Процедурная память это: Процедурная память — Битрейника

Процедурная память — Битрейника

Чем глубже учёные изучают тонкости работы механизма человеческой памяти, тем больше они склоняются к мысли о множественности её систем. Исследования мозга показывают, что системы памяти отличаются и оперативными характеристиками, и направленностью в получении различного рода информации, и активностью различных структур мозга. Во всяком случае, при обработке как минимум двух видов информации её переработка и хранение осуществляются раздельно. Это открытие позволило разделить систему памяти на две основные группы: декларативная и процедурная память (недекларативная).

Ещё в 19-м веке философы и психологи начали исследовать человеческую память, писать о ней, рассуждать о «механической памяти» (Мен де Биран, 1804 год), исследовать различия между привычкой и памятью (Уильям Джеймс, 1890).

Когнитивная психология, изучающая познавательные процессы и опирающаяся на эксперименты и моделирование интеллектуальных процессов, в начале своего формирования упускала влияние обучения на системы памяти.

И только на рубеже 20 и 21 веков произошёл «прорыв» в понимании процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Исследования показали, что память не ограничивается одним только делением по временной шкале.

В 70-е годы 20 века, на которые приходится пик интереса к когнитивной психологии, разработчики искусственного интеллекта, опираясь на различие в памяти на действия и на их называние, начали различать процедурную (имплицитную) и декларативную (эксплицитную) память. Термины «декларативная память» и «процедурная память» ввели в 80-е годы 20 века Л. Сквайр и Н. Коен, занимаясь исследованиями пациентов с амнезией.

Процедурная, эпизодическая и семантическая память (две последние составляют декларативнуя память) отражают разделение долговременной памяти по организации запоминания.

 Декларативную память отличает то, что её работу можно описать. Эта память построена на сознательном восстановлении событий и фактов из прошлого, усвоенных прежде. Это память на эпизоды, события, объекты, лица, предметы, место событий.

В основе этой памяти зачастую лежат ассоциации нескольких одновременно воздействующих раздражителей.

Процедурная память, предположительно, в ходе эволюции развивается раньше декларативной, в процессе привыкания и получения того или иного опыта, ведь она основывается на тех изменениях, которые происходят только в определённых нервных сетях, участвующих в выученных действиях (речь идёт о биохимических и биофизических изменениях). Благодаря процедурному виду памяти мы выполняем действия, не задумываясь о том, каково их содержание, не задаваясь вопросами. После приобретения навыка способа выполнения того или иного действия мы можем восстановить его довольно легко, даже по истечении длительного периода времени.

Процедурная память – это память на действия. Двигательные и познавательные навыки, условные рефлексы – примеры проявления её работы. Все процессы, не требующие сознательного внимания и контроля, управляются процедурной памятью.

Процедурная память отражает низшую форму памяти, хранящую связи между стимулами (раздражителями) и ответными реакциями на них (навыками и рефлексами). Благодаря ей мы накапливаем весь тот опыт, который получаем, выполняя те или иные действия. Действия, выполняемые с помощью процедурной памяти, не требуют и не задействуют сознательного размышления, и впоследствии благодаря ей мы можем неосознанно выполнять любые аналогичные действия. Поэтому процедурную память называют также имплицитной, неосознанной, недекларативной.

В отличие от декларативной памяти, зависимой от специфических систем мозга и относящейся к биологически значимым категориям памяти, процедурная зависит от множества структур мозга и охватывает несколько видов памяти. Процедурная память задействует в основном ассоциативные зоны коры больших полушарий головного мозга, полосатое тело и мозжечок, она меньше связана с познавательными аспектами. Процедурная структура памяти вовлекает в работу разные моторные и сенсорные системы мозга, благодаря которым обеспечивается специфичность навыков и действий. Даже при нарушении мыслительных функций, проявляющихся, например, при болезни Альцгеймера, процедурный вид памяти долгое время может оставаться сохранённым.

 Формируется процедурная память путём повторения сложных действий до тех пор, пока не произойдёт согласование работы всех задействованных нейронных цепей, необходимых для выполнения этих действий.

Деление памяти на три вида – процедурная, эпизодическая и семантическая память (две последние составляют декларативную память) – предложил в 70-е годы Э. Тульвинг, канадский психолог. О декларативной памяти и входящих в её состав эпизодической и семантической памяти мы подробнее расскажем в следующих статьях.

Память и внимание можно развить, На Битрейнике есть различные задания на развитие памяти в форме онлайн игр, сложность которых растет постепенно от уровня к уровню. Занимаясь по 10-15 минут Вы каждый день будете проходить новые уровни в играх и уже через две недели увидите первые результаты своих трудов.

Желаем вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Процедурная и декларативная память

1. 05.2011

В последнее время стало приобретать все большее значение представление о множественности систем памяти. Эти системы памяти имеют разные оперативные характеристики, участвуют в приобретении знаний разного рода и осуществляются разными мозговыми структурами.

Процедурная память — это память на действия. Она представлена моторными навыками, перцептуальными стратегиями, условными классическйми и инструментальными рефлексами. Процедурная память развивается в ходе эволюции раньше, чем декларативная. Привыкание и классическое обусловливание — это примеры приобретения процедурной памяти.

Декларативная память, или эксплицитная, память — обеспечивает запоминание объектов, событий, эпизодов. Это память на лица, места событий, предметы. Декларативная память часто основана на ассоциации одновременно действующих раздражителей. Она является сознательной, т.к. предполагает осведомлённость субъекта об объекте или событии, образы, которых извлекаются из памяти, тогда как использование недекларативной, процедурной памяти в поведении может осуществляться без осознания этого факта.

Декларативная память зависит от интеграции в мозговых структурах связей с медиальной височной корой и диэнцефало-ном, повреждение которых становится причиной ее нарушения. Организация декларативной памяти требует переработки информации в височных долях мозга и таламусе. Структурой, важной для декларативной памяти, является гиппокамп вместе с парагиппокампальной корой.

Исследование механизмов научения и памяти ведется преимущественно в контексте пластичности. Так как пластичность стала доступной для исследований на клеточном и молекулярном уровнях, в настоящее время идентифицировано множество механизмов нейронной пластичности, которые, как предполагается, вносят свой вклад в разные формы обучения.

Обычно в качестве основного изменения при формировании памяти рассматривают модификацию синаптических связей. Эксперименты, в которых изучаются механизмы долговременной пластичности, показывают, что по нейрофизиологическим показателям «старые» и «новые» следы памяти неразличимы, а качественно электрическая активность нейронов одинакова.

Предполагается, что в основе длительно сохраняющихся следов памяти лежат долговременные изменения хемореактивных свойств мембраны нейронов. Полученные факты позволяют рассматривать длительно сохраняющиеся изменения хемочувствительных мембран нейронов в качестве одного из реальных механизмов, лежащих в основе сохранения энграмм.

Мембрана может рассматриваться как двойной посредник в передаче информации: состояние мембраны определяет чувствительность к стимулу, а перестройка мембраны после получения сигнала определяет силу, специфичность и адекватность ответа. Исключительная роль мембран в передаче и хранении информации связана с кооперативными структурными переходами в них. Эти переходы могут индуцироваться изменениями в липидах и белках.

Современный уровень понимания природы синаптической пластичности и эндонейрональных процессов позволяет успешно изучать целенаправленное воздействие на метаболические процессы нервных клеток, обеспечивающие привыкание, ассоциативное обучение, долговременную дифференциацию, длительно сохраняющееся изменение синаптической эффективности и другие разнообразные формы пластичности нервных клеток.

Идентификация тонких внутриклеточных биохимических механизмов научения позволила понять особую роль ионов кальция. Кальций осуществляет взаимосвязь между метаболизмом нейрона и его мембраной, являясь метаболическим зависимым компонентом клеточной проводимости; он принимает непосредственное участие в формировании пластических реакций нейронов.

Ключевые слова: Память

Материалы по теме

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие

Маклаков А. Г. — Общая психология

Классификация памяти

Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с.

Формы парамнезии

Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Нейронные и биохимические теории памяти

Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций

Память младенца

Абдурахманов Р.А., История психологии

Приемы улучшения и развития памяти

Сухарев В. — Психология интеллекта

Память и обучение. Модусы обучения

Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012…

Процедурная память: определение и примеры

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено: html?src=0cdd9cc654f96691069a6dd4607fdfa3-1-99’>Изображение мозга через Shutterstock )

Процедурная память — это часть долговременной памяти, которая отвечает за знание того, как что-то делать, также известное как двигательные навыки. Как следует из названия, процедурная память хранит информацию о том, как выполнять определенные действия, такие как ходьба, разговор и езда на велосипеде. Копание во что-то в вашей процедурной памяти не требует сознательного мышления.

Процедурная память — это разновидность имплицитной памяти, которую иногда называют бессознательной памятью или автоматической памятью. Имплицитная память использует прошлый опыт, чтобы помнить вещи, не думая о них. Она отличается от декларативной памяти, или эксплицитной памяти, которая состоит из фактов и событий, которые можно явно хранить и сознательно вспоминать или «декларировать».

Примеры процедурной памяти

Говорят, что музыканты и профессиональные спортсмены преуспевают отчасти благодаря своей превосходной способности формировать процедурную память. Процедурная память также важна для развития языка, поскольку она позволяет человеку говорить, не задумываясь над правильной грамматикой и синтаксисом.

Some examples of tasks dependent upon procedural memory:

  • Playing piano
  • Skiing
  • Ice skating
  • Playing baseball
  • Swimming
  • Driving a car
  • Riding a bike
  • Climbing stair

Declarative memory vs y процедурная память

Одним из примеров различий между процедурной и декларативной памятью является то, что процедурная память позволяет вам вспомнить, как ездить на велосипеде, даже если вы не делали этого годами, в то время как вам нужно полагаться на декларативную память, чтобы вспомнить маршрут до близлежащего парка и обратно домой.

В то время как декларативная память может быть объяснена, большинству людей трудно вербализовать процедурную память. Объяснить кому-то дорогу до магазина, что требует декларативной памяти, легче, чем управлять автомобилем.

Некоторые примеры декларативной памяти:

  • Знание своего адреса
  • Вспомнить, что Трентон — столица штата Нью-Джерси
  • Запомнить номер своего офисного телефона

Мозг и процедурная память

В головном мозге префронтальная кора, теменная кора и мозжечок рано участвуют в обучении двигательным навыкам. Мозжечок особенно важен, так как он необходим для координации потока движений, необходимых для квалифицированного движения, и определения времени движений.

Хотя у нас есть все нейроны, необходимые для жизни, когда мы рождаемся, они должны быть запрограммированы с помощью опыта для выполнения таких задач, как зрение и слух, а затем ходьба и речь.

Процедурные воспоминания формируются, когда повторяющиеся сигналы усиливают синапсы. Хотя процедурная память может быть такой же простой, как формирование связи между двумя нервными клетками на кончике пальца, другие процедурные воспоминания более сложны и требуют больше времени для формирования.

Психология процедурной памяти

Исследователи, изучавшие процедурную память, говорят, что она формирует характер человека. В основе теории лежит то, что изучение определенных моделей поведения или эмоциональных реакций приводит к тому, что они становятся автоматическими реакциями на определенные ситуации. Это может укрепить хорошие привычки, но также затруднит избавление от плохих привычек, поскольку требуется много усилий, чтобы заменить позитивное поведение негативным.

Повреждение определенных областей мозга, таких как мозжечок и базальные ганглии, может повлиять на процедурное обучение. В исследованиях людей с черепно-мозговыми травмами исследователи продемонстрировали, что формирование процедурной и декларативной памяти, по-видимому, контролируется разными частями мозга. Кроме того, эти системы памяти могут функционировать независимо.

В ходе исследования пациентов с болезнью Альцгеймера в 1997 году было обнаружено, что процедурная память функционирует лучше, чем декларативная память, потому что процедурная память меньше зависит от пораженных областей мозга, таких как базальные ганглии и мозжечок. По мере снижения когнитивной функции декларативная и эпизодическая память ухудшается быстрее, чем процедурная память.

Родственные :

  • Определение памяти и типы памяти
  • Человеческий мозг: факты и анатомия
  • Что такое кратковременная потеря памяти?
  • 10 способов сохранять остроту ума

Ким Энн Циммерманн является автором Live Science. Она имеет степень бакалавра в области коммуникаций Государственного колледжа Глассборо.

процедурной памяти | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Процедурная память — это форма долговременной памяти, которая позволяет людям учиться и выполнять задачи. Это было описано как своего рода имплицитная память: в отличие от того, когда человек вспоминает факты или образы, кто-то, использующий процедурную память, может не осознавать, что к нему обращаются.

На этой странице
  • Как мы используем процедурную память
  • Как работает процедурная память

Как мы используем процедурную память

В то время как память часто подразумевает «знание того» — что вы поехали в отпуск в Испанию или что воскресенье — первый день недели, — процедурная память описывается как «знание как». Это укоренившееся чувство того, как завершить шаблон поведения, даже не имея возможности полностью объяснить, как это делается. Развитие навыков и привычек предполагает использование процедурной памяти.

Каковы некоторые примеры процедурной памяти?

«Кинестетическая память» или «мышечная память» для автоматических движений, связанных с броском мяча, танцами, плаванием, управлением транспортным средством, печатанием или подписанием своего имени, является процедурной памятью. Процедурная память также может быть задействована в немоторных процедурах, которые включают привычные реакции, например, когда кто-то играет в знакомую игру.

Почему важна процедурная память?

Процедурная память является ключом к множеству повседневных способностей и переживаний. Считается, что это облегчает даже относительно простые действия, такие как ходьба, не говоря уже о последовательностях, связанных со спортом и играми, работой, транспортом и другими видами деятельности, такими как игра на музыкальном инструменте.

В чем особенности процедурной памяти?

Информация в процедурной памяти, которая активируется, когда человек садится на велосипед и вспоминает, как ездить, не задумываясь об этом, считается относительно сложной для описания по сравнению с другими вещами, которые люди помнят, например, фактами о мире. По этой причине процедурную память также называют недекларативной памятью. Соответственно, человек может не обязательно осознавать приобретение процедурных знаний.

Как работает процедурная память

С самого раннего возраста мы используем процедурную память, чтобы учиться и запоминать, как выполнять задачи, от относительно простых и распространенных до тех, которые отточены годами интенсивной практики. Когда человек одевается, выходит из дома, едет на работу или развлекается и использует множество навыков, которые стали его второй натурой, процедурная память помогает ему научиться делать все это без необходимости заново продумывать каждый шаг.

Какие отделы мозга участвуют в процедурной памяти?

Группа подкорковых структур, называемых базальными ганглиями, включая такие компоненты, как полосатое тело, считается важной для процедурного обучения, хотя, вероятно, задействованы и другие области. По мере развития навыков можно наблюдать изменения в коре головного мозга — например, изменения в моторной коре связывают с изучением двигательных навыков. Эксперты предполагают, что конкретная система мозга, участвующая в процедурной памяти, зависит от конкретного типа процедурного обучения.

Какова роль практики в процедурной памяти?

В то время как эпизодическая память (например, о посещении захватывающей вечеринки) может прочно укорениться вскоре после переживания, процедурная память обычно связана с повторением процедуры — практики, в случае преднамеренного повторения, — которая укрепляет память и помогает формировать навыки.

Работает ли процедурная память с другими формами памяти?

Процедурная память, которая поддерживает рутинные аспекты поведения, такие как вождение автомобиля или игра на пианино, может рассматриваться как работающая наряду с другими формами памяти, например, для сознательно вспоминаемых подробностей о том, как человек хочет использовать приобретенные навыки (для например, двигаясь к новому пункту назначения, который требует следования указаниям).

Как меняется процедурная память с возрастом?

По сравнению с памятью на информацию, которую можно выразить словами, считается, что процедурная память относительно не ухудшается при нормальном старении. Хотя пожилые люди могут выполнять физические процедуры медленнее, чем молодые люди, исследования показывают, что они могут демонстрировать примерно сопоставимую способность развивать процедурные навыки.