Предметом изучения в бихевиоризме является: 2. Бихевиоризм (предмет исследования, основной метод исследования, образ человека, достоинства и ограничения данных направлений). —

Содержание

Радикальный бихевиоризм. Большая российская энциклопедия

Научные направления

Области знаний:
Бихевиоризм

Радика́льный бихевиори́зм (англ. radical behaviorism), философия науки о поведении, восходящая к Б. Ф. Скиннеру; в широком смысле, общее обозначение научно-исследовательской программы Б. Ф. Скиннера.

Первым бихевиоризмом, который был охарактеризован как «радикальный», был подход Дж. Б. Уотсона (Calkins. 1921). Его радикальность заключалась в отрицании или игнорировании ментальных явлений, что отличало его от более умеренных вариантов бихевиористской психологии. Сам Уотсон, однако, радикальным бихевиористом себя не называл, и в отношении его подхода атрибут «радикальный» так и не стал общепринятым. В настоящее время термин «радикальный бихевиоризм» ассоциируется практически исключительно с подходом Скиннера.

Первой печатной работой, в которой Скиннер провёл различие между методологическим и радикальным бихевиоризмом, была статья «Операциональный анализ психологических понятий», вышедшая в 1945 г. (Skinner. 1945). В ней методологический бихевиоризм определяется как подход, который признаёт существование ментальных (личных) явлений, отличных от физических (публичных), но считает их недоступными для научного исследования. Таким образом, в методологическом бихевиоризме, по сути, онтологическое различие между ментальным и физическим отождествляется с эпистемологическим различием между личным и публичным. Радикальный бихевиоризм, напротив, отказывается считать, что наука должна ограничивать себя исключительно публичными, т. е. интерсубъективными, событиями. Скиннер принимает эпистемологическое различие между личным и публичным, но при этом не соглашается с тем, что личные события – это ментальные, т. е. нефизические явления. С точки зрения радикального бихевиориста, природа устроена так, что для каждого человека небольшая часть вселенной является личной, т. е. доступ к ней имеет только сам человек. Примерами таких событий с «эмпирически привилегированным доступом» являются наши эмоции или зубная боль. Но это не означает, что личные и публичные события онтологически различны. И те, и другие являются физическими явлениями, и поэтому полноценная наука о поведении должна в себя включать анализ как публичных, так и личных событий. Как писал Скиннер: «Я утверждаю, что моя зубная боль является столь же физической, что и моя печатная машинка, пусть и не публичной; и я не вижу причин, почему объективная и операциональная наука не может рассматривать процессы, посредством которых усваивается и поддерживается лексикон, описывающий зубную боль» (Skinner. 1945. P. 294). Таким образом, радикальный бихевиоризм хотя и отрицает существование ментальных событий как таковых, признает существование внутреннего личного мира и не игнорирует проблему субъективности. Стимулы, возникающие внутри нашего организма, являются важной частью поведения организма, и осознавать их – значит находиться под их контролем. Центральным вопросом в решении «трудной проблемы сознания» является изучение того, как вербальное сообщество, у которого нет доступа к личным событиям, учит индивида говорить о них. И поскольку вербальные сообщества могут по-разному организовывать такие контингенции, сознание является социальным продуктом (Skinner. 1974). Важно при этом понимать, что знание-о-себе, т. е. интроспективное знание о том, что происходит внутри тела человека, не может контролироваться вербальным сообществом столь же точно, как и знание о публичных событиях, поэтому польза такого знания ограничена. Сам операционализм в рамках радикального бихевиоризма понимается как функциональный анализ вербального поведения, т. е. научное изучение контингенций подкрепления, ответственных за связь между понятием (вербальной реакцией) и стимулом.

Немаловажным аспектом радикального бихевиоризма является декларация независимости науки о поведении от физиологии. В рамках радикального бихевиоризма поведение рассматривается как самоценный предмет изучения, взятый вне контекста ментальных и физиологических причин. Хотя физиология вообще и наука о мозге в частности важны для понимания поведения, сами по себе телесные события внутри организма не объясняют его поведение. Напротив, они сами должны быть объяснены как продукт эволюции и жизненной истории индивида. Целью науки о поведении является предсказание и контроль поведения организма, что достигается посредством установления количественных законов, связывающих причины поведения (внешние условия, описанные на языке физической науки) и поведенческие реакции. И хотя синтез законов о поведении и законов нервной системы теоретически может быть достигнут, «наука о нервной системе не может опровергнуть законы, если они верны на уровне поведения» (Skinner. 1938. P. 432).

С точки зрения радикального бихевиоризма, экспериментальный анализ поведения является биологической дисциплиной, входящей в группу из трёх наук, опирающихся на вид причинности, который Скиннер назвал «отбор по последствиям» (selection by consequences) (Skinner. 1981; 1990). Существует три уровня отбора по последствиям. Первый уровень – это естественный отбор поведения на уровне видов, который изучает этология. Второй уровень – это оперантное обусловливание, ответственное за отбор поведения в течение жизни организма. Его изучает анализ поведения. Третий уровень – это культурный отбор, т. е. эволюция социального окружения, являющаяся предметом антропологии. И в то время как этологи и антропологи занимаются преимущественно реконструкцией эволюции видов и культур, изменчивость и отбор на уровне индивидуального поведения доступны для лабораторного изучения.

В целом в радикальном бихевиоризме поведение рассматривается как «единая область, в которой как филогенез, так и онтогенез должны приниматься во внимание» (Skinner. 1977. P. 1012). Радикальный бихевиоризм не отрицает роли наследственности, не рассматривает поведение как «бесконечно пластичный» феномен и не считает, что из человека при помощи соответствующего подкрепления можно воспитать кого угодно. Иными словами, человек не является ни «чистой доской», ни «чёрным ящиком», содержимое которого недоступно для изучения. Просто содержимое «чёрного ящика» не является предметом исследования экспериментального анализа поведения. Им должна заниматься наука о мозге, задачей которой является заполнение двух лакун: между стимулом и реакцией организма (для респондентного поведения) и между последствиями и изменениями в поведении (для оперантного поведения) (Skinner. 1989). Заполнение этих лакун расширит наше понимание поведения, но не изменит законов, открытых в рамках экспериментального анализа поведения.

Фёдоров Александр Александрович

Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 19:49 (GMT+3)

📖 Предмет изучения бихевиоризма, Глава 10 Бихевиоризм: истоки. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 171. Читать онлайн


Первичным предметом изучения и исходными данными для бихевиоризма Уотсона являются основные элементы поведения: мышечные движения или секреция желез. Психология, как наука о поведении, должна иметь дело только с теми актами, которые можно объективно описать, не прибегая к менталистическим концепциям и терминологии. Несмотря на объявленную задачу свести поведение к единичным парам «стимул — реакция» (S — R), Уотсон утверждал, что бихевиористы в итоге должны изучать поведение организма в целом. Ведь реакция может быть как простейшей, к примеру, подергивание колена, так и более сложной. В последнем случае Уотсон применял термин «акт». Он полагал, что акты реакций включают такие вещи, как употребление пищи, написание книги, игра в бейсбол или строительство дома. Таким образом, акт представляет собой ответную реакцию организма, выраженную движениями в пространстве, — такими, например, как произнесение слов, потягивание или бег.

Все это говорит о том, что Уотсон воспринимал акт реакции в терминах достижения определенного результата — воздействия на окружающую среду, а не как набор мышечных элементов. И тем не менее, по его мнению, акты поведения — вне зависимости от их сложности — могут быть сведены к моторным или железистым реакциям низшего уровня.

Реакции могут явными или неявными. Явные реакции являются внешними и непосредственно наблюдаемыми. Неявные реакции — сокращения внутренних органов, выделения желез, нервные импульсы и т. д. — происходят внутри организма. Несмотря на то, что такие движения не являются внешними, они также считаются элементами поведения. Прибегая к использованию понятия неявной реакции, Уотсон тем самым модифицировал свое требование, что предмет изучения психологии должен быть фактически наблюдаемым. Движения и реакции, которые происходят внутри организма, становятся наблюдаемыми с помощью приборов.

Подобно реакциям, раздражения (стимулы), с которыми имеет дело бихевиоризм, могут быть как простыми, так и сложными. Так длина световой волны, оказывающая воздействие на сетчатку глаза, считается относительно простым раздражителем, но раздражители могут быть и физическими объектами, и более сложными ситуациями (то есть комбинацией различных специфических стимулов). Подобно тому, как комбинация реакций, участвующих в действии, может быть сведена к отдельным составляющим, так и стимулирующая ситуация может быть разложена на составные компоненты.

Таким образом, бихевиоризм имеет дело со всем организмом в целом, со всеми его связями с окружающей средой. Путем анализа совокупностей пар <стимул — реакция> и разложения их на элементарные составляющие можно разработать определенные законы поведения.

Бихевиоризм Уотсона представляет собой попытку построить науку, свободную от менталистических понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как физика. Давайте посмотрим, как Уотсон относился к трем основным предметам изучения психологии инстинкту, эмоциям и мышлению. Как и все создатели систематических теорий, Уотсон разрабатывал бихевиоризм на основе своих глубоких убеждений. В данном случае это означало, что все области поведения должны рассматриваться в объективных терминах <стимул — реакция>.

Бихевиоризм – Социальные основы образования K-12

Бихевиоризм

В этой главе основное внимание уделяется бихевиоризму. Эта образовательная философия основана на убеждении, что поведение человека можно объяснить реакцией на внешние раздражители. Бихевиористы считают, что при переносе в классную среду наилучшая образовательная среда может быть получена, когда поведение учащихся формируется путем создания определенных условий для обучения.

Чтобы лучше понять бихевиоризм, в этой главе будет представлен обзор ключевых характеристик бихевиоризма. Также будет представлена ​​информация о том, как эта философия образования отражена в учебной программе и ее методах обучения. В рамках этой презентации будет обсуждаться роль учителя и роль ученика. Наконец, будут представлены ключевые сторонники бихевиоризма и их вклад в эту философию образования.

В конце этого раздела будут даны ответы на следующие основные вопросы:

  1. Каковы философские основы бихевиоризма?
  2. Каковы некоторые образовательные последствия бихевиоризма?
  3. Каковы некоторые примеры бихевиоризма в классе?

Когда вы слышите термин «бихевиоризм», что приходит вам на ум? Многим первое, что приходит на ум, — это формирование поведения в ответ на определенные раздражители. В классе бихевиоризм часто связывают с «поощрением» или положительным подкреплением.

Согласно Зирполи (2005), основные принципы или философские основы бихевиоризма таковы:

Модель бихевиоризма
  1. Большинству моделей поведения можно научиться.
  2. Большинство моделей поведения зависят от стимула.
  3. Большинству моделей поведения можно научить, изменить или модифицировать.
  4. Цели изменения поведения должны быть конкретными и четко определенными.
  5. Программы изменения поведения должны быть индивидуальными.
  6. Программы изменения поведения должны быть сосредоточены на том, что происходит здесь и сейчас.
  7. Программы изменения поведения должны быть сосредоточены на окружении ребенка (стр. 13).

Как показывают эти философские основания, бихевиоризм сосредоточен на изучении наблюдаемого поведения.

Чтобы получить краткий обзор основ бихевиоризма и его современного влияния на образовательную практику, посмотрите прилагаемый видеоролик «Бихевиоризм». Во время просмотра видео подумайте о вопросах, которые необходимо рассмотреть, чтобы улучшить свое понимание видео.

  1. Чем бихевиоризм отличался от других теоретических взглядов?
  2. Кто были два ключевых исследователя бихевиоризма?
  3. Какое применение бихевиористского обучения в классе упоминается?
  4. Какие примеры прямого обучения в классе?
  5. В классе, использующем бихевиоризм, обучение ориентировано на ученика или на учителя? Почему?

Как показано в видео, эксперименты Павлова демонстрируют три основных принципа бихевиоризма: предъявляли один и тот же стимул вместе с едой несколько раз.

  • Поведение должно быть наблюдаемым. Павлов смог продемонстрировать свои выводы, потому что он мог наблюдать слюноотделение собак в ответ на определенный раздражитель.
  • Любое поведение является результатом как стимула, так и реакции. Стимул не вызывал никакой реакции у собак до тех пор, пока он не был связан с едой, на которую собаки естественным образом реагировали повышенным выделением слюны (Brau, Fox, & Robinson, 2022, стр. 1).
  • В результате своих исследований Павлов выиграл 1904 Нобелевская премия по физиологии и медицине.

    Джон Б. Уотсон (1878 – 1958)

    Опираясь на работу Павлова, Уотсон утверждал, что процесс классического обусловливания способен объяснить все аспекты человеческой психологии. На самом деле он утверждал, что индивидуальные различия в поведении просто объясняются разным опытом обучения (McLeod, 2014). Основываясь на этом убеждении, он однажды сказал:

    «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его». ему стать любым специалистом, которого я выберу, — доктором, адвокатом, художником, торговцем и, да, даже нищим и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призвания и расы его предков» (Watson, 1924, стр. 104).

    Возможно, наиболее известный своим «Экспериментом с Маленьким Альбертом». Уотсон намеревался продемонстрировать, как определенный опыт обучения может формировать поведение человека в 1920 году. раздражители. Работая с его партнером, Уотсон и Рейнер наблюдали за реакциями маленького Альберта и заметили, что на него не оказывали неблагоприятного воздействия различные раздражители. Однако, когда специфический раздражитель (белая крыса) сопровождался внезапным громким звуком, маленький Альберт вздрогнул и заплакал. Приучив маленького Альберта бояться белой крысы путем многократного сочетания крысы с шумом, Уотсон и его партнер смогли продемонстрировать, что классическое обусловливание можно использовать для создания фобии (McLeod, 2014).

    Посмотрите следующий видеоролик, в котором представлен обзор эксперимента. Во время просмотра видео используйте Вопросы для размышления в качестве руководства.

    • Как вы думаете, насколько этичным был этот эксперимент?
    • Что вы узнали о классическом обусловливании в результате этого эксперимента?
    • Как вы думаете, будет ли разрешен такой эксперимент сегодня?
    • Каковы последствия исследования Уотсона бихевиоризма?

    Сегодня эксперимент с Маленьким Альбертом не считался бы этичным. Однако эксперимент продемонстрировал, что, контролируя окружение Альберта, его поведение изменилось. Тем самым демонстрируя, что обучение имело место.

    Б. Ф. Скиннер

    Скиннер наиболее известен своей концепцией оперантного обусловливания. Основываясь на своем эксперименте с ящиком Скиннера, Скиннер смог определить следующее:

    • Оперантное обусловливание — это вознаграждение за часть желаемого поведения или случайное действие, приближающееся к нему.
    • Оперативной реакцией будет нажатие на стержень, чтобы получить пищевую таблетку.
    • Поощрение – это сами пищевые гранулы.
    • Наказание — это последствие, подавляющее реакцию и уменьшающее вероятность ее появления в будущем (например, получение удара током за нажатие на планку для получения пищевой гранулы).

     

    Скиннер сказал: «То, что мы называем приятным, возбуждает или укрепляет наше поведение» (Скиннер, 19 лет).72, с. 74). Проводя исследования на животных, Скиннер пришел к выводу, что и животные, и люди будут повторять действия, приводящие к благоприятным результатам, и подавлять действия, приводящие к неблагоприятным результатам (Shaffer, 2000). Следующее изображение, купленное Standridge (2002), демонстрирует концепцию оперантного обусловливания.

    Другими словами, мы являемся теми, кто мы есть, на основе полученного нами оперантного обусловливания. Следовательно, Скиннер считал, что поведение отдельного человека можно сформировать или обусловить, если использовать правильные оперантные реакции и подкрепления.

    Чтобы увидеть пример работы Скиннера на практике, посмотрите следующий видеоклип и ответьте на направляемые вопросы.

    • Как в видео применяется положительное подкрепление?
      Как вы думаете, шоколад действительно эффективное средство? Является ли это действительным примером оперантного обусловливания?
    • Допустимо ли «менять» поведение других?
    • Каковы последствия этого видео, когда дело доходит до бихевиоризма?
    • Как вы могли бы применить то, что узнали о работе Скиннера, в своей будущей профессиональной деятельности?