Поведение как предмет психологии кратко: Поведение как предмет психологического исследования
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. В случае с животными не приходится говорить о явлениях сознания. С их точки зрения бихевиористов предметом научного исследования должно быть только то, что доступно для прямого наблюдения. Только поведение, наблюдаемое со стороны, поддается объективному описанию. Поэтому только на него и ни на что другое должна полагаться психология, если она желает идти действительно научным путем.
Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Торндайка (1874-1949), который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два основных закона научения. Закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. Торндайк считал, что «награды» более эффективные регуляторы поведения, чем «наказания». Торндайк проводил исследования над кошками и собаками и изобрел специальный аппарат — «
Отцом бихевиоризма считается Дж.Уотсон. Задачу психологии он видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением.
Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией. То, что психологи прежде называли «сознанием» также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук). В центр интересов Уотсона стала педагогика. Он полагал, что правильное воспитание, т.е. выработка полезных сочетаний стимулов и реакций, может направить формирование ребенка по любому строго определенному пути. Провел эксперимент с мальчиком Альбертом, где сформировал реакцию страха на белую крысу (предъявление крысы и резкий звук). В результате ребенок начал реагировать плачем на похожие предметы (генерализация стимула). Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм, курение, антисоциальные поступки) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившиеся в детстве.Оперантный бихевиоризм Б.Скиннера (1904-1990) был подчинен главной задаче — предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. В нем впервые наметился переход от «линейного» представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении форм реакций (4).
Адекватная формула, описывающая взаимодействие организма со средой, всегда должна содержать три компонента:
а) событие, по поводу которого происходит реакция,
б) саму реакция,
в) подкрепляющие последствия
В своих исследованиях Скиннер во многом опирается на результаты И.П.Павлова. Именно Павлов впервые назвал все события, усиливающие поведенческие проявления «подкреплением», а все возникающие в связи с подкреплением изменения — «обусловливанием». В экспериментах Павлова подкрепление сочеталось со стимулом, а в исследованиях бихевиористов — подкрепление зависит от реакции.Поэтому в первом случае происходит увеличение уже существующей реакции или уменьшение интервала между стимулом и реакцией.
Во втором случае увеличивается вероятность или частота появления реакции.Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Например, восприятие есть особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкрепление такого поведения – усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.
В начале 1930-х гг. появились первые попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений. Э.Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных» (намерения, ожидания и знания – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций). Поведение трактовалось как функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных, наследственности и возраста. Только рассматривая факторы в совокупности можно адекватно описать поведение.
Толмен – промежуточная переменная. Стимул 1 а реакции могут быть разные. Ввел понятие «когнитивной карты», которая представляет собой целостные структуры представления мира. Наличие «когнитивных карт» было показано на примере поведения животных. Крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение (использует целостное представление об устройстве лабиринта). Латентное научение – когнитивная карта помогла быстрее выйти тем, кто уже был в лабиринте раньше. Объективно не только то, что мы можем наблюдать извне, но и то, без чего невозможно объяснить наблюдаемое.
Виды научения:
1. Реактивное научение — организм непроизвольно реагирует на внешние воздействия. Формой реактивного научения в рамках инстинктивного поведения является импринтинг – мгновенное и необратимое запечатление некоторых свойств среды, по отношению к которым разворачивается поведение. Также классический условный рефлекс, открытый Павловым. Образование ассоциации между специфическим стимулом, вызывающим безусловную реакцию, и непосредственно предшествующим ему во времени нейтральным (условным) стимулом. Динамика условного рефлекса: угасание условного рефлекса, генерализация условного стимула, дифференциация условного стимула (пример: реакция слюноотделения не на звонок конкретной тональности).
2. Оперантное научение (инструментальный условный рефлекс). Награда следует не автоматически за сочетанием безусловного и условного стимула, а зависит от правильной реакции организма. Инструментальное научение(Торндайк, Скиннер). – подчиняется закону эффекта. Стремление к желанному результату.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
3. Когнитивное научение. (Толмен). Субъект предвосхищает цель, поверяет отдельно каждый фрагмент поведения. Научение понимается не как изменение поведения, а как приобретение нового знания. Вариантом когнитивного научения является инсайт. При инсайте разнородная информация, как находящаяся в памяти, так и воспринимаемая непосредственно, объединяется в одно целое и используется в новой ситуации (пример с шимпанзе и палкой).
4. Социальное научение (через наблюдение, подражание). Бандура предложил концепцию научения путем наблюдения. Чистое подражание – копируется поведение модели без осознания последствий этого поведения (пример с обезьянами, которые мыли фрукты, повторяя за людьми). Викарное научение (заместительный) — субъекты осознают последствия действий, которым они подражают. Подражание происходит в надежде достичь тех же результатов, что и образец для подражания (пример Бандуры, где детям показывали видео с агрессией и нет).
Русский физиолог И. П. Павлов и его группа при изучении данных, полученных при исследовании поведения животных в лаборатории, очень скоро натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями, в которых проводятся эксперименты. Так, утверждения бихевиористов о том, что любое поведение всецело обусловлено научением, подверглись сомнению со стороны этологов, проводящих полевые исследования в природе. Этологи выяснили врожденную основу большинства форм поведения, наблюдаемых у различных животных.
Оперантное научение
• Реакции могут быть разными на 1стимул, приятными или неприятными организму по последствиям. Если приятны – вероятность их воспроизведения больше.
• Оперант – реакции, ориентированные на возможное вознаграждение (подкрепление).
• Наказание не учит.
• Подкрепление есть позитивное (дать что-то приятное) и негативное (убрать что-то неприятное).
• Программированное обучение – программа шагов, каждый правильный вознаграждается.
Принципы подкрепления:
1.следуетсразуза нужной реакцией
2.частота от 100% подкрепления к случайному
3.наказания не эффективны.
Критика — недоучет сложности психической деятельности человека, сближение психики животных и человека, игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределение личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 250 руб
Контрольная работа
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 250 руб
Курсовая работа
Поведение как предмет психологии. Исследования поведения в классическом бихевиоризме (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) и в необихевиоризме (Э.Толмен, Б.Скиннер). Виды научения.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Предмет и объект психологии
Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?
Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.
С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.
- Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.
- Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
- Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
- Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
- Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).
По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.
Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.
Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.
Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.
Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.
- В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
- В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:
«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».
Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.
О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.
Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология — наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.
Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.
Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество — это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?
В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания», и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.
Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой — как объект изучения?
Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:
«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».
Таким образом, объектная область психологии — это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.
Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта — стороны человека и различные области его жизнедеятельности.
Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:
«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема».
В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.
Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» — понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.
При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).
В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.
Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.
Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.
Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).
Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.
Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.
Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших — сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.
Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.
Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.
современных подходов к психологии | Введение в психологию
Видео 1. Существует несколько основных современных подходов к психологии (поведенческий, когнитивный, психодинамический, эволюционный, биологический, гуманистический, социокультурный/контекстуальный). Эти подходы лежат в основе подавляющего большинства психологических теорий, поэтому они будут появляться снова и снова в этом курсе и в каждом курсе психологии, который вы будете изучать в будущем.
Поведенческая психология
Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек продуцировали рефлекторную (бессознательную) реакцию на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с условным рефлексом. оригинальный стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.
Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.
Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, самая известная работа которого произошла в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применимо к поведению человека. В самом деле, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа факторов, определяющих поведение крыс в момент выбора. в лабиринте».
Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).
Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)
Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.
Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).
В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.
Маслоу, Роджерс и гуманизм
Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.
Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.
Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).
Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).
Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).
Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n. d.).
Когнитивная революция
Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении надолго отвлекли внимание психологов от разума. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 19В 50-е годы появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 году Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который служил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен тем влиянием, которое бихевиоризм оказал на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).Рисунок 4 . Ноам Хомский оказал большое влияние на начало когнитивной революции. В 2010 году эта фреска в его честь была установлена в Филадельфии, штат Пенсильвания. (кредит: Роберт Моран)
Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).
Когнитивная психология
Когнитивная психология радикально отличается от предшествующих психологических подходов тем, что она характеризуется обоими из следующего:
- Он допускает использование научного метода и в целом отвергает интроспекцию как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.
- Он прямо признает существование внутренних психических состояний (таких как убеждения, желания и мотивация), в отличие от бихевиористской психологии.
Когнитивная теория утверждает, что решения проблем принимают форму алгоритмов, эвристик или инсайтов. Основные области исследований в когнитивной психологии включают восприятие, память, категоризацию, представление знаний, числовое познание, язык и мышление.
Краткое изложение истории психологии
До времен Вундта и Джеймса философы рассматривали вопросы о разуме. Однако и Вундт, и Джеймс помогли создать психологию как отдельную научную дисциплину. Вундту было структуралист , что означало, что он считал, что наш когнитивный опыт лучше всего можно понять, разбив этот опыт на составные части. Он думал, что это лучше всего достигается путем самоанализа.
Уильям Джеймс был первым американским психологом и сторонником функционализма . Эта конкретная точка зрения была сосредоточена на том, как умственная деятельность служила адаптивной реакцией организма на окружающую среду. Как и Вундт, Джеймс также полагался на самоанализ; однако его исследовательский подход также включал более объективные меры.
Зигмунд Фрейд считал, что понимание бессознательного абсолютно необходимо для понимания сознательного поведения. Особенно это касалось отдельных лиц, которых он видел, страдающих различными истериями и неврозами. Фрейд полагался на анализ сновидений, оговорки и свободные ассоциации как на средства доступа к бессознательному. Психоаналитическая теория оставалась доминирующей силой в клинической психологии в течение нескольких десятилетий.
Одной из самых влиятельных школ в истории психологии был бихевиоризм. Бихевиоризм сосредоточился на том, чтобы сделать психологию объективной наукой, изучая открытое поведение и преуменьшая важность ненаблюдаемых психических процессов. Джона Уотсона часто считают отцом бихевиоризма, и нельзя недооценивать вклад Б. Ф. Скиннера в наше понимание принципов оперантного обусловливания.
По мере того, как бихевиоризм и психоаналитическая теория овладевали столь многими аспектами психологии, некоторые начали испытывать неудовлетворенность психологической картиной человеческой природы. Таким образом, гуманистическое движение в психологии начало укрепляться. Гуманизм фокусируется на потенциале всех людей к добру. И Маслоу, и Роджерс оказали влияние на формирование гуманистической психологии.
В 1950-х ландшафт психологии начал меняться. Наука о поведении начала возвращаться к своим корням, сосредоточившись на психических процессах. Этому переходу способствовало появление нейронауки и информатики. В конце концов произошла когнитивная революция, и люди осознали, что познание имеет решающее значение для истинной оценки и понимания поведения.
Факультет психологии | Описание | Самый ранний период | Исторически важные люди |
---|---|---|---|
Психодинамическая психология | Сосредоточено на роли бессознательного и детского опыта в воздействии на сознательное поведение. | Очень конец 19 — начало 20 века | Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон |
Бихевиоризм | Сосредоточен на наблюдении и контроле поведения через то, что можно наблюдать. Делает упор на обучение и кондиционирование. | Начало 20 века | Иван Павлов, Джон Б. Ватсон, Б. Ф. Скиннер |
Гуманистическая психология | Подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям, и отвергает то, что психология должна фокусироваться на проблемах и расстройствах. | 1950-е годы | Авраам Маслоу, Карл Роджерс |
Когнитивная психология | Сосредотачивается не только на поведении, но и на психических процессах и внутренних психических состояниях. | 1960-е [1] | Ульрик Найссер, Ноам Хомский, Жан Пиаже, Лев Выготский |
https://assessments.lumenlearning.com/assessments/4802
Глоссарий
бихевиоризм: акцент на наблюдении и контроле поведения всем людям
https://assessments.lumenlearning.com/assessments/2675
- Хотя исследования Пиаже в области познания начались в 1920-х годах, когнитивная психология не стала основной до 1960-х годов. ↵
Превосходная психология — Что является предметом психологии?
1. Что именно интересует психологию?
Содержание психологии имеет очень широкий диапазон .
Из предыдущего урока мы знаем, что психология изучает психические процессы и поведение. Все мы знаем, что человеческий разум огромен и сложен. Поэтому процессы, в которых он участвует, были тщательно классифицированы, чтобы мы могли понять, что конкретно делает ум.
Также важно помнить, что поведение — это только внешнее выражение психических процессов. Поэтому, как мы увидим в этом уроке, ряд поведенческих процессов соответствует любому данному мыслительному процессу.
Поэтому я представляю этот урок в разделах, посвященных конкретным психическим процессам, представляющим интерес для психологии, и перечисляю некоторые виды поведения, на которые психологи могут обратить внимание при изучении этих процессов.
2. Психические и поведенческие процессы, изучаемые психологией
Давайте подробнее рассмотрим, что изучает психология:
2.1 Восприятие
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему я считаю себя таким толстым, когда все мои друзья говорят, что я худой?
- Почему мне кажется, что кто-то преследует меня по темной улице, хотя я знаю, что вокруг никого нет?
- Почему я испытываю сильное отвращение к человеку, которого вижу впервые, о котором ничего не знаю?
Все это касается психологической сферы восприятие .
Восприятие — это психический процесс, который помогает нам извлекать смысл из того, что наши органы чувств регистрируют в окружающей среде. Мы видим пример восприятия на изображении выше, женщина воспринимает себя как толстую, хотя на самом деле она не такая. Ее зрение регистрирует то, что находится в зеркале, но она получает значение, что это образ женщины, которая
Давайте рассмотрим другой пример восприятия. Если человек входит в комнату, когда мы поглощены разговором с другом, наше зрение регистрирует этот вход, но, поскольку мы так увлечены разговором, мы не замечаем, что кто-то вошел.
Как показывают эти примеры, можно задать множество вопросов, касающихся процесса восприятия, например: —
- Какие факторы определяют, будем ли мы воспринимать то, что мы почувствовали?;
- Всегда ли восприятие объективно и точно?;
- Почему один и тот же предмет разные люди воспринимают по-разному?; и т. д.
Некоторые поведенческие корреляты восприятия
Изучение восприятия часто включает в себя изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Ответы человека на вопросы, касающиеся его образа тела, например, как бы он оценил свой уровень физической подготовки, внешний вид и т. д. ему.
- Вербальные ответы человека человеку, с которым он разговаривает впервые и утверждает, что ему не нравится.
- Рассказ человека о том, что он помнит, увидев в комнате, где некоторое время назад болтал со своим другом.
- Рисунок того, что человек видит на столе перед собой.
2.2 Эмоции
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему я все время так злюсь?
- Почему мне так грустно от этих воспоминаний?
- Что я могу сделать, чтобы стать счастливее в жизни?
Все это касается психологической области эмоций .
Эмоция – это область, которая изучает сложных психофизиологических переживаний , который мы получаем в результате нашего взаимодействия с окружающей средой.
Если я вижу на улице большую собаку, громко лающую и быстро бегущую на меня, я реагирую испариной, дрожью в ногах, учащенным сердцебиением, мыслями типа: «Почему она на меня бросается?» «Куда мне бежать» и т. д., я испытываю эмоцию страха.
Люди постоянно сообщают о своих эмоциях себе и другим. Таким образом, эта область психологии имеет широкую тематику и рассматривает такие вопросы, как следующие:
- Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы испытываем различные эмоции?
- Может ли человек регулировать эмоции, которые он испытывает?
- Как мысли и эмоции связаны друг с другом?
Некоторые поведенческие корреляты эмоций
Изучение эмоций часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования: другая часть мира.
2. 3 Интеллект
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему мой друг усваивает новую информацию намного быстрее, чем я?
- Только умные люди добиваются успеха в жизни?
- Гарантирует ли высокий IQ успех во всех сферах жизни?
Все это относится к психологической области интеллекта . Интеллект — это та область психологии, которая изучает способность человека приобретать новые знания и применять их в незнакомых ситуациях. Было показано, что интеллект влияет на академические достижения человека; успехи в музыке, спорте, искусстве и ремесле и т. д.; умение общаться с людьми; успехов в карьере и т.д. Таким образом, это важная область психологии, которая изучает множество вопросов, таких как следующие:
- Какие прогнозы можно сделать об успехе человека в жизни на основании его IQ?
- Является ли интеллект отдельной чертой или совокупностью различных специфических способностей?
- Нужны ли программы специального образования для людей с IQ ниже или выше среднего?
Некоторые поведенческие корреляты интеллекта
Изучение интеллекта часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Расчет человеком числовых задач, поставленных перед ним.
- Письменный план менеджера по преодолению смоделированного кризиса на его рабочем месте.
- Способность человека сочинить новое музыкальное произведение.
- Успеваемость ребенка от детского сада до четвертого класса.
- Создание человеком конечного продукта путем объединения некоторых предоставленных ему элементов.
2.4 Язык и общение
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Можно ли общаться с другим только посредством мыслей?
- Почему мне так трудно выучить второй язык?
- Почему жесты, которые я использую каждый день для общения в моей стране, воспринимаются как оскорбительные в другой стране?
Все это относится к психологической области языка, т.е. психолингвистике .
Психолингвистика — это область, занимающаяся процессами, которые помогают нам приобретать, использовать, понимать и воспроизводить язык . Когда я объясняю вам предмет психологии, я использую язык — я создаю язык, чтобы общаться, а вы используете язык, чтобы попытаться понять то, что я объясняю.
Неспособность использовать язык означает неспособность общаться, поскольку даже невербальные жесты, подобные тем, которые используются людьми с ограниченной речью, являются не чем иным, как жестовым языком . Таким образом, это большой дефицит. Установлено, что в мозге людей с расстройством аутизма имеются избыточные связи между клетками мозга, нагрузка на которые замедляет их способность к общению.
Примеры других вопросов, относящихся к этой области, включают следующее:
- Как язык и мышление связаны друг с другом?
- Каковы различные правила использования языка в различных обществах?
- Существует ли физически язык в мозгу?
Некоторые поведенческие корреляты языка и общения
Изучение языка и общения часто включает в себя изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области изучения:
- Самоотчет человека о его способности доносить свои мысли до других людей таким образом, чтобы они полностью его понимали.
- Приветствие человека другому, которого он встречает впервые.
- Скорость приобретения человеком основных навыков общения на новом языке.
- Ответы человека на вопросы, основанные на понимании языкового произведения.
- Общее количество правильно выявленных грамматических ошибок человека в представленной прозе.
2.5 Обучение
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Как я могу приобрести сложные навыки за короткий период времени?
- Как пролистывать большие объемы текста, не уставая?
- Как лучше всего заниматься непосредственно перед экзаменом?
Все это относится к области психологии обучения .
Обучение – это область, которая изучает процесс, который зависит от опыта и ведет к долгосрочные изменения поведенческого потенциала .
Например, если я сегодня решу освоить плавание, мне придется следовать приемам моего тренера и самому использовать эти приемы во время занятий. Благодаря этому опыту я приобрету потенциал плавания, которого хватит на всю жизнь. Даже если мне нужно будет отшлифовать свою технику после некоторых периодов времени, в течение которых я не тренировался, мой потенциал в плавании все еще будет существовать.
В повседневной жизни люди намеренно и непреднамеренно переживают множество событий, которые изменяют их поведение и способность действовать в будущем. Даже чтение одной вдохновляющей цитаты — это опыт, поскольку он может изменить подход людей к ситуациям и то, как они действуют в них. Учитывая широкий спектр опыта, обучение психологии решает следующие вопросы:
- Какие поощрения и наказания можно использовать, чтобы помочь людям учиться лучше?
- Какие стратегии можно использовать для тщательного и эффективного приобретения знаний?
- Как современные технологии могут сделать процесс обучения проще и эффективнее?
Некоторые поведенческие корреляты обучения
Изучение обучения часто включает в себя изучение поведения, например, следующего, в зависимости от конкретной области исследования:
- Колебание темпа обучения человека в зависимости от суммы вознаграждения, предоставленного ему.
- Результаты человека в тесте, измеряющем его обучение за последние несколько недель.
- Использование человеком стратегий для более быстрого и точного обучения.
- Выраженные затруднения человека в изучении одних материалов по сравнению с другими.
- Изменение точности обучения человека с помощью технологий.
2.6 Память
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Как можно забыть, что он поел?
- Как запомнить несколько отдельных фактов?
- Почему я лучше запоминаю рассказы, чем сочинения?
Все это относится к психологическому полю памяти .
Память сама по себе является дисциплиной, поскольку она влияет на успех в повседневной жизни и включает в себя ряд различных расстройств, которые могут нанести большой ущерб жизни человека. Память относится как к процессу, так и к содержанию. Способность вспоминать прошлую информацию и опыт — это процесс памяти, информация, хранящаяся в нашем сознании из прошлого, также является памятью.
Например, если вы спросите меня, что я ел сегодня на завтрак, то я отвечу, вспомнив свои мысли о том, что я ел. Делая это, я вспоминаю или использую процесс памяти. Информация, хранящаяся в моем уме о еде, которую я ел, из которой я черпаю ответ на ваш вопрос, также является памятью в форме содержания.
Память — постоянное пассивное влияние. Если бы я не помнил таких вещей, как то, как облечь свои мысли в слова, или почему я пишу этот урок, или почему я включил компьютер, или вообще есть ли у меня компьютер, я бы не смог выполнить ни одного действия. активность.
Память как подраздел психологии рассматривает следующие типы вопросов:
- Как долго сохраняются воспоминания в жизни человека?
- В какой форме хранятся воспоминания в человеческом мозгу?
- Как увеличить объем памяти человека?
Некоторые поведенческие корреляты памяти
Изучение памяти часто включает изучение поведения, например, следующего, в зависимости от конкретной области исследования:
- Устное воспоминание человеком фактов, представленных ему недавно.
- Идентификация человеком фотографий мест, которые он уже посещал, по сравнению с теми, которых он не посещал.
- Письменное воспоминание человека о травмирующем происшествии в детстве.
- Способность человека пройти через лабиринт, через который он уже проходил однажды, и достичь конечной точки.
- Склонность человека дольше смотреть на знакомого по сравнению с незнакомцем,
2.7 Сознание
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему мои сны кажутся такими реальными, как будто я их пережил?
- Как поддерживать постоянную бдительность в течение дня?
- Есть ли у человека мысли и чувства даже в состоянии комы?
Все это относится к психологическому полю сознания .
Сознание неотделимо от личности, и общепризнано, что сознание или осознание существует в нескольких слоях, некоторых скрытых и некоторых видимых, внутри любого человека.
Например, я осознаю, что сейчас печатаю. Эта информация находится в моем непосредственном сознании, или в самом верхнем слое осознания. Если вы попросите меня описать негативный опыт из моего детства, мне придется некоторое время поразмышлять, прежде чем я смогу ответить. Таким образом, этот опыт находится вне моего нынешнего осознания, но я могу привести его к настоящему осознанию, вытащив его из более глубокого уровня сознания, то есть из скрытого слоя сознания.
Сознание как подраздел психологии рассматривает следующие типы вопросов:
- Каково значение содержания наших снов?
- Как наркотики используются для изменения сознания людей?
- Какие существуют различные расстройства сна и как они влияют на наши мысли, чувства и поведение?
Некоторые поведенческие корреляты сознания
Изучение сознания часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Речь и поведение людей после употребления наркотиков, изменяющих сознание.
- Самоотчет человека о том, насколько застенчивым он себя чувствует при выполнении различных действий.
- Изменение способности человека принимать решения по мере его перехода от состояния бдительности к состоянию сонливости.
- Рассказ человека, утверждающего, что у него был внетелесный опыт.
- Изменение манер человека под воздействием гипноза.
2.8 Внимание
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему мне так трудно сосредоточиться на учебе?
- Почему внезапный шум заставляет меня оставить работу и повернуться к ней?
- Как я могу быть более внимательным к тому, что мне говорят другие люди?
Все это относится к психологической сфере внимания .
Внимание есть не что иное, как акт сосредоточения внимания на раздражителе в окружающей среде или его наблюдения. Когда я смотрю фильм, я действительно сосредотачиваюсь на его содержании и подаче. Могу сказать, что слежу за фильмом.
Внимание как подраздел психологии рассматривает следующие типы вопросов:
- Сколько раздражителей может воспринимать человек в данный момент времени?
- Какие проблемы могут возникнуть в учебной жизни студента из-за недостатка внимания?
- Какие умственные стратегии можно использовать для усиления внимания?
Некоторые поведенческие корреляты внимания
Изучение внимания часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Дословный отчет о сообщении, которое человек слышит в наушниках одновременно с тем, как он слышит сообщение.
- Различие, которое человек проводит между стимулами, которые у него есть, и теми, которых у него нет свидетелей в сцене.
- Взгляд и поза человека, слушающего лекцию.
- Количество раз, когда человек отводит взгляд или выполняет другое действие во время прослушивания лекции.
- Использование человеком любых стратегий, таких как рисование, ерзание, постукивание и т. д., чтобы предотвратить рассеяние внимания.
2.9 Обоснование и принятие решений
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Как мне сделать выбор из такого количества брендов на рынке?
- Как узнать, какая профессия подходит мне лучше всего?
- На что мне следует обратить внимание в моем потенциальном спутнике жизни?
Все это относится к психологической области рассуждений и принятия решений.
Рассуждение — это процесс рационального мышления, посредством которого человек делает выбор из доступных альтернатив, т. е. принимает решения, которые помогут ему достичь своих целей.
Если я выбираю гуманитарные науки, потому что чувствую, что понимание и помощь людям — это то, чем я хотел бы заниматься всю свою жизнь, то это причина моего решения выбрать именно эту область.
Рассуждение и принятие решений как подраздел психологии рассматривает следующие типы вопросов:
- Какие основные соображения делает человек перед покупкой продукта?
- Как можно использовать логику для принятия решений в реальном мире?
- Какие общие принципы определяют выбор человека в различных событиях и ситуациях?
Некоторые поведенческие корреляты рассуждений и принятия решений
Изучение рассуждений и принятия решений часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Время, затраченное человеком давать четкий ответ после того, как ему задан вопрос для принятия решения.
- Содержание мыслей вслух человека, когда он рассуждает через альтернативы.
- Общность или различие между выборами человека в различных ситуациях.
- Причины, по которым человек предпочитает одну альтернативу другой.
- Шаги, предпринятые и записанные человеком, когда он приходит к решению.
2.10 Решение проблем и творчество
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Как я могу бросить себе вызов, чтобы максимально раскрыть свой потенциал в работе?
- Каким должен быть мой подход при работе с новыми и сложными проблемами?
- Все ли способны изобретать или для этого нужен врожденный талант?
Все это относится к области психологии решения проблем и творчества.
Решение проблем происходит, когда человек преодолевает трудности на пути к достижению цели. Творчество, с другой стороны, это развитие идей и воплощение их в реальность. Поскольку творчество требует устранения существующих препятствий и восприятия новых паттернов вместо существующих, оно очень тесно связано с решением проблем.
Если я решу, например, написать оригинальное эссе, я берусь за задачу, требующую творческого подхода или развития новых идей. Когда я буду писать эссе, я столкнусь с проблемами, которые мне необходимо решить, например, какого ограничения на количество слов придерживаться, какие темы включить, а какие опустить, какие иллюстрации предоставить для эффективного изложения моих аргументов и т. д.
Проблема решение и творчество как подраздел психологии рассматривает следующие типы вопросов:
- Каковы различия в том, как люди и как компьютеры решают проблему?
- Как решение проблем может облегчить или помешать решению дальнейших проблем аналогичного характера?
- Какие условия окружающей среды способствуют творчеству?
Некоторые поведенческие корреляты решения проблем и творчества
Изучение решения проблем и творчества часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования:
- Качество продукта или дизайна по сравнению с заданными параметрами, созданными человеком.
- Сравнительное качество продуктов, созданных человеком индивидуально или с помощью группы.
- Время, затрачиваемое человеком на решение проблемы, с которой он никогда раньше не сталкивался.
- Время, затрачиваемое человеком на решение проблемы после того, как он решил проблему аналогичного характера.
- Самоотчет человека об индивидуальных и ситуационных факторах, которые он считает частью творчества.
2.11 Мотивация
Многие из нас задают такие вопросы, как:
- Почему моя работа кажется мне очень монотонной и скучной?
- Почему я продолжаю откладывать небольшие усилия, которые мне нужно сделать?
- Как моя подруга так легко отказалась от курения?
Все это относится к психологической сфере мотивации .
Мотивация — это поле, которое изучает внутренних процессов, которые движут человеком к достижению цели.
Например, некоторые люди много работают и достигают своих целей, несмотря на сильное сопротивление со стороны своих семей. Видно, что они обладают высоким уровнем драйва или мотивации, внутренним толчком , который заставляет их преодолевать трудности.
Примеры других вопросов, относящихся к этой области, включают следующее:
- Можно ли мотивировать людей хорошо работать, давая им внешнее вознаграждение, например деньги?
- Какие факторы мотивируют людей продолжать работать над своими целями даже ценой своего здоровья?
- Как мотивировать людей прилагать максимум усилий?
Некоторые поведенческие корреляты мотивации
Изучение мотивации часто включает изучение следующих видов поведения, в зависимости от конкретной области исследования: карьерная цель.
3. Краткий обзор того, как психология изучает эти процессы
Вся психология вращается вокруг исследования этих процессов в различных контекстах и у разных людей.
Некоторые примеры:
- Клинический психолог , имеющий дело с человеком, страдающим шизофренией , ищет ответы на такие вопросы, как:
- Какая эмоциональная травма привела к развитию шизофрении у этого человека?
- Достаточно ли интеллекта этого человека для нормальной работы?
- Что вызывает ошибочные восприятия , т. е. галлюцинации и бред у этого человека?
- Организационный психолог обучение человека повышению эффективности работы составляет план, отвечая на такие вопросы, как:
- Какие факторы будут мотивировать этого человека работать наилучшим образом?
- Какая программа обучения лучше всего подходит для этого человека, чтобы освоить навыки, необходимые ему для перехода на следующий уровень работы?
- Какие навыки общения этот человек может использовать, чтобы лучше общаться с высшим руководством?
- спортивный психолог , изучающий случай всемирно известного борца, возможно, ищет ответы на такие вопросы, как: противник?
- Как борец создал свой собственный стиль борьбы?
- Как эта восприятие собственных способностей этого борца позволило ей проявить себя наилучшим образом?
Хотя вопросы, связанные с психологией, редко формулируются так прямолинейно, их всегда можно проанализировать, чтобы обнаружить, что они касаются одного из этих когнитивных процессов. Например, посмотрите на некоторые из следующих вопросов:
- Как я могу произвести благоприятное впечатление на своего начальника?
- Переводится как: Как я могу вызвать положительные эмоции , такие как гордость и радость в моем боссе, когда я имею дело с ним?
- Как мне добиться лучших результатов на экзамене?
- Переводится как Какие стратегии обучения я могу использовать, чтобы улучшить свою успеваемость?
- Как побороть алкогольную зависимость?
- Переводится как: Как я могу мотивировать отказаться от этой саморазрушительной привычки?
- Как некоторым людям удается убедить других делать то, что они хотят?
- Переводится как: Какие коммуникации стратегии некоторые люди используют для выполнения своей работы?
- Какая профессия мне больше всего подходит?
- Переводится как: Какая профессия позволит мне почувствовать эмоцию удовлетворения или гордости? ИЛИ В какой карьере лучше всего использовать мой интеллект ?
- Почему я такой эмоциональный дурак?
- Переводится как: Что я могу сделать, чтобы лучше использовать свои рассуждения при реагировании на события, а не под их влиянием?
- Что я могу сделать, чтобы улучшить свою личность?
- Переводится как ( много возможностей ): Как я могу принимать лучшие решения в жизни? ИЛИ Как мне более эффективно общаться с ? ИЛИ Как повысить интеллект ?
4.