Примеры учебной деятельности – Виды учебной деятельности учащегося

Содержание

Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихсяэто способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллектив ной формы-работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы — вот типичный пример такой формы учеб ной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.

Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах.

При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая форма организации учебной деятельности. В том и другом случае группа в каждый момент времени работает совместно.

Перед группой или классом может выступать учитель, родитель, директор школы, член группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и недифференцированными.

Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Предельное число группы учащихся установить трудно, но минимальное — два человека.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся — это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в XX в. в России. Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Соответственно и отношение к учебной деятельности у учащихся вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.

Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения. должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.

В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультанта). Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждаются в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечая современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

  1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

  2. Разделение труда, функций и обязанностей.

  3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

  4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

  5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

  6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

studfile.net

Учебная деятельность. Виды учебной деятельности. Организация учебной деятельности :: SYL.ru

Перед педагогом, будь то школьный учитель или преподаватель высшего учебного заведения, стоит целый ряд задач, одной из которых является обучение. Помимо этого, он должен, конечно, оказывать влияние на воспитание, культурологическое образование школьников или студентов. Учебная деятельность – одна из первоочередных задач педагога, поскольку именно она формирует по большей части мировоззрение подрастающего поколения, обеспечивая понимание определенных реалий, организации мира, человека и общества.

В чем цель

На первый взгляд, данный вопрос кажется неуместным, поскольку даже в корне слова «учебная» кроется ответ на него. Однако, как часто бывает, здесь все далеко не просто. Учебная деятельность отнюдь не заключается в системном изложении программного материала, которое бы обеспечило минимальное усвоение учеником тех или иных знаний. Дело не столько в том, чтобы изложить информацию, сколько в том, чтобы научить ребенка искать ее, пользоваться ею, систематизировать и анализировать самостоятельно. Таким образом, в отношении учебной деятельности можно говорить о некоем двустороннем процессе, в котором задействованы и педагог, и ребенок.

Основа школьного образования

Вполне очевидно, что именно учебная деятельность составляет основу, представляет главенствующий принцип системы школьного обучения, ведь именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Конечным же результатом данного процесса должно всегда являться формирование полноценной личности, способной к анализу ситуаций, решению поставленных задач, взаимодействию с социумом. По окончании школы ребенок должен овладеть всеми необходимыми знаниями, навыками и умениями, которые обеспечат ему нормальное существование в дальнейшем. Именно учебная деятельность способствует этому процессу в наибольшей мере.

Что для этого нужно

Успешное осуществление данного процесса попросту невозможно без наличия некоторых факторов. Прежде всего, конечный результат учебной деятельности зависит от компетентности преподавателя, ответственного за сознание детей. Для этого он должен обладать целым набором качеств, способствующих успешности данного процесса.

В неменьшей степени, конечно, успех зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика и класса или группы, от атмосферы в ней.

Мотивация учебной деятельности — самый первый и главный ключ к успеху. Поскольку ребенок лучше всего воспринимает именно ту информацию, которая ему интересна. Способов мотивации существует масса, начиная от нестандартного вида и поведения учителя и заканчивая задействованием специального оборудования.

Почему же мотивация столь важна

По большому счету, затрагивая эту тему, следует говорить об организации учебного процесса в целом. Как уже упоминалось ранее, именно заинтересованность школьников в обучении должна быть первоочередной задачей каждого учителя. Добиться же этого далеко не просто, поскольку есть целый ряд факторов, препятствующих достижению данной цели. К примеру, одним из самых распространенных можно назвать неправильную организацию самих занятий. Сюда можно отнести нерационально составленное расписание или неподходящую продолжительность урока.

Мотивация учебной деятельности требует и формирования определенной атмосферы в классе, поскольку детям очень свойственно постоянно отвлекаться, отказываться от обучения и всячески препятствовать этому процессу.

Учитель в таком случае должен не только заинтересовать школьника, но и объяснить ему, насколько важна тема, которая изучается на данном уроке. Учебная деятельность детей может быть простимулирована, к примеру, постановкой проблемной ситуации или распределением заданий для самостоятельной работы.

Конкретика

Теперь, когда вкратце описаны некоторые общие положения, поговорим о конкретных примерах реализации учебной деятельности на уроках в школе. Каждый педагог должен быть знаком с данными техниками для успешного осуществления работы.

Характеризуя виды учебной деятельности, начать следует с вовлечения ученика в сам процесс. Ранее уже говорилось, что он должен быть максимально заинтересован в получении знаний. Добиться же можно данного результата путем задействования ребенка. Это может выражаться как в подготовке и зачитывании докладов, так и в полноценном объяснении материала однокласснику. Следует отметить, что в случаях осуществления работы в группах выбор участников особенно важен. В каждом микроколлективе должен находиться и слабый, и сильный ученик. Что же касается самих групп, то они могут быть стабильными в течение всего урока или меняться.

Постановка проблем

Конечно, рассматривая виды учебной деятельности, нельзя забывать и о проблемном. Большинство педагогов склонны полагать, что именно он является наиболее эффективным, хотя и имеет массу подводных камней.

Под данным видом следует понимать постановку определенным проблемных ситуаций, в разрешении которых самое непосредственное участие должны принимать ученики. Если говорить о конкретных примерах, то это может быть создание ситуации, в которой поданный учителем результат не соответствует правильному, или же проблема может быть рассмотрена с обеих сторон. Данный вид обучения требует активного участия в процессе школьников и способствует не только познанию нового, но и формированию речевых, аналитических навыков, что немаловажно.

Дополнительные материалы

Учебная деятельность младшего школьника, так же как и студента, может осуществляться при помощи задействования дополнительных материалов. В отношении студента это может быть привлечение различных интернет-ресурсов, наглядных пособий или нестандартных способов подачи информации (таблицы, схемы, кластеры и так далее). В случае же младшей школы отлично подходят специально разработанные ведущими педагогами техники вроде «Знаю — не знаю — хочу узнать», которые помогают не только определить уровень компетенции ученика, но и обратить внимание на его интересы, склонности.

Хороша в данном случае технология ведения «Бортового журнала», в котором ученики записывают различные факты и установки, определенные на каждом конкретном уроке.

Учебная деятельность младшего школьника подразумевает немного большую степень контроля, поскольку в этом возрасте у детей часто бывают проблемы с дисциплиной. Однако есть и преимущества, заключающиеся в разнообразии применяемых ее видов. Кроме того, дети младшего возраста охотнее участвуют во всевозможных интерактивных, нестандартных формах организации учебного процесса.

Индивидуальная работа

Основы учебной деятельности заключаются в четком понимании учителем того, какой из способов организации необходим в каждой конкретной ситуации. Это может быть фронтальная, групповая или же индивидуальная работа. Начнем, пожалуй, с последней.

Учебная деятельность детей в первую очередь зависит от контакта с учителем, степени доверия ему. В этом отношении индивидуальная работа с каждым конкретным учеником представляет собой идеальный вариант. Такой вид организации лучше всего способствует не только взаимопониманию между учителем и учеником, но и определению способностей, склонностей, интересов, особенностей характера ребенка, знания о которых учителю необходимы.

Тем не менее есть и существенный минус данной формы организации учебного процесса. Прежде всего, это, конечно, фактор времени. Развитие учебной деятельности каждого конкретного члена коллектива требует очень больших как моральных, эмпатических, так и временных затрат. Кроме того, данный способ организации никак не способствует формированию здоровой атмосферы в пределах класса.

Работа в группах

По этому принципу чаще строится учебная деятельность студентов, однако и в школе работа в группах пользуется популярностью. Одним из самых больших преимуществ данного вида является возможность налаживания коммуникации в пределах класса. Кроме того, это как раз тот случай, когда уровень мотивации чрезвычайно высок (особенно если учебная деятельность учащихся имеет соревновательный характер).

Недостаток же этого вида заключается в проблеме с дисциплиной. При работе в группах ученики часто пренебрегают установленными нормами поведения, что довольно сложно координировать учителю. Тем не менее при должном объеме практики эта проблема постепенно сходит на нет.

Фронтальная работа

Наконец мы дошли до последнего вида работы учителя с учениками. В данном случае формирование учебной деятельности осуществляется в отношении всего класса одновременно. Если говорить о конкретных примерах, можно разделить данный вид на два подвида: активную и пассивную деятельность. К первому варианту можно отнести оживленные дискуссии, споры, в которых принимает участие весь класс. Однако в данном случае перед учителем снова встает проблема дисциплины.

Пассивная же организация учебной деятельности может быть представлена проведением контрольных диктантов, сочинений, тестирований и больше заключается в контроле полученных знаний, чем в их получении учениками.

Репродуктивное обучение

Учебный процесс – это не только впитывание учащимися знаний, но и их систематизация, повторение. Для чего идеально подходит репродуктивный метод. Учебно-исследовательская деятельность в данном случае сведена к минимуму: от учеников требуется только корректное запоминание, понимание и воспроизведение полученного материала. Для упрощения задачи в таких случаях используются всевозможные наглядные пособия, призванные усовершенствовать систематизацию информации.

Тем не менее это не обязательно простое повторение материала по предоставленной учителем, предварительно подготовленной схеме. Воспроизведение может опираться и на самостоятельное составление различных кластеров, мозаик и диаграмм. При таком подходе учебная деятельность школьника активизируется в значительно большей мере, что способствует более продуктивному освоению изучаемого материала.

Одним словом, успешность процесса учебной деятельности зависит от педагога в первую очередь. К каждому ученику он должен найти свой собственный подход, определить наиболее интересующие его темы, заметить особенности характера. Все это должно быть умело использовано на уроках.

Формы учебной деятельности должны определяться педагогом в строгом соответствии с качествами не только каждого конкретного ученика, но и всего класса, школы и системы образования в целом.

Такие разные уроки

По большому счету каждый урок состоит из целого ряда трюков, уловок и ухищрений учителя, которые должны быть применены для того, чтобы класс не только работал, но и делал это продуктивно. Знания не должны быть «одноразовыми» и забываться сразу же после выхода из здания школы. Именно поэтому важно, чтобы в пределах каждого урока происходила актуализация знаний, полученных ранее – своего рода повторение пройденного материала. Это поможет закрепить его и переместить в долгосрочную память учеников.

О важности мотивации мы уже говорили ранее, поэтому еще раз останавливаться на данной составляющей смысла нет.

Конечно, каждый урок должен представлять собой получение новых знаний. Даже метка «повторение» не отменяет этой необходимости. Всегда должно быть что-то новое, интересное и познавательное.

Без учителя

Несмотря на огромную роль, которую играет сам педагог в образовательном процессе, учебная деятельность не обязательно должна быть ограничена пределами классной комнаты. Это может быть и самостоятельная работа учеников с дополнительной литературой, источниками в интернете, словарями. Задача учителя в данном случае – скоординировать эту деятельность, направить ее в нужное русло, а главное – поощрить.

Система образования наших дней в существенной мере отличается от той, что была у наших родителей. Если ранее перед педагогом стояла задача именно вложить знания в головы подрастающего поколения, то теперь все обстоит не так. Современная школа работает, скорее, на то, чтобы научить правильному самостоятельному поиску необходимой информации. Всемирная паутина запросто может служить полноценным источником знаний, не просто эквивалентным учителю, но и во много раз превосходящим его. Тем не менее именно работать с этим океаном данных должен научить педагог. Показать, как правильно отделять важное от второстепенного.

Несмотря на это, учитель — прежде всего друг, наставник и в некотором смысле член семьи. И об этом нельзя забывать.

www.syl.ru

Статья по теме: Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.      

ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)

Содержание, виды, методы и формы контроля.
Универсальные учебные действия учащихся (УУД).
Основные виды учебной деятельности учащихся 

(информационно-справочный материал для работы
по разработке рабочих программ и технологических карт урока
в соответствии с требованиями ФГОС)

В связи с постепенным переходом на рабочие программы, соответствующие требованиям ФГОС, перед учителем-предметником возникают определенные вопросы по реализации данных требований, как в рабочих программах, так и в технологических картах уроков. Содержание и структура рабочих программ (ФГОС) значительно отличаются от прежних рабочих программ (ГОС) и требуют от учителя определенного переосмысления материалов теории и методики обучения. Представленный в статье материал может оказать определенную помощь учителю в систематизации теоретических знаний по дидактике, и их практического применения при разработке рабочих программ и технологических карт уроков. Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)»

Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании Методического объединения учителей-предметников естественно-математического цикла школы. Заседание МО было посвящено рассмотрению актуальных вопросов, которые возникают у учителей-предметников при разработке рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержанием контроля в современной школе является комплексная проверка учебной деятельности учащихся, в процессе которой осуществляется усвоение содержания общего среднего образования: формируются знания, обще учебные и предметные ни умения и навыки, развиваются творческие способности, оценочные суждения.

На разных этапах обучения содержание контроля определяется дидактическими задачами, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся

Виды контроля

Видами контроля есть предварительный, текущий, тематический и итоговый

Предварительный контроль проводится перед изучением нового курса или нового раздела курса с целью определения знаний учащихся материала предыдущего учебного года, полугодия. Предыдущая проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях учеников.

Текущий контроль осуществляется учителями в ходе изучения каждой темы. При этом диагностируется усвоения учеником лишь отдельных элементов учебной программы. Учитывая, что полноценное усвоение знаний и умений нельзя обеспечить в течение одного урока, текущий контроль учебной деятельностью учащихся на каждом уроке сейчас считается необязательным, хотя и может осуществляться по желанию учителя или с учетом особенностей учебного предмет.

Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы Его целью является диагностирование качества усвоения учащимися учебного материала по отдельной теме, установления соответствия уровня программным требованием.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Его назначение — диагностирование интегрированного результата учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными задачами на данном этапе задач обучения.

Методы контроля

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

  • ежедневное наблюдение
  • устный опрос
  • письменный контроль знаний и умений
  • практическая проверка
  • графическая проверка
  • тестовый контроль

Ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся на занятиях, позволяет учителю составить представление о том, как ученики воспринимают и осмысливают учебный материал, в какой степени проявляют самостоятельность, сообразительность, творчество и т.д.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный, устные зачеты, экзамены и т.д.) заключается в постановке перед школьниками вопросов по содержанию изученного материала и оценке полноты, логичности и обоснованности и их ответов

Письменный контроль знаний и умений осуществляется с помощью письменных работ (диктанты, переводы, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, рефераты, решения различных задач и упражнений). Позволяет выявить умение последовательно излагать материал, выражать свои мысли на письме

Графическая проверка в форме составления таблиц, схем, построения диаграмм, графиков, работы с контурной картой, схематического изображения различных предметов, механизмов, устройств и т.д. обнаруживает умение учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления

Практическая проверка проводится путем выполнения учащимися определенных исследований, лабораторных опытов, трудовых операций, создания изделий, моделей и т.д. Она дает возможность проверить умения учащихся применять полученные знания на практике.

Тестовый контроль осуществляется с помощью набора стандартизированных заданий, которые дают возможность за сравнительно короткое время проверить усвоение учебного материала всеми учащимися, измерить объем и уровень конкретных знаний, умений и навыков.

Формы контроля

В зависимости от специфики организации контроля за учебной деятельностью учащихся используются такие формы контроля:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная,
  • комбинированная,
  • самоконтроль,
  • взаимоконтроль

При фронтальной форме организации учитель ставит вопрос ко всему классу с целью привлечения его к обсуждению. Данная форма позволяет удачно сочетать проверку знаний с повторением и закреплением материала. За сравнительно короткое время учитель проверяет знания у значительной части учащихся класса Понятно, что на основании коротких ответов учащихся трудно судить о реальном уровне усвоения ими знания.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда проверяются итоги учебной работы или ход ее выполнения частью, группой учащихся класса, получившая определенную задачу при этом м вопросы ставятся перед группой, в их решении принимают участие ученики, которые работали в составе данной группы, и обязательно привлекаются другие ученики классу.

Индивидуальный контроль применяется для детального ознакомления учителя с уровнем знаний отдельных учащихся. При этом обращается внимание на осмысленный характер ответа ученика, логичность и его суждений, доказательность положений, умение применять усвоенные знания Этот вид контроля осуществляется на уроке, зависит от времени, которое отводится на контроль, характера и объема изученного материала уровня подготовки ученика.

Комбинированная форма контроля объединяет индивидуальный контроль с фронтальным и групповым. Учитель одновременно вызывает для ответа нескольких учеников, один из них отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимую работу, а остальные ученики выполняет индивидуальные письменные или практические задачи. Преимуществом комбинированной формы опроса является возможность основательно проверить нескольких ученики при сравнительно небольшом расходе времени. Недостатком является то, что она ограничивает обучающую функцию проверки, потому ученики, которые самостоятельно выполняют задания, не участвуют во фронтальной работе с классом, а результаты их труда проверяются учителем за пределами урока.

Самоконтроль помогает ученику самостоятельно разобраться в том, как он овладел знаниями, проверить правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценить практическое значение результатов проведенных опытов, выполненных упражнений, задач и т.п. Сама проверка способствует стимулированию учения, более полному восприятию учебного материала, вызывает потребность в его глубоком осмыслении. В организации самоконтроля учеников применяются средства машинного и безмашинного программирования.

Взаимный контроль включает контроль и оценку со стороны других учеников, оценки самим учеником высказываний и результатов деятельности других учеников. Данная форма воспитывает ответственность за оценку работы товарищей.

В стандартах второго поколения приоритетным направлением является развитие личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В стандартах первого поколения учебная деятельность сводилась к трём блокам: познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность.

В новых стандартах УУД  складывается из четырёх направлений:

  • личностные,
  • регулятивные,
  • познавательные
  • коммуникативные.
Личностные УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Структура рабочей программы содержит раздел «Тематическое планирование», который требует отразить основные виды учебной деятельности учащихся.

Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной деятельности 

Предметы видов
учебно-познавательной деятельности 

Наблюдение

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

Построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

При изучении материала по физике, химии, биологии и другим предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Написание рефератов и докладов.
  • Вывод и доказательство формул.
  • Анализ формул.
  • Программирование.
  • Решение текстовых количественных и качественных задач.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.
  • Систематизация учебного материала.
  • Редактирование программ.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  • Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  • Работа с кинематическими схемами.
  • Решение экспериментальных задач.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Сбор и классификация коллекционного материала.
  • Сборка электрических цепей.
  • Измерение величин.
  • Постановка опытов для демонстрации классу.
  • Постановка фронтальных опытов.
  • Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  • Выполнение работ практикума.
  • Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  • Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  • Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
  • Разработка новых вариантов опыта.
  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  • Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
  • Проведение исследовательского эксперимента.
  • Моделирование и конструирование.

Здесь перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях.

Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей группе – практическое действие.

Можно условно определить виды деятельности первой группы как работу с текстом; виды деятельности второй группы – наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы – выполнение различных практических работ.

nsportal.ru

§ 7. Формы учебной деятельности учащегося

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,

СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ /

ПОД РЕД. С. А. СМИРНОВА

Формы организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихся – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы – вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока также относятся к этой форме.

В школах чаще применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения, почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах).

Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах. Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть все учащиеся общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, пятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т. е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

  1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

  2. Разделение труда, функций и обязанностей.

  3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

  4. Наличие действующих органов самоуправления организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

  5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника…21.

studfile.net

Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихсяэто способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллектив ной формы-работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы — вот типичный пример такой формы учеб ной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.

Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах.

При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая форма организации учебной деятельности. В том и другом случае группа в каждый момент времени работает совместно.

Перед группой или классом может выступать учитель, родитель, директор школы, член группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и недифференцированными.

Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Предельное число группы учащихся установить трудно, но минимальное — два человека.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся — это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в XX в. в России. Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Соответственно и отношение к учебной деятельности у учащихся вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.

Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения. должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.

В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультанта). Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждаются в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечая современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

  1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

  2. Разделение труда, функций и обязанностей.

  3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

  4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

  5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

  6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

studfile.net

Основные виды деятельности учащихся

Структура рабочей программы содержит раздел «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» (п. 6).

Основные виды деятельности учащихся, описанные Беликовым В.А. в главе 5 «Основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся» монографии «Образование. Деятельность. Личность.» (Издательство «Академия Естествознания», 2010) помогут в написании данного раздела.

Приведённый перечень не является окончательным – он только ориентир в помощь учителю, который может быть полезен при написании рабочей программы по предмету.

«… При изучении материала по <…> предметам для использования на учебных занятиях, во внеурочное время, при выполнении домашних заданий могут быть рекомендованы следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с научно-популярной литературой.
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание рефератов и докладов.
  7. Вывод и доказательство формул.
  8. Анализ формул.
  9. Программирование.
  10. Решение текстовых количественных и качественных задач.
  11. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  12. Систематизация учебного материала.
  13. Редактирование программ.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.
  2. Просмотр учебных фильмов.
  3. Анализ графиков, таблиц, схем.
  4. Объяснение наблюдаемых явлений.
  5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  6. Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с кинематическими схемами.
  2. Решение экспериментальных задач.
  3. Работа с раздаточным материалом.
  4. Сбор и классификация коллекционного материала.
  5. Сборка электрических цепей.
  6. Измерение величин.
  7. Постановка опытов для демонстрации классу.
  8. Постановка фронтальных опытов.
  9. Выполнение фронтальных лабораторных работ.
  10. Выполнение работ практикума.
  11. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций.
  12. Выявление и устранение неисправностей в приборах.
  13. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.
  14. Разработка новых вариантов опыта.
  15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  16. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
  17. Проведение исследовательского эксперимента.
  18. Моделирование и конструирование.

Здесь перечень лишь тех видов учебно-познавательной деятельности учащихся, которые встречаются в образовательной практике и рекомендуются методистами. Этим списком многообразие видов учебно-познавательной деятельности не исчерпывается. Задача учителя, преподавателя – искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях. Нужно отметить, что разделение всех приведённых в списке видов учебно-познавательной деятельности на три группы в достаточной степени условно. В основе этого разделения лежит признак – источник получения знаний, формирования умений и навыков. В первой группе таким основным источником является слово, знак; во второй группе – образ, зрительное ощущение; в третьей группе – практическое действие.

Иными словами, можно условно определить виды деятельности первой группы как работу с текстом; виды деятельности второй группы – наблюдение за различными объектами; виды деятельности третьей группы – выполнение различных практических работ…»

 

Источник: http://www.rae.ru/monographs/76

Ответственный за информацию:

Черницына  Л. Ю., методист ГМЦ ДОгМ

mosmetod.ru

Виды учебной деятельности учащегося

Часто под формами учебной деятельности подразумевают виды учебной деятельности учащихся. Виды организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельности учащихсяэто способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристики и взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллектив ной формы-работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ребенком домашней работы — вот типичный пример такой формы учеб ной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контрольные и самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже относятся к этой форме.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.

Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: общеклассные (фронтальные) занятия и занятия в малых группах.

При общеклассных и групповых занятиях одного говорящего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно слушающих. Поэтому общеклассные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая форма организации учебной деятельности. В том и другом случае группа в каждый момент времени работает совместно.

Перед группой или классом может выступать учитель, родитель, директор школы, член группы. В любом случае общение строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и недифференцированными.

Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Предельное число группы учащихся установить трудно, но минимальное — два человека.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уроке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выполняет это задание индивидуально, не вступая в общение с учителем или с другими учениками класса, то такая работа учащихся является индивидуально-обособленной. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся — это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося возникла только в XX в. в России. Это специфическая форма учебной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллективной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе ученический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит перед учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Соответственно и отношение к учебной деятельности у учащихся вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятельность, направленная на достижение совместной цели, сплачивает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревнование, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинаковой для всех. Если цель, поставленную учителем, может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общими усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой людей. Один человек выполнить ее не в состоянии.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков группа людей (класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одною ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и систематическое участие все ее члены, т.е. группа становится самообучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообразовательный коллектив.

Создать такой коллектив невозможно без педагога высочайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения. должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.

В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показывают, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультанта). Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждаются в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.

При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава, только такая работа отвечая современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

  1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

  2. Разделение труда, функций и обязанностей.

  3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

  4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

  5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

  6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

studfile.net