Приобретенные потребности человека: Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу

Содержание

VII. ПОТРЕБНОСТИ: ВРОЖДЕННЫЕ — ПРИРОДНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ. Залог возможности существования

VII. ПОТРЕБНОСТИ:

ВРОЖДЕННЫЕ — ПРИРОДНЫЕ,

ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ,

СЕКСУАЛЬНЫЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОТРЕБНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТЬ

Фундаментальным свойством живой материи являются тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и приспособлению себя к среде и среды к себе, то есть к развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ. Потребность оказывается свойством живых существ, производным от специфической для живой материи тенденции активно сохранять и воспроизводить себя как обособившуюся цельность в условиях породившей и формирующей ее среды, свойством, проявляющимся их (живых существ) взаимодействием со средой, способствующим самосохранению, самовоспроизведению и развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Потребность человека свойство, делающее его зависимым от наличия тех или иных определенных, породивших и формировавших его природных и общественных условий (объектов потребности), временный недостаток которых побуждает человека к деятельности по их приобретению, а постоянное отсутствие приводит к его собственному изменению, заключающемуся в утрате этого свойства или гибели, когда такая утрата не совместима для него с жизнью.

Сокращенно это определение выглядело бы так.

Потребность — производное фундаментального свойства живой материи — тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и развитию, проявляющееся полезным для жизни взаимодействием живых существ со средой.

Человеческая потребность — свойство человека, выражающееся зависимостью от сформировавших его конкретных условий среды, временное отсутствие которых побуждает его к деятельности по их приобретению, а постоянное, приводит либо к изменению человека утратой этого свойства, либо оказывается причиной его гибели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ. Условия биологической и общественной среды, породившей и сформировавшей человека таким, какой он есть в данный конкретный момент, без которых его существование, как такой, а не иной цельности, невозможно являются объектом потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Овладение человеком достаточным количеством объектов потребности есть удовлетворение потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Недостаток у человека объектов потребности является неудовлетворением потребности и соответственно может быть большим или меньшим.

Неудовлетворение потребности вызывает состояние, называемое напряженностью.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НАПРЯЖЕННОСТЬ. Напряженность -состояние, вызываемое неудовлетворением потребности.

Напряженность может реализоваться деятельностью человека по поиску, добыванию, созданию и использованию объектов потребности, то есть деятельностью по ее удовлетворению — полезной деятельностью.

С удовлетворением потребности исчезает и напряженность.

ОТКАЗ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ. НЕПОЛНЫЙ ОТКАЗ. “ТРУДНОЕ СОСТОЯНИЕ”. Человек может по тем или иным причинам отказаться от деятельности по удовлетворению потребности. Напряженность может не реализоваться полезной деятельностью.

Не реализованная, в случае полной утраты перспективы реализоваться, эта напряженность сохраняется, пока сохраняется потребность и становится ‘Трудным состоянием” (И.П. Павлов).

Это “трудное состояние” либо оказывается процессом нервно-соматической перестройки, приводящей к утрате потребности, либо приводит к гибели, если утрата потребности не совместима с жизнью.

Если утрата перспективы реализовать потребность не полная, то утраты потребности не происходит. “Трудное состояние” остается нервно-соматическим процессом, разрушительным для человека.

Как ясно из определения, потребности человека формируются в процессе его филогенетического и онтогенетического развития в природной и общественной среде.

Потребность значит возможность! Для нас очень важно, что биологическая потребность возникла вследствие наличия в среде ее объекта — вещества, из которого строил, или средства при помощи которого строил, сохранял и воспроизводил себя организм человека и его предков.

Понятно, что биологическая потребность бывает только в том, что в природе есть, и биологической потребности в том, чего в природе нет, быть не может.

Для нас очень важно, что и приобретенные, в том числе социогенные (сформированные в процессе жизни среди людей, в обществе), специфически человеческие по их объекту или способу реализации (удовлетворения) потребности, складываясь под влиянием уже до их становления существующих условий. Это значит, что и приобретенные, социогенные потребности могут быть потребностями только в реально существующих условиях, или в условиях, которые в обществе реально существовали.

Подлинная потребность — это всегда потребность в возможных или бывших возможными и потому переживаемых возможными условиях. Это — очень важно. Это и обнадеживает, и вооружает.

Важно понять, что потребностей, объектов которых не существовало, просто не бывает.

Существенно сразу отметить, что и биологические, и социогенные потребности формируются только после того, как их объект в филогенезе, онтогенезе, в жизни человека уже использовался. Поэтому, как только потребность сформирована, ее неудовлетворенность оказывается сигналом удовлетворения.

Неудовлетворенность — сигнал удовлетворения.

Этот сигнал вызывает соответствующую сигнализируемому явлению активность. Подготовительную активность организма, нервную, вегетативную, гуморальную, двигательную. Поведенческую деятельность человека по добыванию объекта потребности, при наличии соответствующего навыка, если объект самостоятельно использовался при жизни.

ПРИМЕР № 51. ПРЕЖДЕ ХЛЕБ, ПОТОМ ГОЛОД. Потребность в кальции — результат того, что кальций был в природе и стал необходимой частью нашего тела. Недостаток в нас кальция вызывает врожденную, безусловную, нервную активность, протекающую по путям, сформированным до рождения. Эта активность вызвана раздражением соответствующих рецепторов кровью, “голодной кальцием”. Врожденно сигнализируемая реакция организма подготавливает к его (кальция) получению. Иными словами недостаток кальция сигнализирует его получение.

Тогда ребенок, все сующий в рот, “инстинктивно”, методом проб и ошибок находит кальций, ковыряя стенку, съедая мел, уголь.

Только Чебурашка ищет друзей, едва вылезши из ящика с апельсинами. Мы же прежде привыкаем к материнскому теплу, научаемся общаться со сверстниками в ясельной группе, приобретаем друзей в детском саду, находим друга в учительнице начальных классов, а только потом, по тем или иным причинам оторванные от друзей, начинаем искать их.

Имея друзей, мы приобрели потребность. Разлученные -испытываем неудовлетворенность, сигнализирующую нам возможность удовлетворения. И теперь ищем друга, в качестве объекта сформированной в обществе потребности.

Именно поэтому я писал, что, в соответствии с нашим опытом, с нашей сигнальной деятельностью, пока у нас есть потребность, для нас есть и возможность ее удовлетворения.

Утрата потребностиинструмент жизни. Если объективно возможности удовлетворения в сложившихся неизбежных для нас условиях нет, то только в поиске путей удовлетворения потребности мы приобретаем достаточный опыт “отказов”, боли, обнаруживающий нам объективную, практически затверженную, невозможность удовлетворения.

Только боль отказов, перевесив на весах наших чувств жажду, обнаруживает нам невозможность достижения нужного.

Тогда неудовлетворенность перестает быть сигналом удовлетворения. Перестает вызывать соответствующую данной потребности активность. Сама потребность перестает существовать как свойство, делающее существование без ее объекта невозможным и побуждающим к активности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УТРАТА ПОТРЕБНОСТИ. Утрата потребности — состояние человека, при котором существование без объекта потребности перестает быть невозможным, неудовлетворенность потребности перестает быть сигналом удовлетворения, перестает вызывать напряженность и соответствующую данной потребности активность.

Если утрата потребности совместима с жизнью, то мы становимся в человеческом плане несколько иной цельностью, изменяемся.

Отмирание потребности болезненно. Словами не производится. Его нельзя сыграть. До него приходится дожить. Но, когда потребность утрачена, утрачена и неудовлетворенность.

Освоенная практически невозможность — есть смерть потребности. Только со смертью потребности для нас пропадает возможность ее удовлетворить. Но это и конец страданию, вызывавшемуся ее неудовлетворенностью.

Так как объективные условия существования человека меняются и он меняет свои условия, то случается, что действительность диктует необходимость утраты той или иной потребности.

Вкусы приобретенные

Вкусы приобретенные Людей привлекают и одновременно отталкивают вещества, вкус которых находится на грани приемлемости. (…) О такой пище мы говорим, что «к ее вкусу надо привыкнуть». Это верно для такой пищи, как, например, мягкий сыр или яйца под маринадом. Но еще больше

ВРОЖДЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПОТРЕБНОСТЬ В НОВИЗНЕ

ВРОЖДЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПОТРЕБНОСТЬ В НОВИЗНЕ 1. Потребности могут быть врожденными, природными. Например, пищевая, оборонительная, в движении. ЯДолгое время считалось, что природные потребности служат только необходимости установления равновесия со средой и что

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ”  — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ”  — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОПОДЧИНЕНИЯ АКТИВНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОПОДЧИНЕНИЯ АКТИВНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Мы разобрали принципиальный физиологический механизм, благодаря которому приобретенные, социогенные, специфические человеческие потребности, вернее, активности, вызванные их

Унаследованные и приобретенные модели поведения

Унаследованные и приобретенные модели поведения Существуют унаследованные и приобретенные модели поведения. BID (базовое внутреннее направление или желание) – это унаследованные модели поведения, которые могут заблокировать вам путь к успеху, в частности, в семейной

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы.

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы. Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или

Врожденные или приобретенные?

Врожденные или приобретенные? В отношении способностей этот вопрос всегда был особенно волнующим. Ведь от наличия или отсутствия способностей в жизни любого человека зависит очень многое. Проблема способностей крайне важна не только для психологов, но и для педагогов;

Природные факторы

Природные факторы В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались

Сексуальные странности — врожденные или приобретенные?

Сексуальные странности — врожденные или приобретенные? Однажды, в середине 1980-х годов, няня катила в коляске по парку мальчика по имени Хейвлок Эллис. И вдруг ей понадобилось остановиться на минутку. В этот момент, вспоминает Эллис в своей биографии «Моя жизнь», он

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

5.

 Страхи врожденные и страхи приобретенные

5. Страхи врожденные и страхи приобретенные Существуют страхи врожденные и страхи приобретенные. Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда

Приобретённые свойства

Приобретённые свойства Теперь обратимся к качествам приобретённым. В момент появления в мир человек – как бы «чистый лист бумаги». Ещё ничего не прожито. Но постепенно события жизни, окружающая среда в активной и пассивной форме начинает формировать личность

2. Потребности человека: основные концепции, динамика.

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Существует множество классификаций потребностей:

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,

  • трудовые,

  • познания,

  • общения,

  • отдыха;

По объекту

Разделение в связи с тем, что является объектом потребности.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.)

  • материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п)

  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.)

  • духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.)

  • этические,

  • эстетические,

  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,

  • центральные/периферические,

  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • коллективные,

  • общественные.

Индивидуальные, психические, физиологические особенности человека – основа его запросов и потребностей.

Пирамида потребностей — иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу.

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей. Вот они:

  • Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  • Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

  • Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

  • Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

  • Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Ф. Герцберг создал двух факторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Первая группа факторов связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа, учеба. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью работы или учебной деятельности. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части учебной деятельности.

В науке 20 века получила широкое распространение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности- трудовая теория антропосоциогенеза, она была предложена Энгельсом. Выделив 3 человекообразующих фактора -труд, социальную организацию и членораздельную речь-Энгельс фактически прослеживает усложнение потребностей и способностей человека в ходе развития труда и мышления. В развитии потребностей взаимодействуют биологические и социальные механизмы. Достигнув развития биологического развития человек осваивает процесс труда и поднимается на более качественный уровень существования. Человек не только потребляет нужное ему вещество, но и искусственно формирует новую сферу действительности- вторую природу, искусственные предметы, орудия труда.

группы потребностей

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и т. п.

2. Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные. Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности — состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом — индивидуализация личности. Развитие, экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей. Различие между общественными и индивидуальными потребно-стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности.

Потребности человека и средства их удовлетворения. Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только

то,что могла им дать дикая природа.Но с ростом потребностей возник-

ла необходимость научиться добывать блага.

Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы,

свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, про-

изводственные объекты и др.). Все это называется «факторами производства».

Существуют три основных факторов производства :

1) труд ;

2) земля ;

3) капитал.

Чтобы удовлетворить свои все возрастающие потребности , человечество

вынуждено постоянно искать ответы на главные вопросы основ хозяйствен-

ной жизни , то есть главных вопросов экономики :

1.