Практический психолог это – Практический психолог — Википедия
Практический психолог — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Помимо этого, у психолога есть набор определенных методик, по результатам которых он также может сделать заключение о состоянии пациента. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Лицо, жесты, результаты тестов помогут понять переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности[1].
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
- Психопрофилактическая работа
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
- Психодиагностическая работа (См. также: Психодиагностика)
- Развивающая и психокоррекционная работа (См. также: Психологическая коррекция)
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
- реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
- Консультативная работа (психологическое консультирование)
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
- консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
- Психологическое просвещение
- Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. [2]
- Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
- выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
- Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
- конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.
Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» [3].
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.
Журналы, ориентированные на практического психолога:
- ↑ Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- ↑ Детская практическая психология : учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
- ↑ Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в образовании»
- Нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие труд психолога.
- Кодекс психолога.
Аналогичные документы в СНГ:
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
- Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например: Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 1. — С. 101—110.
- Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.
ru.wikipedia.org
Практический психолог — Психологос
Практический психолог – специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и занимающийся психологической практикой: оказывающий психологические услуги людям и организациям, ведущий консультации и тренинги, устраивающий терапию и шоу, занимающийся когда-то просветительской работой, когда-то развлекая людей.
Опытный астролог занимается тоже в первую очередь практической психологией, но у него обычно нет диплома психолога и, главное, он решает позиционировать себя по-другому, продавать себя как астролога, а не как психолога – если астролога лучше покупают.
Вопрос маркетинга, представления себя на рынке – важен. Многие психологи, вдруг понимая, что в его нише психологи не в чести, открещиваются от психологии и называют себя: психоаналитик, гештальт-терапевт, коуч.
Практический психолог и наука
Практический психолог отличается от академического психолога, психолога-теоретика, занимающегося научными исследованиями, однако нельзя говорить, что академическая психология научна, а практическая нет. Правда то, что академическая более научна, она как правило научна, а практическая психология бывает разной. При этом лучшие психологи-практики и опираются на научные разработки, и им способствуют. На их опыте во многом строится современная теоретическая психология. Смотри Практическая психология
Практический психолог и академический психолог-прикладник
В широком смысле слова практический психолог — это психолог, ориентированный на практику. В таком понимании к практическим психологам относятся не только психологи, работающие с населением (психологи-тренеры, психотерапевты, школьные психологи), но и академические психологи-прикладники. В более узком и распространенном смысле слова практический психолог отличается от академического психолога-прикладника, поскольку прикладная психология ориентирована на специалистов-психологов, которые будут пользоваться ее рекомендациями, а практическая психология ориентирована непосредственно на население, с которой происходит та или иная просветительная, терапевтическая или тренинговая деятельность. В первую очередь у них разный язык. Прикладники разговаривают на языке академической психологии. Практические психологи вырабатывают язык, являющийся средством их работы с населением, с обычными людьми, с мамами и детьми.
Практический психолог как профессия и способ заработка
Профессия психолога более интересна, чем прибыльна. Лучше всего быть психологом и работать с людьми, когда параллельно есть надежный источник доходов, когда о деньгах можно не думать. Как способ заработка, самые распространенные решения — это консультирование либо ведение психологических групп. См.→
Основной инструмент работы практического психолога — его личность
Психолог работает в первую очередь своей личностью. Без знаний и профессиональных навыков психолога нет, но в какой форме и насколько эффективно эти его знания дойдут до его клиентов или участников его тренингов, определяет его личность. Нельзя всерьез требовать от клиентов и участников того, что вы не делаете сами. См.→
Подготовка практического психолога
Высшие учебные заведения, готовящие не просто психологов, а именно практических психологов:
Практический психолог в рамках психологической службы
Деятельность практического психолога в рамках психологической службы регламентируется «Положением о психологической службе».
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Журналы, ориентированные на практического психолога
- «Журнал практического психолога» — индекс 71808 по каталогу «Роспечать»
- «Психолог в детском саду» — индекс 81927 по каталогу «Роспечать»
- «Психология и школа» — индекс 81928 по каталогу «Роспечать»
- «Психологическая диагностика» — индекс 82159 по каталогу «Роспечать»
- «Журнал практической психологии и психоанализа»
- «Школьный психолог» — газета
Какими бывают психологи? Как стать хорошим психологом?
Смотри интервью Н.И.Козлова газете «Труд»: «Как стать хорошим психологом»
Практический психолог как образ жизни
Когда большинство людей не умело писать, была уважаемая профессия писаря. Когда умению писать массово выучили в школах, это перестало быть профессией и стало рядовым умением. Также и психология — в ситуации массовой безграмотности «Психолог» есть уважаемая профессия. Когда этому массово будут учить в школах, это станет рядовым умением: «Я умею плавать, писать, считать и разбираюсь в людях — что тут особенного?»
www.psychologos.ru
Практический психолог — это… Что такое Практический психолог?
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности. [1].
Направления деятельности
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
- Психопрофилактическая работа
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
- Развивающая и психокоррекционная работа (См. также: Психологическая коррекция)
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
- реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
- Консультативная работа (психологическое консультирование)
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
- консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000)
Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
- выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
- Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
- конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.
Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям» [2].
Правовой статус педагога-психолога
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.
Журналы
Журналы, ориентированные на практического психолога:
Сноски
- ↑ Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- ↑ Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
Литература
Нормативные документы
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Аналогичные документы в СНГ:
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
Примечания
- Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например: Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 1. — С. 101-110.
- Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.
dic.academic.ru
что это такое, психологические практики, наука о личности, чем занимается психолог
Любая наука несет в себе теоретические и практические аспекты. Теория изучает закономерности, тогда как практическая часть отвечает за применение накопленных знаний в жизни, на практике. Не является исключением и психология. Таким образом, получается, что практическая психология изучает практическое использование данной науки.
Практическая психология — что это?
Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д. Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми.
Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.
Проблематика и применение практической психологии
В практической психологии существует проблема теории, опережающей практику, что встречается в любых научных отраслях. Эта проблема вызывает практически пока не доказанные гипотезы. В психологии такие пробелы заполняют метафоры — приемы, которые работают, но не объяснены теоретически. Главная нерешенная проблема практической психологии — теоретической базы недостаточно, чтобы отвечать запросам настоящего мира. Из проблемы вытекают задачи:
- личные психологические консультации клиентов, обратившихся за помощью;
- групповые тренинги в различных сферах, в том числе корпоративной;
- обеспечение социальных сфер с психологической точки зрения.
Навыки практической психологии переходят от психотерапевта либо психоаналитика к клиенту, которому нужна соответствующая помощь. Сложность заключается в том, что проблемы у людей всегда индивидуальны, связаны с огромным числом нюансов и тонкостей. Поэтому каждый практический психолог ищет решение той или иной проблемы, руководствуясь собственным опытом и накопленными знаниями, применяя различные методики, комбинируя их в поисках оптимального механизма. Специалисты помогают разобраться и в общих проблемах клиентов, таких как развитие личности, образование, и в достаточно узких: проблемы бизнеса, распределение времени, личная успешность.
Методы, которые применяют практические психологи во время работы с клиентами, разделяют на две группы:
- Индивидуальные, которые связаны с работой тет-а-тет с человеком, сюда относят психоанализ.
- Групповые, которые сопряжены с работой психолога в группах людей, как правило, со схожими проблемами. Занятия проходят в виде тренингов, групповых терапий с различными особенностями.
Практический психолог как образ жизни и профессия
Практический психолог — такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. Быть хорошим психологом — это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.
Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату — это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, например, к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу, поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.
Если человек все-таки решил, что практическая психология — это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование. Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями. Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.
Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:
- психотерапевт;
- коуч-тренер;
- психолог-тренер.
При этом психотерапевт — чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.
Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.
Решение всех перечисленных проблем — важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.
Похожие записи:
- Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления
Психологическое консультирование — это один из видов психологической помощи, оказываемой профессиона… - Как вести себя с мужчиной, чтобы он сам тянулся к женщине — советы по психологии
Из уроков физики известно, что частицы, имеющие разный заряд, притягиваются. С этим явлением сравним… - Как полюбить себя — советы психолога
Индивид по-настоящему счастлив, если он любим и кого-то любит. Правда, жить в гармонии с собой и с о… - Фрустрация — что это такое в психологии?
Всем знакомо ощущение, возникающее, когда желание, которое казалось достижимым, вдруг становится нед… - Что такое психологическое давление, и как ему противостоять?
Психологическое давление — это такой способ воздействия на человека, при котором возможно оказать вл…
propanika.ru
Практический психолог — Википедия. Что такое Практический психолог
Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.
Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Помимо этого, у психолога есть набор определенных методик, по результатам которых он также может сделать заключение о состоянии пациента. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Лицо, жесты, результаты тестов помогут понять переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности[1].
Направления деятельности
В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
- Психопрофилактическая работа
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
- Психодиагностическая работа (См. также: Психодиагностика)
- Развивающая и психокоррекционная работа (См. также: Психологическая коррекция)
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
- реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
- Консультативная работа (психологическое консультирование)
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:- консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
- консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
- консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
- Психологическое просвещение
- Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.[2]
- Психологическое просвещение предусматривает деятельность:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
- выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
- определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
- Психологическая реабилитация
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:- психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
- конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей. (См. также: Реабилитация психологическая)
Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы.
Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. (см. Патопсихология). Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.
Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям»[3].
Правовой статус педагога-психолога
На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.
Журналы
Журналы, ориентированные на практического психолога:
Примечания
- ↑ Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица. — СПб.: Питер, 2010. — 272 с.
- ↑ Детская практическая психология : учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.
- ↑ Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 501.
Литература
Нормативные документы
- Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в образовании»
- Нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие труд психолога.
- Кодекс психолога.
Аналогичные документы в СНГ:
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 N 496 «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования».
Примечания
- Часто термины «практический психолог» и «практический психолог образования» употребляются как синонимы. В то же время, практических областей, где работают специалисты психологи гораздо больше. См., например: Годфруа Ж. Чем занимаются психологи? // Годфруа Ж. Что такое психология. — М.: Мир, 1992. — Т. 1. — С. 101—110.
- Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.
wiki.sc
Практическая психология
Отличительные черты практической психологии
Определение 1
Практическая психология направлена на практическую деятельность и ориентирована на работу с человеком, в частности, просветительскую работу, оказание психологических услуг и предложение психологических товаров: книг, консультаций и тренингов.
Психологи, которые работают в сфере практической психологии, называются практическими психологами.
Практическую психологию часто путают с популярной психологией, но это не верно. Практическая психология базируется и ориентирована на запросы практической направленности. Литература по практической психологии содержат полезный, а не развлекательный материал. Популярная психология пишется для широкого круга читателей и ее содержание более легковесно, чем содержание литературы по практической психологии.
Практическая психология отличается и от прикладной психологии. Объединяет их направленность на практику. При этом прикладная психология ориентирована на специалистов, а практическая — на неспециалистов. Для них характерен разный язык изложения материала, так у прикладной психологии он научный, а у практической, как правило, язык повседневного общения. Прикладная психология направлена на образование профессионалов, а практическая — на образование людей, для которых психология не является знанием профессиональным.
Направления практической психологии
Определение 2
Практическая психология — это совокупность умений и знаний, которые касаются прямого воздействия на поведение и психологию человека.
Исторически сложились, что существуют две разновидности практической психологии.
Одна зародилась и развивалась вне поля научного знания и опиралась на жизненный опыт людей и здравый смысл. Эта разновидность практической психологии отражается в практических действиях людей в повседневной жизни по отношению друг к другу. Она представлена в действиях врачей, политиков, священников, педагогов, родителей, руководителей и иных категорий людей, которым приходится часто взаимодействовать с другими людьми, оказывать влияние на них. Люди при этом пользуются знаниями о психологии, полученными в результате жизненного опыта.
Другой вид практической психологии появился, когда психология в качестве науки существовала и уже получила признание. Она опиралась всегда на фундаментальные научные знания о психике человека. Представлено это направление практической психологии в основном в прикладных отраслях современной психологии: педагогической, инженерной, медицинской, юридической.
Практический психолог
Замечание 1
Основная цель практической психологии – это разработка различных способов психологической помощи.
Работа практического психолога направлена на поиск путей психологической помощи людям в решении их профессиональных и жизненных проблем. Методы, которые используют практические психологи могут быть следующие:
- психодиагностика,
- психотерапия,
- психокоррекция,
- психологическое консультирование,
- развивающая психологическая работа (тренинги).
Предмет практической психологии — это индивидуальность человека, конкретные обстоятельства его жизни, конкретная группа, а не общие законы психических явлений. Это дает возможность практическому психологу понять конкретного человека.
Практический психолог работает с конкретными случаями, но при этом обобщенность знаний также имеет значение. Психологические знания, которые получены в результате практической работы, обобщаются, систематизируются и становятся основой для формирования соответствующих концепций практической психологической работы.
В практической психологии велико влияние личности психолога на сам процесс и результат работы.
spravochnick.ru
Практическая психология | Блог 4brain
Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.
Задачи практической психологии
Областями практической психологии являются:
- Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
- Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
- Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
- Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.
Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.
Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:
- Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
- Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
- Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
- Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
- Подростки с нарушением поведения.
- Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
- Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.
Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:
- Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
- Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
- Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.
Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:
Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.
Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.
Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.
С чего начать изучение практической психологии?
Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.
Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.
Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?
Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.
Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.
Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.
Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.
При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:
- Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
- Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
- Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
- Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?
Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.
Психология личности
Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.
Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:
Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.
Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.
Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.
Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.
Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.
Книги по практической психологии
Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.
- «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
- «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
- «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
- «Психология о личности» Алексей Бодалев.
- «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
- «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
- «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
- «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
- «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
- «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
- «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru