Поведение классного руководителя с учащимися девиантного поведения – Рекомендации педагогам для работы с учащимися девиантного поведения

Рекомендации педагогам для работы с учащимися девиантного поведения

hello_html_me7e3857.gif

Рекомендации педагогам для работы с учащимися девиантного поведения

Качар 2014 год

«Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова».

Василий Порфирьевич Вахтеров

1

обязанности социального педагога по профилактике девиантного поведения

2

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами.

Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций воспитанник перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции умственно отсталого ребенка на неприемлемую для него ситуацию.

Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат неправильного, недостаточного воспитания.

Ребенок брошен на произвол судьбы. Им никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но хорошего, к сожалению, меньше.

Во взрослую жизнь такой ребенок входит, впитав все пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен вести себя нормальный человек.

3

В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением интеллекта, что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию, конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все случаи депривации и многие другие причины.

Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.

Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.

4

Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.

        Так как количество детей, требующих внимания со стороны педагогов, социально-психологической службы с каждым годом растет, этому вопросу в школе должно уделяться пристальное внимание. При планировании воспитательной работы одним из основных направлений деятельности школы должна считаться организация работы по сопровождению детей с отклонениями в поведении.

ПАМЯТКА № 1

Кого можно считать трудным подростком

    • Наличие исходной физической и психической полноценности (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах)

    • Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости (в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

    • Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

    • Постоянное и устойчивое сопротивление воспитанию.

5

Трудные дети – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками

ПАМЯТКА № 2

Признаки трудных детей

  • Уклонение от учёбы в следствие:

    • неуспеваемости по большинству предметов

    • отставания в интеллектуальном развитии

    • ориентации на др. виды деятельности

    • отсутствия познавательных интересов

  • Общественно-трудовая активность:

  • отказ от общественных поручений

  • пренебрежительное отношение к делам класса

  • демонстративный отказ от участия в трудовых делах

  • пренебрежение к общественной собственности, её порча

  • Негативное проявление

  • употребление спиртных напитков

  • употребление психотропных и токсичных веществ

  • тяга к азартным играм

  • курение

  • нездоровые сексуальные проявления

  • Негативизм в оценке явлений действительности

  • Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

  • грубость

  • драки

  • прогулы

  • пропуски занятий

  • недисциплинированность на уроках

  • избиение слабых, младших

  • вымогательство

  • воровство

  • нарушение общественного порядка

  • немотивированные поступки

  • жестокое обращение к животным

6

Педагогическая реабилитация (выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения).

ПАМЯТКА № 3.
Советы классному руководителю

  • Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.

  • Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.

  • Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.

  • Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника.

  • Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.

  • Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

  • Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

  • Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, « не замечать».

7

ПАМЯТКА № 4.


Документы классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений

    • Список органов самоуправления и поручений учащихся.

    • Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков, секций).

    • Социальный паспорт класса.

    • План воспитательной работы на учебный год.

    • Состав родительского комитета.

    • Тематика родительских собраний на учебный год.

    • Список учащихся стоящих на внутришкольном учёте, на учёте ГЮП .

8

Какого ребенка можно назвать агрессивным. Часто нападает на других детей. Перекладывают свою вину на других. В окружающих видят

Практические рекомендации

«Как вести себя с обучающимися девиантного поведения»

Памятка № 1

Как вести себя с агрессивным обучающимся?

  1. Не используйте агрессивные методы воспитания.

  2. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди его близких и окружающих.

  3. Не запрещайте и не кричите.

  4. Используйте удивление в ответ на агрессию.

  5. Пытайтесь погасить конфликт в его начале.

  6. Не переходите на личность и оскорбление.

  7. Чаще используйте тактильный контакт.

  8. Наберитесь терпения, не уступайте, сами больше говорите.

  9. Дайте ему понять, что он любим.

9

Памятка № 2

Как вести себя с нервным обучающимся

  1. Найдите причины нервозности и попытайтесь их сгладить.

  2. Не ущемляйте его достоинства.

  3. Не управляйте им словно роботом.

  4. В учебной деятельности не ставьте в ситуацию, требующую быстрого ответа. По возможности давайте ответы в письменной форме.

  5. Поощряйте чаще, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого.

  6. В случае неудачи оцените с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни — явления довольно частые и это не повод для отчаяния.

  7. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».

  8. Создайте психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания.

  9. Будьте всегда доброжелательны и тактичны.

Памятка № 3

Как вести себя с конфликтным обучающимся

  1. Не обсуждайте проблемное поведение при нём. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

  2. Не ссорьтесь с другими в присутствии класса.

  3. Внимание необходимо каждому в равной доле.

Памятка № 4

Как вести себя с гиперактивным обучающимся

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она возникает вследствие мозговой дисфункции.

  2. Уменьшите его расторможенность и отвлекаемость.

  3. Запаситесь терпением, ограничьте шумные компании.

  4. Спрячьте раздражение и злость.

  5. Сдерживайте бурные эмоции и не выплескивайте их.

  6. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно.

  7. Чаще лишайте свободы действий, создавайте ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

10

Памятка № 5

Как вести себя с невнимательным обучающимся

  1. Хвалите в каждом случае, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.

  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

  4. Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.

  5. Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Памятка № 6

Помните, что ребенка учит то, что его окружает.

  1. Если ребенка часто критикуют — он учится ненавидеть.

  2. Если ребенка часто высмеивают — он становится замкнутым.

  3. Если ребенка часто позорят — он учится жить с чувством вины.

  4. Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

  5. Если ребенка часто хвалят — он учится быть благодарным.

  6. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

  7. Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится агрессивности.

  8. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  9. Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

  10. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он вырастет добрым и уверенным в себе!

11

Работа с учащимися группы социального риска

Памятка классному руководителю по работе с «трудными» подростками

1. Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.

2   Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными» подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4.  Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5.  Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6.  Ежедневно встречаться с подростками.

7.  Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений.

8.   Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

10.Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку,  умение радоваться успехам ребенка.

11.Посещать «трудного» учащегося на дому.

12.Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.

13.Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учится «трудный» подросток.

14.Предупредить возможность неправильных действий детей.

15.Обучать детей методам самовоспитания.

16.Индивидуальное шефство.

17.Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.

18.Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.

12

Модель работы с трудными учащимися

1.Посещение на дому.

2. Составление психолого-педагогической характеристики на трудного учащегося.

3. Меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.

4. Связь с тренерами, руководителями кружков, учителями, семьями «трудных» учащихся, психологом, социальным педагогом.

5. Контроль за занятостью данных учащихся в общественной жизни класса, школы.

Организация социологического мониторинга по направлениям:

 -занятость подростков в свободное от занятий время;

-диагностика нравственных приоритетов;

 -изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам

 

Выпуск стенгазет, пропагандирующих здоровый образ жизни

Привлечение учащихся, которые находятся на контроле, к работе в классе.

Организация и проведение:

 -Месячника правовых знаний;

 -Акции;

 -Дней здоровья;

 -Дней профилактики;

Участие в конкурсах методических материалов из опыта работы,

Участие в педсоветах, совещаниях.

По профилактике безнадзорности и преступности проводить следующую работу:

1. Индивидуальные беседы со школьниками, поступающими в 1 класс, и их родителями.

2. Приобщение детей к творческим делам класса, школы, вовлечение в кружки, секции.

3. Тестирование, анкетирование, вовлечение в трудовые десанты.

4. Родительский всеобуч

5. Диагностика проблемных детей.

6. Индивидуальные консультации с проблемными детьми по запросам родителей.

7.Классные часы по проблеме профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, правовой культуре.

8. Участие в школьных и городских спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах.

13

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

по профилактике конфликтов

1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.

3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

• ухудшают качество мышления;

• снижают объективность оценки окружающих;

• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

5. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

6. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.

7. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

8. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек — не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.

9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя. Детей в школе любить или уважать все же гораздо легче, чем взрослых людей. Ведь дети успели принести намного меньше ущерба окружающим и обществу по сравнению со взрослыми.

14

10. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом.

Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

11. Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

12. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия. Живите не только в доме, на приусадебном участке, в школе, но и в Солнечной системе. Изучите учебник по астрономии. И жизнь станет гораздо интереснее, и конфликтов будет намного меньше.

13. Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родной деревни, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не

очень-то умно.

14. Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Чем точнее прогноз, тем легче жить. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.

15. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум. Помните: чем больше знаешь, тем крепче спишь.

15

Памятка
для педагога по профилактике суицидального поведения подростков

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Влечение к смерти – не что иное, как попытка разрешить жизненные трудности путем ухода из самой жизни. Для юношеского возраста это особенно характерно. Поэтому наиболее важным аспектом по профилактике суицидального поведения у подростков заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном или психологическом кризисе.

Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки,
действуйте следующим образом:

1. Задавайте вопросы
Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например:
«С каких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?
Kак вы думаете, почему у вас появились эти чувства?
Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?
Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?»
Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.
2. Предложите конструктивные подходы
Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.
«Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».
3. Вселяйте надежду
Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.
4. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь
5. Обратитесь за помощью к специалистам
Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы.

16

Содержание:

  1. Факторы, влияющие на воспитание ребёнка.

  2. Кто такие девианты?

  3. Памятка №1 «Кого можно считать трудным ребёнком?»

  4. Памятка №2 «Признаки трудных детей»

  5. Памятка №3 «Советы классному руководителю»

  6. Памятка №4 «Документы классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений»

  7. «Как вести себя с обучающимися девиантного поведения». Практические рекомендации.

  8. Памятка №1 «Как вести себя с агрессивным обучающимся»

  9. Памятка №2 «Как вести себя с нервным обучающимся»

  10. Памятка №3 «Как вести себя с конфликтным обучающимся»

  11. Памятка №4 «Как вести себя с гиперактивным обучающимся»

  12. Памятка №5 «Как вести себя с невнимательным обучающимся»

  13. Памятка №6 «Помните, что ребенка учит то, что его окружает

  14. Работа с учащимися группы социального риска

  15. Модель работы с трудными учащимися

  16. Памятка №1 «Профилактика конфликтов»

Составила:Е.Колотий

Качар 2014 год

17

infourok.ru

Статья на тему: Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Выступление на тему:

«Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС»

 

Работа классного руководителя в профилактике девиантного поведения учащихся — важнейшая составная часть пространства воспитательной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию — развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляя подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

Девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

I шаг: Выявить причины отклоняющегося поведения

II шаг. Определить процесс развития учащихся класса (этап)

Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа:

III шаг.  Изучить характерные особенности поведения возрастного периода учащихся класса

Характерные особенности поведения (по А. Гезелл)

Возраст

Особенности поведения

10 лет

Уравновешенность, доверчивость, мало заботится о внешности.

11 лет

Импульсивность, негативизм, частая смена настроений, ссоры, бунты.

12 лет

Автономия от семьи, возрастает влияние сверстников, чувство юмора, терпимость, проявление инициативы, забота о внешности, интерес к представителям противоположного пола.

13 лет

Обращение внутрь себя, интровертированность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

14 лет

Интроверсия сменяется экстраверсией, экспансивность, общительность. Интерес к другим людям и к себе, к различиям между людьми. Склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении.

15 лет

Быстро возрастают индивидуальные различия. Дух независимости, жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Ранимость, потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

16 лет

Равновесие, внутренняя самостоятельность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

IV шаг. Познакомиться с классификацией

«юных правонарушителей»

В. Клайн (1991) выделяет шесть типов «юных правонарушителей» с точки зрения психотерапевта.

1. Он просто «валяет дурака». «Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, шалости на грани хулиганства».

2. Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям».

3. Испорченный ребенок. «…личность с асоциальной направленностью. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье и теперь живет по нормам своего порочного окружения.».

4. Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития».

5. Психотики.

6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют еще первичными психопатами».

V шаг. Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм

        

        Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.

  • Лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв, уроков, прогулы.
  • Грубое нарушение социальных норм, предполагающее уголовное наказание.
  • Такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, и могут быть скорректированы.
  • Отклонения, предполагающие вариативность при разработке программ воспитательно-профилактической работы.
  • Педагогическая некомпетентность родителей разного характера.
  • Физиологические, психические, соматические и другие проблемы самого ребенка.
  • Государственная политика по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы.
  • Можно ли целенаправленно влиять на трудного ребенка?

  • Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребенка?




  • Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми?

Приемы воспитания трудных подростков – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

nsportal.ru

План работы кл. руководителя с учащимися девиантного поведения

Работа с с учащимися 8 кл. девиантного поведения:

Иванов Владимир

Обучающийся Ефремов Владимир прибыл в школу в начале сентября 2015 г. из Большевистской школы. Мальчик старше одноклассников, не интересуется школьной жизнью, не готовит домашнее задание, часто пропускает уроки без уважительной причины, с одноклассниками не общается, из неполной семьи, проживает у бабушки по месту прописки ( ул. Путейская ,10/2).Ведется журнал работы с подростком

План работы с Ивановым Владимиром.

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Посещение на дому, знакомство с матерью, бабушкой, приглашение в школу

В течение года

2

Индивидуальные беседы, приглашение на Совет профилактики.

По мере необходимости

3

Привлечение к делам класса

По плану работы

4

Поручения классного руководителя

В процессе учебной деятельности

5

При осложненных отношениях с подростком – привлечь

зам. директора по ВР

В процессе учебной деятельности

6

Привлечь подростка в спортивную секцию школы

октябрь

7

Вести работу по вредной привычке подростка- курению.

постоянно

Петров Сергей

Второй год подросток обучается в школе, переведен мамой из 4 школы. Не интересуется жизнью школы, склонен избегать общественных нагрузок, не делает домашнего задания, отстающий по нескольким предметам, на уроках часто фактически спит, не имеет письменных работ, может уйти с занятий, начиная со 2 урока .Мама идет на контакт, но не всегда действенно. Рисует газеты к мероприятиям по поручению классного руководителя.

Ведется журнал работы с подростком

План работы с Петровым Сергеем.

п/п

Мероприятия

Сроки

1

Посещение на дому, знакомство с матерью, приглашение мамы в школу

В течение года

2

Индивидуальные беседы, приглашение на Совет профилактики

По мере необходимости

3

Привлечение к делам класса

По плану работы

4

Поручения классного руководителя

В процессе учебной деятельности

5

При осложненных отношениях с подростком – привлечь

зам. директора по ВР

В процессе учебной деятельности

6

Привлечь подростка в спортивную секцию школ

октябрь

7

Вести работу по вредной привычке подростка- курению.

постоянно

infourok.ru

«Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся».

Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся.

В работе с такими детьми следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования их возраста, надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Работая с проблемными обучающимися, следую алгоритму:

  • формирование сплоченного классного коллектива;

  • проявление доброжелательности и доверия со стороны учителя и одноклассников по отношению к проблемному ребёнку;

  • создание ситуации успеха, востребованности (самореализации) проблемного ребёнка в классе и школе;

  • установление постоянного контакта с родителями ученика;

  • установление доверительных отношений с проблемным ребёнком;

  • прогнозирование возникновения возможной проблемной ситуации («не ждать, а предупреждать»).

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности обучающегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно планируют мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

  • просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;

  • встречи со специалистами;

  • тематические викторины;

  • выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;

  • нравственные классные часы;

  • интерактивные игры.

Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результатыОбеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных и городских мероприятиях.

В своей работе стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с обучающимися, использую активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Провожу работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучению поведения в стрессовых ситуациях. Проводятся тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.д.

По итогам года составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

-прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

-быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирование будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.

Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.

Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.

Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.

Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида, отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.

Классный руководитель в работе с подростками «группы риска» при использовании методов и приёмов педагогического воздействия может подключить класс. В этом случае будут использоваться следующие педагогические приёмы:

— доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

— постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

— поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

— недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

— отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

— осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

— переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

— включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместными классными делами, умение сотрудничать с одноклассниками.

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

Информационно- методическое обеспечение:

  1. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии\\Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.-т.4

  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. – М.: «Генезис», 2009.

  4. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  5. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007.(Школьное образование).

  6. Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков. Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007.

infourok.ru

1.2. Профилактика девиантного поведения учащихся

МБОУ «Моген-Буренсая  средняя общеобразовательная школа»  с. Кызыл-Хая муниципальный район «Монгун-Тайгинский кожун РТ»

«Работа по профилактике

девиантного поведения детей и подростков»

2017-2018 учебный год

выполнила социальный

 педагог школы Борбак-оол А.А.

2018 г

На начало учебного года в МБОУ « Моген-Буренская  средняя общеобразовательная школа» обучается:

— учащихся: 280

— комплектов классов: 19

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т. е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы общества.

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми».

Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений». Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

Социально-педагогическая служба МБОУ «Моген-Буренская СОШ» совместно с классными руководителями в работе с подростками девиантного поведения основывается на индивидуальных, возрастных особенностях каждого воспитуемого.

1.Профилактическая работа с детьми, состоящими на всех видах учета, и их семьями в нашей школе строится по следующим направлениям:

1.  Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.

2.  Организация внеурочной занятости учащихся и их активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.

3.  Формирование законопослушного поведения и пополнение правовых знаний: проведение профилактических бесед с инспектором ПДН .

4.  Работа с родителями: заседания педагогического всеобуча для родителей, индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания.

5.  Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.

2.Внутришкольное взаимодействие.

 В школе профилактическая работа ведется:

1.  через школьных кружков:  «Умелые руки» руководитель Аракчаа А.О., «Сабрина» руководитель Хертек З.М., «Шахмат» руководитель Иргит А.Х..

2.  через спортивно-оздоровительную работу: спортивные секции вольная борьба, волейбол, баскетбол. Руководители — тренеры СШ.

3.  через детское самоуправление: военно-патриотический клуб «Юные армейцы» руководитель Бойгал Л.Т.,

4. через совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся:

-заседания совета проходят один раз в месяц и по необходимости, в соответствии с планом работы на учебный год;

5. через систему дополнительного образования: классы «ХОР», «ИЗО», «Хореография», «Национальные инструменты», «Баян»  руководители преподаватели ДШИ.

3.Межведомственное взаимодействие осуществляется:

1.  через планирование совместных профилактических мероприятий по профилактике с КДН и ЗП;

2.  через взаимодействие со специалистами участковой больницы;

3.  через взаимодействие со службами социальной защиты населения;

4.  через взаимодействие со специалистами ООиП.

4. Меры педагогического воздействия

1.  Поощрение учащихся даже за незначительные успехи (учеба, внеурочная деятельность).

2.  Организация строгого контроля над выполнением правил школьного распорядка для учащихся, склонных к их нарушению.

Систематическая, целенаправленная, с учетом психофизических возможностей учащихся, деятельность всего коллектива школы  по профилактике социальной дезадаптации, употребления ПАВ, предупреждению правонарушений, дает положительные результаты. Это подтверждается снижением:

Состоящие на учете в КДН и ЗП( (за последние 3 года)

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год.

Хулиганские действия

Кража

Распитие спиртных напитков

Состоящие на учете в ВШУ (за последние 3 года)

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

2017-2018 уч. год.

Нарушение комендантского часа

Пропуски занятий без уважительных причин

5

4

4

5. Динамика детей и подростков девиантного поведения.

Наблюдается тенденция снижения противоправных действий со стороны детей и подростков в ходе коррекционных мероприятий, профилактических бесед в течение последних лет.

7. Результаты вовлечения детей, состоящих на внутришкольном контроле, во внеурочную деятельность.

Занятость

Количество детей в %

2015-2016 уч. год

Кружки и секции.

100

Внеклассные мероприятия

60

2016-2017 уч. год

Кружки и секции.

100

Внеклассные мероприятия

75

2017-2018 уч. год

Кружки и секции.

100

Внеклассные мероприятия

75

8. Социально — психологические технологии в работе социального педагога с девиантными детьми и подростками.

На каждого подростка с девиантным поведением составляется «Социально — психологическая карта наблюдений». Для проведения индивидуальной работы социальный педагог знакомится с условием в семье и средой общения подростка; составляет программу работы с подростком и его семьей. Организуется психолго — педагогическая поддержка  помощь в учебе, организации свободного времени, временное трудоустройство, участие в общественной жизни школы и класса индивидуальные воспитательные меры.

В первичной индивидуальной работе используется методика контактного взаимодействия. В исследование личности подростка используется опросник Р. Кеттела, с целью изучения и характера тревожности у детей используется тест школьной тревожности Филипса. Для изучения личностных особенностей подростков использовались вопросы анкеты «Кругозор». В работе с трудными детьми используется не только личностно — ориентированный подход, но и групповые формы занятия, с целью изучения взаимоотношения ученика в классе проводится социометрия. В группах проводится тренинговые занятия по формированию умений интерактивного общения, на которых используются импровизированные разыгрывания заранее заданной проблемной ситуации, с целью отработки новых форм поведения, используется тренинг персептивного общения, цель занятия научить, преодолевая внутреннее беспокойство. Прорабатываются проблемы подростка со всеми участниками образовательного процесса (классный руководитель, учителя предметники, с психологом школы).

9.Диагностика выявленных причин социальной дезадаптации детей и подростков( за последние три года)

В ходе проведенной диагностической, коррекционной, просветительской работы с подростками девиантного поведения в школе наблюдается отсутствие противоправных правонарушений, наблюдается снижение учащихся систематически пропускающих занятий. В нашей школе последние 5 лет учащиеся не состоят на учете КДН и ЗП, ПДН. На учете школы в  2017 года состояли 4 учащиеся за систематические пропуски уроков. По состоянию на 1 сентября 2018 года на учете в КДН и ЗП учащиеся нашей школы не состоят, на ВШУ состоит 1 учащийся

10.Организация работы с подростками девиантного поведения.

1 этап.

выявление подростков девиантного поведения:

— совместная работа школы и КДН по выявлению и составлению списков стоящих на учете;

— изучение личных дел учащихся;

— изучение подростка и окружающей среды;

— корректировка списков детей по социальному статусу;

— определение подростков группы риска;

— оформление контрольных карт на каждого подростка девиантного поведения;

— постоянное наблюдение и своевременная помощь.

2 этап.

Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию:

— индивидуальные беседы, анкетирование, индивидуальные, групповые, психо-корректировочные формы работы. Данные виды работ предполагают пробуждение у воспитуемых интереса к той или иной деятельности.

— совместная профилактическая работа школы, инспектора ПДН в работе с подростками девиантного поведения предлагает подростку в корне изменить свое поведение и деятельность.

— через волонтеров из числа учащихся старших классов пропагандировать кружковую, спортивную деятельность.

Основная цель в работе с такими подростками — это оказание помощи каждому из них в том, чтобы они смогли показать самих себя; разобраться в отношениях с окружающими; приобрести необходимые знания; достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения.

В процессе перевоспитания важно поверить в ребенка, правильно проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставив воспитательную цель, постепенно добиваться ее осуществления.

3 этап – процесс накопления нравственно-положительных качеств, поступков подростками девиантного поведения.

Держа этот процесс под контролем, даже при небольших подвижках мы поощряем таких детей, направляя их дальше на изменение своего поведения. У подростков состоящих в ВШУ Хертек А и салымчан А, который учаться в 9 классе уменьшились пропуски уроков, стали дежурить в школе по графику, выполнять мелкие поручения в классе и в школе, в результате посещения класса «Вокал» они начали выступать на сумонных концертах. Данные подростки были сняты с учета ВШ. В 2018 году закончили 9 класс и уехали поступать в СУЗ.

Подросткам девиантного поведения в нашей школе оказывается всевозможная поддержка: вовлечение в творческие и спортивные объединения; в период осенних, летних каникул — вовлечение в лагерь дневного пребывания «Челээш», отправляем на районные стационарные лагеря, оказывается помощь в трудоустройстве на летних каникулах подростков, которым исполнилось 14 лет в ГУП Моген-Бурен на стрижку овец, за ухаживанием телят и др. Создание ситуации успеха имеет свои положительные результаты: поощрение на уроке, спортивные или творческие достижения, следствие – уменьшение пропусков занятий.

Для обеспечения эффективности работы с трудными детьми нам необходимо:

1.  организовывать систематическое отслеживание пробелов в знаниях, в умениях и навыках трудных учащихся;

2.  создавать на каждых уроках ситуацию успеха с целью снятия синдрома «неудачника» у трудных детей. Использовать личностно-ориентированный подход при определении системы дополнительных знаний, помощи и консультирования;

3.  оказывать психолого-педагогическую поддержку трудному ребенку через индивидуальные коррекционные программы;

4.  в воспитательной работе школы использовать приемы, способствующие улучшению взаимоотношений между классными руководителями и учениками. Привлекать трудных детей к активному участию во внеклассных школьных мероприятиях;

5.  в работе с трудными детьми усилить координационную направленность по взаимодействию различных служб и ведомств;

6.  постоянно оказывать помощь в организации свободного времени трудных школьников, изучать их интересы и способности. Заботиться об укреплении положения трудных детей в классном коллективе;

7.  постоянно оказывать педагогическую помощь родителям трудных детей, используя различные формы взаимодействия.

Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых. Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя, воспитателя. Авторитет социального педагога, его принципиальность и требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка, понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что судьба небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств его личности.

Для более успешной воспитательной работы нам необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.

nsportal.ru

Статья «Роль классного руководителя в профилактике девиантного поведения»

Учитель русского языка и литературы Ю.Г.Корнеева.

МАОУ «Центр образования» г.Златоуст

Роль классного руководителя в профилактике девиантного поведения

Подростковый период играет чуть ли не самую важную роль в становлении личности, поскольку именно тогда складываются основные свойства личности, особенности и некоторые ценности. Формируется более или менее устойчивая самооценка, которая в дальнейшем будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных ситуациях взаимоотношений с людьми.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.

Но не всегда авторитетом для подростка становятся «правильные» люди. Часто кумирами становятся криминальные личности, в которых дети видят опасность, мужественность, харизму. Именно таких подростков мы называем «трудными».

Основными критериями трудности подростка являются особенности его поведения, не находящие поддержки и одобрения в обществе:

  • склонность к правонарушениям и преступлениям;

  • конфликтность;

  • ярко выраженная агрессия по отношению к окружающим;

  • демонстрация приверженности к ценностям противоправных; преступных неформальных групп – одежда, сленг, поступки, суждения;

  • отказ от исполнения социальных норм;

  • показное неисполнение/нарушение социальных норм;

  • «уличность», как результат интернализации и трансляции тинэйджером норм подростковой уличной субкультуры.

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. То есть такие дети не могут использовать положительный опыт в своем взаимодействии с людьми.

Работа учителей с трудными подростками часто осуществляется стихийно, по методу проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа отклоняющегося поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда учитель, организуя педагогические воздействия, не знает истинных причин трудновоспитуемости ученика, а пытается ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитание подростка не происходит. Но учителю-предметнику в рамках урока достаточно сложно разобраться, чем обусловлено девиантное поведение ученика. Роль классного руководителя в этой ситуации сложно переоценить. Именно он оказывается посредником между труднообучаемым подростком и школой. Только ему под силу разобраться, с чем связаны причины, вызывающие негативные проявления в поведении.

В соответствии с основными причинами, можно выделить четыре группы детей.

1. Подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий.

2. Подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Это и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

3. Подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли.

4. Подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми». В отличие от педагогически запущенных, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, перевоспитания.

Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом. Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

Чаще всего мы видим на своих уроках детей из второй и третьей группы. Это ученики, которые нуждаются в особом внимании, педагогической помощи. Классный руководитель, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции как в отношении всего класса, так и в отношении каждого конкретного ученика. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей.

От классного руководителя зависит, донесёт ли он до преподавателей особенности, потребности каждого ребёнка, получат ли ученики так необходимую им педагогическую помощь.

infourok.ru

План профилактической работы с детьми девиантного поведения на 2016-2017 учебный год

п/п

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

1.

Работа с педагогическим коллективом.

Семинар «Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации».

Сентябрь

Психолог

Социальный педагог

2.

Подбор литературы по проблеме девиантного поведения.

Регулярно в течение года

Библиотекарь

Психолог

3.

Выступление на заседании педагогического совета: «Нарушение речи — как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение».

Октябрь

Логопед

4.

Сотрудничество с детским психиатром:

— консультирование педагогов;

— индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года

Психолог

Социальный педагог

5.

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания «проблемных детей».

Раз в четверть

Психолог

Социальный педагог

Зам. директора по учебной части

6.

Анкетирование педагогов:

«Как помочь ребенку справиться с проблемами?».

«Пожелания, замечания, предложения по работе с «особенными» детьми»

Ноябрь

Декабрь

Социальный педагог

7.

Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся.

Регулярно в течение года

Классные руководители

Зам. директора по воспитательной работе

1.

Работа с родителями учащихся

Анкетирование родителей:

«Мой ребенок. Его особенности».

«Прошу помочь».

«Что нового я узнал(а) о своем ребенке?»

    Сентябрь

    Октябрь

    Апрель

    Социальный педагог

    Классные руководители

    2.

    Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам.

    Регулярно в течение года

    Социальный педагог

    Психолог

    3.

    Родительские собрания:

    «Гиперактивные дети».

    «Межличностные отношения в разных возрастных группах».

    «Мы вместе».

    Октябрь

    Декабрь

    Январь

    Психолог

    Зам. директора по воспитательной работе

    Социальный педагог

    4.

    Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия.

    Регулярно в течение года

    Классные руководители

    5.

    Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации «проблемных» детей.

    Июнь

    Классные руководители

    Зам. директора по воспитательной работе

    1.

    Работа с учащимися.

    Создание банка данных «Особенные дети».

    Сентябрь

    Социальный педагог

    2.

    Разработка индивидуального и группового исследования личности:

    -самооценка;

    — особенности темперамента и характера;

    Сентябрь

    Психолог

    Социальный педагог

    3.

    Индивидуальные коррекционные занятия с психологом.

    Регулярно в течение года

    Психолог

    4.

    Индивидуальные занятия с логопедом.

    Регулярно в течение года

    Логопед

    5.

    Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении.

    Регулярно в течение года

    Социальный педагог

    Классные руководители

    6.

    Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся.

    Регулярно в течение года

    Социальный педагог

    Классные руководители

    7.

    Учет посещаемости и успеваемости «особенных» детей.

    Регулярно в течение года

    Классные руководители

    Социальный педагог

    8.

    Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению.

     

    Социальный педагог

    Психолог

    9.

    Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения.

    Регулярно в течение года

    Социальный педагог

    10.

    Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении.

     

    Социальный педагог

    Классные руководители

    xn--j1ahfl.xn--p1ai