Психологические направления в психологии: Основные направления в психологии

Содержание

Направления, теории и школы в психологии

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Направления, теории и школы в психологии

Австрийская (грецкая) школа

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА — группа исследователей, (X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бе-нусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога…

Аналитическая психология

Аналитическая психология- ответвление психоанализа , разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг был учеником, сотрудником и другом Фрейда, но уже с 10-х годов…

Бихевиоризм

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. be haviour — поведение) — направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого…

Вюрцбургская школа

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА- группа исследователей во главе с немецким психологом О. Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрц-бургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством…

Гештальт психология

ГЕШТАЛЬТ ПСИХОЛОГИЯ (от нем. Gestalt-образ, форма)- направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур…

Глубинная психология

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ-ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью»…

Графология

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grap-ho — пишу, logos — учение) — учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка…

Гуманистическая психология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ-направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, к-рая представляет собой не нечто…

Джеймса—Ланге теория эмоций

ДЖЕЙМСА-ЛАНГЕ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ — выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и немецким психологом Г. Ланге (80-90-е гг. XIX в.). Согласно Д.- Л. т. э., возникновение…

Динамическая психология

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. dynamikos — сильный, подвижный) — 1) один из разделов психологии, имеющий своим предметом мотивацию человеческого поведения, влечения, эмоции, конфликты личности, т. е.…

Диспозиционная концепция

ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. dispositio- расположение) — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Д. к. связывает…

Женевская школа генетической психологии

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (от греч. genesis — происхождение) — направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения- происхождение…

Индивидуальная психология

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. И. п. исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается…

Интроспективная психология

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием…

Когнитивная психология

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. К.п. возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма…

Теория когнитивного диссонанса

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных…

Теории когнитивного соответствия

КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ ТЕОРИИ-класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления западной социальной психологии в 50-е гг.

XX в. (см. Когнитивная психология) и имеющих целью дать объяснение…

Культурно-историческая теория

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании…

Лейпцигская школа

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители — Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм,…

Необихевиоризм

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции…

Основные направления психологии и психоанализа

  • Главная
  • Блог
  • Психология
  • Основные направления современной психологии

Психология

23. 05.2021  |   435 просмотров

Вернуться к статьям

Поделиться

Скрыть

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Забронировать место

Вебинар

Развитие эмоционального интеллекта

Подробнее

Скрыть

С 19 века психология как наука претерпела множество изменений. С момента зарождения массового интереса к ней стали появляться новые школы и направления. Это связано с тем, что запросы и проблемы у людей меняются, поэтому и инструменты для психологической терапии требуются новые.

Сейчас человеку непросто самому разобраться в представленных видах психологии и определитьметод, подходящий для работы. Предлагаем познакомиться с 10 самыми популярными направлениями на сегодняшний день.


  1. Бихевиоризм. Это направление психологии сводится к изучению поведения человека, его реакций на стимулы окружающей среды. Основные задачи: научиться предсказывать поведение людей на конкретное воздействие извне и, наоборот, наблюдая за действиями человека, определить стимул, который их вызывает.
  2. Классический психоанализ, или фрейдизм. В основе этой школы лежит метод исследования конфликта сознательного и бессознательного в психике человека. Психоанализ — это направление в психологии, изучающее глубинные побуждения к действиям через анализ снов, оговорок, спонтанных ассоциаций.
  3. Нейролингвистическое программирование. В основе разработок этой школы лежат специальные техники моделирования действий человека, направленные на изменение привычных схем взаимодействия, обретения уверенности в себе. Методики этого направления психологии не признаны до сих пор академическим сообществом как научно обоснованные. Но это не мешает применять различным тренинговым и консалтинговым компаниям инструменты НЛП в своей работе.
  4. Гештальт-терапия. Особое место в этом учении занимает понятие гештальта — неделимого в динамике образа. Основой в изучении этого направления психологии является анализ восприятия человеком действительности. Внимание уделяется закономерностям составления, упорядочивания и преобразования психического образа.
  5. Генетическая психология. Ее основатель Жан Пиаже и его последователи сконцентрировались на изучении интеллекта ребенка. Их главной задачей стало не только исследовать механизм познавательной деятельности, но и выяснить происхождение и принципы развития интеллектуальных способностей. 
  6. Коучинг. Это новое направление психологии, отличительной особенностью которого является отсутствие жестких указаний для действий и советов в поиске решения проблем. Это совместная работа коуча и клиента на достижение поставленных целей и расширение собственных возможностей в раскрытии собственного потенциала.
  7. Клиент-центрированная терапия. Основная идея этого метода — прийти к осознанию самовосприятия человека. Такой подход заложен в самом названии этого направления психологии. Большую роль в нем получило выстраивание эффективных взаимоотношений между терапевтом и пациентом как гарантия достижения поставленных целей в лечении.
  8. Арт-терапия. В этом направлении психологии корректирующее воздействие на психику происходит посредством искусства и творчества. Улучшение психоэмоционального состояния человека происходит при воздействии через танец, рисование, созерцания работ великих мастеров. В работе применяются различные техники изобразительного искусства, сказкотерапия, цветотерапия, песочные практики.
  9. Гипнотехники. В них применяется гипноз, то есть промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Считается, что если человек находится под его воздействием, то легче оказывать влияние на психику, потому что есть прямой доступ к бессознательному. К этому направлению психологии относится эриксоновский гипноз. Он отличается применением мягких, не директивные техник, в которых пациент остается в полном сознании. Терапия проводится под непроизвольным гипнотическим трансом, в котором психика открыта для положительных преобразований.
  10. Транзактный анализ. Основу этого научного направления в психологии составляет концепция, по которой человеку присущи три эго-состояния: Ребенок, Родитель и Взрослый. Умение правильно их использовать закладывает базу для эффективного общения, способности лучше понимать себя и выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

    Онлайн-тест «Определи свой психотип»

    Пройти тест

    Здесь перечислены не все подходы и психологические направления, которые сегодня используют в своей практике специалисты. Но не каждая из применяемых в психологии методик эффективна и безопасна. Научиться выбирать правильные инструменты для своей работы можно на нашей программе обучения «Практическая психология». Опытные наставники не только расскажут о современных  направлениях исследований в психологии, но и подскажут, в каких случаях их можно эффективно применять в работе с клиентами.

    #школапсихологии

    Вебинар

    08 октября

    19.00

    Ведущий вебинара

    Павел Лебедько

    Развитие эмоционального интеллекта

    Регистрируйтесь на бесплатный вебинар, чтобы не пропустить

    Спасибо, что оставили свои контактные данные
    наш менеджер скоро с вами свяжется

     

    Даю согласие на обработку своих персональных данных

    Психология

    Генограмма семьи: как использовать опыт предков?

    Психология

    Супервизия как инструмент повышения профессиональной компетентности

    Психология

    Развитие различных видов мышления

    Психология

    5 моделей детско-родительских отношений

    История развития психологического знания и основные направления в психологии

    Психологическое знание

    Определение 1

    Психологические знания – это знания, которые опираются на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики человека.

    В психологии сегодня достаточно много фактов, которые показывают, что новое знание человека о самом себе меняет его отношения, цели, состояния и переживания, а это значит, что психология – это наука, созидающая человека, а не только его познающая.

    Знание является отражением в сознании человека свойств и признаков познаваемого объекта. Знание конструирует самосознание, является его элементом.

    Замечание 1

    Сознание по отношению к знанию является формой его существования.

    Сознание сопровождает любое знание и в то же время оно не единственный продукт субъект-объектного взаимодействия.

    Наряду со знаниями можно говорить о мнениях и верованиях. Они тоже конституируют сознание познающего субъекта, но только в качественно ином облике. С помощью категорий абсолютного и относительного можно пояснить различия между ними. Родовым можно использовать термин «когниция» – продукт познавательной активности. В этом случае знание – это когниция, которая характеризуется единством относительного и абсолютного. Знание в этом смысле есть процесс – оно существует в процессе перехода от знания менее определенного к более определенному и полному.

    В отличие от знания вера – это когниция, где происходит абсолютизация относительного, а мнение – это когниция, где имеет место релятивизация абсолютного. Если сознание человека конституировано не верой и мнениями, а в основном знаниями, то человек склонен к конструктивному диалогу. Владеющий знаниями человек, является компетентным.

    Другая система оппозиций, которая включает в себя понятие знания – это «знания-умения-навыки». Умения и навыки трактуются как формы познавательной активности субъекта.

    Замечание 2

    Знание всегда предметно, а умения и навыки – субъектны и характеризуют способность человека к преобразованию.

    В обусловленности психологического знания своим специфическим объектом, можно обнаружить признак, который лежит в основе все специфических признаков психологического знания. В существенной своей части психологическое знание является знанием о сознании.

    История психологического знания

    Представления о психологии, которая называлась наукой о душе, сформулировали ещё античные философы.

    Мир в представлениях Демокрита был движущейся материей. Платон понимал душу как особую сущность и считал её бессмертной, а Аристотель написал первую работу – трактат «О душе» и считал душу формой тела, как отпечаток предмета на воске.

    Его сочинение долгое время было главным руководством по психологии, а сам Аристотель считался её основателем. По мнению Аристотеля, душа является целесообразно работающей органической системой.

    В средние века на душу в Европе установились христианские взгляды. Новая эпоха в развитии психологического знания начинается в XVII веке. В это время существуют попытки осмыслить духовный мир человека с общефилософских позиций.

    В конце XIX века психология исходит из постулата Декарта – он утверждает, что первое в себе человек обнаруживает собственное сознание, а основная задача психологии состоит в том, чтобы анализировать состояния и содержания сознания. Психология начинает рассматривать сознание как основной предмет. Это был второй этап развития психологии.

    По мнению Декарта, человек с детских лет впитывает в себя многие заблуждения и различные утверждения и идеи принимает на веру. В поисках истины, считает ученый, необходимо сначала всё подвергнуть сомнению, включая достоверность информации, получаемой органами чувств.

    Замечание 3

    Сомнение – это признак мышления, а отсюда известное выражение Декарта – «Мыслю, значит существую».

    Развитие психологии сознания в конце первой четверти XX века по ряду причин начинает замедляться, а во втором десятилетии этого же века предмет психологии изменился. На место сознания приходит поведение человека и животных.

    Во время кризиса психологии происходит формирование влиятельных школ психологической науки – бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Основы бихевиоризма были заложены американским ученым Д. Уотсоном, гештальтпсихология возникла в Германии, а австрийский психиатр и психолог З. Фрейд заложил основы психоанализа.

    Отечественным основоположником психологии считается И.М. Сеченов, который выяснил, что схема психологических процессов имеет сходство с рефлексами.

    В развитие отечественной психологии большой вклад внесли В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, создавший в России психологический институт.

    Экспериментальные направления в психологии развивал В.М. Бехтерев, а И.П. Павлов изучал условно рефлекторные связи в деятельности организма.

    Основные направления психологии

    Основными направлениями психологической науки являются:

    • социальная психология,
    • педагогическая психология,
    • возрастная психология.

    Рисунок 1. Основные направления психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Кроме этого выделяют ещё инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию, дифференциальную психологию, психофизиологию.

    Социальная психология изучает поведение человека в социуме и включает в себя социальную психологию групп, социальную психологию общения, социальную психологию личности.

    Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания. К основным категориям педагогики относятся развитие, воспитание, образование, обучение, а её предметом является процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования, воспитания.

    Что касается возрастной психологии, то предметом её изучения являются закономерности развития нормального здорового человека, присущие каждому возрастному периоду, поэтому в возрастной психологии выделяется детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология).

    Психологические особенности труда изучает инженерная психология. Результаты её изысканий используются для оптимизации деятельности человека в системах «человек-машина».

    Психология труда, возникшая в результате научной организации труда, изучает психологические аспекты трудовой деятельности в контакте с физиологией труда, инженерной психологией, эргономикой, технической эстетикой и др.

    Клиническая психология занимается изучением проявления и причин разных нарушений в психике и поведении человека, а также психические изменения, происходящие во время различных болезней.

    Что касается психофизиологической психологии, то предметом её изучения являются нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

    Дифференциальная психология занимается изучением психологических различий у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

    Направления клинической и консультативной психологии Том 32

    Этот курс дает

    14 кредитов CE по завершении.

    Уроки по объему: 8

    Вопросы с множественным выбором: 6 за урок

    CE. Часы на том: 14

    Учебный уровень: Промежуточный

    обучать психологов, консультантов, терапевтов по вопросам брака и семьи, социальных работников и других работников здравоохранения, чтобы улучшить их понимание и понимание оценки, диагностики и лечения при изучении психических расстройств.

    Программа курса

    Руководство для клинициста по проблемам психического здоровья, с которыми сталкиваются студенты колледжей: Часть 1, Расстройства настроения, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, ОКР

    Руководство для врачей по проблемам психического здоровья, с которыми сталкиваются студенты колледжей: Часть 2, Употребление психоактивных веществ, СДВГ, расстройства пищевого поведения, шизофрения

    Общественная психиатрия, координируемая психиатрической помощью во время стихийного бедствия в национальном масштабе: история болезни урагана Харви

    Телепсихиатрия: преимущества, ограничения и этические вопросы

    Расовая микроагрессия как препятствие для лечения в клинической практике

    Помощь трансгендерам: различия в медицинском обслуживании и отношение врачей

    Эмпирически обоснованная психосоциальная терапия шизофрении: разрыв между наукой и практикой

    Поведенческая терапия деменции

    Заявления об утверждении

    Американская психологическая ассоциация
    Компания Hatherleigh Company, Ltd. одобрена Американской психологической ассоциацией для финансирования непрерывного обучения психологов. Hatherleigh Company, Ltd. несет ответственность за программу и ее содержание.

    Национальный совет сертифицированных консультантов, Inc. 
    Компания Hatherleigh Company, Ltd. является утвержденным NBCC поставщиком услуг непрерывного образования (ACEPTM) и может предлагать одобренные NBCC кредитные часы CE для программ, отвечающих требованиям NBCC. Программы, для которых будут присуждаться одобренные NBCC кредитные часы CE, указаны на веб-сайте. ACEP несет единоличную ответственность за все аспекты программы. Номер нашего провайдера NBCC — #5448.

    Часто задаваемые вопросы

    Как работает этот курс? Могу ли я увидеть больше информации о курсах и факультетах? Когда это начинается?

    Этот курс полностью онлайн, и вы можете начать прямо сейчас. Вы можете присоединиться к курсу, когда захотите, и проходить его в своем собственном темпе. Все материалы курса будут доступны вам при покупке в формате PDF. Ваш сертификат будет доступен вам сразу же после успешного прохождения викторин курсовой работы.

    Перед размещением заказа вы можете запросить предварительный просмотр целей обучения или информации о преподавателях, связавшись с нашим отделом обслуживания клиентов. Чтобы узнать обо всех способах сделать это, нажмите здесь.

    Кому следует посещать ваши курсы?

    Любой медицинский работник, который хочет быть в курсе последних лекарств и клинических исследований, а также те, кто ищет высококачественные программы CME и CE, чтобы получить кредит или контактные часы для повторного лицензирования.

    Спонсируются ли курсы Hatherleigh на коммерческой основе?

    Hatherleigh гарантирует, что мероприятия планируются, разрабатываются и осуществляются независимо от поддержки со стороны коммерческой или неподходящей компании.

    Hatherleigh раскроет информацию о том, имеют ли преподаватели и разработчики программ непрерывного образования и содержания медицинского образования какие-либо соответствующие финансовые отношения с коммерческими организациями, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

    В таких случаях Hatherleigh предпримет шаги для смягчения этих отношений, прежде чем отдельные лица примут участие в разработке контента. Эта информация доступна в начале существующей курсовой работы перед содержанием непрерывного образования.

    Когда я смогу получить доступ к курсу?

    В любое время! После регистрации вы можете получить доступ к курсу в любое время, в любом месте и с любого устройства, которое вы используете.

    Есть ли крайний срок завершения курса?

    Все наши курсы необходимо пройти в течение трех лет с даты покупки. Происходят изменения в аккредитации и правилах. Чтобы гарантировать, что вы заработаете максимальную сумму кредита за свой курс, мы установили трехлетний период для завершения. В вашем сертификате будет указана дата завершения вашей курсовой работы.

    Что, если мне не понравится курс? Могу ли я вернуть свои деньги?

    Все наши курсы имеют безоговорочную гарантию на 30 дней.

    К кому мне обратиться, если у меня возникнут дополнительные вопросы?

    Пожалуйста, свяжитесь с нашим отделом обслуживания клиентов. Чтобы узнать обо всех способах сделать это, нажмите здесь.

    Начни прямо сейчас!

    Варианты ценообразования

    Выберите только цифровое издание или добавьте к заказу печатное издание. Распечатанный курс будет отправлен вам по почте через USPS.

    • 55,00 $

      Только цифровой

      Начать сейчас