Психологические игры для подростков на самопознание: Сборник психологических игр и упражнений | Игры и тренинги

Содержание

Сборник психологических игр и упражнений | Игры и тренинги

Как научить детей сотрудничать?

К. Фопель

Игра 1 (с 8 лет)

Прогноз погоды

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Игра 2 (с 9 лет)

Любовь и ярость

Цели: Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения… (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута.)

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения

:

§     Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?

§     Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?

§     Почему мы любим других людей?

§     Почему мы иногда сильно злимся на других людей?

§     Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?

§     Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

Игра 3 (с 10 лет)

Копилка хороших поступков

Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения.

Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Игра 4 (с 9 лет)

Без ложной скромности

Цели: В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы: Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Игра 5

(с 8 лет)

Кто я?

Цели: Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек – лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы: Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно… Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост – один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)

Анализ упражнения:

§     Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?

§     Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?

§     Насколько тебе понравилась эта игра?

§     Чей автопортрет тебе понравился больше всего?

§     Чье стихотворение тебе особенно понравилось?

Игра 6 (с 8 лет)

Самого себя любить

Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи…

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. .. (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми…

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу… У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза…

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Анализ упражнения:

§     Почему некоторые люди любят самих себя?

§     Почему некоторые люди себя не любят?

§     Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

§     Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

§     Что делает тебя счастливым?

Игра 7 ( с 8 лет )

Невидимые помощники

Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы: Колокольчик.

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения:

§     Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?

§     Какие прекрасные образы ты смог увидеть?

§     Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?

§     Почувствовал ли ты прекрасные запахи?

§     Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?

§     Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?

§     Слышал ли ты приятные слова?

Игра 8 (с 8 лет)

Цветок

Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.

Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха …

А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся… Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны…

Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету…

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка… Рассмотри цвет его лепестков… Посмотри, как ярко они сияют… Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения…

А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.

Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.

Анализ упражнения:

§     Какое растение ты себе представил?

§     Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?

§     Можешь ли ты описать свой аромат?

§     Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?

§     Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?

§     Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?

§     Чей цветок тебе понравился?

Игра 9 (с 9 лет)

Любовь и злость

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя… (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

§     Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

§     А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

§     А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

§     Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

§     Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

§     Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

§     Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

 

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

игры, тренинги, Самопознание

Психологическая игра для подростков «Жизнь в кадрах». Группы 12–14 лет, 15–17 лет (Нижний Новгород). Самопознание.ру

Расписание мероприятий →
215 просмотров

Психологическая игра самопознания для подростков «life in frames» (Жизнь в кадрах) — это современная увлекательная настольная трансформационная игра, основанная на модных тенденциях молодёжного мира.

Мы собираем на игры небольшие группы до 5-ти ребят 12–14 лет и 15–17 лет.

Если ваш ребёнок

  • испытывает трудности в общении со сверстниками;
  • не знает, как вести себя в конфликтных ситуациях;
  • не уверен в себе и стеснителен;
  • ему трудно осознать и выразить свои чувства;
  • сложно выстроить личные границы;
  • не знает своих сильных сторон, природных способностей и талантов;
  • имеет мало друзей или совсем не имеет;
  • хочет просто хорошо провести время в кругу сверстников и расширить круг общения,

то игра «Жизнь в кадрах» отличный способ каждому подростку получить навыки общения, лучше узнать себя, презентовать себя для аудитории, проявить участие и эмпатию в адрес других участников игры, разобраться со своими чувствами и мн. др.!

В начале игры у каждого участника есть свой бланк в виде смартфона, на котором открыто поле для создания странички своего героя. У игрока есть возможность придумать для себя персонажа, выбрать «аватар» и рассказать историю героя, используя метафорические карты и карточки с описанием чувств, состояний и жизненных ценностей. Это может быть реальная, а может быть вымышленная история для придуманного героя.

В ходе игры, получая задания на бланке, появляются и другие карточки, через которые игрок может поделиться своими переживаниями, рассказать о достижениях, ожиданиях, вступить в контакт с другими участниками и поработать с границами при общении.

Темы, которые затрагиваются в игре, могут быть очень разнообразными, в зависимости от запросов ребят

  • поведение в конфликтных ситуациях;
  • общение с родителями, друзьями, близкими людьми;
  • адаптация в коллективах: школьных, рабочих, спортивных;
  • эмоциональные переживания, разговор о чувствах, состояниях и способах их выражения;
  • осознание своих ценностей и границ в общении и поведении;
  • познание себя, своих способностей, талантов, сильных сторон, а также качеств, которые ещё предстоит развить.

В тёплой дружеской атмосфере в кругу единомышленников, под наставничеством специалиста (Татьяна Колесникова — специалист по эффективным коммуникациям, профессиональный практикующий коуч, проводит тренинги и индивидуальные сессии для взрослых и подростков), ребята смогут стать самими собой, открыто и легко выражать свои чувства, мысли, эмоции; получат новые знания о себе и о других; начнут практиковать навыки эффективного общения.

Игра длится около 3-х часов, в течение которых ребята не только будут играть и общаться, но и делать паузы на чай/кофе, печеньки, фотографирование и созерцание красивых видов Нижегородского кремля из окон нашего уютного пространства.

Мы хотим, чтобы игра стала не просто игрой, а объединяющим элементом для неформального взаимодействия подростков, при котором будет происходить их познание себя, друг друга, психологии эффективного общения, конфликтологии, эмоционального интеллекта и ещё многого другого, чему, к сожалению, не учат в школе, но что так важно при формировании осознанной успешной и счастливой личности.

Ждём ребят на игре!

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Фотоальбомы

Игра для подростков «Жизнь в кадрах»

Мам беспокоит хаос в комнате их подростков — частый запрос на моих консультациях. Я хочу разобраться с этим вопросом и избавить, наконец, обе противоборствующие стороны от страданий и слива энергии.

Как вы знаете, внешняя сторона любого вопроса всегда отражает внутреннюю.

Что отражает беспорядок… Читать дальше

Оставить человека без обратной связи — манипулятивная стратегия, имеющая большую силу воздействия. Люди применяют её как осознанно, так и неосознанно. Человек, на ком применили этот вид манипуляции, испытывает дестабилизацию и состояние замешательства. Иногда это настолько мощные нересурсные состояния… Читать дальше

свернуть ↑

Итоговая оценка

Добавить отзыв  
  • ВКонтакте

17 Занятий и упражнений по самосознанию (+ тест)

Как вы себя чувствуете?

С точки зрения психологии, самосознание часто определяется как способность заниматься каким-либо рефлексивным осознанием.

По мере того, как вы развиваете осознание себя, вы начинаете соединяться со своей собственной уникальной личностью. Когда вы сосредотачиваетесь на себе и начинаете оценивать свое текущее поведение по сравнению со своими внутренними стандартами и ценностями, вы начинаете осознавать себя и становитесь объективным оценщиком самого себя.

Существует множество упражнений и действий, которые вы можете выполнять для развития этого самосознания, от вопросов, которые вы можете задать себе, до простых упражнений.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих инструментов самосознания.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.

Эта статья содержит:

  • Что такое занятия и упражнения по самосознанию?
  • Общие методы самосознания
  • 23 вопроса о самосознании, которые следует задать
  • 2 занятия по самосознанию для взрослых
  • 2 Тренировочные занятия по самосознанию для молодежи и студентов
  • 3 Занятия по самосознанию и упражнения для детей и малышей
  • 4 Действия сотрудников на рабочем месте
  • 2 рабочих листа по самосознанию (включая PDF)
  • Можем ли мы измерить и проверить самосознание?
  • 2 полезных теста
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое деятельность и упражнения по самосознанию?

Занятия и упражнения по самосознанию — это инструменты, которые могут помочь вам не только достичь своих целей, но и узнать, кто вы есть на глубинном уровне и чего вы хотите от жизни.

Чем больше вы будете «чистить луковицу» как таковую, тем больше вы узнаете, что скрывается под ней. Самопознание и самосовершенствование идут рука об руку.

Повышение самосознания поможет вам понять свои желания, нужды и желания, а также свои сильные и слабые стороны.

Самосознание также является важным инструментом для достижения успеха. Эти внутренние психические процессы определяют, как вы себя ведете и как действуете. Когда вы становитесь более самосознательными, вы начинаете раскрывать эти разрушительные модели мышления и нездоровые привычки.

Общие техники самосознания

Существует множество техник, которые вы можете использовать для развития самосознания. Некоторые общие методы включают в себя:

  • Медитация осознанности.
  • Методы заземления и воссоединение с Землей.
  • Тайцзи, цигун или йога.
  • Оценки силы, такие как Values ​​in Action Strength Test, от Пенсильванского университета.
  • Ведение журнала.
  • Наличие личного видения.
  • Наблюдение за другими.

23 Вопросы для самосознания

Хотя есть, вероятно, сотни вопросов, которые вы могли бы задать себе, с точки зрения самосознания, есть несколько особо выделяющихся.

Вопросы самосознания о ценностях и жизненных целях

  1. Как выглядит ваше идеальное «вы»?
  2. Какие у вас есть мечты и цели?
  3. Почему эти мечты или цели важны?
  4. Что удерживает вас от этих мечтаний или целей?
  5. Ранг 5-10 самых важных вещей в вашей жизни в вашей карьере, семье, отношениях и любви, деньгах и т. д.
  6. Теперь подумайте, сколько времени вы посвящаете каждой из этих вещей.
  7. Что бы вы посоветовали делать или не делать своим детям?

Вопросы самосознания личности

  1. Опишите себя тремя словами.
  2. Спросите себя, изменился ли ваш характер с детства.
  3. Ваш характер похож на любого из ваших родителей?
  4. Какими качествами вы больше всего восхищаетесь в себе?
  5. Какая твоя самая большая слабость?
  6. В чем твоя самая сильная сторона?
  7. Что тебя пугает?
  8. Вы принимаете решения логически или интуитивно?
  9. Как бы вы ответили на вопрос: «А что, если?».

Вопросы для самоанализа отношений

  1. Опишите свои идеальные интимные отношения.
  2. Насколько вы удовлетворены вашими нынешними отношениями?
  3. Кому бы вы позвонили, если бы вам осталось жить всего несколько минут? Что бы вы сказали?
  4. Кого ты любил больше всего?
  5. Из всех отношений, которые у вас были, опишите лучший момент.
  6. Опишите разрушительный момент с точки зрения отношений.
  7. Спросите себя, относитесь ли вы к себе лучше, чем к другим?

Эти вопросы заставят вас задуматься. Ответы на эти вопросы — мощный метод самопознания.

2 Занятия по самосознанию для взрослых

Осознанность и заземление — убедительные способы улучшить самосознание.

1. Медитация на осознанность

Основанная на методе снижения стресса на основе осознанности, созданном Джоном Кабат-Зинном, осознанность — это осознание, возникающее благодаря концентрации внимания на настоящем моменте без осуждения.

В медитации осознанности вы таким же образом учитесь сосредотачиваться на настоящем моменте.

Исследователи из Гарварда изучали осознанность и обнаружили, что она изменяет мозг у пациентов с депрессией. Исследования также показали некоторые фантастические преимущества практик разум-тело, такие как снижение артериального давления у гиперчувствительных пациентов после тренировки релаксации.

Научиться медитации осознанности относительно просто.

Вот отличная техника для начала:

  1. Найдите место, где вас никто не побеспокоит. Вы можете сидеть на стуле или на полу. Обязательно держите спину и шею прямо.
  2. В начале постарайтесь сосредоточиться на настоящем моменте. Не думайте о прошлом или будущем.
  3. Развивайте осознанность дыхания и сосредоточьтесь на ощущении воздуха, входящего и выходящего из вашего тела при вдохе и выдохе. Обратите внимание на то, как ваш живот поднимается и опускается, когда воздух входит в ваши ноздри и выходит изо рта. Обратите внимание, что каждое дыхание немного отличается.
  4. Замечайте каждую мысль, которая приходит и уходит. Вы даже можете назвать свои мысли. Если вы беспокоитесь, признайте это и отпустите. Не игнорируйте свои мысли, а записывайте их, используя дыхание как якорь.
  5. Если вам трудно сосредоточиться на настоящем моменте, верните свое внимание к дыханию и не будьте слишком строги к себе.
  6. Старайтесь сначала минуту или около того, а затем увеличивайте продолжительность.

2. Методы заземления

По словам доктора Сары Аллен, психотерапевта, заземление — это прекрасный способ быстро успокоиться, а также отличный инструмент для развития самосознания.

Заземление — еще один термин для соединения с Землей и сосредоточения внимания на настоящем моменте, подобно осознанности.

Один простой метод заземления называется «Заземляющий стул». (Allen, 2019)

  1. Найдите удобный стул, чтобы сесть и закрыть глаза. Убедитесь, что ваши ноги могут касаться пола.
  2. Начните вдыхать и выдыхать, считая до 3.
  3. Теперь сосредоточьтесь на своем теле. Обратите внимание на то, как себя чувствует ваше тело и как ощущаются ваши ноги и ступни. Обратите внимание на то, как ощущается ваша спина на стуле или поверхности. Обратите внимание на текстуру ткани и ощущения сиденья.
  4. Теперь представьте, что ваши ноги упираются в землю. Представьте, как ваша энергия вытекает из вашего ума и уходит через ваши ноги в Землю.
  5. По мере того, как энергия покидает вашу голову, обратите внимание на то, насколько тяжелой становится каждая часть вашего тела, когда вы расслабляете эти мышцы.
  6. Почувствуйте, как это ощущение тяжести спускается по вашим ногам, проходит сквозь ступни и уходит в землю.

Вы можете выполнять ту же технику на улице, сняв обувь. Что-то неотразимое в таком соединении с Землей.

2 Занятия по самопознанию для молодежи и студентов

Существует множество интересных занятий по самопознанию для молодежи и студентов.

Одним из них является рабочий лист Sparks: Peer-to-Peer Interview. В основе этого упражнения лежит исследование увлечений, интересов и талантов ребенка, иначе называемых искрами.

В рабочем листе есть шесть простых вопросов, которые могут помочь кому-то углубиться в эти идеи.

  1. Что является одной из ваших искр (страстей, интересов, талантов)?
  2. Как вы узнали, что это одна из ваших искр?
  3. Что вы чувствуете, когда делаете свою искру?
  4. Подумайте о ком-то, кто действительно увлечен своей искрой/страстью. Опишите, что вы видите.
  5. Есть ли у вас искра чемпиона (взрослый, который помогает вам исследовать и развивать свои навыки самосознания)? Если да, опишите, как этот человек помогает вам.
  6. Ставите ли вы цели и планируете ли вы совершенствовать свою искру/талант? Если да, дайте мне пример.

Этот рабочий лист также доступен на веб-сайте actforyouth.net. Такого рода простые вопросы могут помочь кому-то определить и развить свои сильные стороны.

Другим замечательным ресурсом является рабочая тетрадь для самосознания для детей, доступная на веб-сайте known.org, посвященная проблемам обучения и внимания.

Рабочий лист самосознания содержит семь вопросов, которые могут помочь ребенку отстаивать свои интересы. Этот рабочий лист также можно выполнять вместе с ребенком, чтобы помочь ему осознать свои сильные и слабые стороны.

Вопросы:
1. Я силен в следующих областях:
.
.
.
2. Борюсь с:
.
.
.
3. Больше всего в школе мне нравится:
.
.
.
4. Вот что делают для этого наиболее удобные учителя:
.
.
.
5. Самая напряженная часть моего школьного дня это:
.
.
.
6. Мне нужна помощь с:
.
.
.
7. Когда мне нужна помощь, я могу попросить ее следующими способами:
.
.
.

3 Занятия и упражнения для развития самосознания для детей и малышей

Малышам и маленьким детям также полезно развивать самосознание.

Несмотря на то, что ребенок этого возраста не может полностью осознать себя, он знает, как создать мысленный образ в своем уме.

По мере развития их самосознания развивается и их самоидентификация. Для детей этого возраста самосознание больше связано с замечанием различий и открытием своего тела и эмоций.

Участие в мероприятиях, которые помогают поддерживать это, может в значительной степени помочь им учиться и расти.

1. Одинаковые и разные виды деятельности

Дети этого раннего возраста узнают сходства и различия, включая такие вещи, как цвет кожи и другие физические характеристики, которые отличают их от других.

Интересный способ сделать это — предложить детям примерить носки разного цвета или нейлоновые чулки до колен, представляющие разные цвета кожи. Делая это, вы можете подчеркнуть красоту и уникальность всего разного цвета кожи.

По словам специалиста по вопросам детства Барбары Байлз, такое простое занятие может помочь ребенку научиться ценить свой цвет кожи и цвет кожи других людей.

2. Активность физического сознания

Физическое самосознание также расширяется с возрастом. Мероприятия по развитию — отличный способ способствовать этому. Занятия по развитию помогают маленькому ребенку лучше понять и принять свое развивающееся тело.

Такого рода ободряющие, позитивные, интерактивные действия по развитию могут быть очень полезными. Такие вещи, как повесить на стену таблицу роста и роста или попросить ребенка указать на различные части тела, глядя в зеркало, — это забавные занятия. Дети также могут нарисовать контур своего тела или рук и ног.

Этот вид деятельности может помочь маленькому ребенку развить физическую осознанность и самопринятие.

3. Самостоятельная деятельность

Ответственность за обучение также может рассматриваться как деятельность по самосознанию. Маленькие дети часто разбрасывают игрушки по дому, не осознавая за это никакой ответственности.

Возложение на маленького ребенка ответственности за свои игрушки или имущество в веселой и интерактивной форме может иметь большое значение для обучения его необходимым навыкам.

По словам детского воспитателя Джин Уоррен, этот вид деятельности также может помочь маленькому ребенку достичь самоуважения и групповой идентичности.

Эти и другие мероприятия доступны на веб-сайте healthfully.com.

4 Действия сотрудников на рабочем месте

Дэниел Гоулман, психолог, специализирующийся на самосознании и эмоциональном интеллекте, предполагает, что люди с сильным чувством самосознания обычно более уверены в себе и более реалистично оценивают сами себя.

Некоторые действия, которые могут помочь улучшить самосознание, включают в себя тренировку того, как вы себя чувствуете в течение дня, рассмотрение того, как ваши негативные эмоции влияют на других, размышление о том, как вы можете лучше управлять своими эмоциями, а также честный взгляд на свои сильные и слабые стороны.

По словам Гоулмана, важно понимать, что эмоции могут быть мимолетными, и они не должны быть основой для принятия решений или общения.

Размышляя о том, как ваши негативные эмоции влияют на других, например на начальника или коллег, вы также начинаете понимать, какое негативное влияние оказывают такие эмоции, как гнев, ревность или разочарование. Развитие самосознания может помочь вам признать последствия и последствия такого поведения.

Умение лучше управлять своими эмоциями также может иметь большое значение. Это может помочь вам избежать рефлекторных реакций или слов, которые вы не имеете в виду.

Все это требует честного взгляда на свои сильные и слабые стороны. Вы можете сделать это, просматривая прошлые обзоры производительности или запрашивая отзывы у кого-то, кому вы доверяете, например, у ваших коллег или у вашего босса. Когда вы сделаете это, вы сможете активно работать над улучшением этих слабых мест.

2 Рабочие листы по самосознанию (включая PDF)

Анкета Пруста — забавная игра, которая раньше использовалась как салонная игра.

Анкета содержит 35 вопросов, которые ведут человека к самопознанию и могут рассматриваться как увлекательный способ лучше понять себя.

Например, вопросы включают:

  1. Какую черту вы больше всего осуждаете в себе?
  2. Что вы считаете самой низкой глубиной страдания?
  3. Кто ваши герои в реальной жизни?
  4. О чем вы больше всего сожалеете?

Эти вопросы могут помочь развить самосознание и укрепить системы защиты от вредных мыслей, чувств и поведения.

Рабочий лист «Постановка ценных целей» — еще один полезный инструмент, помогающий человеку определить, чего он хочет от жизни, исходя из личных ценностей.

Использование этого типа инструментов также может помочь мотивировать тех, кто испытывает трудности в жизни. Определение целей может помочь кому-то лучше осознать себя, поскольку они начинают понимать, что потребуется для достижения этой цели.

Читателю предлагается задуматься о личных ценностях с помощью таких вопросов, как:

  1. Что вы считаете самым важным в жизни?
  2. Что заряжает вас энергией?
  3. Что делает вас самым счастливым, наиболее удовлетворенным и реализованным?

Можем ли мы измерить и проверить самосознание?

Диспозиционное самосознание можно концептуализировать по-разному, включая понимание, размышление, размышление и внимательность. (Саттон, 2016)

Согласно исследованию, самосознание обычно связано с положительным психологическим благополучием с различными результатами.

Самосознание обычно определяется как степень осознания человеком своего внутреннего состояния, а также своих взаимоотношений или взаимодействий с другими. (Саттон, 2016).

Эту идею можно далее разбить на ситуативное самосознание и диспозиционное самосознание.

Ситуационное самосознание — это автоматический процесс, который помогает вам узнать, где вы находитесь и что вы можете сделать. Это позволяет вам сравнивать ваши текущие действия с вашими внутренними стандартами, помогая вам предвидеть, нужно ли вам внести какие-либо коррективы. (Сильва и Дюваль, 2001).

Диспозиционное самосознание, с другой стороны, является склонностью человека сосредотачиваться и размышлять о своих собственных психологических процессах, а также о своем субъективном опыте и отношениях с другими. (Fenigstein et al., 1975)

Фенигштейн также разбивает эту концепцию дальше, проводя различие между общественным и частным самосознанием. Публичное самосознание связано с тем, как мы представляемся другим, тогда как личное самосознание больше связано с развитием осознания нашего внутреннего состояния.

Одним из инструментов для измерения личного самосознания является шкала саморефлексии и понимания или SRIS (Grant, Franklin, & Langford, 2002)

Эта шкала была разработана как мера личного самосознания, которая оценивает внутреннюю состояние осознания или прозрения отдельно от саморефлексии.

Саморефлексия относится к степени, в которой человек оценивает и обращает внимание на свое внутреннее состояние, где понимание больше связано с ясностью понимания.

Развивая показатели самосознания, мы можем продолжать расширять наше осознание в этих областях.

2 Полезные тесты

Личностный тест DISC предназначен не только для того, чтобы помочь вам лучше понять себя, но и для того, чтобы повысить ваш личный и профессиональный успех.

Тест определяет ваш тип личности DISC:

  1. Доминирование
  2. Влияние
  3. Устойчивость
  4. Соответствие

Это поможет вам лучше предсказать свое поведение по отношению к другим, а также те вещи, которые вы делаете каждый день.

Тест содержит 28 групп по четыре утверждения. На вопросы нужно отвечать честно и спонтанно. Выполнение теста занимает всего от 5 до 10 минут.

Вот некоторые из вопросов:

  1. Люди уважают меня.
  2. Я склонен быть добрым человеком.
  3. Я принимаю жизнь такой, какая она есть.
  4. Люди говорят, что у меня сильный характер.

Идея состоит в том, чтобы изучить все описания в каждой группе из четырех и выбрать то, которое лучше всего описывает вас.

Вы также можете изучить три оставшихся варианта и решить, какое описание вам кажется наименее похожим на вас.

Полная версия теста доступна на сайте 123test.com.

Тест личности Юнга может помочь вам изучить такие вещи, как то, как вы думаете, как вы принимаете решения и как вы взаимодействуете с другими.

Этот тест также поможет вам выяснить, являетесь ли вы интровертом или экстравертом. Тест похож на модель типа Майерс-Бриггс, первоначально разработанную Кэтрин Кук Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс Майерс.

Тест личности Юнга может помочь ответить на следующие вопросы:

  • Каков ваш тип личности?
  • Какие у вас типы Юнга?
  • Как ваш тип подходит для определенных видов работ?

Тест Юнга был разработан Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром и основоположником юнгианской психологии, которая разбивает личность на четыре архетипа:

  1. Персона
  2. Анима/Анимус
  3. Тень
  4. Самость

В личностном тесте Юнга 60 вариантов ответа. Участники выбирают утверждение, которое лучше всего их описывает.

Важная информация

Самосознание жизненно важно как для личного, так и для профессионального успеха. Когда вы осознаете себя, вы можете выбрать, на чем сосредоточить свои эмоции, свою энергию и свою личность, чтобы лучше управлять ходом своей жизни.

Самосознание помогает вам лучше осознавать свои мысли и эмоции и то, как эти вещи определяют вашу жизнь.

Лучший способ постоянно развивать самосознание — научиться смотреть на себя объективно и пытаться видеть себя так, как другие видят или воспринимают вас. Чем больше вы осознаете себя, тем больше вы можете улучшить и внести изменения в свою жизнь.

Если вам понравилась эта тема, для дальнейшего чтения мы поделимся небольшой подборкой из 10 лучших книг по самосознанию и изучим преимущества самосознания согласно науке.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на самосострадание.

  • 23 наводящих на размышления вопроса для повышения самосознания. (2019, 17 февраля). Получено с https://ourmindfullife.com/23-self-awareness-questions/
  • Аллен, С. (2019, 13 февраля). 7 простых техник заземления для быстрого успокоения . Получено с https://drsarahallen.com/7-ways-to-calm/
  • Бхасин, М. К., Деннингер, Дж. В., Хаффман, Дж. К., Джозеф, М. Г., Найлс, Х., Чад-Фридман, Э., … Либерманн, Т. А. (2018, май). Специфические изменения транскриптома, связанные со снижением артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией после тренировки релаксационной реакции . Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29616846
  • .
  • Давенпорт, Б. (12 марта 2019 г.) Эмоциональный интеллект на рабочем месте . Получено с https://livebolandbloom.com/02/self-awareness-2/emotional-intelligence-workplace
  • Фенигштейн А., Шайер М.Ф., Басс А.Х. (1975). Общественное и частное самосознание: оценка и теория. Журнал консультирования и клинической психологии , 43 (4), 522–527.
  • Грант А.М., Франклин Дж., Лэнгфорд П. (2002). Шкала саморефлексии и понимания: новая мера личного самосознания. Социальное поведение и личность , 30 (8), 821–835.
  • Джеффри С. (20 апреля 2019 г.). 15 Занятий по самосознанию и упражнений для развития эмоционального интеллекта . Получено с https://scottjeffrey.com/self-awareness-activities-exercises/
  • Джонстон, Дж. (2019, 10 января). Занятия для детей дошкольного возраста по самопознанию . Получено с https://healthfully.com/512350-activities-for-preschool-age-children-about-self-awareness. html
  • Нгуен. (2016, 11 января). 12 упражнений на самосознание, способствующих успеху . Получено с https://www.entrepreneur.com/article/254669
  • .
  • Пауэлл, А. (2018, 27 августа). Исследователи из Гарварда изучают, как осознанность может изменить мозг пациентов с депрессией . Получено с https://news.harvard.edu/gazette/story/2018/04/harvard-researchers-study-how-mindfulness-may-change-the-brain-in-depressed-patients/
  • .
  • Рон Тамир Нер. (2019, 17 июля). Самосознание: 10 великих техник . Получено с https://rontamirnehr.com/self-awareness-techniques/
  • .
  • Саттон, А. (2016, 18 ноября). Измерение эффектов самосознания: построение анкеты результатов самосознания . Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5114878/
  • .
  • Вонг, К. (2019, 3 сентября). Медитация осознанности – как мне это сделать? Получено с https://www.verywellmind.com/mindfulness-meditation-88369

Самосознание для подростков – мотивационные занятия для детей

Являетесь ли вы родителем или работаете непосредственно с подростками, здесь вы можете прочитать о некоторых конкретных социальных/эмоциональных навыках и полезных занятиях, которые могут помочь подросткам практиковать их. Мы рассмотрим базовую информацию о навыках слушания, уверенности в себе, эмоциональной осведомленности и невербальной коммуникации.

Зачем практиковать социальные/эмоциональные навыки?

Называем ли мы их гибкими навыками, социальными/эмоциональными навыками, социальным/эмоциональным интеллектом или установкой на рост, исследователи и практики сходятся во мнении, что нам нужно определенные способности, чтобы максимально реализовать свой потенциал в школе, в профессиональной карьере и в личной жизни. Эти способности помогают нам распознавать свои эмоции и управлять ими, справляться с препятствиями и жизненными проблемами, улучшать коммуникативные навыки и хорошие межличностные отношения (включая эмпатию).

ОНЛАЙН STEM ЛАГЕРЬ, ГДЕ СТУДЕНТЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ/ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

9 исследований, опубликованных в 9 странах OD в 9 странах

0469 Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills by OECD in 2015:

«Способность детей достигать целей, эффективно работать с другими и управлять эмоциями будет иметь важное значение для решения задач 21-го века».

Помимо признания важности социальных/эмоциональных навыков, таких как настойчивость, общительность и чувство собственного достоинства, в отчете обсуждается, как политики, школы и семьи способствуют развитию социальных/эмоциональных навыков с помощью программ вмешательства, обучения, и практики воспитания.

Все эти способности взаимосвязаны и их развитие начинается дома и продолжается в течение всех школьных лет. Если родители и важные взрослые демонстрируют высокий уровень социальной/эмоциональной зрелости, детям будет легче приобрести эти способности, просто моделируя свое поведение.

Однако всегда полезно, когда дети и подростки имеют возможность практиковать социальные/эмоциональные навыки под руководством опытных взрослых. В лучшем случае программы развития социальных/эмоциональных навыков являются неотъемлемой частью системы образования и инициатив местного сообщества.

Ниже мы рассмотрим некоторые важные социальные/эмоциональные навыки и предложим простые упражнения для их отработки, приспособленные для подростков.

1. Навык социального общения – умение слушать

Способность слышать то, что люди на самом деле говорят, является ценным коммуникативным навыком, который оказывает большое влияние на качество наших отношений с другими людьми. Вы, наверное, уже слышали об активном слушании — навыке, который позволяет нам слышать не только слова, которые говорят люди, но и эмоции, которые они отражают своим невербальным поведением. Оба важны для понимания всего передаваемого сообщения.

Это сложный навык, который можно практиковать. В следующем упражнении основное внимание уделяется практике концентрации; слушая устное сообщение с безраздельным вниманием. Вы можете попрактиковаться в этом упражнении с группой подростков у себя дома, в классе или на мастерской.

Инструкция

Сначала попросите всех участников сесть в круг. Первый человек начинает рассказывать историю (все, что он/она хочет). После 3-5 предложений скажите «стоп» и случайным образом выберите другого участника, чтобы продолжить. Теперь этот человек должен повторить последнее сказанное предложение, а затем продолжить придумывать историю. Если он не может правильно повторить последнее предложение через пять секунд, он дисквалифицируется. Игра продолжается по тем же правилам, и победителем становится последний человек, оставшийся после того, как все остальные будут дисквалифицированы.

Это соревновательная версия игры. Тем не менее, вы можете составить свою собственную версию без дисквалификаций или добавления новых элементов, которые вы считаете полезными.

Проведите обсуждение

Попросите участников поразмышлять над игрой. Когда и как было отвлечено их внимание? Что помогло им сконцентрироваться и вспомнить предыдущее предложение?

Получите больше советов и рекомендаций!

2. Навыки социального общения – напористость

Настойчивость как стиль общения характеризуется способностью прямо и уверенно выражать наше искреннее мнение, чувства или отношения, при этом уважаются права других и социальные обстоятельства.

Доказано, что напористость влияет на нашу самооценку и уверенность в себе, поэтому нет никаких сомнений в том, что практика напористости полезна для подростков. Это сложный навык, который можно приобрести в рамках программы обучения под руководством обученного тренера/терапевта. Тем не менее, некоторые аспекты уверенности в себе можно практиковать с помощью простых упражнений дома и в школе.

Пожалуй, самое главное — убедить подростков в том, что отстаивать свои права и просить, инициировать, выражать свое мнение и чувства — это нормально. Что нормально говорить НЕТ другим людям в уважительной форме.

В этом упражнении основное внимание будет уделяться поощрению подростков начать разговор, в котором они будут спрашивать что-то у других и выражать свое мнение или чувства . Его можно практиковать как социальные задачи, которые подросткам дают их родители или учителя.

Инструкция

Сначала составляется список социальных задач с учетом возраста или социальных потребностей подростка. Задания можно записать/распечатать на отдельных карточках. В случае согласия принять участие в челлендже подросток берет случайную карточку, и его задача — сделать то, что требуется на карточке, в ближайшие 24 часа или в течение нескольких дней, как вы совместно договариваетесь.

Вызовы можно выполнять раз в неделю или в соответствии с согласованным вами графиком.

Примеры социальных вызовов:

  • Сделайте кому-нибудь искренний комплимент.
  • Узнайте две новые вещи о ком-то из вашего класса.
  • Поделитесь с другом своими мыслями в последнее время.
  • Позвоните в службу поддержки клиентов вашего любимого магазина и узнайте информацию о понравившемся вам товаре.
  • Расскажите своему лучшему другу, что вам в нем нравится.
  • Попросите учителя (или тренера) разъяснить задание, которое вы не совсем поняли.

Обсудите

После того, как задание выполнено, важно обсудить с подростком, как он себя чувствует в связи с конкретной задачей. Ему было легко, тяжело, неловко или что-то еще? Какие могут быть альтернативные способы спросить, выразить? Как отреагировали другие?
Источником вдохновения для этого занятия послужил SLP Speech Bubble.

3. Эмоциональный навык – Эмоциональное самосознание

Мы уже писали о самосознании как базовой способности понимать наши собственные внутренние процессы и адекватно взаимодействовать с другими. Эмоциональное осознание, в данном контексте способность распознавать собственные чувства, является основой эмоционального интеллекта.

Помимо того, что они помогают нам осознавать свои эмоции, эти навыки важны для развития эмоционального интеллекта, согласно Дэниелу Гоулману и его бестселлеру «Эмоциональный интеллект». Понимание того, почему мы чувствуем себя определенным образом, и знание того, как справляться с этими чувствами, включая самомотивацию; способность распознавать чувства других (эмпатия) и мотивировать их — эти навыки имеют решающее значение для успеха и счастья во всех аспектах нашей жизни и в наших отношениях с другими.

В следующем упражнении основное внимание уделяется установлению контакта с восемью эмоциями, которые выбирает подросток, повышению осведомленности о том, как проявляется конкретная эмоция и как она влияет на жизнь подростка . Он основан на принципах арт-терапии и проводится индивидуально. Тем не менее, это можно практиковать и в группах. Вам понадобится белая бумага и цветные фломастеры.

Инструкция

Сначала попросите подростка нарисовать круг и разделить его на восемь частей. Затем попросите его/ее посвятить каждый пирог одной эмоции и заполнить каждый пирог соответствующим цветом или изображениями, которые соответствуют его/ее представлению о том, что эта эмоция значит для него/нее. Возможно, у подростка есть проблема с восемью эмоциями. Вы можете помочь ему, но никогда не выбирайте вместо него. Не давите, если он не может придумать восемь. Работайте с тем, что ему удается представить.

Обсуждение

После того, как подросток закончит рисовать, начните диалог. Эти вопросы могут оказаться полезными: Что для вас значит каждое изображение? Что заставило вас выбрать именно эти цвета? Когда в жизни вы испытываете эту эмоцию? Какая эмоция преобладает у вас сейчас? С какой эмоцией труднее всего справиться? И так далее.

Если у подростка проблемы с выражением эмоций, вы можете использовать колесо эмоций Плутчика, чтобы помочь ему распознать эмоции, над которыми он хотел бы поработать.

 

Это упражнение взято и адаптировано из директив по арт-терапии BlogSpot.

4. Социальные/эмоциональные навыки – Понимание невербальной коммуникации

Хорошее понимание невербальной коммуникации является признаком социального и эмоционального интеллекта.

Способность наблюдать и понимать невербальные знаки во время общения или любого другого взаимодействия между людьми дает нам огромную информацию о реальном передаваемом сообщении. Это особенно важно, когда мы замечаем, что вербальное сообщение и невербальное поведение не согласованы. Это также дает нам представление о мотивах человека, с которым мы общаемся, или об его эмоциональном состоянии.

Помимо того, что сказано, всегда важно следить за тем, КАК это сказано. Основные невербальные аспекты человеческого поведения, о которых следует помнить, включают зрительный контакт, тон  голоса, выражение лица, жесты, личную дистанцию, язык тела и позу.

Следующее задание, основанное на методологии актерского мастерства и импровизации, фокусируется на распознавании эмоционального состояния участников, подвергающихся моделированию социальных ситуаций, посредством наблюдения только за их невербальным поведением. 905:25 Для этого действия нужна группа.

Инструкция

Попросите добровольца из группы выйти из комнаты. Отдельные инструкции даны ему/ей и группе, которая остается в комнате, чтобы подготовиться к финальной сцене. Пока волонтер находится снаружи, каждый человек в группе должен выбрать одну эмоцию и должен выразить эту эмоцию только посредством невербального поведения (действия). Напомните им о различных аспектах невербального общения.

Тем временем волонтер снаружи получает задание придумать несколько социальных ситуаций, знакомых подросткам, таких как: в классе; во время семейного ужина; На свидании; на дне рождения; работа над домашним заданием и т. д.

Наконец, когда доброволец возвращается в комнату, он устанавливает сцену: вы в классе (например). Все члены группы ведут себя так, как будто находятся в классе, в том числе невербально выражают выбранное ими эмоциональное состояние. Они могут использовать свой голос, но только в виде нечленораздельных звуков. Доброволец наблюдает за их поведением и пытается угадать, что они чувствуют. Если он запутался, он может поставить их в другую социальную ситуацию (или просто для развлечения:). Игру можно повторять несколько раз с разными добровольцами, угадываемыми эмоциями и социальными ситуациями.

Обсуждение

После того, как выясняется, какая эмоция была представлена ​​каждым членом группы, следует обсуждение.