Проективный тест дерево – Графический тест «Дерево» (проективная методика) : Психолог

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Анализ рисунков к тесту «Мое дерево»

Представленные рисунки деревьев были выполнены клиентами самого разного возраста при проведении психологических консультаций с целью диагностики и выявления душевного, эмоционального состояния человека.

рисунок к тесту Мое деревоРис. 1Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно отметить одну общую особенность, которая связывает их: нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном – об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее. Это служит достаточным доказательством того, что любое переживание человека, оставляя в его сознании след, так или иначе будет обозначено в рисунке.

Андрей, 16 лет

Андрей очень ранимый и склонен переживать по любому поводу, испытывает постоянное чувство тревоги и беспокойства за свои действия и поступки.

Свой рисунок (рис. 1) он поясняет следующим образом:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 2

Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют.

Михаил, 29 лет

Михаил сильно переживает из-за расставания с любимой девушкой, которая предложила больше не жить вместе. Девушка из другого города, поэтому Михаилу пришлось уехать к себе домой, восстановиться на прежней работе, но все мысли у него связаны с девушкой. Он, по его словам, не видит других, кроме нее, и желает только одного – быть вместе и не расставаться.

Рисунок (рис. 2) Михаила имеет следующее пояснение:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 3

Я вижу себя тополем. Хочу пустить корни глубоко. Хочу, чтобы всегда светило солнце и влаги хватало. Хочу, чтобы рядом было другое дерево и не было зимы.

Ирина, 54 года

Ирина замужем, но с мужем не живет, поэтому испытывает большую потребность в тепле и заботе. Имеет отзывчивый характер. Много лет мучается бессонницей, что отражено как в рисунке (рис. 3) – ствол словно выгрызен посередине, – так и в описании к нему:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 4

Я яблоня. Я хочу, чтобы меня любили, ухаживали за мной, а я дарила бы свои яблоки. Хочу, чтобы зайцы не грызли мою кору. Хочу, чтобы ко мне прилетали бабочки и птицы, чтобы светило солнышко.

Желание, чтобы не грызли «мою кору», – это как раз те муки, которые Ирина испытывает каждую ночь в бессоннице.

Екатерина, 46 лет

Екатерина влюблена в мужчину своего возраста, их роман очень затягивается, а она мечтает выйти замуж и очень переживает из-за неопределенности отношений.

Мое деревоРис. 5

Ее лаконичное пояснение к рисунку (рис. 4) совершенно согласуется с ее тоской:

Я березка с зелеными листьями, хочу расти рядом с могучим и сильным дубом, который обвивал бы меня своими ветвями, наклонясь ко мне.

Елена, 60 лет

Женщина уже очень долго живет одна. Есть взрослая дочь, которая выпивает, поэтому их отношения очень сложны. Конечно, такая ситуация угнетает женщину, ее не покидает страх перед будущим своей дочери, а также чувство одиночества. Рисунок (рис. 5) и пояснение к нему отражают это:

рисунок к тесту Мое деревоРис. 6

Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще.

Надежда, 58 лет

Надежда прожила в первом браке двадцать два года, похоронила мужа. Спустя какое-то время вышла замуж во второй раз. Замужем находится уже более двенадцати лет.

рисунок к тесту Мое деревоРис.7

Живет с мужем и свекровью, которой 89 лет. Помогает 85-летнему отцу. Очень любит цветы, разводит их на даче. Недавно там посадила иву и тщательно за ней ухаживает. И с образом этого дерева женщина себя ассоциирует (рис. 6), точно объясняя почему:

Я вижу себя ивой. Дерево поражает своим жизнелюбием. Я также люблю жизнь. После обрезки оно быстро восстанавливается. Я также стремлюсь быстрей восстановиться после всех ударов судьбы. Очень люблю ветви этого дерева, которые как бы тянутся к кому-нибудь. Я тоже получаю удовлетворение, если кому-нибудь помогу.

Татьяна, 36 лет

Молодая женщина более четырнадцати лет замужем, есть сын. Работает в очень крупной компании, занимается бизнесом, который складывается успешно. По характеру очень доброжелательна, ей свойственна твердость духа. Желает дальше расти в профессиональном смысле, добиваться более высокой должности и успехов. Мечтает о втором ребенке.

рисунок к тесту Мое деревоРис. 8

Позитивная настроенность на жизнь и на собственное развитие Татьяны хорошо отражена в ее рисунке (рис. 7) и в рассказе о нем:

Я березка – крепкая, стройная, гибкая, в свежей зелени. Расту в окружении других берез, цветов, травы, птиц, на поляне с ручейком под солнечными лучами. В моей густой кроне – гнездо птиц. Над лесом также летают птицы, слышно их пение и щебет. На поляне – густая, ярко-зеленая трава и быстрый ручеек.

Хотелось бы еще вырасти, окрепнуть, зацвести, опылиться с рядом стоящей березой и дать семена, из которых рядом с нами вырастут новые деревья.

Светлана, 40 лет

рисунок к тесту Мое деревоРис. 9

Светлана уже долгое время является директором одного крупного исследовательского института. Замужем, есть сын. В настоящее время стоит вопрос о переселении коллектива в другое помещение. Вокруг здания института ведется строительство, что вызывает сильное беспокойство как руководителя, так и всего коллектива. Рисунок (рис. 8) и комментарий к нему подтверждают это беспокойство:

Я молодая зеленая березка, расту на зеленой солнечной поляне. Ощущаю себя комфортно, поскольку солнышко светит мне нежно и тепло, дождик вовремя поливает землю, которой я насыщаюсь. Мои пожелания: чтобы долгие годы продлилось это состояние, чтобы никто не изменял назначение этой поляны, не вырубал деревьев, не строил никаких строений.

Людмила, 55 лет

Людмила – человек, очень сильный духом. Пять лет назад перенесла инсульт. Восстановила себя. Занимает очень ответственную должность на одном из крупных предприятий. Вполне логично, что она себя ощущает одним из самых могучих деревьев (рис. 9) и готова свою силу передавать другим:

Я – дуб. Я должна быть сильной, крепкой духом. Защищать от непогоды, укрывать от зноя. Корни мои – сильные и долголетние. Укрою всех своих родных, близких, друзей и сотрудников своей кроной.

5psy.ru

Психологический тест «Дерево» | Консультации психолога онлайн

Нарисуйте, пожалуйста, дерево — любое, кроме елки.

Материал для тестирования: необходим лист бумаги размера А4, а также карандаш. Лист бумаги должен быть белый, не глянцевый, безо всяких линеек или клеточек. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой или фломастерами рисовать нельзя.

Получите бесплатную интерпретацию Вашего рисунка или результатов тестов. Для этого нажмите на кнопку «Получить консультацию» в разделе Интерпретация тестов

Нажмите, чтобы раскрыть…

Вопросы к рисуночному тесту «Дерево»

  1. Какая порода дерева у Вас получилась?
  2. Какое время года?
  3. Где растет дерево, что его окружает?
  4. Если это дерево превратится в человека, в кого оно превратится?
  • Пол этого человека
  • Возраст
  • Род занятий
  • Характер
  • Что любит и чего боится?

  • Если в кроне птички,(как доме животинки какие-то) — признак инфантилизма. Если гнездо — то может быть думает о детях.
  • Солнце при дереве — некий родительский пригляд, который может оборачиваться теплом, а может представлять контроль.
  • Когда дерево сильно приподнято (выше середины) — завышенная самооценка.
  • Трава. Если низкая — то ничего страшного. Если трава густая и закрывает часть дерева — стремление замаскировать бессознательно (либо что-то в раннем детстве, либо если это как тела — …). Трава у основания — прикрывает низ дерева. Часто бывает так, что человек скрывает либо сам от себя, либо от других какие-то травмирующие детские переживания, которые у него были
  • Ветки — нереализованные возможности. Чем больше разветвлений, тем больше возможностей.
  • Девушки молодые (или в возрасте, но считают себя молодыми) часто рисуют цветущие деревья
  • Когда рисуют озеро или речку рядом — злоупотребление алкоголем. Причем может не сам человек пить, а его близкие (муж/жена, отец/мать).
  • Если мужчина рисует женское дерево и оно «превращается» (на словах говорит, что хотел дуб, а получилась береза) в мужское — это нарушение самоидентификации.
  • Сучки обломанные — какие-то возможности, которые не осуществились.
  • Штриховка ствола — определенное неспокойствие. Если она заметная, более тревожная
  • Высота дерева — сегодняшний возраст клиента.
  • Есть деревья, которые не стоят на земле, а как бы висят в воздухе. У него нет ни линии земли, ни корней, то это значит, что у человека, который это нарисовал, нет ощущения, что он сам стоит на земле, на собственных ногах. Он может быть неуверенным, зависимым, инфантильным, психастеничным, либо зависит в материальном плане, либо в психологическом плане от кого-то. Может быть так, что это ситуационное: человек потерял работу и у него дерево подвешенное. Есть такая штука, как гиперкомпенсация, например, неуверенная девочка, которая живет на два дома и ощущение между двух стульев, но она рисует дерево с «ногой», — у нее гиперкомпенсация, она компенсирует свою неуверенность чересчур: если дерево стоит слишком сильно на земле, это попытка создать устойчивость за счет чего-то. Если у человека слабая энергетика — у него дерево будет висеть. Если у человека энергии много, то у него, в качестве психологической защиты будет выступать не вытеснение, а гиперкомпенсация. Например, уход в работу.
  • Все животные, которые на дереве, как правило свидетельствуют об инфантильных тенденциях

Если дерево в подвешенном состоянии

  1. Либо человек юный, зависящий от родителей, не имеет собственных условий, не стоит на своих ногах, либо находится в подвешенном состоянии (развелся, работу меняет, нет опоры).
  2. Либо человек не от мира сего (шизоид) — отрыв от реальности, витает в облаках, не прочно стоит на земле

ДУПЛО

  • След от психотравмы (100%). Если нет дупла, это не значит, что травм не было. В данном тесте они не выявились.
  • Дупла бывают: развод родителей, рождение ребенка, переезд в другое место, заболевания (которые имеют последствия), разлука с домом, сексуальное насилие, либо неудачный сексуальный опыт, смерть родных…
  • Если дупло заштриховано, то может быть, что травма не создает уже напряжения, если сильно — то плохо.
  • Если кто-то живет в дупле, то травма жива. Если нет — значит осталась пустота.
  • По размещению дупла можно определить возраст травмы.

КОРНИ

  • Корни — это наше прошлое. То, с чего мы начинаем.
  • Если нет корней — клиент не так сильно представлен в его сознании, возможно он вытесняет.
  • Корней много и большие — человек ощущает роль и значимость давление своего прошлого, семейного рода.
  • Особо интересно, когда крона не помещается — представление о будущем отсутствует. Он не умеет планировать. (4-ка по MMPI высокая). Выходит за границы социальных норм.
  • Острые корни — возможна агрессия. Проверяем теорию агрессии и семьи
  • Когда человек отсекает корни у рисунка — он не хочет видеть и помнить своих родителей и свое детство.
  • Если корней вообще нет — мы никак это не интерпретируем.

СТВОЛ

  • Наше тело.
  • Если мы видим зачерненный ствол — человек либо реально болен (соматика, к примеру диабет), либо тревожное состояние, либо ипохондрик, может быть психосоматика, могут быть гормоны у подростка (19 лет) или климакс у женщины
  • Гораздо хуже, если у нас ствол заканчивается как бы тупиком (а иногда еще и ствол тревожно-зачерненный). Тупик звучит как «кривой заулочек»
  • Тонкий ствол — астенический тип

КРОНА

  • Это голова у дерева.
  • Если это прошлое, то понятное дело, что крона — будущее. Тут бывают разные варианты, например, бывает так, что у кого-то крона не помещается на рисунке. Это означает недостаток планирования. И жизни и чего угодно. Вторая интерпретация — когда у человека открытая перспектива — то есть недостаточное понимание того, что будет дальше. Это может быть не связано с ситуацией планирования. Например, развод. Или смена места жительства. А бывает так, что человек и планировать не умеет и ситуация такая.
  • Если крона приплюснутая, если себя ограничивает (прижимает, не дает дальше расти).
  • Если хаос в листве или в ветках — в голове сумбур.
  • Двойная обводка кроны — это контроль

ПОРОДЫ ДЕРЕВЬЕВ

ДУБ
С одной стороны могут рисовать эпилептоиды (солидный ствол, корни), с другой стороны — дуб символ мужественности. Зачастую символ отцовской фигуры, авторитета, сильного человека (воина) и мужчина, для которого это идеал «Я», который стремится быть сильным мощным.

Или это может рисовать женщина (либо отцовская фигура, либо партнера ищет похожего на отца — спокойного, надежного, защитника, сильного. Она сама слабая женская позиция — повиснуть на дубе, оказаться под защитой, обвиться — низкая 5-ка в MMPI). Чаще женщины, воспитанная мамой, которая играла роль дуба (папы нет, либо слабый, либо любит папу, чтобы быть похожей на него, когда папа воспитывает дочку и ей важно заслужить папино уважение — будет учиться, работать, карьеру делать). Когда женщина «превращается» в дуб — это нормально.

Почему девочка рисует дуб? То, как она рассказывает про него, понятно, что это в большой степени отцовская фигура. Но, так как у нас в культуре дозволено выходить замуж за людей, которые старше и ассоциируются с отцом, то наличие такого дуба в рисунке может означать, что это поиск партнера, похожего на папу. Это такая Электра, которая хочет быть с отцом и подальше отодвинуть маму. Но тогда, в этой ситуации она может быть очень женственная.

А может быть по-другому. Если, например, папа растит девочку как мальчика и повсюду за собой таскает, — на охоту, на рыбалку и приветствует увлечения мужские, то у девочки желание не привлечь мужчину как папа, а стать как папа.

Это еще зависит от количества энергии: если она энергичная и амбициозная, честолюбивая и конкурентная, то она будет выбирать мужские профессии и среду, где она будет самоутверждаться и будет избегать проявления женственности. И тогда тот дуб, который она нарисует, будет ее самоидентификация с ее отцом.

ЯБЛОНЯ
Это материнская фигура. Вспоминаем сказку «Гуси лебеди», где идут подряд материнские фигуры (наливные груди, материнская грудь, плодоносящая — дети, печь — утроба материнская, которая рожает пирожки, молочные берега — молоко материнское). Дети часто рисуют яблоню.

Когда взрослые рисуют — созависимость — неполное отпочкование от взрослых и влияние может быть очень сильное. Это приводит:

  1. Передача сценария по женской линии (бабушке — маме — дочке и т. д.)
  2. Конфликт. Могут быть тревожные, заштрихованные, зачерненные яблочки.

Если женщина рисует — семейный сценарий по женской линии.

Алкогольная зависимость — оральная зависимость как от материнской груди. Потребительская позиция в жизни.

Когда мужчины рисуют яблоню. Возможные ситуации:

  1. Мужчины остаются холостяками и живут с мамой.
  2. Женятся ненадолго, потом обратно к маме
  3. Полностью переходит к жене, иногда даже жену называет мамочкой, полностью все чувства переносятся на жену

Какие варианты мужской яблони? Это старый холостяк, который всю жизнь живет со своей мамой. Он может жить с мамой всю жизнь и вообще никогда не жениться. Может жениться, когда мама умрет. Либо это человек, который может быстренько жениться и вернуться к маме. А пока он женат, он будет сравнивать маму и жену. Есть вариант, когда яблоневый молодой человек женится и вообще перестает с мамой общаться. Потому что все валентности, которые его прикрепляли к маме, он все перевесил на жену. К родной маме его в таком случае не тянет.

Дело в том, что яблоки — символ материнской груди. Поэтому, для ребенка, например, рисовать яблоню — абсолютно естественно и органично. Те испытуемые, которые во взрослом возрасте рисуют яблоню, это означает, что они не преодолели своей материнской зависимости, не отпочковались от материнской фигуры. Очень часто девушки, которые рисуют яблоню, берут на вооружение материнский сценарий и в частности сценарий неумения налаживать отношения и расставание.

То, что изначально нестандартные рисунки свидетельствует о негативизме и о протестных реакциях, может свидетельствовать о высокой четверке по MMPI: то есть тогда, когда от нее ожидают определенного поведения, она показывает противоположное. Это может быть выпендреж, язвительность, агрессивность. А людям нужно не столько и не только это, а душевности, понимания, тепла, доброты, большего акцента на нужды другого человека, а не на себя любимого.

Если не очень хорошие отношения с мамой, а при этом зависимость все равно есть, то мы можем видеть яблоки черные или посередине черные точки.

Что касается мужчин, черные яблоки встречаются у алкоголиков. Дело в том, что для алкогольной зависимости как раз характерны яблоки. Потому что это инфантилизм и зависимость. И матери сценарно выполняют вещи так, что дети становятся алкоголиками (определенные лозунги, проклятия и т. п.). Особенно, если отец и муж этой женщины был алкоголиком, с большой долей вероятности она сделает так, чтобы и сын тоже стал алкоголиком.

Предрасположенность к алкоголизму в большей степени может быть у людей инфантильных, с оральной фиксацией и с не до конца разрешенными конфликтами с матерью.

Еще один вариант — в 14-15 лет учились дети за границей. И в том самом возрасте, когда они должны были хамить родителям и отпочковываться, они плакали в подушку и скучали по родителям. Оказывалось, что они совершенно незрелые и продолжали рисовать яблоню как раз в достаточно позднем возрасте.

То есть мама может умереть или тебя отправят в другой город и ты будешь рисовать всю ту же яблоню.

БЕРЕЗКА

  • ипохондрики, которые опасаются за свое здоровье.
  • Девушки следящие за фигурой.
  • Или могут быть быть мальчики, которые думают о женщинах (пример: солдаты после армии).
  • Рисуют часто психостеники (дерево скромное, среднее, не выделяющееся — быть как все, затеряться в массе).
  • Точки на березе — дерматит, могут быть какие-то заболевания, психосоматика. Дерматит — непереносимость среды, это реакция на среду и на людей. Дерматит в виде зачерненных штрихов на рисунке дерева возник как реакция на среду. Псориаз — очень сильная, аутоагрессивная реакция.
  • Березу часто, за счет рисочек выбирают те, кто склонны к психосоматическим фиксациям. Но в целом для наших широт рисунок березы это нормально.

СОСНА — рисуют шизоидный личности, более духовный вариант, более аскетичные.

КЛЕН, КАШТАН, МАГНОЛИИ (более изысканное дерево) — часто рисуют мужчины с истероидными тенденциями. Дерево красивое,

БАОБАБ — эпилептоид с выраженными истероидными тендценциями.

Растения в искусственных горшочках могут означать симбиотические связи (скорее с матерью) либо же то, что человек остался в развитии на уровне пяти лет. Это определенный синдром нежелания быть взрослым. Дерево БОНСАЙ — ощущение искусственности, сверх-зависимости от условий и нежелания расти и взрослеть.

ОСИНА -бывает при депрессивных состояниях. Дерево невеселое. Ассоциация с осенью. Также как плакучая береза, ива, сниженное настроение

ЯСЕНЬ — люди с выраженными эстетическими наклонностями. Это нарцисс.

ПАЛЬМА — я не такой как все. Особенности. Может быть у демонстративных, у шизоидов, если есть плоды — более материальное и плотское. Но при этом одинокий.

Если смешанное дерево: дуб с яблоками, например, она может искать и мужчину, который к ней относится как мама и женщин, которые к ней относятся как папа и все при этом дают ей советы.

Если нет породы — не очень ощущает свою личность. Не очень точная самоидентификация. Не ощутила себя собой как личность

СЕЗОНЫ

Весна: Может быть молодой человек, выход из кризиса, смена профессии и т. п.

Осень: Там, где нету листьев, когда голые сучья, когда листья падают. Более поздняя осень ассоциируется с пониженным настроением и состоянием, депрессией. Золотая осень или ранняя осень — совсем другое дело. Люди с демонстративными тенденциями любят прихвастнуть и покрасоваться.

Зима: Бывает просто, что человек любит зиму и тогда по самому рисунку понятно, что это не депрессия. А бывает — что сразу понятно, что это депрессивное состояние. Для психолога очень важно уметь слушать. И слышать.

 

www.psysovet.ru

Графический тест «Дерево» | Psylist.net

Историческая справка. Проективный графический тест “Дерево” встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно “просто дерево”, “мертвое”, “замерзшее”, “счастливое”, “испуганное”, “грустное” и “умирающее”деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков :”замерзшее” дерево обычно рисовалось самым маленьким, “мертвое” дерево – в горизонтальном положении, “счастливое” рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке – “просто дерево”, по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как “застывший жест”, в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 – 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего “испуганное” или “замерзшее” или “счастливое” деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая “чистая экспрессия”, выражающаяся в заботе о форме изображения.

Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй – позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый – личностная идентификация.

Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест “Дом-дерево-человек” . Важным элементом в нем является и субтест “Дерево”.

Для выполнения субтеста “Дерево” предлагалась следующая инструкция: “Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево”.После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: “Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?”. Считалось, что эти вопросы, “возвращающие в реальность”.

Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: “На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?” Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: “Это дерево живое?” “Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?” и т, д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту “Дерево”, является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста . Считается, что нарисовать дерево – это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: “моторные схемы”, “имажинарные”, “эстетические или интеллектуальные”. Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту “Дерево”, показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.

Таким образом, мы видим, что рисуночный тест “Дерево” получил довольно широкое распространение.

В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой “типологии рисунка” дерева, в определении базы основных характе

psylist.net

Тест «Нарисуй дерево» — Психология жизни




Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево.  Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны.

Интерпретация рисунка

Корни

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

  • Если на рисунке у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Как спокойно пережить стресс?
  • Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью.
  • Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.
  • Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, — неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт.

  • Если корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, не уверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

 

Ствол

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет.

  • Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед.
  • Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего.

Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

  • Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.
  • У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

 

  • Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене настроения, может быть нервным, капризным. Почему ребёнок не слушается?
  • Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.
  • Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

  • Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.
  • Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легко возбудимым характером.
  • Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.
  • Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он не удовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

Как стать хорошей и счастливой мамой?

  • На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.
  • Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

Ветви

  • Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.
  • Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.
  • Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Потребности в браке. Как укрепить семью?

  • Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.
  • Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.
  • Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.
  • Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.
  • Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
  • Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности. Такие ветви обычно рисуют дети старше 9 лет.

 

Крона

  • Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.
  • Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, — осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Один совет о том, как перестать ссориться по пустякам

  • Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.
  • Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма. Что такое психологическая травма? 
  • Крона типа «шкура барашка» — энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

  • Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.
  • Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.
  • Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.
  • Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Что делать, если ничего не хочется делать?

  • Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.
  • Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.
  • Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.
    Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.
  • Если ребенок не ограничивается изображением дерева, а создает вокруг нарисованного дерева целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих.

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ


ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Тибетское воспитание детей
Родительская вина




psylive.com.ua

1.11. Проективная методика «Дерево-тест»

Дерева-тест
(Baum
Test)
— проек­тивная методика
исследования личнос­ти.
Опубликована К. Кохом в 1949 г. Идея теста
принадлежит Э. Хушеру, исполь­зовавшему
рисунок дерева в качестве пси­хометрического
инструмента. Обследу­емому предлагают
выполнить рисунки лю­бых трех деревьев,
за исключением хвой­ных. Интерпретация
результатов осуще­ствляется с позиций
психоанализа на ос­нове символического
значения, приписы­ваемого тем или
иным деталям изображе­ния, всему
рисунку. Напр., яблоко, на­рисованное
на фруктовом дереве, — сви­детельство
неразделенной любви, а крону следует
рассматривать как зону контакта между
«Я» и окружающей средой. На рис. 1
представлена схема К. Коха, ис­пользуемая
для анализа данных Дерева-теста

Левая

Рисунок 1

Схема
психологического анализа рисунка дерева

Обоснованность привлечения
психо­аналитической символики для
интерпре­тации данных теста не
доказана. Критику­ются произвольность
и умозрительность подобных интерпретаций.
Дерева-тест валиден при использовании
диагностики пси­хического развития
детей. Выделен ряд особенностей рисунка
(размер и пропор­ция, размещение на
листе бумаги и т. д.), свидетельствующих
о нарушениях разви­тия (статистически
достоверны различия между здоровыми
людьми и страдающими органическими
поражениями нервной си­стемы).

Правая и левая полуплоскость листа
имеют противоположную коннотацию по
оппозициям «пассивность-деятельность»,
«внутреннее — внешнее», «прошлое-будущее».
Соответственно интерпретируется
местоположение рисунка вправо или влево
от средней линии листа. Местоположение
чаще символизирует готовые к реализации
состояния и реакции на момент рисования.

Сдвиг рисунка вправо свидетельствует
об акцентировании будущего либо мужских
черт характера, стремлении к контролю
над ситуацией, ориентации на окружающих,
экстраверсии. Сильный сдвиг вправо
наблюдается достаточно редко и может
быть связан с «бунтарством»,
неподчинением. Исследования подтверждают
значимую связь между сдвигом вправо и
рядом показателей фрустрационного
теста Розенцвейга. Здесь, соответственно,
повышается удельный вес экстрапунитивных
реакций с целью эгозащиты, общее
количество направляемых вовне реакций
и уровень агрессивности. Связь активного
отстаивания собственной правоты со
сдвигом вправо хорошо иллюстрирует
связь рисунка с языковой метафорой.

Сдвиг рисунка влево, в этом случае имеет
противоположное значение. Это
акцентирование прошлого, нежелание
участвовать в ситуации, склонность к
принятию вины и ответственности на
себя, застенчивость, интроверсия –
свойственных для респондентов контрольной
группы, особенно для девушек. Также
необходимо помнить о том, что такой
сдвиг в рисунках респондентов
экспериментальной группы может
интерпретироваться как преобладание
интропунитивных реакций, снижению
уровня внешне-направленной агрессивности
и реактивности.

Укрупненные рисунки обычно свидетельствуют
о тенденции или наличии аффективных
состояний, эгоцентризме, придании
повышенного значения собственной
персоне. Как предупреждают многие
практики, необходимо очень осторожно
подходить к интерпретации рисунков,
занимающих более 2/3 площади листа бумаги,
а также к рисункам, выходящим за срез
листа: они могут не подчиняться указанным
семантическим закономерностям.

Особую категорию составляют маленькие
рисунки, расположенные в левом верхнем
углу листе. Этот тип локализации часто
свидетельствует о высокой тревожности,
склонности к регрессивному или зависимому
поведению (желание выйти из ситуации,
уход в прошлое, либо в фантазию), избегание
новых переживаний. Возможна выраженная
дисгармония между самооценкой и уровнем
притязаний (актуальным и идеальным
образом «Я»).

Мелкие рисунки указывают на наличие
депрессии, подавленности, угнетенности,
повышенного самоконтроля, наблюдающегося
у респондентов, подающих надежду на
длительную ремиссию.

К ряду интерпретационных приемов работы
с пространством относится обращение
внимания на ощущения, вызванные рисунком
(например: шаткость-устойчивость, что
относится к ориентации в социуме,
самооценке и пр.). Опора на общее
впечатление при интерпретации часто
помогает устранить многозначность
отдельного признака. Так, в данном случае
расположение на вертикали листа
соответствует норме1,
что, на первый взгляд, противоречит
впечатлению снижения фона настроения
от рисунка, т. к. «депрессивные»
рисунки тяготеют к нижнему срезу листа.
В этом случае это противоречие может
быть отнесено в счет собственно
внутриличностных противоречий
испытуемого. Здесь мы имели опыт с
борьбой сильных ригидных установок на
достижение успеха с ситуативно-обусловленным
снижением настроения, сочетающимся с
фрустрацией временной перспективы в
связи с грозящим уголовным наказанием
или осознанием неизлечимости болезни,
обреченности. Так же с временной осью
здесь связан поворот рисунка влево и
заметный наклон передней части корпуса
вниз.

В графологическом аспекте интерпретацию
рисунков можно выделить два вида: анализ
уровня применения наличных технических
средств воплощения образа (анализ
характеристик идеомоторного акта) и
анализ, обращенный на интерпретацию
пространственно-символических элементов.

К первому виду — относится анализ линий
на рисунке. Колеблющаяся, прерывающаяся
линия, «островки» перекрывающих
друг друга линий, несоединенные углы,
«запачканные» рисунки говорят о
легкой напряженности, повышенном уровне
тревожности, что свойственно невротическим
лицам. Контуры рисунка здесь могут быть
размытыми, прерывистыми, во всем
исполнении может чувствоваться
неуверенность, неловкость, которая
больше отмечается у респондентов
контрольной группы.

Во втором – анализируются направления
линий и характер контура.
Контур, наиболее характерный для
преодолевающих свою болезнь лиц может
рассматриваться как «оболочка»,
символ контроля со стороны Я за собственной
эффективностью, ее проявлением вовне.
Для них также свойственны уверенные,
хорошо стыкующиеся линии, упругая
пластичность контура, которая является
показателем хорошего контроля
аффективности. В случае повышенной
возбудимости, не контролируемости
аффективных проявлений, наблюдаются
увеличенные рисунки с плохо состыкованными,
имеющими перерывы, но энергичными
линиями контура. Наличие ригидности
можно наблюдать на рисунке с «хрупкой
оболочкой», отсутствии теплоты в
общем, впечатлении от рисунка, то это
может являться признаком длительно
подавляемой эмоциональности, либо
нивелирования, уплощения эмоциональной
сферы.

Склонность к астеническому типу
реагирования, можно интерпретировать
по направлению штрихов: сверху вниз —
общая неуверенность графики, элементы
пунктирности внутри контура.

Содержательный анализ рисунка помогает
по рисунку, как вышке было отмечено
«увидеть личность респондента», т.к.
нарисованное дерево исследователи
называют базовым и неосознанным
автопортретом субъекта. То есть рисунок
дерева является неосознаваемой картиной
развития субъекта, включающей его
обычную чувствительность к воздействиям
и способы его реагирования на них. По
рисунку дерева также можно судить об
отношение субъекта к определенному
лицу, провести некоторые ассоциации с
жизненной ролью субъекта, его способностью
получать удовлетворение от своей среды.

Интерпретация результатов осуществляется
с позиций психоанализа на основе
символического значения, приписываемого
тем или иным деталям изображе­ния,
всему рисунку. Обоснованность привлечения
психоаналитической символики для
интерпретации данных теста не доказана.
Критикуются произвольность и
умозрительность подобных интерпретаций.
Выделен ряд особенностей рисунка (размер
и пропорция, размещение на листе бумаги
и т. д.), свидетельствующих о нарушениях
развития (статистически достоверны
различия между здоровыми людьми и
страдающими органическими поражениями
нервной системы).

Кора дерева изображена достаточно
обособленными извилистыми вертикальными
линиями — возможность шизо­идных черт
у субъекта

Древесная кора легко нарисована —
равновесие во взаимоотношениях.

Древесная кора изображена мелочно,
щепетильно — компульсивность и сильная
озабоченность взаимоотношениями со
средой.

Ветви — степень их гибкости, число,
величина и степень их сплетения отражают
взгляд субъекта на приспособление,
до­ступность и способность к получению
удовлетворения от среды

Ветви, абсолютная асимметрия — отражает
амбивалент­ные чувства, неспособность
к свободному доминированию любого
действия (эмоционального или
интеллектуального)

Ветви обломанные, наклоненные и неживые
— значимая для субъекта физическая или
духовная травма.

Ветви неживые — субъект не чувствует
удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или
закрашивани­ем — если они нарисованы
легко и быстро, это показывает тактичное,
но, скорее всего, поверхностное
взаимодействие со средой.

Ветви изображены иначе (не закрашены)
— оппозицион­ные тенденции.

Ветви с попыткой двумерного их изображения,
но с «незакрытыми» кончиками — субъект
мало способен управ­лять своими
влечениями.

Ветви: молодой росток из скудного ствола
— отказ от прежнего травмирующего
убеждения, что нет смысла искать
удовлетворения в своей среде, возвращение
сексуальных сил (возможно, если до этого
имела место импотенция).

Ветви одномерные и двумерные, обращены
внутрь — сильные интратенсивные тенденции

Ветви, обращенные (или более четкие)
влево — от­сутствие личностного
равновесия из-за тенденции немед­ленно
получить чувственное наслаждение
(экстратенсивность).

Ветви, обращенные вправо — отсутствие
личностного рав­новесия из-за тенденции
отсрочить или избегать чувственных
наслаждений, стремясь найти их вместо
этого в умственных усилиях (и, если
субъект низкого интеллекта, дальнейший
конфликт на этой почве очевиден).

Ветви, похожие на шипы (колючки) —
подсознательный страх кастрации,
мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные,
похожие на пальцы или на палки — сильно
выраженная враждебность.

Ветви двумерные со сравнительно хорошей
системой листвы (листьев) — означает
способность достаточно хорошо справляться
с делами, касающимися межперсональных
отно­шений (например, с общественной
работой).

Структура веток — степень удовлетворения
действитель­ностью, сферы контактов.

Структура веток: узкая и длинная — боязнь
в поисках удовлетворения в среде.

Корни, уходящие в землю, ярко выраженные
— сильное стремление сохранить имеющееся
восприятие действительно­сти,
незащищенность.

Корни, напоминающие когти птицы и не
проникающие в землю — слабый контакт с
реальностью, параноидно-агрес­сивные
черты.

Корни тонкие, слабый контакт с землей
— слабый кон­такт с реальностью.

Повреждения дерева — технический или
физический опыт, травматичный для
субъекта.

Тень — фактор, способствующий укреплению
тревоги на сознательном уровне,
недостаточные, неудовлетворительные
для субъекта отношения в прошлом, которые
отражаются на настоящем.

Солнце, туча между ним и деревом отражает
тревожные, неудовлетворительные
отношения между субъектом и каким-то
лицом.

Солнце большое — острое переживание
отношений с ка­ким-то авторитетным
лицом.

Солнце за деревом – иногда субъект
может интерпретиро­вать дерево как
кого-то из своего окружения, препятствующего
его отношениям с ценным для него
человеком, или как кого-то охраняющего
субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение — отношение между
деревом и ис­точником тепла (или
средой), часто отражает переживание
субъектом отношений с доминирующим в
его окружении лицом.

Солнце, лучи его падают на дерево —
потребность доми­нировать или чувства
доминирования другого.

Солнце на севере — переживание холодной
среды. Заходя­щее солнце — чувство
депрессии.

Солнце: дерево уклоняется от него —
склонность избе­гать доминирования
кого-то, кто способствует травмирующему
переживанию неадекватности.

Цвет: конвенциальное его употребление.
Зеленый — для веток, листьев. Коричневый
— для ствола.

Цвет, комбинация черного и зеленого —
шизоаффективный тип реакции.

Детали существенные — ствол и не менее
одной ветки, (за исключением рисунка
пня, который надо расценивать как
ненормальный).

Земля, ее прозрачность, изображение
невидимых кор­ней — платформная
оторванность от реальности (исключение
— детские рисунки). Подозревается у
взрослых «органика» (при интеллекте
среднем или выше среднего).

Контур земли в форме горы — так помещенное
дерево отражает оральную фиксацию,
часто связанную с потребнос­тью в
материнской опеке. Если дерево маленькое
— выра­женная зависимость от матери
с переживанием изоляции и беспомощности.
Если дерево небольшое — сильная
потреб­ность к доминированию и
эксгибиционизму.

Листья двумерные, чрезмерно большие
для веток, обсессивно-компульсивные
черты — стремление под поверхностной
успешностью спрятать глубинные ощущения
неадекватности, гиперкомпенсационные
усилия уйти с головой в дей­ствительность.

Движение отражает значительное давление
среды. Чем произвольнее, ожесточеннее,
неприятнее движение, тем более оно
патоформно.

Перспектива: под субъектом — позиция
«сдаться без сопротивления», тенденция
к конкретности, отвержение че­ловека,
который для субъекта символизирует
дерево.

Перспектива: частично с горки — переживание
усилий и борьбы за автономность,
независимость. Часто отражает на­пряжение
при стремлении к далекой, возможно
недостижимой цели.

Корни мертвые — отсутствие или потеря
внутреннего рав­новесия, что указывает
на патоформные изъяны в восприятии
действительности и в потребностях,
обсессивные чувства, свя­занные с
ранним опытом.

Дерево — базовый автопортрет — неосознанный
авто­портрет субъекта в целом,
неосознаваемая картина развития
субъекта, включающая его обычную
чувствительность к воз­действиям и
способы реагирования на них, отношение
субъекта к определенному лицу, ассоциации
с жизненной ролью субъек­та, его
способностью получать удовлетворение
от своей среды.

Дерево: одно или группа — ответы на этот
вопрос не являются очень значимыми,
если они не слишком эмоцио­нально
окрашены. Если ответ значимый, «одно»
выражает чувство изоляции или потребность
общения, название дерева – например,
группа — может иметь дополнительное
значение к переживанию доминирова­ния
других.

Дерево мертвое — редко встречается в
рисунках неплохо приспособленных
субъектов, является показателем
переживания физи­ческой неполноценности,
психологической неадекватности,
пу­стоты, вины и т.п.

Дерево, погибшее от паразитов, червей,
болезней или бури — субъект считает
среду (или кого-нибудь из среды) виновной
в его трудностях.

Дерево, погибшее из-за лишения корней,
ветвей или ствола — чувство разрушености,
растерянности, собственной неприемлемости.

Дерево изображено фасадом (если оно
символизирует человека) — взгляд субъекта
на позицию подразумеваемого лица

Дерево, изображенное как два одномерных
дерева — серьезная патологическая
расколотость аффекта и интеллекта

Дерево, после его гибели прошло некоторое
время — относительная длительность
плохого приспособления или беспомощности
(неработоспособности).

Дерево «замочная скважина» — сильная
враждебность (возможно, частично
интериоризована), частичная ригидность
(если ствол у основания закрыт) со
склонностью к эксплозив­ным реакциям.

Дерево большое, не помещающееся на листе
— субъект остро чувствует взаимоотношения
со средой, склонен искать наслаждение
больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево — отсутствие
равновесия из-за стремления к острому
откровенному эмоциональному наслаж­дению
и из-за импульсивного поведения по
отношению ко времени — привязанность
к прошлому и страх перед буду­щим.
Если дерево наклоняется влево от центра
рисунка — более сильная выраженность
данных тенденций.

Дерево, наклоненное вправо -отсутствие
равновесия из-за страха перед открытым
выражением сильных эмоций вме­сте с
переоценкой интеллекта.

Дерево, предъявленное только как карандаш
или, кусо­чек мела — ригидность,
конкретность мышления.

Дерево, его размеры — понимание субъектом
его положе­ния или представление
желаемого положения (фактическое
поведение может отличаться от них).

Дерево маленькое — чувство малоценности
и неадекватно­сти, желание уйти в
себя, отрешиться.

Дерево, его твердость, несоответствие
комментариев к рисунку — непостоянный
взгляд на символизируемый мир, патоформная
невнимательность, непостоянный взгляд
на собственное неумение жить в целом.

Ствол — понимание субъектом своих
возможностей и сил

Ствол широкий у основания, быстро
сужающийся — недостаток тепла и
здоровой стимуляции в раннем опыте
и вследствие этого задержка созревания
личности.

Ствол сломанный, верхушка касается
земли — выражает «ствол» субъекта, что
он был полностью охвачен внутренними
внешними неконтролируемыми силами.
Если ствол мертвый — чувство травмирующей
потери ЭГО- контроля.

Ствол неяркий, тонкий контур — чувство
неадекватности неустойчивости,
нерешительности ЭГО.

Ствол большой с маленькой листвой —
неустойчивое личностное равновесие
из-за фрустрации, возникшей в связи с
неспособностью удовлетворять базовые
потребности.

Ствол склонен сначала влево, потом
вправо указывает на тенденции к регрессии,
к импульсивному поведению с помощью
сильного контроля и ориентировкой на
будущее (в более позднем возрасте).

Ствол самый узкий у основания — сильное
стремление (борьба), несоответствующее
силам субъекта, и отражение возможного
нарушения контроля ЭГО.

Ствол одномерный с одномерными ветвями,
не образую­щими системы — возможна
сильно выраженная «органика», пере­живания
импотенции, бесплодности, слабости ЭГО,
слабая согла­сованность неадекватных
сил в поисках удовлетворения.

Ствол необычно большой — чувство стеснения
средой с тенденцией агрессивного
реагирования в действительности или в
воображении (что поможет установить
структура и раз­меры структуры ветвей).

Ствол с акцентированным периферическим
контуром — сознательное стремление
сохранить контроль.

Ствол мелкий — базовое чувство
неадекватности и неле­пости.

Ствол двумерный с одномерными ветвями
— успешное раннее развитие, но более
позднее подвергнуто воздействию
серьезных травмирующих факторов.

Ствол очень изящный, с огромной листвой
— неустойчи­вое равновесие из-за
чрезмерного стремления к наслаждениям.

Толщина ствола показывает, что дерево
было значи­тельно выше — указывает
на наличие остротравмирующего эпизода
в про­шлом.

Ветер символизирует переживание
субъекта, которое тяжело поддается
контролю.

Ветер дует от земли на верхушку дерева
— компульсивное стремление убежать от
действительности в фантазии.

Ветер дует от дерева в сторону субъекта
— нарцисстические тенденции.

Ветер дует во всех направлениях —
переживание попыт­ки, но неудачной,
проверить действительность.

Животное, выглядывающее из дупла в
дереве — ощущение наличия в личности
патоформной, не поддающейся конт­ролю
части, имеющей разрушительные потенции,
например навязчивое чувство вины.

Яблоня — обычно рисуют сильно зависимые
от родителей дети. Часто изображается
беременными или жаждущими ре­бенка
женщинами. Падающие или упавшие с дерева
яблоки символизируют переживания
неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.

studfiles.net

Проективный графический тест «Дерево» » в исследовании особенностей человеческой индивидуальности.

Проективный графический тест «Дерево» » в исследовании особенностей человеческой индивидуальности.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

Инструкция.»Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево».После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы. После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.

Результаты, полученные по тесту «Дерево», показали также наличие этнических особенностей

Интерпретация («типология рисунков»)

«Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — писал К.Д. Ушинский. Иными словами, ребенок мыслит не так. как взрослый, осуществляющий диагностику и последующую интерпретацию данных.

Дети через визуальные образы передают представления о самих себе. Главное, суметь понять их символические послания.

проективный рисуночный тест «Дерево». Диагностика осуществлялась в несколько этапов.

Первоначально второклассникам предлагалось нарисовать дерево в соответствии с общеизвестной стандартной инструкцией.

В качестве примера проанализируем работу Саши П., 9 лет (см. рис). Как видим, вместо того чтобы изобразить только одно дерево, как положено по инструкции, мальчик нарисовал «картину»

Изображения деревьев могут быть дифференцированы по 10 типам, среди которых выделяется: ель, синтетический, педантичный, зимний, пикнический, эстетический, экзотический, сюжетный рисунок, характерное дерево и смешанный тип.

Творение Саши относится к педантичному типу : Для таких рисунков характерно тщательное изображение деталей: листиков, коры, веток, почвы у подножия дерева и т. д. Дерево выглядит вполне реалистично.

Наиболее часто, такое выполнение рисунка встречается у людей, обличающихся педантичностью и аккуратностью.

Количество деталей на рисунке — важный показатель для интерпретации. Обращается внимание на сильную штриховку, изображение гнезд, птиц, насекомых, дупла, сломанных веток, особенностей прорисовки листвы и др.

На рисунке Саши многое свидетельствует о ею проблемах. Показательны в данном смысле крупные ветви и плоды. Считается, что созревающие плоды — это созревающие проблемы личности. Количество плодов и ветвей равно, количеству проблем, беспокоящих личность.

Если посчитать грозди рябины, получится, что у Саши десять проблем. А если посчитать и каждую ягодку, и вес крупные ветви’/ Прячем упавших плодов нет, следовательно, и проблемы еще не решета.

Однако, наличие плодов на дереве характеризует стремление к результативности при любой деятельности.

Тем самым практический психолог, анализирующий проективный рисунок без пострисуночного опроса и

других дополнительных сведений об авторе, попадает в сложную ситуацию Ему приходится выбирать, какую же интерпретацию но данному признаку предпочесть в итоговой характеристике ребенка. Таким образом, противоречивые трактовки деталей могут стать, основанием для ошибочных выводов.

Пень, ствол с обрубленным верхом, сломанное дерево — символы, которые свидетельствуют о сильных потрясениях и надломе личности. Эти признаки могут рассматриваться даже как переживание бессмысленности существования. Такое состояние, несомненно, требует срочной психотерапевтической помощи.

Однако. прежде чем принимать меры, очень. важно прояснить детали.

Добавим к этому раздвоение стволов деревьев Данный признак интерпретируется как потеря родственной связи с кем-либо из значимых близких (братом, сестрой и др). Прежде всего, обнаруживается «свобода от инструкции» — нарисовано два дерева вместо одного. Это может символизировать разделение «я и другие». Дополнительные объекты говорят о воображении, эмоциональности ребенка.

Несколько линий у основания свидетельствуют о потребности тестируемого в идеале, о навязывании своих правил другим, а ствол, отделенный от почвы чертой. — о чувстве собственной изолированности

Одно из деревьев изображено в центре рисунка, другое — с левой стороны. Это трактуется либо как сомнение в поведении, либо как богатство воображения Однообразные детали листвы говорят о тенденции к повторению. Маленькие букетики из листьев обозначают фрустрированную нежность, а петлевидные листочки — желание пользоваться своим обаянием для победы.

Ветви, нарисованные с помощью двух линии, объясняются как хорошее различение деталей.

Равномерная штриховка подчеркивает значимость ощущений к впечатлений.

Можно также дать еще интерпретацию рисунка по К. Коху. Ветви рябины направлены вверх, а это трактуется как энтузиазм, порыв, стремление к власти. Листья-петельки рассматриваются как стремление рисовальщика использовать свое обаяние. А два дерева — как изображение себя и близкого человека.

Как видим, сложность не только в многозначности некоторых признаков, но также и в одновременном присутствии этих признаков на одном рисунке К тому же нередко различаются и сами смыслы отдельных символов в зависимости от мнения психолога.

Приведем один из вариантов портрета Саши.

Итак, судя по вышеперечисленным признакам-индикаторам. Саша отличается педантичностью и аккуратностью, хотя, по всей видимости, имеет нерешенные проблемы, возможно даже еще не осознанные им самим. Он переживает надлом личности, связанный с потерей ориентиров душевного развития. Отношения с кем- то из близких для него очень важны Мальчик чувствует себя изолированным и несчастным, имеет сомнения в правильности своего поведении и испытывает фруарированную нежность. Заметна потребность в идеале, навязывание своих правил и желание пользоваться своим обаянием для победы. В то же время у него хорошее различение деталей и тенденция к их повторению.

Выявлена значимость ощущений и впечатлений. Ребенок живет в мечтах и фантазиях. Развиты воображение и эмоциональность.

Таким получился образ маленького человека при интерпретации его рисунка экспериментатором, который не знаком с испытуемым.

Прежде всего, приведем некоторые сведения о рисунке со слов самого Саши.

На занятии «Рисуем деревья» он назвал свою работу «Старая рябина». А история была такая.

Жила-была рябина. Она очень любила людей. Но боялась, что ее срубят, и еще она боялась сильных дождей. Потому что рябина может упасть на дом и умереть. Она этого не хотела. Старая рябина мечтала о там, чтобы пожить подальше.

У неё нет врагов и друзей. Если бы это дерево было человеком, то это был бы я.

Дереву снится, что его перевозят на другое место. Ему бы хотелось жить возле реки.

На вопрос, какой бы подарок обрадовал дерево. Саша ответил, что не надо ломать ему ветки!

Таким образом, тайный смысл рисунка во многом проясняется благодаря истории про старую рябину.

Полученный результат в значительной мере соответствует личности испытуемого, отражает его настроения, состояния, чувства, переживания и др.Таким образом, можно сделать вывод о наличии выявление индивидуально-типологических особенностей человека Зависимости между присутствием в рисунке изображения дерева и особенностей характера ребенка, выражающим благополучие его внутреннего мира . Дети уделяют большее внимание к изображению самого дерева , как к элементу своего «я». На основании результатов проведенного исследования можно сделать выводы о внутренним мире каждого ученика, выявление индивидуально-типологических особенностей

infourok.ru

Проективный рисуночный тест «Дерево» — Психологос

В своей консультационной работе я люблю использовать различные проективные тесты: проективные рассказы, проективные рисуночные тесты. Многие выдумываю сама, как например, в последний раз я попросила женщину ответить на вопрос, если бы она была мебелью, то кем именно. Она, не задумываясь, сказала «креслом». И стало понятно, какая у нее роль в семье, как ведут себя домочадцы. В дальнейшем разговоре так оно и оказалось.

Одно из классических упражнений, которое я предлагаю клиентам – дерево. Его автор – В. Столяренко «Основы психологии» Само дерево – это символ жизни. И толщина ствола и веток как раз определяет, насколько человек энергичен, насколько жизненно силен. Чем крупнее дерево на листе, тем более человек уверен в себе и в своих силах.

Ветви направлены вниз. Явно, что у человека масса нерешенных проблем. Если рисуют конкретно иву, то это депрессия и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Дерево прочно стоит на земле, ветви вверх, у человека удавшаяся жизнь, он стремится к росту и власти, ветви в разные стороны – поиск самоутверждения. Если клиент рисует ствол и ветки одной линий без прерывания, это его желание убежать от реальности, отказ реально смотреть на вещи. Если все ветви соединены в круг, как на рисунке моей клиентки, то это желание оказывать помощь другим.

Изобилие веток, зелени (у меня еще и птичка), желание заняться собой, своим ростом.

Прорисованы корни дерева, это опора на других, а также желание понять себя, внутренние изменения.

Если рисуется ель – это стремление доминировать.

Человек рисует дупла, сучки – это перенесенные операции, какие-то неприятные моменты.

У этого упражнения есть продолжение.

Дом – Дерево – Человек

В зависимости от того, как человек располагает на рисунке эти объекты, можно определить его проблемы и жизненные ценности.

В упражнении выделяются такие части рисунка: какой дом многоэтажный или небольшой. Какая у него крыша, может это замок или сельский дом. Есть дверь или нет. Есть дверь – человек открыт, нет замкнут. Крыша – сфера фантазии. То же самое говорят и окна. Дым из трубы – внутренняя напряженность. Дом стоит вдали, человек чувствует себя отвергнутым. Важны ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные – чувство контроля. Длинные дорожки – чувство дистанции. Дорожка в начале широкая, но сужающаяся перед домом – попытка за внешним дружелюбием желание быть одиноким. Важно, какая погода на рисунке. Кто есть еще. Люди, деревья. В каком углу расположен рисунок. В правой стороне вверху листа – клиент связан с настоящим моментом или устремлен в будущее. Это положительные эмоции. Если рисунок слева внизу — ориентация на прошлое, отрицательные эмоции и пассивность. Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе. Если рисунок внизу – все наоборот.

Также по деталям можно рассматривать и человека. Но…

Для меня главное. Я не запоминаю, что написано в учебнике, это всего лишь возможность понаблюдать за человеком, как он рисует, что говорит, как меняется его лицо. Я обычно что-то добавляю от себя, что я понимаю за время, пока человек рисует. Так что этот рисунок лишь инструмент за короткое время лучше узнать человека и выдать нужную для него рекомендацию.

Подробнее читайте: В. Столяренко «Основы психологии»

www.psychologos.ru