Простить обиду: Как простить обиду: 12 полезных советов — узнайте прямо сейчас
Как простить обиду: 12 полезных советов — узнайте прямо сейчас
12 187
Познать себяПрактики how toЧеловек среди людей
- Фото
- Unsplash
Продолжая возмущаться из-за нанесенной нам обиды, мы истощаем себя физически и психически, ставим под угрозу отношения с важными людьми и снижаем работоспособность.
Прощение может избавить от этих тяжелых переживаний. Ключ от двери тюремной камеры уже в ваших руках. Представьте, что вы освободились от оков мыслей о мести, кипящей ярости, гнетущей депрессии, тлеющей обиды, тревоги и беспокойства. Давайте посмотрим, как происходит этот процесс и что может помочь.
1. Признайте, что произошла несправедливостьПоймите, что произошла несправедливость, которая не должна повториться. В противном случае прощать нечего.
2. Осознайте чувства, которые вызывает обидаПоймите, что вы испытываете боль и гнев, и не осуждайте себя.
3. Спросите себя, как вы справляйтесь с обидойВ чем преимущества и недостатки этих способов? Помогают они вам? Если да, то как? Если нет, то почему? Возможно, вы осознаете, что постоянные раздумья о случившемся, мысли о мести и гнев приводят к злоупотреблению алкоголем или перееданию и плохо влияют на здоровье, отношения с другими, работоспособность. Негативные чувства лишают нас покоя и усугубляют боль.
Да, неприятно осознавать, что вы отчасти виноваты в проблемах, но это может мотивировать посмотреть на ситуацию по-новому, задуматься о прощении, которое сможет освободить от бремени гнева.
4. Отпустите ситуацию, даже продолжая испытывать гнев и обидуВы способны принять такое решение, даже если этого не хотите. Часто сначала возникает сознательное намерение, а прощение на уровне чувств и эмоций приходит позже. Простите умом, даже если еще не готовы простить сердцем.
Кроме того, вы можете простить, даже если человек не извинился. Неразумно и небезопасно доверять тому, кто не раскаялся в поступке и не изменил поведение. Вы не обязаны с ним мириться и налаживать отношения.
5. Примите: прощение не означает, что несправедливость незначительнаЕсли вы простили обидчика, это не значит, что вы заслужили такое отношение в прошлом или что позволите так с обращаться с собой в будущем.
6. Оставьте ответственность обидчику, но относитесь к нему с сочувствиемВы можете простить обидчика, не снимая с него ответственности за его поступки. Откажитесь от права держать обиду и вместо этого начните относиться к обидчику с сочувствием — неважно, заслуживает он этого или нет. Речь не идет о его личных качествах и намерениях, вы просто не хотите, чтобы затаенная внутри обида вас разрушала.
7. Будьте готовы, что прощение не однократное действие, а процессОбычно он происходит поэтапно. Не ждите, что вы мгновенно сможете избавиться от накопившейся боли и начнете великодушно относиться к обидчику. Скорее его можно сравнить с чисткой луковицы слой за слоем. Понимая это, вы сможете яснее увидеть прогресс на пути к итоговой цели и перестанете ругать себя за то, что он идет недостаточно быстро.
Вы будете продолжать помнить о случившемся, но перестанете бесконечно думать о том, как несправедливо с нами обошлись. Такие мысли неизбежно будут возникать время от времени, но вы уже приняли решение и каждый раз сможете напоминать себе об этом и стараться избавиться от наваждения. Это потребует практики, но с каждый разом будет все легче.
8. Смиритесь, что будете смотреть на мир негативно какое-то времяСтав жертвой несправедливости, вы какое-то время будете воспринимать мир негативно. Но это не навсегда! Скорее всего, пройдя через все этапы прощения, вы снова начнете смотреть на жизнь более позитивно.
9. Представьте, что личность обидчика не сводится только к его поступкуПодумайте, что сподвигло человека так обойтись с вами. Возможно, страх или отчаяние? Нестабильная психика? Психологические травмы из детства? Это не оправдывает его поведение, но может помочь понять причины случившегося.
10. Вспомните, как вы сами когда-то вели себя не лучшим образомНаверняка вы не хотите это повторять, но неужели стоит зацикливаться на этих воспоминаниях и мучить себя? Вы просили прощения у тех, кого сами когда-либо обидели? Если да, смогли ли вы простить себя и разрешить себе идти вперед, не неся бремя прошлого? Вы осознаете, что, простив обидчика, вы подарите себе ту же самую свободу? Что вы чувствовали, когда кто-то прощал вас за проступки?
11. Помните, что вы не одинокиПодавляющее большинство людей сталкивалось с выбором: простить или продолжать страдать. Попробуйте поискать группы поддержки, где обсуждаются похожие проблемы. Если вы верующий человек, попросите о помощи высшие силы, почитайте истории мучеников прошлого, которые, несмотря на ужасное обращение и несправедливость, смогли простить своих мучителей.
12. Поймите: ваши страдания не были бессмысленнымиРечь не о том, что судьба вас таким образом наказала. Но подумайте — возможно, пережитый опыт дал вам важный урок, выучив который вы сможете помогать другим? Скорее всего, в процессе прощения вам сначала придется пережить немало неприятных эмоций, и лишь со временем станет легче.
В этот сложный период важно полноценно заботиться о себе. К примеру, полезно отказаться от некоторых вредных привычек (злоупотребление алкоголем, самоизоляция, слишком долгий сон, многочасовой просмотр телевизора, излишние траты) и заменить их чем-то здоровым и продуктивным.
Чаще встречайтесь с друзьями и ходите куда-нибудь вместе, радуйтесь, смейтесь и веселитесь, медитируйте, занимайтесь йогой, спортом, читайте книги, заряжающие оптимизмом. Спросите себя, на что вы надеетесь в будущем или на что надеялись раньше, до того, как жизнь потеряла краски.
Какие занятия поднимают настроение и придают сил? Чего вы с нетерпением ждете, когда просыпаетесь по утрам? Постарайтесь уделять этому больше времени как ради вашего общего благополучия, так и для того, чтобы отвлекаться и поменьше думать о несправедливости, которую довелось пережить. Сосредоточьтесь на всем позитивном, что есть в жизни сейчас и что ждет в будущем.
Об эксперте: Рейчел Финци — психотерапевт, сотрудник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Текст:Николай ПроценкоИсточник фотографий:Unsplash
Новое на сайте
«Только не молчи»: как отказ от диалога разрушает отношения
«Гадание сбылось»: почему так происходит и стоит ли доверять предсказанному
Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии
«Хочу, чтобы бывший муж — абьюзер, эгоист и газлайтер — перестал надеяться на воссоединение семьи»
Какие продукты можно есть после пищевого отравления: часы, дни, недели — восстановите организм
Почему мы такие бедные? Часть 2. Основы финансовой грамотности
«Кувшин здоровья»: как питаться, чтобы сохранить молодость, — план врача
«К 60 годам появился страх нищеты. Как находить хорошее в жизни?»
Почему мы копим обиду, как она влияет на качество жизни и как научиться прощать
Тренд на обидчивость неуклонно растет в течение последних десятилетий. Вместо того чтобы учиться эффективно справляться с мелкими конфликтами, в соцсетях культивируют гиперчувствительность. Но обиды не так безопасны, как может показаться. Кандидат психологических наук Валерий Гут рассказывает, почему важно уметь прощать и как этому научиться в любом возрасте.
Теги:
психология
вопрос психологу
Hulton Archive/Getty Images
Содержание статьи
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.
Все люди обижаются. Это ответ организма, когда кто-то причиняет нам боль. Психологи выделяют две ключевые разновидности реакций:
- адекватная травмирующей ситуации всегда носит временный характер: мы страдаем, гневаемся, расстраиваемся, но не застреваем надолго в своих переживаниях, справляемся с эмоциями и благополучно отпускаем их.
- патологическое состояние, которое медленно и верно разрушает организм и психику человека.
Тип реагирования на внешние раздражители закладывается в раннем детстве. Яркий пример: малыш играет на детской площадке, к нему подходит другой ребенок и задевает башню из песка. Родители, вместо того чтобы утешить чадо и объяснить возникшее у него чувство, игнорируют его или пытаются разрешить ситуацию обменом: «Успокойся, не плачь, я тебе игрушку куплю!» Такое поверхностное отношение к проблеме приводит к тому, что родители пытаются абстрагироваться от детских обид, не придают им большого значения и даже высмеивают. У ребенка появляется страх делиться своими чувствами с близкими людьми. В таком случае получить поддержку и внимание не удается, поэтому психика успешно подавляет сильные переживания, которые накапливаются в течение жизни.
Что может скрываться за обидой?- Желание сохранить связь с человеком
Обида имеет длительный характер: человека, который нанес травму, уже даже нет в живых, но мы все равно держим обиду на него. Это своего рода мостик, связь с ним. Так долго может держаться обида на родителей, супругов.
- Невозможность высказать свои чувства
Порой за обидой может скрываться даже невысказанная любовь. Если по каким-то причинам чувства невозможно проявлять иным способом, то они выливаются в обиду и затаиваются.
- Ценность
Чем больше она копится, тем она ценнее для человека, поэтому с ней так трудно расстаться. Когда во время сессий с психологом приходит момент отпустить обиду, человек оказывается неготовым с ней попрощаться.
К чему приводят обиды?- Психосоматические заболевания
Обида — это аутоагрессия. Она не только портит настроение, но и может спровоцировать обострение хронических недугов, а также добавить новые. По мнению преподавателя МГУ Евгения Сафронова, гиперчувствительные люди чаще остальных страдают болезнями сердца.
Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего провели эксперимент, который подтверждает мнение эксперта о связи между обидчивостью и сердечно-сосудистыми патологиями. В фокус-группу вошли двести человек. Им предложили на пять минут отвлечься от своих мыслей. Далее участникам исследования напомнили о причиненных им однажды обидах. Чрезмерно чувствительные люди при этом испытали скачки артериального давления. Когда такие повышенные показатели кратковременны, они не наносят вреда здоровью. Если ситуация сохраняется на протяжении длительного времени, это ведет к гипертонии.Обиженный человек часто может стараться «заесть» свое горе. Как следствие, появляется расстройство пищевого поведения и ожирение. А это уже крайне опасный фактор, влияющий практически на все жизненно важные органы и системы. Другой вариант — обиженный заливает произошедшую с ним несправедливость алкоголем, что ведет к зависимости. В самых печальных случаях это приводит к суициду.
- Неспособность выстраивать отношения
Обида — это выбор человека. Мы можем позволить чужим поступкам глубоко ранить нас. Однако именно накопленный негатив мешает видеть истинный смысл поведения людей, мотивы поступка. Заранее считаем даже безобидные слова и действия окружающих оскорбительными для нас. В таких ситуациях общение с коллегами, друзьями и близкими доставляет скорее дискомфорт, чем удовольствие.
Ошибки во взаимоотношениях с людьми порой обходятся дорого. Мало кто умеет по-настоящему прощать — никогда не возвращаться к произошедшему ни в разговорах, ни в мыслях. Чаще всего люди, чуть что, сразу напоминают о давней неприятной ситуации. Бывает и так, что мы отпускаем старые обиды и думаем, что уже давно простили кого-то, но стоит конфликту обостриться, как в памяти всплывают картинки прошлого. Тогда отношения с конкретным человеком снова портятся.
Постоянно обижаясь, мы ставим себя в позицию жертвы. Это притягивает в нашу жизнь еще большую уязвимость. Формируется порочный круг: мы обижаемся, на нас сыплются новые несправедливости этого мира, мы снова злимся на окружающих и так раз за разом. Нарушается способность нормальной коммуникации с другими людьми.
Так, например, переживания после расставания и обиды на бывшего партнера мешают строить новые отношения. Обиженный постоянно оглядывается на прошлый сценарий. Он уверен: ему уже раз сделали больно, могут и снова. Для того чтобы построить здоровые и счастливые отношения с другим человеком, сначала необходимо пережить свой прошлый опыт, разобрать его по кирпичикам до самого фундамента и отпустить весь негатив, связанный с ним.
- Проблемы с финансами
Денежная сфера жизни крепко связана с умением прощать. Обида на близких родственников, особенно на отца, не дает возможности добиваться материального благосостояния. Отношение к отцу формирует цели и определяет, насколько легко удается зарабатывать деньги, достигать успеха в жизни и карьере.
Обиженный человек регулярно перекладывает ответственность за свою жизнь на других ответственных взрослых, партнера, государство. Самому стремиться к чему-то становится совершенно необязательным, ведь это не он виноват в своих проблемах и неудачах.
Такой человек фокусируется исключительно на своих эмоциях. Не остается времени и сил на поиск новых идей, нет места для полета фантазии, а без креатива невозможно добиться финансового успеха.
Как отпустить обиду? 7 способов
- Визуализация прощения
Метод описан доктором Буттимером. Необходимо устроиться как можно удобнее, закрыть глаза и представить перед собой обидчика. Затем важно описать свои чувства и переживания, не стесняясь резких выражений и повышенного голоса. Выплеснуть все эмоции, пока не появится ощущение расслабленности. Такая техника помогает самостоятельно справляться с гневом и внутренним раздражением.
- Ведение дневника
С деструктивными эмоциями помогает работать их регулярная фиксация. Это позволяет сделать акцент на своих чувствах, разобраться в их причинах и мотивах поведения людей. С помощью такого метода можно заново разобрать ситуацию и посмотреть на нее под новым углом, перестать прятать переживания и научиться оперативно справляться с ними.
- Отказ от токсичного общения
Если кто-то систематически унижает вас или применяет физическое насилие по отношению к вам, имеет смысл физически отдалиться от этого человека. Важно пересмотреть собственные убеждения, чтобы более не соглашаться на такие отношения.
- Фокус на себя
Если постоянно искать негатив в словах и поступках окружающих, рано или поздно придется задуматься о собственном поведении в конфликтных ситуациях. Наше внешнее — это отражение внутреннего. Поэтому необходимо тщательно проанализировать сначала собственные поступки и вести себя иначе, чем раньше.
- Проговаривание чувств
Это особенно важно в семейной жизни — не закрываться от проблем, а обсуждать свои эмоции, переживания, беспокойные мысли.
Это углубляет связь между партнерами, родителями и детьми, помогает понять себя и других. Многих с детства приучали сдерживать свои чувства, игнорировать их и не придавать им важное значение. Но необходимо осознать, что наши чувства реальны, им есть место в нашей жизни.- Отказ от иллюзий
Часто причиной обид становятся неоправданные ожидания: когда реальные действия окружающих не совпадают с нашими представлениями о них. Родители не похвалили за успехи на работе, супруг не поддержал в сложной ситуации, коллега игнорирует просьбы. Мы тратим огромное количество энергии на ожидания и ждем, когда они оправдаются. Это приводит к стрессу, разочарованию в людях, обидам. Необходимо разорвать порочный круг, научиться быть свободными от идеализации и не ждать, что люди будут соответствовать нашим представлениям о них.
- Суперсила прощения
Смысл прощения зачастую не в том, чтобы отменить причиненную боль, а в том, чтобы перестать этому негативному событию влиять на нас. Способность сознательно принимать решение быть добрым к тем, кто не был добр к нам, делает нас сильным человеком. Такой навык — настоящее богатство, ресурс, который пригодится, чтобы сохранить отношения с важными людьми на долгие годы.
Накопленные обиды вредят человеку, а иногда и вовсе делают жизнь невыносимой. Прощать бывает непросто, но это необходимо делать для своей же пользы. Гиперчувствительность и застревание в негативе не сделают вас здоровее, богаче и счастливее. Выбирайте себя и свое благополучие: учитесь экологично проживать и отпускать деструктивные эмоции.
Что Библия говорит о прощении? Что значит простить?
Ответ
Библия никогда не дает «словарного» определения прощения, но показывает нам множество его примеров. Величайшим из всех примеров является прощение Бога. Хотя в следующем отрывке не используется слово прощать , оно прекрасно описывает концепцию Божьего прощения:
Псалом 103:8–12: Господь сострадателен и милостив, долготерпелив, многолюбив. Он не всегда будет обвинять, и он не будет вечно таить свой гнев; Он не обращается с нами так, как того заслуживают наши грехи, и не воздает нам по нашим беззакониям. Ибо, как высоко небо над землей, так велика его любовь к боящимся его; Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.
Важно отметить, что прощение действует в сфере греха. В большинстве отрывков Библии, содержащих слово прости или прощение , упоминается грех. Вот типичные примеры:
Бытие 50:17: Я прошу вас простить вашим братьям грехи и обиды, которые они совершили, так плохо обращаясь с вами. Теперь, пожалуйста, прости грехи рабам Бога твоего отца.
Исход 32:32: Но теперь, пожалуйста, прости их грех.
Левит 4:35: Так священник искупит их за грех, который они совершили, и они будут прощены.
1 Царств 25:28: Пожалуйста, прости твоему слуге самонадеянность.
Матфея 12:31: Итак, говорю вам, всякий грех и клевета могут быть прощены, но хула на Духа не простится.
Луки 5:20: Иисус, увидев их веру, сказал: «Друг, прощаются тебе грехи твои».
Чтобы человек обрел истинное прощение, он или она должны признать грех. Это называется исповедью. Если человек пытается выдать грех за простую ошибку, человеческую слабость или временную оплошность; или если он или она просто полностью отрицает грех, это является препятствием для прощения.
1 Иоанна 1:8–10: Если мы говорим, что мы без греха, мы обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если мы исповедуем свои грехи, Он верен и справедлив и простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Если мы заявляем, что не согрешили, мы выставляем его лжецом, и его слова нет в нас.
Бог прощает грех, но это не значит, что Он просто «смотрит в другую сторону» или «заметает его под ковер». Наказание за грех — смерть (Римлянам 6:23), и это наказание должно быть уплачено. В Ветхом Завете Бог позволил жертвенному животному занять место грешника. В Левите 5:15–16 говорится: «Если кто-либо изменяет Господу, согрешая непреднамеренно в отношении какой-либо из святынь Господа, он должен привести Господу в наказание овна из стада, без порока и надлежащей стоимости в серебре, по сиклю священному. Это жертва вины. Они должны возместить то, что они не сделали в отношении святыни, уплатить дополнительный штраф в размере одной пятой ее стоимости и отдать все это священнику. Священник очистит их овном в жертву повинности, и они будут прощены».
Автор Послания к Евреям замечает: «Закон требует, чтобы почти все очищалось кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Однако на самом деле кровь жертвенных животных не платила за грех. Оно просто откладывало суд до тех пор, пока не могла быть предложена лучшая жертва, чтобы полностью заплатить за грех и сделать возможным прощение. Послание к Евреям 10 объясняет это подробно, но следующие выдержки из этой главы обрисовывают в общих чертах ход рассуждений:
Закон — лишь тень грядущих благ, а не сама реальность. По этой причине оно никогда не может, одними и теми же жертвами, бесконечно повторяемыми из года в год, сделать совершенными тех, кто приближается к поклонению. Иначе разве их не перестали бы предлагать? Ибо молящиеся были бы очищены раз и навсегда и уже не чувствовали бы себя виноватыми в своих грехах. Но эти жертвы являются ежегодным напоминанием о грехах. Кровь тельцов и козлов не может смыть грехи. (Евреям 10:1–4)
День за днем каждый священник стоит и исполняет свои религиозные обязанности; снова и снова он приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут уничтожить грехи. Но когда этот священник принес за все время одну жертву за грехи, он сел одесную Бога. (Евреям 10:11–12)
«Вот завет, который Я заключу с ними после того времени, говорит Господь. Я вложу Мои законы в их сердца и напишу их в их мыслях». Затем он добавляет: «Грехов их и беззаконий я более не вспомню». А там, где они прощены, жертва за грех больше не нужна. (Евреям 10:16–18)
Чтобы Бог простил нас, Иисус отдал Себя в жертву за грех. Иисус упомянул об этой жертве на Тайной вечере, когда сказал Своим ученикам: «Сие есть Кровь Моя завета, за многих изливаемая для прощения грехов» (Матфея 26:28). После воскресения апостолы несли весть о прощении через Иисуса Христа по всему миру, проповедуя и иудеям, и язычникам:
Деяния 10:43: Все пророки свидетельствуют о нем, что всякий верующий в Него получает прощение грехов через Его имя.
Деяния 13:38: Итак, друзья мои, я хочу, чтобы вы знали, что через Иисуса возвещается вам прощение грехов.
Ефесянам 1:7: Во [Христе] мы имеем искупление Его кровью, прощение грехов по богатству Божьей благодати.
Итак, Бог прощает людей на основании жертвы Христа. Единственное требование состоит в том, чтобы грешные люди исповедовали свой грех, отвернулись от него и доверились Иисусу Христу как Спасителю. Как только человек испытал прощение Бога, он или она может (и несет ответственность) прощать других. «Снисходите друг к другу и прощайте друг друга, если у кого-то из вас есть обида на кого-то. Простите, как и Господь простил вас» (Колоссянам 3:13). На самом деле, те, кто отказывается прощать, выдают тот факт, что они не понимают, сколько собственных грехов им нужно простить. Христиане должны быть готовы прощать людей, согрешивших против них. Каждый человек обидел Бога гораздо больше, чем другие люди. Иисус иллюстрирует это в Евангелии от Матфея 18:21–35:9.0003
Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил: «Господи, сколько раз мне прощать моего брата или сестру, которые согрешают против меня? До семи раз?
Иисус ответил: «Говорю тебе не семь раз, а семьдесят семь раз.
«Поэтому Царство Небесное подобно царю, который захотел свести счеты со своими слугами. Когда он начал поселение, к нему привели человека, задолжавшего ему десять тысяч мешков золота. Так как он был не в состоянии заплатить, хозяин приказал продать его, его жену, его детей и все, что у него было, в уплату долга.
«При этом слуга упал перед ним на колени. «Потерпите меня, — просил он, — и я все верну». Хозяин слуги сжалился над ним, простил долг и отпустил его.
«Но когда этот слуга вышел, он нашел одного из своих товарищей по службе, который был должен ему сто серебряных монет. Он схватил его и начал душить. — Верни мне то, что ты мне должен! — потребовал он.
«Его сподвижник упал на колени и умолял его: «Потерпи меня, и я верну».
«Но он отказался. Вместо этого он ушел и бросил человека в тюрьму до тех пор, пока он не сможет заплатить долг. Когда другие слуги увидели, что произошло, они возмутились и пошли и рассказали своему господину обо всем, что произошло.
«Тогда господин позвал слугу. «Злой ты слуга, — сказал он, — я простил весь твой долг, потому что ты умолял меня. Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» В гневе господин его отдал его тюремщикам на мучения, пока он не отдаст всего, что должен.
«Вот как мой Небесный Отец будет относиться к каждому из вас, если вы не простите своего брата или сестру от всего сердца».
Мы часто слышим фразу прости и забудь , и это может ввести в заблуждение. В ответ на эту фразу иногда мы слышим: «Я прощу, но никогда не забуду». Простить и забыть не означает, что у человека, которого обидели, развивается какая-то освященная амнезия. Человек, подвергшийся насилию, никогда не забудет, что это произошло. Человек, пострадавший от прелюбодеяния супруга, всегда будет помнить этот опыт. Родитель, у которого похитили ребенка, вероятно, будет думать об этом преступлении каждый день, который он или она проведет на земле. Тем не менее, каждый из этих людей, против которых согрешили, может простить, а также забыть, пока библейское определение забудьте в поле зрения.
В Библии запоминание и забывание не связаны с сохранением информации в мозгу. В Бытии 8:1 после потопа «Бог вспомнил о Ное». Означает ли это, что на какое-то время Бог забыл о Ное, затерял его среди вод потопа, а затем однажды вспомнил и решил, что Ему лучше проверить его? Нет, библейское понятие помнить связано с «решением действовать», а забыть означает «отказаться действовать» на основании чего-то. Когда в Библии говорится, что Бог «вспомнил» Ноя, это означает, что Бог решил действовать от имени Ноя и послал ветер, чтобы вода быстрее ушла. Бог обещает, что в Новом Завете «Я прощу им злодеяния и не буду более вспоминать их грехов» (Иеремия 31:34; ср. Евреям 8:12; 10:17). Бог не забывает, что люди согрешили, но, когда Он прощает, Он решает не действовать на основании этих грехов. Это похоже на чувство, выраженное в 1 Коринфянам 13:5, где «любовь не ведет записи о несправедливостях». В фразе прости и забудь , эти два термина на самом деле синонимы. Оба означают, что человек, который простил, не будет продолжать держать этот грех против обидчика или учитывать его в будущих взаимодействиях. Человек может помнить, что это произошло, но он или она может решить не действовать в соответствии с этим — это библейское забвение.
Многие задаются вопросом о прощении людей, которые согрешили, но не исповедовались, не раскаялись или не попросили прощения. Иногда в суде жертвы преступления могут поговорить с преступником до вынесения приговора. Часто потерпевшие рассказывают, как на них повлияло преступление, и просят судью вынести самый строгий приговор. Но иногда жертва говорит обидчику: «Я прощаю тебя». Действительно ли это прощение, если осужденный не сознался и не попросил прощения?
Ответ и «да», и «нет». С одной стороны, жертва часто прощает преступника, чтобы его или ее не снедала ненависть к преступнику. Прощение, предоставленное жертвой в суде, не освобождает преступника от каких-либо юридических наказаний, поэтому государство по-прежнему имеет право преследовать в судебном порядке. С другой стороны, Бог прощает людей, когда они исповедуют свой грех и просят прощения; прощение приходит только через веру во Христа, что предполагает духовное преображение. В примере с залом суда, даже если жертва «прощает» преступника, не может быть установления или восстановления отношений, если преступник не сознается в своем грехе и не ищет прощения.
Цель библейского прощения — не только принести пользу жертве, но и восстановить грешника. Это не может произойти без признания греха со стороны грешника. Поэтому в некоторых случаях согрешивший имеет право не «отпускать», пока грешник не попросит прощения. Хорошие родители должны быть готовы простить, как только их своенравный ребенок признался и попросил прощения, но они имеют право отказать в прощении, пока их ребенок не предпримет шаги, необходимые для примирения. Было бы глупо со стороны отца просто простить своего сына-подростка за неподчинение его правилам (и закону) за вождение в нетрезвом виде, если сын не признает, что то, что он сделал, было неправильным. Однако отец должен быть готов простить, когда условия будут подходящими. В некоторых ситуациях дарование непрошенного прощения обесценивает концепцию и игнорирует серьезность проступка.
Человек всегда должен быть готов прощать каждый раз, когда его просят о прощении, как учил Иисус. Само собой разумеется, что в некоторых из этих случаев просьба может быть неискренней или, даже если она будет искренней, человек совершит то же преступление против нас позже. В конце концов, не это ли мы делаем Богу, и не так ли Он прощает нас?
В одних случаях согрешивший имеет право просто «отпустить», даже если прощения не просят, а в других случаях согрешивший должен дождаться, пока согрешивший не сознается и не попросит прощения прощение, чтобы отношения могли быть восстановлены. Это принцип церковной дисциплины, изложенный в Евангелии от Матфея 18:15–17. Если противостояние грешника приводит к исповеди, то предлагаются примирение и прощение. Если противостояние не увенчалось успехом, конечным результатом является отлучение от церкви. По общему правилу в отношении мелких обид и обид в семье и в церкви человек должен отпустить их — «подставить другую щеку», как выразился Иисус (Матфея 5:39). ). Однако, если преступление таково, что подставить щеку невозможно, обиженная сторона обязана поговорить об этом с обидчиком. Ни при каких обстоятельствах нельзя затаивать обиду, взращивать озлобленность, сплетничать о проступке.
Вот несколько вопросов, над которыми следует задуматься в связи с прощением:
• Признал ли я свой грех и получил ли я Божье прощение?
• Есть ли кто-нибудь, против кого я согрешил и у кого мне нужно попросить прощения?
• Есть ли кто-нибудь, кто согрешил против меня и просил у меня прощения, но я отказался простить?
• Есть ли кто-нибудь, на кого я держу обиду за прошлые ошибки?
• Если есть нерешенный вопрос, я просто «отпущу его» или поговорю об этом с обидчиком? (Продолжать держать обиду — не библейский вариант!)
• Готов ли я простить, если обидчик попросит у меня прощения?
Что Библия говорит о непрощении?
HomeContent IndexLifeЛичное взаимодействие Непрощение
Вопрос
Ответ
В Библии довольно много говорится о прощении и непрощении. Возможно, самое известное учение о непрощении — это притча Иисуса о немилосердном рабе, записанная в Евангелии от Матфея 18:21–35. В притче царь прощает чрезвычайно большой долг (в основном тот, который никогда не может быть погашен) одному из своих слуг. Однако позже тот же слуга отказывается простить небольшой долг другому человеку. Король слышит об этом и отменяет свое предыдущее прощение. В заключение Иисус сказал: «Вот как Отец Мой Небесный будет обращаться с каждым из вас, если вы не простите своего брата или сестру от всего сердца» (Матфея 18:35). Другие отрывки говорят нам, что мы будем прощены, если прощаем (см., например, Матфея 6:14; 7:2 и Луки 6:37).
Не путайте здесь; Божье прощение не основано на наших делах. Прощение и спасение полностью основаны на личности Бога и на искупительной работе Иисуса на кресте. Однако наши действия демонстрируют нашу веру и то, насколько мы понимаем Божью благодать (см. Иакова 2:14–26 и Луки 7:47). Мы совершенно недостойны, но Иисус решил заплатить цену за наши грехи и дать нам прощение (Римлянам 5:8). Когда мы по-настоящему осознаем величие Божьего дара для нас, мы будем передавать этот дар дальше. Нам дана благодать, и мы должны давать ее другим в ответ. В притче мы ужасаемся слуге, который не прощает незначительного долга после того, как был прощен неоплаченный долг. Однако, когда мы не прощаем, мы действуем точно так же, как слуга в притче.
Непрощение также лишает нас полной жизни, которую Бог предназначил для нас. Вместо того чтобы способствовать справедливости, наше непрощение перерастает в горечь. Евреям 12:14-15 предупреждает: «Прилагайте все усилия, чтобы жить в мире со всеми и быть святыми; без святости никто не увидит Господа. Смотрите, чтобы никто не лишился благодати Божией и чтобы не взошел горький корень, чтобы причинить вред и осквернить многих». Точно так же 2 Коринфянам 2:5-11 предупреждает, что непрощение может дать сатане возможность сорвать нас с пути.
Мы также знаем, что те, кто согрешил против нас — кого мы, возможно, не хотим прощать — несут ответственность перед Богом (см. Римлянам 12:19 и Евреям 10:30). Важно признать, что простить не значит преуменьшить проступок или обязательно примириться. Когда мы решаем простить, мы освобождаем человека от его долга перед нами. Мы отказываемся от права на личную месть. Мы решили сказать, что не будем обвинять его в его проступках. Однако мы не обязательно позволяем этому человеку вернуться в наше доверие или даже полностью освобождаем его от последствий его греха. Нам сказано, что «возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23). Хотя Божье прощение избавляет нас от вечной смерти, оно не всегда освобождает нас от смертоносных последствий греха (таких как разрыв отношений или наказание, предусмотренное системой правосудия). Прощение не означает, что мы действуем так, как будто не было совершено ничего плохого; это означает, что мы признаем, что нам дана обильная благодать, и что мы не имеем права возлагать ответственность за чужой проступок на его голову.
Снова и снова Писание призывает нас прощать друг друга. В Послании к Ефесянам 4:32, например, говорится: «Будьте друг к другу добры и сострадательны, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил вас».