Продуктивное воображение это: Виды воображения

Виды воображения

19.05.2011

Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение.

Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примера можно привести:

  • воображение художника;
  • воображение генерального конструктора;
  • групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идей в научной лабаратории.


Пассивное воображение формирует образы спонтанно, само собой. Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипонтических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего в реальном прошлом, но представленно словесно, схематично, эскизно.

Не может обойтись без воссоздающего воображения и следователь прокуратуры: прибыв на место происшествия, он мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ далее разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей.

Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию. Именно творческое воображение Н. Коперника, создавшее образ бесконечности и населенности миров во Вселенной, опровергло аристотелевскую парадигму конечности мира, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Дж.

Бруно, Г. Галилея. Заметим, что при жизни ученого еще не существовало телескопов. Единственным «инструментом», дающим возможность заглянуть в далекие миры Вселенной, было воображение, основанное на наблюдательности, интуиции и устремленности к познанию.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Материалы по теме

Воображение

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Маклаков А. Г. — Общая психология

Адаптивная активизация воображения и других познавательных процессов

Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы. ..

Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Воображение и творчество

Маклаков А. Г. — Общая психология

Понятие и основные особенности воображения

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Пассивное и активное воображение

Теплов Б.М., Психология

Глава 5 Воображение. Общая психология

Глава 5 Воображение

5. 1. Воображение как процесс

Воображение является одним из наиболее сложных для понимания психических процессов человека, о природе которого известно не так много.

Воображение – процесс создания образа предмета, идеи или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

С помощью воображения мы можем преобразовывать уже знакомые нам образы и создавать новые, с которыми никогда раньше не встречались. Возможности нашего воображения не ограничены явлениями действительности, реальными объектами или явлениями. Воображение является необходимым условием трудовой деятельности человека, поскольку создаваемые воображением образы могут стать основой научных или творческих открытий.

Можно выделить несколько основных характеристик, которыми обладает воображение человека.

1. Яркость. Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении и представить его в своем воображении очень ярко, так что ему будет сложно отличить его от реальности. Яркость воображения – индивидуальное качество, причем тип воспроизводимой информации может различаться по степени яркости: одним людям легче представить себе зрительный образ, другим – пережитые эмоции, третьим – тактильные ощущения.

2. Реалистичность. Некоторые образы, порождаемые с помощью воображения, могут быть близки к реальности, другие образы сохраняют лишь общие черты воспроизводимых объектов или предметов.

3. Контролируемость – умение удерживать в своем воображении какой-либо объект и влиять на представление отдельных его черт. Сложившийся в воображении образ с помощью силы воли или памяти можно дополнять или расширять.

5.2. Виды воображения

Выделяют четыре основных вида воображения:

– активное – характеризуется тем, что с помощью данного вида воображения человек по собственной воле вызывает у себя те или иные образы;

– пассивное – вид воображения, при котором образы возникают без желания или сознательных действий человека;

– продуктивное – сознательная творческая деятельность человека по созданию новых образов;

– репродуктивное – воспроизведение уже имеющихся образов, явлений реальности.

Рассмотрим основные виды воображения более подробно.

1. Активное воображение

подразумевает постановку задачи создать какой-либо образ, придумать нечто новое. При этом активное воображение не означает, что человек должен обязательно иметь строгий план выполнения этой задачи. Образы складываются постепенно, и порой в начале своей работы мы можем не иметь ни малейшего представления о том, каким путем нам удастся решить поставленную задачу.

Наиболее понятным примером активного воображения может стать труд писателей или сценаристов. Часто авторы пишут продолжения уже полюбившихся читателям книг или снимают продолжения фильмов. Зачастую автор заранее не может спрогнозировать успех своего произведения и не имеет намерения продолжать работу в данном направлении, но со временем он может создавать продолжение прежней истории.

Например, при работе над новым телесериалом снимается сначала только одна «пилотная» серия, по итогам просмотра которой решается вопрос о начале съемок всего сезона.

Отличительной чертой активного воображения как раз и можно считать возможность внесения корректив в процесс деятельности, что позволяет управлять этим процессом, делать в нем перерывы и вовремя останавливаться.

Активное воображение развивается с раннего детства, наиболее ярко проявляясь в различных играх, особенно связанных со сменой ребенком используемых им ролей.

2. Пассивное воображение – это процесс, ни начало, ни течение, ни окончание которого человек не может контролировать. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации, сновидения, грезы. Непроизвольное воображение может стать также результатом воздействия гипноза, алкоголя, наркотиков, галлюциногенов.

Сновидение – субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Во время сна человек обычно принимает все происходящее за реальность, не сомневаясь в ее правдивости; влиять же на события сна и контролировать происходящее человек не может.

Сновидения часто пытаются истолковать, считая их источником информации о бессознательном. Например, исходя из психоаналитической теории сновидения можно считать отражением наших желаний или потребностей, скрытых от нас внутренним цензом и в силу этого не реализуемых в реальной жизни. Лучшим источником по вопросу анализа сновидений в рамках психоаналитической теории Фрейда является книга самого Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», впервые опубликованная в Германии в 1899 г.

Сон необходим каждому человеку, так как обеспечивает отдых организму. Во сне перерабатывается полученная человеком информация – поэтому при больших информационных нагрузках значение сна возрастает. Количество часов сна в сутки меняется в зависимости от возраста человека. Новорожденный ребенок спит порядка 18 часов в день, к школьному возрасту это число сокращается до 10 часов, а взрослому человеку для отдыха требуется 7–8 часов.

Житель Вьетнама Тай Нгок (р. в 1942 г.) заявил, что не спит с 1973 г. Помимо этого у него нет более никаких отклонений здоровья; впрочем, он наотрез отказывается пройти медицинское обследование, так как не покидал свою деревню в течение 60 лет и боится проводимых тестов. Документально же подтвержденный рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, составляет 264 часа (11 дней) без сна. Этот рекорд принадлежит Рэнди Гарднеру и был установлен в 1964 г. в Сан-Диего в присутствии двух научных исследователей.

Нарушение или отказ от сна ведут к серьезным расстройствам познавательной и поведенческой сфер. Например, у Гарднера наблюдались резкие смены настроения, проблемы с концентрацией внимания и кратковременной памятью, галлюцинации. К одиннадцатому дню он не смог справиться с тестом, по условиям которого должен был вычитать цифру семь начиная со ста. Он остановился на 65, а на вопрос о причинах остановки ответил, что забыл, чем он занимался. Тем не менее он лично присутствовал на пресс-конференции и отвечал на вопросы, не демонстрируя сколько-нибудь заметных отклонений в своем здоровье или поведении.

Что же касается восстановления после столь длительной депривации, то Гарднер проспал всего около 15 часов, после чего бодрствовал в течение суток и вслед за этим сразу же перешел на стандартный восьмичасовой сон.

Одним из видов сновидений являются осознанные сновидения – такое состояние сознания, при котором человек понимает, что все его окружающее является сном, и может контролировать течение сна. При том, что данный феномен слабо изучен, его примеры хорошо знакомы нам по кинематографу – достаточно посмотреть фильмы «Ванильное небо» (или оригинальный фильм «Открой глаза», ремейком которого является фильм с Томом Крузом), «Наука сна», «Вечное сияние чистого разума» или серию фильмов ужасов «Кошмар на улице Вязов».

Галлюцинация является еще одним видом непреднамеренного воображения. Галлюцинация (лат. hallutinatio – видение) – восприятие не существующих реально объектов (предметов, явлений) в качестве реальных. Галлюцинации чаще всего появляются при различных психических заболеваниях, а также под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, а также навязчивых мыслей. Например, при слуховых галлюцинациях человек слышит голоса, музыку, звуки, а при зрительных – видит какие-либо образы либо предметы. Слуховые галлюцинации достаточно часто связаны с таким нарушением психики, как шизофрения, и служат в качестве основы для выявления этого заболевания. Многие считают, что галлюцинации не возникают у психически здоровых людей. Однако в одном из опросов, в котором принимали участие более 10 тыс. человек, было выявлено, что примерно треть опрошенных хотя бы раз в жизни испытывали галлюцинации. При этом более распространенными являются обонятельные и вкусовые галлюцинации.

За примерами галлюцинаций обратимся к популярной культуре. Например, в телесериале «Остаться в живых» Джон Локк общается с Островом посредством переживания галлюцинаций. В третьей части фильма «Пираты Карибского моря» Джек Воробей видит галлюцинации, в том числе и самого себя, во множественном числе в виде экипажа «Черной жемчужины». Иллюстрируют тему галлюцинаций также книга знаменитого фантаста Филипа Дика и одноименный фильм Ричарда Линклатера «Помутнение»;

книга Чака Паланика и одноименный фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб».

Грезы являются примером пассивного преднамеренного воображения. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди часто грезят о чем-то приятном и радостном. В отличие от галлюцинаций грезы являются совершенно нормальным явлением и связаны с нашими желаниями и потребностями, которые мы бы хотели реализовать в будущем. Грезы возникают, как правило, в расслабленном состоянии или в полудреме, но при этом возникают по желанию человека и управляются им. Грезы имеют положительную эмоциональную окраску.

Мечта является особой разновидностью воображения. Наши мечты направлены на будущее, позволяя строить прогнозы и организовывать свои действия в соответствии с ними. В отличие от грез мечты более реалистичны и действительно реализуемы. Являясь образом желаемого будущего, мечта обладает побудительной силой, и человек прилагает усилия для ее достижения.

3. Продуктивное, творческое воображение подразумевает самостоятельное создание новых образов, не похожих на уже известные или знакомые человеку, которые воплощаются в конечные продукты или предметы. Именно с помощью продуктивного воображения создаются предметы искусства.

4. Репродуктивное воображение – это построение образа предмета или явления, элементы которого уже известны человеку, например в соответствии с описанием явления или предмета, его характерных черт. Продуктами воображения являются новые образы, однако сам процесс воображения основан на прежнем опыте.

Зачастую воображению помогает четко оформленный образец – картина или чертеж. По схематичному обозначению или плану мы можем представлять себе, как работает тот или иной механизм, насколько велико расстояние между двумя населенными пунктами и т.д.

Репродуктивное воображение может быть основано на некотором образе, созданном другими людьми. Например, при чтении книги у читателя складывается свой образ персонажа (который при этом может быть подробно описан самим автором). Причем, представляя себе такой образ, один человек подмечает в нем одни, другой – другие качества. При экранизации книги персонажи обычно не совпадают с нашими представлениями о них.

Иллюстрацией данного момента можно считать достаточно известную историю об Александре Твардовском. В 1939 г. на экзамене по литературе Твардовскому достался вопрос по его собственному произведению «Страна Муравия», и мнение экзаменатора о содержании книги разошлось с мнением студента (и ее автора), из чего был сделан вывод, что Твардовский не понял смысла собственной книги. Вряд ли можно считать эту историю реальной, но она иллюстрирует, что с помощью воображения люди способны достраивать уже созданные образы или интерпретировать их в собственных интересах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 5 Воображение

Глава 5 Воображение 5.1. Воображение как процессВоображение является одним из наиболее сложных для понимания психических процессов человека, о природе которого известно не так много. Воображение – процесс создания образа предмета, идеи или ситуации путем перестройки

Глава 5. Воображение

Глава 5. Воображение Итак, как работает модель мира? Вокруг тебя в физическом мире что-то происходит, твой мозг это воспринимает и передает на экран картинку, которую видит сердце. У сердца эта картинка вызывает определенную эмоцию, которая по каналу связи передается мозгу

Глава V Фонетическое воображение

Глава V Фонетическое воображение Психика является коррелятом фонематического уровня языка. [1] Бенджамен Ли Уорф (B.L. Whorf) Язык как перспектива В 1934 году Бенджамин Ли Уорф завершил работу над эссе, озаглавленным «Лингвистическое размышление о мышлении в первобытных

Глава VII. ВООБРАЖЕНИЕ

Глава VII. ВООБРАЖЕНИЕ §37. Общее понятие о воображении Образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, называются представлениями. Если представление является воспроизведением прошлого восприятия, оно относится к области памяти. Таковы, например,

Глава V ВООБРАЖЕНИЕ

Глава V ВООБРАЖЕНИЕ Традиционные детские стихи и старинные сказки полны аллюзий на смерть и ужасы. Что может быть более зловеще, более проникнуто поэзией ужасного, чем песня великана из сказки «Джек и бобовый стебель»: Фи фай фо фуйю! Кровь английскую чую! Живой иль

Глава 11. Воображение и мышление

Глава 11. Воображение и мышление У ночи – мрак, У листьев – шум, У ветра – свист, У капли – дробность, А у людей – пытливый ум И жить упорная способность. Л. МартыновПонятие о воображении и мышлении Ощущения и восприятия «доставляют» в мозг конкретные образы

Глава I Творчество и воображение

Глава I Творчество и воображение [18]Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства,

Глава II Воображение и действительность

Глава II Воображение и действительность Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее

ГЛАВА 5 МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ И ВООБРАЖЕНИЕ

ГЛАВА 5 МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ И ВООБРАЖЕНИЕ Прекрасная вещь – это вечный источник радости. ДтКтс МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ Когда-то давно отцвели ирисы, много лет назад покинули нас близкие люди, но мы все еще можем просмотреть на экране памяти кинохронику важнейших

Глава 6. Развиваем воображение

Глава 6. Развиваем воображение Не столь уж важно «идти ли по улице» или «расставлять предметы в комнате». Можно вообще обойтись и без этого, создавая ассоциации в пустоте. Главное — яркость изображения. Честно говоря, мнемоника работает не у всех людей одинаково. Чем ярче вы

Глава 6. Катализатор для гипнотизера – воображение!

Глава 6. Катализатор для гипнотизера – воображение! Итак, вы приобрели некоторый опыт вхождения в первоначальный гипнотический транс, почувствовали, что значит управлять эмоциями и начали разбираться с собственными страхами. Самое время подключить к процессу

Глава 6 Катализатор для гипнотизера – воображение!

Глава 6 Катализатор для гипнотизера – воображение! так, вы приобрели некоторый опыт вхождения в первоначальный гипнотический транс, почувствовали, что значит управлять эмоциями, и начали разбираться с собственными страхами. Самое время подключить к процессу

Глава вторая. Его Величество Воображение

Глава вторая. Его Величество Воображение Дорогие друзья, размышляли ли вы когда-нибудь над тем, зачем человеку дано воображение? Ведь его наличие не замечено у животных. Способность воображать есть только у нас, людей.Я слышу, вы говорите, что у вас, как раз, и нет

Глава 7 МЫСЛЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Глава 7 МЫСЛЬ И ВООБРАЖЕНИЕ Ум имеет пять аспектов; но самый известный аспект — это тот, для которого мы, как правило, и используем слово «ум»: творец мысли и воображения. Ум — это почва, на которой из мыслей и воображения вырастают растения. Они живут в ней, но поскольку

Феноменология продуктивного воображения | Columbia University Press

Дата паба: апрель 2022

ISBN: 97838382155525

318 Страницы

Формат: . Цена по прейскуранту: $48,00

  • Основной
  • Отзывы
  • Содержание
  • Выдержка
  • Ссылки
  • Награды

Хотя продуктивное воображение играло очень важную роль в (пост-)кантианской философии, было очень мало исследований объемом в целую книгу, явно посвященных его анализу.

В своей новой книге Саулиус Гений развивает феноменологию продуктивного воображения, опираясь на те ресурсы, которые мы встречаем у Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера, Мартина Хайдеггера, Эрнста Кассирера, Мики Киёши, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти, и сочинения Поля Рикера, а также участвуя в современных философских дискуссиях о воображении. Исследуя отношения между воображением и воплощением, аффективностью, восприятием, языком, самостью и интерсубъективностью, книга предлагает феноменологическую концепцию продуктивного воображения, которая придерживается основных феноменологических принципов и чувствительна к тому, как продуктивное воображение осмысливалось в истории. феноменологии.

На этом фоне Geniusas разрабатывает новую концепцию продуктивного воображения: Это основная модальность интенциональности, которая косвенно формирует человеческое восприятие мира, формируя контуры действия, интуиции, знания и понимания . Это не столько слепая и необходимая функция души, сколько искусство, скрытое в теле, ибо оно проистекает из инстинктов, влечений, желаний и потребностей.

Автор показывает, какими неожиданными способами феноменология продуктивного воображения обогащает наше понимание воплощенной субъективности.

Продуктивное воображение — понятие, давно заслуживающее специального изучения. Саулиус Гений прослеживает ее важность от Канта и Гуссерля до немецкой и французской феноменологии 20-го века. С широким исследованием и проницательным анализом Geniusas открывает нам глаза на природу продуктивного воображения и его связь с воплощением, языком и субъективностью. Дэвид Карр, почетный профессор Университета Эмори
Книга Саулиуса Гениусаса предлагает радикально новое исследование жизненно важных отношений между воображением и телом. Письмо ясное, убедительное и обширное в своем научном диапазоне. Важное исследование незаменимых побуждений человеческого творчества. Ричард Кирни, профессор философии Чарльза Силиг, Бостонский колледж

Саулиус Гениусас — профессор философии Китайского университета Гонконга. Его основные философские интересы лежат в континентальной философии, особенно в феноменологии и герменевтике. Geniusas является автором Происхождение горизонта в феноменологии Гуссерля (Springer 2012), Феноменология боли (издательство Ohio University Press, 2020) и Что такое боль? Описательная психология, трансцендентальная феноменология и натурализм (на литовском языке; Phi knygos 2021). Он также редактировал ряд книг по феноменологии, герменевтике, сравнительной философии и философии воображения, в том числе «Расширяя пределы продуктивного воображения» (Rowman & Littlefield 2018) и 9 книг.0041 Что такое продуктивное воображение? (под редакцией Дмитрия Никулина; Rowman & Littlefield 2018). Его исследования были опубликованы в основных журналах по континентальной философии, таких как Continental Philosophy Review, Research in Phenomenology, Human Studies, Journal of the British Society for Phenomenology . Гений опубликовал более шестидесяти статей в различных философских журналах и антологиях на английском, немецком и литовском языках. Его произведения также переведены на французский, испанский и польский языки. В настоящее время является одним из редакторов 9-гоСерия книг 0041 Social Imaginaries , опубликованная Rowman & Littlefield.

Предметы

  • Континентальная философия
  • Философия

Серия

  • Тело и сознание

Феноменология продуктивного воображения: воплощение, язык, субъективность Саулиуса Гениусаса | электронная книга

Благодарности 11

Введение 13

Глава I Что такое продуктивное воображение? От Канта к феноменологии 25

Введение 25

Методологические соображения 26

Кант о продуктивном воображении 28

Продуктивное воображение в посткантианской философии 31

Заключение 35

Заключение о том, что такое продуктивное воображение? Феноменология фантазии Эдмунда Гуссерля и конституция культурных миров 37

Введение 37

Что такое воспроизведение и что такое репродуктивное воображение? 41

Восприятие и воображение 49

Память и фантазия 55

Роль фантазии в строении культурных миров 61

Заключение 69

Глава III Между феноменологией, прагматизмом и метафизикой: Концепция продуктивной фантазии Макса Шелера 02 07090 Введение 75

Шелеровская критика прагматизма 76

Продуктивная фантазия и генезис опыта 80

Ощущение, восприятие и фантазия 84

Психические, исторические и культурные измерения продуктивной фантазии 87

Фантазий и желание 89

Разработка продуктивной фантазии 91

Пределы продуктивной фантазии 93

Жизнь, дух и продуктивный фантази

Глава IV Между феноменологией, онтологией и философией культуры: продуктивное воображение и диспут Кассирера-Хайдеггера 103

Введение 103

Историческая обстановка 104

Продуктивное воображение и субъективность субъекта 108

The Copernican Turn 111

Terminus a Quo и Terminus ad Quern 115

Свобода 121

Возможность примирения 123

Временная 125

Заключение 132

Глав. От феноменологии к Киотской школе: Мики Киёси и логика воображения 137

Введение 137

Мики как феноменолог 140

Точка зрения созерцания и точка зрения действия 143

Поле воображения как поле действия 146

Логика воображения как логика коллективных представлений 148

Логика воображения как логика символов 153

Логика воображения как логика форм 157

Логика воображения как логика институтов 160

Заключение 164

Глава VI От феноменологии тела к онтологии плоти: Морис Мерло-Понти и воплощенное воображение 169

ВВЕДЕНИЕ 169

Ранняя феноменология воображения Мерло-Понти 170

Две формы воображаемых в лекциях Сорбонне (1949-1952) 179

Воображение и восприятие в лекции о пассивности (1954-1955) 186

Феноменологическая онтология и воображаемая структура реального в «Глазе и разуме» 191

Заключение 201

Глава VII От феноменологии к герменевтике: философия продуктивного воображения Поля Рикёра 203

ВВЕДЕНИЕ 203

Парадокс ирриальности 204

Утопические и конститутивные тенденции: сартр, касториядис и рик-н-206

Репродуктивная модель воображения 209

Продуктивная модель воображения 211

Предпредничательный и ген-эйз.