Программа адаптации 5 класс: Программа адаптации учащихся 5 класса к средней школе «Мы – пятиклассники».

Содержание

МКУ «Центр МИТО» ЗАТО Видяево

За основу программы развивающих занятий «Я – пятиклассник» взята программа Ю. Владимировой «Новичок в средней школе» (Программа адаптационных встреч для пятиклассников). В работе используются также упражнения и игры из программ: «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, «Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» Е.Г.Коблик, «Школа пятиклассника. Программа развития» А.В. Семенченко, авторские разработки.

Начало учебы в 5 классе – особый этап школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям и т.п. У пятиклассников наблюдаются относительно высокая тревожность, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остается учеба.

Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5 класса.

Данная программа направлена на повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене. Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим. В условиях перехода ребенка из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности в изменяющихся условиях. Необходимо помочь учащимся адаптироваться к новым обязанностям, обстановке и коллективу.

При реализации программы учитываются не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10–11 лет.

Занятия проводятся в форме психологических часов и имеют четкую структуру. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании.

Занятия по программе проводятся в групповой форме  на базе ОУ  1 раз в неделю (45 минут) с группой из 20 – 25 человек. Программа реализуется за  11 академических часа в течение трех месяцев (сентябрь – ноябрь). Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Самым лучшим открытием, по Ральфу Эмерсону, является то, которое ребенок делает сам. Данные занятия способствуют тому, чтобы эти открытия были совершены младшим подростком самостоятельно.

Количество часов по программе: 11 часов
Количество часов в неделю: 1 час                                                                                                                                 

Автор программы: Владимирова Ю., педагог-психолог, г. Москва (http://psy.1september.ru)
Модифицировала: Лазеева А.М, педагог-психолог.

Материалы программы развивающих занятий «Я – пятиклассник».

  • Скачать программу развивающих занятий «Я – пятиклассник».
  • Занятия по программе развивающих занятий «Я – пятиклассник»
  • Фотографии с занятий «Я – пятиклассник»

Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы)

Подробное описание

Есть только одна подлинная ценность –
это связь человека с человеком.
А. де Сент-Экзюпери

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет», изученным многими учеными (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Т. А. Нежнова, М. И. Лисина и др.). По их мнению, этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Подростковый, ранний юношеский возраст в педагогике и психологии считается «противоречивым» возрастом, кризисом личностного развития ребенка. С 14 до 16 лет ведущим видом деятельности  является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается найти свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и  поступки. Стремление обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте проявляется нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.

Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образа «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.

В практике работы со старшеклассниками на первый план зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Итак, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. От взрослого необходимо бережное отношение к растущим возможностям ребенка и подростка; им требуется психологическая поддержка для укрепления веры в себя, принятия себя.

Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстраивать систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации учащихся. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации приобретает особую значимость.

Цель пособия – оказать помощь в создании системы работы по решению проблемы адаптации учащихся к разным социальным условиям. Практические рекомендации помогут организовать работу педагога-психолога в данном направлении с обучающимися, педагогами и родителями.

Содержание

Введение     3

Система работы педагога-психолога по проблеме адаптации учащихся     7

Адаптационные психопрофилактические мероприятия с учащимися. Неделя психологии («Неделя счастья»)     14

Психопрофилактические классные часы     24

   Цикл «Я в школе» (адаптационные классные часы для первоклассников)     24

   Цикл «Я − пятиклассник» (адаптационные классные часы для пятиклассников)     32

   Цикл «Старшая школа. Что это?» (адаптационные классные часы для десятиклассников)     38

Коррекционно-развивающая работа с учащимися     45

   Программа «Лестница роста»     45

   Программа «Я – пятиклассник»     64

Работа с родителями по проблеме школьной адаптации     88

Первый раз в первый класс (собрание для родителей будущих первоклассников)     88

Первоклассник – новый этап в жизни вашего ребенка и вашей семьи (собрание для родителей первоклассников)     92

Введение в школьную жизнь (собрание для родителей первоклассников)     103

С гордостью и тревогой (собрание для родителей четвероклассников)     114

Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю (собрание для родителей пятиклассников)     118

«Тяжело в ученье.» (собрание для родителей десятиклассников)     126

Как общаться с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми (родительское собрание)     133

«Направо пойдешь, налево пойдешь.» (родительское собрание в 10 классе)     148

Построение временной перспективы профессионального будущего (родительское собрание в 10 классе)     152

Конспекты занятий с педагогами     155

Психологическая профилактика эмоционального и профессионального «выгорания» (практикум для педагогов)     155

Коммуникативность и лидерство (психологический практикум для педагогов). 161

Приложения     172

Приложение 1. Диагностика психологической готовности учащихся к переходу в новую социальную среду     172

Приложение 2. Перечень нормативно-правовой базы педагога-психолога     183

Приложение 3. План работы педагога-психолога     184

Приложение 4. Циклограммы направлений деятельности педагога-психолога     197

Приложение 5. Памятки для родителей     201

Приложение 6. Памятки для учащихся     228

Приложение 7. Памятки для педагогов     252

Литература     256

5 класс | Грамотность | Iowa Department of Education

Примечание: Стандарты грамотности для изучения английского языка применяются к учащимся 5-го класса. явно и при выводе из текста. (РЛ.5.1) (ДОК 1,2,3)

  • Определить тему рассказа, драмы или стихотворения по деталям в тексте, включая то, как персонажи рассказа или драмы реагируют на вызовы или как говорящий в стихотворении размышляет над темой; обобщить текст. (РЛ.5.2) (ДОК 2,3)
  • Сравните и сопоставьте двух или более персонажей, обстановку или события в рассказе или драме, опираясь на определенные детали в тексте (например, на то, как персонажи взаимодействуют). (РЛ.5.3) (ДОК 2,3)
  • Ремесло и структура

    1. Определять значение слов и фраз по мере их использования в тексте, включая образный язык, такой как метафоры и сравнения. (РЛ.5.4) (ДОК 1,2,3)
    2. Объясните, как ряд глав, сцен или строф сочетаются друг с другом, создавая общую структуру конкретной истории, драмы или стихотворения. (РЛ.5.5) (ДОК 2,3)
    3. Опишите, как точка зрения (точка зрения) рассказчика или говорящего влияет на описание событий. (РЛ.5.6) (ДОК 2,3,4)

    Интеграция знаний и идей

    1. Проанализируйте, как визуальные и мультимедийные элементы влияют на значение, тон или красоту текста (например, графический роман, мультимедийное представление художественной литературы, народной сказки, мифа, стихотворения). (РЛ.5.7) (ДОК 2,3,4)
    2. (Не относится к литературе) (RL.5.8)
    3. Сравните и сопоставьте истории одного жанра (например, детективы и приключенческие рассказы) по их подходу к схожим темам и темам. (РЛ.5.9) (ДОК 1,2)

    Диапазон чтения и уровень сложности текста

    1. К концу года самостоятельно и умело читать и понимать литературу, включая рассказы, драмы и поэзию, на верхнем уровне группы сложности текста 4–5 классов. (РЛ.5.10) (ДОК 1,2,3,4)

    Стандарты чтения информационного текста

    Основные идеи и детали

    1. Аккуратно цитируйте текст, когда объясняете, что в тексте говорится явно, и делаете выводы из текста. (РИ.5.1) (ДОК 1,2,3)
    2. Определите две или более основные идеи текста и объясните, как они поддерживаются ключевыми деталями; обобщить текст. (РИ.5.2) (ДОК 2,3)
    3. Объясните отношения или взаимодействия между двумя или более людьми, событиями, идеями или понятиями в историческом, научном или техническом тексте на основе конкретной информации в тексте. (РИ.5.3) (ДОК 1,2,3)

    Ремесло и структура

    1. Определить значение общеакадемических и специфических для предметной области слов и фраз в тексте, относящемся к Тема или предметная область 5 класса . (РИ.5.4) (ДОК 1,2,3)
    2. Сравните и сопоставьте общую структуру (например, хронологию, сравнение, причину/следствие, проблему/решение) событий, идей, концепций или информации в двух или более текстах. (РИ.5.5) (ДОК 2,3,4)
    3. Проанализируйте несколько сообщений об одном и том же событии или теме, отмечая важные сходства и различия в точках зрения, которые они представляют. (РИ.5.6) (ДОК 2,3,4)

    Интеграция знаний и идей

    1. Используйте информацию из нескольких печатных или цифровых источников, демонстрируя способность быстро находить ответ на вопрос или эффективно решать проблему. (РИ.5.7) (ДОК 1,2,3)
    2. Объясните, как автор использует доводы и доказательства для поддержки определенных моментов в тексте, определяя, какие доводы и доказательства подтверждают какой(ие) пункт(ы). (РИ.5.8) (ДОК 2,3,4)
    3. Объединить информацию из нескольких текстов на одну и ту же тему, чтобы писать или говорить на эту тему со знанием дела. (РИ.5.9) (ДОК 2,3,4)

    Объем чтения и уровень сложности текста

    1. К концу года читать и понимать информационные тексты, включая тексты по истории/социологии, естественным наукам и техническим наукам, на уровне сложности текста 4–5 классов группа самостоятельно и умело. (РИ.5.10) (ДОК 1,2)

    Стандарты чтения: базовые навыки

    Фонетика и распознавание слов

    1. Знать и применять фонетику и навыки анализа слов на уровне своего класса при расшифровке слов.
      1. Используйте объединенные знания всех соответствий букв и звуков, моделей слогов и морфологии (например, корней и аффиксов), чтобы правильно читать незнакомые многосложные слова в контексте и вне контекста. (RF.5.3) (ДОК 1)

    Беглость

    1. Читать с достаточной точностью и беглостью, чтобы поддерживать понимание.
      1. Прочтите текст на уровне с целью и пониманием.
      2. Читать устно прозу и поэзию на уровне с точностью, соответствующей скоростью и выражением при последовательных чтениях.
      3. Используйте контекст для подтверждения или самокоррекции распознавания и понимания слов, перечитывая при необходимости. (РФ.5.4) (ДОК 1,2

    Стандарты письма

    Типы и цели текстов

    1. Пишите мнения по темам или текстам, поддерживая точку зрения аргументами и информацией.
      1. Четко представить тему или текст, изложить мнение и создать организационную структуру, в которой идеи логически сгруппированы для поддержки цели автора.
      2. Приведите логически упорядоченные причины, подкрепленные фактами и деталями.
      3. Соедините мнение и причины с помощью слов, фраз и предложений (например, , следовательно, конкретно ).
      4. Предоставьте заключительное заявление или раздел, относящийся к представленному мнению. (В.5.1) (ДОК 3,4)
    2. Пишите информационные/пояснительные тексты для изучения темы и ясной передачи идей и информации.
      1. Четко представить тему, обеспечить общее наблюдение и фокус, а также логически сгруппировать связанную информацию; включать форматирование (например, заголовки), иллюстрации и мультимедиа, если это полезно для понимания.
      2. Развивайте тему с фактами, определениями, конкретными деталями, цитатами или другой информацией и примерами, относящимися к теме.
      3. Связывайте идеи внутри и между категориями информации, используя слова, фразы и предложения (например, в противоположность, особенно ).
      4. Используйте точный язык и терминологию для предметной области, чтобы информировать или объяснять тему.
      5. Предоставьте заключительное заявление или раздел, относящийся к представленной информации или объяснению. (В.5.2) (ДОК 3,4)
    3. Пишите рассказы для развития реальных или воображаемых переживаний или событий, используя эффективную технику, описательные детали и четкую последовательность событий.
      1. Ориентируйте читателя, создав ситуацию и представив рассказчика и/или персонажей; организуйте последовательность событий, которая разворачивается естественным образом.
      2. Используйте приемы повествования, такие как диалоги, описания и темп, для развития переживаний и событий или демонстрации реакции персонажей на ситуации.
      3. Используйте различные переходные слова, фразы и предложения для управления последовательностью событий.
      4. Используйте конкретные слова и фразы, а также сенсорные детали, чтобы точно передать переживания и события.
      5. Сделайте вывод, который следует из рассказанного опыта или события. (В.5.3) (ДОК 3,4)

    Производство и распространение текстов

    1. Создание четких и связных текстов, в которых разработка и организация соответствуют задаче, цели и аудитории. (Ожидания для конкретных классов в отношении типов письма определены в стандартах 1–3 выше) (W.5.4) (DOK 3,4)
    2. Под руководством и поддержкой сверстников и взрослых развивайте и улучшайте письмо по мере необходимости, планируя, пересматривая, редактируя, переписывая или пробуя новый подход. (Редактирование конвенций должно продемонстрировать владение языковыми стандартами 1–3 до 5 класса включительно) (W.5.5) (DOK 1,2,3,4)
    3. При некотором руководстве и поддержке со стороны взрослых использовать технологии, включая Интернет, для создания и публикации текстов, а также для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми; продемонстрировать достаточные навыки владения клавиатурой, чтобы набрать не менее двух страниц за один присест. (В.5.6) (ДОК 1,2)

    Исследование для создания и представления знаний

    1. Проведение коротких исследовательских проектов, в которых используется несколько источников для получения знаний путем изучения различных аспектов темы. (В.5.7) (ДОК 3,4)
    2. Вспомнить соответствующую информацию из опыта или собрать соответствующую информацию из печатных и цифровых источников; обобщать или перефразировать информацию в примечаниях и готовой работе, а также предоставлять список источников. (В.5.8) (ДОК 1,2)
    3. Привлекайте доказательства из литературных или информационных текстов для поддержки анализа, размышлений и исследований.
      1. Применить стандарты чтения 5 класса к литературе (например, «Сравнить и сопоставить двух или более персонажей, обстановку или события в рассказе или драме, опираясь на конкретные детали в тексте [например, как персонажи взаимодействуют]») .
      2. Примените стандарты чтения 5 класса к информационным текстам (например, «Объясните, как автор использует причины и доказательства для поддержки определенных моментов в тексте, определяя, какие причины и доказательства подтверждают какой пункт [ы]»). (В.5.9) (ДОК 2,3)

    Диапазон написания

    1. Регулярно пишите в течение длительного периода времени (время для исследования, размышления и пересмотра) и более короткого периода времени (один сеанс или день или два) для ряда конкретных задач, целей и и аудитории. (В.5.10) (ДОК 2,3,4)

    Стандарты говорения и аудирования

    Понимание и сотрудничество

    1. Эффективно участвовать в различных совместных обсуждениях (один на один, в группах и под руководством учителя) с различными партнерами по 5 класс темы и тексты, опираясь на чужие идеи и ясно выражая свои собственные.
      1. Приходите на обсуждения подготовленными, прочитав или изучив необходимый материал; явно использовать эту подготовку и другую информацию, известную по теме, для изучения обсуждаемых идей.
      2. Следуйте согласованным правилам обсуждений и выполняйте назначенные роли.
      3. Задавайте конкретные вопросы и отвечайте на них, оставляя комментарии, которые способствуют обсуждению и развивают замечания других.
      4. Просмотрите основные высказанные идеи и сделайте выводы в свете информации и знаний, полученных в ходе обсуждений. (СЛ.5.1) (ДОК 1,2,3,4)
    2. Обобщить письменный текст, прочитанный вслух, или информацию, представленную в различных средствах массовой информации и форматах, в том числе визуально, количественно и устно. (СЛ.5.2) (ДОК 2,3)
    3. Обобщите тезисы выступающего и объясните, как каждое утверждение подтверждается причинами и доказательствами. (СЛ.5.3) (ДОК 2,3)

    Презентация знаний и идей

    1. Сообщение по теме или тексту или представление мнения, логически упорядочивая идеи и используя соответствующие факты и соответствующие описательные детали для поддержки основных идей или тем; говорить четко в понятном темпе. (СЛ.5.4) (ДОК 1,2,3)
    2. Включайте мультимедийные компоненты (например, графику, звук) и визуальные эффекты в презентации, когда это уместно, чтобы улучшить развитие основных идей или тем. (СЛ. 5.5) (ДОК 2,3)
    3. Адаптировать речь к различным контекстам и задачам, используя формальный английский, когда это уместно для задачи и ситуации, например, при драматических чтениях или презентациях. (См. языковые стандарты 1 и 3 для класса 5, где описаны конкретные ожидания) (SL.5.6) (DOK 1,2)

    Языковые стандарты

    Условные обозначения стандартного английского языка

    1. Демонстрация знания условных обозначений стандартной английской грамматики и их использования в письменной или устной речи.
      1. Объясните функцию союзов, предлогов и междометий вообще и их функцию в отдельных предложениях.
      2. Образуйте и используйте совершенное (например, я ходил; я ходил; я буду ходить ) времена глаголов.
      3. Используйте время глагола, чтобы передать различные моменты времени, последовательности, состояния и условия.
      4. Распознавать и исправлять неуместные изменения времени глагола.*/li>
      5. Используйте соотносительные союзы (например, либо/или, ни/ни ). (Л.5.1) (ДОК 1,2)
    2. Продемонстрировать владение стандартными английскими заглавными буквами, пунктуацией и правописанием при письме.
      1. Используйте знаки препинания для разделения элементов в серии.*
      2. Используйте запятую, чтобы отделить вводную часть от остальной части предложения.
      3. Используйте запятую, чтобы отделить слова «да» и «нет» (например, Да, спасибо ), чтобы отделить ключевой вопрос от остальной части предложения (например, Это правда, не так ли? ), и указать прямой адрес (например, Это ты, Стив? ).
      4. Используйте подчеркивание, кавычки или курсив для обозначения названий произведений.
      5. Правильно произносите слова, соответствующие классу, при необходимости обращаясь к справочным материалам. (Л.5.2) (ДОК 1)

    Знание языка

    1. Используйте знание языка и его условностей при письме, разговоре, чтении или прослушивании.
      1. Расширяйте, комбинируйте и сокращайте предложения по смыслу, интересу читателя/слушателя и стилю.
      2. Сравните и сопоставьте варианты английского языка (например, диалекты, регистры), используемые в рассказах, драмах или стихах. (Л.5.3) (ДОК 2,3,4)

    Приобретение и использование словарного запаса

    1. Определение или уточнение значения неизвестных и многозначных слов и фраз на основе чтение 5 класса и содержание , гибкий выбор из целого ряда стратегий.
      1. Используйте контекст (например, причинно-следственные связи и сравнения в тексте) как ключ к значению слова или фразы.
      2. Используйте распространенные, подходящие для класса греческие и латинские аффиксы и корни в качестве ключей к значению слова (например, фотография, фотосинтез).
      3. Обратитесь к справочным материалам (например, словарям, глоссариям, тезаурусам), как печатным, так и цифровым, чтобы найти произношение и определить или уточнить точное значение ключевых слов и фраз. (Л.5.4) (ДОК 1,2,3)
    2. Продемонстрировать понимание образного языка, отношений слов и нюансов значений слов.
      1. Интерпретировать образный язык, включая сравнения и метафоры, в контексте.
      2. Узнавать и объяснять значение популярных идиом, пословиц и пословиц.
      3. Используйте отношения между отдельными словами (например, синонимы, антонимы, омографы), чтобы лучше понять каждое из слов. (Л.5.5) (ДОК 1,2,3)
    3. Усвоить и правильно использовать общеобразовательные и предметно-ориентированные слова и фразы, соответствующие классу, в том числе те, которые сигнализируют о контрасте, дополнении и других логических связях (например, однако, хотя, тем не менее, аналогично, кроме того, ). (Л.5.6) (ДОК 1,2)

    Растения также адаптируются — Наука для средней школы — 5 класс

    Рабочие листы по естественным наукам для 5 класса

    Все живые организмы обладают особыми свойствами, которые позволяют им выживать в своей среде обитания. Как вы уже знаете, места обитания – это места, где живут организмы. Мы знаем, что люди, львы, олени, птицы, лягушки различаются по своему строению и физическому строению, что помогает каждому из нас выживать в разных средах обитания при различных обстоятельствах. Например, у человека, живущего вблизи экватора, в коже больше пигмента меланина, который защищает его от резкого солнечного излучения. У птиц легкие тела и крылья, чтобы летать. У оленей есть специальные глаза, расширяющиеся в стороны, чтобы замечать хищников, и так далее и тому подобное. Точно так же с годами растения научились приспосабливаться и развили особые черты, необходимые для выживания под водой, в пустынях, на холмах, на лугах и в других средах обитания.

    Запланируйте бесплатную сессию, чтобы устранить сомнения в рабочей таблице

    Запланируйте бесплатную сессию

    Кредитная карта не требуется, нет обязательств по покупке.
    Просто запланируйте БЕСПЛАТНОЕ занятие, чтобы встретиться с преподавателем и получить помощь по любой интересующей вас теме!

    Адаптация может быть широко классифицирована как –

    a) СТРУКТУРНАЯ –

    Физические адаптации растений, которые позволяют им выживать в среде обитания, известны как структурные адаптации. Например, толстая кора для защиты от холода, красочные цветы для привлечения птиц, пчел, насекомых, крылатые или легкие семена для рассеивания по ветру, наличие шипов, шипов и токсинов для защиты от хищников и т. д.

               Пчел привлекают цвета                                                                                                                   4

    b) ПОВЕДЕНИЕ –

    Поведение растений, которое дает им преимущество для выживания в определенных условиях, известно как поведенческая адаптация. Например, растения, склоняющиеся к солнцу, корни, растущие в почве, лианы, взбирающиеся вверх, чтобы поймать солнечный свет, растения, использующие насекомых для получения питательных веществ в тех местах, где их не хватает в почве (венерина мухоловка), растения, сбрасывающие семена для размножения, и т. д.

     

    Растения также имеют различные приспособления в зависимости от места их обитания. Давайте кратко узнаем о некоторых средах обитания и о том, как растения приспособились к ним.

    Узнайте больше об адаптации растений и других важных темах с репетиторством по естественным наукам для 5-го класса на сайте eTutorWorld. Наши опытные преподаватели естественных наук разбивают темы на интерактивные индивидуальные занятия. Мы также предлагаем индивидуальные планы уроков, гибкий график и удобство обучения на дому.

    Персонализированное онлайн-обучение

    eTutorWorld предлагает доступное индивидуальное онлайн-обучение для классов K-12, помощь в подготовке к стандартным тестам, таким как SCAT, CogAT, MAP, SSAT, SAT, ACT, ISEE и AP. Вы можете запланировать уроки онлайн-репетиторства в удобное для вас время с гарантией возврата денег. Первый индивидуальный онлайн-урок всегда БЕСПЛАТНЫЙ, никаких обязательств по покупке, кредитная карта не требуется.

    Чтобы получить ответы/решения на любой вопрос или изучить понятия, возьмите БЕСПЛАТНАЯ ПРОБНАЯ ВЕРСИЯ Сессия.

    Запланировать бесплатный сеанс

    Кредитная карта не требуется, нет обязательств по покупке.
    Просто запланируйте БЕСПЛАТНОЕ занятие, чтобы встретиться с преподавателем и получить помощь по любой интересующей вас теме!

    ЛУГА (ПРЕРИ) –

    Луга умеренного пояса подвержены пожарам. Во время пожаров, хотя травы и кустарники наверху погибают, корни выживают, и растения снова дают всходы. Эти корни уходят глубоко в почву, что позволяет им поглощать как можно больше воды. Деревья прерий обычно имеют толстую кору, чтобы выдержать огонь. Листья тоньше, чтобы свести к минимуму потерю воды за счет транспирации. Обширная корневая система не позволяет пастбищным животным полностью вырвать их с корнем.

    ПУСТЫНИ –

    Пустыни получают много солнечного света и очень мало осадков. Таким образом, растения там приспособлены выживать при минимальном количестве воды. У растений, таких как кактусы, листья уменьшены до размера колючек, чтобы свести к минимуму площадь их поверхности для испарения или потери воды с них. Они также хранят воду в своих больших мясистых стеблях, которые также имеют восковой слой, чтобы свести к минимуму потерю воды при испарении. Они имеют глубокие корни, чтобы использовать грунтовые воды. У других растений колючие листья защищают их от животных, пытающихся использовать накопленную воду.

    ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ –

    Водные растения, такие как водяная лилия, приспособились таким образом, что их лиственный покров распространяется по воде в стороны, а листья плавают на поверхности. Их корни закреплены на дне. Подводные растения, такие как роголистник, имеют крошечные корни, которые только закрепляют растение, а питательные вещества получают через другие части, в отличие от наземных растений, где все питательные вещества поглощаются корнями. Некоторые другие имеют полые стебли и позволяют им плавать. Тонкие лентовидные листья распространены у подводных растений, что позволяет им сгибаться под течением воды, не вырываясь с корнем.

    ХВОЙНЫЕ ЛЕСА –

    Это наземные местообитания, встречающиеся в районах с теплым летом и холодной зимой. Деревья имеют конусообразную форму с гибкими ветвями, которые помогают им справиться с сильным снегопадом. У них толстая кора и игольчатые листья, которые не удерживают снег и тем самым защищают их от суровых холодов. Восковой налет на листьях предотвращает чрезмерное испарение (транспирацию) летом.

    Хвойный лес в глубоком снегу

    ТРОПИЧЕСКИЕ ЛЕСА –

    В тропических лесах жарко и там много дождей. Существует жесткая конкуренция, поскольку растения конкурируют за солнечный свет. Они высокие и взбираются или растут друг на друге, чтобы получить солнечный свет, который необходим для фотосинтеза — процесса, посредством которого растения производят себе пищу. Наконечник капельницы на листьях и восковой слой предотвращают скопление на них воды. Корни опор и ходулей удерживают растения на мелководье и позволяют им выживать благодаря питательным веществам в верхнем слое почвы. Красочные цветы привлекают животных-опылителей, поскольку в этих густых лесах меньше ветра.

    Растения, как и животные, являются живыми организмами, способными выживать в различных условиях. Вы будете удивлены, узнав, что некоторые растения также могут впадать в состояние покоя и возвращаться к нормальной жизни при благоприятных условиях. Некоторым семенам действительно нужен огонь, чтобы прорасти, так как они покрыты смолой вокруг плодов, которая тает только при нагревании! Некоторые деревья растут как высокая крона без нижних ветвей, чтобы пережить лесные пожары. Таково разнообразие растительного мира!

    КПП

    1. Адаптации у растений основаны на двух критериях — _______ и структурном.
    2. Листья в хвойном лесу обычно ________, чтобы на них не скапливался снег.
    3. Деревья в тропических лесах высокие, поскольку они борются за ________.
    4. Листья некоторых _______ растений широкие, чтобы плавать на воде.
    5. У некоторых пустынных растений, таких как кактусы, стебли _______ содержат _______.
    6. Шипы на кактусе на самом деле являются его _______.

    Ключ ответа

    1. Поведенческий
    2. игольчатый
    3. Солнечный свет
    4. Водный
    5. Мясистый, вода
    6. Листья

    Запланируйте бесплатный сеанс, чтобы устранить сомнения в рабочей таблице

    Запланируйте бесплатный сеанс

    Кредитная карта не требуется, никаких обязательств по покупке.
    Просто запланируйте БЕСПЛАТНОЕ занятие, чтобы встретиться с преподавателем и получить помощь по любой интересующей вас теме!

    Цены на онлайн-обучение

    Пакет репетиторства Срок действия Классы (1-12), Колледж
    5 сеансов 1 месяц 129 долларов
    1 сеанс 1 месяц 26 $
    10 сеансов 3 месяца 249 долларов
    15 сеансов 3 месяца $369
    20 сеансов 4 месяца $469
    50 сеансов 6 месяцев $1099
    100 сеансов 12 месяцев $2099

    Купить

    Изображения предоставлены:

    1. https://www.aqua.org/blog/2017/August/Honeybee- День
    2. https://www.