Психолог россии: Психологическая газета — регулярное электронное издание | Кто есть кто

Конкурсанты 2022 | Педагог-Психолог России

ФИО

Агеева Марина Сергеевна

Ростовская область

ФИО

Аксенова Анна Викторовна

Челябинская область

ФИО

Амирханова Бэла Магомедовна

Республика Ингушетия

ФИО

Антонова Ольга Тарасовна

Город Москва

ФИО

Антусева Ольга Верославовна

Республика Мордовия

ФИО

Баженов Евгений Анатольевич

Алтайский край

ФИО

Балахонова Анна Степановна

Вологодская область

ФИО

Барбитова Анна Дмитриевна

Ульяновская область

ФИО

Борисова Татьяна Владимировна

Ленинградская область

ФИО

Борчанинова Анна Владимировна

Курганская область

ФИО

Брем Наталья Геннадьевна

Чеченская Республика

ФИО

Бубнова Алиса Александровна

Астраханская область

ФИО

Булыгина Ольга Анатольевна

Чувашская Республика – Чувашия

ФИО

Буровцева Нина Владимировна

Псковская область

ФИО

Ваганова Зарема Госеновна

Республика Дагестан

ФИО

Ведерникова Екатерина Алексеевна

Саратовская область

ФИО

Вековищева Татьяна Васильевна

Рязанская область

ФИО

Верстукова Елена Николаевна

Город Санкт-Петербург

ФИО

Вилейто Светлана Валерьевна

Тверская область

ФИО

Германова Евгения Юрьевна

Республика Карелия

ФИО

Городилова Елена Михайловна

Республика Марий Эл

ФИО

Григорьянц Сергей Русланович

Ставропольский край

ФИО

Гроо Александра Игоревна

Новосибирская область

ФИО

Губенкова Татьяна Александровна

Кемеровская область

ФИО

Гудач Алла Алексеевна

Самарская область

ФИО

Дернов Анатолий Николаевич

Ивановская область

ФИО

Дорожкова Мария Игоревна

Забайкальский край

ФИО

Ермолаева Александра Юрьевна

Республика Татарстан (Татарстан)

ФИО

Естина Ольга Николаевна

Орловская область

ФИО

Заблоцкая Татьяна Леонидовна

Пермский край

ФИО

Зайцева Екатерина Васильевна

Смоленская область

ФИО

Зарубина Ирина Евгеньевна

Республика Коми

ФИО

Звягинцева Елена Васильевна

Новгородская область

ФИО

Зубкова Вилена Артуровна

Оренбургская область

ФИО

Зырянова Анита Викторовна

Тюменская область

ФИО

Извекова Милана Руслановна

Республика Адыгея (Адыгея)

ФИО

Казакова Татьяна Владимировна

Ярославская область

ФИО

Кирбенёва Ирина Владимировна

Владимирская область

ФИО

Королёва Марина Владимировна

Калининградская область

ФИО

Котова Екатерина Сергеевна

Еврейская автономная область

ФИО

Круглова Ольга Анатольевна

Костромская область

ФИО

Крузе Светлана Николаевна

Омская область

ФИО

Кудзаева Ирина Тугановна

Республика Северная Осетия – Алания

ФИО

Кушнарева Наталья Анатольевна

Республика Бурятия

ФИО

Лифенко Ирина Игоревна

Республика Хакасия

ФИО

Мамадалиева Наталья Васильевна

Тульская область

ФИО

Маркова Ольга Игоревна

Свердловская область

ФИО

Минаева Юлия Михайловна

Краснодарский край

ФИО

Морозова Ольга Анатольевна

Амурская область

ФИО

Наваждай Айдаш Владимирович

Республика Тыва

ФИО

Невойт Екатерина Андреевна

Магаданская область

ФИО

Нерадько Ольга Михайловна

Город Севастополь

ФИО

Никитина Оксана Сергеевна

Тамбовская область

ФИО

Николаева Елена Ивановна

Белгородская область

ФИО

Нурисламова Гузалия Ильгисовна

Удмуртская Республика

ФИО

Одиноченкова Ольга Алексеевна

Брянская область

ФИО

Печалина Евгения Сергеевна

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

ФИО

Попова Мария Михайловна

Волгоградская область

ФИО

Попова Наталья Александровна

Архангельская область

ФИО

Попова Олеся Сергеевна

Воронежская область

ФИО

Портнова Ольга Юрьевна

Республика Башкортостан

ФИО

Проказина София Игоревна

Красноярский край

ФИО

Проскурина Анастасия Александровна

Мурманская область

ФИО

Пузикова Инна Александровна

Липецкая область

ФИО

Самотолкова Юлия Сергеевна

Калужская область

ФИО

Семенцова Дарья Васильевна

Республика Алтай

ФИО

Семеняка Лидия Вячеславовна

Иркутская область

ФИО

Славкина Ольга Константиновна

Хабаровский край

ФИО

Чибисова Елена Александровна

Московская область

ФИО

Чимитдоржиева Элеонора Валерьевна

Чукотский автономный округ

ФИО

Чугунова Дарья Александровна

Сахалинская область

ФИО

Чучалова Ольга Николаевна

Томская область

ФИО

Шаланова Оксана Владимировна

Нижегородская область

ФИО

Якель Вероника Ивановна

Ямало-Ненецкий автономный округ

ФИО

Яковлева Изелла Викторовна

Камчатский край

Итоги Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2022»

5 октября завершился Всероссийский конкурс «Педагог-психолог России — 2022».  Участники из 75 субъектов Российской Федерации представили свои регионы. В этом году организатором конкурса выступил Московский государственный психолого-педагогический университет.

Главной идеей Конкурса было объединить специалистов на одной площадке, дать возможность поделиться опытом и перенять его у коллег, узнать о новых возможностях, техниках, подходах, чтобы использовать их на практике.

Организаторы и члены жюри отметили как с каждым годом растет уровень участников. А сами участники с восторгом отзывались о дружественной и  профессиональной атмосфере рабочих встреч. 

Победителем Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2022» стала Попова Олеся Сергеевна , педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 198», город Воронеж. 

Второе место заняла Татьяна Борисова, педагог-психолог детского сада № 18 поселка Сосновый Бор (Ленинградская область), на третьем месте – Айдаш Наваждай, педагог-психолог школы № 8 города Кызыла (Республика Тыва).

В специальных номинациях победителями стали:

  • Ольга Славкина (Хабаровский край), «Лучшая самопрезентация»;
  • Наталья Брем (Чеченская Республика), «Лучшее блиц-интервью»;
  • Анна Борчанинова (Курганская область), «Верность профессии»;
  • Сергей Григорьянц (Ставропольский край), «Успешный старт в профессии»;
  • Ирина Зарубина (Республика Коми), «Признание Профсоюза образования»;
  • Анита Зырянова (Тюменская область), «Успешные практики эффективного взаимодействия с педагогами»;
  • Елена Чибисова (Московская область), «Лучшая психолого-педагогическая практика»;
  • Гузалия Нурисламова (Удмуртская Республика), «Мастерство владения научным подходом в решении профессиональных задач»;
  • Мария Дорожкова (Забайкальский край), «Мастерство владения психологическим инструментарием»;
  • Анна Аксенова (Челябинская область), «Мастерство педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста»,
  • Инна Пузикова (Липецкая область), «Мастерство педагога-психолога в работе с родителями»;
  • Елена Николаева (Белгородская область), «Мастерство педагога-психолога в цифровой среде»;
  • Светлана Крузе (Омская область), «Мастерство по обеспечению психологической безопасности в образовательной среде»;
  • Анна Балахонова (Вологодская область), «Мастерство работы с подростками»;
  • Элеонора Чимитдоржиева (Чукотский автономный округ), «Профессиональный и творческий подход в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Специальные призы от партнеров конкурса также получили Татьяна Заблоцкая (Пермский край), Александра Гроо (Новосибирская область) и Ирина Лифенко (Республика Хакасия).

Источник

Лев Выготский · Культура влияет на развитие человека

Что такое педагогика для перемен?

Программа «Педагогика для перемен» предлагает 12 месяцев обучения и ознакомления с силой педагогики, пока вы применяете свои навыки и солидарность.

Учеба и практическое обучение проходят в Дании, где вы будете работать с детьми и молодежью в специализированных учреждениях социального образования или школах с нетрадиционным подходом к преподаванию и обучению.

Кратко:
• 10 месяцев обучения и практики в Дании, работа с детьми и молодежью в специализированных социальных учебных заведениях или школах. Параллельно вы будете изучать мир педагогики со своей командой – группой единомышленников. Вы будете встречаться на учебные дни каждый месяц.

• 2 месяца изучения реальности сообществ в Скандинавии / Европе, в зависимости от того, что возможно – если позволяют условия пандемии. Вы будете путешествовать на велосипеде, автобусе или, возможно, пешком или под парусом.

Когда мы говорим, что для того, чтобы чему-то научиться, нам «нужно выйти из зоны комфорта» — мы обязаны этим русскому психологу, который при жизни не получил большого признания за свою работу, а именно Льву Выготскому.

Одним из наиболее известных вкладов Выготского в педагогическую психологию является концепция о том, что дети учатся с помощью «более знающих других» в зоне между «может делать» и «не может делать».

Выготский отметил, что новое обучение происходит в зоне между тем, что мы уже умеем делать самостоятельно (это наша «зона комфорта»), и тем страшным местом, в котором мы находимся, слишком глубоко. В этом разрыве между нашей «зоной комфорта» и нашей «зоной беспокойства» происходит волшебство — именно здесь мы близки к развитию нового навыка или знания, но для этого нам нужна помощь и поддержка.

 

 

Зона ближайшего развития

Например, когда мы начинаем изучать математику, мы начинаем с простого сложения: 4 + 4 и 11 + 9. Когда мы это освоим, имеет смысл перейти к вычитанию, потому что это похожее понятие, которое довольно легко усваивается мозгом, понимающим сложение. Однако для этого, вероятно, потребуется некоторое руководство со стороны «более знающего человека» — старшего брата или сестры или учителя, который может объяснить, как работает вычитание.

Для ученика, который только что освоил сложение, было бы слишком сложно начать изучение алгебры, поскольку для этого потребуется понимание многих других математических понятий, таких как переменные, константы, выражения и уравнения. Скачок от сложения к алгебре был бы просто слишком широким. Итак, для создания новых знаний нам нужно быть ближе к нашей зоне комфорта и чувствовать поддержку. Тогда у нас самые лучшие условия для изучения нового.

Малоизвестный гений, умерший молодым

Лев Выготский считается формирующим мыслителем в педагогической психологии, и большая часть его работ до сих пор находится в стадии изучения.

Он жил в России в то неспокойное время, когда она стала Советским Союзом. Его опыт жизни в России до, во время и после революции оказал влияние на его взгляды на жизнь и условия жизни человека. Весь период профессиональной жизни Выготского был периодом острой фракционной борьбы в Советском Союзе и, в частности, периодом, когда Сталин установил в СССР абсолютную власть. Это были опасные времена для всех, у кого были новые идеи, в том числе и для Выготского.

Кроме того, в 1920 году Лев Выготский заболел туберкулезом, и это состояние повлияло на его здоровье на всю оставшуюся жизнь.

В 1924 году Выготский начал заниматься такими темами, как язык, внимание и память, в Московском институте психологии. Выготский интересовался целым рядом различных тем и написал 270 научных статей, множество лекций и десять книг, посвященных развитию детей, педагогике, социологии, образованию, психологии искусства и развитию речи.

 

Выготский умер от туберкулеза в июне 1934 года в возрасте 37 лет, когда диктовал последнюю главу своей книги «Мысль и язык». После смерти Выготского диктатор СССР Иосиф Сталин более двадцати лет запрещал публиковать его идеи, а позднее его работы оставались недоступными для Запада из-за холодной войны.

Только в 1970-х годах теории Выготского стали известны за пределами России, когда появились новые концепции и идеи в области психологии образования и психологии развития.

 

«[Разница] между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками».

 

Зона ближайшего развития

Культура имеет первостепенное значение для человеческого развития

Подход Выготского к психологии можно проследить как в его социокультурном контексте (как русский еврей, путешествующий по революционным временам), так и в его гениальных навыках наблюдения и интеграции знаний, поддерживаемых по фотографической памяти.

Основным отличием работ Выготского от работ его современников того времени была его направленность на взаимодействие человека с социальной средой. Он считал, что диалектика между человеком и обществом, в котором он живет, играет важную роль в любом процессе обучения. Например, дети постепенно и непрерывно учатся у родителей, сверстников и учителей.

 

«Разум не может быть независимым от культуры».

– Льва Выготского

Фундаментальный тезис Выготского заключался в том, что разум динамично развивается посредством интериоризации социального взаимодействия с использованием созданных человеком (культурных) инструментов. Взаимодействие со сверстниками, подражание, совместное обучение и культурное влияние являются важными аспектами социокультурной теории Выготского.

Выготский понял, что существует сложная взаимосвязь между культурой и развитием человека. Однако то, что изучается, варьируется в зависимости от того, с какой культурой и обществом взаимодействует человек. Например, когнитивное развитие детей, принадлежащих к одной культуре или субкультуре, может совершенно отличаться от детей, принадлежащих к другим культурам. Поэтому было бы неуместно сравнивать вехи развития детей из одной культуры с детьми из других культур.

Также Выготский подчеркивает, что взаимодействие между человеком и его обществом является динамичным. Общество влияет не только на людей — люди также влияют на свое общество. Выготский испытал это на собственном опыте, как свидетель русской революции.

 

«То, что сегодня ребенок может сделать в сотрудничестве, завтра он сможет сделать один».

– Лев Выготский

1896 – 1934
Родился в Орше, на западе Российской империи.

Умер от туберкулеза в возрасте 37 лет.

В 1917 году он получил юридическое образование в Московском государственном университете, где изучал ряд тем, включая социологию, лингвистику, психологию и философию. В 1925 году он получил диплом психолога в Московском институте психологии.

Между 1924 и 1934 годами он написал шесть книг о своих исследованиях и теориях о том, как люди учатся и растут в культуре и обществе.

 

Революционная теория психологического развития Выготского

— Джереми Сойер

«Психология Выготского дает более глубокое понимание социальной основы человеческой природы и психологии — того, что человеческие потребности и стремления удовлетворяются в сотрудничестве с другими, и что «человеческое» развитие невозможно вне человеческого общества. Освобождение от рабства, угнетения и эксплуатации всегда требовало массовой, совместной, социальной борьбы. По этой причине Выготский безжалостно критиковал доминирующие международные школы психологии за пренебрежение динамическими социальными, культурными и историческими основами человеческого развития».

 

Российский психолог | Блог Каммингс-центра

— Предоставлено Екатериной Редькиной.

В ближайшее воскресенье, 17 ноября, родился советский психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Выготский наиболее известен разработкой культурно-исторической теории и вкладом в различные области психологии: педагогическую психологию, психологию развития, психологию искусства и другие.

Выготский принадлежит к той группе авторов, о которых должен знать каждый студент-психолог в России. Находясь в архивах на ТЭЦ, я, естественно, хотел узнать, какой контент можно здесь найти. Свои поиски я начал с того, что по разыскным пособиям и описям отыскивал материалы о членах так называемого кружка Выготского. Наиболее известные ее представители — советский психолог и нейрофизиолог А. Р. Лурия и советский психолог развития, основоположник «теории деятельности» А. Н. Леонтьев.

Я нашел несколько записей об этих людях в различных материалах, включая переписку, тесты, материалы конференций, рисунки и открытки.

Автор Количество записей
Л. С.Выготский 30
Леонтьев А.Н. 5
А.Р.Лурия 72

Эскиз мозга Лурии, без даты.

Изображения Москвы 1959 года. Они принадлежали Лурии и были переданы Уорду С. Холстеду.

На втором этапе этого проекта я решил расширить свои поиски, чтобы найти в архивах как можно больше советских и российских психологов и физиологов.

Этот проект еще не завершен; однако уже есть список из более чем 200 записей. В список пока входят:

  • Советские физиологи: И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.К.Анохин .
  • Советские психологи: Д.Н.Узнадзе, А.А. Смирнов, А.В.Запорожец .
  • Русские ученики Курта Левина: Блюма Зейгарник, Тамара Дембо и Гита Биренбаум .
  • Российские иммигранты-психологи: Мария Рикерс-Овсянкина, Григорий Разран, Яков Касанин, Глеб Анреп, Евгения Ганфман, Н. И. Осерецкий .

Спецвыпуск «Новых масс», 10, 19 ноября42. Выпуск посвящен 25-летию СССР.

Первая страница статьи об Иване Павлове в «Новых массах».

Очень часто советская психология изображается обособленной и обособленной, тогда как различные материалы свидетельствуют о множественных связях между советскими, американскими и европейскими психологами. Влияние было взаимным: с одной стороны, многие достижения советской науки стали популярными и приемлемыми за рубежом, а с другой стороны, зарубежные психологи оказали влияние на развитие советской психологии. Что особенно интересно, сколько таких связей установилось: личная переписка, профессиональные отношения, переросшие в длительную дружбу, поездки и личные визиты.

Письмо Лурии Молли Харроуэр.

Письмо Харроуэра Лурии.

Новогодняя открытка, отправленная Лурией Харроуэру.

Прослеживание этих связей между психологией на международном уровне может многое добавить к нашему пониманию истории этой области.