Приемы формирования мотивации к учебной деятельности: Приемы и методы повышения мотивации к обучению | Материал (3 класс):

Приемы и методы повышения мотивации к обучению | Материал (3 класс):

Приемы и методы   повышения мотивации к обучению

«Интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

 Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

  • материал урока должен  быть интересен детям;
  • согласование расписания с особенностями возраста;
  • согласование темпа урока со скоростью работы всех детей
  • (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей).

 Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них — разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму.  — Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же  условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

  • Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
  • Работа в группах и парах.
  • Применение ИКТ на уроках
  • Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  • Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  • Позитивная психологическая атмосфера урока.
  • Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
  • В обучении должны создаваться возможности для творчества.
  • Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия: обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным; поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; использовать эффективную поддержку детских инициатив, ободрять учеников при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к учебному труду заботиться о разнообразии методов и приемов обучения.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» — специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Метод «Ситуация успеха» — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.

Метод «Соревнование» — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.

Метод создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.

Таким образом, нами были рассмотрены методы формирования учебной мотивации.

Приемы повышения интереса к учебному материалу.

 На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.

Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого использую приём «Привлекательная цель».

 Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.

 Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя — рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель — узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.

1 вариант. В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)

2 вариант. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно — тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».

Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование».

Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи».  Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  — Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

           Прием  «Верные — неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

 Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные

             Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать

Приём “Да-нетку”.  “Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использование игровых приемов.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.

Сюда относятся:

  • задачи в стихах,
  • задачи-смекалки,
  • задачи-шутки,
  • драматизированные игры,
  • интересные факты,
  • ребусы, головоломки,
  • кроссворды и многие др.

Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала — ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.

Приемы повторения пройденного на уроке.

 На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Использую разные приёмы, чтобы, выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражал полученное на уроке знание.

Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.

Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.

Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.

Прием «Повторение с одновременным контролем». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.

На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности, как работа в паре «ученик — ученик».

Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.

На уроке предлагаем ученикам поменяться тетрадями, проверить и исправить ошибки в работах друг друга. Дети уже не играют в «учителей» и «учеников». Они участвуют во взаимопроверке какого-либо учебного продукта: самостоятельной работы, домашнего задания.

           Проверка домашнего задания тоже может проходить в необычной форме. Выученное дома стихотворение, ученики рассказывают друг другу в парах. Оценивают. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля и взаимоконтроля постепенно увеличиваю.

 Приём «Открытые задания.» Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

   Для включения ребёнка в активную познавательную деятельность даются «открытые домашние задания (по А.В. Хуторскому) — связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся. Например, подготовить сообщение о своем домашнем питомце; просмотреть периодическую печать, телепередачи и подготовить сообщение о любимом виде спорта; работа над проектом «Сколько должен весить твой портфель?».

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

 Использование дифференцированных заданий. На различных этапах урока часто использую и другие формы и методы деятельностного подхода, повышающие учебно-познавательную мотивацию школьников.

Дифференцированные задания в значительной мере способствует активной мыслительной деятельности всех учеников, независимо от их способностей и возможностей, тем самым повышают учебно-познавательную мотивацию.

Под уровневой дифференциацией обучения понимается разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины.

Необходимо включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Задания по всем предметам представляются как разно уровневые, позволяющие не затормозить развитие «сильных» учащихся и помочь «слабым» преодолеть трудности обучения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других (учителя или сверстников), т.е. в зоне ближайшего развития. Более того, наличие содержания обучения, расширяющего границы программных требований, позволяет обеспечить и перспективное развитие учащихся.

Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках

Даже самые старательные и целеустремлённые ученики без энтузиазма относятся к  словарным диктантам и тестам.

  • Для появления интереса у школьников к этим небольшим контрольным работам можно использовать следующий педагогический приём. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. 8-10 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работ,  которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, тоже даётся шанс:  на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в  «Кассу успехов».
  • Ещё один вариант контрольных работ – зашифрованные диктанты.  Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др.
  • Оценка – не отметка  Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

            Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля —  сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно  вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования  смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Игровые приемы формирования учебной мотивации


База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации

Игровые приемы формирования учебной мотивации.
Стремление учиться заложено в самой природе человека. В начале своей школьной жизни, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы “доставить радость родителям”, “хочу больше знать”, “на уроке интересно”. Ребенок получил оценку “5”. Часто можно услышать: “Вот мама будет рада, расцелует меня”. Наверное, в любом классе на предложение учащимся: “Поднимите руки те, кто хотел бы учиться хорошо”, поднимется лес рук. Желание есть. Учителю необходимо организовать процесс обучения так, чтобы желание не угасало, иначе говоря обеспечить устойчивую мотивацию к учению.

В ходе учебного процесса каждый учитель сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей.

Одна из причин этого видится в различном уровне сформированности учебной мотивации.

Известно, что научить — это дать учащимся знания, умения и навыки, однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний.

В начальных классах очень важно у детей развить самостоятельность. Самостоятельность учащихся — залог их успешного обучения в среднем звене. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности младшего школьника зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Основными условиями проявления самостоятельности являются:

— Учет учителем степени сформированности учебных умений ребенка.

— Мотивированность учебного труда. Мотивация учения обеспечивается четким представлением учащимися о нужности и значимости выполняемой ими работы.

— Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником.

Мотивировать детей на учебную деятельность — значит так затронуть их интересы, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе.

Главное помочь получить им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности.

Для формирования положительной мотивации используют различные приемы: подбор интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения. Подбирают задания, которые требуют конкретного ответа.

Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных  стремления к поиску.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.

Формирование внутренних мотивов ведется через организацию учебной деятельности:

– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

– подача учебного материала в игровой форме, через сказочного посредника;

– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных мероприятиях;

Такие занятия очень нравятся детям. Они смеются и огорчаются вместе с персонажами, готовы всегда прийти на помощь любимому герою. Герои становятся образцом для подражания, а это позволяет оказывать влияние на детей, формировать их нравственное поведение.

– создание ситуации успеха через выполнение заданий;

Если ребенок в настоящий момент не находится в ситуации успеха в учебной деятельности, нужно помочь ему реализоваться в чем то другом, создать ситуацию успеха для него. Это может быть организующая деятельность, уход за комнатным растением в зеленом уголке.

– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, проектная деятельность, игровые программы, выставки, детские научно-практические конференции, экскурсии заочные и настоящие. На экскурсии в природу ребенок имеет возможность рассмотреть, потрогать руками, понюхать цветок и испытать радость от увиденной красоты.

Дети этого возраста испытывают потребность в ярких, красочных событиях. Вся работа с детьми должна развивать творчество, фантазию, побуждать к активным действиям, развивать эстетический вкус, создавать условия для раскрытия способностей ребенка.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Приемы, которые можно использовать для повышения интереса к учебному материалу:

1.

Прием «Отсроченная отгадка».

В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта в конце или на следующем уроке.

2. Приём «Фантастическая добавка». Дети любят фантазировать, нужно дать им такую возможность и на уроке.

Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

РАСУСТ /страус/ ДУЗЕМА /медуза/ КУТИЛА /улитка/ КРИКОЛ /кролик/

3. Приём «Удивляй». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Пример. Начальная школа. Введение в «Натуральные числа». Попросить детей назвать самое большое число. Дети после ряда попыток и рассуждений с удивлением обнаруживают, что это сделать невозможно.

4. Приём «Лови ошибку». Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку, но и доказать почему ошибка и как её исправить.

На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.

5. Прием “Свобода выбора”. На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из учебника. Прием безотказный – дети довольны тем, что вправе сами сделать выбор.

6. Прием “Драматизации и театрализации”

В учебниках много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Можно разыграть сценки на учебную тему по любому предмету.

7. Прием “Да-нетка” — универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга. Дети отгадывают персонажа сказки, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

8. «Уроки – игры». При проведении “уроков-игр” дети чувствуют себя намного увереннее и на основных уроках, у них уходит боязнь школы, дети становятся организованнее, лучше принимают учебную задачу. Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции.

9. Групповые задания. Дети любят работать вместе. Каждый получает определенное задание в группе и старается выполнить свое задание качественно, чтобы не подвести своих товарищей. В группах дети учатся общению, чуткому отношению друг к другу, приобретают навыки работы в коллективе.

Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование. Прием “Найди красивые…” Например: Найди у себя самую красивую букву, самую красивую цифру,…

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Нужно создать такие условия, при которых дети будут чувствовать, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.

Составитель: Е.В. Медведева.

Каталог: data
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа дисциплины «Российский и мировой рынок pr»
data -> Программа дисциплины «Методы исследований в психологии и образовании»

data -> «высшая школа экономики»
data -> Методическая работа по аспектам Business English и Banking Transactions Список учебно-методических материалов 2007г
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
data -> Программа дисциплины теории личности для направления 030300. 62 «Психология»
data -> Программа дисциплины «Современные концепции личности»


Скачать 61.75 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

классных занятий | Учебно-ресурсный центр GSI

Исследования показывают, что, когда учащиеся взаимодействуют друг с другом в учебных задачах, они лучше запоминают материал и понимают, как более эффективно применять и расширять свои новые знания. Кроме того, этот подход способствует обучению студентов из разных слоев общества и разных стилей обучения. Стратегии активного обучения также просто более интересны как для преподавателя, так и для студентов. Некоторые виды можно приготовить с относительно небольшой подготовкой; другие требуют более тщательной логистической подготовки.

Чтобы эффективно использовать методы активного обучения, продумайте цели обучения, которые должны быть достигнуты учащимися, и выберите подходящее занятие. Обязательно заранее спланируйте логистику мероприятия. Вам также необходимо оценить, сколько времени внеклассной подготовки и времени в классе займет у учащихся деятельность. (GSI часто недооценивают, сколько времени в классе требуется для занятия. ) Наконец, как вы завершите задание после того, как учащиеся выполнили свою часть?

Ниже приведены методы активного обучения, которые вы можете использовать в своей секции.

Совместное обучение
Дебаты в классе
Ролевые игры
Примеры из практики
Творческие сценарии и моделирование

Совместное обучение

Впервые разработанное на уроках физики, взаимное обучение может быть адаптировано для ряда других дисциплин.

Задачи
  • Переместить место преподавания и обучения от инструктора к ученикам.
  • Чтобы учащиеся связывали или применяли понятия, объясняя другому учащемуся или пытаясь убедить другого учащегося.
  • Чтобы позволить учащимся оценить свое понимание объяснения преподавателя.
  • Чтобы перевести учащихся на более высокий уровень обучения, который выходит за рамки забот о том, что нужно запоминать.

Описание

Преподаватель вводит вопрос, который требует от студентов решения проблемы, используя непосредственные материалы курса, и дает несколько альтернативных ответов: 1, 2 и 3. (Это упрощенная версия. Многие преподаватели используйте для этого электронную систему ответов в классе, такую ​​как iClickers, или приложение для телефона.) Учащиеся поднимают руки, указывая, какой вариант, по их мнению, лучше всего отвечает на вопрос. Затем студентов просят поработать в парах, каждый студент пытается убедить другого в своем объяснении ответа. Через одну минуту преподаватель снова собирает класс и снова опрашивает класс. Обычно наблюдается некоторый сдвиг в сторону правильного ответа, показывающий, что учащиеся, получившие его, эффективно научили тех, кто этого не сделал в первом опросе. Вы можете завершить это упражнение, попросив кого-нибудь объяснить правильный ответ. Все будут любопытны и захотят сверить записи с теми, кто правильно это обосновал. Конечно, если в объяснениях учащихся все еще есть пробелы, вы должны заполнить их.

Пример

Алексей Филиппенко, профессор астрономии, спрашивает: «Почему Солнце светит?»

  1. Ядерные реакции в центре высвобождают энергию.
  2. Химические реакции: Солнце «горит».
  3. Медленное гравитационное сжатие высвобождает энергию.

Студенты поднимают руки, когда их просят, указывая на выбор ответа 1, 2 или 3. Профессор Филиппенко по поднятию рук примерно знает, сколько студентов не знают ответа и могут нуждаться в дополнительных инструкциях. Следующий шаг — не говорить им ответ, а попросить каждого студента обратиться к партнеру, чтобы объяснить, почему он или она выбрали 1, 2 или 3. После одной минуты взаимных объяснений и убеждений профессор Филиппенко повторяет вопрос еще раз. поднятие рук. В целом те, кто правильно ответил на вопрос, смогли убедить своих партнеров в правильности своего ответа. Однако некоторое недопонимание может остаться. Затем профессор Филиппенко дает правильный ответ с пояснением, или у него есть несколько студентов, дающих объяснение.

Дебаты в классе

Цели
  • Поощрение учащихся к организации своих мыслей критическим или аргументированным способом, учитывающим сложность вопросов и существование альтернативных и противоположных точек зрения.
  • Повысить навыки публичных выступлений и презентаций учащихся, в том числе способность быстро соображать на ходу.
  • Развить исследовательские навыки учащихся и дать им возможность приобрести опыт в конкретном предмете.

Описание

Этот метод можно использовать как в больших, так и в малых группах. В любом случае часто лучше всего начинать с краткого обсуждения в классе вопросов, связанных с темой дебатов. Это обеспечивает контекст для дебатов, понимание затронутых подпроблем и меру классовых настроений по этим проблемам. В это время инструктор также должен разъяснить правила дебатов, включая время, отведенное каждой стороне, и правила выступления. (Несколько веб-сайтов предлагают форматы и правила для различных видов дебатов.) Если используется формат малых групп, разделите класс на группы и дайте им время для выбора темы и решения. (Дебаты часто выигрываются или проигрываются из-за формулировки резолюции, поэтому важно, чтобы учащиеся имели некоторую свободу действий при выборе этой формулировки. ) После того, как стороны и резолюция определены, учащимся потребуется время для подготовки своих аргументов и стратегий. . Если класс проводит дебаты в большой группе, инструктор обычно выступает в роли модератора. В этом случае обеим сторонам также должно быть предоставлено некоторое время для выработки своих позиций и стратегий аргументации до начала дебатов. В формате малых или больших групп учащимся может быть предложено аргументировать свои собственные убеждения или против них, в зависимости от целей преподавателя. Точно так же преподаватель может выбрать, чтобы студенты аргументировали сначала утвердительную позицию, а затем отрицательную. Некоторые преподаватели предпочитают подводить итоги дискуссии в конце; это может прояснить представленную информацию и направить учащихся на то, чтобы сосредоточиться на ключевых моментах, полученных в упражнении. Другие преподаватели воздерживаются от обобщения вклада студентов, тем самым сохраняя разнообразие мнений и точек зрения, высказанных в ходе дебатов.

Примеры

На курсе американской политической истории класс обсуждал относительные достоинства статей Конфедерации и Конституции. Когда дискуссия начала поляризоваться и накаляться, инструктор решил формализовать процесс в виде дебатов. Она разделила класс примерно пополам в зависимости от их позиции по этому вопросу. Студенты с одной стороны вопроса сидели вместе на одной стороне комнаты, а студенты с противоположной точкой зрения сидели на другой стороне. Студентов попросили аргументировать позицию, противоречащую их собственным убеждениям, потому что преподаватель хотел, чтобы они лучше ознакомились с аргументами другой стороны. Им дали полтора урока для совместной работы над своими стратегиями и аргументами, а дебаты длились один урок. Дебаты проходили в соответствии с упрощенной версией Правил порядка Роберта, а учитель выступал в качестве председателя. (Нажмите, чтобы узнать больше о правилах порядка Роберта.)

Точно так же на курсе статистики преподаватель поощрял класс обсуждать конкурирующие методы решения определенных видов задач. Классу было позволено поляризоваться, а затем он был официально разделен, чтобы дать ученикам время для совместной работы над подготовкой своих аргументов. Затем их собрали в полуформальной дискуссии, чтобы обсудить, какой метод лучше.

Наконец, на курсе устной аргументации студентам обычно предлагалось провести два дебата. В первых дебатах они спорили один на один; во втором они обсуждали два на два. Им было разрешено выбирать свои собственные темы и решения, оба из которых должны были быть одобрены преподавателем, но они работали над своими аргументами вне класса. Студентам давали две недели после того, как они выбрали свои решения, прежде чем начать дебаты в классе. Если студент обсудил утвердительную сторону вопроса в первой дискуссии, от него или нее требовалось принять отрицательную сторону в следующий раз, чтобы понять различные аргументы и стратегии другой стороны.

Ролевая игра

Ролевая игра может проводиться всем классом или небольшими группами, чтобы дать учащимся возможность лучше понять различные ситуации и точки зрения.

Задачи
  • Повысить осведомленность учащихся о взаимосвязи знаний и тонкой сложности ситуации.
  • Включить аффективное обучение, а также когнитивное понимание.
  • Чтобы расширить личный опыт, разыгрывая ситуацию.

Описание

Инструктор начинает с описания контекста и ситуации в этом контексте. Студентам либо даются роли, либо им разрешается выбирать их. Учащимся дается время на подготовку, прежде чем они берут на себя свои роли и разыгрывают ситуацию. Некоторые преподаватели добавляют к ситуациям студентов-наблюдателей. Эти наблюдатели не разыгрывают роли в ситуации, но они наблюдают и анализируют действия актеров и обеспечивают обратную связь как с актерами, так и с инструктором и классом. Ролевые игры могут использоваться даже в областях, которые не связаны с людьми напрямую: например, учащиеся могут играть роли клеток, молекул, экономических сил и абстрактных философов в дополнение к историческим фигурам или литературным персонажам.

Примеры

На вводном уроке биологии преподаватель использовал ролевые игры, чтобы помочь учащимся более активно понять образование белковых цепей. Класс был разделен на группы, и каждой группе поручили играть роль определенного типа атома. Группы должны были изучить поведение этих атомов, а затем разыграть их в классе. Как только ролевая игра начиналась, одни атомы соединялись с другими под определенными углами, образуя простые молекулы. Другие атомы будут отталкивать друг друга и затруднять получение определенных образований. Простые молекулы будут превращаться в более крупные, и в конечном итоге разовьются белковые цепи.

В курсе физики маленький шарик стал электроном. Электрон передавался от одного студента к другому, чтобы продемонстрировать перенос электрона и окисленное/восстановленное состояние. Позже в ходе курса студенты смогли назвать компоненты цепи переноса электронов, которые они построили, пропуская электрон.

На курсе Шекспира студенты в течение нескольких недель интенсивно изучали пьесы Шекспира. Затем они выбирали сцены и роли из набора сцен, отобранных инструктором. Они проанализировали выбранных ими персонажей, а затем разыграли сцену для класса. Наконец, они написали короткое эссе, объясняющее мотивы, которые они приписывали своим персонажам.

Тематические исследования

Цели
  • Способствовать интуитивному и комплексному пониманию сложных взаимосвязанных вопросов.
  • Чтобы побудить студентов интегрировать теорию с практикой.
  • Оживить материал, сделав его конкретным и соотнеся с живым миром.

Описание

Студентам даются конкретные примеры для изучения, которые иллюстрируют общие теории, изложенные в курсе. Студентов могут попросить написать анализ случая, сообщить о нем устно или подготовиться к подробным вопросам от преподавателя.

Примеры

На уроке методологии физики студенты получили неподписанные исследовательские отчеты известных физиков. Их разделили на группы и попросили критически оценить методы исследования, использованные в представленных им случаях. Каждая группа устно представила свои результаты в классе. Только в конце упражнения студенты узнали имена исследователей.

На уроке политологии, после раздела по стилям правления, классу были даны биографии ряда правителей. Класс был разделен на группы, и каждой группе была дана биография. Каждая группа должна была определить, какой стиль управления использовал лидер и был ли он эффективным стилем руководства в соответствии с критериями, изложенными в лекции.

Творческие сценарии и симуляции

Творческие сценарии и симуляции могут использоваться, чтобы сделать учащихся более активными в обучении и улучшить их исследовательские навыки.

Задачи
  • Поощрять учащихся экстраполировать информацию, выходящую за рамки информации, которую они получают в классе.
  • Стимулировать творческое и оригинальное мышление, предлагая учащимся взглянуть на свои знания с новой точки зрения.
  • Способствовать лучшему пониманию взаимозависимости теорий и фактов.

Описание

Креативные сценарии и симуляции связаны тем фактом, что оба они основаны на предположениях, не соответствующих действительности. Кроме того, оба часто сочетают в себе несколько аспектов ролевых игр и тематических исследований. В творческих сценариях учащиеся знакомятся с определенной конфигурацией знаний и реальности. Затем преподаватель указывает гипотетическое изменение этой конфигурации и просит учащихся обсудить влияние этого изменения на конкретную интересующую область. В симуляциях учащиеся помещаются в ситуации, которые создаются по аналогии с «реальными» ситуациями, представляющими интерес для курса. Затем студентов просят разыграть симуляцию, как если бы она была реальной.

Примеры сценариев

На занятии по общественному здравоохранению в больницах класс изучал различные факторы, влияющие на экономику их работы. Затем классу было предложено выяснить, как повлияет на эту экономику, если завтра будет разработана дешевая вакцина против СПИДа.

Учащиеся на уроке географии изучали воздействие ядерной радиации на экосистемы. Их попросили предсказать, каковы были бы последствия, если бы Чернобыльский реактор расплавился в грунтовые воды под активной зоной реактора.

Примеры моделирования

Студенты бизнес-класса изучали предпринимательство. В качестве финального проекта на семестр их попросили смоделировать, как они собираются основать собственную компанию. Студентов разделили на группы и сказали, что у них есть определенная сумма венчурного капитала для работы. Затем они предприняли любые шаги, которые сочли наиболее разумными, чтобы основать собственную компанию и превратить ее в прибыльное предприятие. Они должны были разработать всеобъемлющий план, который включал, какой продукт они будут производить, кто будет его производить, сколько это будет стоить, как они будут финансировать производство, как они будут нанимать персонал, как они будут продавать свой продукт и как они будут управлять. их компания. На одном занятии профессор договорился с частной венчурной компанией о фактическом предоставлении финансирования в указанной сумме группе, которая предложила наилучший план.

Студентов инженерного класса старшего дивизиона попросили написать свои окончательные проекты, как если бы они были отправлены в журнал для публикации, чтобы попрактиковаться в профессиональном письме в рамках дисциплины. Им было разрешено выбирать, в какой журнал они хотели бы представить свои результаты; затем они должны были изучить этот журнал, чтобы узнать, какие статьи он принимает и каковы правила, касающиеся формата и представления. Наконец, они написали свою статью, следуя стандартам, которые они сами открыли.

На уроках математики ученики часто играли в Math Jeopardy вместо викторины. Преподаватель предоставил список из трех математических тем, таких как «Дурацкие интегралы», «Простые доказательства» и «Пределы», а также одну нематематическую тему, такую ​​как «Беседы о районе залива» или «Знаменитые мертвые рок-звезды». Математическим вопросам присваивалась долларовая стоимость 10, 25, 50 или 100 долларов, а вопросы, не связанные с математикой, стоили 1, 5, 10 или 15 долларов. Студенты по очереди выбирали вопросы, затем всем давали несколько минут, чтобы записать ответ. Игра заканчивалась после того, как были выбраны и даны ответы на десять вопросов. Преподаватель нашел эту игру полезной не только как забавный инструмент обучения для студентов, но и как информационный инструмент для его обучения. Если все по одной теме быстро исчезало, то он был уверен, что студенты поняли этот предмет. Если еще одна тема оставалась практически нетронутой, то он знал, что ему нужно обсудить в следующем разделе.

В старших классах биологии учащиеся должны были читать журнальные статьи индивидуально или в малых группах. Затем их попросили разработать следующий этап экспериментов, которые будут способствовать развитию этой темы исследования, и представить свою работу в виде заявки на мини-грант.

10 способов поддержать мотивацию учащихся

Добро пожаловать в новый выпуск журнала The Educationalist! Я подумал, что было бы неплохо посвятить выпуск этой недели теме, которая постоянно держит нас в уме, как педагогов: мотивация учащихся. Хотя большая часть ответственности, конечно же, лежит на самих студентах, существует множество аспектов дизайна нашего курса, с помощью которых мы можем поощрять и поддерживать их мотивацию и вовлеченность на протяжении всего курса, а иногда и вне его. Я поделюсь несколькими идеями и, как обычно, предоставлю ресурсы для дальнейшего чтения и вдохновения. Я надеюсь, что вы найдете его полезным, и я с нетерпением жду ваших советов по повышению мотивации учащихся.

  1. Заинтересуйте учащихся темой вашего курса; независимо от того, является ли это обязательным или факультативным курсом, постарайтесь убедиться, что они понимают актуальность того, что вы преподаете, для их повседневной жизни; не забудьте привести множество примеров , чтобы проиллюстрировать ваши более абстрактные идеи или концепции, и попросите их придумать свои собственные примеры; это поможет им сформулировать собственное значение тем, которые вы преподаете;

  2. Поставьте четкие цели обучения , убедитесь, что они достижимы в отведенное время, и разработайте эффективный способ их мониторинга; привлекать к этому процессу студентов , если это возможно; вы будете удивлены, как повысится уровень их вовлеченности и мотивации;

  3. Разработайте осмысленную структуру своего курса; убедитесь, что ученики понимают динамику вашего класса и знают, что от них ожидается. План каждого занятия строго, уделяя особое внимание целям обучения и управлению временем; но также планируйте непредвиденное, будьте гибкими, всегда имейте «план B ». Студенты это оценят и останутся «на борту». Раскадровка — полезная техника для планирования вашего курса; вы можете найти некоторые предложения здесь;

  4. Предложите своим ученикам поддержку, в которой они нуждаются. Делайте это систематически (т. е. в рабочее время, регулярная обратная связь и т. д.), но также будьте спонтанны и реагируйте на их потребности. Показывать нашим ученикам, что мы заботимся о них, можно разными способами, и это так важно! Вы можете найти некоторые идеи и ресурсы здесь;

  5. Дайте учащимся контроль над своим обучением. Это не означает, что вы больше не контролируете свой курс; он просто позволяет учащимся играть центральную роль в своем обучении, участвовать в постановке целей и, в определенной степени, средств их достижения. Вы по-прежнему являетесь тем, кто разрабатывает учебный план, но привлечение учащихся к выбору деятельности или критериев оценки заданий со временем только повысит их мотивацию;

  6. Попробуйте заинтересовать студентов различными способами на протяжении всего курса. И убедитесь, что все студенты вовлечены определенным образом. Для этого вы можете поручить им или позволить им взять на себя определенные роли, например: модератора обсуждения, комментатора, ведущего заметки, эксперта по определенному вопросу, фасилитатора группы и т. д. Вы можете попробовать активные методы обучения, такие как «Проблема». -обучение на основе проектов или обучение на основе проектов;

  7. Поощрение внутренней мотивации, а не внешней . Поощрения важны, но еще важнее в долгосрочной перспективе научить студентов сохранять мотивацию, развивая интерес к теме и желание углублять свои знания;

  8. Один из способов переориентировать их на внутреннюю мотивацию — побудить учащихся задуматься о собственном обучении. Упражнения на самоанализ — в устной или письменной форме — могут проводиться в конце каждого занятия (кратко), в конце одного задания и/или в конце курса. Научите своих учеников размышлять о том, что они узнали, что еще неясно, как они относятся к динамике класса, каковы движущие факторы и препятствия для их обучения и т. д. Здесь вы можете найти некоторые идеи и ресурсы;

  9. Создайте учебную среду , которая побуждает учащихся быть открытыми и пробовать новые вещи, не опасаясь последствий, которые могут повлиять на их оценки. Научите своих учеников учиться на неудачах, а не бояться их. Обучайте их в духе позитивного соперничества, но также убедитесь, что они понимают ценность подлинного сотрудничества;

  10. Приложите реальные усилия, чтобы узнать своих учеников . Чем лучше вы понимаете их опыт и интересы, тем лучше вы сможете адаптировать свой курс в соответствии с их ожиданиями и дать им положительный опыт обучения. Проявляйте интерес к их историям и увлечениям; попробуйте, если возможно, включить их в свои классы. И не бойтесь, когда это уместно, делиться своими историями. личная связь между учителем и учениками остается одним из сильнейших мотивационных факторов.

Если вы хотите узнать больше о том, как заинтересовать учащихся и создать условия для их мотивации, я рекомендую следующие ресурсы:

  • Мотивация студентов, Университет Вандербильта — подробное руководство о том, как мыслить о мотивации студентов, как поощрять и поддерживать наших студентов, чтобы они оставались мотивированными; он включает в себя несколько очень полезных практических стратегий, а также некоторые теоретические соображения;

  • Пять ключей к мотивации студентов – обзор практического значения исследований мотивации для нашей педагогической практики;

  • Пять способов заставить учащихся думать об обучении, а не об оценках — несколько идей о том, как можно изменить структуру курса, чтобы сделать учащихся более мотивированными и менее ориентированными на оценки;

  • Стратегии помощи учащимся в мотивации самих себя – полезные советы о том, что мы, как преподаватели, можем сделать, чтобы помочь учащимся мотивировать себя;

  • Создание условий для мотивации учащихся – что могут сделать образовательные учреждения, чтобы создать условия для большей внутренней мотивации учащихся?

  • 21 Простые идеи для повышения мотивации учащихся — краткие советы, которые вы можете использовать в классе для мотивации учащихся;

  • Улучшение обучения с помощью энтузиазма, упорства и пота — несколько мыслей о том, как помочь учащимся расти как ученикам во время изучения материала.