Психологи россии известные – Самые известные психологи России и мира: топ-10
Самые известные психологи России и мира: топ-10
Психология до сих пор остаётся одной из самых загадочных дисциплин медицинской науки. Кстати, её часто путают с младшей сестрой — психиатрией. Это неверно, потому что психиатрия является дисциплиной практической, лечебной.
Занимаются этой наукой учёные-психологи. Можно спорить о том, кто из них внёс больший или меньший вклад именно в науку. Но известность не ограничивается научными премиями.
Давайте познакомимся с жизнью и особенностями творчества самых известных психологов России и мира.
10. Владимир Львович Леви
В 1938 году в семье инженеров (отец металлург, мать химик) родился сын, которому предстояло нарушить складывавшуюся династию и стать светилом медицинской науки — а также членом Союза писателей!
Владимир Львович Леви работал врачом-психиатром в Больнице имени Кащенко; научным сотрудником Института психиатрии. Кроме прочего, внёс важный вклад в создании «телефона доверия».
Он уделяет огромное значение популяризации научных знаний и распространению передовых идей. Ещё в 1967 г. получило широкую известность его дебютное произведение «Охота за мыслью: Заметки психиатра».
Всего Владимир Львович опубликовал более 30 научно-популярных трудов. Но писательский талант не ограничивался прозой — он писал (и продолжает писать) стихи. В 2000 г. его поэзия была издана сборником «Зачёркнутый профиль».
9. Лев Семёнович Выготский
«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.
Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.
В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.
В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах — самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка».
8. Дейл Карнеги
Вряд ли можно назвать Дейла Карнеги «психологом» или «психиатром». Тем не менее, всем нам известны его произведения «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»; «Как перестать беспокоиться и начать жить»
Родившийся в 1888 г. в бедной американской семье, Дейл Карнеги с раннего детства познал тяготы фермерской жизни. Но его всегда манили педагогика и ораторское искусство.
Рано занявшись мелкой торговлей, Дейл смог накопить достаточно денег для того, чтобы полностью посвятить себя любимому делу — преподаванию.
Собственно, его многочисленные труды посвящены, в первую очередь, искусству нахождения контакта с разнообразной и не всегда доверчиво настроенной публикой.
7. Алоис Альцгеймер
Наверное, термин «болезнь Альцгеймера» у всех на слуху. Имя родившегося в 1864 г. в Германии знаменитого невролога и психиатра увековечено ещё в десятке симптомов и патологий нервной системы. Но это его знаменитость «для широкой публики».
Алоис Альцгеймер всю жизнь занимался исследовательской и научной деятельностью. Многочисленные научные публикации были им объединены в фундаментальный многотомник «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».
Но значительная часть творчества остаётся доступной только уму специалиста в виде публикаций в специализированной литературе.
6. Эрнст Генрих Вебер
Родившийся в германии (1795 г.), Эрнст Генрих Вебер не вполне «психиатр». Его главными научными интересами были сравнительная анатомия и микроскопические исследования.
Большинство его научных трудов известны в виде публикаций в специализированных журналах — и они значительно продвинули науку.
Тем не менее, его исследования органов чувств привели к развитию науки «психофизиология». В кабинете каждого невролога найдётся «циркуль Вебера», позволяющий измерять кожную чувствительность.
«Законе Вебера — Фехнера»
5. Мелани Кляйн
«Детский психоанализ», «Игровая терапия» — всецело заслуга Мелани Кляйн. Рождённая в Австрии (1882 г.), известна миру как британский психолог.
Личная жизнь Мелани складывалась не слишком гладко. Её семейная жизнь не сложилась — отношения с детьми постоянно приводили к ссорам.
Более того, её дочь (также известный психоаналитик) утверждает, что старший из сыновей после одного из скандалов покончил с собой.
Вероятно, эта трагедия и подтолкнула Мелани к психоанализу как науке. Уже имея свою врачебную практику, она была впечатлена знакомством с Фрейдом.
Изданный в 1919 г. труд «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка»
полностью основан на идеях Фрейда и личных семейных наблюдениях.Позднейшие «Развитие одного ребёнка»; «Детский психоанализ»; «Зависть и благодарность» стали классическими популярными произведениями.
4. Адлер Альфред
Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».
Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.
В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.
Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере»
Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».
3. Виктор Эмиль Франкл
Родившийся в Австрии (1905 г.) Виктор Эмиль Франкл с самого начала планировал посвятить себя психологии и психиатрии. Ещё будучи студентом, Франкл обратил пристальное внимание на психологическую помощь в кризисных ситуациях. К середине 20-х годов эта проблема была как никогда актуальна в Австрии и Германии, переживающих этап глубочайшего экономического упадка.
Довелось ему оказаться и в более тяжкой ситуации — в 1942 г. вся семья Франкла была арестована и направлена в концлагерь. И здесь его способности оказались очень кстати. Вместе с другими заключёнными он помогал людям преодолевать ужас и отчаяние.
После освобождения в 1945 г. Виктор Франкл изложил свои взгляды на кризисную психологическую помощь в книге «Сказать жизни “ДА“. Психолог в концлагере». И это произведение сразу сделало его всемирно известным.
2. Абрахам Харольд Маслоу
Многие выдающиеся учёные вышли из вполне «приземлённых» семей ремесленников или купцов. Вот и в 1908 г. в скромной американской семье бондарей родился Абрахам Харольд Маслоу. К середине XX века его изыскания в области психологии потрясут не только медицину, но и экономику.
Первая научная работа талантливого юноши сразу открыла ему двери лучших лабораторий. Но она мало относилась к человеку — «Взаимосвязь сексуальности и социального поведения у приматов» была биологическим трудом.
Видимо, трудности проживания в бедной семье эмигрантов и собственные жизненные трудности обратили внимание молодого учёного в сторону психиатрии — и, одновременно экономики!
Сегодня принцип взаимосвязи потребностей, социальных обстоятельств и поведения даже школьникам известен как «пирамида Маслоу».
1. Зигмунд Фрейд
Родившийся в 1856 г. в Австрии, Зигмунд Фрейд прежде всего известен широкой публике как автор нашумевших научных трудов. Не только специалистам, но и публике хорошо известно его раннее произведение «Толкование сновидений». «Психопатология обыденной жизни» с холодной ясностью заставляет задуматься о привычных проблемах.
Пожалуй, на успех национал-социализма как общественного движения немалое влияние оказала книга «Психология масс и анализ человеческого “Я”».
Гораздо важнее не скандальность его литературных произведений, а шокирующие научные идеи. Для специалистов (психологов и психиатров) настоящим прорывом в науке познания человека стала предложенная им модель психики «Оно — Я — Сверх-Я».
Публике же ужасной показалась предложенная Фрейдом (и научно обоснованная) связь психики с сексуальностью. Вплоть до того, что само упоминание подобной связи так и называют «фрейдизм».
top10a.ru
Категория:Психологи России — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПодкатегории
В этой категории отображается 2 подкатегории из имеющихся 2.
Страницы в категории «Психологи России»
Показано 200 страниц из 265, находящихся в данной категории.
А
- Абдуллаева Мехирбан Махаметжановна
- Абульханова, Ксения Александровна
- Агапова, Ирина Анатольевна
- Агния (певица)
- Акопов, Гарник Владимирович
- Алексеев, Анатолий Андреевич (психолог)
- Алексеев, Никита Глебович
- Аллахвердов, Виктор Михайлович
- Амонашвили, Шалва Александрович
- Андреев, Сергей Игоревич
- Андреева, Галина Михайловна
- Анисимов, Олег Сергеевич
- Анцупов, Анатолий Яковлевич
- Анцыферова, Людмила Ивановна
- Аракелов, Геннадий Гургенович
- Арсеньев, Анатолий Сергеевич
- Артемьева, Галина Марковна
- Асмолов, Александр Григорьевич
- Ахутина, Татьяна Васильевна
- Ашанина, Елена Николаевна
Б
- Базаров, Тахир Юсупович
- Барабанщиков, Владимир Александрович
- Бардин, Кирилл Васильевич
- Бассин, Филипп Вениаминович
- Батурин, Николай Алексеевич
- Безруких, Марьяна Михайловна
- Березин, Феликс Борисович
- Берулава, Галина Алексеевна
- Бодалёв, Алексей Александрович
- Бодров, Вячеслав Алексеевич
- Бондаренко, Александр Фёдорович
- Бондырева, Светлана Константиновна
- Бочкарёв, Леонид Львович
- Братусь, Борис Сергеевич
- Брушлинский, Андрей Владимирович
- Бубеев, Юрий Аркадьевич
В
- Вагнер, Владимир Александрович (зоолог)
- Васильев, Игорь Александрович
- Величковский, Борис Митрофанович
- Венгер, Леонид Абрамович
- Венда, Валерий Фёдорович
- Веракса, Александр Николаевич
- Веракса, Николай Евгеньевич
- Вилюнас, Витис Казиса
- Войскунский, Александр Евгеньевич
- Войтенко, Роман Матвеевич
- Волков, Евгений Новомирович
- Володина, Василиса
- Вяткин, Бронислав Александрович
Г
- Габай, Татьяна Васильевна
- Галажинский, Эдуард Владимирович
- Ганзен, Владимир Александрович
- Гинецинский, Владислав Ильич
- Гиппенрейтер, Юлия Борисовна
- Гозман, Леонид Яковлевич
- Голубева, Эра Александровна
- Горин, Сергей Анатольевич
- Гостев, Андрей Андреевич
- Грановская, Рада Михайловна
- Громыко, Юрий Вячеславович
- Гурвич, Иосиф Наумович
- Гуревич, Константин Маркович
- Гуревич, Павел Семёнович
- Гусев, Алексей Николаевич
К
- Карабанова, Ольга Александровна
- Карвасарский, Борис Дмитриевич
- Карельский, Герман Борисович
- Карпов, Анатолий Викторович
- Карпова, Мария Сергеевна
- Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
- Кирнарская, Дина Константиновна
- Кирьянова, Анна Валентиновна
- Китов, Ахмед Исмаилович
- Климов, Евгений Александрович (психолог)
- Князев, Александр Михайлович (педагог)
- Кожемякин, Владислав Вячеславович
- Козлов, Николай Иванович
- Козловский, Станислав Александрович
- Кольцова, Вера Александровна
- Кон, Игорь Семёнович
- Корнилова, Татьяна Васильевна
- Короленко, Цезарь Петрович
- Крупицкий, Евгений Михайлович
- Крысько, Владимир Гаврилович
- Кудрявцев, Владимир Товиевич
- Кузнецова, Анна Юрьевна
- Купрейченко, Алла Борисовна
- Курачёв, Дмитрий Геннадьевич
Л
- Лабковский, Михаил Александрович
- Лазарев, Валерий Семёнович
- Лазурский, Александр Фёдорович
- Лебедев, Владимир Иванович (психолог)
- Лебедева, Марина Михайловна
- Лебединский, Виктор Васильевич
- Леви, Владимир Львович
- Лейтес, Натан Семёнович
- Леонов, Николай Ильич
- Леонова, Анна Борисовна
- Леонтьев, Алексей Алексеевич (лингвист)
- Леонтьев, Дмитрий Алексеевич
- Лепский, Владимир Евгеньевич
- Лефевр, Владимир Александрович
- Литвак, Михаил Ефимович
- Личко, Андрей Евгеньевич
- Логинова, Наталья Анатольевна
- Лубовский, Владимир Иванович
- Львовский, Владимир Александрович
М
- Магомед-Эминов, Мадрудин Шамсудинович
- Мазилов, Владимир Александрович
- Мазин, Виктор Аронович
- Малых, Сергей Борисович
- Марцинковская, Татьяна Давидовна
- Марютина, Татьяна Михайловна
- Матвеев, Валентин Степанович
- Матвеева, Лидия Владимировна
- Матюшкин, Алексей Михайлович
- Мелия, Марина Ивановна
- Менделевич, Владимир Давыдович
- Мещеряков, Борис Гурьевич
- Микадзе, Юрий Владимирович
- Михайлов, Феликс Трофимович
- Морозов, Владимир Петрович
- Мунипов, Владимир Михайлович
- Мурашова, Екатерина Вадимовна
- Мусхелишвили, Николай Львович
- Мухина, Валерия Сергеевна
Н
- Наговицын, Алексей Евгеньевич
- Назаретян, Акоп Погосович
- Нарицын, Николай Николаевич
- Нартова-Бочавер, Софья Кимовна
- Некрасова, Юлия Борисовна
- Немов, Роберт Семёнович
- Нечаев, Николай Николаевич
- Николаева, Валентина Васильевна
- Новодержкин, Борис Анатольевич
- Носкова, Ольга Геннадьевна
- Носуленко, Валерий Николаевич
- Нуркова, Вероника Валерьевна
П
- Палей, Иосиф Маркович
- Панарин, Игорь Николаевич
- Панасюк, Александр Юрьевич
- Панфёров, Владимир Николаевич
- Парыгин, Борис Дмитриевич
- Патяева, Екатерина Юрьевна
- Петрановская, Людмила Владимировна
- Петренко, Виктор Фёдорович
- Петровская, Лариса Андреевна
- Петровский, Артур Владимирович
- Петровский, Вадим Артурович
- Петухов, Валерий Викторович
- Писаренко, Сергей Николаевич
- Платонов, Юрий Петрович
- Плигин, Андрей Анатольевич
- Поддьяков, Александр Николаевич
- Подольский, Андрей Ильич
- Подымова, Людмила Степановна
- Познышев, Сергей Викторович
- Покрасс, Михаил Львович
- Поливанова, Катерина Николаевна
- Поляков, Юрий Фёдорович (психолог)
- Пономарёв, Яков Александрович
ru.wikipedia.org
1 | Адлер Альфред | австрийский психолог, представитель психоанализа | Австрия |
2 | Айзенк Ханс Юрген | английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности | Англия |
3 | Амонашвили Шалва Александрович | советский, грузинский и российский педагог и психолог | Россия |
4 | Ананьев Борис Герасимович | советский психолог, создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ | Россия |
5 | Анохин Петр Кузьмич | советский физиолог, создатель теории функциональных систем | Россия |
6 | Аристотель | древнегреческий философ и учёный | Древняя Греция |
7 | Ах Нарцисс | немецкий психолог, представитель Вюрцбургской психологической школы, последователь Освальда Кюльпе | Германия |
8 | Бандура Альберт | канадский психолог (украинец по происхождению), известный своими работами по теории социального обучения | США |
9 | Бардин Кирилл Васильевич | российский психолог, специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии | Россия |
10 | Басов Михаил Яковлевич | отечественный психолог, разработал методику психологических наблюдений за детьми дошкольного возраста | Россия |
11 | Бассин Филипп Вениаминович | выдающийся советский психолог и нейрофизиолог, доктор медицинских наук, профессор | Россия |
12 | Бекеши Джордж фон | американский физик, биофизик и физиолог, член Национальной академии наук США, Американской академии искусств и наук | США |
13 | Бергсон Анри | один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни | Франция |
14 | Беркли Джордж | английский и ирландский философ, представитель субъективного идеализма | Англия |
15 | Берн Эрик | американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» | США |
16 | Бернштейн Николай Александрович | советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности | Россия |
17 | Берт Хеллингер | немецкий философ, психотерапевт и богослов, автор метода — «системно-семейные расстановки» | Германия |
18 | Бехтерев Владимир Михайлович | выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог | Россия |
19 | Бине Альфред | французский психолог, доктор медицины и права Парижского университета | Франция |
20 | Блейлер Эйген | швейцарский психиатр и патопсихолог, профессор психиатрии | Швейцария |
21 | Блонский Павел Петрович | русский и советский философ, педагог и психолог | Россия |
22 | Бодалев Алексей Александрович | выдающийся русский психолог | Россия |
23 | Бодуэн Де Куртенэ | выдающийся польский и рос. лингвист, один из создателей учений о фонемах, морфемах и графемах | Польша |
24 | Божович Лидия Ильинична | сов. психолог, ученица Л.С. Выготского | Россия |
25 | Брентано Франц | австрийский философ и психолог, провозвестник феноменологии и некоторых идей аналитической философии | Германия |
26 | Брунер Джером Сеймур | американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов | США |
27 | Брушлинский Андрей Владимирович | российский психолог, исследовал проблемы психологии личности и мышления | Россия |
28 | Бэкон Фрэнсис | английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма | Англия |
29 | Бэн Александр | шотландский философ, психолог и педагог | Англия |
30 | Бюлер Карл | немецкий психолог и лингвист, автор трудов по психологии мышления и языка, по общему языкознанию | Австрия |
31 | Бюлер Шарлотта | психолог, доктор философии, специалист по детской психологии | Австрия |
32 | Вагнер Владимир Александрович | известный российский зоолог и зоопсихолог, психолог, доктор зоологии, основатель отечественной сравнительной психологии | Россия |
33 | Вайцзекер Виктор, фон | немецкий врач–интернист, невролог и философ, один из крупнейших представителей психосоматической медицины в Германии | Германия |
34 | Валлон Анри | французский психолог, педагог | Франция |
35 | Вебер Эрнст Генрих | немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения | Германия |
36 | Вертгеймер Макс | нем. и амер. психолог, один из основателей гештальтпсихологии | Германия |
37 | Вивес Хуан Луис | испанский философ, гуманист и педагог | Испания |
38 | Вудвортс Роберт | американский психолог, представитель функциональной психологии | США |
39 | Выготский Лев Семенович | известный в мировой психологии сов. психолог | Россия |
40 | Галль Франц Иосиф | автор теории локализации сложных психических функций и свойств в коре головного мозга, основатель френологии | Австрия |
41 | Гальперин Петр Яковлевич | выдающийся советский психолог, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР | Россия |
42 | Гальтон Фрэнсис | английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики | Англия |
43 | Гартли Дэвид | англ. врач и психолог, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии | Англия |
44 | Геллерштейн Соломон Григорьевич | советский учёный, доктор биологических наук, профессор, психолог и психотехник | Россия |
45 | Гельмгольц Герман | немецкий физик, физиолог и психолог | Германия |
46 | Гербарт Иоганн | нем. философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии | Германия |
47 | Гоббс Томас | англ. философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета | Англия |
48 | Гольдштейн Курт | один из наиболее выдающихся немецких неврологов и психиатров, заложивший основы нейро- и патопсихологии | Германия |
49 | Грот Николай Яковлевич | русский философ-идеалист, психолог | Россия |
50 | Давыдов Василий Васильевич | известный отечественный психолог и педагог, Академик и вице-президент Российской академии образования | Россия |
51 | Декарт Рене | фр. философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики | Франция |
52 | Демокрит Абдерский | древнегреч. философ, создатель законченной системы атомистического материализма | Древняя Греция |
53 | Джеймс Уильям | амер. психолог и философ, один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии | США |
54 | Дженис Ирвинг | психолог-исследователь | США |
55 | Дильтей Вильгельм | нем. философ и психолог | Германия |
56 | Добрынин Николай Федорович | советский психолог, доктор педагогических наук, профессор | Россия |
57 | Дьюи Джон | американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм | США |
58 | Дюркгейм Эмиль | французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа | Франция |
59 | Жане Пьер | фр. психолог и психиатр | Франция |
60 | Жинкин Николай Иванович | известный рос. психолог, представитель старшего поколения психологов «челпановского призыва» | Россия |
61 | Занков Леонид Владимирович | сов. психолог, педагог, дефектолог, ученик Л.С. Выготского | Россия |
62 | Запорожец Александр Владимирович | сов. психолог, ученик Л.С. Выготского | Россия |
63 | Зейгарник Блюма Вульфовна | сов. психолог, основатель отечественной патопсихологии | Россия |
64 | Зинченко Петр Иванович | украинский психолог, представитель Харьковской школы | Украина |
65 | Зинченко Татьяна Петровна | советский и российский психолог | Россия |
66 | Ительсон Лев Борисович | сов. психолог и педагог | Россия |
67 | Йеркс Роберт | американский психолог | США |
68 | Кабанис Пьер Жан Жорж | французский врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции | Франция |
69 | Кавелин Константин Дмитриевич | русский историк, правовед, социолог и публицист | Россия |
70 | Кант Иммануил | великий немецкий философ, родоначальник нем. классической философии | Германия |
71 | Капп Эрнст | немецкий географ и философ, занимавшийся вопросами философии техники | Германия |
72 | Кассирер Эрнст | нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства | Германия |
73 | Кёлер Вольфганг | немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии | США |
74 | Келлер Елена | знаменитая амер. слепоглухонемая (с 2 лет), преподаватель и общественный деятель | США |
75 | Келли Джордж Александр | американский психолог, автор оригинальной теории личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов | США |
76 | Кеннон Уолтер | американский психофизиолог, физиолог | США |
77 | Кондильяк Этьен Бонно де | французский философ, аббат | Франция |
78 | Корнилов Константин Николаевич | отечественный психолог, автор реактологического учения, ученик Г.И. Челпанова | Россия |
79 | Корчак Януш | выдающийся польский педагог, гуманист, врач-педиатр, писатель | Польша |
80 | Кюльпе Освальд | немецкий психолог и философ, представитель критического реализма, основатель Вюрцбургской школы | Германия |
81 | Ладыгина-Котс Надежда Николаевна | рос. психолог | Россия |
82 | Лазурский Александр Федорович | отечественный врач и психолог, сотрудник В.М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге | Россия |
83 | Ламетри Жюльен Офре де | французский врач и философ-материалист | Франция |
84 | Ланге Николай Николаевич | русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей экспериментальной психологии своего времени | Россия |
85 | Леви-Брюль Люсьен | французский философ и психолог, представитель фр. социологической школы | Франция |
86 | Левин Курт | немецкий, а затем американский психолог | Германия |
87 | Левина Роза Евгеньевна | сов. психолог, дефектолог, логопед, участница «пятерки» учеников Л.С. Выготского | Россия |
88 | Лейбниц Готфрид Вильгельм | нем. философ, математик, языковед, историк, юрист, изобретатель | Германия |
89 | Леонтьев Алексей Николаевич | сов. психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии | Россия |
90 | Лисина Майя Ивановна | сов. психолог, доктор психологических наук, профессор | Россия |
91 | Локк Джон | англ. философ, психолог, педагог, политический деятель | Англия |
92 | Ломов Борис Федорович | советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, психологии познавательных процессов | Россия |
93 | Лоренц Конрад | выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине | Австрия |
94 | Лурия Александр Романович | выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии | Россия |
95 | Мак-Дугалл Уильям | англо-американский психолог | США |
96 | Макаренко Антон Семенович | советский педагог и писатель | Россия |
97 | Мамардашвили Мераб Константинович | выдающийся советский философ, доктор философских наук, профессор | Россия |
98 | Маслоу Абрахам Харольд | видный американский психолог, основатель гуманистической психологии | США |
99 | Мейерсон Иньянс | французский психолог | Франция |
100 | Мейман Эрнст | нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии | Германия |
www.persev.ru
17 лучших книг великих психологов, которые изменили нашу реальность
Откройте любые газету или журнал, и вы там найдете термины, предложенные Зигмундом Фрейдом. Сублимация, проекция, перенос, защиты, комплексы, неврозы, истерии, стрессы, психологические травмы и кризисы и т.д. – все эти слова прочно вошли в нашу жизнь. И также прочно в нее вошли книги Фрейда и других выдающихся психологов. Предлагаем вам список самых лучших – тех, которые изменили нашу реальность. Сохраните себе, чтобы не потерять!
- Эрик Берн. Игры, в которые играют люди.
Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом играем друг с другом в игры, используя три роли: Взрослый, Родитель и Ребенок. Подробнее об этой популярной во всем мире концепции читайте в обзоре бестселлера Берна «Игры, в которые играют люди», представленном в Библиотеке «Главная мысль».
- Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления
Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры. Обзор его книги вы можете прочитать в Библиотеке «Главная мысль».
- Альфред Адлер. Понять природу человека
Альфред Адлер — один из самых знаменитых учеников Зигмунда Фрейда. Создал свою концепцию индивидной (или индивидуальной) психологии. Адлер писал, что на поступки человека влияет не только прошлое (как учил Фрейд), но и будущее, а точнее цель, которую человек хочет достичь в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует свое прошлое и настоящее. Иными словами, только зная цель, мы можем понять, почему человек поступил так, а не иначе. Возьмем, к примеру, образ с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте. О всеобщем законе развития личности, предложенном Адлером, вы можете прочитать в статье: «Я – Наполеон! При каких условиях чувство неполноценности перерастает в болезнь».
- Норман Дойдж. Пластичность мозга
Доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж посвятил свои исследования пластичности мозга. В своем главном труде он делает революционное заявление: наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека. Дойдж рассказывает о последних открытиях, доказывающих, что человеческий мозг пластичен, а значит, способен самоизменяться. В книге представлены истории об ученых, врачах и пациентах, которые смогли добиться удивительных трансформаций. Тем, у кого были серьезные проблемы, удалось без операций и таблеток вылечить заболевания мозга, считавшиеся неизлечимыми. Ну а те, у кого не было особых проблем, смогли значительно улучшить работу своего мозга. Подробнее в обзоре, представленном в Библиотеке «Главная мысль».
- Сьюзан Вайншенк «Законы влияния»
Сьюзан Вайншенк — известный американский психолог, специализирующийся на поведенческой психологии. Ее называют «Леди Мозг», поскольку она изучает последние достижения в области неврологии и человеческого мозга и применяет полученные знания в бизнесе и повседневной жизни. Сьюзан рассказывает об основных законах психики. В своем бестселлере она выделяет 7 основных мотиваторов человеческого поведения, которые влияют на нашу жизнь. Подробнее об этом в обзоре по книге «Законы влияния», представленном в Библиотеке «Главная мысль».
- Эрик Эриксон. Детство и общество
Эрик Эриксон — выдающийся психолог, который детализировал и дополнил знаменитую возрастную периодизацию Зигмунда Фрейда. Периодизация жизни человека, предложенная Эриксоном, состоит из 8 стадий, каждая из которых заканчивается кризисом. Этот кризис человек должен правильно пройти. Если не проходит, то он (кризис) добавляется в нагрузку в следующий период. О важных возрастных периодах жизни взрослых людей вы можете почитать в статье: «3 переломных момента в жизни, после которых открывается второе дыхание».
- Роберт Чалдини. Психология убеждения
Знаменитая книга известного американского психолога Роберта Чалдини. Она стала классической в социальной психологии. «Психологию убеждения» рекомендуют лучшие ученые мира как пособие по межличностным отношениям и конфликтологии. Обзор по этой книге представлен в Библиотеке «Главная мысль».
- Ганс Айзенк. Измерения личности
Ганс Айзенк — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Наиболее известен как автор популярного теста на уровень интеллекта — IQ.
- Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство
Психолог Дэниел Гоулман полностью изменил наше представление о лидерстве, заявив, что для лидера «эмоциональный интеллект» (EQ) важнее IQ. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Почему так происходит, вы можете прочитать в обзоре по книге Гоулмана «Эмоциональное лидерство», представленном в Библиотеке «Главная мысль».
- Малкольм Гладуэлл. Озарение: Сила мгновенных решений
Знаменитый социолог Малкольм Гладуэлл представил ряд любопытных исследований, посвященных интуиции. Он уверен, что интуиция есть у каждого из нас, и к ней стоит прислушиваться. Наше бессознательное без нашего участия обрабатывает огромные массивы данных и на блюдечке выдает самое верное решение, которое нам остается только не пропустить и использовать с толком для себя. Однако интуицию легко спугнуть отсутствием времени для принятия решения, состоянием стресса, а также попыткой описать словами свои мысли и действия. Обзор по бестселлеру Гладуэлла «Озарение» есть в Библиотеке «Главная мысль».
- Виктор Франкл. Воля к смыслу
Виктор Франкл — всемирно известный австрийский психолог и психиатр, ученик Альфреда Адлера и основатель логотерапии. Логотерапия (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) — это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря. Это терапия поиска смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности (как считал Фрейд), а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).
- Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений
Зигмунда Фрейда представлять не надо. Скажем только несколько слов о его главных выводах. Основатель психоанализа считал, что ничего не происходит просто так, всегда надо искать причину. А причина психологических проблем кроется в бессознательном. Он придумал новый метод, который вводит в бессознательное, а значит, изучает его – это метод свободных ассоциаций. Фрейд был уверен, что все проживают Эдипов комплекс (для мужчин) или комплекс Электры (для женщин). Становление личности происходит именно в этот период — с 3 до 5 лет. Если вы хотите узнать об этом подробнее, читайте статью: «Эдипов комплекс: главная битва человека, которая определяет всю его жизнь».
- Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы
Анна Фрейд — младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основала новое направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой считают разработку теории защитных механизмов человека. Также Анна значительно продвинулась в изучении природы агрессии, но всё-таки самым весомым ее вкладом в психологию было создание детской психологии и детского психоанализа.
- Нэнси МакВильямс. Психоаналитическая диагностика
Эта книга — Библия современного психоанализа. Американский психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет, что все мы до некоторой степени иррациональны, а значит, про каждого человека необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько псих?» и «В чем конкретно псих?» На первый вопрос позволяют ответить три уровня работы психики (подробности в статье: «3 состояния психики, которые показывают, здоров ли человек или есть патология»), а на второй — типы характера (нарциссический, шизоидный, депрессивный, параноидный, истерический и т.д.), подробно изученные Нэнси МакВильямс и описанные в книге «Психоаналитическая диагностика».
- Карл Юнг. Архетип и символ
Карл Юнг — второй знаменитый ученик Зигмунда Фрейда (об Альфреде Адлере мы уже рассказывали). Юнг считал, что бессознательное — это не только все самое низшее в человеке, но и самое высшее, например, творчество. Бессознательное мыслит символами. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, с которым человек рождается, оно у всех одинаковое. Когда человек появляется на свет, он уже наполнен древними образами, архетипами. Они переходят из поколения в поколение. Архетипы влияют на все, что происходит с человеком.
- Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики
Абрахам Маслоу — всемирно известный психолог, пирамиду потребностей которого знают все. Но Маслоу знаменит не только этим. Он первым описал психически здорового человека. Психиатры, психотерапевты, как правило, имеют дело с психическими отклонениями. Эта область довольно хорошо изучена. А вот психическое здоровье мало кто исследовал. Что значит — быть здоровым человеком? Где грань между патологией и нормой? Подробности в статье: «10 критериев психической нормы: как понять, здоровы ли вы?»
- Мартин Селигман. Как научиться оптимизму
Мартин Селигман — выдающийся американский психолог, основатель позитивной психологии. Всемирную известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности, то есть пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. Селигман доказал, что в основе беспомощности и ее крайнего проявления — депрессии — лежит пессимизм. Психолог знакомит нас с двумя своими главными концепциями: теорией выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений. Они тесно связаны. Первая объясняет, почему мы становимся пессимистами, а вторая — как изменить стиль мышления, чтобы из пессимиста превратиться в оптимиста. Обзор книги Селигмана «Как научиться оптимизму» представлен в Библиотеке «Главная мысль».
Поделитесь с друзьями:www.knigikratko.ru
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.. 100 великих психологов
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.
В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.
В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то
время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.
Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.
В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.
В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.
Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.
Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.
В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.
На рубеже 1940—1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.
В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.
В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.
Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы.
В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.
В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Выдающиеся психологи России
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьин, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского. В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.
В сентябре 1927 г. Борис Герасимович Ананьев был направлен на стажировку в Ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке. Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад о социальной полезности музыканта (с психофизической точки зрения). Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга. В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Борис Герасимович Ананьев написал свою первую монографию — психология педагогической оценки, которая была опубликована в 1935 г.
В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Борис Герасимович Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии. Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов.
В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии. Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения. В 1943 г. Борис Герасимович Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинградском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. А в 1947 г. он опубликовал монографию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.
На рубеже 1940-1950-х гг. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.
В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Бориса Герасимовича Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и « О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплексный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.
В это же время Борис Герасимович Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования.
В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Борис Герасимович стал деканом этого факультета.
В начале 1970-х гг. Ананьев задумал коллективную книгу « Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
Кроме того, Борис Герасимович сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927)
Владимир Михайлович Бехтерев, известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы, родился 20 января 1857 г. в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии в семье мелкого государственного служащего.
В августе 1867 г. он начал занятия в Вятской гимназии, а поскольку Бехтерев еще в юности решил посвятить свою жизнь невропатологии и психиатрии, после окончания семи классов гимназии в 1873 г. он поступил в Медико-хирургическую академию.
В 1878 г. окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был оставлен для дальнейшего обучения на кафедре психиатрии у И.П. Мережского.
В 1879 г. Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. 4 апреля 1881 г. Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента.
В 1884 г. Бехтерев отправился в командировку за границу, где занимался у таких известных европейских психологов, как Дюбуа-Реймон, Вундт, Флексиг и Шарко. После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета. Будучи с 1884 г. профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.
В 1883 г. Бехтерев был удостоен серебряной медали «Общества русских врачей» за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы». В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы.
В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров. Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892 г.
С 1893 г. Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».
В 1894 г. Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 г. он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. В ноябре 1900 г. двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра.
mirznanii.com