Проективная методика карта эмоциональных состояний: Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития курсовая,эмоции

Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития курсовая,эмоции


Скачать 283.31 Kb.

страница1/9
Дата04.06.2018
Размер283.31 Kb.
#38649
ТипКурсовая

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

курсовая,эмоции

    Навигация по данной странице:
  • Цель работы
  • Объектом
  • Метод

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»

Институт дефектологического образования и реабилитации

Курсовая работа на тему:

«Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития»

Работу выполнила студентка

Направления специальной психологии

2 курс бакалавриат Резникова Анастасия

Научный руководитель:

Богачек И. С.

СПб


2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Исследование эмоций в психолого-педагогической литературе.…4


    1. Понятие эмоций в научных исследованиях…………………………………4

    2. Развитие эмоциональной сферы у ребенка с нормальным развитием…12

    3. Особенности эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития………………………………………………………………………16

Выводы……………………………………………………………………….23

Глава 2. Программа по изучению и проявлению эмоций у детей с задержкой психического развития………………………………………………………….24


    1. Материал по изучению эмоциональной сферы детей с ЗПР……….……..24

    2. Изучение и определение группового состава……………………………..24

    3. Формализация данных………………………………………………………31

Список использованной литературы …………………………………….…….33

Приложение………………………………………………………………………35

Введение

В последнее время изучение эмоциональной сферы приобретает в психолого-педагогической литературе всё большую актуальность. Действительно, роль эмоций в жизни человека нельзя недооценивать. Эмоции, являясь особым классом психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами также отражают и форму непосредственных переживаний человека (радость, горе, страх и т.п.). Эмоции ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает и мыслит, являясь формой отражения человеком окружающей действительности. Можно сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Эмоции также являются важным составляющим в становлении целостной и гармоничной личности.

Цель работы: изучение особенностей эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития.

Основные задачи:


  1. Изучение психолого-педагогической литературы по выбранной теме.

  2. Разработка программы по изучению и проявлению эмоций у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Объектом исследования является эмоциональная сфера детей с ЗПР.

Предмет: специфика эмоций детей с ЗПР.

Гипотеза: эмоциональная детей с ЗПР имеет специфические особенности и ряд существенных недостатков, таких, как: недеференцированность эмоций, неадекватность эмоциональных реакций, неустойчивость эмоционального реагирования, инфантилизм и др.

Метод: теоретических анализ психолого-педагогической литературы.

Актуальность и практическая значимость: актуальность исследования определяется тем, что, согласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только «норму» от «не нормы», но и выявляя разные формы и степени нарушения. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы детей давно признаны психологами важной проблемой. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность также сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

Скачать 283.31 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Арт-терапевтическая техника «Карта эмоций»

378

Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

Общие замечания

 

Эмоции

и чувства сопровождают человека в любой его деятельности.

Для

каждого

из нас их выражение и переживание индивидуальны. Одна

и та же ситуация неодинаково воспринимается и переживается людьми и может вызвать различные эмоции, формы их проявления, продолжитель­ ность действия и интенсивность.

Каждая эмоция несет в себе позитивное начало, поэтому было бы неверно разделять их на «положительные» и «отрицательные». Однако длительное пребывание человека в состоянии негативного эмоциональ­ ного возбуждения разрушает внутреннюю структуру личности, тормозит процессы индивидуализации и социализации. Порой, не находя выхода, человек постоянно находится в состоянии фрустрации, сопровождающемся чувством тревоги.

В основу предлагаемой методики легли техника Т.Д. Зинкевич-Евстиг- неевой — Д.Б. Кудзилова «Карта сказочной страны» и арт-терапевтическое занятие «Раскрашиваем эмоции и чувства» Л.Д. Лебедевой.

Данная методика (автор Ю.В. Никонорова) является многоцелевой и подходит для работы со всеми возрастными группами.

Основное внимание обрашего на выявление эмоционального потенциапа личности и связанного с ним поведенческого и деятельностного паттернов. Методика эффективна в коррекции эмоциональных состояний и эмоциональных свойств личности, открывает широкие возможности для самопознания и самонаблюдения, развития эмоциональной сферы в целом.

Материалы

Листы белой бумаги формата А-1, А-3, А-4; всевозможные изобрази­ тельные материалы: фломастеры, цветные карандаши, пастельные мелки, цветные мелки, краски акварельные и/или гуашь.

Основные этапы

1. Настрой

Цель: выявить семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, значимость их для индивида, соотношение эмоций разного знака, актуализировать свое эмоциональное состояние в данный момент.

Каждому участнику предлагается занять удобное для себя место в пространстве кабинета и составить «словарик» эмоций и чувств: «Поп­ робуйте описать все разнообразие эмоциональных проявлений, которые может испытывать человек. Вспомните различные ситуации, в каких ока­ зывались вы или близкие и знакомые вам люди. Что вы чувствовали при этом? Припомните эмоции и чувства, испытываемые вами по отношению

Приложение 2

319

к различным людям. Необходимо записывать все слова, характеризующие эмоциональное состояние человека, в том числе слова-синонимы, поскольку они могут обозначать различные оттенки эмоциональных проявлений. Не следует избегать условно отрицательных эмоций».

Когда «словарик» будет составлен, участникам предлагается следую­ щая инструкция: «Выделите (подчеркните, обведите) в вашем „словарике» название эмоций или чувств, характеризующих ваше состояние в данный момент, и изобразите их с помощью линий, абстрактных форм и цвета на листе бумаги любого формата».

Далее можно предложить участникам обменяться впечатлениями от работы и попробовать «прочитать» рисунки друг друга.

2. Индивидуальная работа

Участники комфортно размещаются в пространстве кабинета. Выбирают необходимые им инструменты и материалы. Широкий выбор всевозможных изобразительных средств и бумаги различных форматов способствует прояв­ лению большей свободы эмоционального и творческого самовыражения.

Прежде чем дать основную инструкцию для арт-терапевтической рабо­ ты, желательно вместе с участниками обсудить, какие условные обозначе­ ния встречаются на различных видах карт. Например, это горы, равнины, впадины, ручьи, реки, болота, моря и океаны, вулканы и многое другое.

Инструкция

«Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране нашего внут­ реннего мира, стране эмоций. Эмоциональный мир каждого из нас чрез­ вычайно разнообразен, многогранен, его проявления носят личностный характер, а потому индивидуальны для каждого. Попробуйте с помощью любых изобразительных средств создать карту своей страны. Обозначьте сначала ее границы.

Нарисуйте ландшафт, наполняя его различными эмоциями и чувствами. Чтобы вы могли пользоваться этой картой и вернуться к ней через какоето время, необходимо составить таблицу условных знаков. Ими могут быть цвета и/или особые символы, обозначающие ту или иную эмоцию.

Представьте себя в роли путешественника. Проложите маршрут своего путешествия. Обозначьте точки входа в страну и выхода из нее.

Составьте рассказ о вашей стране, опишите ее особенности, дайте название. Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ, сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, что для этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили?»

3. Этап вербализации

Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображениях на картах и читают истории.

320 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Активная позиция клиента на этапе вербализации способствует более глубокому осознанию собственных переживаний и их взаимосвязи.

4. Коллективная работа

На данном этапе участники создают общую карту группы.

Инструкциия

«Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент.

Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изоб­ ражения.

Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте назва­

ние».

5. Этап рефлексивного анализа

Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые они испытали в процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить динамику эмоцио­ нального состояния человека в ходе занятия.

Комментарии

Данную арт-технику можно использовать на любом этапе арт-тера­ певтического процесса. Она имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее в данный момент эмоциональное состояние, возможно вызванное сложившейся ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность.

Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного знака, а также на тщательность их прорисовки и коли­ чество затраченного времени. Несмотря на индивидуальность создавае­ мых символов, можно отметить некоторые возрастные особенности их использования. Так, в рисунках лиц юношеского возраста часто встреча­ ется изображение лишь одного чувства — любви, которое занимает все пространство листа.

Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева направо — устремленность в будущее, справа налево — в прошлое).

Приложение 2

321

Отсутствие некоторых нарисованных на карте объектов в «гостевом» марш­ руте может свидетельствовать о стремлении к избеганию соответствующих эмоций либо к сознательному контролю над ними, а также о характере продвижения по маршруту (непосредственно через объект или рядом с ним: показатели глубины переживания эмоций, формы эмоционального реагирования).

Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пере­ жить его. На карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это эмоциональное состояние.

Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, каким именно человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости ав­ тора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов необходимо уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предла­ гает «гостям». При несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить причины этого.

Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изобра­ жение какой-либо ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» проблему, систематизировать свои мысли и найти решение.

Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать динамику эмоциональных проявлений клиента, фик­ сировать произошедшие изменения, находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить самостоятельное тематическое занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмо­ ции и чувства).

Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит ожидаемого результата, т. е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную позицию, сложившуюся ситуацию и/ или ее восприятие, но не может найти путей (способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит автора к осознанию проблемы, с которой необходимо работать в дальнейшем.

322 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии

На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом, что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить новые контакты. Создание обстановки дове­ рия, эмпатии способствует самоутверждению, снятию внутренних барьеров личности. Бережное отношение к творчеству друг друга в процессе сов­ местных действий приводит к сближению участников группы и созданию положительного эмоционального фона.

В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для изображения своего эмоционального состояния (в центре — претензии на лидерство; с краю — отверженность). Необходимо также анализировать рисунки, расположенные рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего, это указывает на уход от общения, взаи­ модействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику взаи­ моотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между участниками арт-терапевтического процесса.

Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью об­ щеизвестных символов. К примеру, чувство любви — в виде красного или розового сердца, чувство радости — в виде улыбки, чувство печали — в виде слез. Такой выбор может рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. Возможно также влияние социальных стереотипов, науче­ ния. Это в большей степени характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение приобретает оценка.

В работе с такими категориями клиентов лучше использовать другой

вариант данной техники.

Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, снимает эмоциональную напряженность, вы­ званную страхом из-за отсутствия художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте методики отсутствует этап коллективной работы.

После вербализации участникам предлагается удалить, вырвать из карты нарисованные цветными пятнами эмоции, символизирующие помеху в жизни автора. Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя. Далее с отделенными от общего фона изображениями предлагается поступить по собственному усмотрению. Их можно порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления от гнетущего эмоционального состояния. Затем новый, трансформированный вариант рисунков вклеивается на место вырванных пятен.

Приложение 2

323

Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как более раннего, так и текущего опыта человека. Эти переживания запечат­ леваются в создаваемой им художественной продукции, а на символическом уровне происходит трансформация его эмоционального состояния.

Приведем в качестве примеров несколько иллюстраций.

Рисунок «Карта эмоций. Рис. 1» (см. цветную вклейку) выполнен де­ вушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным на­ жимом; видны также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия (инкапсуляция).

Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего, именно эти эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе рисования автор неоднократно возвращалась к этому символу. Все осталь­ ные объекты были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе.

«Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом государстве.

Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания. Далее, пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и

через пустыню тоски, преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото пере­ живания. Его трясина затягивает, и, когда кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят меня в сад счас­ тья. Этот сад очень большой и красивый. Можно долго гулять среди его разноцветных деревьев.

На краю сада находится поляна, где бьет ключ радости. Хочется остаться там навсегда. Ходить по саду и черпать воду из родника. Однако в какой-то момент вновь попадаешь в болото, пустыню или на ледник. Такова жизнь. Главное, вовремя увидеть пик надежды».

Ясно, что линия маршрута отражает некую ситуацию, в которой на­ ходится автор в данный момент или имевшую место в его жизни и, воз­ можно, повторявшуюся неоднократно.

В процессе беседы выяснилось, что контуром карты являются границы листа и что попасть в эту страну может любой, а многие уже побывали в ней. Время пребывания в государстве и в каждой из его частей, а также маршруты продвижения по нему у всех разные. Они зависят от обстоя­ тельств и от самого человека.

324 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

Рисунок «Карта эмоций. Рис. 2» (см. цветную вклейку) выполнен 15-летним подростком. На предложение изобразить карту своего внутреннего мира, карту эмоций, мальчик ответил, что это довольно сложно.

После непродолжительных раздумий он нарисовал реку радости, изоб­ разил вокруг нее разум и дороги.

Далее на карте появляются чувство одиночества — остров, чувство свободы — горы, чувство защищенности — пограничная застава и чувство страха — лес.

Позже, немного подумав, автор добавил пустыню боли и озеро любви. По словам самого автора, во главе этого государства стоит разум. Он управляет жизнедеятельностью этой страны и контролирует все процессы, происходящие в ней. Он же является точкой соединения всех дорог, вне­ шне похожих на нервные волокна. Дороги, расположенные в левой части

карты,

приводят путешественника к каким-либо эмоциям или чувствам

(к лесу

страха, пустыне боли, к чувству защищенности в виде пограничной

заставы или в горы свободы). У дорог, находящихся с правой стороны от разума, нет определенной направленности. Они ведут к контуру карты, не выходя, однако, за его пределы. Следует обратить внимание на четкую ровную линию контура, нарисованную без отрыва. Страна не имеет входа и выхода (единственный объект, прилегающий к ее границе, — река). Попасть в это государство, как выяснилось из беседы, можно только с позволения автора на самолете, который приземляется в разуме.

Для гостей предлагается единственный маршрут: от разума по дороге в горы свободы, затем обратно до ближайшего моста, где они могут сесть на корабль и поплавать по реке радости.

Сам автор может пройти в любую часть страны, двигаясь при этом строго по дорогам. Единственный объект, который он не хотел бы вклю­ чать в маршрут, — пустыня боли. Это неслучайно не только потому, что боль— негативное, не самое приятное чувство. Просто боль невозможно контролировать, но и избежать ее тоже нельзя.

Понятно, что это рисунок замкнутого, спокойного, сдержанного в проявлении эмоций ребенка, который пытается контролировать все свои действия и поступки. Он не может допустить спонтанных эмоциональных проявлений и не желает никого пускать в свой внутренний мир. Перед окружающими он предстает спокойным, веселым, счастливым. На самом деле его эмоциональный мир намного богаче, глубже, многогранней.

По-настоящему эффективный самоанализ возможен только при пони­ мании своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются ему в его чувствах (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1996, 1999). Символическое обозначение проблемы в процессе художественной экспрессии позволяет отыграть нереализованные, подавленные эмоции и чувства, увидеть в изоб­ разительной продукции собственный смысл.

Проективные методы: определение, методы и примеры

Респонденты не часто выражают глубоко внутренние мотивы и отношения, когда их прямо спрашивают. Респонденты могут не знать об этих конкретных установках или думать, что их намерения нелестны.

Респонденты могут проецировать свои объективные или субъективные идеи и убеждения на других людей или даже на неодушевленные предметы, используя проективные техники. Таким образом, из того, что респондент говорит о других людях, можно сделать вывод об истинных чувствах респондента.

В большинстве случаев проективные техники используются в интервью с одним человеком или небольшой группой. Пожалуйста, узнайте о проективных методах, их определении и примерах в этом блоге.

Определение проективных методов

Проективные методы — это множество способов оценки личности человека, основанных на предопределенной последовательности случайных входных данных для получения часто своеобразных ответов субъекта.

Психологи разработали проективные техники, которые представляют собой непрямые и неструктурированные способы узнать о людях. Они используют проекции респондентов, чтобы обнаружить скрытые мотивы, побуждения или намерения, которые невозможно обнаружить при прямом опросе, потому что респондент либо не хочет говорить, либо не может разобраться в себе.

Несмотря на то, что проективные методы кажутся простыми, часто требуется помощь лицензированного психолога, который поможет разработать тесты и правильно их оценить.

Техники проективных техник

Проективные техники очень важны в исследованиях отношения или мотивационных исследованиях. Проективные методы полезны тем, что позволяют респондентам высказать свое мнение, не чувствуя себя застенчивым. Эти методы помогают респондентам невольно проецировать свое отношение и чувства на тему исследования.

Некоторые из основных проективных техник: 

  1. Тест словесных ассоциаций.

Тесты словесных ассоциаций можно применять в различных контекстах:

  • Респондентам можно дать набор слов или фраз в случайном порядке, а затем попросить назвать или написать первое слово или фразу, которые приходят на ум.
  • Когда респонденты слышат названия конкретных брендов, их спрашивают, какое слово или фраза сразу приходят им на ум.
  • Респондентам также можно задавать вопросы о лозунгах и их значении;
  • Респондентов просят назвать «человеческий атрибут» или соединить описательный термин с неодушевленным предметом или продуктом, чтобы охарактеризовать его.

Например, группу экспертов по туризму попросили определить личностные качества или «человеческие характеристики» как для деревень, так и для городов в их регионе в рамках разработки стратегического маркетингового плана для их сообщества.

Большинство представителей туристического сектора были из городских районов, и они яростно утверждали, что городские районы исторически игнорировались в маркетинговых инициативах.

Благодаря этим и другим экспериментам они поняли, что сельские районы являются важным аспектом общей привлекательности направления и что их необходимо выделять как важные компоненты любой маркетинговой стратегии.

  1. Завершение теста.

Метод завершения предложений просит респондентов закончить предложения, которые остались незавершенными. Эти утверждения обычно пишутся от третьего лица и имеют склонность к двусмысленности.

В зависимости от личности респондента, следующие предложения, например, могут быть завершены по-разному:

  • «Пляжный отдых — это…»
  • «Отпуск в горы…»
  • «Цель гольфа…»
  • «Типичный человек думает о лыжах…»
  • «Посетители музеев, как правило…»

В целом, тесты на завершение предложений проще для понимания, чем тесты на словесные ассоциации, поскольку предлагаемые ответы являются более подробными. Однако респондент может легче сказать, что он пытается сделать, что может привести к менее искренним ответам.

Тест завершения сказки является разновидностью этой техники. Респонденту дается словесный или визуальный рассказ, а затем его просят закончить его своими словами.

  1. Тематическая апперцепция

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) предлагает участникам описать сцену, возможный диалог персонажей и/или то, как «повествование» может развиваться после просмотра одной или нескольких фотографий. Из-за этого техника интерпретации фотографий — это другое название ТАТ.

ТАТ можно использовать во многих различных контекстах, от выявления характеристик различных продуктов до формирования мнений о типах людей, которые могут использовать определенные товары или услуги.

Например, после просмотра образца логотипа респондентам был задан вопрос о характере места назначения, в котором он будет использоваться, и о том, что турист может найти там. Среди замечаний были:

  • Это напоминает мне сад.
  • Это, несомненно, самый большой город в стране.
  • Эмпайр Стейт Билдинг создает атмосферу Нью-Йорка.
  • Успокаивающий, расслабляющий. Он имеет региональную направленность, потому что дерево закрывает вам вид на сельскую местность, и вы можете видеть город и здания на заднем плане.
  1. Методы экспрессии.

Техника экспрессии используется чаще, чем любая другая проективная техника, для получения сведений о глубоко укоренившихся убеждениях и установках респондентов, которые могут быть истолкованы как плохо отражающиеся на человеке. Люди часто идентифицируют себя как «добродетели», которые они воспринимают в других как «порока».

Например, на вопрос, почему кто-то решил отправиться в круиз по Аляске, ответ может быть связан с прекрасным видом, возможностью пообщаться с интересными людьми или возможностью познакомиться с новой культурой.

Но когда задается тот же вопрос о том, почему сосед может отправиться в такой круиз, ответ вполне может быть из-за «призыва к хвастовству» или хвастовства.

Респонденты могут обсуждать мнения, в которых они, возможно, не обязательно признаются сами, когда им предоставляется возможность поговорить о ком-то еще, например, о соседе, родственнике или друге.

Подход от третьего лица может быть более динамичным, включая ролевую игру или практику. В этом сценарии респонденту предлагается имитировать действия или выражать чувства третьего лица.

Эта стратегия может быть весьма полезной, особенно при работе с детьми, которые «знают», как будут вести себя другие, но не всегда могут сформулировать это устно.

Заключение

Несколько факторов делают проективные методы полезными. Они могут иметь решающее значение для более глубокого понимания подсознания и могут помочь придать модерируемому обсуждению нечто «другое».

При исследовании тем, которые клиентам могут показаться простыми для объяснения мнения, полезны проективные методы. Вы должны помнить о цели проективной техники, если хотите быть успешным модератором.

Вы можете сократить время, необходимое для создания нового продукта, интегрировав данные о своем опыте в исследование QuestionPro. Вы можете быстро запускать новые товары, выявляя пробелы на рынке.

       

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Карта

Карта – это символическое представление выбранных характеристик места, обычно нарисованное на плоской поверхности. Карты представляют информацию о мире в простой визуальной форме. Они рассказывают о мире, показывая размеры и формы стран, расположение особенностей и расстояния между местами. Карты могут показывать распределение вещей по Земле, например, схемы поселений. Они могут показать точное расположение домов и улиц в районе города.

Картографы, называемые картографами, создают карты для самых разных целей. Отдыхающие используют дорожные карты, чтобы прокладывать маршруты для своих поездок. Метеорологи — ученые, изучающие погоду, — используют карты погоды для подготовки прогнозов. Градостроители решают, где разместить больницы и парки, с помощью карт, на которых показаны особенности земли и то, как земля используется в настоящее время.

Некоторые общие функции карт включают масштаб, символы и сетки.

Масштаб

Все карты являются масштабными моделями реальности. Масштаб карты указывает на соотношение между расстояниями на карте и фактическими расстояниями на Земле. Это отношение может быть выражено графической шкалой, словесной шкалой или репрезентативной дробью.

Наиболее распространенный тип графической шкалы похож на линейку. Также называемая линейной шкалой, это просто горизонтальная линия, отмеченная в милях, километрах или других единицах измерения расстояния.

Вербальная шкала – это предложение, которое связывает расстояние на карте с расстоянием на Земле. Например, словесная шкала может сказать: «один сантиметр соответствует одному километру» или «один дюйм соответствует восьми милям».

Репрезентативная дробь не имеет конкретных единиц. Он отображается в виде дроби или отношения, например 1/1 000 000 или 1:1 000 000. Это означает, что любая данная единица измерения на карте равна одному миллиону этой единицы на Земле. Итак, 1 сантиметр на карте соответствует 1 000 000 сантиметров на Земле или 10 километрам. Один дюйм на карте соответствует 1 000 000 дюймов на Земле или чуть меньше 16 миль.

Размер покрываемой области помогает определить масштаб карты. Карта, показывающая местность в мельчайших деталях, например карта улиц района, называется крупномасштабной картой, поскольку объекты на карте относительно большие. Карта большей территории, например континента или мира, называется мелкомасштабной, потому что объекты на карте относительно малы.

Сегодня карты часто компьютеризируются. Многие компьютеризированные карты позволяют зрителю увеличивать и уменьшать масштаб, изменяя масштаб карты. Человек может начать с просмотра карты всего города, на которой показаны только основные дороги, а затем увеличить масштаб так, чтобы были видны все улицы в районе.

Символы

Картографы используют символы для обозначения географических объектов. Например, черные точки обозначают города, звезды в кружках — столицы, а различные линии — границы, дороги, шоссе и реки. Цвета часто используются в качестве символов. Зеленый часто используется для обозначения лесов, желто-коричневый для пустынь и синий для воды. На карте обычно есть легенда или ключ, который указывает масштаб карты и объясняет, что обозначают различные символы.

На некоторых картах показан рельеф или перепады высот. Распространенным способом отображения рельефа являются контурные линии, также называемые топографическими линиями. Это линии, соединяющие точки с одинаковой высотой. Если на карте показана достаточно большая площадь, изолинии образуют круги.

Группа контурных линий внутри друг друга указывает на изменение высоты. По мере увеличения высоты эти окружности изолинии обозначают холм. По мере уменьшения высоты круги изолинии указывают на углубление в земле, например, на бассейн.

Сетки

Многие карты содержат сетку или серию пересекающихся линий, образующих квадраты или прямоугольники. Сетка помогает людям находить места на карте. На мелкомасштабных картах сетка часто состоит из линий широты и долготы. Линии широты проходят с востока на запад вокруг земного шара, параллельно экватору – воображаемой линии, огибающей центр Земли. Линии долготы проходят с севера на юг, от полюса к полюсу. Линии широты и долготы пронумерованы. Пересечение линий широты и долготы, называемое координатами, определяет точное местоположение места.

На картах с большей детализацией сетка часто обозначается цифрами и буквами. Ячейки, образованные сеткой, могут называться A, B, C и т. д. в верхней части карты и 1, 2, 3 и т. д. в левой части. В указателе карты местонахождение парка может быть указано как B4. Пользователь находит парк, заглядывая в поле, где пересекаются столбец B и строка 4.

Другие функции карты: СОБАКИ

Наряду с масштабом, символами и сетками на картах регулярно появляются другие функции. Хороший способ запомнить эти функции — это СОБАКИ: дата, ориентация, сетка, масштаб, название, автор, указатель, легенда и источники.

Название, дата, автор и источники обычно отображаются на карте, хотя и не всегда вместе. Название карты говорит о том, о чем карта, раскрывая цель и содержание карты. Например, карта может называться «Политическая карта мира» или «Битва при Геттисберге, 1863 г.».

«Дата» относится либо к времени создания карты, либо к дате, относящейся к информации на карте. Например, на карте районов, которым угрожает лесной пожар, будет указана дата и, возможно, даже время, чтобы отслеживать распространение лесного пожара. Историческая карта древней Шумерской империи имеет диапазон дат между 5 000 г. до н.э. и 1000 г. до н.э.

Указание автора карты важно, потому что точка зрения картографа будет отражена в содержании. Для оценки точности и объективности также требуется проверка источников. Источники карты — это то, откуда автор карты получил информацию. На карте школьного округа в качестве источников может быть указано Бюро переписи населения США, технология глобальной системы позиционирования (GPS) и собственные записи школьного округа.

Под ориентацией понимается наличие розы ветров или просто стрелки, указывающей направления на карте. Если используется только стрелка, стрелка обычно указывает на север.

Индекс карты помогает зрителям найти определенное место на карте с помощью сетки. Легенда карты объясняет, что означают символы на карте.

Картографические проекции

Перенос информации со сферической или шарообразной поверхности Земли на плоский лист бумаги называется проекцией. Глобус, сферическая модель Земли, точно отображает формы и расположение континентов. Но если земной шар разрезать пополам и каждую половинку расплющить в виде карты, результат будет сморщенным и разорванным. Изменятся размер, форма и относительное расположение земельных массивов.

Проекция — серьезная проблема для картографов. На каждой карте есть искажения. Чем больше площадь, покрытая картой, тем больше искажение. Такие характеристики, как размер, форма, расстояние или масштаб, могут быть точно измерены на Земле, но при проецировании на плоскую поверхность могут быть точно представлены только некоторые, а не все из этих качеств. Например, карта может сохранять либо правильные размеры массивов суши, либо правильные формы очень маленьких областей, но не то и другое одновременно.

В зависимости от назначения карты картографы должны решить, какие элементы точности наиболее важно сохранить. Это определяет, какую проекцию использовать. Например, конформные карты показывают истинные формы небольших областей, но искажают размер. Карты с равной площадью искажают форму и направление, но показывают истинные относительные размеры всех областей. Существует три основных вида проекций: плоские, конические и цилиндрические. Каждый полезен в разных ситуациях.

В плоской проекции поверхность Земли проецируется на плоскость или плоскую поверхность. Представьте, что вы касаетесь земного шара куском картона, наносите на карту эту точку контакта, а затем проецируете остальную часть карты на картон вокруг этой точки. Планарные проекции наиболее точны в их центрах, где плоскость «соприкасается» с земным шаром. Их часто используют для карт одного из полюсов.

Представьте, что вы обернули конус вокруг Земли, поместив острие конуса над одним из полюсов. Это коническая проекция. Конус пересекает земной шар по одной или двум линиям широты. Когда конус разворачивается и превращается в плоскую карту, линии широты выглядят изогнутыми в виде кругов или полукругов. Линии долготы прямые и сходятся на одном полюсе. В конической проекции области в средних широтах — регионы, которые не находятся ни близко к экватору, ни близко к полюсам — представлены довольно точно. По этой причине конические проекции часто используются для карт США, большая часть которых лежит в средних широтах.

Для цилиндрической проекции представьте, что поверхность Земли проецируется на трубу, обернутую вокруг земного шара. Цилиндр касается Земли по одной линии, чаще всего по экватору. Когда цилиндр разрезают и сглаживают в виде карты, районы вблизи экватора получаются наиболее точными. Области вблизи полюсов наиболее искажены.

Съемка и дистанционное зондирование

Картографы полагаются на данные съемки для получения точной информации о планете. Геодезия — это наука об определении точного размера, формы и местоположения участка земли. Геодезисты собирают информацию из регионов как над уровнем моря, так и под водоемами.

Обследование можно проводить пешком. Геодезисты используют множество инструментов для измерения характеристик или топографии земли. Геодезисты, выполняющие полевые работы, часто используют компас, измерительный прибор и теодолиты. Теодолит – это инструмент для измерения углов. Геодезист может рассчитать угол наклона холмов, долин и других объектов с помощью теодолита, который обычно устанавливается на треноге или трехопорной платформе.

Сегодня многие геодезисты используют дистанционное зондирование для сбора данных о местности, не прикасаясь к ней физически. Датчики, которые обнаруживают свет или излучение, испускаемое объектами, крепятся к самолетам или космическим спутникам и собирают информацию о местах на Земле сверху. Одним из методов дистанционного зондирования является аэрофотосъемка, позволяющая фотографировать Землю с воздуха. Аэрофотосъемка устранила большую часть работы геодезистов и позволила провести точную съемку некоторых мест, до которых невозможно добраться пешком. Спутники, космические аппараты, которые вращаются вокруг Земли, выполняют дистанционное зондирование. Например, Landsat, спутник, который совершает оборот вокруг Земли 14 раз в день, передает огромные объемы данных на компьютеры на Земле. Данные можно использовать для быстрого создания или исправления карт.

Как делаются карты

Перед созданием карты картографы решают, какую область они хотят отобразить и какой тип информации они хотят представить. Они учитывают потребности своей аудитории и цель карты. Эти решения определяют, какая проекция и масштаб им нужны, и какие детали будут включены.

Язык карты — это то, что должен учитывать картограф. Например, слепому читателю нужна карта с информацией, напечатанной шрифтом Брайля. Аудитория карты может определить, насколько широко она используется. На карте могут использоваться красные и зеленые символы, чтобы показать расположение клена и сосен. Эта информация может быть легко отображена в простой легенде. Однако такую ​​карту не могли использовать люди, страдающие дальтонизмом.

Линии широты и долготы математически нанесены на плоскую поверхность. Элементы рисуются в соответствующем месте.

До появления современных компьютеров и технологий печати карты рисовались вручную. Картографы рисовали или чертили карту на листе пластика с покрытием с помощью специального инструмента для травления, соскребая цветное покрытие, оставляя четкие, четкие линии. Несколько разных листов пластика были наложены друг на друга, чтобы добавить тени и географические названия. Пластиковые листы использовались для изготовления металлической печатной формы или пробной версии для публикации карты.

Сегодня большая часть карт делается с помощью компьютеров. Координаты каждой точки вводятся в компьютер. Вводя новые данные в компьютер или удаляя старые данные, можно быстро и легко вносить изменения в карту. Можно изменить цвета, добавить новые дороги и изменить топографические особенности, такие как течение реки. После этого новую карту можно легко распечатать.

Типы карт

Картографы создают множество различных типов карт, которые можно разделить на две большие категории: общие справочные карты и тематические карты.

Общие справочные карты показывают общую географическую информацию о местности, включая расположение городов, границ, дорог, гор, рек и береговых линий. Государственные учреждения, такие как Геологическая служба США (USGS), составляют некоторые общие справочные карты. Многие из них являются топографическими картами, что означает, что они показывают изменения высоты. Они показывают все холмы и долины в районе. Это полезно для всех, от туристов, пытающихся выбрать маршрут, до инженеров, пытающихся определить, где строить шоссе и дамбы.

Тематические карты отображают распределения или закономерности на поверхности Земли. Они подчеркивают одну тему или тему. Эти темы могут включать информацию о людях, других организмах или земле. Примеры – производство сельскохозяйственных культур, средний доход людей, места, где говорят на разных языках, или среднегодовое количество осадков.

Многие тематические карты теперь создаются с помощью технологии геоинформационной системы (ГИС). ГИС — это компьютерные системы, которые собирают, хранят и отображают данные, связанные с положением на поверхности Земли. Эта технология объединяет информацию с карт с другими данными о людях, земле, климате, фермах, домах, предприятиях и многом другом, позволяя отображать несколько наборов данных на одной карте. Многие отрасли и правительства используют технологию ГИС для анализа и принятия решений. Например, данные ГИС помогают чиновникам определять, какие водотоки наиболее подвержены риску загрязнения. Это также может помочь бизнесу решить, где разместить новый магазин.

История картографирования

На протяжении веков карты принимали самые разные формы. Самые ранние карты, вероятно, представляли собой наброски, сделанные на земле, которые показывали окрестности. Жители Маршалловых островов использовали пальмовые волокна, чтобы изобразить волны между островами в Тихом океане. Они использовали морские ракушки, чтобы представить острова. Инуитские рыбаки в Арктике вырезали куски коряги, чтобы показать особенности побережья. Одна из старейших в мире существующих карт была найдена на каменной табличке в Испании. Ему почти 14 000 лет.

Древних греков принято считать основоположниками научной картографии. Греческие ученые знали общий размер и форму Земли и разработали сетку координат широты и долготы. Эратосфен, живший примерно с 276 по 194 г. до н. э., рассчитал размеры Земли, используя математические вычисления и наблюдения за Солнцем. Клавдий Птолемей, или Птолемей, был астрономом, математиком и географом во втором веке нашей эры. Он довел картографию до такого уровня точности, которого не было до пятнадцатого века. Все свои знания о мире он объединил в книгу под названием География .

В Средние века в Европе картографы рисовали карты, отражающие их религиозные убеждения. Эти карты, как правило, были простыми, а иногда причудливыми. Город Иерусалим, священный для иудеев, христиан и мусульман, иногда помещали в центр.

Многие средневековые европейские карты с Иерусалимом в центре называются картами T&O. Масса суши была представлена ​​как круглое колесо, окруженное одним круглым океаном, буквой «О» T&O. Земля, окруженная океаном, была разделена буквой «Т» на три континента, известные средневековым европейским картографам: Азия была большой сушей над буквой Т, Африка и Европа были двумя меньшими частями по обе стороны от буквы Т, а Иерусалим был в центре. Т-образная форма, разделяющая континенты, состояла из Средиземного моря (между Европой и Африкой), реки Нил (между Африкой и Азией) и реки Дон (между Европой и Азией). Нил и Дон сливаются в одну линию, образуя вершину Т.

В эти темные века в Европе арабские ученые поддерживали научную картографию. Они сохранили произведения Птолемея и перевели их на арабский язык. Арабские картографы изготовили первый надежный глобус западного мира.

Во время Золотого века ислама арабские картографы использовали сложные математические и астрономические формулы для определения различных картографических проекций. В 1154 году ученый и картограф аль-Идриси составил карту мира, которая была лучше, чем карты мира, которые составляли европейцы. Карта Аль-Идриси включала изображение всего континента Евразии, включая Скандинавию, Аравийский полуостров, остров Шри-Ланку, а также Черное и Каспийское моря.

В пятнадцатом веке картография в Европе улучшилась. Развитие печати и гравировки означало, что карты, которые ранее были нарисованы вручную, можно было копировать быстрее. Примерно в то же время моряки начали путешествовать дальше по океанам. Они добавили на свои карты недавно открытые земли и более подробные береговые линии. Исследователи привезли описания интерьеров, а также береговых линий континентов.

Европейцы исследовали большую часть Америки в шестнадцатом веке, Австралию в семнадцатом веке, а Антарктиду наконец-то обнаружили в начале девятнадцатого века. К этому моменту начали собираться довольно точные карты всего мира.

В девятнадцатом веке картография стала более развитой благодаря развитию процесса печати, называемого литографией. Литография позволила картографам сделать множество точных копий карт с меньшими затратами труда и средств.

Фотография, цветная печать и компьютеры еще больше улучшили картографию. Всего за несколько десятилетий отношения между людьми и картами резко изменились. Например, вместо использования бумажных карт улиц многие люди используют для навигации устройства GPS, которые связываются со спутниками, чтобы определить их точное местоположение на Земле. Цифровые версии карт могут представлять Землю в трех измерениях, игнорируя ограничения плоских карт прошлого. Почти вся поверхность Земли нанесена на карту с поразительной точностью, и эта информация мгновенно доступна любому, у кого есть подключение к Интернету.

Краткий факт

За пределами Земли
Используя изображения, полученные с космических аппаратов, картографы создали подробные карты поверхности Луны и Марса. Астрокартографы определили марсианские долины, кратеры и даже высохшие русла рек.

Краткий факт

Эратосфен
Эратосфен был астрономом, библиотекарем, математиком и поэтом. Он также изобрел дисциплину географии в свободное время. Используя положение солнца, Эратосфен смог вычислить окружность Земли, не покидая Египта, своего дома. В качестве единицы расстояния он использовал длину стадиона. Поскольку в мире Древней Греции стадионы были двух разных размеров, и мы не знаем, какой стадион использовал Эратосфен, мы не можем точно знать, какой он вычислил для окружности Земли. Если бы он использовал более крупный греческий стадион, его окружность была бы больше Земли примерно на 16 процентов.