Проективный рисуночный тест дерево: Проективный рисуночный тест «Дерево» — Психологос

Проективный рисуночный тест «Дерево» — Психологос

В своей консультационной работе я люблю использовать различные проективные тесты: проективные рассказы, проективные рисуночные тесты. Многие выдумываю сама, как например, в последний раз я попросила женщину ответить на вопрос, если бы она была мебелью, то кем именно. Она, не задумываясь, сказала «креслом». И стало понятно, какая у нее роль в семье, как ведут себя домочадцы. В дальнейшем разговоре так оно и оказалось.

Одно из классических упражнений, которое я предлагаю клиентам – дерево. Его автор – В. Столяренко «Основы психологии» Само дерево – это символ жизни. И толщина ствола и веток как раз определяет, насколько человек энергичен, насколько жизненно силен. Чем крупнее дерево на листе, тем более человек уверен в себе и в своих силах.

Ветви направлены вниз. Явно, что у человека масса нерешенных проблем. Если рисуют конкретно иву, то это депрессия и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Дерево прочно стоит на земле, ветви вверх, у человека удавшаяся жизнь, он стремится к росту и власти, ветви в разные стороны – поиск самоутверждения. Если клиент рисует ствол и ветки одной линий без прерывания, это его желание убежать от реальности, отказ реально смотреть на вещи. Если все ветви соединены в круг, как на рисунке моей клиентки, то это желание оказывать помощь другим.

Изобилие веток, зелени (у меня еще и птичка), желание заняться собой, своим ростом.

Прорисованы корни дерева, это опора на других, а также желание понять себя, внутренние изменения.

Если рисуется ель – это стремление доминировать.

Человек рисует дупла, сучки – это перенесенные операции, какие-то неприятные моменты.

У этого упражнения есть продолжение.

Дом – Дерево – Человек

В зависимости от того, как человек располагает на рисунке эти объекты, можно определить его проблемы и жизненные ценности.

В упражнении выделяются такие части рисунка: какой дом многоэтажный или небольшой.

Какая у него крыша, может это замок или сельский дом. Есть дверь или нет. Есть дверь – человек открыт, нет замкнут. Крыша – сфера фантазии. То же самое говорят и окна. Дым из трубы – внутренняя напряженность. Дом стоит вдали, человек чувствует себя отвергнутым. Важны ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные – чувство контроля. Длинные дорожки – чувство дистанции. Дорожка в начале широкая, но сужающаяся перед домом – попытка за внешним дружелюбием желание быть одиноким. Важно, какая погода на рисунке. Кто есть еще. Люди, деревья. В каком углу расположен рисунок. В правой стороне вверху листа – клиент связан с настоящим моментом или устремлен в будущее. Это положительные эмоции. Если рисунок слева внизу — ориентация на прошлое, отрицательные эмоции и пассивность. Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе. Если рисунок внизу – все наоборот.

Также по деталям можно рассматривать и человека. Но…

Для меня главное. Я не запоминаю, что написано в учебнике, это всего лишь возможность понаблюдать за человеком, как он рисует, что говорит, как меняется его лицо. Я обычно что-то добавляю от себя, что я понимаю за время, пока человек рисует. Так что этот рисунок лишь инструмент за короткое время лучше узнать человека и выдать нужную для него рекомендацию.

Подробнее читайте: В. Столяренко «Основы психологии»

рисунки, которые помогут лучше понять ребёнка

«Школа зверей» и «Моя учительница»: рисунки, которые помогут лучше понять ребёнка

Подборка проективных методик, которые можно применять в образовательном процессе.

В прошлый раз мы рассказывали, как можно применять проективные методики в образовательном процессе. Сегодня мы приводим примеры рисуночных тестов детей разных возрастов. С помощью разных изображений можно выявить проблемы в семье, взаимоотношениях с педагогом и уровень стресса.

 

Рисунок семьи

 

 

Этот тест нужен для диагностики семейных отношений, деструктивных проявлений в школе. Рисунок может быть связан с сексуальностью и маргинальными наклонностями. Агрессия, стресс, страх, чувство вины – любое отклоняющееся от нормы поведение, которое мешает педагогу проводить урок, можно выявить с помощью тестирования.
 

Красивый рисунок

 

 

Самый абстрактный тест, который можно проводить в любом возрасте. 
 

Давая задание детям, не нужно уточнять, что именно вы от них хотите. Ученики средних и старших классов часто рисуют что-то абстрактное. Если абстракцию изобразил ребёнок младшего возраста, надо обсудить с ним рисунок. Что ты хотел изобразить? Что ты почувствовал в это время? Какая была твоя цель? Эти вопросы помогут получить более точные результаты диагностики. 
 

Тест показывает, насколько у ребёнка развито эстетическое чувство: ощущение прекрасного напрямую связано с этикой и моралью. 
 

Во время диагностики следует обратить внимание на цветовую гамму и форму. Например, округлая форма считается самой безопасной и приятной для человеческой психики.  
 

Рисунок дерева


 

Тест предназначен для учащихся 5-7 классов. Как правило, это задание используют после того, как потренировались на предыдущих – можно, например, давать этот его в конце года. На примере рисунка можно проследить связь ребёнка с его бессознательным.  
 

Рисунок отображает родовые связи, отношение к прошлому опыту и тому, как ребёнок готов этот опыт переживать. У каждого человека, независимо от возраста, есть негативный опыт, с которым он так или иначе справляется. Рисунок дерева отражает, насколько у маленькой личности выработаны механизмы совладания с негативным опытом. Дерево с узловатыми и оголёнными корнями показывает, что такой механизм еще не сформировался. 
 

Тест не подходит для младших классов: такие дети еще не способны распознавать опыт как очевидно плохой или очевидно хороший.
 

Школа зверей

 

Педагог просит ребёнка представить, будто в лесу существует школа, в которой учатся звери. Как бы это выглядело? Каким бы зверем ты был? А каким – учитель? А одноклассники? Чему бы вы там обучались? Как бы выглядели классы для занятий? 
 

Нужно дать ребёнку максимум простора для фантазии и минимум чётких инструкций – не упоминаем время года, тип леса. Пусть школьник транслирует образы, которые возникли в его сознании. 
 

Этот тест требует значительного времени для выполнения, и его, как правило, задают на дом.
 

Рисунок человека
 

Это тестирование можно проводить регулярно и в любом возрасте – изменения будут показывать тенденцию в развитии личности: что нового узнал ребёнок, как поменялось его отношение к себе, отношения с родителями и педагогом, который проводит тест. 
 

Несуществующее животное
 

Как правило, проводится до 6 класса. Этот тест показывает, на что обращает внимание ребёнок, когда погружается в мир фантазий. 
 

Я в школе
 

Самое негативное задание: в первые годы обучения из-за стресса у ребёнка, скорее всего, будет негативный образ школы. У учащихся есть график, сложившиеся рамки, необходимость выполнять домашние задания. Если в рисунке встречаются негативные образы, это нормально. Должны настораживать именно странные негативные образы.

 

Моя учительница 
 

Тест дается в 5-7 классе, чтобы понять, с кем школьнику комфортно выстраивать коммуникацию. Это может быть не конкретный человек, а собирательный образ. Например, полная женщина, которая улыбается детям и что-то показывает – положительный образ, благосклонный, неосуждающий. При этом это не любящая мама, а просто человек, который хорошо относится к ученикам.
 

Я на контрольной
 

Специальный тест для выявления уровня стрессоустойчивости ребёнка. Нужно посмотреть, что ученик будет изображать как символы стресса: человека с огромными глазами; руки, которые вцепились в стол; слёзы; мама, которая стоит за учеником и ругает его. В дальнейшем в других рисунках можно отслеживать эти символы.
 

Черты личности и область выражения синтетических рисунков дома-дерева-человека у японцев раннего подросткового возраста

Статья Версия записи

Автор(ы) / Создатель(и)

Като, Дайки

Сузуки, Мики

Реферат/Описание

В этом исследовании изучались области экспрессии синтетического теста рисования дома-дерева-человека (тест S-HTP, Миками, 19 лет). 95) для японских подростков раннего возраста. Тест S-HTP представляет собой проективный метод, в котором испытуемых просят нарисовать дом, дерево и человека. Область выражения определяется как площадь каждого нарисованного объекта, такого как дом, дерево или человек. В число участников вошли 186 японских учащихся младших классов средней школы, и их рисунки S-HTP были проанализированы с использованием анализа пути. Были исследованы отношения между областями выражения каждого пункта в тесте и чертами личности студентов. Черты личности измерялись с помощью Пятифакторного опросника личности для детей (FFPC, Soga, 19 лет).99). Результаты показывают, что личностные черты высокой добросовестности были связаны с большими домами (p

Ключевое слово(а)

Синтетический тест дом-дерево-человек личность площадь и размер рисуемых предметов
  • Автор(ы) / Создатель(и)

    Като, Дайки

  • Автор(ы) / Создатель(и)

    Suzuki, Mikie

  • Отметка времени получения PsychArchives

    2018-11-28T10:02:10Z

  • Доступно на

    2018-11-28T10:02:10Z

  • Дата первой публикации

    29. 04.2016

  • Резюме / Описание

    В этом исследовании изучались области экспрессии синтетического теста рисования дома-дерева-человека (тест S-HTP, Mikami, 1995) у японских подростков раннего возраста. Тест S-HTP представляет собой проективный метод, в котором испытуемых просят нарисовать дом, дерево и человека. Область выражения определяется как площадь каждого нарисованного объекта, такого как дом, дерево или человек. В число участников вошли 186 японских учащихся младших классов средней школы, и их рисунки S-HTP были проанализированы с использованием анализа пути. Были исследованы отношения между областями выражения каждого пункта в тесте и чертами личности студентов. Черты личности измерялись с помощью Пятифакторного опросника личности для детей (FFPC, Soga, 19 лет).99). Результаты показывают, что личностные черты высокой добросовестности были связаны с большими домами (p

    en_US

  • Статус публикации

    опубликованная версия

  • Статус обзора

    PeerReviewed

  • ISSN

    2193-7281

  • Постоянный идентификатор

    https://hdl. handle.net/20.500.12034/1615

  • Постоянный идентификатор

    https://doi.org/10.23668/psycharchives.1981

  • Язык содержания

    eng

  • Издатель

    PsychOpen GOLD

  • Является версией

    https://doi.org/10.5964/psyct.v9i1.164

  • Ключевое слово(а)

    Синтетический тест «Дом-дерево-человек»

    en_US

  • Ключевое слово(я)

    личность

    en_US

  • Ключевое(ые) слово(а)

    площадь и размер нарисованных предметов

    en_US

  • Десятичный классификационный номер Дьюи

    150

  • Заголовок

    Черты личности и область выражения синтетических рисунков дома-дерева-человека у японцев раннего подросткового возраста

    en_US

  • УЦИ тип

    артикул

  • Выпуск

    1

  • Название журнала

    Психологическая мысль

  • Номера страниц

    67–74

  • Объем

    9

  • Видимые теги

    Версия записи

Услуга, предоставляемая Узнайте больше о нас!

Есть вопрос?

Отправьте нам электронное письмо. Мы будем рады Вам помочь.

Контактный телефон

Следите за нашими новостями в социальных сетях.

Получайте последние новости ZPID в Twitter и Facebook.

Услуги

  • Поиск информации
  • Предварительная регистрация
  • Планирование исследования
  • Сбор данных
  • Анализ данных
  • Архивирование
  • Публикация
  • Работа
  • События
  • Медиа центр

Исследования

  • Исследовательская грамотность
  • Синтез исследований
  • Большие данные

Институт

  • О
  • Разработка
  • Лидерство
  • Персонал
  • Доски
  • Партнеры по сотрудничеству
  • Карьерные возможности
  • Проекты, финансируемые третьими лицами
  • Публикации

leibniz-psychology. org

Институт психологии Лейбница (ZPID)
Universitätsring 15
54296 Трир, Германия

T. +49 (0)651 201-2877 9027-176 6 519 (0)2716 М. info(at)leibniz-psychology.org

  • Официальное уведомление
  • Конфиденциальность данных

Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ

Цена $429,95

Кол-во: — +

Цена включает экономию пакета в размере 38,80 долл. США

Содержимое

    • House-Tree-Person (H-T-P)

      H-T-P Руководство и пояснительное руководство

      169,95 долларов США
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Чертежи H-T-P

      Иллюстрированный справочник по диагностике

      99,95 $
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Каталог H-T-P для качественной интерпретации H-T-P

      $99,95
    • House-Tree-Person (H-T-P)

      Буклет с интерпретацией H-T-P (25)

      $54,95
    • Дом-Дерево-Человек (H-T-P)

      Форма чертежа H-T-P (25)

      43,95 доллара США

Предоставляет полезную клиническую информацию через проективное рисование — очень чувствителен к психопатологии на ранних стадиях ее развития.