Психолог в здравоохранении: Психолог в системе здравоохранения

Здравоохранение и задачи психологии

Одним из величайших достижений социализма, ярчайшим проявлением его гуманистической сущности является система советского народного здравоохранения. Советское государство полностью взяло на себя заботу о здоровье его граждан. Каждый человек имеет право на получение всей необходимой медицинской помощи.

Здоровье народа — одна из главных ценностей социалистического общества, являющаяся залогом не только роста его благосостояния, но и состояния его духовной жизни, залогом оптимизма, жизнелюбия, творческого труда. Афоризм «в здоровом теле — здоровый дух» так же верен, как и тезис об обратной зависимости физического здоровья от душевного состояния, от особенностей психической деятельности человека. Еще наш великий хирург Пирогов писал, что даже огнестрельные раны быстрее заживают на теле бодрого, веселого оптимиста. Примеры Н. Островского, А. Маресьева — свидетельства величия духовной силы человека, способной преодолевать тяжелейшие недуги.

Идея о связи тела и души, соматических и психических процессов — одна из древнейших в медицине. Издавна опытные врачи знали об этой связи и использовали ее в лечебной практике. Уже в античной медицине было сказано о трех типах лечения: ноже, траве и слове.

На протяжении всей своей истории медицина испытывала потребность в использовании психологических воздействий на больных людей, а последнее столетие — потребность в союзе с психологией, в применении знаний и методов психологической науки.

И однако, мы говорим, что медицинская психология у нас в стране — молодая область, находящаяся в стадии роста, возмужания, расширения сферы своего приложения, организационного оформления.

Молодость ее связана с тем, что возраст медицинской психологии определяется с периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, когда психологи-профессионалы стали активно участвовать в решении задач здравоохранения.

Хотя предпосылки медицинской психологии у нас в стране складывались издавна, но лишь в последние 40 лет многовековая потребность медицины в союзе с психологией опредметилась, появился реальный «предмет» этой потребности в лице специалистов — медицинских психологов, увеличивающийся отряд которых готовится последние годы на ряде факультетов психологии университетов страны.

В настоящее время медицинская психология в СССР — теоретически разработанная отрасль психологической науки, внедрившаяся в практику и служащая решению широкого круга задач народного здравоохранения. Предметом медицинской психологии как области профессиональной деятельности психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Медицинская психология в нашей стране участвует в решении теоретических и прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, участвует в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В США первые программы подготовки «клинических психологов» были созданы в 1945 г. «Клиническая психология» — наиболее близкое понятие (за рубежом) нашей «медицинской психологии», хотя мы отчетливо видим и их различие, заключающееся в неоправданном расширении компетенции зарубежных клинических психологов, занимающихся и вопросами, далекими от медицинских проблем. В отличие от «клинической психологии» как области профессиональной деятельности психологов, термин «медицинская психология» во многих странах обозначает иное — сумму психологических знаний, необходимых самим медицинским работникам, включая специальные лекционные курсы в медицинских институтах и учебные пособия для врачей.

У нас в стране оба эти разных значения связаны с одним термином — «медицинская психология», что может вносить иногда осложнения и при разработке научно-исследовательских программ, и в решение организационных вопросов. Возможно, стоит подумать и о более четком терминологическом разведения этих понятий.

Медицинская психология как область профессиональной деятельности психологов всегда была одной из наиболее практически значимых областей приложения психологических знаний. Достаточно вспомнить тот вклад, который внесли психологи в работу по восстановлению здоровья раненых бойцов в годы Великой Отечественной войны. И сегодня медицинские психологи направляют свои научные исследования, практическую работу для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.

Будучи фундаментальной и теоретически разработанной дисциплиной, медицинская психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, методически, организационно и кадрово. Изначально деятельность медицинских психологов была необходимо связана с оказанием практической помощи конкретным больным людям. Такая «заземленность», активное прикладное развитие медицинской психологии обусловлены не только личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков, но и рядом объективных характеристик самой деятельности медицинских психологов. И прежде всего необходимо отметить, что по сути своей медицинская психология (в отличие от ряда других областей психологии) не может носить только популяционный характер, а с неизбежностью требует индивидуализации, ориентации и психологов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельного человека. Лечат не болезни, а больного! И эта медицинская необходимость перехода от общего к особенному и индивидуальному надежно гарантирует медицинскую психологию от ослабления связи с живой практикой, с реальной работой с больными людьми. Эта же особенность медицинской психологии (думаем, что то же самое относится, например, и к педагогической психологии) детерминирует необходимость значительного усиления исследований в области индивидуально-типологических особенностей психики, в области дифференциальной психологии, потому что разные типы людей «предпочитают» болеть разными болезнями, сама болезнь протекает у них по-разному, различно происходит и процесс восстановления, реабилитации в зависимости от индивидуальных особенностей психики человека.

Здесь — один из заказов медицинской психологии к смежным областям психологии. Да и сама медицинская психология таит в себе немалые возможности для исследования проблемы индивидуально-типологических различий психики.

С самых первых шагов все развитие теории медицинской психологии в нашей стране осуществлялось на основе включенности медицинских психологов в решение прикладных задач здравоохранения.

В настоящее время наша медицинская психология вступает в новый этап своего социального бытия, в этап активной реализации своих прикладных возможностей. Это утверждение основывается на следующих фактах.

Если брать абсолютный количественный показатель, то сейчас в системе практического здравоохранения страны работает около 1000 психологов. Конечно, эта цифра для нашей страны невелика, но сам факт наличия этого отряда психологов-практиков так же, как и его активный рост,— явление симптоматичное. Суть этой ситуации заключается в том, что мы можем констатировать существование формирующейся и расширяющейся медико-психологической службы в стране.

И разработка теоретических, фундаментальных основ медицинской психологии, и активная подготовка кадров для практической деятельности, и создание солидного банка оригинальных экспериментально-психологических методик для нейро- и патопсихологической работы, и многочисленные публикации, обеспечивающие эту область практической деятельности психологов, и организационная активность ведущих центров нашей медицинской психологии (проблемная комиссия «Медицинская психология» при АМН СССР и кафедра нейро- и патопсихологии МГУ) — все это позволило перейти порог общественного и административного сознания и обеспечило на сегодня признанное существование в системе нашего здравоохранения законного участника работы с больными людьми — медицинского психолога.

Важно подчеркнуть, что эта ситуация закреплена рядом законодательных актов, документов, так же как и сложившейся практикой работы медицинских психологов, фигура которых становится все более привычной в лечебных учреждениях.

Министерством здравоохранения СССР издан ряд приказов, вводящих в штатное расписание лечебных учреждений страны разного профиля должности психологов. Речь идет о всех психиатрических и наркологических стационарах страны, о восстановительных стационарах общесоматического профиля, о восстановительных отделениях городских поликлиник общего профиля.

Готовятся приказы о должностях психологов в психиатрических диспансерах и в логотерапевтической службе В соответствии только с этими приказами объем узаконенной, государственно сформулированной потенциальной потребности в медицинских психологах на сегодняшний день весьма велик и составляет несколько тысяч человек.

Наряду с этим состояние медико-психологической службы директивно подкрепляется целой серией методических писем, изданных Минздравом СССР, регламентирующих характер и содержание работы медицинских психологов, объем практической нагрузки и организацию работы психологических кабинетов в медицинских учреждениях. В соответствии с этим медицинские психологи уже сейчас участвуют в решении широкого круга задач здравоохранения: диагностических, экспертных, психокоррекционных, восстановительно-реабилитационных.

В соответствии с «паспортом» медицинского психолога одной из форм деятельности медицинских психологов является их участие в решении наиболее сложных вопросов клинической дифференциальной диагностики (нозологической, синдромальной, топической). В сложившейся практике к такого рода помощи психологов врачи прибегают в случаях клинически стертых, неясных проявлений патологии мозговой деятельности (инициальный период болезни; ремиссии; вялое, латентное течение болезни). Это хорошо освоенная, ставшая традиционной функция медицинских психологов в клинике. Беспокойство в этой сфере вызывают негативные последствия своеобразного «бума» (как проявления повышенного интереса) по поводу применения экспериментальных методик диагностики больных людей. Отмечаются случаи, когда психологически некомпетентные лица (как правило, врачи) «создают» свою методику или «адаптируют» какой-либо зарубежный тест, претендуя путем применения одной методики на раскрытие «структуры личности», определение типа характера, структуры мотивационной сферы и т.

п. Помимо безграмотной наивности таких попыток (далеко не безвредных по отношению к больным людям), они характеризуются тем, что заключают в себе (вольную или невольную) подмену клинической диагностики решением задач психологической «диагностики личности», что уже давно отмечается, например, в американской психиатрии, нанося ей серьезный ущерб. Предотвращение подобных ошибок, очевидно, будет возможно, если санкции на рекомендацию тех или иных психологических методик для их практического применения будут даваться специально утвержденным органом (советом, комитетом) из компетентных лиц.

Во избежание возможной незаслуженной дискредитации медицинской психологии и для предупреждения негативных последствий для больных людей Всесоюзное общество психологов должно проявить инициативу в этом отношении.

Среди задач, решаемых сегодня с участием медицинских психологов, следует особо отметить группу задач, связанных с проведением различного рода медицинских экспертиз (врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психиатрическая, смешанная психолого-психиатрическая, медико-педагогическая и др. ). Значение психологических исследований в этой области здравоохранения определяется прежде всего тем, что здесь требуется учет не только медицинских, но также социальных и психологических факторов. Для решения экспертных вопросов требуется обычно более детальный и широкий (чем для диагностики и терапии) круг данных об особенностях психического склада больного (его нарушенных и сохранных функций), а также необходимость соотнесения психофизиологических возможностей больного с психологической структурой той деятельности, в отношении которой проводится экспертиза.

Особо следует выделить врачебно-трудовую экспертизу, которой ежегодно подвергаются тысячи людей и квалифицированное проведение которой требует соотнесения психофизиологических требований той или иной профессии с измененными (или восстановленными) психическими возможностями индивида. Здесь наши задачи смыкаются с задачами, решаемыми психологами труда, занимающимися проблемами профотбора и профориентации. Именно здесь необходимо прежде всего отточить аппарат психологической диагностики, ориентированной на прогноз предстоящей трудовой деятельности, что требует выработки четких критериев прогноза и создания комплекса методов надежной психологической диагностики измененных и компенсированных сторон психической деятельности при разных видах патологии.

В последнее время медицинские психологи все больше включаются в решение разных вопросов, связанных с задачами восстановления больных людей, с их трудовой и социальной реабилитацией. Круг этих сложных задач весьма широк, начиная с адаптации кардиологических больных, кончая восстановлением нарушенных высших психических функций при очаговой патологии мозга и социально-трудовой реабилитацией хронических больных шизофренией. Значение научной разработки психологических основ реабилитационной работы трудно переоценить, так же как и значение непосредственного практического участия медицинских психологов в этом важнейшем деле, нацеленном на снижение и предотвращение инвалидности огромного числа больных людей. Эти функции лишь начинают осваиваться нашими психологами, и здесь очевидна целесообразность усиления контактов как с социальной, так и с педагогической психологией, которые смогут раскрыть свои прикладные возможности в этом благороднейшем деле. Совместными усилиями должны быть найдены конкретные формы реабилитации больных, когда болезнь не прошла бесследно, а оставила тот или иной (физический, психический) дефект, ущерб. Если рассматривать болезнь, как предлагал Маркс [1], как стесненную в своей свободе жизнь, то высочайшей миссией психологов, работающих в системе здравоохранения, является возвращение человеку этой утраченной вследствие болезни свободы, возвращение ему веры в себя и придание чувства полноценности собственной личности, которая должна и может максимально реализовать свои физические и духовные возможности.

Наряду с необходимостью кадрового и организационного обеспечения участия психологов в этой деятельности, на медицинскую психологию ложится ответственность за разработку методологических, теоретических основ психологических аспектов социальной и трудовой реабилитации больных. Уже накопленный (главным образом врачами) в разных лечебных учреждениях страны конкретный опыт этой работы требует своего анализа и теоретического обобщения на основе современных принципов психологической теории. Результаты такой работы, которая пока находится в самом начале, дадут возможность более целенаправленно, научно обоснованно осуществлять реабилитацию больных людей. Практика здравоохранения требует интенсификации соответствующих научно-теоретических исследований.

Особое значение приобретают в настоящее время те формы деятельности медицинских психологов, которые могут быть обозначены как «психологическая коррекция». Значение этой функции медицинских психологов будет резко возрастать. В будущем она может стать ведущей формой деятельности психологов в здравоохранении. Это требует интенсификации разработки методологических принципов и методических подходов, создания современной концепции психологической коррекции. Для начала можно предложить несколько исходных принципов.

Психологическая коррекция как функция медицинских психологов должна отличаться от психотерапии. Психотерапия — один из методов лечения, являющийся прерогативой врача. Отличием психологической коррекции может явиться ее направленность на «исправление» относительно стойких аномальных черт психики, обусловливающих повышенный риск заболеваемости, или рецидивов (той или иной конкретной болезни), либо затрудняющих социально-трудовую адаптацию (после болезни, при хронических длительных заболеваниях и т. п.), утяжеляющих инвалидизацию человека.

Психологическая коррекция должна быть направлена преимущественно на лиц, не находящихся в клинически выраженном состоянии болезни, в период, когда они могут не нуждаться в лечении, в актуальной врачебной помощи, т. е., как правило, в предболезненном состоянии или по выходу из болезни. Надо при этом сказать, что психологическая коррекция человека вообще, по нашему мнению, допустима лишь по медицинским показаниям.

Из такого понимания психологической коррекции вытекает ее непосредственная включенность в решение задач психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.

Высокая оценка социальной значимости такого рода профилактической деятельности, служащей предупреждению заболеваемости и снижению инвалидизации, была дана на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС в выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю. В. Андропова.

Структурно современная медицинская психология включает два основных раздела. Один из них связан с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на особенности психики изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Другой раздел медицинской психологии связан с применением психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — влияние психических состояний («факторов») на телесные процессы.

За последние десятилетия наиболее глубокое развитие получил в советской медицинской психологии первый раздел, что проявилось в возникновении двух новых научных дисциплин — нейропсихологии (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б. В. Зейгарник), в становлении и развитии которых советская психология занимает ведущее место. Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем — мозговая организация высших психических функций, проблема соотношения развития и распада психической деятельности и т. д.— заложила научные основы активного участия медицинской психологии в решении диагностических, экспертных и реабилитационных задач.

Рассматривая перспективы развития этого бурно развивающегося раздела медицинской психологии, сегодня можно сформулировать по крайней мере две важнейшие задачи, необходимость решения которых представляется назревшей.

Одна из них связана с дальнейшим развитием нейропсихологических взглядов на мозговые основы психических функций. Стремительное Накопление буквально за последние годы большого количества фактов, свидетельствующих о неясных ранее различиях функций полушарий головного мозга в организации психической/деятельности человека, заставляет нейропсихологов многое переосмыслить. И дело не просто в возможности дополнения новых данных к уже имеющимся теоретическим построениям, а, вероятнее всего, речь должна идти о серьезном пересмотре привычных взглядов на структуру высших психических функций и их мозговую организацию.

Другая, более масштабная задача обусловлена всем ходом развития отечественной медицинской психологии, успешной разработкой широкого круга теоретических проблем, связанных с нарушениями психической деятельности при разных видах патологии центральной нервной системы, как в клинике локальных поражений головного мозга, так и в психиатрической клинике. Результаты этой многолетней работы дают возможность предпринять попытку построения теории «общей патопсихологии» как науки о наиболее общих закономерностях нарушения (изменения) психической деятельности при всех частных видах патологии человеческого организма, прежде всего при различных аномалиях головного мозга.

Эти закономерности должны охватывать явления, наблюдающиеся в различных типах клиник, должны обобщать все виды прижизненно приобретенных недугов, ведущих к изменениям психики, так же как и разные варианты аномалий развития психики (олигофрении, психопатии и т. д.).

Попытки такого рода известны в истории медицины и психологии (Джексон, Фрейд, К. Гольдштейн и некоторые другие). Современный уровень развития наук о мозге и о структуре психической деятельности допускает возможность такой попытки на базе современной теоретической психологии. Необходимость же решения подобной задачи диктуется потребностями медицины, которая все острее осознает слабость и важность разработки психологических проблем больного человека.

Решение этой задачи, наряду с ее значением для народного здравоохранения, должно иметь серьезное значение для развития психологической науки в целом.

И. П. Павлов справедливо говорил, что «патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая то, что заслонено от нас, слитое и усложненное в физиологической норме».

Наряду с генетическим методом анализа онтогенетического формирования структуры психической деятельности, медицинская психология через анализ разнообразных «естественных моделей» — болезненных состояний организма, а также используя данные о динамике восстановления психических функций, будет все более успешно способствовать раскрытию еще далеко не познанных тайн психической жизни.

Более медленные темпы развития второго из разделов медицинской психологии обусловлены прежде всего недостаточной научной разработкой такой фундаментальной проблемы, как проблема природы и механизма связи соматических (телесных) процессов с психическими факторами. Дальнейшее отставание этого раздела медицинской психологии недопустимо. Масштабность и значимость психологических проблем в клинике соматических заболеваний диктуют необходимость резкой интенсификации изучения проблемы психосоматических взаимоотношений, организационных мероприятий по координации усилий многих специалистов, включенных в эти проблемы,— психологов, физиологов, врачей, биологов и др. Недостаточная разработанность этой фундаментальной проблемы будет сдерживать прикладные возможности психологов в этой ведущей области здравоохранения, где потребность в психологической помощи осознана и на уровне директивных инстанций. Так, недавно Минздравом СССР введены должности психологов в восстановительные стационары общесоматического профиля и в восстановительные отделения городских поликлиник общего типа.

Успешность решения сформулированных выше теоретических проблем различных разделов медицинской психологии явится залогом еще более плодотворного выполнения психологией благородной миссии охраны здоровья населения.

Перспективы дальнейшего практического внедрения медицинской психологии связаны в ближайшее время с усилением развития медико-психологической службы в соматических учреждениях широкого профиля, в педиатрических учреждениях, в более широком использовании психологов при решении психокоррекционных задач, задач психопрофилактики и психогигиены, в разработке основ социально-трудовой реабилитации больных, в создании системы консультативной медико-психологической помощи населению. В дальнейшем же надо быть готовыми к решению еще более грандиозных задач, связанных с организацией медико-психологической службы в школах (и в других типах учебных заведений), а также на промышленных предприятиях страны .

Факультеты психологии МГУ и ЛГУ осуществляют подготовку студентов по медицинской психологии, ориентируя их на решение перечисленных практических задач. Однако потребности (реальные и формальные) советского здравоохранения в медицинских психологах уже сегодня значительно превышают темпы подготовки специалистов данной области. Это ставит со всей остротой вопрос о значительном количественном расширении подготовки медицинских психологов на существующих факультетах психологии и поиске других форм подготовки медицинских психологов. Нуждается в решении и вопрос об организационных формах повышения профессиональной квалификации медицинских психологов, сталкивающихся со все новыми задачами практики. Это особенно четко прозвучало на I Школе молодых медицинских психологов, проведенной МГУ в начале этого года (которая явилась первой профилизированной Школой молодых психологов вообще).

В настоящее время назрела также целесообразность постановки перед Минздравом СССР и АМН СССР вопроса об официальном оформлении единого (общего) статуса медицинского психолога в системе практического здравоохранения. Для совершенствования координации и более оперативного компетентного решения широкого круга принципиальных и конкретных вопросов, связанных с развитием медицинской психологии, в нынешней ситуации целесообразно создание секции медицинской психологии при Правлении Общества психологов СССР.

Все сказанное выше — свидетельство заметного роста нашей медицинской психологии, прочного внедрения ее в практику народного здравоохранения, неуклонного формирования медико-психологической службы, которая может быть рекомендована как реальная модель для разработки общего проекта «Психологической службы в СССР».

Во всем этом мы видим выражение все более уверенного и плодотворного поворота нашей психологической науки к решению ответственных социальных задач, поставленных июньским и декабрьским (1983 г.) Пленумами ПК КПСС.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд, т. 1, с 64.
  2. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1976.
  3. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М, 1971.
  4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973
  5. Лурия А. Р., Зейгарник Б. В., Поляков Ю. Ф. Психология и ее роль в медицине. — Вопр. психол., 1978, № 1.
  6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Введение — Центр психологической помощи «Просвет»

Психология в здравоохранении

Термин «психология в здравоохранении», который мы предложили двадцать лет назад (1957) укоренился (1959).

В настоящее время этот термин, обычно применяемый у нас (как и в формулировке «психология здравоохранения»), в мировой термино­логии не применяется так часто, и поэтому мы выбрали (хотя только для названия нашей книги) термин «психология в медицине».

В связи с тем, что термины «врачебная психология», «медицинская психология», «клиническая психология» являются понятиями, о кото­рых все время дискутируют в мировой литературе, и которые по-разному понимают, необходимо рассчитаться с ними. Для иллюстрации при­ведем некоторые взгляды наших и зарубежных авторов.

Гуенсбергер полагает, что врачебная психология – это изучение лич­ного влияния медицинского работника (врача) на больного. По его мне­нию к медицинской психологии относится психология физически боль­ного (патопсихология) и результаты кортиковисцеральной медицины, далее проблемы, связанные с общими медицинскими вопросами, и нако­нец, изучение некоторых абнормальных явлений, например, гипноза. (Ясно, что гипноз мы не рассматриваем как абнормальное явление, и нет причины для того, чтобы он относился к медицинской психологии).

Добиаш под понятием врачебной (медицинской) психологии пони­мает комплекс знаний и способностей, которые использует в своей де­ятельности врач; в коллективной книге, которую редактировали Вл. Вондрачек и Я. Добиаш (1969), врачебная психология характеризуется как комплекс знаний из психологических наук, которые позволяют врачу сознательно выбирать и целенаправленно применять психологические средства в любой фазе контакта с больным.

Станчак (1976) ограничивает врачебную психологию психологичес­кой стороной врачебной работы, работы медицинского персонала и больничной средой; следовательно, речь идет о специфической обла­сти психологии, направленной на значение взаимоотношения: врач – больной и его отражение в лечебном процессе.

Лагаш понимает медицинскую психологию как психологию невро­тических и психотических состояний (в сущности психопатологию) и Р. М. Фрайнфельс под медицинской психологией понимает более глу­бокое объяснение нормальной психики на основе психиатрических дан­ных.

Из новых авторов приведем еще советского исследователя М. Каба­нова, который стал преемником Мясищева в Ленинградском психоневрологическом институте им. Бехтерева. Он определяет медицинскую психологию как прикладную область психологии, которая применяется в медицине для исследования психических факторов, которые влияют на развитие заболевания, на его профилактику и его лечение, для изучения психических проявлений различных заболеваний в их динамике и для изучения характера отношений больного человека с его микросредой.

Как видно, здесь сохраняется традиция профессора Мясищева, ко­торый уже в 1952 году провозгласил, что вопрос психологии в медицине не является лишь вопросом психопатологии, а вопросом всей медици­ны ! В ходе каждой болезни необходимо иметь в виду и учитывать целую личность больного!

И наконец, профессор Либих из того же института видит область медицинской психологии в общем в пяти округах ее интересов: различ­ные нормы и патология психики – психические проявления болезни – роль психики в возникновении и течении болезни – роль психики в лече­нии болезни – и наконец, роль психики в препятствии болезни и в укреп­лении здоровья.

Хаос взглядов и мнений ждал бы нас, если бы мы еще занялись тер­мином «клиническая психология». Содержание его, к удивлению, сужено, например, Андре Рей определяет клиническую психологию как использование экспериментальных методов при изучении больного, а Лагаш понимает клиническую психологию как медицинскую психоло­гию (см. выше).

Станчак видит предмет клинической психологии в использовании психологических наук при исследовании психического компонента в этиологии и патогенезе психических, а также некоторых органических болезней (1976) и т. д.

В то время как одна концепция клинической психологии видит в ней применение психологии в медицинской клинической практике, то другая концепция расширила понятие клинической психологии и на область здорового человека, и наконец, и на область животных; свое начало она берет в Америке. Эта концепция возможна только при условии отожде­ствления клинической патологии с психодиагностикой, с «клиничес­кими» методами.

Это понимание отстаивал Витмер еще в 1896 году, который основал первую психологическую клинику при университете в Пенсильвании. Вскоре после этого была основана клиника для трудновоспитуемых де­тей, называемая «Институт для юношества» (Healy в Чикаго), и огром­ному росту числа психологических клиник в дальнейшем развитии спо­собствовало особенно движение за психическую гигиену Беерса. Речь шла о какой-то генерализации заботы о человеке и в немедицинских учреждениях. Около 1940 года в США было уже свыше 100 таких клиник. (Как правило они носят название Guidanse clinic, во Франции Centre medico- psychologique, в Италии Centro medico sociale di psicologia applicata и т. д.).

И у нас эту более широкую концепцию клинической психологии представляли уже в первой четверти нашего века консультации, а позднее – психодиагностические институты. (Автор этих срок, например, реализовал в рамках Общества Бабака по исследованию ребенка хорошо работающую консультацию с коллективным сотрудничеством психолога, психиатра, социальной работницы. Он проработал в ней несколько лет с 1926 года).

В нашем социалистическом государстве затем эти консультации стали учреждениями в виде психологических и воспитательных клиник, педагогическо-психолоических консультаций и т. д.

И. Кошчо, который присоединился к нашей концепции (см. «Пред­мет психологии»), ставит психологию здравоохранения и клиническую психологию между прикладными психологическими дисциплинами. Их задачей является: «Заниматься в биодромальном (в течение всей жизни) процессе пациентом личностью индивида – с точки зрения заболевания, его возникновения, течения, диагностики, терапии и лечения, профилак­тики, а в коллективе работников медицинских учреждений под ответст­венным руководством врача с возможностью самостоятельной работы, инициативы в указанных направлениях и применения в научных иссле­дованиях, обучении и усовершенствовании медицинских работников в психологии, применение в психологической экспертизе и в экспертизой деятельности, воздействием психолога в специализированных кон­сультациях (противоалкогольных, невротических) в санитарно-просветительной работе и т. д.». Врачебную психологию он понимает как следствие этой концепции: речь идет в ней о решении отдельных вопро­сов прямой медицинской помощи, об использовании данных психоло­гии в работе врача и остального медицинского персонала.

Речь идет не о полемике с высоко дискутабельными взглядами неко­торых авторов, которых мы привели для иллюстрации. Мы предоста­вляем читателю самому противопоставить их нашей концепции (1957, конференция в Смоленице, опубликовано в 1959 году).

Психология здравоохранения (психология в здравоохра­нении) является более высокостоящим понятием, причем клиническая психология составляет ее основную часть, почти сливающуюся с ней. Все-таки психология здравоохранения шире ее (к психологии здраво­охранения будет относится, например, и выбор окраски больничных по­мещений, архитектурное решение медицинских объектов, устройство среды, распорядок дня и т. д. с точки зрения их психологического воз­действия и т. под.).

 

экспериментальная психология – предыдущая | следующая – психология врача

Психология в медицине. Содержание

 

Преимущества выбора психолога службы здравоохранения – Найдите психолога

К Хизер Дигби, PsyD

Выбор психолога часто может быть непростой задачей. Часто потребителям предоставляется всего лишь небольшой биографический абзац, в котором указывается уровень образования поставщика услуг, типы клиентов и расстройств, с которыми они работают лучше всего, и какой стиль вмешательства они предпочитают. Иногда даже есть картинка. Поиск в Google дает немного больше ясности с рядом руководств «Как сделать» от Американской психологической ассоциации (APA) до New York Times о том, как выбрать поставщика психиатрических услуг. Несмотря на эти попытки дать потребителям некоторую ясность, процесс поиска терапевта, с которым можно поделиться своими личными мыслями и трудностями, все еще может вызывать беспокойство. Психологи службы здравоохранения стремятся удовлетворить уникальные потребности своих клиентов, работая над определением подходящего вмешательства (вмешательств), которое лучше всего вызовет долгосрочные изменения и уменьшение симптомов, которые приводят человека к терапии, для начала с помощью комбинации профилактических вмешательств. , консультационные услуги, оценка и лечение.

Конечной целью психологов службы здравоохранения является совместная работа в рамках терапевтических отношений для решения проблем психического здоровья человека. Они посвящены тому, чтобы хорошо разбираться в презентациях психического здоровья и научно обоснованных практиках, которые оказались наиболее эффективными при лечении этих расстройств. Однако люди — социальные существа, которые не живут внутри пузыря. В своей повседневной жизни люди берут на себя самые разные роли дома, с друзьями и на работе. Таким образом, работа над решением проблем психического здоровья на индивидуальном уровне не всегда может быть наиболее эффективным подходом к снижению тяжести некоторых состояний психического здоровья. Психологи службы здравоохранения поддерживают комплексный подход к вмешательству и понимают, что изменения и воздействие могут происходить в многочисленных контекстах, в которых существуют их клиенты. Такой подход принимает во внимание психическое здоровье не только на индивидуальном уровне, но также учитывает влияние человека. опыт дома, в школе, на работе и в обществе. Делая это, психологи службы здравоохранения могут лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются клиенты, и использовать соответствующие научно-обоснованные подходы к лечению. Помимо индивидуального вмешательства, психологи службы здравоохранения работают над разработкой и поощрением использования профилактических программ и обучения как на индивидуальном, так и на общественном уровне, направленных на укрепление психического здоровья. Они консультируются с педагогами, поставщиками медицинских услуг и общественными программами, чтобы обеспечить комплексный подход к вмешательству. В терапии они играют активную роль в регулярной оценке результатов вмешательств, чтобы определить, когда лечение приводит к прогрессу, в котором нуждается клиент, и когда необходимо изменить план лечения.

Люди — динамичные, многогранные существа со спектром эмоциональных и поведенческих реакций на окружающую среду, и поэтому обращение с ними должно быть столь же разнообразным. Выбор психолога службы здравоохранения означает выбор поставщика, который занимается работой со своими клиентами, чтобы определить наиболее эффективные и целостные формы лечения для решения проблем их психического здоровья. И именно это знание может сделать выбор психолога немного менее обременительным, когда у людей есть заботы поважнее.

Статьи по этой теме

Поиск психолога

Найдите в нашей базе данных лицензированных психологов, подтвержденных Национальным регистром на предмет соответствия более высоким стандартам медицинской помощи.

Или воспользуйтесь управляемым поиском

Выполните пошаговый поиск, чтобы получить доступ к нашей базе данных и изучить варианты.

Что такое психология здоровья? Все, что вам нужно знать

Одно из главных преимуществ карьеры в области психического здоровья заключается в том, что существует огромное разнообразие ролей на выбор. Специалисты в области психического здоровья могут работать консультантами, терапевтами, психологами, исследователями, педагогами и т. д., в зависимости от их образования и сферы деятельности.

Также можно работать с определенной группой пациентов, выбрав такую ​​специализацию, как детская и подростковая психология, судебная психология, культурная психология, гендерная психология или политическая психология.

Другой распространенной областью внимания является психология здоровья, которая стремится использовать психологические основы и понимание для улучшения здоровья пациентов.

Заинтересованы ли вы в возможной карьере в области психологии здоровья? Ниже мы определяем специализацию и исследуем некоторые типичные обязанности и пути развития карьеры, которые вы можете выбрать.

Что такое психология здоровья?

Психология здоровья — это раздел в области психологии, который фокусируется на том, как социальные, психологические и биологические факторы в совокупности влияют на здоровье человека.

«Психология и медицина часто работают вместе, — говорит Сьюзен Брэдли, помощник координатора программы отдела прикладной психологии Колледжа медицинских наук Буве Северо-восточного университета. «[Психология здоровья] исследует психологические основы болезней, чтобы понять, как разум и тело связаны с точки зрения исцеления или болезни».


Готовы изменить ситуацию?

Загрузите наше бесплатное руководство по карьере в сфере психологического консультирования, чтобы узнать, как это сделать.

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС


Чем занимаются психологи и консультанты по вопросам здоровья?

Психологи и консультанты по вопросам здоровья часто работают в медицинских учреждениях, таких как больницы, реабилитационные центры и другие медицинские учреждения. Они используют различные психологические основы и опыт для улучшения здоровья своих пациентов.

«Часто специалисты в области психологии работают с врачами в медицинских учреждениях, чтобы встретиться с людьми, у которых могут быть заболевания, часто связанные с психологическими проблемами», — говорит Брэдли. «Например, тревожность может возникнуть у людей, у которых сильные головные боли или проблемы с желудком, и психологическое вмешательство действительно принесет им пользу. И поэтому врач будет координировать помощь с психологом здоровья или кем-то из области психологии здоровья».

В дополнение к примеру, описанному Брэдли выше, другие обязанности психолога по вопросам здоровья включают:

  • Проведение клинических интервью и поведенческих оценок пациентов
  • Стремление понять, почему некоторые пациенты не следуют медицинским советам, и использование этого понимания для снижения уровня несоблюдения режима лечения
  • Сопровождение пациентов с тяжелыми или неизлечимыми состояниями в процессе переживания горя и тяжелой утраты
  • Обучение пациентов тому, как делать здоровый выбор, например, в отношении диеты и физических упражнений, даже в условиях психологического стресса (т.0064
  • Участие в различных вмешательствах по мере необходимости, например, в связи с зависимостью или малоподвижным образом жизни

Вне клинических или медицинских учреждений медицинские психологи, занимающиеся исследованиями, могут существенно влиять на политику в области здравоохранения, общественное здравоохранение и санитарное просвещение.

Карьера в области психологии здоровья

Два основных направления карьеры для тех, кто интересуется этой областью, — стать консультантом по вопросам здоровья или психологом по вопросам здоровья.

Консультант по вопросам здоровья

Консультанты по вопросам здоровья , также известные как тренеры по здоровому образу жизни или тренеры по здоровому образу жизни, как правило, работают непосредственно с пациентами либо в группе, либо один на один. Обычно цель состоит в том, чтобы помочь пациенту понять, почему он может делать нездоровый выбор, и вооружить его методами и схемами, позволяющими изменить такое поведение. Консультанты по вопросам здоровья часто работают с пациентами, страдающими расстройствами пищевого поведения, малоподвижным образом жизни и различными зависимостями.

Чтобы стать консультантом по вопросам здоровья, вам, как правило, необходимо получить как минимум степень бакалавра в смежной области, такой как здравоохранение, психология или питание. Многие работодатели теперь будут рассматривать только кандидатов, получивших как минимум степень магистра, например, магистра наук в области психологии консультирования. Также возможно пройти ряд различных сертификатов, связанных с этой областью.

По данным Salary.com, тренеры или консультанты по вопросам здоровья и хорошего самочувствия могут рассчитывать на среднюю зарплату примерно в 59 долларов США.714 долларов в год, хотя можно зарабатывать значительно больше — до 75 000 долларов и более — в зависимости от того, где вы работаете и на каких группах пациентов вы специализируетесь. .

Медицинский психолог

Медицинский психолог будет выполнять многие из описанных выше действий. Основное различие между психологами здоровья и консультантами по вопросам здоровья и хорошего самочувствия заключается в том, что психологи здоровья, как правило, имеют больше автономии в своей работе и возможность руководить исследовательскими проектами или действовать в образовательной среде.

Чтобы стать лицензированным психологом в области здравоохранения, человеку, как правило, необходимо пройти докторскую программу, например, получить степень доктора психологии-консультанта.

По данным Salary.com, психологи здоровья зарабатывают в среднем чуть более 80 000 долларов в год. В частности, в районе Бостона средняя заработная плата составляет немногим более 90 000 долларов. Как и в случае с консультантами по вопросам здоровья и хорошего самочувствия, эта оплата может значительно увеличиться в зависимости от вашего работодателя, места работы и вашего уровня опыта. Самые высокооплачиваемые медицинские психологи (как правило, с большим опытом работы) могут зарабатывать более 100 000 долларов в год.

Ваш путь к психологу здоровья

Если вы хотите заняться психологией здоровья, получение степени магистра в области психологии консультирования может стать отличным первым шагом. Это должно дать вам право на многие роли в качестве консультанта по вопросам здоровья или тренера по здоровому образу жизни, а также подготовить вас к следующему шагу в вашей карьере, чтобы стать психологом здоровья, если это ваша цель.