Психологическая специфика конфликтов в старшем школьном возрасте – —

Причины конфликтов в старшем школьном возрасте — КиберПедия

 

При рассмотрении конфликтов в юношеском возрасте необходимо учитывать специфическую психологическую атмосферу накануне окончания старшеклассниками школы. Любые конфликты с учителями в этот период могут негативно сказаться на первых периодах вхождения выпускников во взрослую жизнь.

Нарушение дисциплины у старшеклассников может проявляться в следующих формах:

невыполнении ученических обязанностей, непослушании, неподчинении требованиям учителей;

курении, коллективных и индивидуальных пропусках занятий, обмане учителей в виде мошенничества;

межученической вражде, драках, групповых разборках, запугивании физически более слабых, психологическом и физическом терроризировании отдельных школьников сплоченными группами старшеклассников.

К конфликтогенному поведению педагогов в старших классах относится:

-неспособность управлять познавательной работой молодых людей во время урока;

-потеря учителем границы возможной близости к учащимся;

-научная узость и отсутствие эрудиции у педагога в преподаваемом предмете;

-противоречия при оценивании знаний учащихся,

-а также поведение учителей, которое приводит к нарушению нормальных человеческих отношений со старшеклассниками (вспышки по пустякам, крикливость, преследование школьников по пустякам, использование детских методов дисциплинирования, дискриминация по отношению к учащимся и т. д.).

Конфликты, которые вызываются бестактностью педагога, являются самыми распространенными в юношеском возрасте.

Наиболее часто встречающимися проявлениями педагогической бестактности являются (в порядке убывания удельного веса):

-публичные оскорбления старшеклассников;

-вторжение в личный мир девушек и юношей и осуждение взаимных симпатий;

-аффективное выражение оценок и требований в форме крика, ругани, угроз;

-злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов учащимся;

-любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия делиться и советоваться со старшими;

-межучительская бестактность в форме негативных оценок коллег за глаза с апелляцией к учащимся.

Цели конфликтной ситуации

Расчленение целей конфликтной ситуации на

деловые (профессиональные, служебные) и

межличностные (сугубо личные) способствует объективной оценке ситуации и выбору более рациональных путей и средств для корректировки или коренного изменения целей противостоящих или взаимодействующих сторон.



Но и здесь есть одна сложность, которую следует подчеркнуть особо. Нередко противопоставление сторонами целей вступления в конфликтную ситуацию обусловливается не подлинным содержанием целей, а недостатками взаимопонимания. Стороны как будто говорят па разных языках. Сущностная сторона позиций как бы размазана, как бы не схватывается, а порой и сознательно приглушается «оппонентами». В конфликтной ситуации нередко вследствие намеренной «глухоты» к восприятию информации со стороны «оппонента» снижается интеллектуальный и обостряется эмоциональный компоненты взаимного непонимания.

Понятийная схема конфликта

 

Большинство конфликтов, которые имеют место в системе образования (в континууме учитель—ученик и учитель—класс), имеют ярко выраженную социально-психологическую направленность.

Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта,

условия протекания конфликта,

образы конфликтной ситуации,

возможные действия участников конфликта,

исходы конфликтных действий.

Как отмечает Т. Шеллинг, имея в виду конфликтную ситуацию, слова часто дешевы, участники предпочитают судить о намерениях, ценностях, возможностях противостоящих сторон в первую очередь не по их словам, а по их действиям. Аналогичным образом они часто обращаются к действиям для того, чтобы передать противостоящей стороне свои намерения, оценки и демонстрировать свои возможности.

Исходы (последствия, результаты конфликтных действий) органично вплетены в самый конфликт. Прежде всего, они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение.

 

cyberpedia.su

Особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликтной ситуации

Сагилян Эмма Михайловна,кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г.Сочи

Седнев Христиан Нораирович,Студент 4 курса очного отделения направление подготовки «Экономика», НОУ ВПО«Международный Инновационный Университет» г. Сочи[email protected]

Особенности поведения лиц старшего школьного возраста

в конфликтной ситуации

Аннотация. Статья посвященаанализуразличий встратегиях поведения между юношами и девушками в ситуации конфликта.Ключевые слова: психология, конфликт, школа, старшеклассники,конфликтная ситуация.

Психологические исследования конфликтов занимают центральное место среди исследований многих наук, посвященных данной проблеме[1,с.57]. Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов определением психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразие психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и систематизация в рамках междисциплинарных исследований отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания.Так как для успешной организации оптимальных условий личностного развития нужно учитывать каждую стратегию выхода из конфликтной ситуации, было предложено тестировать учащихся старшего школьного возраста.[2,с.146]Исследование особенностей поведения лиц старшего школьного возраста в конфликтной ситуации проводилось в МОБУ гимназии №76 города Сочи поселка Дагомыс средиучащихсядесятых и одиннадцатых классов. Выборка исследования составила 30 человек, их них 15 юношей и 15 девушек. Для достижения цели работы мы использовали тест Томаса, который состоит из 30 вопросов, каждый из которых имеет два варианта ответа. Каждому из тестируемых предлагалось выбрать то суждение, которое являлось бы наиболее типичным для характеристики его поведения. Свои ответы они должны были внести в соответствующий бланк ответов. После чего ответы были проанализированы, т.е. подсчитаны количество баллов по каждому столбику, название столбика набравшего наибольшее количество баллов является ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации; после чего были сделаны выводы.Наше исследование включало следующие этапы:1.Подбор методов и методики;2.Формирование выборки исследования;3.Определение наиболее распространенной стратегии поведения в конфликтной ситуации;4.Сравнение стратегий поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек.За основную методику был взят тест Томаса психологический тест для определения конфликтного поведения, характерного для респондента способавыхода из конфликтной ситуации.Тест основывается на его собственной теории конфликтного поведения, согласно которой:1.в случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха;2.в случаях соперничества, приспособления и компромисса, ктото выигрывает, ктото проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс;3.только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.Данный тест на поведение в конфликте позволяет оценить пять стратегий выхода их конфликта:1.Сотрудничество2.Противоборство3.Уступка4.Компромисс 5.Избегание

В исследовании просматривается вариативность поведения испытуемых в конфликтной ситуации. Это хорошо, так как испытуемые могут изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Рис. 1.Сводная таблица результатов по тесту Томаса

1.Среди опрошенных респондентов 74% готовы идти на сотрудничество и компромисс;2.40% опрошенных респондентов выбирают стиль поведения в конфликтной ситуации соперничество и избегание;3.13% опрошенных респондентов отдают предпочтение стилю приспособления.Рассмотрим зависимость модели поведения в конфликте от половой принадлежности.0%5%10%15%20%25%30%35%40%20%40%34%13%20%

Рис.2.Таблица результатов по тесту Томаса

По результатам исследования 45% опрошенных девушек и 25% юношей выбирают стиль поведения в конфликте сотрудничество, такой стиль требует умений объяснять свои желаниям и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Также 36% опрошенных девушек и 25% юношей выбирают компромисс, потому что он наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Из всех опрошенных респондентов 27% девушек готовы избегать конфликта. Данный стиль они выбирают тогда, когда затрагиваемая проблема не слишком важна, они не отстаивают свои права, не сотрудничают ни с кем для выработки решения и не хотят тратитьвремя и силы на ее решение. Стоит заметить, что данный стиль поведения не присущ юношам. Для 9% опрошенных девушек и 5% юношей характерен стиль поведения в конфликте соперничество.Они обладают сильной волей, достаточным авторитетом и неформальной властьюв своей группе. Стремятся,в первую очередь,удовлетворить собственные интересы. 9% и 25% опрошенных респондентов девушек и юношей соответственно выбирают стиль поведения приспособление, этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.Психологическая позиция заставляет человека действовать строго определенным образом. Люди действуют для того, чтобы сохранить или изменить эти позиции. Они действуют таким образом,чтобы навязать другим людям определенные позиции, и стараются избежать того, чтобы им навязывали те психологические позиции, которые им невыгодны. Однако спектр этих действий достаточно широк, а в ситуации конфликта он чрезвычайно сужается. Порождаясь типами взаимодействия людей, он развивается уже по своим собственным законам, чисто психологическим законам, но по «железной логике», заставляющих людей, втянутых в него, действовать так, а не иначе.[3,с.156]. В действиях молодых людей, эта логика просматривается удивительно ясно и отчетливо. И она неумолима. Конфликт можно сравнить с паровозом, несущимся на всех парах по заранее проложенным рельсам. И вне зависимости от скорости и количества угля в топке этот паровоз не сможет свернуть с рельсов, как бы этого не хотел машинист и пассажиры. Свернуть не может, но может остановиться. И этим, так называемым, тормозом будут стратегии поведения. Подростковый возраст отличается конфликтностью[4,с.185].Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики[5,с.18]. Появление психических новообразований сопряжено со 0%5%10%15%20%25%30%35%40%45%9%45%36%9%27%5%25%25%25%0%ДевушкиЮношисложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. Всвязи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене [6,с.32].Гипотезойисследования было предположение, что в конфликтной ситуации юноши и девушки используют различные стратегии поведения ипостностью подтверждена тем, что юноши и девушки действительно используют различные стили поведения в ситуации конфликта, что и доказало наше исследование.Результаты проведенного намиисследованияоказали содействие в выборе тактикии способствовалиснижению количества конфликтов в месте его проведения.

Ссылки на источники1.Запрудский Ю.Г. Социальныйконфликт: политологический анализ.РостовнаДону:Издательство Ростовскогоуниверситета, 1992.120 с.2.Кон И.С. Психология ранней юности.–М: Просвещение, 1989.–256 с.3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет : учебное пособие /И.Ю. Кулагина. –Издание 3е. –Москва : УРАО, 1997. –176 с.

4.Психология конфликта / Сост.и общ редакция Н.В.Гришиной. 2е изд. —СПб.: Питер, 2008. —480с: ил. —(Серия «Мастера психологии»)5.Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве/Педагогика. № 4. Апрель 2012.С.11206.Сагилян Э. М. К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере: научная статья/Гуманизация образования. 2013. № 2.С.3034

e-koncept.ru

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Конфликтные ситуации играют важную роль в жизни человека, формировании семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества в целом. По мнению специалистов, до 20-25 % времени уходит на выяснение отношений, примирение сторон в конфликтной ситуации. В особенности опасны конфликты в старшем школьном возрасте. Школьнику, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация, а также конфликты со сверстниками. Целиком исключить конфликты в коллективе почти нельзя, даже если бы все люди были исключительно идеальными. Сегодня каждому человеку необходимо знать особенности поведения в конфликте, и  причину конфликтной ситуации, чтобы удачно её разрешить. Огромную роль в решении конфликта играет личность, а также ее поведения в зависимости от гендерных особенностей.

Современная психология определяет конфликт, как «острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей» [2, с. 544]. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Потребность в выражении своих мнений и идей особенно актуальна в старшем школьном возрасте. Старший школьный возраст (15-18 лет) — это пора формирования взглядов, убеждений, мировоззрения. В отличие от подростков юноши и девушки более взволнованы формированием личных убеждений, развитием философского миропонимания [1, с. 329]. В старшем школьном возрасте ответственные и трудные задачи, стоящие перед индивидом, при неблагоприятных общественных или социальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживания.

Гендерные различия поведения в конфликте – это особенности поведенческих проявлений участников конфликта, определяемых их половой принадлежностью. Влияние гендерных отличий проявляется преимущественно в стратегиях конфликтного взаимодействия [3, с. 496].

Целью экспериментального исследования было: изучение гендерных особенностей поведения в конфликтах в старшем школьном возрасте. Мы предположили, что юноши и девушки старшего школьного возраста используют различные стили поведения в конфликтной ситуации. Исследовательская работа состояла из проведения двух методик: опросник К. Томаса и тест «Руки» Вагнера. В исследовании приняли участие 25 человек, из которых 12 юношей и 13 девушек.

Первоначально мы определили стиль поведения, изучили личностную предрасположенность к конфликтному поведению. Для этого мы использовали опросник по выявлению типичных форм поведения К. Томаса. Результаты данной методики представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Стили поведения в конфликтной ситуации юношей и девушек.

 

Исследование показало следующие результаты:

  • 92 % юношей и 31 % девушек предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся достигнуть своих интересов в ущерб другим.
  • 8 % юношей готовы к сотрудничеству, то есть, они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
  • 46 % девушек идут на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • 15 % девушек выбрали стратегию избегания, при которой характерно отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  • 8 % девушек предпочли стратегию приспособления — принесение в жертву своих интересов ради другого.

Следующим нашим шагом был анализ агрессивности у юношей и девушек. Для этого мы использовали тест «Руки» Вагнера. Результаты по этой методике представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Соотношение вероятности агрессии у юношей и девушек.

 

Анализируя ответы старших школьников можно сделать следующие выводы:

  • у 92 % юношей и 31 % девушек вероятность агрессии высокая. Это говорит о готовности испытуемых к проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться мнению других, склонности к конфликтам.
  • у 8 % юношей и 69 % девушек вероятность агрессии низкая. То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными.

Подводя итог, мы заметили, что у девушек преобладают такие стратегии как компромисс, избегание и приспособление. Ведь в обществе за многие годы сложился стереотип, что именно эти манеры поведения являются «женскими» манерами поведения в конфликте. Это связано с отсутствием властолюбия у девушек, большей психологической терпеливостью, их способностью сочувствовать собеседнику. С детства девочек готовят к материнству и ведению домашнего хозяйства, к сглаживанию конфликтных ситуаций в семье, что в конечном итоге развивает у них чувство заботы и сопереживания. У юношей же, наоборот, преобладающая стратегия – соперничество. Такой результат относительно юношей был ожидаемым. Ведь у мальчиков с детства воспитываются  лидерские качества, самостоятельность и сила, большинство их игр носит состязательный характер. Так же  можно сделать вывод, что у старших школьников нашего исследования, в зависимости от их гендерных различий, преобладает разная стратегия поведения в конфликтной ситуации и разный уровень агрессивности.

Таким образом, наше предположение, что юноши и девушки старшего школьного возраста используют различные стили поведения в конфликтной ситуации, постностью подтвердилось тем, что у юношей преобладает стратегия – соперничество, а у девушек преобладают такие стратегии как компромисс, избегание и приспособление, что и доказало наше исследование.

 

Список литературы:

  1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие/ Т. П. Авдулова – Москва: Академия, 2014. – 329 с.
  2. Гришина Н. В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина.- 2-еизд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
  3. Клецина И. С. Гендерная психология / И. С. Клецина. — 2-е изд. СПб.:Питер, 2009 — 496 с.

sibac.info

Статья по психологии: Психологические особенности конфликтов в школьной среде

Психологические особенности конфликтов в школьной среде.

Конфликт (лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся относительно лежащего в его основе столкновения (синонимами которого могут также выступать несовместимость, борьба, разногласия и т. д.).

Еще один критерий, на основании которого мы можем охарактеризовать явление конфликта, – это наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. Действительно, столкновение как ядро конфликта предполагает осознанную активность сторон. Нельзя находиться в конфликте с природой или техникой, поскольку они не могут вступать в активное и осознанное взаимодействие с нами. Когда же речь идет, например, о конфликте добра и зла, то, в сущности, он всегда реализуется в каких-то персонифицированных формах и противостоянии конкретных людей или групп.

Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т.д.

Мы же рассмотрим особенности конфликтов в школьных коллективах.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители-администратор; администратор-администратор.

Мы не будем рассматривать все виды конфликтов. Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективах изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, потому нет и целостного представления об их причинах и особенностях.

Особенности конфликтов между школьниками (в системе ученик-ученик).

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении.

Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация, процесс социализации учащихся. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива.

Конфликты между учениками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.

Конфликты между учителем и учениками (в системе учитель-ученик).

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты.

Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят, когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Ситуации и конфликты поступков. Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивов. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок. Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие. Нередки случаи, когда негативное отношение ученика к учителю переносится и на предмет, который он преподает.

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.

Природа педагогического конфликта существенным образом отличается от других межличностных конфликтов, так как в этом случае в столкновении участвуют ребенок как развивающаяся личность и взрослый. При этом взрослый обладает опытом, умениями, самоконтролем и другими качествами, а у ребенка поведение может носить импульсивный характер, так как волевая сфера еще не достаточно развита. В педагогическом общении раскрывается субъективный мир учащихся и учителя, обнажается их личностное своеобразие. Таким образом, конфликтность их взаимодействия детерминирована различиями их индивидуальных особенностей, актуального эмоционального состояния, возраста, эрудиции, жизненного опыта, культуры, воспитанности, выполняемых социальных ролей и т. д.

Конфликты между учителем и родителями ученика (в системе учитель-родитель).

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Особенности конфликтов между учителями (в системе учитель-учитель).

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего, государство образующего вида деятельности. В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни, существующая социально-экономическая ситуация. У педагогов нестабильная обстановка, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Очевидно, что при высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами.

В-четвертых, стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором. Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни. Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы.

Результаты исследований показывают, что, по мнению педагогов чаще все конфликты у них случаются с администрацией школы. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. – 110 с.
  2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Наука, 1956. – 346с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 363с.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. М., 1999. – 448с.
  5. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997. – 378с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 2001. – 352с.
  7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.,1991. – 212с.
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Просвещение, 1984.
  9. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. Воронеж. 2003.-224с.
  10. Гришина Н.В. Психология социального конфликта. СПб,2000. – 236с.
  11. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.,1990.- 268с.
  12. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М., 1995.- 264с.
  13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. М., 1999. – 142с.
  14. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.,1992.- 128с.
  15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. – 320с.
  16. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2001.- 448с.
  17. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. М., 1996.- 264с.
  18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М., 1999.- 412с.
  19. Якунин В.А. Педагогическая психология. СП., 1998. – 270с.

nsportal.ru

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте



Статья посвящена теоретическому изучению особенностей конфликтного поведения подростка в школе. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как конфликтное поведение ребенка в школе. Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день, так как в учебном заведении у школьников возникают трудности в общении, как с одноклассниками, так и с преподавателями.

Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Оно выступает способом утверждения своей позиции, как в отношениях со взрослыми, так и в отношениях со сверстниками. Ведь именно этот период жизни является самым сложным — наступает кризис подросткового возраста. Ребенок еще находится на границе между детством и взрослой жизнью, именно в этот момент, он по-настоящему заглядывает внутрь себя и уже способен осознавать многое. Кризис может протекать по одному из путей: «кризис независимости» — негативизм, бунтарство, наглость, упрямство, ревность; «кризис зависимости» — послушание, несамостоятельность, стремление быть как все, инфантильность. Поэтому у подростка появляются изменения, которые помогают ему переступить грань и начать взрослую жизнь. Данные перемены происходят в противоречивости общения. Тинэйджер уже готов взаимодействовать со взрослыми на равных, но пока не имеет такой возможности. А отношения со сверстниками становятся напряженными, так как интересы становятся разными, круг общения разбавляется подростками старшего возраста [4].

Причины подростковых конфликтов могут быть самыми разнообразными и для их разрешения подростки нередко нуждаются в помощи и в советах взрослого человека. К конфликтам подросткового возраста можно отнести: непослушание, спор, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимание, высокомерное отношение к людям, не выполнение обязанностей, низкая успеваемость, лень [1].

Для того чтобы рассмотреть стороны конфликтного поведения ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под словом «конфликт». Если исходить из общепринятого определения конфликта, то в толковом словаре им. С. И. Ожегова оно трактуется, как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [7].

А.Я Анцупов, И. Е. Ворожейкин, Т. В. Драгунова, А.Я Кибанов, А. А. Реан, А. И. Шипилов в своих работах рассматривают конфликт с разных сторон.

По мнению, И. Е. Ворожейкина и А. Я. Кибанова, конфликт, исходя из его психологической сущности, «является одним из типов трудных ситуаций, возникающих в жизни подростка и в его коллективе» [5].

А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности. Если рассматривать группу людей, то у каждой отдельной личности он будет разным, т. к. это зависит от устойчивости психики индивида» [8]. А в работах А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова конфликтное поведение рассматривается, как «результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и личностью» [2].

В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим каждый из них [2].

Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка. Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт.

Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье.

Некоторые исследователи (О. В. Кербиков А. Е. Личко, Г. Е. Сухарева, Я. А. Лупьян) считают, что это зависит от неправильного выбора типа воспитания: воспитание по типу Золушки, потворствующая гиперопека, гипоопека, подавляющая гиперопека [2].

Конфликт между подростками, подразумевает отстаивание интересов своему оппоненту. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в подростковом периоде, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка.

Конфликт между подростком и группой и между группами подростков — это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем.

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания конфликтов. Согласно исследованиям К. Томаса в конфликтной ситуации могут использоваться пять главных стилей поведения: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество. Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достигнуть своих целей.

Стиль соперничества наблюдается, в основном, у школьников, которые пользуются авторитетом среди сверстников. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы, при этом интересы другой стороны их совершенно не интересуют [3].

Стиль сотрудничества — один из непростых методов поведения подростков в конфликте, к этому стилю школьники прибегают только в том случае, когда не хотят портить отношения со сверстниками. Обе стороны конфликта должны обладать дипломатическими способностями, то есть — умением договариваться, защищая свои интересы и при этом учитывать интересы своего оппонента, умением слушать других и при этом сдерживая свои эмоции. Отсутствие одного из этих умений делает этот стиль неэффективным [3].

Стиль компромисса подразумевает под собой урегулирование разногласий с помощью взаимных уступок. От стиля сотрудничества этот стиль отличается тем, что конфликтующие стороны договариваются между собой на ранней стадии конфликта, так как понимают, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели, все стороны хотят одного и того же, но достичь цели, не уступая друг другу, одновременно не получится [3].

Стиль избегания выбирается подростками тогда, когда они не совсем уверены в своей правоте или когда эта проблема не стоит для них на первом месте, или может когда другие стороны инцидента имеют больше возможностей для достижения цели. Во всяком случае, уход от проблемы иди отсрочка не являются бегством, а вполне разумная реакция на конфликтную ситуацию. По истечении какого-то времени эти разногласия, приведшие к конфликту, могут разрешиться сами собой или подросток может заняться этими вопросами позже, когда в его распоряжении будут дополнительная информация и возможности [3].

Стиль приспособления означает, что подросток не заинтересован защищать свои собственные интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, но при этом сохраняет дружеские отношения со сверстниками. Этот стиль используется школьниками не для разрешения конфликта, а для собственного спокойствия и стабильности [3].

Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков. В ходе осуществления деятельности по преодолению конфликтного поведения подростков педагог-психолог может столкнуться непосредственно с ситуацией конфликта. Тогда кроме проведения тренингов и консультаций ему, возможно, придется взять на себя роль медиатора (посредника) в разрешении конфликта. Такая деятельность требует специальной подготовки, но ее правильное проведение оказывает существенное влияние на развитие навыков решения конфликта, так как подростки наглядно знакомятся со стратегией поведения в конфликте [8].

В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.

Литература:

  1. Аракелов Г. Г., Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Просвещение, 2005. — 163 с.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.
  3. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург: 2000. — 111 с.
  4. Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 2011. — 356 с.
  5. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М.: Владос, 2010–438 с.
  6. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2013. — 324 с.
  7. Ожегов С. И. «Словарь русского языка — М.: Мир и Образование, 2015.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: Владос, 2013. — Кн. 1. — 384 c.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтное поведение, подросток, сверстник, подростковый возраст, конфликтная ситуация, взрослая жизнь, конфликтное поведение подростков, конфликтное поведение ребенка, процесс взаимодействия учителя.

moluch.ru

Личностные особенности реагирования в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте

Проблема конфликтного и агрессивного поведения всегда была очевидной реальностью в старшем школьном возрасте. Повышение интереса к окружающим людям, выбор профессии, обращение к своему внутреннему миру, желание осознавать свои потребности и мотивы поведения создавало почву для возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов, что определяло актуальность изучения особенностей реагирования в конфликтных ситуациях в этот возрастной период.

В целом, конфликты детей рассматриваются как явления, которые связаны с отклонениями от так называемого нормативного поведения, нарушающего правовые и нравственные нормы (В.В. Ковалев [5]). Конфликты изучаются также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (И.С. Кон [6]).

Старший школьный возраст изучали отечественные и зарубежные авторы, такие как: И.С. Кон [6], Л.И. Божович [2], Э. Эриксон [10] и другие. Условно границами старшего школьного возраста отмечается диапазон 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

В этом возрасте появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием.

Наиболее разработанным направлением исследования межличностного конфликта является изучение стратегий поведения субъекта в конфликтных ситуациях (Н.В. Гришина [3], Н.И. Леонов [7]; Дж. Г. Скотг [8] и др.). Вместе с тем недостаточно полно изучены особенности реагирования в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте.

Изучением особенностей конфликтов, способов реагирования, функций и видов конфликтов занимались отечественные и зарубежные исследователи К. Томас, А.Г. Здравомыслов» [4], Э. Эриксон» [10], Л.И. Божович» [2], Н.В.Гришина[3] и т.д.

Существуют множество понятий конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

А.И. Шипилов и А.Я. Анцупов предлагают следующее определение конфликта: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями» [1, c. 15].

Б.И. Хасан, один из известных отечественных исследователей конфликта, предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимозаменяют и взаимодетерминируют друг друга, требуя для этого специальной организации» [9, c. 134].

Вместе с тем, любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие установки, ценности, мотивы.

Целью нашего эмпирического исследования являлось изучение особенностей реагирования в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте.

Базой исследования являлось МБОУ СОШ №45 Кировского района г. Уфы. В исследовании приняли участие 30 школьников, из них 17 девочек и 13 мальчиков.Нами были использованы следующие методики: тест К. Томаса, методика «Несуществующее животное (М.3. Друкаревич), тест агрессивности Ассингера.

На основании результатов исследования по тесту К. Томаса было выявлено, что 27 % школьников в конфликтных ситуациях проявляют компромиссный вариант разрешения ситуации, соперничество проявляют 40% учащихся, приспособление — 27%, сотрудничество – 6%. Таким образом, на основании полученных результатов исследования было выявлено, что наиболее предпочитаемым способом разрешения конфликтных ситуаций являлся компромисс. Соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление как вид реагирования означает, в противоположность соперничеству, человек предпочитает приносить в жертву собственные интересы ради интересов другого. Компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Такое поведение в конфликте характерно для спокойных и рассудительных людей. Сотрудничество, как вид реагирования проявляется в том, что участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Уклонение или избегание как виды разрешения конфликтов в нашей выборке обнаружены не были.

Анализ результатов методики «Несуществующее животное» выявил, что у многих подростков преобладает низкая самооценки и высокая тревожность, творческие возможности диагностируются только у 13% испытуемых. На основании анализа расположения рисунка на листе были выявлены подростки с наличием отрицательно окрашенных эмоций, депрессией, неуверенностью, пассивностью (10%). Неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании выявились у 27 % испытуемых.

На основании результатов исследования по тесту Ассингера было выявлено 37% подростков, имеющих высокую агрессивность, 17% – умеренно агрессивных и 46% миролюбивых. Данные особенности, возможно, могут быть связаны с кризисом подросткового возраста.

Изучение проблемы проявления агрессивного и конфликтного поведения в подростковом и старшем школьном возрасте является актуальным и значимым вопросом современной психологической науки. В современных научных представлениях подтверждается существование подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается его важность. Однако, несмотря на значительные научные достижения современной науки, сами подростки и их родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным трудностям и болезненности в протекании данного периода, что и обуславливает необходимость дальнейшего комплексного изучения особенностей развития ребенка данного возраста.

Список литературы:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2001. — 552 с.
  2. Божович Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.: Питер, 2009.- 450 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. — 344 с.
  4. Здравомыслов А.Г., Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.- 318 с.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. — М.: «Просвещение». 1965. — 289 с.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 2008. — 232 с.
  7. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение.- СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
  8. Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев, Внешторгиздат, 1991. — 200 с.
  9. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. — М.: Фонд Сороса, 2009. — 230 с.
  10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996. — 456 с.

© Ибрагимова И.И., Миронова Е.С., 2014. 

2014 © Ибрагимова И.И., Миронова Е.С.

nauka-rastudent.ru

Конфликты в школе — виды,причины, разрешение конфликтов

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

psyh.info