагировать на что-либо определённым образом. Установка в таком её представлении предполагает ряд определённых действий. Так, различаются:: 1. перцептивную установку — на восприятие какого-либо вида стимулов, 2. функциональную установку — она определяет тот или иной способ использования объектов; 3. установку, ориентированную на задачу – она предполагает направленность на решение какой-либо проблемы или класса проблем; 4. мышечную установку — в соответствии с нею оптимизируется некое моторное действие или их последовательность; 5. эмоциональную установку — она определяет характер эмоциональной реакции в ответ на какую-то ситуацию. Термин используется с коннотацией, что рассматриваемая установка является временной (хотя потенциально повторяемой). Таким образом, это данное значение термина противопоставляется таким терминам, как привычка и черта, которые относятся к длительным диспозициям, а также термину «план», который используется для обозначения более общей ориентации в ситуации. См. Узнадзе теория установки.
* * *
готовность, предрасположенность Субъекта к определенной ситуации; определенная направленность проявлений психики и поведения субъекта; готовность к восприятию будущих событий.
* * *
готовность к определенной активности, зависит от потребности и объективной ситуации ее удовлетворения (Узнадзе Д.Н. и его школе принадлежит разработка теории У.). У. – психическое явление, кратковременный процесс, состояние личности которое проявляется во внимании; как свойство личности проявляется в направленности личности. Осознанная установка, по С.Л. Рубинштейну, позиция, занятая личностью в конкретной ситуации.
* * *
готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации. Различают актуальную и фиксированную У. Актуальная У. прекращает действовать сразу после завершения регулируемого действия, и ее сменяет другая. Фиксированная У. возникает на основе потребности, многократно реализующейся в одной и той же ситуации. После окончания действия такая У. не исчезает, а переходит в «потенциальное состояние» готовности действовать таким же образом при условии возникновения того же сочетания потребности и ситуации. В зависимости от потребности, на базе которой формируется У., выделяются элементарные (психофизиологические) неосознаваемые У., формирующиеся на основе потребностей жизнеобеспечения и реализуемые в простейших предметных ситуациях, и социальные У., возникающие под воздействием внешних (социальных) потребностей и сложных социальных ситуаций и направленные на социально значимые объекты. Функции У., ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в регуляции деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена У. (мотив, цель, условия деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операционных У.
Установка Определение и значение — Merriam-Webster
установка ˌin(t)-stə-lā-shən
1
: акт установки : состояние установки
2
: то, что установлено для использования
3
: военный лагерь, форт или база
4
: произведение искусства, которое обычно состоит из нескольких компонентов, часто в смешанной технике, и которое экспонируется обычно на большом пространстве в расположении, указанном художником
Синонимы
- крещение
- инаугурационная
- инаугурация
- индукция
- посвящение
- рассрочка
- партия
- инвестиции
- инвестиции
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Кабельная компания предлагает более низкие цены и бесплатную установку . Эти продукты предназначены для легкой установка . Ее установка в качестве президента состоится завтра. В комнате находился большой компьютер компании , установка .
Недавние примеры в Интернете Как и дверные звонки Google и Eufy выше, Wyze Pro питается либо от батареи, либо от проводной 9.0057 установка . — Хантер Феноллол, Popular Mechanics , 28 апреля 2023 г. Верхнее изображение: одна из двух сумок легендарного дизайнера Гаэтано Пеше, созданных для Bottega Veneta Milan Design Week инсталляция . — Марианна Черини, CNN , 27 апреля 2023 г. Что касается установки , деревянная черепица укладывается так же, как и другая черепица. — Хорошая уборка , 25 апр. 2023 Архитекторы говорят, что IWI поставляется с электрическими и сантехническими соединениями, хотя его также можно использовать в автономных установках . — Кимберли Мок, Treehugger , 20 апреля 2023 г. Apple стремится увеличить это с помощью Apple Tap to Pay, решения для бесконтактных платежей продавца для iPhone, которое не требует установки оборудования . — Мелоди Брю, Forbes , 20 апреля 2023 г. Технологии будут играть важную роль на этой неделе, поскольку Prada исследует экосистемы и концепцию отходов с Prada Frames, а Том Диксон использует роботов для своей инсталляции . — Кевин Леблан, ELLE , 19 апреля 2023 г. Любой житель Милуоки, которому нужна пожарная сигнализация, может позвонить на горячую линию городской пожарной сигнализации по телефону 414-286-89.80, организовать бесплатную установку . — Дрейк Бентли, Journal Sentinel , 18 апреля 2023 г. Деревянные стойки имеют пять уровней, регулируемых по изголовью, и два уровня, регулируемых по каркасу кровати, что обеспечивает гибкость при установке . — goodhousekeeping.com , 11 апреля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «установка». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
15 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование установки было в 15 веке
Другие слова того же века
Словарные статьи Рядом с
установкаустановщик
монтаж
сотрудник по установке
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Монтаж.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/installation. По состоянию на 30 апреля 2023 г.Копия цитирования
Детское определение
установка
существительное
установка ˌin(t)-stə-lā-shən
1
: акт установки : состояние установки
2
: что-то установленное для использования
3
: военная база
4
: произведение искусства, состоящее из нескольких частей в большом пространстве
Еще от Merriam-Webster на Установка
Английский язык: Перевод установки для говорящих на испанском языке
Английский язык Britannica: Перевод установки для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
синекура
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Что такое инсталляция — определение, примеры и художники
Что такое инсталляция
Во-первых, давайте дадим определение инсталляции
Значимые инсталляции могут различаться по масштабу, концепции и даже материалам. Несмотря на эти различия по частям, важно понимать определение искусства инсталляции.
ИСКУССТВО ИНСТАЛЛЯЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое искусство инсталляции?
Установка, арт. — это визуальное произведение искусства, которое может быть создано из различных материалов и создано в различных местах. Искусство инсталляции направлено на то, чтобы изменить восприятие зрителем пространства и среды, в которой он находится. Это искусство отличается от других трехмерных художественных средств, поскольку оно использует изменяющуюся точку зрения зрителя по мере его движения. Зрители могут быть вовлечены и даже участвовать в пределах части, в то время как скульптура сделана, чтобы смотреть из снаружи .
Известные художники-инсталляторы:
- Яёи Кусама
- Олафур Элиассон
- Дэмиен Херст
- Ай Вэйвэй
Эта статья является частью нашей продолжающейся серии статей об искусстве Стили. Вы также можете обратиться к нашему сообщению «Хронология истории искусства», чтобы поместить это движение в контекст.
Что такое история инсталляционного искусства?
История инсталляций
История этого движения восходит к разным художникам и стилям искусства. В частности, корни искусства инсталляции можно увидеть в концептуальном искусстве.
Концептуальное искусство имеет свою историю, восходящую к Марселю Дюшану примерно с 1913 по 1950-е и 1960-е годы. Чтобы лучше понять контекст этого движения, посмотрите видео ниже, в котором рассказывается о концептуальном искусстве.
Случай с концептуальным искусством • история художников-инсталляторов
Художник Сол Левитт, как отмечено в видео выше, красноречиво резюмирует форму искусства. «В концептуальном искусстве идея или концепт — самый важный аспект работы… Идея становится машиной, создающей искусство».
Этот принцип, согласно которому «идея» является движущей силой произведения искусства, также присутствует во всех инсталляциях. Независимо от того, является ли идея конкретной и отчетливой или упражнение, требующее участия, именно идея опыта является движущей силой инсталляции.
«Закон путешествия». Ай Вэйвэй • Примеры инсталляции
В 1958 году художник Аллан Капроу использовал термин «окружающая среда» для описания своей работы, в которой требовалось помещение и участие зрителя. Хотя инсталляционное искусство не является уникальным в своем сосредоточении на идеях и концепциях, таких как концептуальное искусство, оно отличается тем, как оно привлекает зрителя.
ЗНАМЕНИТЫЕ ИСКУССТВА-ИНСТАЛЛЯЦИИ
Что делает искусство инсталляции уникальным
Искусство инсталляции отличается от других средств, таких как кино, картины и скульптура, тем, что оно вовлекает зрителя. Художник Олафур Элиассон блестяще подчеркивает это, называя зрителя инсталляции «Главным героем». Произведение искусства зависит от участия зрителя. Один из лучших примеров тому — работа Элиассона «Красота» (1993).
Элиассон создал радугу из тумана воды и света. Однако радуга также зависела от угла зрения зрителя. Радуга полностью зависела от зрителя и от того, где он находился в комнате.
«Красота» Олафура Элиассона • Примеры искусства инсталляции
Искусство инсталляции является одним из наиболее эмпирических художественных средств, которое требует активного участия зрителя, чтобы попытаться понять произведение. Элиассон доходит до того, что называет зрителя его работы «участником».
Во всем этом виде искусства учитывается то, как зритель воспринимает искусство через константы пространства и времени. Именно эти факторы определяют различные типы художественных инсталляций.
Известные инсталляции
Знаковые художественные инсталляции
Это искусство способно произвести неизгладимое впечатление на зрителя или участника. Концепция, история или просто чувство могут оставаться в сознании зрителя еще долго после выхода из инсталляции. Чтобы понять это, давайте взглянем на некоторые знаковые художественные инсталляции, которые до сих пор вызывают разговоры о концепциях.
Водопады Нью-Йорка Олафур Элиассон (2008)Олафура Элиассона Водопады в Нью-Йорке (2008 г.) — одна из самых знаковых мобильных инсталляций. Искусство инсталляции, предназначенное для демонстрации в различных географических точках, будет разобрано и собрано заново. Это делает его «мобильным».
Инсталляция «Водопад» Олафура Элиассона • Инсталляция современного искусства
Художники переносят мобильные инсталляции из города в город или даже из страны в страну. В этом видео Элиассон объясняет, как движение воды в пространстве представляет собой масштаб.
По этой причине он использовал водопад одинакового размера в разных местах Нью-Йорка, чтобы придать масштаб самым знаковым местам Нью-Йорка.
Олафур Элиассон, инсталляция Waterfall • Знаменитые инсталляции
Yard Аллана Капроу (1961)Yard Аллана Капроу, пожалуй, одна из новаторских инсталляции, которые ознаменовали новую эру искусства. Капроу заполнил внешний двор нью-йоркской галереи Марты Джексон черными резиновыми шинами. Участникам предлагалось играть, бегать, прыгать и резвиться на шинах.
Аллан Капроу • Ярд
Ярд был проявлением подхода Капроу к своей работе, который был ближе к реальности и обычной жизни, чем что-либо еще. Лучше всего об этом сказал Капроу: «Жизнь гораздо интереснее искусства. Грань между искусством и жизнью должна быть как можно более подвижной и, возможно, нечеткой».
Зеркальная комната Бесконечности – Души миллионов световых лет далеко Яёи Кусама (2013)Из всех работ Яёи Кусамы она, пожалуй, наиболее известна созданием «Комнат бесконечности». В этих инсталляциях Кусама украшает стены, потолки и полы зеркалами. Затем она наполняет их различными типами света, цветов и преломляющих материалов, таких как люстры и стекло. Это в сочетании с зеркалами дает участникам ощущение бесконечности.
Кусама создал различные «Комнаты Бесконечности », которые выставлялись по всему миру. Ниже Души миллионов световых лет далеко , инсталляция, которая вызывает в воображении опыт погружения в огромную, бесконечную вселенную.
Зеркальная комната бесконечности • Души миллионов световых лет, далеких от Яёи Кусамы (2013)
Как видно из этих примеров, искусство инсталляции обладает уникальной способностью обеспечивать физическое воплощение концепции, одновременно воздействуя на участника.