Профессиональная презентация – Как сделать красивую презентацию, если вы не дизайнер

Содержание

10 приемов по созданию красивых бизнес презентаций из 2017 года / Habr

Встречали ужасные PowerPoint презентации с разноцветными слайдами и безвкусными картинками? Тогда вы точно должны прочитать эту статью!

ВАЖНО: здесь я пишу только про бизнес презентации для чтения — не для публичных выступлений. Это важно понять, так как техники разные в этих двух форматах. Под форматом «бизнес презентаций для чтения» я подразумеваю такие документы как коммерческие предложения, спонсорские пакеты, инвестиционные презентации проектов, презентации продуктов, которые в большинстве случаев отправляются исключительно по электронной почте.

В этой статье я расскажу о наиболее распространенных ошибках в дизайне и поделюсь своими 10 приемами по созданию поистине крутых презентаций. Почти все примеры, которые я привожу ниже, — это выдержки из реальных кейсов, которые мы реализовали.
Здесь важно отметить, что 10 приемов актуальны на 2017 год (и ближайшие месяцы 2018).

Начнем с самого важного при создании презентации:

1 Не используйте шаблоны PowerPoint в вашей презентации


Хочу вас разочаровать, но в PowerPoint не заложены дизайнерские шаблоны. Зачастую эти шаблоны уже не в моде и сразу будут восприняты вашей аудитории как «некачественный товар».

Я предлагаю 2 решения:

1. Вообще не используйте шаблоны. Объедините ваши слайды единым цветовым решением и сделайте формат и расположение заголовков одинаковым на всех слайдах, кроме первого и последнего.

2.Создавайте собственные шаблоны, если вы планируете использовать и редактировать данную презентацию в будущем. Для этого нам нужно перейти во вкладку Вид -> Образец слайдов. Это тайная комната, про которую знает далеко не каждый, как показывает практика.

В этом разделе мы можем создать свой шаблон!

Обычно я удаляю все стандартные шаблонные слайды в левой вкладке и создаю свои с нуля. Все что вам потребуется здесь — это добавить наполнители и оформить их.

Далее выходим из этого режима (сверху справа есть красный крестик) и пробуем применить шаблонные слайды — Правая Кнопка мыши -> макеты слайдов.

Теперь у вас есть собственный шаблон.

2 Используйте 3-5 базовых цветов при создании презентаций


Пожалуйста, не используйте больше 5 различных цветов при создании своей презентации. Более того, используйте только 3 базовых цвета, так как 2 остальных — это как правило оттенки основных цветов.

Как подобрать цветовую палитру.

  • Один из трех оттенков должен быть выделен для фона. Определитесь сразу — это будет презентация со светлым или темным фоном. Если вы продвинутый дизайнер, то можете попробовать чередовать, но в этой статье я пропускаю эти эксперименты.
  • Далее выбираем цвет для текста. Он должен быть максимально контрастным по отношению к цвету фона. Идеальный и часто встречающийся вариант: фон белый — текст черный. Но этот вариант уступает по части креатива.

Поэтому давайте рассмотрим несколько примеров. Может, я смогу подкинуть вам идеи:

Серый фон, голубой основной текст и темно-серый акцент. 

Белый фон, черный текст, синий акцентный. 3 Цвета. Чередуется с темным фоном и белым текстом.

Темный фон, белый текст, салатовый акцентный. Здесь также используются оттенки салатового и чередуется темный и светлый фон.

Если вы все же не смогли определиться с цветовой палитрой или у вас нет брендбука компании/проекта, то предлагаю вам следующий ресурс color.adobe.com

Тут вы сможете подобрать цветовую палитру на основе изображения, а также во вкладке «Explore» (Смотреть) увидеть решения других пользователей и даже узнать количество просмотров и лайков.

3 Откажитесь от 3D иконок из поисковиков — обратитесь к линейным и плоским иконкам


К сожалению, я все еще часто встречаю слайды, в которых используются объемные некачественные иконки. Сейчас это устаревшая тема и выглядит очень некрасиво. А некоторые вообще не используют иконки, что тоже плохо, потому что в презентации важна визуализация, а не просто сплошной текст.

Цель иконок: заменить лишний текст и ускорить запоминаемость и усвояемость информации.

Мой совет вам: при создании презентации используйте иконки из этого ресурса — flaticon.com

Иконки из flaticon сделают вашу презентацию более современной и лаконичной.

Там есть раздел «Packs«, где можно найти иконки единого стиля по конкретной тематике от одного дизайнера. Советую таким образом комплексно подбирать иконки, чтобы все были в едином стиле.

Подсознательно мы чувствуем каждую деталь в презентации вплоть до толщины линии у иконок, и если эта толщина разная между иконками, то презентация сразу же перестает гармонировать, и подсознательно мы уже не воспринимаем ее как качественную.

Также при работе с иконками хочу отметить такую тенденцию у людей как «синдром слепоты». Это когда в презентации все делается больших размеров — «чтобы увидели все». Если вы делаете огромным все подряд, то это значительно понизит качество вашей презентаций, а ведь иконки смотрятся хорошо только при небольших размерах.

Давайте рассмотрим пример:

4 Каждый слайд — это картина, и ей нужна рамка. Или не нужна?


При создании презентации соблюдайте рамку от границ слайда. Причем в моде сейчас крупные рамки.
Важно: расстояние от границ до содержания слайда должно быть одинаковым со всех сторон.

Пример:

Что может произойти? Может получится так, что содержание, которое вы планировали разместить, не уместиться на одном слайде, и это хорошо! Не нужно пытаться втиснуть все на одной странице. Лучше разделите на два слайда с одним заголовком.

Один слайд — один посыл.

Зачем все делать больших размеров — слайду нужен воздух.

5 Откажитесь от вредных привычек. Завяжите со шрифтами с засечками


Если вы не заядлый дизайнер и не экспериментируете со шрифтами, то я советую не использовать шрифты с засечками.

Предлагаю вам следующий список шрифтов:

Системные шрифты:
Arial
Arial narrow
Arial Black (только для заголовков)
Calibri

Сторонние шрифты:
Bebas (только для заголовков)
Raleway
Roboto
Helvetica
Circe
Open Sans
Gotham Pro

Как сочетать шрифты при создании презентации?

Если вы никогда ранее не затрагивали тему сочетания шрифтов, то советую при создании презентации использовать только одну группу шрифтов и менять только его тип. Например, заголовок сделать Arial Black, а для обычного текста Arial, или еще вариант из сторонних шрифтов — заголовок Raleway Bold, а основной текст Raleway Regular.

Если вы все же решили экспериментировать, то можно попробовать следующие сочетания:
Bebas Bold — заголовок
Raleway Regular — обычный текст

Остальным сочетаниям я предпочитаю выбрать один шрифт и менять только его тип. Это правильнее.

А вот пару ссылок, которые я лично использую для скачивания шрифтов:

⁃ Google Fonts
⁃ Font Squirrel

6 Во время создания презентации используйте только качественные изображения


Это вообще больная тема. Особенно у нас в России. Если кто читал книгу Артемия Лебедева «Ководство», то там он ясно отмечает, как в связи с падением культуры дизайна после развала СССР, у нашего населения параллельно исказился вкус к качественному дизайну.
Возможно, вы сейчас читаете и никогда не оцените те работы, которые я здесь прославляю. И это не потому что вы плохой человек, а потому что наша среда не позволила вам развить хороший дизайнерский вкус.

Я могу лишь посоветовать то, что отлично работает у нас в студии на протяжении нескольких лет и ценится на международном уровне.

  • Не используйте в качестве фоновых изображений картинки из поисковиков, если в этом нет необходимости
  • Скачивайте изображения только со специализированных сайтов, где фотографы публикуют свои работы
  • В качестве фона используйте изображения высокого разрешения — для меня это не менее 1000 пикселей по высоте и ширине
  • Не используйте стоковые изображения с натянутыми улыбками людей и белым фоном. Это выглядит неестественно.
  • В качестве источников вы можете использовать следующие ресурсы: flickr, unsplash, everypixel

7 Не используйте контуры. Либо толстые, либо ничего


Теперь немного углубимся в дизайн.

Вы можете заметить, что при рисовании фигуры в PowerPoint, она может получится синей и с голубым контуром.

Важно: сразу же убирайте эти контуры. Они только подчеркнут, что вы не в тренде и не хотели париться с оформлением презентации.

Напрашивается вопрос: теперь контуры вообще вышли из моды?

Ответ: нет, они просто мутировали в крупные рамки.

Вот какие контуры сейчас еще можно использовать:

А в остальном — да, контуры вышли из моды как когда-то белые парики.

8 Не используйте тени. Либо большие и размытые, либо никакие


Тени, конечно, не вышли из моды, в отличие от контуров. Но они превратились в нечто эксклюзивное и дорогое. Как часы Patek Philippe. Вы либо покупаете оригинал, либо китайскую подделку и все понимают, что это китайская подделка.
Мораль сей истории такова: если вы умеете создавать трендовые тени — отлично! Если нет, то, пожалуйста, отмените их везде во вкладке «Формат«.

В PowerPoint бывают стандартно установлены тени (особенно в ранних версиях). И я могу вам сказать наверняка, что такие тени нужно убирать сразу из шаблона.

Давайте рассмотрим примеры:

Плохие тени из PowerPoint

Хорошая тень из Dribbble

Хорошая тень из PowerPoint

Прикрепляю вам даже настройки, если вы все-таки хотите использовать тени. Но используйте эту силу с умом и не накладывайте такую тень на все фигуры подряд, чтобы они не заполнили весь фон.

9 Как сделать таблицы и диаграммы красивыми? Убрать все лишнее


Здесь на самом деле правила пересекаются, но я заметил, что у некоторых, когда дело доходит до таблиц и диаграмм, они как будто все забывают: о правиле цветов, контурах, тенях, рамках и тому подобное.

Впрочем, я вам уже описал все ошибки. Осталось их только не совершать.

Давайте рассмотрим на практике:

Вот таблица курильщика:

А вот здорового человека:

В чем разница? Одна тяжелая и громоздкая, другая чистая и лаконичная.

Обратите внимание:

  • Есть свободное пространство между границей ячейки и содержанием.
  • Конечно же нет контуров
  • Нет лишних теней
  • Некоторые поля вообще не закрашены

10 Слайд — это ваш холст. Будьте креативны. Представьте, что у вас в руке кисть


Если бы презентации создавались в Paint, то слайды выглядели бы намного креативнее. Я говорю это к тому, что часто мы сами загоняем себя в шаблонные рамки PowerPoint, хотя там тоже можно создавать уникальные произведения искусства.

Рассмотрим примеры слайдов, созданных в PowerPoint:

Желаю вам создавать только качественные презентации для ваших проектов!

Читайте следующую статью «Советы по повышению конверсии с ваших бизнес-презентаций»

habr.com

10 приемов для создания крутых презентаций

1 Не используйте шаблоны PowerPoint в вашей презентации.

Хочу вас разочаровать, но в PowerPoint не заложены дизайнерские шаблоны. Зачастую эти шаблоны уже не в моде и сразу будут восприняты вашей аудитории как «некачественный товар».

Я предлагаю 2 решения:

1. Вообще не используйте шаблоны. Объедините ваши слайды единым цветовым решением и сделайте формат и расположение заголовков одинаковым на всех слайдах, кроме первого и последнего.

2.Создавайте собственные шаблоны, если вы планируете использовать и редактировать данную презентацию в будущем. Для этого нам нужно перейти во вкладку Вид -> Образец слайдов. Это тайная комната, про которую знает далеко не каждый, как показывает практика 🙂

В этом разделе мы можем создать свой шаблон!

Обычно я удаляю все стандартные шаблонные слайды в левой вкладке и создаю свои с нуля. Все что вам потребуется здесь — это добавить наполнители и оформить их.

Далее выходим из этого режима (сверху справа есть красный крестик) и пробуем применить шаблонные слайды — Правая Кнопка мыши -> макеты слайдов.

Теперь у вас есть собственный шаблон.Бонус: В качестве награждения за прочитанный раздел хочу вам дать свое секретное оружие по созданию презентаций — бесплатный шаблон из 800 анимированных слайдов с инфографикой, иконками и картами, который очень помогает креативить. Поверьте, он того стоит 🙂 (на нашей странице вы сможете оформить подписку и получить 800 заветных шаблонов)

2 Используйте 3-5 базовых цветов при создании презентаций.

Пожалуйста, не используйте больше 5 различных цветов при создании своей презентации. Более того, используйте только 3 базовых цвета, так как 2 остальных — это как правило оттенки основных цветов.Как подобрать цветовую палитру.

⁃ Один из трех оттенков должен быть выделен для фона. Определитесь сразу — это будет презентация со светлым или темным фоном. Если вы продвинутый дизайнер, то можете попробовать чередовать, но в этой статье я пропускаю эти эксперименты.

⁃ Далее выбираем цвет для текста. Он должен быть максимально контрастным по отношению к цвету фона. Идеальный и часто встречающийся вариант: фон белый — текст черный. Но этот вариант уступает по части креатива:)Поэтому давайте рассмотрим несколько примеров. Может, я смогу подкинуть вам идеи:Серый фон, голубой основной текст и темно-серый акцент. Белый фон, черный текст, синий акцентный. 3 Цвета. Чередуется с темным фоном и белым текстом.Темный фон, белый текст, салатовый акцентный. Здесь также используются оттенки салатового и чередуется темный и светлый фон.

Если вы все же не смогли определиться с цветовой палитрой или у вас нет брендбука компании/проекта, то предлагаю вам следующий ресурс color.adobe.com

Тут вы сможете подобрать цветовую палитру на основе изображения, а также во вкладке «Explore» (Смотреть) увидеть решения других пользователей и даже узнать количество просмотров и лайков 🙂

3 Откажитесь от 3D иконок из поисковиков — обратитесь к линейным и плоским иконкам.

К сожалению, я все еще часто встречаю слайды, в которых используются объемные некачественные иконки. Сейчас это устаревшая тема и выглядит очень некрасиво. А некоторые вообще не используют иконки, что тоже плохо, потому что в презентации важна визуализация, а не просто сплошной текст. Цель иконок : заменить лишний текст и ускорить запоминаемость и усвояемость информации. Мой совет вам : при создании презентации используйте иконки из этого ресурса — flaticon.com

Иконки из flaticon сделают вашу презентацию более современной и лаконичной.

Там есть раздел «Packs«, где можно найти иконки единого стиля по конкретной тематике от одного дизайнера. Советую таким образом комплексно подбирать иконки, чтобы все были в едином стиле.

Подсознательно мы чувствуем каждую деталь в презентации вплоть до толщины линии у иконок, и если эта толщина разная между иконками, то презентация сразу же перестает гармонировать, и подсознательно мы уже не воспринимаем ее как качественную.

Также при работе с иконками хочу отметить такую тенденцию у людей как «синдром слепоты». Это когда в презентации все делается больших размеров — «чтобы увидели все». Если вы делаете огромным все подряд, то это значительно понизит качество вашей презентаций, а ведь иконки смотрятся хорошо только при небольших размерах.Давайте рассмотрим пример:

4 Каждый слайд — это картина, и ей нужна рамка. Или не нужна?

При создании презентации соблюдайте рамку от границ слайда. Причем в моде сейчас крупные рамки.Важно: расстояние от границ до содержания слайда должно быть одинаковым со всех сторон.Пример: Что может произойти? Может получится так, что содержание, которое вы планировали разместить, не уместиться на одном слайде, и это хорошо! Не нужно пытаться втиснуть все на одной странице. Лучше разделите на два слайда с одним заголовком.

Один слайд — один посыл.

Зачем все делать больших размеров — слайду нужен воздух.

5 Откажитесь от вредных привычек. Завяжите со шрифтами с засечками.

Если вы не заядлый дизайнер и не экспериментируете со шрифтами, то я советую не использовать шрифты с засечками.

Предлагаю вам следующий список шрифтов:Системные шрифты:

Arial

Arial narrow

Arial Black (только для заголовков)

CalibriСторонние шрифты:

Bebas (только для заголовков)

Raleway

Roboto

Helvetica

Circe

Open Sans

Gotham ProКак сочетать шрифты при создании презентации?

Если вы никогда ранее не затрагивали тему сочетания шрифтов, то советую при создании презентации использовать только одну группу шрифтов и менять только его тип. Например, заголовок сделать Arial Black, а для обычного текста Arial, или еще вариант из сторонних шрифтов — заголовок Raleway Bold, а основной текст Raleway Regular.

Если вы все же решили экспериментировать, то можно попробовать следующие сочетания:

Bebas Bold — заголовок

Raleway Regular — обычный текст

Остальным сочетаниям я предпочитаю выбрать один шрифт и менять только его тип. Это правильнее.

А вот пару ссылок, которые я лично использую для скачивания шрифтов:

⁃ Google Fonts

⁃ Font Squirrel

6 Во время создания презентации используйте только качественные изображения.

Это вообще больная тема. Особенно у нас в России. Если кто читал книгу Артемия Лебедева «Ководство», то там он ясно отмечает, как в связи с падением культуры дизайна после развала СССР, у нашего населения параллельно исказился вкус к качественному дизайну. Возможно, вы сейчас читаете и никогда не оцените те работы, которые я здесь прославляю. И это не потому что вы плохой человек, а потому что наша среда не позволила вам развить хороший дизайнерский вкус.

Я могу лишь посоветовать то, что отлично работает у нас в студии на протяжении нескольких лет и ценится на международном уровне (проверено на на всех континентах планеты Земля):

⁃ Не используйте в качестве фоновых изображений картинки из поисковиков, если в этом нет необходимости

⁃ Скачивайте изображения только со специализированных сайтов, где фотографы публикуют свои работы

⁃ В качестве фона используйте изображения высокого разрешения — для меня это не менее 1000 пикселей по высоте и ширине

⁃ Не используйте стоковые изображения с натянутыми улыбками людей и белым фоном. Это выглядит неестественно.

⁃ В качестве источников вы можете использовать следующие ресурсы: flickr, unsplash, everypixel

7 Не используйте контуры. Либо толстые, либо ничего.

Теперь немного углубимся в дизайн.

Вы можете заметить, что при рисовании фигуры в PowerPoint, она может получится синей и с голубым контуром.Важно: сразу же убирайте эти контуры. Они только подчеркнут, что вы не в тренде и не хотели париться с оформлением презентации.

Напрашивается вопрос: теперь контуры вообще вышли из моды?

Ответ: нет, они просто мутировали в крупные рамки :).Вот какие контуры сейчас еще можно использовать:

А в остальном — да, контуры вышли из моды как когда-то белые парики.

8 Не используйте тени. Либо большие и размытые, либо никакие.

Тени, конечно, не вышли из моды, в отличие от контуров. Но они превратились в нечто эксклюзивное и дорогое. Как часы Patek Philippe. Вы либо покупаете оригинал, либо китайскую подделку и все понимают, что это китайская подделка.

Мораль сей истории такова: если вы умеете создавать трендовые тени — отлично! Если нет, то, пожалуйста, отмените их везде во вкладке «Формат«.

В PowerPoint бывают стандартно установлены тени (особенно в ранних версиях). И я могу вам сказать наверняка, что такие тени нужно убирать сразу из шаблона.Давайте рассмотрим примеры:Плохие тени из PowerPoint

Хорошая тень из DribbbleХорошая тень из PowerPointПрикрепляю вам даже настройки, если вы все-таки хотите использовать тени. Но используйте эту силу с умом ☝и не накладывайте такую тень на все фигуры подряд, чтобы они не заполнили весь фон.

9 Как сделать таблицы и диаграммы красивыми? Убрать все лишнее.

Здесь на самом деле правила пересекаются, но я заметил, что у некоторых, когда дело доходит до таблиц и диаграмм, они как будто все забывают: о правиле цветов, контурах, тенях, рамках и тому подобное.

Впрочем, я вам уже описал все ошибки. Осталось их только не совершать. 🙂Давайте рассмотрим на практике:

Вот таблица курильщика:

А вот здорового человека:

В чем разница? Одна тяжелая и громоздкая, другая чистая и лаконичная.Обратите внимание:

⁃ Есть свободное пространство между границей ячейки и содержанием.

⁃ Конечно же нет контуров

⁃ Нет лишних теней

⁃ Некоторые поля вообще не закрашены

10 Слайд — это ваш холст. Будьте креативны. Представьте, что у вас в руке кисть.

Если бы презентации создавались в Paint, то слайды выглядели бы намного креативнее. Я говорю это к тому, что часто мы сами загоняем себя в шаблонные рамки PowerPoint, хотя там тоже можно создавать уникальные произведения искусства.Рассмотрим примеры слайдов, созданных в PowerPoint:Желаю вам создавать только качественные презентации для ваших проектов!

Автор статьи: Григорий Арт, CEO и сооснователь Artrange

spark.ru

Презентация к уроку по теме: Презентация по профориентации «Профессионально-важные качества»

Слайд 1

Профессионально важные качества.

Слайд 2

Компетентных людей на всех не хватает, вот и приходится иметь дело с некомпетентными адвокатами и докторами. Б. Шоу

Слайд 3

« Профессиональная компетентность — характеристика деловых и личностных качеств специалиста , отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию » Понятие профессиональная компетентность может быть описано как результат профессиональной подготовки, т.к. компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач. Это границы определенной области действий специалиста

Слайд 4

« Компетенция — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный — знающий , осведомленный; авторитетный в определенной отрасли ; специалист, владеющий компетентностью.

Слайд 5

К омпетентность является свойством личности с высокой мотивацией и направленностью действий, сформированность соответствующих знаний, умений и навыков, адекватность самосознания и готовность к рефлексии, самоконтролю и самооценке . Для того, чтобы стать компетентным специалистом в какой-либо области, человек должен обладать необходимыми профессионально важными качествами.

Слайд 6

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её исполнения по параметрам производительности, качество труда и надежности , например : свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

Слайд 7

Недостаток или отсутствие профессионально важных качеств могут повлиять на качество выполнения специалистом своих обязанностей или может стоить здоровья/жизни, например: для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью.

Слайд 8

Черты характера Особенности мышления Свойства нервной системы Реалистический Интеллектуальный Социальный Офисный Предпринимательский Артистический Задание №1. (работа в микрогруппах ).

Слайд 9

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р): сила, ловкость, подвижность, хорошей координации движений, навыки практической работы. Настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи.

Слайд 10

3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь 4. ОФИСНЫЙ (О). склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу.

Слайд 11

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. 6. АРТИСТИЧЕСКИЙ (А). оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию.

Слайд 12

… Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек с просьбой принять его. «Мне хочется стать таким же отличным летчиком, как Вы», — объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии летчика, а потом назвал адрес учреждения, куда нужно было обратиться. Юноша лихорадочно стал ощупывать карманы в поисках ручки или карандаша. «Вы всегда носите карандаш в одном и том же кармане?» — спросил Громов. Юноша не знал, что ответить. Адрес он записал небрежно и вспыхнул, когда ему сделали замечание. «Когда он ушел, — пишет Громов, — я невольно подумал, насколько не подготовлен он к избранной профессии. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить уже укоренившиеся недостатки в нем, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован , у него плохая память, он не умеет владеть собой». (М.М. Громов. Тому, кто хочет летать и работать лучше. М., 1958.)

Слайд 13

И нтерес к профессии должен сочетаться с набором качеств, профессионально важных для этой профессии. А если этих качеств нет? Если профессиональный интерес слабый или неустойчивый, лучше изменить свой выбор: «Не получится из меня хорошего артиста — не больно и хотелось, пойду в юристы!»

Слайд 14

Если человек не может отказаться от своей мечты, то в его силах, развить необходимые качества или компенсировать их отсутствие полезными привычками и эффективными приемами организации труда . Бывает так, что человек достигает профессионального успеха вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но они бессмертны, потому что они умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь.

Слайд 15

…Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи… Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала — она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие. (Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури).

Слайд 16

Знаете ли вы людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам?

Слайд 17

Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области . Какими из них вы обладаете?

nsportal.ru

Презентация к уроку (9, 10, 11 класс) на тему: Профориентация

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАСНИКОВ

(выступление на методическом объединении классных руководителей))

Введение

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

1. Выбор профессии как самоопределение личности.

1). Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работ.

Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.

Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. [Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

3) Отношение подростка к будущей профессии.

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше – в десятый класс, колледж, училище,  техникум?

Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.

В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.

Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами.

Для многих подростков время обучения в 8-9 классах – период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантам будущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые – собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских». Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение.

Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.


2. Профессиональное самоопределение.

1) Профессиональное самоопределение как процесс.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии – это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

— внешних условий;

— индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

— малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

— возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Профессиональное обучение:

— осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

Профессиональная адаптация:

— формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация в труде:

— выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

А) Предпосылки профессионального самоопределения:

Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.  Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна.

 А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Б) Предпосылки профессионального самоопределения.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования.  Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

2. «Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.

Управление выбором профессии.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом.   В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:

— система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

— возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

  Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

   Бывает, что учитель неплохо знает ученика, но дать целостную характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым рядом причин:

— отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;

— слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;

— нежелание затруднять себя дополнительной работой;

— неимение доступных метод и методик изучения учащихся.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю.  Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.


3. Самопознание в выборе профессии.

Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя. Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки.

Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие — изжить.  Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.

Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Требования общества – одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я».  Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке – залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

  • Самовоспитанию;
  • Прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Подростки же слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии в конце концов приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

  • Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
  • Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
  • Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качес

nsportal.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Проект YES!PRESENTATION специализируется на решениях в области бизнес-презентаций (создание презентаций PowerPoint и печатных презентаций, разработка корпоративного презентационного стандарта и другие услуги в области разработки и сопровождения презентаций).

Отличительной особенностью проекта является использование только уникального, специально созданного под конкретного клиента графического контента при оформлении презентаций PowerPoint и печатных презентаций, разработке презентационного стандарта.

Проект будет полезен, прежде всего, тем заказчикам, для которых важен результат презентации, кто считает, что уникальность, нешаблонность handmade-презентаций позволит обратить на себя внимание и убедить свою аудиторию.

Профессионализм, уникальный взгляд на визуальное воплощение создают основу для доверия в процессе работы и уверенности в конечном результате

Проект YES!PRESENTATION предоставляет полный комплекс профессиональных услуг по разработке и сопровождению презентаций:

Проблема эффективной подачи информации была и остается актуальной для всех участников глобального рынка, а в настоящее время в связи с ужесточением конкурентной борьбы приобретает все большее значение для повышения прибыльности бизнеса (а порой и просто ради выживания самого бизнеса).

Проект YES!PRESENTATION эффективно сотрудничает с компаниями и предприятиями малого, среднего и крупного бизнеса, осуществляющих деятельность в самых различных отраслях экономики. Мы работаем с любыми клиентами – для каждого клиента разрабатывается наиболее оптимальное решение, ориентированное как на особенности бизнес-деятельности, так и на предпочтения целевой аудитории.

Мы с гордостью представляем Вам лишь небольшую часть наших Клиентов:

КЛИЕНТЫ

Проект YES!PRESENTATION постоянно работает над улучшением качества и расширением спектра предоставляемых услуг. Мы постоянно отслеживаем самые современные мировые тенденции в развитии информационного дизайна, используем в своей практике наиболее передовые и эффективные приёмы подачи информации.

Проект YES!PRESENTATION рад предложить Вам современный сервис по всему спектру предоставляемых услуг в области информационного дизайна. Мы обеспечиваем высокие стандарты качества выполнения работ и в каждом случае гарантируем профессиональный результат для решения Вашей задачи.

powerpoint.msk.ru

Презентация к уроку по психологии (8 класс) по теме: профессиональная подготовка

Слайд 1

ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Слайд 2

Понятие «темперамент» относится к числу таких психологических состояний, о которых вам приходилось часто слышать

Слайд 3

Само слово «темперамент» в переводе с латинского языка означает «соотношение частей, соразмерность».

Слайд 4

Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). у сангвиников преобладает кровь (по-латыни «сангвис»), у холериков — желтая желчь («холе»), у флегматиков — слизь, или лимфа («флегма»), у меланхоликов — черная желчь («меланхоле»).

Слайд 5

Темперамент — э то совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения

Слайд 6

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Слайд 7

Сангвинический тип. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Слайд 8

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Слайд 9

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Слайд 10

На успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности

nsportal.ru

Презентация к уроку по технологии (9 класс): Презентации по теме «Выбор профессии»

Слайд 1

ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Слайд 2

Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма.

Слайд 3

ЦЕЛЬ : раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.

Слайд 4

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин .

Слайд 5

Проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

Слайд 6

двигательные : координация движений, сила и мышечная выносливость; анализаторные : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; нервно-психические : сила, подвижность, уравновешенность нервной системы; интеллектуальные : свойства мышления, внимания и памяти.

Слайд 8

Условия труда бытовые условия; умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие; одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов; тяжелые и вредные условия труда

Слайд 9

Медицинские ограничения профессиональной пригодности Заболевания Противопоказанные профессионально-производственные факторы Органов дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение. Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов. Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность. Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами. Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов. Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания. Почек и мочевых путей Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Слайд 10

ВО-первых Наличие профессиональных способностей — необходимое, но не достаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важное значение имеет здоровье, личные качества, интерес к работе. Уровни профессиональной пригодности.

Слайд 11

Уровни профессиональной пригодности 1. Профессиональная непригодность к конкретной профессии — когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности.

Слайд 12

Виды профнепригодности Различают ПРЯМУЮ и СКРЫТУЮ профнепригодность. Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом — с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно. Скрытая профнепригодность не так очевидна — специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими.

Слайд 13

Во=вторых 2. Профессиональная пригодность к конкретной профессии — когда у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и выраженных склонностей.

Слайд 14

Профпригодность Профпригодность может быть относительной — в этом случае человек осваивает профессию медленно и с большим трудом. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна. Но в некоторых видах деятельности она недопустима — там требуется абсолютная профпригодность

Слайд 15

В-третьих 3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности – когда у человека есть качества, профессионально важные для данной деятельности, интерес, профессиональное образование.

Слайд 16

В-четвертых 4. Призвание — абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, ярко выраженный интерес, граничащий с любовью.

Слайд 17

Вывод Призвание к профессии — абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, и его ярко выраженный интерес к профессиональной деятельности. Профориентация и профпригодность . Профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности .

Слайд 18

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

nsportal.ru