Психика и организм – Психика и организм

Содержание

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе своей жизни должен воспринимать мир, вычленять те или иные моменты деятельности, иметь представление о том, что ему необходимо запомнить, объяснить и сделать. Без этого он не может вступать во взаимодействие с другими людьми, играть, удовлетворять свои потребности, трудиться или обучаться. То есть для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.

В истории естествознания предпринимались многообразные попытки найти место психики в природе. Так, можно выделить группу теорий, где критерий психического был внешним по отношению к форме существования организма или предмета. Согласно одной из них, душой наделена вся природа, в том числе неживая (

панпсихизм). В соответствии с другой теорией психика приписывалась всему живому, включая растения (биопсихизм). Антропопсихизм наделял психикой только человека, а животных и растения относил к «живым автоматам». Приверженцы нейропсихизма относили психику только к существам, обладающим нервной системой и т. д. Присутствие психики у некоего существа объяснялась его принадлежностью к некоторому классу объектов, а наличие психики у этого класса считалось аксиомой.

Другую группу образуют более современные теории, сторонники которых в качестве критерия психического используют его внутренний, функциональный характер. Ученые, придерживающиеся этих теорий, пытаются выявить наличие психики не «ниже, чем у животного мира». Тем не менее выдвинутые ими критерии психического также указывают на различные очаги местонахождения «порога» психического: способность к поисковому поведению, к «гибкому» приспосабливанию к среде (к индивидуальному обучению), способность к анализу действия во внутреннем плане и др.

Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория

А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Под последними («абиотическими») понимают такие «виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют» естественным образом в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не играют никакой роли в процессе жизнедеятельности организма, не питают и не разрушают его. Однако, находясь в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами, они являются их потенциальными сигналами. Соответственно, как только живой организм свидетельствует о способности отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, можно говорить о том, что его возможности выживания в сравнении с другими живыми организмами, не приобретшими такие способности, значительно расширяются. Так, способность слышать звуки или различать их помогает живому организму, объективно не зависящему от их наличия или отсутствия (звук нельзя есть, пить и т. д.), найти источник питания или избежать смертельной опасности.

Благодаря способности органов чувств и головного мозга, активно опережая, отражать внешние объекты в форме психики, появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Таким образом, к

основным функциям психики относятся:

1. Отражение, создающее образ среды, где функционируют живые существа. Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, отражение имеет объективный и субъективный аспекты. «Объективно» отражение означает двигательное реагирование на данный агент, а субъективно оно проявляется во внутреннем ощущении (переживании) агента.

2. Ориентация во внешней среде (осознание человеком своего места в окружающем мире).

3. Удовлетворение потребности в контактах со средой (регуляция поведения и деятельности). Контакты, в свою очередь, являясь своего рода обратной связью, дают представление о правильности отражения.

Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания относительно стабильного состава внутренней среды. Организм постоянно регулирует объем питательных и минеральных веществ и жидкости. В случае необходимости в чем-либо, что поддерживает нормальную жизнь и развитие организма, возникает особое состояние, именуемое потребностью (главная движущая сила любого поведения). Потребности подразделяются на физиологические и социальные.

Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. Такими потребностями обладают и все животные. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).

В определенный период времени преобладающей является только одна какая-либо потребность, а другие находятся в подчиненной позиции. Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Прежде ученые включали в процессы жизнедеятельности только усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение и т. д. Теория Леонтьева позволяет расширить эти границы, включив в них активность, «вставленную» между актуальной ситуацией и обменом веществ, или так называемым биологическим витальным актом. Эта активность позволяет обеспечить биологический результат в условиях, объективно не позволяющих ему реализоваться сразу. Животные могут мигрировать в поисках водопоя, а растения не способны перебраться на другой, более солнечный берег. У растений нет психики. При этом практически все животные демонстрируют сигнальное поведение, что дает основание для вывода о наличии у них психики.

Психика, под которой понимается внутренний мир человека, включающий в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю, оказывает серьезное воздействие на поведение индивида. Таким образом, поведение человека следует рассматривать как единство психических и физиологических процессов. Оно складывается из наследственно закрепленных реакций и привычек, а также навыков, приобретенных в течение жизни в процессе обучения и воспитания.

Для дальнейшего объяснения связи психики и поведения необходимо ввести несколько понятий.

Раздражимость – это «способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия». Даже корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, содержащимся в почве (соприкасаясь с ними, корни начинают всасывать «пишу»). В отличие от «отражения» раздражимость не имеет субъективного аспекта.

Чувствительность – это «способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами».

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы являются более простыми. Они закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции. При переходе к описанию более сложных форм врожденного поведения мы сталкиваемся с инстинктами, которые вместе с безусловными рефлексами образуют наследственную программу поведения. При этом отметим, что врожденная программа поведения не дает гарантии выживания, приспособления каждого живого организма к постоянно изменяющимся условиями внешнего мира. Организму требуется собственный, индивидуальный опыт, который формируется под влиянием и на основе приобретенной программы поведения, базирующейся на условных рефлексах и навыках.

Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни, чему способствует образование временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы.

Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.

Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение. Первое является реакцией на сильный посторонний раздражитель, который не связан с выработанным условным рефлексом, а второе (известно также как угасание) возникает, когда в течение длительного срока отсутствует подкрепление безусловным раздражителем. Следовательно, условные рефлексы и навыки, не имеющие для человека жизненно важного значения, не востребованные им и не подкрепляемые, начинают угасать, а на их месте зарождаются и развиваются другие формы поведения.

В процессе практической деятельности важнейшие человеческие качества приобретает восприятие и его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Ребенок, манипулируя объемными, близлежащими и удаленными предметами, открывает, что предметы и пространство имеют ширину, высоту, глубину. Благодаря этому человек учится воспринимать и оценивать формы.

С деятельностью связано и воображение: человек представляет или воображает, что когда-либо выступало в опыте, было элементом, условием какой-либо деятельности.

Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти (структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и т. д.).

Некоторые формы мышления идентичны практической деятельности (так называемое практическое мышление). Более развитые формы – образное и логическое мышление – выступают в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Для определения еще одного вида деятельности, связанного с психикой, используется словосочетание «речевая деятельность», которая является высшей функцией центральной нервной системы, важным механизмом интеллектуальной деятельности человека и формой общения людей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Взаимосвязь психики и организма человека

Психика и организм» человека – неразрывные связанные между собой понятия. Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия. Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.

Так, например, в младенчестве требуется эмоциональное общение, в дошкольном возрасте важны предметные действия и эмоциональный контакт со взрослыми, в школьном приоритет отдается учебе, в подростковом возрасте большое значение имеет общение со сверстникам и участие в общественной деятельности, в юности ведущую роль в жизни играет учебно-профессиональная деятельность.

Доказать, что «психика с организмом» взаимосвязаны несложно. Когда человек получает сигнал об опасности, повышается уровень адреналина в крови, сердцебиение учащается, сознание быстро начинает диктовать, что в этот момент следует предпринять. В этом и проявляется влияние психики на процессы, протекающие в человеческом организме. Организм также оказывает влияние на психику, например, дефицит витаминов в организме вызывает состояние депрессии.

В психологии имеется такое понятие, как «свойства психики». К этим свойствам относятся определенные качества личности, характер, темперамент. Так, у одних людей в характере заложены такие черты, как вежливость, ответственность, доброта, искренность, дружелюбность и т.д. У других может в большей степени проявляться эгоизм, хладнокровие, слабохарактерность и другие. Но это совсем не говорит о том, что один человек «соткан» из одних лишь положительных черт, а другой из отрицательных. В человеке могут быть заложены и положительные, и отрицательные качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.

Развитие психики происходит на всех этапах формирования личности. При этом наблюдается изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Структура психики включает в себя психические процессы, состояния и свойства.

Состояние психики

Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер. Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает. Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.

Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:

  • Сон;
  • Вдохновение;
  • Транс;
  • Аффект;
  • Реакции;
  • Напряженность;
  • Настроение;
  • Усталость;
  • Страх;
  • Голод.

К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:

  • Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
  • Убийства;
  • Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
  • Нечленораздельную речь;
  • Беспричинный громкий смех.

При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.

Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).

Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма. Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия. Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.

Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме. Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости. Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.

перейти наверх

Особенности психики и строения организма

Психологические исследования показали, что специфика психики и протекание психических процессов в организме зависит от пола человека. Так, мужчины выступают в роли преобразователей мира, могут, как создавать, так и разрушать его. Нередко именно представители мужского пола являются новаторами, исследователями, создателями чего-то нового. В большей степени это обусловлено физическими качествами: ростом, длиной конечностей, наличием мышц, физической силой, большим весом, грубой кожей и другими особенностями, которые позволяют выполнять физические нагрузки, преобразовывать внешний мир.

Первоначальная функция женщин – сохранение человеческой жизни и продление человеческого рода, поэтому представительницы женского пола стремятся достичь успеха в семье и обществе, сгладить конфликты, поддержать начинания мужа. Для женщин свойственно особое строение тела: округлость форм, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища над конечностями, наличие жировой ткани на боках, бедрах, эстетичность внешнего вида. Эти особенности влияют на деторождение и вскармливание младенца. Привлекательность женщины играет важную роль в интимных отношениях и в итоге в продолжение рода.

Из всего вышесказанного следует вывод: «организм и психика» неразрывно связаны между собой и развиваются параллельно по мере деятельности человека, учения и общения с окружающими.

psytheater.com

Психика и организм человека. Влияние психики на организм. Связь между ними.

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит. Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь.

Психика и организм человека

Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются. Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей:

  1. Младенчество – эмоциональное общение.
  2. Раннее детство – предметная деятельность.
  3. Школьный возраст – учение.
  4. Возраст подростка – общение со сверстниками и участие в деятельности, носящей общественно – полезный характер.
  5. Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.

Влияние психики на организм. Связь организма и психики.

Теперь поговорим о характеристиках, которые связаны с психикой и с организмом, конечно же:

Психические свойства. К ним относятся черты характера, темперамент, способности, личностные качества. Теперь, чтобы вам было понятно, о чем, все-таки, идет речь, все рассмотрим на примерах и списочках.

Примеры характерных черт:

  1. Альтруистичность.
  2. Вежливость.
  3. Заботливость.
  4. Женственность.
  5. Загадочность.
  6. Коллективизм.
  7. Самостоятельность.
  8. Чувствительность.
  9. Целеустремленность.
  10. Чистоплотность.
  11. Юмористичность.
  12. Уравновешенность.
  13. Эрудированность.
  14. Усидчивость.
  15. Эгоистичность.
  16. Добросердечность.
  17. Хладнокровие.
  18. Слабохарактерность.
  19. Сообразительность.
  20. Организованность.

Качества личности, присущие лидерам:

  1. Уважение себя и других.
  2. Отличная память.
  3. Здравомыслие.
  4. Порядочность.
  5. Требовательность.
  6. Грамотность.
  7. Креативность.
  8. Трудолюбие.
  9. Нацеленность на результат.
  10. Ответственность за собственные слова.
  11. Прямолинейность.
  12. Открытость.
  13. Откровенность.

Темперамент – это сочетание определенных свойств и качеств личности. Есть четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Холерик быстро раздражается, легко обижается. В нем море активности и страсти, эмоциональности, мыслей и идей. Он очень общительный и жизнерадостный.

Сангвиник – более спокойный человек, уравновешенный, неконфликтный. У него не такая быстрая реакция на окружающий мир, как у холерика, но общительность в нем присутствует практически в такой же степени. В нем много организованности и выдержки, терпения и рассудительности.

Флегматик – малоподвижный, медлительный, осторожный. В нем часто живут фобии (страхи), даже если они ничем особенным «не обозначены.

Меланхолический тип темперамента характеризуется постоянный пессимизмом, недовольством всем на свете, плаксивостью и ранимостью. Но это не означает, что они – неинтересные и совсем скучные люди: темпераменты так же отличаются разнообразностью, как и человек.

Психологи уверены, что «чистейших» типов темперамента не бывает. Просто есть какая-то «доминированность» одного из них. Тогда появляются сочетания «флегматик – сангвиник», «холерик – меланхолик». Они, сочетаясь, будто «дополняют» друг друга друг другом. Не взирая на такую «словесную игру», все получается достаточно серьезно.

Стоит заметить и отметить: не нужно, всецело, верить темпераментным характеристикам. Типы темперамента – как гороскопы и приметы: где-то совпадают и «совершаются» (сбываются), а где-то – только частично.

Если «жить» только примеркой черт и качеств, жизнь станет скучной и очень нудной. Разнообразие должно присутствовать во всем (хотя бы по возможному минимуму). Никто никогда не накладывал человеку запрет на веру во что-либо: если люди верят, никому не навредив при этом, то ничего плохого, в вере, нет. А темперамент и гороскопы не предусматривают какое-либо «вредительство», угрожающее социуму.

Активность – еще одна характеристика психики и ее процессов. Она характеризует труд, деятельность, действия человека.

Психика и человек

Состояние психики:

  1. Аффект.
  2. Вдохновение.
  3. Сон.
  4. Транс.
  5. Голод.
  6. Страх.
  7. Усталость.
  8. Реакции.
  9. Настроение.
  10. Напряженность.

Психика – связующее звено организма человека с окружающей средой. Следовательно, под влиянием среды индивид (человек) и формируется.

«Переплетение» организма, психики и внешнего мира дает нам уникальную возможность увидеть, как «создает» себя человек, как он развивается, на что он способен, чем дышит и живет что умеет.

Благодаря миру, человек общается с себе подобными, обменивается опытом, учит и учится. Человек работает, развлекается, грустит, радуется, плачет и смеется…. И он знает, почему входит в то или в иное состояние. Всему есть свои объяснения и причины.

Если человек неадекватно как-то себя ведет, это является поводом для тревог. Неадекватное поведение это:

  1. Беспричинное избиение людей.
  2. Убийства.
  3. Раскачивания на стуле, странные покачивания головой.
  4. Произнесение непонятных звуков.

В случаях девиантности (отклонения от норм), можно уже говорить не о состояниях психики, а об ее серьезных отклонениях. Они (отклонения) могут появиться не с самого рождения, а могут стать следствием какой-либо травмы или болезни. Бывает, что психика нарушается из-за какого-либо потрясения (смерть матери, пропажа близкого человека, разорение или банкротство).

Пример. Один мальчик, из общеобразовательной школы, был обыкновенным ребенком, неплохо учился. Через восемь лет обучения он стал как-то странно себя вести: раскачивался на стуле, сидя за партой, как-то дико хохотать…. Все произошло само по — себе. Никто до сих пор не знает истинных причин того, что с ним произошло.

Мама мальчика, который купался в речке и утонул (его схватила судорога) сошла с ума. Ей постоянно мерещился голос сына, который звал ее и просил о помощи. Спасть она вообще не могла: ее мучили кошмары, которые тоже были связанны с сыночком.

У одной женщины умер муж. Она так переживала его кончину, что, на почве волнений, ее определили в психиатрическую лечебницу, хоть и признали абсолютно вменяемой: она утверждала, что каждую ночь, после полуночи, ее муж навещает ее, и рассказывает, что есть в потустороннем мире и чем он отличается от земного. Кто знает, может и есть, в этом во всем какая-то частичка правды. Но люди (очень многие) верят только в то, что они успели или смогли увидеть своими собственными глазами.

Следуем далее по теме:

Расстройство психики.

Как влиять на психику человека? Различные методы психологического влияния.

sunhi.ru

Психика и организм

Психика и организм человека неразрывно связаны и имеют влияние друг на друга. Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями. Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни. В этом и выражается взаимосвязь психики и организма.

Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.

Психика и организм в психологии

Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин. Например, мужчины выделяются хорошей координацией движений, а также пониманием математики. Что касается женщин, то у них ярко выражена социальная ориентация, скорость восприятия и память.

Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности. В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.

Влияние психики на организм и здоровье человека

Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.

Ученые длительное время проводили исследования влияния психики на внутренние органы человека. Эксперименты показали, что в состоянии гипноза можно изменить количество и состав желудочного сока, повлиять на состояние кровеносных сосудов и др.

 

womanadvice.ru

Психика и организм: взаимосвязь и особенности проявления

Психика и организм человека (и животных) неразрывно связаны, и это подтверждается тем, что без мозга она не может существовать, т.к. она – способность мозга получать разную информацию об окружении, она формирует реакцию на эти данные – наше поведение.

Работа психики происходит только во время активной деятельности человека, в процессе которой она может корректироваться: совершенствоваться, усложняться. Она напрямую зависит от мозга: чем сложнее он устроен, тем выше психические способности. Именно поэтому между психикой животного и человека есть такая большая разница: многие ощущения, чувства, эмоции, доступные людям, для животных остаются недостижимыми.

Прямая связь психики и мозга позволяют нам определить, что психика и организм взаимозависимы: так, когда человек получает сигнал об угрозе (а уровень опасности и то, что нужно предпринять в этот момент, определяется с помощью психики и зависит от ее структуры), то уровень адреналина в крови повышается, учащается сердцебиение и человек готов к быстрой мобилизации. Т.е. здесь проявляется прямое влияние психики на процессы в организме человека. Но организм и его состояние также влияет на психику с помощью мозга: например, недостача витаминов группы В способна ввести человека в состояние депрессии, когда он будет давать негативные оценки окружающим его явлениям, которые на самом деле нейтральны.

Формы проявления психики

Теперь рассмотрим формы ее проявления. Как стало известно, чем сложнее структура мозга, тем шире возможности психики. Выделяют три основных категории, с помощью которых можно определить особенности психики человека:

Во-первых, мы можем видеть проявление психики по состояниям: например, устойчивому интересу, творческому подъему, апатии, депрессии и т.д. Психических состояний много, они возникают из совокупности физиологических и внешних факторов. Например, при взаимодействии с другим человеком мы можем наблюдать, как возникают эмоции негативного или позитивного характера, они же погружают нас в определенное состояние. Из-за того, что человеческая психика сложна, чаще всего эти состояния формируются с помощью многих факторов.

Свойства личности – еще одно проявление психики. Это направленности, темперамент, характер и способности. Они формируются под влиянием многих факторов, и это еще один пример, насколько тесно взаимосвязаны психика и организм: давно доказано, что химический состав человека, группа крови прямо влияет на его темперамент. Так, холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники отличаются не только реакциями, внешностью и строением тела, но и предрасположенностью к разным заболеваниям, что говорит об отличии в строении каждого типа. Также на направленности человека влияют и внешние факторы: воспитание, характер взаимодействия с другими людьми.

И, наконец, третья категория форм проявления психики – психические процессы. Они, в свою очередь, делятся на два типа:

  • познавательные;
  • эмоционально-волевые.

Человек познает окружающую действительность с помощью органов чувств, а информация, поступающая от них, обрабатывается мозгом и «оценивается» психикой. Так люди испытывают ощущения, у них есть восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание. С помощью этих «инструментов» они проявляют свои психические способности.

Помимо участия в «информационной» деятельности, психика участвует в формировании эмоционально-волевой сферы, с помощью которой и проявляется. Каждый человек обладает волевыми качествами, которые развиты в разной степени. Они – признак психических возможностей, и чем более развита воля, тем, естественно, они шире. Чувства - также признак психики и одновременно форма ее проявления. Существует множество оттенков чувств, и некоторые испытывали их, а некоторые нет из-за того, что психика еще не имеет такой сложной структуры, какую требую эти чувства. Например, одно из самых сложных чувств любовь: кто-то влюбляется, но это не затрагивает «глубинные слои» его личности, а другой, когда влюбляется, то испытывает очень сложный «коктейль» чувств, который оставляет большой отпечаток на его личности. Именно поэтому можно часто услышать разговоры о том, что любви нет: те, кто так говорит, еще не могут ее испытать так сильно, как представляют.

Таким образом, психика и организм тесно связаны и развиваются параллельно, по мере деятельности человека: с помощью познания и взаимодействия с окружением.

fb.ru

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики

К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации полноценной человеческой деятельности человеку необходимы психические процессы, которые выступают как ее неотъемлемые внутренние факторы.

Наиболее широкое распространение получила признанная большинством отечественных исследователей теория А. Н. Леонтьева, предложившего рассматривать в качестве объективного критерия психики способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Благодаря способности органов чувств и головного мозга активно опережая отражать внешние объекты в форме психики появляется возможность выполнять действия, адекватные свойствам этих объектов, а следовательно, выживать. Основные функции психики:

1) отражение;

2) ориентация во внешней среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с ней.

Физиологические потребности проявляются в связи с необходимостью обеспечивать жизнедеятельность организма, удовлетворять его потребности в кислороде, пище, воде, тепле и т. д. У человека значительную роль играют социальные потребности, связанные с поведением в обществе (потребность работать, учиться, творить и т. д.).

Удовлетворение преобладающей потребности называется поведением. Решающее воздействие на поведение индивида оказывает психика – внутренний мир человека, который включает в себя его ощущения и восприятие, память и представления, мышление и фантазии, чувства и волю. Поведение человека определяется как единство психических и физиологических процессов.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Рефлекс – основная форма деятельности нервной системы. Выделяют условные и безусловные рефлексы. Безусловные (прирожденные) рефлексы закономерно возникают в ответ на раздражение, имеют непосредственное значение и постоянные наследуемые реакции.

Условные рефлексы вырабатываются на протяжении индивидуальной жизни.

Навыками называют автоматизированные действия, благодаря которым человек осваивает новые двигательные умения и вырабатывает другие формы поведения.

Благодаря торможению организм может изменить свое поведение, чтобы адаптироваться к текущим условия в постоянно изменяющейся среде. Выделяют внешнее и внутреннее торможение.

Деятельность человека в еще большей степени связана с памятью, причем одновременно с двумя ее основными процессами: запоминанием и воспроизведением. Запоминание представляет особого рода мнемическую деятельность, которая осуществляется в повседневной жизни и включает в себя действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его сохранению в памяти.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Лекция 2. Психика и организм

метки: Воздействие, Биологически, Развитие, Живой, Психический, Свойство, Отражение, Понятие

ВОПРОСЫ:

  1. НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ (НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)
  2. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.
  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  4. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ :из хрестоматии под ред. Петровского А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ (МАТЕРИАЛЫ 18 МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 4 — 11 АВГУСТА 1966 ГОДА, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ («ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — М., 1974, С. 5 — 20)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА.
  • ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ У ЧЕЛОВЕКА.
  • ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОВЕДЕНИЯ.

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ — (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ) - ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ (КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ) — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ, ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ), ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

4 стр., 1985 слов

4-Определение психики. Понятие психического отражения

... активных воздействий человека на среду. Определение психики по Гальперину П.Я. Психика — особое ... психики. Понятие психического отражения. Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности ... процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия. б)второй вид отражения на ...

Вопрос 1. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики (на самостоятельное изучение)

Вопрос 2. Понятие психики, этапы развития психики.

СЕГОДНЯ МЫ ПОСТАРАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ : ПОЧЕМУ И КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ПСИХИКА — ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЕЙ КАК НАУКОЙ. ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ.

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ: ПСИХИКА — СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АКТИВНОМ ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОМ ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО БЫТИЯ И В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ ОТРАЖЕННОГО И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА. СОГЛАСНО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ, ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ, ДОСТИГНУТЫЙ ЕЮ. ЕСТЬ ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО УЖЕ ПРОСТЕЙШИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ — ОДНОКЛЕТОЧНЫМ- СВОЙСТВЕННЫ БЛИЗКИЕ К ПСИХИКЕ ЯВЛЕНИЯ, А ИМЕННО: СПОСОБНОСТЬ К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ СОСТОЯНИЙ И ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ, А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ И СПОСОБНОСТЬ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ НАУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЧНЫЕ, ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАТЕРИАЛИСТОВ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ НАМНОГО ПОЗДНЕЕ ТОГО, КАК НА ЗЕМЛЕ ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ. ПОНАЧАЛУ ЖИВОЕ ОБЛАДАЛО ЛИШЬ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И САМОСОХРАНЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СОБСТВЕННОГО РОСТА И РАЗМНОЖЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ, УЖЕ НА УРОВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, К НИМ ДОБАВИЛИСЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К НАУЧЕНИЮ.

8 стр., 3717 слов

Развитие психики в процессе биологической эволюции

... Развитие психики в онтогенезе 2.1 Периодизация психического развития Развитие психики в онтогенезе - это процесс эволюции ... Развитие психики в филогенезе 1.1 Основы психики: чувствительность и восприятие Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых ... . Вторая сигнальная система - это система обобщённого отражения окружающей ...

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛИСЬ 2 — 3 МИЛЛИАРДА ЛЕТ НАЗАД, СНАЧАЛА В ВИДЕ ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ХИМИЧЕСКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ И ПРОСТЕЙШИХ ЖИВЫХ КЛЕТОК. ОНИ ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

ПОЗДНЕЕ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ВЫДЕЛИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ. ЭТО — НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ПО МЕРЕ ЕЕ УСЛОЖНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШЛО РАЗВИТИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И ИЕРАРХИЗАЦИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОСПРИЯТИЕ, ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ.

УСЛОЖНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛУЖИЛО ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. УСЛОЖНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЕ ПОТРЕБОВАЛО ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА: ПОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ МИР, ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ, А ИМЕННО: ЧТОБЫ У ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЯВИЛАСЬ СЛОЖНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШИЕ УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ЯВИЛОСЬ ВАЖНЫМ СТИМУЛОМ К РАЗВИТИЮ.(ТАКОВА ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ).

2. В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ИДЕАЛИСТОВ: ПСИХИКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВОМ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ ЕЁ РАЗВИТИЯ. ОНА, КАК И МАТЕРИЯ, СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. ТАК ЖЕ, КАК В ПРЕОБРАЗОВАНИИ (С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ) МАТЕРИАЛЬНОГО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ ФОРМЫ (ПОТОМУ ТАКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И НАЗЫВАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ), В ЭВОЛЮЦИИ ИДЕАЛЬНОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) МОЖНО ОТМЕТИТЬ СВОИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ, ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ.

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КОМУ ПРИСУЩА ПСИХИКА (СРАЗУ ОТМЕЧУ, ЧТО РАССМАТРИВАТЬ ИХ СТОИТ ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕ ДИСКУССИОННЫХ ГИПОТЕЗ, А НЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ) :

  • АНТРОПОПСИХИЗМ (ДЕКАРТ) — ПСИХИКА ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ,
  • ПАНПСИХИЗМ (ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ) — ВСЕОБЩАЯ ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ПРИРОДЫ, ВСЕЙ ПРИРОДЕ, ВСЕМУ МИРУ ПРИСУЩА ПСИХИКА (И КАМНЮ В ТОМ ЧИСЛЕ),
  • БИОПСИХИЗМ — ПСИХИКА — ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ПРИСУЩЕ И РАСТЕНИЯМ),
  • НЕЙРОПСИХИЗМ (Ч. ДАРВИН) — ПСИХИКА СВОЙСТВЕННА ТОЛЬКО ОРГАНИЗМАМ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,
  • МОЗГОПСИХИЗМ (К.К. ПЛАТОНОВ) — ПСИХИКА ТОЛЬКО У ОРГАНИЗМОВ С ТРУБЧАТОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ, ИМЕЮЩИХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ПРИ ТАКОМ ПОДХОДЕ, У НАСЕКОМЫХ ПСИХИКИ НЕТ, Т.К. У НИХ УЗЕЛКОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, БЕЗ ВЫРАЖЕННОГО ГОЛОВНОГО МОЗГА)
  • ГИПОТЕЗА А.Н. ЛЕОНТЬЕВА — КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБНОСТИ РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ. КРИТЕРИЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ ВНЕШНЕГО ЛИ ВНУТРЕННЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПСИХИКА ВОЗНИКЛА ПОТОМУ, ЧТО ОНА ОКАЗАЛАСЬ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

5 стр., 2404 слов

Психика и ее развитие 2

... ряд этапов : Рис. 2 . Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб ... ; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе ...

ЗНАЧИТЕЛЬНО ТРУДНЕЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС : КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ? ЗДЕСЬ МЫ ТОЖЕ ПОПАДАЕМ В ОБЛАСТЬ ТОЛЬКО ГИПОТЕЗ.

СОГЛАСНО ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, ТОЛЧКОМ К ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) МОГ ПОСЛУЖИТЬ ПЕРЕХОД ОТ ЖИЗНИ В ОДНОРОДНОЙ, ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ К СРЕДЕ ДИСКРЕТНЫХ, ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ. ВОТ КАК ОН ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭТОГО ПРОЦЕССА .

ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ СУЩЕСТВОВАЛИ В ГОМОГЕННОМ РАСТВОРЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, С КОТОРЫМИ ОНИ БЫЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ. ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ИМ БЫЛО ДОСТАТОЧНО ПРОСТОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ. УЖЕ НА СТАДИИ РАЗДРАЖИМОСТИ КАКИЕ-ТО СВОЙСТВА МО7ГЛИ ПРИОБРЕТАТЬ ДВОЯКУЮ ФУНКЦИЮ: НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ И СИГНАЛИЗАЦИИ О ДРУГОМ ЖИЗНЕННО ВАЖНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ МОГ СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ СРЕДЫ НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫМИ САМИ ПО СЕБЕ. ОДНАКО ОРГАНИЗМ ПРОДОЛЖАЛ РЕАГИРОВАТЬ НА НИХ КАК НА СИГНАЛЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. ЭТО И ОЗНАЧАЛО ПОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

9 стр., 4217 слов

Направленность личности: потребности, мотивы и цели

... мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения. В психологии мотив обозначается: 1) как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ... основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. Проблема направленности личности нашла отражение в трудах ... и направленности личности на современном этапе развития психологической мысли может дать ...

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОЯТНО, ПОЯВИЛАСЬ НА БАЗЕ РАЗДРАЖИМОСТИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ОНА ОЗНАЧАЛА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП ОТРАЖЕНИЯ, Т.К. ВМЕСТЕ С НЕЙ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ СРЕДЫ.

ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО ПОЯВИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЭТОТ ТИП ОТРАЖЕНИЯ МОГ ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ, ГДЕ СУЩЕСТВОВАЛА УСТОЙЧИВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ. ТАКУЮ УСТОЙЧИВУЮ СВЯЗЬ И ОБЕСПЕЧИВАЛА ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННАЯ СРЕДА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ :

  1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ «ПСИХИЧЕСКОЕ» МОЖНО ТОЛЬКО ИЗ АНАЛИЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.
  2. ПСИХИКА КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ЛИШЬ НА ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ГОМОГЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ К ДИСКРЕТНОЙ.
  3. МЕХАНИЗМ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ДОПСИХИЧЕСКИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ К ПСИХИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРЕЖАЮЩИМ ОТРАЖЕНИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ - ФУНКЦИЯ ОПЕРЕЖАЕТ ОТРАЖЕНИЕ :

ВО ВНЕШНЕЙ УПОРЯДОЧЕННОЙ СРЕДЕ СОБЫТИЕ А1 ПРЕДШЕСТВУЕТ СОБЫТИЮ А2. В СИЛУ ТОГО, ЧТО СУБЪЕКТ S НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ, СОБЫТИЕ А1 ВЫЗЫВАЕТ В ОРГАНИЗМЕ СОСТОЯНИЕ а1. В СИЛУ УПОРЯДОЧЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РЯДА, ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СОСТОЯНИЙ. И ПРИ ЭТОМ СОСТОЯНИЕ а1 ПРЕДШЕСТВУЕТ СОСТОЯНИЮ а2. НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ СОБЫТИЕ А1 ЕСТЬ, СОБЫТИЕ А4 ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛО, А СОСТОЯНИЕ а4 УЖЕ ЕСТЬ.

А1 → А2 → А3 → А4

↓ ↓ ↓ ↓

а1 → а2 → а3 → а4

Этапы развития психики

(ПО А.Н. ЛЕОНТЬЕВУ «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»)

2 стр., 940 слов

Характеристика поведения и психического отражения на стадии сенсорной психики

... в поведении: их деятельность фактически уже определяется воздействием со стороны отдельных вещей (пища, преграда), а отражение действительности остается у них отражением отдельных ее свойств ... психического отражения на данной стадии. Животное отражает лишь отдельные свойства окружающего мира, он отражает их субъективно, в виде ощущений – элементарная сенсорная психика (паук ...

1 ЭТАП : ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ (ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) — СПОСОБНОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СВОЙСТВ СРЕДЫ (ЭТА СПОСОБНОСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ К ОЩУЩЕНИЮ) И ЕГО ПОВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВРОЖДЕННЫМИ ИНСТИНКТАМИ (ПИТАНИЯ, САМОСОХРАНЕНИЯ, РАЗМНОЖЕНИЯ И Т.П.) Т.О. ПЕРВИЧНОЙ (ГЕНЕТИЧЕСКИ ИСХОДНОЙ) ФОРМОЙ ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОЩУЩЕНИЕ. В ОЩУЩЕНИИ ОТРАЖАЮТСЯ САМЫЕ ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВНЕШНЕГО ОБЪЕКТА

ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ЗРИТЕЛЬНАЯ, СЛУХОВАЯ, ТАКТИЛЬНАЯ, ВКУСОВАЯ, ОБОНЯТЕЛЬНАЯ, ТЕМПЕРАТУРНАЯ, И ДР.

2 ЭТАП: ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫМИ В ВИДЕ ЦЕЛОСТНЫХ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ — ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ (ВОСПРИЯТИЕ) ПСИХИКИ. ЖИВОТНОЕ СПОСОБНО ОБУЧАТЬСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО ПРИОБРЕТЕННЫЕ НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ.

3 ЭТАП: ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СПОСОБНОСТЬЮ ЖИВОТНОГО ОТРАЖАТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, ОТРАЖАТЬ СИТУАЦИЮ В ЦЕЛОМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЖИВОТНОЕ СПОСОБНО ОБХОДИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ, «ИЗОБРЕТАТЬ» НОВЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ДВУХФАЗНЫХ ЗАДАЧ, ТРЕБУЮЩИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СВОЕГО РЕШЕНИЯ. ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ФОРМУ ОТРАЖЕНИЯ В ФОРМЕ ИНТЕЛЛЕКТА МОЖНО ОТМЕТИТЬ ДАЖЕ У КРЫС. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НОСЯТ ДЕЙСТВИЯ МНОГИХ ХИЩНИКОВ, НО В ОСОБЕННОСТИ — ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ДЕЛЬФИНОВ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НЕ ВЫХОДИТ ЗА РАМКИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ НАГЛЯДНОЙ СИТУАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ОТРАЖЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЦЕЛОМ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

ИНСТИНКТЫ — ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ СРЕДЫ

НАВЫКИ — ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОПЫТЕ ЖИВОТНЫХ

14 стр., 6817 слов

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения

... природы потребностей человека необходим для познания общественной жизни. Потребность - глубинная побудительная сила человеческой деятельности. Через потребности человек привязан к внешнему миру, зависим от него. Потребности человека - ... сменяется в антропоцентризме Манетти всемирным утверждением активности человека. Качеством, высоко поднимающим человека над животным миром и сближающим его с Богом, ...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Детерминация психического отражения

  1. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИВОТНОГО ВЫЗЫВАЕТ
  2. ИЗМЕНЕНИЕ СТРОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНОГО СОЗДАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ
  3. ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНОВ И ФУНКЦИЙ ПРИВОДИТ
  4. ВОЗНИКНОВЕНИЮ БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ.

ВЫВОД: КАКОВО ОБЪЕКТИВНОЕ СТРОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНОГО, ТАКОВА И ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Вопрос 3: психологический анализ деятельности

ЛЮБОЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ ОБЛАДАЕТ АКТИВНОСТЬЮ. АКТИВНОСТЬ — РОДОВАЯ КАТЕГОРИЯ. ВЕЩЕСТВО ОТ СУЩЕСТВА ОТЛИЧАЕТСЯ НАЛИЧИЕМ АКТИВНОСТИ (ВЕЩЕСТВО ПАССИВНО).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ И РЕГУЛИРУЕМАЯ СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ

КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. НАПРАВЛЕННОСТЬ. (ТО, НА ЧТО ОНА НАПРАВЛЕНА, НАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  2. ПРЕДМЕТНОСТЬ (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ЕЕ ПОДЛИННЫЙ МОТИВ.

СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  1. МОТИВ — ТО, ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ПРЕДМЕТ
  3. ЦЕЛЬ — СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕПЕРЬ НЕОБХОДИМО ОБСУДИТЬ: А ОТКУДА БЕРУТСЯ ЦЕЛИ? ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОБИВАТЬСЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ?

ДЛЯ ОТВЕТА НА ЭТИ ВОПРОСЫ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ТАКИМ ПОНЯТИЯМ, КАК ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ.

ПОТРЕБНОСТЬ — ЭТО ИСХОДНАЯ ФОРМА АКТИВНОСТИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛУЧШЕ НАЧАТЬ С ИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ФОРМ.

В ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОЗНИКАЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТИВНОЙ НЕХВАТКОЙ ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОТ ЭТИ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ НУЖДЫ ОРГАНИЗМА ЧЕМ-ТО, ЧТО ЛЕЖИТ ВНЕ ЕГО И СОСТАВЛЯЕТ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕГО НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, И НАЗЫВАЮТСЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

ТАКОВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ, ПИЩЕ, КИСЛОРОДЕ. КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ПОТРЕБНОСТЯХ, С КОТОРЫМИ РОЖДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, ТО К ЭТОМУ СПИСКУ НЕОБХОДИМО ЕЩЕ ДОБАВИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В КОНТАКТАХ С СЕБЕ ПОДОБНЫМИ(И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СО ВЗРОСЛЫМИ ИНДИВИДАМИ) И ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНЕШНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ИЛИ, ГОВОРЯ С ШИРОКОМ СМЫСЛЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. ОБЕ ЭТИ ПОТРЕБНОСТИ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ У РЕБЕНКА ОЧЕНЬ РАНО, БУКВАЛЬНО В ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ.

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К СВЯЗИ ПОТРЕБНОСТИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

ЗДЕСЬ СРАЗУ НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛИТЬ 2 ЭТАПА В ЖИЗНИ КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ.

1 ЭТАП — ПЕРИОД ДО ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ С ПРЕДМЕТОМ, КОТОРЫЙ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ПОТРЕБНОСТЬ,

2 ЭТАП — ПОСЛЕ ЭТОЙ ВСТРЕЧИ.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПОТРЕБНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПОИСКЕ ПРЕДМЕТА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ, ПЕРЕБОРЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

В МОМЕНТ ВСТРЕЧИ ПОТРЕБНОСТИ С ПРЕДМЕТОМ ПРОИСХОДИТ ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. ПРОЦЕСС «УЗНАВАНИЯ» ПОТРЕБНОСТЬЮ СВОЕГО ПРЕДМЕТА ПОЛУЧИЛ НАЗВАНИЕ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ, Т.К. В АКТЕ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ РОЖДАЕТСЯ МОТИВ. МОТИВ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОТРЕБНОСТИ ИЛИ ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ.

ВАЖНО ОСОЗНАТЬ, ЧТО САМИМ АКТОМ ОПРЕДМЕЧИВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ МЕНЯЕТСЯ, ПРЕОБРАЗУЕТСЯ. ОНА СТАНОВИТСЯ УЖЕ ДРУГОЙ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ, ПОТРЕБНОСТЬЮ ИМЕННО В ДАННОМ ПРЕДМЕТЕ. И ТЕПЕРЬ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОБИРАЮТСЯ ВОКРУГ ЭТОГО ПРЕДМЕТА, А ЭТО — ТИПИЧНЫЙ ПРИЗНАК МОТИВА. ВЕДЬ СОГЛАСНО ЕЩЕ ОДНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ, МОТИВ — ЭТО ТО, РАДИ ЧЕГО СОВЕРШАЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ. И ВОТ ЭТА СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ ОДНИМ МОТИВОМ, И НАЗЫВАЕТСЯ ОСОБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИЛИ ОСОБЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ. ОБЫЧНО ВЫДЕЛЯЮТ ИГРОВУЮ, ТРУДОВУЮ, УЧЕБНУЮ, ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЕСЛИ МОТИВ И ЦЕЛЬ СОВПАДАЮТ, ТО РЕЗУЛЬТАТ ВЫШЕ. КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СМЕЩЕНИЕ МОТИВА НА ЦЕЛЬ.

ЦЕЛЬ (ПО СПОСОБУ ОПИСАНИЯ) — ОБЪЕКТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. НАИБОЛЕЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ЗАДАЮТСЯ ИЗВНЕ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ РАСШИРЕНИЕ ЕГО ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ, ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ПРИВОДИТ К НОВОМУ ИЗМЕНЕНИЮ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИГРА, УЧЕНИЕ, ТРУД, ОБЩЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ОНА СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ УРОВНЕЙ. ПЕРЕЧИСЛИМ ИХ, ДВИГАЯСЬ СВЕРХУ ВНИЗ :

  1. УРОВЕНЬ ОСОБЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ МОТИВАМИ
  2. УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ (ПРОЦЕСС, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛИ)
  3. УРОВЕНЬ ОПЕРАЦИЙ, ОТРАЖАЕТ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ, СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
  4. УРОВЕНЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ЗДЕСЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. К НИМ ОТНОСИТСЯ РЯД СПОСОБНОСТЕЙ НАШЕГО ОРГАНИЗМА, НАПРИМЕР, К ОЩУЩЕНИЮ, К ДВИЖЕНИЮ, К ОБРАЗОВАНИЮ И ФИКСАЦИИ СЛЕДОВ ПРОШЛЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ. СООТВЕТСТВЕННО ВЫДЕЛЯЮТ: СЕНСОРНУЮ, МОТОРНУЮ, МНЕМИЧЕСКУЮ ФУНКЦИИ. ОНИ ДОСТАЮТСЯ СУБЪЕКТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПРИРОДЫ, ОН НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ИХ ИМЕТЬ.

РАЗЛИЧАЮТ ДЕЙСТВИЯ: СЕНСОРНЫЕ — ДЕЙСТВИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ ОБЪЕКТА, МОТОРНЫЕ — ДВИГАТЕЛЬНЫЕ, ВОЛЕВЫЕ, МНЕМИЧЕСКИЕ (ДЕЙСТВИЯ ПАМЯТИ), ВНЕШНИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ — ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИЛИ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ ВНЕШНЕГО МИРА, УМСТВЕННЫЕ — ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВНУТРЕННЕМ ПЛАНЕ СОЗНАНИЯ.

Вопрос 4: отличие деятельности человека от активности животных

(А.Н. ЛЕОНТЬЕВ «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»)

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТИНКТИВНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ, Т.Е. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДМЕТУ ЖИЗНЕННОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ. (СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННЫМИ)
  2. У ЖИВОТНЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОГО ОБЪЕКТИВНО-ПРЕДМЕТНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
  3. ЖИВОТНЫЕ НЕ ОТДЕЛЯЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ ОТ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ.
  4. ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К СЕБЕ ПОДОБНЫМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ОТНОШЕНИЙ К ДРУГИМ ВНЕШНИМ ОБЪЕКТАМ.
  5. У ЖИВОТНЫХ НЕТ ОБЩЕСТВА, ОБЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ, И ПО ХАРАКТЕРУ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЕГО ПРОЦЕССОВ ПРОИСХОДИТ В ПРЕДЕЛАХ ИХ ИНСТИНКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. У ЖИВОТНЫХ НЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА (У ОБЕЗЬЯН ЕСТЬ ПОДОБИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, НО ОНО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ, А НЕ ОБЪЕКТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ, КОТОРЫЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ В РАЗВИТИИ САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
  7. У ЖИВОТНЫХ НЕТ И САМОГО ТРУДА — ПРОЦЕССА ПО САМОЙ ПРИРОДЕ СВОЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО.

ПЕРЕХОД К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ПЕРЕХОД :

  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ФОРМАМ ЖИЗНИ
  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ОБЩЕСТВЕННОЙ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ, ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВЯЗАН НЕ ТОЛЬКО С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИНЦИПИАЛЬНОГО СТРОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО И ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НОВОЙ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ГЛАВНОЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО С ПЕРЕХОДОМ К ЧЕЛОВЕКУ МЕНЯЮТСЯ И САМИ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕМ ПСИХИКИ :

  • У ЖИВОТНЫХ — ЗАКОНЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ,
  • У ЧЕЛОВЕКА — ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru