Принципы работы социального педагога: Принципы работы социального педагога

Содержание

Этические принципы деятельности социального педагога

Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 7828
Показать PDF версию Этические принципы деятельности социального педагога

Чуланова Наталья Петровна
социальный педагог,
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию»
Департамента труда и социальной защиты населению города Москвы.
[email protected]

Аннотация.

Э́тика – (от др.греч. «этос» — нрав, обычай) – философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова (этос) было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д., то есть то, что сегодня мы называем моралью. Этот термин (мораль) введен Цицероном (от др.греч. «морес» –негласные правила, общепринятые традиции) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также нормы поведения, вытекающих из этих представлений.

Таким образом, этика – это философская дисциплина, которая изучает мораль.

Ключевые слова: этика, социальная работа, форма, структура, дисциплина.

Термин (этика) впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины.

Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие. Согласно Аристотелю, цель этики – не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

У Аристотеля есть учение о добродетелях, их также называют еще душевными качествами. Добродетель – это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

 Аристотель делит все добродетели на нравственные (или этические) и мыслительные (или разумные). Этические добродетели представляют собой середину между крайностями – избытком и недостатком. Они включают в себя кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это её противоположность».

Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению [1, с. 114].

Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Существует медицинская этика, юридическая этика, политическая этика, христианская этика, социальная этика и др. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью [3, с. 178].

Так называемое золотое правило этикине делай другим того, чего не желаешь себе, существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция.

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? Потому что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций, и поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается, приблизительно и в общих чертах.

Изучив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, – переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам клиента.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности [4, с. 25].

В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) Общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».
В «Международных этических стандартах социальной работы» выделены 5 групп:

  • стандарты этического поведения,
  • взаимоотношения с клиентами,
  • взаимоотношения с агентствами и организациями,
  • взаимоотношения с коллегами,
  • отношение к профессии.

В 2003 году в нашей стране был разработан Кодекс этики социального работника и социального педагога. Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы и содержит директивы для работников социальной сферы.

В соответствии с Кодексом, основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:

  1. Принцип конфиденциальности и информированности клиента.
    Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
  2. Принцип компетентности.
    Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
  3. Принцип ответственности.
    Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
    Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
  5. Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики.
    В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов. Социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.
  6. Принцип благополучия клиента.
    В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
  7. Принцип профессиональной кооперации.
    Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.

Этические знания — фундаментальная часть профессиональной практики социальных работников. Их способность поступать в соответствии с этическими нормами является важнейшим аспектом качества услуг, предоставляемых клиентам.

В заключении, очень важные слова Аристотеля, он уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности – и в этом Аристотель совершенно прав, так как работая социальным педагогом на протяжении 15-ти лет и приобретая больше знаний в области, касающейся моей работы, на протяжении лет меняются мои взгляды и даже убеждения, и даже ценности (для меня ценность моего ребенка возросла во много раз благодаря приобретенным знаниям о детской и взрослой психологии, эти знания помогли мне понять мои ошибки в воспитании собственного ребенка, научили меня новым отношениям и новому поведению с ним). Приобретенные мною знания помогли мне повысить самооценку, изменили мое отношение к другим людям, я стала менее к ним критична, и воспринимаю их такими, каковы они есть, и имеют право быть такими.

Список литературы:

  1. Евдемова А.Н. Этика. М.: Проспект, 2015. 168с.
  2. Никохамова С.Т. Этика. М.: Структура, 2014. 794с.
  3. Лебедева А.В. «Аристотель», Новая философская энциклопедия, 4 т. М.: Аспект, 2015. 1068с.
  4. «Этика социальной работы – принципы и стандарты» Принято на учредительном собрании МФСР в Коломбо, Шри Ланка 1994 г. 

Составляющие профессионализма социального педагога — МБОУ «СОШ №56»

Профессиональные качества социального педагога:

Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как:

естественность – способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;

доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом;

эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы;

открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику;

деликатность — мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;

конкретность – умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

 

Основные принципы деятельности социального педагога.

К основным принципам деятельности социального педагога относятся:

 

Принцип взаимодействия, заключающийся:

— в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с     другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

— создание педагогической среды в учебном учреждении;

— налаживание связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

 

Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

— на гуманном отношении к личности;

— уважении прав и свобод, как учащегося, так и педагога;

— оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

— поощрении её творческой самореализации.

 

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:

— принятие ребенка и взрослого такими, каовы они есть;

— поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;

— оптимизм и веру в возможности и способности личности;

— формирование подготовленности детей и подростков к  неприятию негативных проявлений действительности;

 

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

— установление отношений открытости;

— уверенности в надёжности получаемой информации;

— сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

 

Функции социального педагога.

Социальный педагог школы выполняет большой объем работы.
Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он  выполняет следующие функции:

Аналитико-диагностическую:

— постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

— выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

— установление причин отклоняющегося поведения и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

— содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическую:

— программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;

— определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

— планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

Организационно-коммуникативную:

— способствование включению в процессе социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;

— установление деловых и личностных контактов;

— накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

— формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личностных взаимоотношениях и со взрослыми.

Коррекционную:

— осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

— усиление позитивных влияний  и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

Социально-профилактическую и реабилитационную:

— организация системы и профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликвентного) поведения детей и подростков;

— влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

— организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.

Координационно-организационную:

организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде; влияние на разумную организацию досуга;

— включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

Социально-педагогической поддержки и помощи учащимися:

— оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

Охранно-защитную:

— использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

— содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

— взаимодействие с органами социальной защиты.

Психотерапевтическую:

— забота о душевном равновесии ребенка;

— установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослыми;

— оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

— оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;

— организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».

Посредническую:

— осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

В этот перечень можно включить еще одну функцию – самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.

Источник: Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. Издательство ВАКО – 2007г.

Принципы социальной справедливости в образовании

Перейти к основному содержанию

Эйад Альфатталь, Эд.Д.

Эйад Альфатталь, Эд.Д.

Директор Центра иностранных студентов и программ Риверсайд-Сити Колледжа

Опубликовано 24 марта 2015 г.

+ Подписаться

Вероятно, наиболее важными пятью принципами лидерства, равноправия и социальной справедливости в образовании являются: (1) возможность и успех, (2) позитивная и безопасная среда, (3) руководство и защита, (4) разнообразие и участие, и ( 5) свобода и демократия. Они показаны на Рисунке [1] ниже, а затем кратко поясняются.

Рисунок [1]: Пять принципов лидерства, равенства и социальной справедливости в образовании

1. Равные возможности для получения образования и успех доступны для всех учащихся.

Этот принцип предполагает, что (a) школы и университеты предлагают равные основные услуги всем учащимся, и (b) дополнительные услуги, включая коррекционное обучение и академическую поддержку, предлагаются менее обеспеченным учащимся. Достижение одинаковых объемов знаний и навыков, а также достижение успеха должны быть возможны для всех учащихся школ и университетов; учащимся должна быть оказана поддержка для достижения их целей обучения, включая целевую квалификацию, в конце программ.

2. Преподавание и обучение проходят в благоприятной и безопасной среде.

Позитивная и безопасная образовательная среда – это среда, в которой участники верят и практикуют принятие, уважение и терпимость к другим людям, имеющим другое происхождение. Разнообразие во всех его формах должно быть разрешено как неотъемлемая часть социальной ткани. Разнообразие должно приветствоваться с целью расширения прав и возможностей, укрепления доверия и поощрения недостаточно представленных учащихся и учащихся из числа меньшинств к участию в образовании. В такой среде мотивация возрастает для всех, поскольку устанавливаются отношения сотрудничества и поддержки: студент-студент, студент-преподаватели, студент-сотрудники и преподаватели-сотрудники.

3. Администрация, преподаватели и сотрудники школ и университетов направляют и защищают интересы всех учащихся.

Доверительные отношения между студентами, с одной стороны, и преподавателями и персоналом, с другой, должны быть созданы. Помимо доступа к качественной информации и рекомендациям в отношении программ и карьерного роста, студенты должны иметь доступ к актуальной и эффективной поддержке по личным вопросам. Имея в качестве цели успех учащихся, преподаватели и сотрудники должны прилагать дополнительные усилия для защиты менее обеспеченных, меньшинств и недостаточно представленных учащихся. Должна быть хорошая диагностика и обеспечение индивидуальных потребностей в обучении для этих групп населения.

4. В школах и университетах работает разнообразное население, что отражает разнообразие сообществ, которые они обслуживают.

Население школ и университетов, включая их учащихся, сотрудников и преподавателей, должно быть разнообразным в пропорциях, соответствующих сообществам, которые они обслуживают, и обществу в целом. Учебным заведениям необходимо устанавливать отношения с недопредставленными группами и вовлекать их в целях содействия разнообразию показателей приема и выпуска, которые поддерживают равное перераспределение знаний и человеческого капитала в обществе. Следует подчеркнуть, что миссия образовательных учреждений состоит не только в том, чтобы зачислять и выпускать студентов из всех слоев общества, но и вовлекать их во все аспекты образовательного опыта. Этот принцип также включает научную исследовательскую деятельность, которая должна проводиться различными группами населения с ответственностью за переопределение истины, эпистемологических оснований, подходов и методов социальной справедливости и равноправия.

5. Демократия и свобода – средства и цели образования.

Образовательные учреждения должны работать демократически, при этом лидерство предполагает участие всех заинтересованных сторон в разработке политики, управлении и мониторинге образования. Принципы свободы и демократии должны быть включены в педагогику и методологию, где учащиеся играют центральную роль в формировании своего учебного опыта. Цель состоит в том, чтобы обучать студентов принципам демократии и свободы, поскольку они будут следующим поколением, которое будет воспроизводить этику нации.

  • Выбор колледжа иностранными студентами отличается!

    6 сентября 2017 г.

  • Глобализация, интернационализация, маркетинг и выбор колледжа: ключевые факторы, влияющие на мобильность иностранных студентов

    9 июня 2017 г.

  • Новая концептуальная модель понимания Потребности колледжей иностранных студентов

    1 декабря 2016 г.

  • Модель устойчивого этического лидерства в образовании и за его пределами

    26 ноября 2016 г.

  • Достижения колледжа иностранных студентов

    5 мая 2016 г.

  • Принудительный равный доступ к высшему образованию: воображаемая политика социальной справедливости в высшем образовании

    21 марта 2016 г.

  • Философия лидерства: помогая другим добиться успеха!

    5 августа 2015 г.

  • Неолиберализм в образовании

    23 апр. 2015 г.

  • Как ведут себя настоящие педагоги!

    15 апр. 2015 г.

  • Определение данных

    12 апреля 2015 г.

Три принципа использования SEL в классе

Автор: Джеймс Патерсон

Опубликовано: 16. 08.2021

В первый учебный день ученики Бениты Мойерс изучают миндалевидное тело и детально обсуждают реакцию мозга на борьбу или бегство.

Это может показаться амбициозной темой для первоклассников, но Мойерс убежден, что, когда учащиеся практикуют внимательность и имеют базовое понимание того, как они могут контролировать свой иногда своенравный мозг, их поведение и успеваемость улучшаются.

Этот урок — один из способов, с помощью которого Мойерс, преподающий в начальной школе Маунт-Кармель в Хантсвилле, штат Алабама, помогает учащимся овладеть ценными жизненными навыками.

Мойерс не один. Исследования и неофициальные данные о ценности социального и эмоционального обучения (SEL) выдвинули этот подход на передний план образования, и все больше учителей находят способы включить его в предметы, начиная от математики в третьем классе и заканчивая физикой в ​​средней школе.

«[SEL] приводит к более крепким отношениям, чувству принадлежности и более благоприятной учебной среде, создавая основу для академического обучения».

Эксперты говорят, что внимание к психическому здоровью учащихся особенно важно сейчас, когда учащиеся приспосабливаются к академическим и эмоциональным потрясениям, связанным с пандемией.

«SEL долгое время был частью обучения, но мы не слишком часто применяли его в классе», — говорит Тара Лишиандро, учитель региональной средней школы Матаван в округе Монмут, штат Нью-Джерси.

«Учитывая последствия COVID, SEL сегодня необходим учащимся и учителям в классе», — добавляет Лишиандро. Она объединилась с Мойерсом, чтобы преподавать курс SEL для NEA и ведет аналогичные занятия для частных и государственных образовательных сообществ.

Клэр Шу из Ассоциации академического, социального и эмоционального обучения (CASEL) согласна. «Это приводит к более крепким отношениям, чувству сопричастности и более благоприятной учебной среде, создавая основу для академического обучения», — говорит она. «У студентов есть много возможностей попрактиковаться и поразмышлять над социальными и эмоциональными навыками во время уроков».

CASEL определяет SEL как создание навыков для развития здоровой личности; управлять эмоциями; достигать личных и коллективных целей; чувствовать и проявлять сочувствие к другим; устанавливать и поддерживать поддерживающие отношения; и принимать ответственные и заботливые решения.

Опрос CASEL показал, что большинство учителей считают, что SEL повышает успеваемость и готовит учащихся к колледжу, карьере и гражданской активности.

Организация определила три основных компонента для интеграции SEL в учебный процесс и предлагает полезные примеры того, как их можно использовать в классах:

Помощь учащимся в адаптации По словам Шу, мышление роста является ключом к этому процессу. Цель, объясняет она, состоит в том, чтобы учащиеся поняли, «кто они как ученики, чтобы они могли совершенствоваться, прилагая усилия и используя новые стратегии, и [чтобы они] знали, что борьба — это часть процесса». Студенты должны чувствовать, что они на своем месте, что они могут добиться успеха и что их работа имеет ценность, добавляет она.

Для этого постарайтесь сообщить учащимся о высоких ожиданиях, расспросив их об их мнении, поделившись образцовой работой, используя конкретную обратную связь для улучшения и сообщив, что ошибки являются важной частью обучения. «То, как учителя объясняют значение неудач, борьбы и неудач, имеет решающее значение для мышления учащихся», — отмечается в руководстве CASEL.

2. Выравнивание SEL и академический цели

SEL может способствовать обучению. Одна из целей Common Core, например, состоит в том, чтобы учащиеся могли «создавать жизнеспособные аргументы и критиковать рассуждения других». Чтобы включить SEL в это обучение, помогите учащимся предвидеть, как другие услышат их аргументы, и научите их навыкам активного слушания, чтобы они могли понять другие точки зрения. Оба этих подхода включают социальную осведомленность и навыки взаимоотношений, которые являются ключевыми целями SEL.

SEL особенно полезен при объяснении сложных идей и задач или на уроках, которые включают понимание решений или отношений, например, почему персонажи в истории или художественной литературе могли действовать определенным образом.

3. Использование интерактивного учебного практического и структур 900 21 продвижение ВЫБОР

Обсуждения в классе и групповое обучение могут улучшить понимание и компетентность SEL. Попробуйте некоторые из этих упражнений, чтобы внедрить навыки SEL в свою практику:

  • Дневник Письмо . Попросите учащихся записать ответ на подсказку, в которой используется навык SEL, например: Когда вы видели, чтобы кто-то сопереживал или понимал чувства другого человека на этой неделе? Или что ваша команда может сделать по-другому в следующий раз, чтобы достичь своих целей?
  • Классные собрания. Поощряйте участие и сосредоточьтесь на решении проблем и создании положительного климата, при этом каждый может внести свой вклад.
  • Совместное решение проблем. Предложите учащимся вместе работать над проектом, головоломкой или проблемой. Если это соответствует уровню класса, изучите процесс, который лучше всего подходит для принятия решений и решения проблем.
  • Цели и прогресс. Поощряйте учащихся ставить цели на день, неделю, квартал или год. Сосредоточьтесь на успехах и неудачах, их причинах и ценности процесса, а не результата.

4.  Эмоциональный интеллект. Найдите время, чтобы объяснить эмоции, которые испытываете вы или учащийся. Назовите чувства и объясните, почему они ценны и как их можно направить.

Хотите узнать больше о SEL?

Посетите Центр академического, социального и эмоционального обучения (CASEL) на сайте casel.org. Запишитесь на курсы NEA по использованию SEL в классе на nea.