Притча о сократе: Греческая притча о Сократе и счастье

Содержание

Читать онлайн «Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи» – ЛитРес, страница 2

Греческие притчи

Тройной фильтр

Однажды к Сократу пришел знакомый и сказал:

– Я сейчас расскажу тебе что-то, что я услышал об одном из твоих друзей.

– Подожди минутку, – ответил Сократ. – Прежде, чем ты расскажешь мне что-то, это должно пройти тройной фильтр. Прежде, чем говорить о моем друге, ты должен профильтровать то, что ты собираешься рассказать. Первый фильтр – правда. Скажи, ты абсолютно уверен, что это правда?

– Нет, – ответил знакомый, – я сам услышал об этом от других.

– Значит, ты не уверен, что это правда. Теперь второй фильтр – добро. То, что ты собираешься рассказать о моем друге, содержит что-то хорошее?

– Наоборот. Это что-то очень плохое.

– Итак, ты хочешь сказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да еще и что-то плохое. Третий же фильтр – полезность. Смогу ли я лично извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой?

– В общем-то, нет, – ответил знакомый.

– Что ж, если то, что ты хочешь мне рассказать, ни правдивое, ни хорошее, ни полезное, то зачем мне это знать?

Секрет

Аристотель наказал Александру Македонскому:

– Свои секреты никогда не сообщай двоим. Ибо, если тайна будет разглашена, ты не сможешь потом установить, по чьей вине это произошло. Если ты накажешь обоих, то нанесешь обиду тому, кто умел хранить секрет. Если же простишь обоих – снова оскорбишь невиновного, ибо он не нуждается в твоем прощении.

Причина хорошего расположения духа

Сократа спросил один из его учеников:

– Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем настроении.

Сократ ответил:

– Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил.

Рассуждения о счастье

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

– Что самое главное в жизни?

Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:

– Самое главное в жизни – это здоровье. Другой сказал:

– Самое главное – это иметь хорошо сложенное тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.

Третий сказал:

– Самое главное – это иметь деньги и положение в обществе.

После того как высказались все, они спросили у Сократа:

– А ты что думаешь об этом? Сократ сказал:

– Я думаю, что самое главное в жизни – это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?

Слушающие его люди сказали:

– Нет, Сократ, это не обязательно.

– А человек, имеющий хорошо сложённое тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?

– Нет, Сократ! И это не обязательно, – ответили люди.

– Тогда скажите мне, – продолжал Сократ, – человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?

– Нет, Сократ, – отвечали люди, – скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.

– А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? – продолжал спрашивать Сократ. – Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложённому, имеющему успех у женщин или вы предпочтете врача, который счастлив в этой жизни?

Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.

– Таким образом, – объявил Сократ, – мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

Нет никакой разницы

Фалес (родоначальник греческой философии) сказал, что между жизнью и смертью нет никакой разницы.

– Почему же ты не умираешь? – спросили его.

– Потому что нет никакой разницы.

Лучше погибнуть невиновным

Некая женщина увидела Сократа, когда его тащили к месту казни. Заплакав, она воскликнула:

– О, горе мне! Они собираются убить тебя, хотя ты не совершил никакого преступления!

Сократ ей ответил:

– О, глупая! Неужели ты хотела бы, чтобы я совершил преступление, заслужил казнь и умер преступником?

Из любого источника

– Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! – упрекали одного философа.

– Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, – ответил философ.

Философские ответы

Фалеса спросили:

– Что на свете трудно?

– Познать себя.

– Что легко?

– Советовать другому.

– Что приятнее всего?

– Удача.

– Что божественно?

– То, что не имеет ни начала, ни конца.

Завидная дружба

В Сиракузах было два друга: Дамон и Финтий. Дамон хотел убить Дионисия, но был схвачен и осужден на казнь.

– Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, – сказал Дамон Дионисию, – заложником за меня останется Финтий.

Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой и согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, пробравшись сквозь толпу, подоспел Дамон.

– Я здесь, прости, что замешкался.

Дионисий воскликнул:

– Ты прощен! А меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу.

Дальновидность

У одного философа была дочь. Ее сватали двое: бедный и богатый. Философ выдал дочь замуж за бедняка. Когда его спросили, почему он так поступил, философ ответил:

– Богатый жених глуп, и я опасаюсь, что он вскоре обеднеет. Бедный жених – умен, и я надеюсь, что со временем он разбогатеет.

Готовность оратора

У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

– Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?

– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.

– А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?

– Конечно, несправедливо!

– Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?

– Нет, пожалуй что, справедливо.

– А если он будет грабить и разорять их землю?

– Тоже справедливо.

– А если будет обманывать их военными хитростями?

– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.

– Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой?

– Нет, пожалуй что, справедливой.

– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?

– Нет, тоже справедливым.

– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве?

– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.

– Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?

– Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему-то уже не так в этом уверен.

– Так что же это такое?

– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.

– Очень хорошо, про пищу и питье я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?

– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?

– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?

– Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо!

– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум?

– Тогда – красота, сила, богатство, слава!

– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные неедко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.

– Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чем мне молиться богам.

– Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?

– Думаю, что знаю, Сократ.

– Из кого же состоит народ?

– Из бедных и богатых.

– А кого ты называешь бедными и богатыми?

– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.

– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?

 

– Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы.

– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?

– Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.

– Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но ужо себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше, а какие хуже?

– Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.

– А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней?

– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.

– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!

– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!

И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.

История из жизни Солона, одного из Семи Мудрецов

Говорят, что Солон по просьбе Креза приехал в Сарды. Когда Солон осмотрел великолепный замок Креза, тот спросил его, знает ли он человека, счастливее его, Креза. Солон отвечал, что знает такого человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был человеком высокой нравственности, оставил после себя детей, пользующихся добрым именем, имущество, в котором есть все необходимое, и погиб со славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крезу чудаком и грубияном, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и власти. И все же он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это Клеобис и Битон, два брата, чрезвычайно любившие друг друга и свою мать. Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в повозку и повезли мать в храм Геры. Все граждане называли ее счастливой, и она радовалась. А они принесли жертву, напились воды, но на следующий день уже не встали; их нашли мертвыми; они, стяжав такую славу, без боли и печали узрели смерть.

– А меня, – воскликнул Крез уже с гневом, – ты не ставишь совсем в число людей счастливых?

Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать еще дольше, сказал:

– Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всем меру. А вследствие такого чувства меры и ум нам свойственен какой-то робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум, видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет гордиться счастьем данной минуты, если еще не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей. Кому бог пошлет счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А назвать счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасности, – это все равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, еще не кончившего состязания. Это дело неверное, лишенное всякого значения.

После этих слов Солон удалился. Креза он обидел, но не образумил. Так пренебрежительно в то время Крез отнесся к Солону.

После поражения в битве с Киром Крез потерял свою столицу, сам был взят в плен живым, и ему предстояла печальная участь быть сожженным на костре. Костер уже был готов. Связанного Креза возвели на него. Все персы смотрели на это зрелище, и Кир был тут. Тогда Крез, насколько у него хватило голоса, трижды воскликнул:

– О Солон! О Солон! О Солон!

Кир удивился и послал спросить, что за человек или бог Солон, к которому одному он взывает в таком безысходном несчастии. Крез, ничего не скрывая, сказал:

– Это был один из эллинских мудрецов, которого я пригласил, но не за тем, чтобы его послушать и научиться чему-нибудь такому, что мне было нужно, а для того, чтобы он полюбовался на мои богатства и, вернувшись на родину, рассказал о том благополучии, потеря которого, как оказалось, доставила больше горя, чем его приобретение – счастья. Пока оно существовало, хорошего от него только и было, что пустые разговоры да слава. А потеря его привела меня к тяжким страданиям и бедствиям, от которых нет спасения. Так вот Солон, глядя на мое тогдашнее положение, предугадал то, что теперь случилось, и советовал иметь в виду конец жизни, а не гордиться и величаться непрочным достоянием.

Этот ответ передали Киру. Он оказался умнее Креза и, видя подтверждение слов Солона на этом примере, не только освободил Креза, но и относился к нему с уважением в течение всей его жизни.

Так прославился Солон: одним словом своим одного царя спас, другого вразумил.

Волк и овца

Овца, спасаясь от волка, вбежала в ограду храма.

– Если ты не выйдешь, – сказал волк, – жрец тебя схватит и зарежет в жертву.

– Мне все равно, – сказала овца, – жрец ли меня зарежет или ты меня съешь.

– Друг мой, – отвечал волк, – мне горько слышать, как ты рассматриваешь такой важный вопрос с такой узколичной точки зрения. Мне это не все равно!

Библейские притчи

Бесплодная смоковница

Когда вышли из Вифании, Иисус взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней. Но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус:

– Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему:

– Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Иисус, отвечая, говорит им:

– Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», – и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Виноградник и сыновья хозяина его

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал:

– Сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем.

Но он сказал в ответ: «Не хочу», – а после, раскаявшись, пошел.

И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «Иду, государь», – и не пошел.

Который из двух исполнил волю отца?

Говорят Ему:

– Первый.

Иисус говорит им:

– Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Девы мудрые и девы неразумные

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

Но в полночь раздался крик:

– Вот, жених идет, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым:

– Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

А мудрые отвечали:

– Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят:

– Господи! Господи! отвори нам.

Он же сказал им в ответ:

– Истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий.

Добрый Самаритянин

Один законник встал и, искушая Иисуса, сказал:

– Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему:

– В законе что написано? Как читаешь?

Он сказал в ответ:

– Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему:

– Правильно ты отвечал. Так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:

– А кто мой ближний? На это сказал Иисус:

– Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал:

– Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему:

– Иди, и ты поступай так же.

Должник и царь

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов, а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил:

– Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря:

– Отдай мне, что должен.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил:

– Потерпи на мне, и все отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит:

– Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Зарытый талант

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит:

– Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

Господин его сказал ему:

– Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел также и получивший два таланта и сказал:

– Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Господин его сказал ему:

– Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал:

– Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Господин же его сказал ему в ответ:

– Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

 

Званые и избранные

Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «Идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему:

– Я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Другой сказал:

– Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Третий сказал:

– Я женился и потому не могу прийти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему:

– Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

И сказал раб:

– Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Господин сказал рабу:

– Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Иона во чреве китовом

Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня».

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня. И пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее. Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

И пришел к нему начальник корабля и сказал ему:

– Что ты спишь? Встань, воззови к Богу твоему. Может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

И сказали друг другу:

– Пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда.

И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему:

– Скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твое занятие и откуда идешь ты? Где твоя страна и из какого ты народа?

И он сказал им:

– Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

И устрашились люди страхом великим и сказали ему:

– Для чего ты это сделал? – ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

И сказали ему:

– Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? – ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им:

– Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали:

– Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную. Ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал:

– К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: «Отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой». Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня. Но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

Нищий Лазарь

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал:

– Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал:

– Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он:

– Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему:

– У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал:

– Нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Тогда Авраам сказал ему:

– Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

О блудном сыне

У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу:

– Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:

– Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:

– Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим:

– Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле, и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призвав одного из слуг, спросил:

– Что это такое?

Он сказал ему:

– Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:

– Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему:

– Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Сеятель

Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Смоковница

Рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это:

– Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Притча Сократа о памяти. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить

Притча Сократа о памяти

“Так вот, я слышал, что близ египетского города Навкрасиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе Верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Амоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое?что порицал, а кое?что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: “Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости”. Царь же сказал: “Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться.

Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним признакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться много знающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимо мудрыми вместо мудрых”.

К сожалению, слова царя сбылись, и сегодня мы слышим жалобы на “дырявую память” от многих учеников и студентов. Нагрузка на память увеличивается с каждым годом, объем учебников «растет» просто на глазах, а технологии обучения остаются старыми. Многие уже поняли, что само собой ни тексты, ни цифры, ни иностранные слова не запоминаются. Многие уже поняли, что нужны новые способы точного и надежного запоминания и «зубрежка» — пережиток прошлого никого сегодня не устраивает. Как раз о таких новых способах запоминания мы расскажем в этой книге. В ней вы найдете способы запоминания текстов и точной информации. Вы научитесь запоминать таблицы, исторические даты, иностранные слова, правила, определения, формулы, статьи закона и многое другое.

Остается пожелать вам успехов в усвоении новых методов и приятного чтения этой книги.

Доктор педагогических наук, профессор РАЭ Васильева Е. Е.

Почетный доктор педагогических наук Васильев В. Ю.

Правило Сократа

Правило Сократа Перед тем как задать тот вопрос, на который человек должен ответить вам «Да», задайте несколько других, совершенно для вас незначимых, на которые ваш собеседник не сможет не ответить «Да». С большой долей вероятности и на ваш вопрос он ответит «Да».Простой

39.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

39. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ Основанием для выделения различных видов памяти служат различные ее функции, или выполняемые ею процессы. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение

43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

43. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ОБЪЕМ ПАМЯТИ, ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также

Совет Сократа

Совет Сократа Мне очень нравится совет, приписываемый Сократу, о том, как следует поступать с людьми, сообщающими негативную информацию. Однажды какой – то человек вбежал к Сократу и обратился к нему со словами:– У меня есть новости!Сократ поднял руку в знак того, что

Притча о скоте

Притча о скоте В давние давние времена, в далеких далеких землях в солнечной долине на сочных лугах пасся скот.Скот пасли пастухи.Скот стерегли сторожевые собаки.Скот периодически воровали и жрали волки.Скот ел травку.Скот подкармливали комбикормом.Скот подпаивали

Притча о вербовщике

Притча о вербовщике В давние давние времена в далеких далеких землях раскинулась великая и огромная страна Рашения.Было в этой великой огромной стране две великих столицы: южная – Моссад, и Северная – Мекленбург.И служил в Мекленбурге лейтенант Безопасности Дорогин.

Притча от Кэифпа

Притча от Кэифпа Привет, это я – Кэифп. Хочу рассказать одну историю – о том, как иногда неожиданно развиваются отношения.Секрет молодого мужаОдин мужчина после долгих ухаживаний наконец заслужил благосклонность своей девушки. Вне себя от восторга, когда его избранница

СОВРЕМЕННАЯ ПРИТЧА

СОВРЕМЕННАЯ ПРИТЧА Когда я была еще совсем молодым психоаналитиком, вскоре после Второй мировой войны, у меня проходил курс один лицеист; его послали к психотерапевту, и не потому, что он был плохим учеником, просто учителя были в отчаянии, потому что мальчик все время

2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза).

2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.

Беседа Сократа с Евфидемом о справедливости

Беседа Сократа с Евфидемом о справедливости У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:– Скажи, Евфидем, знаешь ли ты,

Глава 14. Секрет Сократа

Глава 14. Секрет Сократа Приступая к разговору с каким-либо человеком, не начинайте с обсуждения вопросов, по которым ваши мнения различны. С начала и до конца беседы акцентируйте те моменты, в отношении которых вы единодушны. При малейшей возможности подчеркивайте, что вы

Информация к размышлению Притча «Три сита»

Один человек спросил у Сократа:

– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Три сита?

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

– Нет, напротив.

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

1.2. Структура мировоззрения. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, систему.

И поэтому для него, как и для любой системы, большое значение имеет структура, т. е. элементы (или компоненты), а также их связь между собой. Для выявления всего этого воспользуемся одной древнеиндийской мудростью, согласно которой каждый человек в своей жизни должен последовательно реализовать три цели. Первая цель – жить, вторая – жить лучше, третья – быть лучше10. Однако даже для того, чтобы просто жить, необходимо первоначально ответить на вопрос о том, что представляет собой мир, в котором живет и действует человек?

Ответ на этот вопрос предполагает формирование на основе информации, поступающей к человеку, определенных знаний о мире. Воспринимая информацию, человек делает ее содержанием своего сознания. Вот эту личностно усвоенную информацию, т. е. ту информацию, которую человек воспринял, переработал и применяет в своей жизни, мы будем называть

знанием11. Однако возможности превратить информацию в знание у каждого свои. На этот процесс влияют субъективные и объективные факторы. К субъективным факторам относятся: 1) интеллектуальные способности и возможности человека; 2) полезность информации в повседневной жизни и профессиональной деятельности; 3) личная направленность человека (например, его хобби). Среди объективных факторов можно выделить: 1) социальное окружение человека и 2) существующую в обществе картину мира.

Однако информация, поступающая к нам, а соответственно и формирующиеся на ее основе знания, неоднородна. Можно выделить знания о явлении и знания о сущности. Основанием для выделения этих «форм» знания являются способ получения и содержание. «Знания о явлении» формируются благодаря информации, которую мы получаем с помощью органов чувств. Поэтому это, в основном, знания о внешних (видимых, слышимых, осязаемых, ощущаемых и обоняемых) характеристиках действительности. Эти знания составляют основу

обыденного или жизненно-практического уровня мировоззрения. Этот уровень складывается стихийно. Тем не менее, необходимо отметить большую роль профессиональной ориентации в формировании этого уровня.

«Знания о сущности» формируются на основе предыдущего уровня с помощью абстрактного логического мышления. Их содержанием является внутреннее основание предметов и процессов, которые недоступны чувственному познанию. «Знания о сущности» возникают на основе не всех «знаний о явлении», а только какой-то части. В результате эти знания подвергаются определенной систематизации. «Знания о сущности» образуют теоретический уровень мировоззрения. В отличие от обыденного этот уровень формируется целенаправленно. Поэтому переход к теоретическому уровню не является необходимым.

Итак, знания нужны человеку для того, чтобы успешно действовать в окружающем мире. Именно в сфере личностного знания оформляется, преемственно накапливается и проявляется возможность человека влиять на окружающую его реальность с целью ее преобразования в своих интересах. Таким образом, первым структурным элементом мировоззрения будет познавательный компонент.

Но человеку необходимо не только иметь знания об окружающем мире, каким он является сам по себе. Его интересует значение объектов и процессов окружающего мира для своей жизни и деятельности. Наделение значением объектов и процессов окружающего мира, основанное на знании их объективных свойств, а также субъективной заинтересованности в этих свойствах, приводит к формированию ценностей. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Поэтому вторым структурным элементом мировоззрения будет ценностный компонент.

На основе ценностей формируются идеалы, которые отражают представления о конечной цели деятельности. Выделяют: 1) общественный идеал, т. е. представление о наиболее справедливом общественном строе, который является конечной целью стремлений и деятельности; 2) нравственный идеал, т. е. представление о нравственном совершенстве человека, воплотившего такие качества, которые могут служить высшим моральным образцом; 3) эстетический идеал, т. е. это такое состояние, которое представляет собой гармоническое единство субъекта и объекта, человека, общества и природы, находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели. Идеалы объединяют настоящее и будущее.

Определив значимость для себя тех или иных свойств предмета или явления окружающего мира, человек формируют программу действий, направленную на наиболее эффективное (как это ему представляется в конкретный момент) использование этих свойств, т. е. создает норму поведения по отношению к конкретному предмету или явлению. Таким образом, если ценности задают то или иное направление поведения человека, его мотивацию, то нормы регулируют конкретные поступки. Поэтому третьим структурным элементом мировоззрения будет нормативный компонент.

Связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности является побудительно-мотивационный компонент, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

Основным содержанием этого компонента являются мировоззренческие мотивы. Они, как правило, направлены на преодоление ограниченности и изолированности индивидуального существования, объединение его с существованием других людей или человеческих общностей, мира в целом (формирование позиции Я в Мире). Их задача заключается в том, чтобы найти и реализовать определенный смысл не только отдельных поступков и действий, но и всего своего существования, т. е. осуществить своё предназначение даже в том случае, если это приведет к прекращению индивидуального существования.

Совпадение знаний, ценностей, норм с практическим поведением, т. е. реализация своих убеждений, оценивается как «мудрость»: «Первая обязанность мудрого и первый признак мудрости – не допускать расхождения между словом и делом и быть всегда самим собой»12. Еще для древнегреческого философа Сократа (V в. до н. э.) знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» – ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели: «И всякое знание в отрыве от справедливости и других добродетелей оказывается хитростью, но не мудростью»13. Соответственно расхождение знаний, ценностей, норм с практическим поведением проявляется как «глупость», когда для человека сиюминутная выгода гораздо важнее отдаленных отрицательных последствий14.

В результате добровольного принятия человеком определенных знаний, ценностей, норм поведения формируются принципы деятельности или убеждения. На этот процесс оказывают влияние множество факторов, поэтому большую роль играет доверие к содержанию и источнику знаний, ценностей и норм.

Убеждения – это не особый вид знаний, ценностей и норм, а их состояние, качественная характеристика. Убеждения характеризуются, прежде всего, той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждения не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т. д. Это – активная позиция за или против каких-то других убеждений.

Среди убеждений можно выделить, прежде всего, познавательные убеждения и ценностные убеждения или ценностные ориентации. Особое значение имеют ценностные ориентации, определяющие смысл жизни. По мнению немецкого философа К. Ясперса (1883–1969), «ход вещей зависит от того, какими нравственными принципами мы действительно руководствуемся на практике, каковы истоки нашей жизни, что мы любим»15. Именно они направляют другие ориентации в определенное русло и подчиняют себе всю систему ценностей индивида.

Таким образом, убеждения определяют сознательное теоретическое и практическое отношение человека к миру и самому себе. Именно через них и реализуется определенная программа деятельности человека, направленная на достижение заданных целей и идеалов, т. е. на реализацию смысла жизни. Однако убеждения могут быть позитивными и негативными. Только позитивные убеждения помогают человеку двигаться вперед, восходить по лестнице саморазвития, становиться лучше. Поэтому выработка позитивных убеждений составляет конечную цель процесса формирования мировоззрения.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже с недоверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней критичности, собственного анализа – называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и истории нашей страны, причиной тяжких бед. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Притча о пещере Сократа — 968 слов

Содержание

  1. Определение пещеры
  2. Значение огня
  3. Значение марионеток
  4. Огюстин Паребле 90 Парабль 90 Декарт и Парабль 90 пещеры
  5. Заключение
  6. Работа Цитируется

В притче о пещерной книге vii Сократ рассказывает нам о людях, которые жили в пещере с момента их существования и не знают ничего, кроме темноты и теней в пещере. Это мир, в котором заключенные закованы в пещеру. За ними костер и куклы. Куклы отбрасывают тени на стену, и они не могут четко видеть некоторые вещи, которые проходят мимо. Вещи реальны в мире света, но они могут видеть их только как тени. Над огнем есть солнце, которое очень яркое.

Описание пещеры

Пещера — это место, доступное визуально и, к сожалению, доступное для заключенного. Тени кукловодов, которых видят заключенные, представляют и/или создают для них реальность (Ривз 191). Сократ рассказывает нам, что один из узников сбежал из пещеры и сначала был ослеплен светом, который встретил снаружи пещеры.

После того, как он провел время в новом мире, у него появился другой взгляд на мир, и он понял, что вся его жизнь была простой иллюзией и контролировалась другими людьми.

Значение огня

Заключенные скованы цепями и не могут видеть настоящие предметы и кукловодов, поскольку не могут повернуть ни головы, ни ног, поэтому они могут видеть только то, что находится перед ними. Это то, что объясняет Платон: «истина будет не чем иным, как тенями их изображений».

Огонь означает солнце, а солнце представляет всю истину; свет, который заключенные должны увидеть, чтобы обрести свободу от мира тьмы. Сократ говорит, что узник, вышедший из пещеры и увидевший свет, представляет философа, который просветился и возвращается к остальным людям, чтобы рассказать им об истине, которой они не знают.

Значение марионеток

Сократ утверждает, что «они кажутся менее реальными, чем тени». Это означает, что заключенные могут видеть только тени вещей, отраженные им от стены. Они не могут дать ясного описания того, что видят, потому что это отражает полуправду реальности, которая является добром в мире света.

Главкон говорит, что люди, которые еще не просвещены, могут строить справедливость, заключая соглашения после обсуждения между собой. Это означает, что заключенные могут говорить правду только благодаря своей способности видеть тени. Марионеток держат укротители марионеток, которые являются хозяевами заключенных в пещере. На мой взгляд, марионетки — это вещи и идеи, используемые хозяевами, чтобы продолжать держать заключенных в неведении.

Интенсивность огня пугает и используется для шантажа заключенных. Заключенные будут напуганы ярким светом солнца, потому что он так сильно обожжет их глаза, что они, возможно, захотят вернуться в пещеру. Некоторые люди пойдут за солнцем и узнают всю правду.

Затем они могут вернуться, чтобы рассказать остальным о том, что находится за пределами пещеры, что является светом и настоящей правдой. Заключенные верят в тени, потому что это все, что они видели в своей жизни, отсюда и их правда. Невежество некоторых заключенных помешает им постичь истинную истину, поэтому они будут по-прежнему скованы своими иллюзиями. Освобожденный человек просветлен и идет вперед, чтобы посмотреть правде в глаза.

Рене Декарт и притча о пещере

Согласно Рене Декарту, люди становятся теми, кем они себя считают. Далее он утверждает, что люди осознают только то, что существует вокруг них. Согласно его философии, заключенные в пещере знали жизнь, в которой они находились, и ничего сверх того. Хотя мы рассматриваем их жизнь как сон, она была их реальностью (Wartenberg 56).

Наоборот, реальность может быть и сном. В какой-то степени Декарт защищает незнание узниками правды и реальности, потому что все, что они знали, это их жизнь в пещере. Если их не вывели, чтобы испытать жизнь за пределами пещеры, они будут твердо верить, что тени, которые они видят, — это реальность.

Августин и притча о пещере

Августин утверждает, что люди не могут сказать, что они знают истину, если они не знают, как истина выглядит. Точно так же люди не могут сказать, что А похоже на Б, если не знают, как Б выглядит (Оливье 49). Заключенные в пещере не знают, что такое истина и реальность, потому что то, что они видели, — это просто тени, а не реальные объекты, излучающие тени.

Заключение

В заключение притча о пещере происходит в сознании Сократа и Главкона, брата Платона. С общей точки зрения Платона интересует раскрытие истины и то, как развивается психология людей. Пещера используется метафорически, чтобы изобразить, как люди попали в ловушку своего незнания основных этических норм.

Платон стремится докопаться до правды о вещах, которых на самом деле не существует. Следуя притче о пещере, способность человека интерпретировать несуществующие в реальности ситуации определяет его интеллектуальные способности. Заключенные в пещере воспринимали и понимали реальность такой, какой она была, через тени, отражавшиеся на стене, которую они видели внутри пещеры.

Вся разница проявляется, когда один заключенный выходит и обнаруживает снаружи совсем другой мир. Очевидно, что люди определяют свой мир, основываясь на своем восприятии того, что их физически окружает. Проблема заключается в том, оставят ли люди место для других влияний на правду, которую они имеют.

Работа цитируется

Оливье, Берт. Философия и искусство: Собрание сочинений . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Питер Ланг, 2009. Печать.

Ривз, Фрэнсис. Платонические обязательства: современный диалог о морали, справедливости и деловом мире. Лэнхэм, Мэриленд: University Press of America, 2004. Печать.

Вартенберг, Томас. Мышление на экране: фильм как философия . Оксфорд, Великобритания: Тейлор и Фрэнсис, 2007. Печать.

Это пояснительное эссе на тему «Притча о пещере Сократа» было написано и представлено вашим коллегой. ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен образец Explicatory Essay , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

801 сертифицированный писатель онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Притча о корабле — Республика

Сократ рассказывает о более раннем разговоре между собой и Адеймантусом, братом Платона и Главкона. Несмотря на поверхностный намек на государственную политику, Платон явно имеет в виду описание состояний человеческой души.

Источник: Джоуэтт, Бенджамин. Диалоги Платона в пяти томах . 3-е изд. Оксфордский университет, 1892 г. Том. 3, стр. 184-189.


[6.487]
Тут вмешался Адемант и сказал: …Тогда как же вы можете быть правы, говоря, что города не перестанут страдать от зла, пока в них не будут править философы, когда мы признаем, что философы бесполезны для них?

Вы задаете вопрос, сказал я, на который можно дать ответ только в притче.

Притча о корабле

Да, Сократ; и это манера говорить, к которой вы, я полагаю, совсем не привыкли.

Я вижу, сказал я, что вас очень забавляет то, что вы втянули меня в такую ​​безнадежную дискуссию; но теперь послушай

[6.488]
притчу, и тогда вы будете еще больше удивлены скудостью моего воображения: ибо то, как обращаются с лучшими людьми в их собственных государствах, настолько ужасно, что ничто на земле не может сравниться с ним; и поэтому, если я буду защищать их причину, я должен прибегнуть к вымыслу и составить фигуру, составленную из многих вещей, подобно сказочным союзам коз и оленей, которые можно найти на картинах. Представьте себе флот или корабль, в котором есть капитан, который выше и сильнее любого из команды, но он немного глух и имеет такое же слабое зрение, и его познания в навигации не намного лучше. Матросы ссорятся друг с другом из-за руления, каждый считает, что он имеет право рулить, хотя он никогда не учился навигационному искусству и не может сказать, кто его научил и когда научил, и дальше будет утверждать, что этого не может быть. учили, и готовы разрубить на куски всякого, кто говорит обратное. Они столпились вокруг капитана, умоляя и умоляя его доверить им управление рулем; и если в какое-либо время они не одолеют, а другие предпочтут их, то они убивают других или бросают их за борт, и, предварительно связав чувства благородного капитана выпивкой или каким-либо наркотическим средством, они бунтуют и овладевают кораблем. и сделать бесплатно с магазинами; таким образом, питаясь и выпивая, они продолжают свое путешествие так, как можно было бы ожидать от них. Того, кто является их сторонником и ловко помогает им в их заговоре по захвату корабля из рук капитана в свои руки, силой или убеждением, они хвалят именем матроса, лоцмана, опытного моряка и ругают других людей. , которого называют бездельником; но что истинный кормчий должен обращать внимание на год, времена года, небо, звезды, ветер и все остальное, что относится к его искусству, если он намеревается стать действительно способным к командованию кораблем, и что он должен и будет рулевой, нравится это другим людям или нет, возможность этого союза власти с искусством рулевого никогда серьезно не входила в их мысли и не была частью

[6.489]
своего призвания. На кораблях, находящихся в состоянии мятежа, и у матросов, которые бунтуют, как будут относиться к истинному кормчему? Не назовут ли они его пратером, звездочетом, бездельником?

Почему у философии такая дурная слава?

Конечно, сказал Адеймантус.

Тогда вам вряд ли понадобится, сказал я, слушать интерпретацию фигуры, которая описывает истинного философа в его отношении к государству; ведь ты уже понял.

Безусловно.

Теперь предположим, что вы рассказываете эту притчу джентльмену, который с удивлением обнаруживает, что философы не имеют чести в своих городах; объясните ему это и попытайтесь убедить его, что их честь была бы гораздо более необычной.

Я буду.

Скажите ему, что, считая лучших приверженцев философии бесполезными для остального мира, он прав; но также скажите ему, чтобы он приписывал их бесполезность вине тех, кто не будет их использовать, а не себе. Лоцман не должен смиренно умолять матросов командовать им, это не в порядке вещей; и «мудрые не идут к дверям богатых», гениальный автор этой поговорки солгал, но истина в том, что когда человек болен, будь он богат или беден, он должен идти к врачу, и тот, кто хочет, чтобы им управляли, тому, кто может управлять. Правитель, который годится для чего-либо, не должен просить своих подданных, чтобы они им правили; хотя нынешние правители человечества иного склада; их справедливо можно сравнить с мятежными матросами, а истинных кормчих — с теми, кого они называют бездельниками и звездочетами.

Именно так, сказал он.

По этим причинам и среди подобных им людей философия, самое благородное занятие из всех, вряд ли будет высоко оценена представителями противоположной фракции; не то, чтобы самый большой и самый продолжительный вред был нанесен ей ее противниками, а ее собственными мнимыми последователями, о которых вы предполагаете, что обвинитель говорит, что большинство из них являются отъявленными мошенниками, а лучшие бесполезны; с этим мнением я согласился.

Да.

А теперь объяснили, почему хорошие бесполезны?

Истинный.

Пойдем ли мы дальше, чтобы показать, что испорченность большинства также неизбежна и что она не должна быть возложена на философию в большей степени, чем другая?

Во всех смыслах.

Благородная натура философа

И будем спрашивать и отвечать по очереди, сначала возвращаясь к

[6.490]
описание нежной и благородной натуры. Истина, как вы помните, была его вождем, за которым он следовал всегда и во всем; в противном случае он был самозванцем и не имел ни части, ни удела в истинной философии.

Да, это было сказано.

Ну, а разве это одно качество, не говоря уже о других, сильно расходится с нынешними представлениями о нем?

Конечно, сказал он.

И не имеем ли мы права сказать в его защиту, что истинный любитель знания всегда стремится к бытию, что составляет его природу; он не будет останавливаться на множестве индивидуумов, которое есть только видимость, но будет идти по острой кромке, которая не притупится, и сила его желания не ослабеет, пока он не достигнет познания истинной природы каждой сущности путем сочувствия и сочувствия. родственной силы в душе, и благодаря этой силе, сближаясь и смешиваясь и сливаясь с самим бытием, породив разум и истину, он будет иметь знание и будет жить и возрастать воистину, и тогда, и только тогда, он перестанет его мучения.

Ничто, сказал он, не может быть более справедливым, чем такое его описание.

И будет ли любовь ко лжи частью натуры философа? Разве он не возненавидит ложь?

Он будет.

А когда капитаном является истина, мы не можем заподозрить в банде, которую он возглавляет, никакого зла?

Невозможно.

Почему так немногие достигают этого совершенства?

Справедливость и здравый смысл будут в компании, а воздержание последует за ними?

Верно, ответил он.

И нет причин, по которым я должен снова перечислять добродетели философа, поскольку вы, несомненно, помните, что мужество, великолепие, проницательность, память были его природными дарами. И вы возразили, что, хотя никто не мог бы отрицать того, что я тогда сказал, все же, если оставить слова и посмотреть на факты, лица, описанные таким образом, некоторые из них явно бесполезны, а большее число совершенно развратны; тогда мы были вынуждены исследовать основания этих обвинений и теперь подошли к тому, чтобы спросить, почему большинство дурны, что неизбежно привело нас к исследованию и определению истинного философа.

В яблочко.

‘Оптимальная пессима коррупции’

Далее мы должны рассмотреть испорченность философской природы, почему так много избаловано и так мало избежало порчи.

[6.491]
мы будем говорить о подражателях философии, что это за люди, которые стремятся к профессии, которая выше их и которой они недостойны, а затем, своими многочисленными непоследовательностью, навлекают на философию и на всех философов, что всеобщее осуждение, о котором мы говорим.

История Сократа: Обретение мудрости в невежестве

Древние Афины были плавильным котлом новых идей, возникших в умах многих философов, бродивших по мощеным улицам древнего города. Одного такого ученого, провокатора и осужденного преступника звали Сократ.

Несмотря на то, что он был убежден, что абсолютно ничего не знает, сегодня его считают одним из самых мудрых людей, которые когда-либо жили.

Сократ был непослушным персонажем. Его волосы были нечесаны. Он никогда не стирал свою одежду. Дорогие друзья описали его как ужасно уродливого. Тем не менее, многие приходили послушать, как он говорит, и думали о нем как о великом учителе. Он никогда не носил обуви и стоял, проповедуя мудрость своего невежества любому прохожему , который слушал.

Он мало заботился о деньгах, к большому разочарованию своей семьи, которая часто оставалась без еды, пока Сократ разговаривал, а не зарабатывал себе на жизнь в богатой столице.

Главным предметом интереса Сократа было само знание. Он хотел знать, как люди познают вещи. Он оглядел оживленные и суетливые улицы города, задаваясь вопросом, чем все заняты. «Главное, — подумал он, — почему они делают то, что делают?»

Любопытство вскоре взяло над ним верх, и Сократ начал задавать вопросы. Он спрашивал купцов, поэтов, политиков, ремесленников и всех, кто хотел слушать, что они делают. К его неудовольствию, он никогда не был полностью удовлетворен ответами, которые они давали.

Когда он расспрашивал юристов об их работе, они обычно отвечали, что работают во имя справедливости. — Что такое справедливость? — спрашивал он. На что законник бормотал что-то вроде «добро торжествует над злом».

Это смутило Сократа, ведь иногда то, что кажется хорошим — например, возвращение утраченного имущества — может оказаться плохим. «Как так?» — спрашивал ошеломленный законник. «Ну, а что, если маньяк-убийца потеряет свой меч? Было бы не слишком хорошей идеей вернуть ему его меч, не так ли?» Адвокат с неохотой должен был согласиться — и оба мужчины прекратили разговор, не понимая, что на самом деле сделал адвокат из Греции.

Однажды, когда Сократ выступал перед группой верных ему последователей, сквозь толпу прорвался бодрый молодой человек. Он дернул Сократа за грязную тогу и выпалил, что разговаривал с дельфийским оракулом. Говорили, что Оракул имел прямую связь с богами, которые, как считалось, правили древней Грецией. «Ну, а что она сказала в свое оправдание?» — спросил Платон, протеже Сократа. «Я спросил его, есть ли во всей Греции человек более мудрый, чем великий Сократ». «Что за глупый вопрос, — прервал его Сократ, — ты должен был спросить его о чем-то важном, например, когда обед будет готов!»

Сократу пришло в голову, что его собратья-любители мудрости действительно поверили совершенно нелепым словам Оракула. «О чем я проповедую вам изо дня в день? Что я ничего не знаю! Как вы можете теперь проглатывать эту чепуху и считать ее фактом? Должен быть кто-то мудрее меня, и я докажу это!» При этом пожилой «Мудрец» в плаще намеревался вернуть своему имени былую славу «Невежественного старого дурака».

Старик придумал план. Он искал кого-нибудь, кто был бы мудрее его, а затем сам шел бы к оракулу, чтобы опровергнуть это абсурдное утверждение. Сначала Сократ обратился к политикам.

Как обычно, он просто спросил, что они сделали и почему они это сделали. «Мы служим народу Афин». — Разве это не работа официантов? — спросил Сократ. «Мы служим им, представляя их в парламенте». Это снова обеспокоило растерянного старика. Как могут политики говорить от лица народа, если народ так часто их ненавидит? Конечно, можно было сказать, что они служат народу только тогда, когда интересы политиков пересекались с общими интересами граждан. И какой это был редкий случай! Сократ покинул компанию разгневанного политика с тяжелым сердцем, зная, что ему придется отправиться дальше в поисках истинной мудрости.

Далее Сократ встретился с поэтами Греции. Он был уверен, что обнаружит, что эти благородные мужчины и женщины будут полны знаний, поскольку их работа полна прекрасных идей. Когда он продекламировал им отрывки из их собственных произведений, он был поражен ограниченными объяснениями, которые поэты давали в отношении смысла. Они сказали, что написали то и это так, как им казалось правильным, или это то, что пришло им в голову в момент создания. До Сократа дошло, что гениальность этих поэтов заключалась не в их стремлении создать что-то прекрасное, а в их способности выразить словами то, что они чувствовали. Однако, почему они чувствовали себя так или иначе, поэты не могли объяснить. Дар поэта, думал Сократ, был даром вдохновения, а не мудрости.

Наконец, Сократ встретился с ремесленниками Афин. Эти талантливые плотники, торговцы, повара и искусные мастера обладали, к радости Сократа, определенной степенью мудрости. У каждого есть определенный набор навыков, требующих мудрости, которой ему не хватало. Сократ уже собирался отправиться к храму Оракула в Дельфах, чтобы потребовать объяснений, когда снова его любопытная натура взяла над ним верх. «Скажи мне, как опытный плотник, что еще ты можешь рассказать мне о мире, в котором мы живем?» — спросил Сократ одного человека.

Плотник начал говорить радостно и, казалось, бесконечно обо всем, что он узнал о мире.

«Я использую древесину этого дерева, так как его кора намного лучше, чем у всех других деревьев в лесу. Из этого я знаю, что боги предпочитают это дерево всем остальным, так как они сделали его сильнее. Из этого мы можем заключить, что остальные деревья являются продуктом злого семени. Почему иначе они не выполняли бы никакой функции? Они должны быть перевоплощенными душами людей, проклятых богами, которые бездействуют, пока мир вокруг них не обращает на них внимания»

«О боже», — подумал Сократ. «У этого человека есть мудрость, поскольку он хорошо знает, как сделать прекрасный стол, табурет или шкаф. Но он ослепил себя по отношению к миру, интерпретируя все остальное в свете этого единственного умения. Его мудрость не сравнима с моей. Ибо единственная вещь, в которой я обладаю мудростью, это то, что я ничего не знаю. Однако знание этого позволяет мне ощущать мир таким, какой он есть на самом деле». Именно тогда Сократ наконец понял, что имел в виду Оракул. «Я ничего не знаю, кроме того факта, что я ничего не знаю, и это делает меня самым мудрым человеком».

Когда Сократ вернулся в столицу, политики, поэты, ремесленники и горожане встретили его с пренебрежением. Они насмехались над его новой наградой, однако теперь Сократ был убежден, что он действительно «Самый мудрый человек Греции». Он стал еще больше досаждать афинянам, чем когда-либо. Он неустанно спорил и собрал множество последователей, которые чувствовали, что могут многому научиться у человека, который знал так мало. Политики и родители были возмущены тем, что молодежь штата руководствуется такой угрозой, а не ими. Достаточно скоро они настолько разозлились на его поведение, что арестовали его по обвинению в развращении афинской молодежи.

Все политики, поэты, ремесленники и гражданские лица, которых он в прошлом заставил чувствовать себя глупо, теперь призваны решить его судьбу.

На суд над Сократом собралась большая толпа, каждый из которых был готов проголосовать за то, будет ли он освобожден, оштрафован, сослан или предан смерти.

Сократ до последней капли опустошил большую перевернутую вазу с капающей водой, чтобы убедить толпу в том, что он не сделал ничего плохого.

Вместо этого Сократ использовал свое время, чтобы доказать, что он на самом деле был самым мудрым среди них, и что, если они отпустят его, он продолжит бомбардировать их вопросами, поскольку это было его долгом.

Толпа признала его виновным в негативном влиянии на афинскую молодежь и принялась решать его судьбу. Сократ сказал, что с ним следует обращаться как с героем, получая только лучшие продукты за счет города, поскольку он был таким же благородным, как любой прославленный олимпиец или воин-победитель. Естественно, оскорбленная толпа предпочла немедленно предать вечно дерзкого Сократа смерти. К счастью для самого мудрого человека в Греции, Афины отказались привести в исполнение смертный приговор, пока флот солдат возвращался морем с поля боя. Суеверие запрещало проливать кровь, пока корабль не вернулся целым и невредимым.

У Сократа было несколько дней до встречи с богами.

В течение трех дней старик весело развлекал последователей, семью и друзей в своей тюремной камере. Он спорил, смеялся и не выказывал никакого страха перед жестокой судьбой, ожидавшей его. Однажды к Сократу пришел верный друг Критон и сказал ему, что договорился о его освобождении. Охранники примут взятку от Критона и позволят его учителю сбежать.

«Я разочарован, мой дорогой друг, Критон. Потому что вы не должны знать меня так хорошо, как я думал, если вы всерьез ожидаете, что я приму такое предложение! — сказал Сократ.

«Афины — это город, который сделал меня тем, кто я есть сегодня. Это научило меня. Он поселил меня. Я вырастил здесь своих детей. Если бы я не любил этот город, я давно бы покинул его свободно. Вместо этого я остался и заключил молчаливое соглашение, что приму его власть надо мной. Теперь, когда этот город решил, что я должен умереть, как я могу теперь в здравом уме повернуться к нему спиной?»

Критон умолял его передумать, но Сократ принял решение. Когда придет время, он выпьет из чаши ядовитого болиголова и умрет, поскольку город счел это справедливым наказанием.

«Ты не боишься смерти?» — спросили его последователи. Сократ усмехнулся этой мысли.

«Я считаю, что каждый из вас должен серьезно подумать о том, чтобы проверить свои уши на наличие избытка серы. Вы не должны слышать меня, когда я говорю, и, более того, это сэкономит вам много денег, если вы будете изготавливать собственные свечи!» Обеспокоенные гости были поражены его беззаботным настроением. «Почему вы все так полны отчаяния? Позвольте мне спросить вас одну вещь. Кто такой философ?» Толпа молчала, слишком опечаленная, чтобы спорить с любимым Сократом. — Ладно, можешь не говорить, я тебе скажу. Философ любит мудрость. Разве мы не любители мудрости и не ищущие знания?» Федон, последователь, тихо сказал надломленным голосом: «Да, дорогой Сократ. Мы.» «Спасибо, Федон, тишина начинала меня нервировать! Как любители мудрости, не существует ли одна тайна, превыше всего остального, которая узурпирует наш интерес. То есть, конечно, что происходит после того, как мы умираем? Многие подозревают, что мы попадаем в рай, некоторые опасаются, что грешники отправятся в подземный мир, чтобы понести вечное наказание, а некоторые даже думают, что жизнь просто продолжается в другой форме или просто растворяется в глубоком бездумном сне. Но, право, никто не может знать, да и не должен! Этот ответ — подарок, который мы получаем, мы надеемся, после долгой и счастливой жизни. По этой причине я не боюсь, поскольку мое любопытство значительно возросло за мою долгую, насыщенную жизнь. В смерти нам наконец дано то, чего никогда не дано в жизни: единая неопровержимая истина!

С этими словами Сократ выпил свою чашу болиголова и стал ждать его действия. «Прежде чем ты уйдешь и найдешь ответ на главный вопрос жизни, могу я спросить тебя еще об одном?» — спросил Критон. «Тебе лучше поторопиться, у меня есть предварительная договоренность, похоже, мое время стало довольно дефицитным товаром для твоего дорогого друга». Сократ ответил. «Можете ли вы рассказать нам, чему вас научила жизнь?»

Сократ начал произносить слова «Я ничего не знаю, кроме того факта, что я ничего не знаю», но, увидев жаждущие глаза своих любимых друзей и семьи, остановил себя. «Хорошо, — сказал Сократ, — я задал больше вопросов, чем, вероятно, когда-либо задавал любой человек. Более того, я прислушивался к ответам на эти вопросы больше, чем, по моему мнению, следовало бы любому здравомыслящему человеку! Отсюда я пришел к подозревает , что некоторые вещи действительно верны.

С этими словами Сократ начал перечислять все, что, по его мнению, в мире должно быть фактами. «Поскольку на земле так много красивых разноцветных цветов, можно с уверенностью предположить, что мир выглядит эффектно разноцветным из космоса». К сожалению, как мы знаем, великий Сократ был в этом утверждении, как и во многих других, совершенно неверных. Поскольку он был гордым гражданином Афин, он отказался покинуть город, когда его не принуждали, ради битвы в качестве молодого солдата. В результате он совершенно не осознавал, насколько большим и удивительно экзотическим был и остается мир, в котором он жил.

Хотя многое из того, что говорил Сократ, неуместно, ошибочно или просто ошибочно, Сократ часто ошибался, его до сих пор считают одним из мудрейших людей, когда-либо живших на земле. Причина этого проста, Сократ, как знал Дельфийский Оракул, а вскоре и весь мир, что он уникален. В отличие от политиков, поэтов, ремесленников, ремесленников и законников Афин, Сократ никогда не боялся признать, что был в чем-то неуверен. Это, как знал Сократ, был истинный путь к мудрости. поскольку требуется смирение и терпение, чтобы найти ответы на все действительно сложные вопросы в жизненных приключениях.