Проявление агрессии у детей дошкольного возраста: «Причины агрессии детей дошкольного возраста» — Манзюк Н. Н. — воспитатель — Педагогические разработки, статьи, конспекты
возрастные и социальные характеристики //Психологическая газета
Введение
Психология детского развития предполагает проявление различных форм поведения детей, в том числе агрессию. Проблема агрессивного поведения, как взрослых, так и детей постоянно исследуется многими психологами и педагогами [1, 2 и др.]. При изучении вопроса основное внимание уделяется причинам возникновения агрессивного поведения у детей. Агрессия (от латинского «agressio» — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжения, страха, подавленности).
Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович [3], Т.А. Воскресенская [4] , А.И Захаров [5], А.А. Люблинская [6], А. П. Назаретян [7],
В западной психологии тема агрессивного поведения постоянно исследуется учеными. Существует большое количество теоретических концепций (этологическая (К. Лоренц [10]), психоаналитическая (З. Фрейд [11]), фрустрационная (Д. Доллард [12], Берковиц [13], С. Розенцвейг [14]), бихевиористическая (А. Басс [15], А. Бандура [16]), проводятся многочисленные эксперименты, многие психологические школы пытаются разработать технику коррекции агрессивного поведения.
Методология
Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного поведения, могут оказывать свое влияние на индивида еще до момента его рождения [16–20].
Объектом данной исследовательской работы является агрессия в поведении детей в ее возрастном и средовом аспекте.
Предметом исследования — проявление особенностей агрессивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в полных и неполных семьях.
Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, учитывая детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.
Задачи исследования — провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
- определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
- определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
- охарактеризовать детско-родительские отношения и полные и неполные семьи.
Гипотеза исследования: предполагается, что между особенностями проявления агрессии у детей и взаимоотношениями в полных и неполных семьях существует связь.
Экспериментальная база исследования: ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) и СОШ (средняя образовательная школа) Оренбургской области.
Объем выборки: 120 человек.
Методы исследования:
- методика «Рука» (авторов Э. Вагнера, В. Бриклина, З. Пиотровского) [21];
- проективная методика «Кактус» [21];
- семинар-практикум для родителей «Детская агрессия» [22];
- анкета «Определение типа детско-родительских отношений» [21];
- родительское собрание на тему «Знаете ли вы своего ребенка?» [22];
- анкета «Какова роль отца в семье?» [21];
- круглый стол для родителей «Искусство хвалить» [22];
- наблюдение [23].
Результаты и выводы
Дальнейший анализ результатов проводился по отдельным методам с обобщением общих тенденций.
Методика «Рука», разработанная Э. Вагнером, В. Бриклиным и З. Пиотровским, направлена на исследование личности. Тест предназначен для диагностики проявлений агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание, то есть явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара, драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение учебных принадлежностей и мебели и т.д.
Результаты исследования показывают, что количество баллов является сравнением тенденций к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В качестве средства для проверки статистических гипотез исследования нами использовался метод математической статистики — критерий Манна — Уитни.
По результатам эксперимента было выявлено, что в группе детей младшего школьного возраста агрессивные мотивы поведения преобладают над адаптивными. Но уровень агрессивных тенденций невысокий.
В исследовании обнаружилось, что 60% детей младшего школьного возраста показали агрессивные тенденции поведения и только 30% детей показали адаптивные тенденции к действиям. В группе детей старшего дошкольного возраста 20% детей имеют агрессивные тенденции в поведении и 70% детей имеют адаптивные тенденции к действиям.
Проективная методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3-х лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессии, ее направление, интенсивность.
После обобщения данных протоколов были получены сведения об уровне агрессии. В группе детей-дошкольников с высоким уровнем агрессии оказалось 10% от всего объема выборки. Средний уровень агрессии был выявлен у 60% детей. И низкий уровень агрессии показал 30% от всех детей. Среди школьников следует выделить следующие результаты: высокий уровень 10%, средний уровень — 80%, низкий уровень — 10%. Адаптивные проявления у дошкольников обнаружились только на низком уровне — 30%, у школьников составляют на высоком уровне — 30%, на среднем — 30%, на низком — 10%. Полученные результаты связаны, предположительно, со сменой сферы деятельности, что повысило уровень адаптивного типа поведения.
Наблюдение. В качестве третьего метода исследования агрессивного поведения детей использовалось наблюдение. Наблюдение проводилось по таблице, разработанной О.В. Жилиной и Н.А. Егоровой.
В целом было проведено 100 фиксированных наблюдений. Наблюдения проводились в основном на прогулке. Проявления агрессии фиксировались в протоколах.
Из протоколов наблюдений обнаружилось, что физическая и вербальная агрессия, направленная на себя, у детей старшего дошкольного возраста встречается чаще.При помощи обобщения протоколов наблюдения в группе дошкольников было выявлено: 40% от всей выборки детей имеют низкий уровень агрессивных проявлений, группа детей младшего школьного возраста показали средний уровень агрессивных проявлений, что составило 60% от общего числа; высокий уровень агрессии с помощью наблюдения не был выявлен. Мы предполагаем, что именно в этом возрасте существует большое влияние социальной среды на проявления агрессии, но это нуждается в дополнительной проверке.
Важным показателем при установлении типа детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, учитывая возрастные особенности и характеристики ребенка, является взаимодействие с родителями. Семинары-практикумы, круглый стол, родительские собрания, сопровождающиеся опросом родителей и направленные на определение атмосферы в семье, выявление типа отношений между родителями и детьми вместе с результатами предыдущих исследований дали полное описание и послужили дополнительным источником в установлении причин проявления агрессии детей в двух возрастных группах.
Семинар-практикум для родителей «Детская агрессия». По результатам проведенного мероприятия следует отметить, что причины проявления агрессивного поведения в каждой семье различны, в некоторых случаях возможно наличие нескольких причин, что в совокупности дает агрессивный настрой ребенка. Дополнительные исследования показывают, степень агрессии детей различна, как и причины возникновения агрессивного настроя.
По результатам анкетирования родителей всех детей видна высокая доля низкой степени проявления агрессии (70%), меньше всего встречается высокая степень (10%), ненамного чаще встречается средняя степень проявления агрессии (20%). Можно предположить тенденцию улучшения результатов со стороны родителей, что может быть связано как с субъективным подходом к собственному ребенку, так и с влиянием фактора ситуации обследования.
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. По полученным данным мы обнаружили, что 59% — большая часть испытуемых — относится к группе лиц с социально-желательным поведением, примерно одинаковое количество родителей занимают позиции «принятие-отвержение» (10%) и «маленький неудачник» (13%), 18% родителей относятся к категории лиц, отношения которых определяются как авторитарная социализация.
Родительские собрания на тему «Знаете ли вы своего ребенка?». По результатам проведенного исследования нами были выделены следующие моменты, которые оказались основополагающими для последующего изучения заданной проблемы:
- многие родители при помощи практических заданий выявили похожее проявление агрессивного поведения в различных ситуациях;
- познакомились с особенностями возраста детей и особенностями проявления характера в связи с проявлениями агрессивного поведения;
- разграничили понятия каприз и упрямство;
- попытались выявить причину проявления агрессивного поведения у своего ребенка;
- открыли для себя новые подходы в воспитании.
Из наших данных обнаружилось, что процент хороших показателей достаточно высок и составляет 65%, меньше родителей демонстрируют менее осознанное отношение к семье — 25%, меньше всего — 10% — родителей, отличающихся низкой компетентностью и мотивацией в вопросах взаимодействия с ребенком, возможно, им следует пересмотреть свое отношение к семье и детям.
Круглый стол для родителей «Искусство хвалить» направлен на ознакомление родителей с некоторыми педагогическими приемами воспитания, на рассмотрение и разбор жизненных ситуаций и анализ попыток разрешения конфликтных ситуаций. В конце мероприятия родители ознакомились с памятками по разрешению конфликтных ситуаций.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что состав семьи влияет на поведение и настрой ребенка. Часто, когда семья неполная, у ребенка изменяются стереотипы, положенные в ее основу, и в семьях, где один родитель заменяет двоих, часто встречается проявление агрессивного поведения у детей, связанное с нехваткой внимания, недостатком любви, часто с непониманием и отсутствием возможности общения с мамой / папой в силу их занятости.
В нашем исследовании обнаружилось преимущество полных семей (68%) над неполными (32%) в более адекватных реакциях родителей на агрессию детей. Но это не является ведущей характеристикой для установления причины появления агрессии у ребенка. Зачастую в полных семьях встречается непонимание ребенка, недостаток внимания, малая доля совместной работы с ребенком.
Для получения данных, связанных с поведением ребенка на уроке, на перемене, в детском саду, в непосредственной образовательной деятельности, в свободное время, связанное с игровой деятельностью, мы провели опрос воспитателей и учителей, который дал исчерпывающее объяснение поставленным вопросам. У школьников зачастую, проявление агрессии связано со сменой рода деятельности, неприспособленностью к новым условиям, а у дошкольников — с эмоциональной нестабильностью и в некоторых случаях с недостаточностью внимания.
Рассмотрев работы по семейной психологии, мы выделили те аспекты, которые касаются особенностей функционирования полных и неполных по составу семей. При этом были обнаружены проблемы неполной семьи, которые могут приводить к становлению агрессивности у детей. Основным патогенным фактором оказались трудности полоролевой идентификации для мальчика в семье без отца. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Авторы указали на имеющиеся возможности для компенсации в неполных семьях, а также на то, что полные семьи бывают не менее патологичными.
Проявления агрессивного поведения в группах детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в полных и неполных семьях обнаруживаются в связи с различными причинами. Они дифференцируются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Несовпадение причин объясняется различием сфер деятельности в группах, детско-родительскими отношениями в каждой семье, объектами, провоцирующим данное поведение. Но было установлено, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей, независимо от возрастных категорий. Фактор неполной семьи имеет влияние, равное по значимости с другими, при становлении агрессивности у детей. Таким образом, наши исследования агрессивности детей не обнаружили больших отличий между ее проявлениями у детей из разных по составу семей. Возможно, в данном случае индивидуальные и возрастные различия являются более выраженными, чем различия, связанные с социальной семейной ситуацией.
Список литературы:
- Сафонова Т.Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 3 (51). С. 146-153.
- Павлова Е.А. Агрессивное поведение и проблемы самоидентичности у подростков 14-17 лет // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 4. С. 77-86.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 44.
- Воскресенская Т. А. Агрессивное поведение в конфликте обучающихся начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 17-19.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 448 с.
- Люблинская А. А. Система отношений — основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. с. 74–78.
- Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика ист. прогресса): Курс лекций. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Специализир. Изд. торговое предприятие «Наследие», 1996. 183 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие / Москва, 2019. Сер. 9 Профессиональная практика (4-е изд., пер. и доп.). М.: Юрайт, 2018. 412 с.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315 с.
- Лоренц Конрад З. Агрессия (так называемое зло). [Пер. С нем. Г. Ф. Швейника]. СПб: Амфора, 2001. 347 с.
- Фрейд З.Недовольство культурой. М.,1998. 358 с.
- Доллард Д. Фрустрация и агрессия. М.: Просвещение. 1939. 265 с.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СпБ., 2001. 455 с.
- Розенцвейг С. Психодиагностика. М., 2004. 151 с.
- Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии и враждебности. Екатеринбург. 2003. 400с
- Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. М., 2000. С.399.
- Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Детская агрессия // Вестник науки и образования. 2020. № 15-1 (93). С. 96-99.
- Штылева Л.В. Гендерная агрессия в школьной среде // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 4. С. 44-52.
- Ersan C. Physical aggression, relational aggression and anger in preschool children: the mediating role of emotion regulation // Journal of General Psychology. 2020. Т. 147. № 1. С. 18-42.
- Sergeeva Y.I. Ways and means of expressing verbal aggression in modern Russian communication // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Т. 24. № 6. С. 1278-1284.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
- Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. М.: Генезис, 2007. 347 с.
- Фомкина Е.А. Наблюдение, как метод исследования // Социология и социальная работа. 2014. № 14. С. 5.
Источник: Якиманская И.С. Детская агрессия: возрастные и социальные характеристики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. №3(36). С. 396–398. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0099
Фото: Time56.ru
Агрессия у детей дошкольного возраста, причины поведения и советы психолога
Агрессивное поведение ребенка проявляется негативными эмоциями на поступки и действия окружающих людей. Агрессивные реакции выражаются гневом, словами, физическим воздействием.
Причины агрессии детей дошкольного возраста
- Проблемы в семье. Агрессивность малыша — поведение окружения. Становление личности маленького человека зависит от обстановки в которой происходит развитие. Напряженная обстановка дома подталкивает проявлять агрессию. При ссорах родителей дошкольник наблюдает крики, проявление негатива, перепалки. Семейные неурядицы перегружают эмоциональный фон.
- Недостаток внимания. При выражении агрессивности ребенок привлекает внимание. Если со стороны родителей не происходит достаточный поток внимания, радости достижения успехов, совместного времяпровождения, это становится причиной обиды малыша проявляющейся агрессией. Воспитание дошкольника должно быть единым и последовательным со стороны обоих родителей.
- Личные психологические проблемы. В агрессивности малыша прослеживаются признаки неустойчивости психоэмоционального состояния. Одной из причин выделяют страхи. Дошкольника сопровождает чувство тревожности, плохие сны, страхи. Агрессия проявляется как защитная реакция.
- Чувство вины. Проявление агрессивности направлено относительно детей, перед которыми малыш испытывает вину, но по причине гордости не признает. Умению признавать ошибки учат родители.
- Физические проблемы. Нередко причины проявления агрессивного поведения кроются в нарушенной работе мозга. Вызываться нарушения могут черепно-мозговой травмой, интоксикацией, инфекцией. Взрослые должны четко помнить начало проявления такого поведения. Сопоставляя факты, придете к выводу — повлияла травма или перенесенная болезнь на общее состояние малыша.
Агрессия, вызванная физическими проблемами — отставание в развитии физически, временное ограничение движения из-за переломов, тоже имеет место быть. Помогите малышу справиться с этим.
Правила общения с ребенком
Родителям, заметившим проявление агрессивности чада, необходимо выбрать верный путь действий:
- Сдерживайте реакцию на незначительную агрессию. Агрессия дошкольника неопасна, спровоцирована объективными причинами — поведите себя разумно:
не акцентируйте внимание на проявление агрессивности не способной навредить окружающим;
скажите своему ребенку, что вы понимаете такое поведение;
постарайтесь переключить внимание на игру.
Педагог для агрессивных детей
Особенным деткам, проявляющим агрессивность, необходимо внимание и терпение. Родители посвящают недостаточное количество времени для проведения с ребенком. Выход — педагог, способный скорректировать поведение малыша. Наймите хорошую няню, которая будет проводить время с малышом, уделять ему достаточное количество внимания в играх, развивающих занятиях, скорректирует его поведение и научит справляться со своими эмоциями.
Агрессия у детей: причины, что делать и ресурсы
Что такое агрессия в детстве?
Агрессия в детстве — это физические действия, такие как пинки, удары, шлепки или укусы, которые могут причинить вред другим.
Иногда дети бьют. Некоторые дети гораздо более физически активны и ищут контакта с другими детьми. Малыши и дошкольники учатся взаимодействовать с другими людьми в окружающей среде. Сначала они могут бить и толкать других детей, если хотят поиграть с игрушкой, которую использует кто-то другой, или встать в очередь, где стоит кто-то другой.
Нужна немедленная помощь? Задайте вопрос на HelpMe Cadey, нашем бесплатном способе быстрого получения рекомендаций с использованием искусственного интеллекта.
Симптомы агрессии у детей
- Удары: Удары братьев и сестер и одноклассников; агрессия — это ответ
- Непреднамеренная физическая реакция: Наличие агрессивных реакций
- Импульсивная реакция: Демонстрация импульсивности или частое действие без размышлений
- Быть гиперактивным: Постоянно двигаться
- Разрушение и причинение вреда: Бросание вещей, удары и пинки родителей или причинение вреда себе или другим, когда расстроен
- Проблемы: Проблемы с учителями или авторитетными лицами в школе
- Чувство вины и сожаления: Ужасное чувство после вспышки агрессии. Ваш ребенок может реагировать агрессивно как непреднамеренная автоматическая реакция
Причины агрессии у детей
Удары или другие формы агрессии могут быть непреднамеренными. Удары могут быть импульсивной реакцией на что-то, что сделало вашего ребенка несчастным. Удар может быть и преднамеренным. Некоторые дети бьются, чтобы добиться своего, что клинически называется «поведением». Проблемы с регулированием настроения могут привести к чрезмерному гневу или раздражительности, что приводит к физическому противостоянию. Это также могут быть плохие исполнительные функции и навыки разрешения конфликтов.
Импульсивность и гиперактивность
У вашего ребенка могут быть проблемы с импульсивностью. То есть они не планировали бить еще одного ребенка, но все равно ударили. Позже они могут испытывать большое сожаление и раскаяние. В конце концов, импульсивное поведение случайно.
Детям, которые импульсивны , часто кажется, что они действуют на пять шагов вперед своего мозга. Импульсивность означает делать что-то, не подумав сначала. Реакция ребенка, который бьет ребенка, который врезается перед ним в очередь, имеет импульсивную реакцию. Он может знать, что нельзя бить других, но может действовать, не задумываясь.
Некоторые импульсивные дети могут также казаться гиперактивными , действуя так, как будто ими управляет двигатель. Эти дети постоянно двигаются и могут немного походить на «быка в посудной лавке». Вас могут сбить с ног, если вы окажетесь у них на пути. Удары в этом контексте могут быть совершенно непреднамеренными, но могут вызвать проблемы, если ваш ребенок младше школьного возраста или старше.
Регуляция настроения
Вашему ребенку может быть трудно контролировать свое настроение и эмоциональные реакции. Некоторые дети продолжают разрешать конфликт битьем. Это попадание может быть незапланированной или непреднамеренной реакцией. Этот вызов саморегуляции может привести к агрессии.
Исполнительные функции и задачи по разрешению конфликтов
Чтобы хорошо справляться с конфликтом, необходимы сильные навыки остановки автоматических реакций и планирования действий и поведения. Вашему ребенку может быть трудно справляться с конфликтами, если эти навыки представляют собой проблему. Клинически способность решать проблемы также может быть фактором агрессии. Навыки организации и планирования относятся к нашей способности планировать и выполнять задачи. Удар может быть по умолчанию, когда ребенок не уверен, как справиться с конфликтом. Эти навыки часто называют исполнительными функциями. Это способность нашей префронтальной коры думать на несколько шагов вперед, планировать, организовывать и эффективно решать проблемы.
Поведение
Также рассмотрите проблемы, связанные с преднамеренным поведением, без учета чувств других. Такое поведение клинически известно как «поведение». Может показаться, что намерения вашего ребенка заключаются в том, чтобы причинить вред другим. Если это так, рассмотрите поведенческие расстройства, которые характеризуются поведением, нарушающим правила. Если ваш ребенок намеренно продолжает нарушать правила и причинять вред, ваш ребенок действует «дезадаптивным» образом. Дезадаптивность, как следует из названия, относится к плохому поведению, из-за которого ребенок попадает в беду. Как правило, дети с дезадаптивным поведением вымещают свой гнев на других.
Взгляд на социальную перспективу и социальная взаимность
Дети могут не знать, как разрешить конфликт, и могут ударить из-за трудностей в общении с другими. Иногда детям, которые бьют других детей, трудно принять точку зрения другого ребенка. Они могут изо всех сил пытаться понять, что другой ребенок чувствует или думает. В этом случае может случиться так, что у вашего ребенка есть инвалидность или задержка в развитии, например расстройство аутистического спектра. Целесообразно обратиться за оценкой к психологу или поведенческому терапевту, если поведение сохраняется, несмотря на вмешательства.
Факторы окружающей среды
Для некоторых взрослых вид агрессивного поведения маленького ребенка заставляет их усомниться в более широком контексте психического здоровья. Они могут выражать беспокойство по поводу того, что у ребенка есть предупреждающие признаки оппозиционно-вызывающего расстройства, расстройства разрушительного поведения в целом, биполярного расстройства или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Это диагнозы. Но в детской психологии важно сначала рассмотреть более широкий контекст.
Для ребенка дошкольного возраста, скорее всего, слишком рано ставить диагноз. Вместо этого рассматривайте агрессию как возможность для обучения и исследуйте факторы окружающей среды. Маленькие дети действительно моделируют поведение, которое они видят в других. Вероятно, они все еще развивают свой язык.
Что делать с агрессией у детей
- Не реагируйте слишком остро. Блокируйте поведение и уделяйте минимальное внимание, ожидая поощрения за хорошее поведение, например использование слов для просьбы. Иногда маленькие дети ведут себя агрессивно, потому что такое поведение вызывает сильную реакцию. Они привлекают внимание. Убедитесь, что вы уделяете внимание только хорошему поведению. Поощрение за хорошее поведение является более действенной стратегией, чем наказание за плохое поведение.
- Найдите возможности для физической активности. Обеспечьте места для физических игр, таких как спорт и боевые искусства, которые также учат дисциплине.
- Настройте своего ребенка на успех. Некоторые дети плохо справляются с неструктурированной и сверхстимулирующей средой. Тщательно выбирайте время для игр и не ходите на праздник урожая, если ваш ребенок становится гиперактивным и шумным в такой обстановке.
- Подайте хороший пример того, как разрешать конфликты. Научите ребенка таким фразам, как «соглашайтесь не соглашаться», «такое бывает» и «мы можем это решить». Проявите сочувствие, когда ваш ребенок расстроен. Позвольте вашему ребенку научиться изливать гнев в безопасном месте, не прибегая к агрессии.
- Никогда не моделируйте удары для своих детей. Если вы и другие члены семьи не бьете других, в том числе детей, взрослых или домашних животных, вы снижаете риск того, что ваш ребенок случайно научит ребенка тому, что бить — это нормально.
- Будьте осторожны в средствах массовой информации. Конечно, телевизионные и игровые модели поражают, и некоторые дети более уязвимы для этих «моделей», чем другие. Вы можете рассмотреть возможность ограничения доступа вашего ребенка к шоу и играм, демонстрирующим насилие. Некоторые дети могут путать выдумку и реальность. Итак, если ваш ребенок подвергается насилию или агрессии в средствах массовой информации, постарайтесь убедиться, что он знает разницу между этим и реальной жизнью. Мониторинг экранного времени, как правило, полезен. Тогда у вашего ребенка будет больше возможностей для социального взаимодействия и изучения того, как взаимодействовать, а не смотреть на экран большую часть дня.
- Поощряйте выбор хорошего поведения. Отмечайте и хвалите позитивное и мягкое поведение с другими. С очень маленьким ребенком может быть полезно смоделировать заботливое поведение по отношению к мягкой игрушке. Научите ребенка успокаивать плюшевого мишку, утешать его, когда он расстроен, и укладывать его вздремнуть, когда он устал.
- Отвечайте быстро. Когда дети дошкольного возраста используют агрессию для удовлетворения своих потребностей, используйте моменты как важные возможности для обучения. Родители должны реагировать быстро. Тогда ребенок узнает, что бить нехорошо. Есть и другие способы, такие как просьба, указание и т. д., чтобы получить то, что они хотят. В этом юном возрасте детям нужны хорошие модели совместного поведения и навыки общения.
- В совокупности отвернитесь от поведения, которое вы не хотите видеть. Повернитесь к поведению, которое вы хотите видеть.
Когда обращаться за помощью при агрессии у детей
Агрессия у детей ясельного и дошкольного возраста
Иногда малыши и дошкольники могут проявлять некоторую агрессивность. Дети до четырех лет часто склонны выражать свои потребности физически, прежде чем они наберут слов, чтобы выразить свои потребности вербально. Такое поведение является серьезной проблемой только в том случае, если ребенок часто проявляет агрессию, капризничает почти каждый день или, кажется, медленно прогрессирует в выражении желаний и потребностей. В этом случае услуги раннего вмешательства могут оказаться полезными для поддержки вашего ребенка и семьи.
Агрессия у детей детского сада
К детскому саду мы хотим, чтобы агрессия резко снизилась. Случайные «агрессивные» действия могут иметь место, но регулярные удары руками или ногами для общения в школе недопустимы. Изучение соответствующих навыков разрешения конфликтов в это время поможет предотвратить проблемы в будущем. Если ваш ребенок проявляет много агрессивного поведения или проблемы в школе, поговорите со школьным психологом или консультантом или обратитесь к психологу по месту жительства.
Агрессия у детей школьного возраста
К среднему классу частое или внезапное начало агрессии вызывает беспокойство. Если ваш ребенок очень зол или физически агрессивен, что-то может происходить на эмоциональном уровне. Подумайте о том, пережил ли ваш ребенок в последнее время что-то неприятное, например, переезд, смерть любимого человека или развод. Если это так, ребенок подвергается повышенному риску проблем с поведением и может нуждаться в терапии или поддержке, чтобы справиться с этим. Если нет, у вашего ребенка может быть другая эмоциональная или поведенческая проблема. В любом случае важно обратиться за помощью к школьному психологу или психологу по месту жительства.
В начальной школе симптомы импульсивности и гиперактивности могут свидетельствовать о том, что следует задуматься о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Биполярное расстройство редко встречается в детстве, но имеет генетическую связь, поэтому это важно учитывать. Другие поведенческие расстройства, как правило, подразумевают более согласованные усилия ребенка, чтобы использовать неправильное поведение, чтобы получить то, что он хочет. Окружение ребенка может непреднамеренно усиливать это неправильное поведение. Следовательно, эксперт по поведению может быть наиболее полезным, если это так.
Агрессия у подростков и подростков
В средней или старшей школе Любая агрессия или насилие в этом возрасте вызывают беспокойство. Вам захочется покопаться, чтобы понять, что происходит с вашим ребенком. Если есть серьезные проблемы с общением, агрессия может появиться как способ справиться с разочарованием. Часто депрессия или другое состояние психического здоровья может проявляться в виде раздражительности или агрессии. Если ребенок или подросток пережил травму, существует повышенный риск агрессии и серьезных проблем с поведением. Немедленно обратитесь за помощью к психиатру.
Дополнительные ресурсы по агрессии у детей
- АВА-терапевт: для оценки и лечения поведения; может провести функциональный анализ и разработать план поведения, которым можно руководствоваться при лечении; часто приходит к вам домой, чтобы помочь в контексте окружающей среды
- Психолог или нейропсихолог: для проведения полной оценки и рассмотрения симптомов в контексте психического здоровья и поведения; психологи также могут проводить тренинги для родителей, которые, как показывают исследования, основаны на фактических данных для борьбы с агрессией
- Психотерапевт или игровой терапевт: для лечения возникающих эмоциональных симптомов и помощи в обучении социальным навыкам, планированию и организации, обучении родителей, когнитивно-поведенческой терапии, нейробиоуправлении (для СДВГ)
- Школьный психолог: для предоставления плана коррекции поведения (BIP) или IEP и поддержки в школе; вы хотите задокументировать любой диагноз, чтобы школа поняла, почему возникают проблемы с поведением и как поддержать вашего ребенка
- Психиатр: , чтобы порекомендовать лекарства по мере необходимости. Посещение эксперта или врача вашего ребенка может помочь, потому что они могут назначать и управлять лекарствами от невнимательности и импульсивности. Стимулирующие препараты для лечения СДВГ эффективны у большого процента детей со значительными нарушениями внимания, гиперактивностью и импульсивностью
Условия, сходные с агрессией
- Проблемы с вниманием или исполнительными функциями : агрессивное поведение может быть связано с трудностями с вниманием и проблемами с импульсивностью; проблемы следования указаниям или проблемы с организованностью
- Эмоциональная проблема : агрессивное поведение может быть связано с перепадами настроения, чувством грусти и депрессии; особенно если в семейном анамнезе были расстройства настроения, алкоголизм или жестокое обращение
- Эмоциональная регуляция : агрессия может быть связана с проблемами управления сильными чувствами и плохими навыками преодоления трудностей
- Проблемы с социальными навыками : агрессивное поведение может быть связано с плохими социальными навыками и социальной эмоциональной взаимностью; проблемы с чтением социальных сигналов и пониманием, когда нужно остановиться
- Проблемы с поведением : агрессивное поведение, которое связано с нарушением правил или закона и является преднамеренным, может быть признаком проблем с поведением
Ресурсы и ссылки по агрессии у детей
Баркли, Рассел А. (2013). Взяв на себя ответственность за СДВГ, 3-е издание : Полное авторитетное руководство для родителей.
Сейгель, Дэниел Дж. и Брайсон, Тина Пейн (2014). Дисциплина без драм: способ всего мозга успокоить хаос и поддержать развивающийся ум вашего ребенка .
Кронке, Анна П., и Уиллард, Марси и Хакаби, Хелена (2016). Оценка расстройства аутистического спектра: критические вопросы клинической судебно-медицинской экспертизы и школьных учреждений. Спрингер, Сан-Франциско.
Кук, Юлия (2011). Насадка для газировки.
Кук, Юлия (2011). Книга действий и идей Soda Pop Head.
Майнерс, Чери Дж. (2010). Остынь и работай над гневом (учимся ладить ).
Малкахи, Уильям (2012). Зак расстроен (серия правил Зака).
Раннее предупреждение Признаки, агрессивное поведение ребенка
Игнорирование признаков агрессивного поведения или попустительство насилию в детстве может привести к тому, что ребенок перейдет к агрессивному поведению. Читайте дальше, чтобы понять ранние признаки такого поведения, чтобы пресечь его в зародыше.
Большинство детей любят грубые игры, такие как захват, акробатика и толкание. Но у некоторых детей эти и другие подобные детские выходки кажутся граничат с крайней агрессией или насилием. Оставленные без присмотра в детстве, некоторые из этих детей могут в будущем превратиться в асоциальных людей.
Причины агрессивного поведения:
Наше психическое состояние мешает нам поверить в то, что дети также могут прибегать к насилию. Однако, согласно статье Ричарда Тремблея «Развитие физической агрессии», опубликованной на сайте child-encyclopedia.com (2012 г.), «исследования показали, что большинство детей начинают проявлять физическую агрессию в конце первого и на второй год после рождения».
Итак, что же заставляет ребенка проявлять агрессивное поведение?
В статье под названием «Понимание агрессивного поведения детей и подростков», опубликованной на сайте AAP. org (2011 г.), перечислены несколько факторов, которые могут вызвать агрессию у детей. Согласно статье, некоторые из факторов: быть жертвой насилия; домогательство; просмотр насилия в СМИ; стрессоры, такие как бедность и голод; и поражение головного мозга. Темперамент ребенка и отношения с родителями также играют важную роль.
Ранние признаки агрессивного поведения у детей:
С ростом осознания того, что дети могут совершать акты насилия, родителям обычно рекомендуется следить за подобным поведением своих детей. Однако не многие родители способны отличить подлинные акты насилия от ложных срабатываний.
Вот некоторые поведенческие сигналы, на которые следует обращать внимание у своего ребенка, чтобы понять, проявляются ли у него ранние признаки агрессивного поведения.
- Крайне агрессивные вспышки даже по незначительным проблемам
- Неконтролируемые вспышки гнева
- Отстраненное отношение; не общается со сверстниками, держится подальше от родителей, братьев и сестер
- Проявляет интерес к жестокому контенту (фильмам или играм) по телевидению или другим средствам массовой информации
- Проявляет жестокость по отношению к другим формам жизни (обижает животных и насекомых)
- Нечувствителен к чувствам других
- Потворствует импульсивному и агрессивному поведению (угрозы, порча имущества и т. д.)
- Деструктивное поведение (во время игр со сверстниками, в классе, на общественных мероприятиях)
- Имеет проблемы с дисциплиной
- Находится в компании детей агрессивного характера
- Плохо успевает в учебе
- Проявляет чувство отверженности (из-за того, что его отвергают сверстники и другие)
- Проявляет самоповреждающее поведение
- Угрожает прибегать к насилию
Что делать родителям, когда ребенок склонен к насилию:
Демонстрация агрессивного поведения детьми происходит не только дома, но и за его пределами, например, в школе или на игровой площадке. Когда ребенок проявляет агрессивное поведение:
- Сохраняйте спокойствие и не пытайтесь наказать ребенка
- Используйте властный тон, а также жесты, чтобы попытаться остановить ребенка
- Слушайте, что говорит ребенок, и старайтесь понять его
- Постарайтесь отвлечь ребенка ребенка и перенаправить его на что-то другое
- Попросите ребенка отойти от сцены и сделать перерыв
повредить. Если да, то при вмешательстве примите меры предосторожности, чтобы не пораниться.
Как родители могут воспрепятствовать агрессивному поведению детей:
Соответствующие меры, принятые как можно раньше для пресечения агрессивного поведения, могут предотвратить его превращение в привычку ребенка. По словам Ричарда Э. Тремблея, «раннее детство, вероятно, является лучшим окном возможностей для помощи детям, подверженным риску стать хроническими физическими агрессорами, потому что большинство детей в этот период учатся альтернативам физической агрессии».
Родители могут сделать следующее:
- Обучение приемам самоуспокоения
- Обучение самоконтролю для уменьшения импульсивности
- Помогите ребенку развить эмпатию
- Уделите ребенку достаточно времени и внимания
- Помогите ребенку развить чувство собственного достоинства
Миссис, Роуз Советник Колледжа Маунт-Кармель, Бангалор, говорит: «В тот день, когда рождается ребенок, его родители также рождаются снова как родители. Теперь они являются частью нового творения, которое принадлежит будущему. должны быть признаны и взращены с любовью и защитой. В нашей индийской традиции семья считается священной. Она делает упор на воспитании детей, которые обладают зрелостью и целостностью. Но сегодня, с прогрессивными знаниями и технологиями, это изменилось. Итак, как родители, мы должны проанализировать и обдумать —
Растем ли мы вместе с нашими детьми или позволяем им «расти самим»? Вмешивается ли наше эго в наши обязанности перед детьми? Как мы прививаем им ответственность и ценности?
Мы должны помочь им осознать важность «МЫ» над «Я». Когда мы вместе ходим, вместе едим, вместе делимся и вместе молимся, мы укрепляем наши отношения. Тем не менее, мы будем спорить, не соглашаться и т. д. Все это является частью нашего обучения пониманию и установлению связи. Дети должны понимать, что их родители не обязательно должны быть совершенными. Они также должны узнать о прощении и получить прощение. Акт помилования и помилования является признаком сострадательной любви, и это имеет большое значение для сдерживания жестоких чувств, которые растут из-за отсутствия самооценки или из-за сравнения с другими (включая собственных братьев и сестер).