Психологические особенности обидчивых детей: Обидчивые дети — Психологос
Обидчивые дети — Психологос
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном итоге деформируют личность человека.
В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание включено в общение и направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника.
Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы).
Во всех этих случаях ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным. В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности».
Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться. Он отворачивается, перестает разговаривать, демонстративно показывает свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком — молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. В той или иной мере в определенных ситуациях чувство обиды переживает каждый человек. Однако «порог» обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях (например, в ситуации успеха другого или проигрыша в игре) одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие не испытывают подобных переживаний.Кроме того, обида возникает не только в ситуациях, приведенных выше. Можно наблюдать случаи, когда обида возникает в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда воспитатель занимается с другим ребенком. Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.
Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Кроме того, более обоснованной можно считать обиду со стороны значимого человека. Ведь чем больше другой человек является значимым, тем больше можно рассчитывать на его признание и внимание. Повод, в котором партнер вовсе не демонстрирует неуважение или отвержение, можно считать неадекватным для обиды на другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.
Неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию человека и обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много. Уже в дошкольном возрасте можно выделить детей, склонных к обиде.
Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.
Обидчивые дети как будто не замечают окружающих. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.
У обидчивых детей существует явное ощущение своей «недооцененности», непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Данные исследований показывают, что обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей глазами сверстников является результатом исключительно их собственных представлений.
Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особенность обидчивых детей.
С одной стороны, они явно ориентированы на положительное отношение к себе со стороны всех окружающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой — по их представлениям окружающие люди их недооценивают, и они ожидают от них, и главным образом от сверстников, негативной оценки себя.
Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, которое порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости». В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.
Другие проблемные формы отношения к сверстникам
- Агрессивные дети
- Застенчивые дети
- Демонстративные дети
Особенности детей с проблемами в поведении
Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем. См. →
Обидчивость. Особенности обидчивого ребенка
С какого возраста начинает проявляться обидчивость как личностная особенность?
Каковы признаки проявления обидчивости?
Откуда берет свои истоки эта самая чрезмерная обидчивость ребенка?
В прошлой статье, уважаемые читатели, мы уже говорили с вами о том, стоит ли обращать внимание на склонность ребенка к частым обидам и почему, какие рекомендации (советы) можно дать взрослым (родителям) по взаимодействию с обидчивыми детьми.
Сегодня же мы попробуем охарактеризовать личностные особенности обидчивых детей, разобраться в причинах и признаках излишней обидчивости.
Истоки, причины, признаки детской обидчивости• Первые проявления обидчивости у детей можно наблюдать еще с дошкольного возраста. Но если трехлетнего ребенка можно довольно легко отвлечь от неприятных эмоций и переключить его внимание на интересную игру, то уже к пяти годам, когда у детей возникает потребность в уважении, признании его окружающими, обидчивость начинает проявляться как устойчивая личностная особенность.
• В старшем дошкольном возрасте большая часть обид проявляется по отношению к своим сверстникам.
• Наблюдая за взаимодействием детей, в первую очередь игровым, мы можем отметить разные типы поведения при возникновении конфликтной и обижающей ситуации. Одни дети — постараются мирным и доброжелательным путем уладить возникшую неприятную ситуацию («давай сейчас ты будешь дочкой, а в следующий раз — мамой», «возьми эту игрушку, она тоже очень интересная», «тогда я буду доктором»), другие, «не на шутку рассердившись», попытаются решить вопрос силовыми приемами (отберут игрушку, полезут в драку, начнут обзываться), а третьи — предпочтут обидеться.
• В поведении обидчивого ребенка можно увидеть некоторое противоречие: с одной стороны он всем демонстрирует свою обиду, пытаясь вызвать чувство раскаяния и вины у обидчика, с другой стороны — отвергает все попытки к общению и примирению со стороны окружающих.
• Поводом для обиды зачастую выступают не имеющие под собой основания, надуманные причины. Например, мальчику кажется, что его друзья его игнорируют, решили не играть, не дружить больше с ним только потому, что они увлеченно играют в какую-то интересную игру и не заметили его прихода.
• Обидчивым детям кажется, что окружающие (ровесники) их недооценивают. Они видят в сверстниках, зачастую, неоправданно негативное к себе отношение. И этот их взгляд нельзя назвать обоснованным.
• Другими словами, ребенок, склонный к обидам, сам достаточно высоко и положительно себя оценивает (как и большинство детей этого возраста), но в отношении к себе других детей он склонен усматривать недостаточно хорошее к себе отношение. Такие дети и характеристику другим ребятам дают через призму отношения к себе, опираясь на описание отношения к себе. Например, «эта девочка хорошая, она со мной играет, угостила меня», а не «эта девочка веселая, она хорошо поет, у нее красивые банты».
• Обидчивый ребенок ориентирован на оценочное отношение к себе. Отсутствие позитивной оценки (со стороны окружающих) его самого, его действий для него равносильно неприятию всей его личности, отвержению, неуважению, нелюбви.
• Подобная особенность мешает ребенку получать удовольствие от самого процесса творчества, процесса создания художественного образа в результате рисования, лепки, например, и заставляет ориентировать свою деятельность на обязательное получение положительной оценки, похвалы.
• Таким образом, помимо того, что ребенок зачастую испытывает негативные эмоции, переживания, мешающие радоваться жизни, замечать прекрасное вокруг, излишняя обидчивость, ориентированность на мнение окружающих, некоторая «зацикленность» на отношении к себе других людей мешает развитию личностного потенциала ребенка, его творческих составляющих.
Надеюсь, уважаемые читатели, что моя краткая характеристика особенностей обидчивого ребенка поможет вам сделать необходимые и правильные для вас выводы, чтобы помочь вашим детям стать еще счастливее.
Возможно, вам будет интересно ознакомиться и с другими статьями об особенностях развития личности ребенка:
СТЕСНИТЕЛЬНОСТЬ. ОСОБЕННОСТИ СТЕСНИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА
ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ)
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК! ЧТО ДЕЛАТЬ? (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ЗАМКНУТОГО РЕБЕНКА
Highly Sensitive Child Traits – Детское и семейное консультирование Georgetown TX
В последние годы было много шума о СЧЛ или высокочувствительных людях. Очень чувствительные люди и дети существовали с незапамятных времен. Но черты высокочувствительного ребенка часто неправильно понимаются.
Многие ошибочно называют высокочувствительных детей странными, тревожными или слишком чувствительными. Только в последние годы очень чувствительные люди получили возможность назвать свое состояние и подтвердить свой опыт.
Если вы являетесь родителем очень чувствительного ребенка, ваш ребенок может чувствовать себя неправильно понятым своими сверстниками или членами семьи. Вот почему способность идентифицировать признаки высокочувствительного ребенка может быть важна для понимания того, как его поддержать.
Мы обсудим особенности высокочувствительных детей и несколько советов о том, как наилучшим образом поддержать их переживания.
Что означает, если мой ребенок очень чувствителен?Часто, когда родители слышат, что их ребенок очень чувствителен, их первая реакция может быть негативной. Они могут беспокоиться о том, что черты высокочувствительного ребенка поставят их в невыгодное положение в обществе.
Само по себе то, что ребенок очень чувствительный, не является предвестником будущего успеха. Правда в том, что часто негативное влияние на ребенка может оказать суждение и непонимание людьми того, что значит быть высокочувствительным человеком, а не сама черта.
На самом деле быть очень чувствительным ребенком имеет много преимуществ. Это можно рассматривать как силу, а не как слабость. Восприимчивость и сочувствие вашего ребенка к другим могут быть использованы для совершения великих дел и дают ему преимущество для достижения успеха в качестве художников, целителей и творцов.
Высокочувствительные дети могут вырасти творческими, проницательными и новаторскими взрослыми, особенно когда их внутренний мир оценивается и поддерживается. Вот почему так важно создать атмосферу, в которой ваш очень чувствительный ребенок может быть самим собой, без осуждения, страха или критики.
Что такое высокочувствительные черты?Высокочувствительные дети составляют около 15-20% населения и поражают мальчиков и девочек с одинаковой частотой. Высокочувствительные дети имеют гиперактивированную нервную систему, которая реагирует на окружающую среду и раздражители вокруг них. Выявить высокочувствительного ребенка не всегда однозначно, но знание черт высокочувствительного ребенка может помочь
Некоторые черты высокочувствительного ребенка включают:
- Чувство подавленности светом, звуками и запахами
- Много вопросов
- Осознание изменений в окружающей среде и настроении людей
- Чувство влияния эмоций других людей
- Обладание интуицией и проницательностью
- Высокая эмпатия к другим
- Чувствительность к боли
- Беспокоят бирки на одежде, зудящие или неудобные ткани, облегающая одежда
- Наслаждение тихой деятельностью вместо громкой
- Проявление осторожности, особенно в новых ситуациях
- Беспокойство по поводу новых ситуаций
- Застенчивость или интроспективность
Как упоминалось ранее, многие люди неправильно понимают или неправильно характеризуют высокочувствительных детей. Люди видят свою чувствительность к окружающей среде, людям и ситуациям как застенчивость, осторожность или темпераментность.
Их поведение, например, изнурение на вечеринке по случаю дня рождения, желание отдохнуть после школы или закатывание истерики, когда их окружение слишком подавляющее, может проявляться как беспокойство или капризность. Но когда вы понимаете поведение очень чувствительного ребенка в контексте его личности, его поведение начинает обретать больше смысла.
Например, не-СЧЛ может беспокоить трагедия. Однако высокочувствительный ребенок может начать плакать, потому что его переполняют эмоции и сочувствие к тем, кто находится рядом с трагедией. Величина их реакции может быть больше, чем у человека, не обладающего высокой чувствительностью.
Наблюдение за этими моделями сильных реакций на определенные раздражители поможет определить, является ли ваш ребенок высокочувствительным.
Воспитание высокочувствительного ребенка Советы- Принятие – Поддержка вашего очень чувствительного ребенка начинается с обращения внутрь себя и поиска принятия для вашего ребенка. Высокочувствительные дети могут очень легко уловить ваши тревоги, поэтому важно создать пространство, в котором ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно, будучи самим собой.
- Поощряйте вашего ребенка воспринимать свою чувствительность как силу. Детей с чертами высокочувствительного ребенка следует отмечать за их уникальные сильные стороны, такие как интуиция и эмпатия. Как СЧЛ, ваш ребенок может видеть то, что никто другой не видит, и общаться с другими на глубоком уровне. Их чувствительность — это сила во многих отношениях, если они хотят видеть это таким образом.
- Мягкие напоминания. Когда вам нужно дисциплинировать ребенка, лучше избегать резких тонов и выговоров. Это потому, что высокочувствительные дети уже суровы к себе. Они сами себе злейшие критики, поэтому строгая дисциплина ваших детей может привести к вспышке гнева или истерике. Мягкие напоминания — лучший способ приблизиться к дисциплине.
- Изучите их триггеры. Как только вы лучше узнаете об особой чувствительности вашего ребенка, вы сможете помочь определить его триггеры, такие как яркий свет, громкая музыка или тесное, душное пространство. Затем вы можете либо помочь им избежать этих триггеров, либо справиться с ними. Вы можете купить им шумоподавляющие наушники или мягкие лампочки для их комнаты.
- Запланируйте перерыв. Детям с высокой чувствительностью может потребоваться больше времени, чтобы перезарядиться после выхода на улицу. Помогите им расслабиться, помня об их расписании. Не перегружайте их дни и создайте для них спокойное место в доме, чтобы они могли расслабиться и отдохнуть после долгого дня.
Если вы не знаете, как поддержать своего очень чувствительного ребенка, наши лицензированные консультанты всегда готовы помочь. Они могут помочь вашему ребенку научиться принимать себя и освоить здоровые навыки преодоления стрессовых ситуаций.
Нет ничего постыдного в том, чтобы просить о помощи. Ты звонишь. Мы подбираем вам советника. Это так просто. Благодаря удобному расположению в районе Джорджтаун и Либерти-Хилл, мы никогда не будем слишком далеко. Позвоните нам сегодня!
Вот вам,
Дженна
Дженна Флеминг, LPC, NCC, терапевт из Джорджтауна, штат Техас. Она также является владельцем детского и семейного консультирования в Джорджтауне и Либерти-Хилл, чья миссия — помогать людям процветать с помощью консультирования, ориентированного на Христа.Твитнуть
10 черт высокочувствительных детей
Почти во всех семьях, которые обращаются ко мне за помощью, есть высокочувствительные дети (ВСД). и их часто неправильно понимают. Это замечательные дети, которые склонны быть свирепыми и дерзкими, настойчивыми и страстными. Они невероятно проницательны и чутки. Но из-за своей интенсивности они также склонны сталкиваться с большими проблемами в адаптации к жизненным ожиданиям и ограничениям. Некоторые из наиболее распространенных, которые в моей практике трудно понять родителям, подробно описаны ниже. Когда они понимают первопричину этого часто сбивающего с толку и провоцирующего поведения, они могут проявлять любовь и поддержку, которые питают невероятные сильные стороны их HSC, помогая им справляться с повседневными проблемами.
10 привычек высокочувствительных детей
1. Они испытывают крайние эмоции.
дети с ГВ запрограммированы на то, чтобы регистрировать свои чувства и переживания в мире более глубоко, чем другие дети. Родители часто описывают своих детей с ГВ либо в экстазе, либо в ярости («крики бойни» использовались некоторыми родителями для описания детской ярости) — без среднего регистра. Они живут в крайностях, произнося иррациональные восклицания, такие как «Я НИКОГДА не сяду на колени у мамы», когда на самом деле в девяти из десяти случаев этот ребенок занимает это желанное место, в то время как его добродушный брат и сестра остаются в стороне.2. У них сильнее реагируют сенсорные сигналы. Дети, которые очень чувствительны в эмоциональном плане, также, вероятно, будут более чувствительны к сенсорной информации. Они более интенсивно воспринимают образы, звуки, вкусы, запахи и/или текстуры. Они могут бояться общественных туалетов, потому что смыв слишком резкий и громкий.
3. Они более склонны к нервным срывам. Из-за своей чувствительности дети с ГВ быстрее испытывают стресс. Они переполняются своими сильными эмоциями и чрезмерной реакцией на сенсорную информацию, что, естественно, приводит к более частым и сильным срывам.
4. Чутко настраиваются на всех и вся. детей HS являются «процессорами». Их мозги никогда не отключаются. Они остро сосредотачиваются и анализируют все. Как объясняет один родитель: «Саша замечает, как меняется тон между мной и Митчеллом (моим мужем), и пытается вмешаться. Она встает между нами и командует: «Прекрати это прямо сейчас! Больше никаких разговоров! Папа, ты должен поцеловать маму».
Как будто у них нет внутреннего фильтра. Это делает их чрезвычайно проницательными и чуткими. Но это также означает, что они легче перегружаются, поскольку поглощают больше, чем могут вынести.
5. У них более острая потребность в контроле, они могут быть жесткими и негибкими. Чтобы попытаться получить контроль над миром, который может казаться ошеломляющим, дети с HS придумывают фиксированные идеи и ожидания о том, как все должно быть, чтобы сделать повседневную жизнь более управляемой. Диктовать людям, где они будут сидеть, как им причесываться, какого цвета миске должны быть их хлопья, какую одежду они будут и не будут носить, или насколько близко курица может быть к моркови на их обеденной тарелке — кажущиеся иррациональными требования — все механизмы выживания, которые дети с HS используют для контроля над окружающей средой, которая в противном случае кажется им неподконтрольной. Чем более неконтролируемыми дети чувствуют себя внутри, тем более контролирующими они становятся снаружи.
6. Они более боязливы и осторожны в новых ситуациях. Когда дети с HS попадают в новую ситуацию — будь то классная комната, вечеринка по случаю дня рождения или урок плавания — их колеса крутятся. Они задаются вопросом: что это за место? Что здесь произойдет? Кто эти люди? Что я могу ожидать от них? Понравятся ли они мне? Буду ли я в безопасности? Буду ли я хорош во всем, что от меня здесь ожидают? Этот постоянный анализ своего окружения делает детей с HS чрезвычайно яркими и проницательными. Но это также может быть подавляющим и сделать их более склонными к беспокойству, особенно в новых ситуациях. Чтобы справиться, они яростно цепляются за свою зону комфорта, а значит, часто сопротивляются всему новому. Им тяжело расстаться с родителями. Им требуется больше времени, чтобы адаптироваться, когда они начинают уход за детьми или дошкольное учреждение. Они отказываются ходить на футбол или плавать, даже если им это нравится.
7. Как правило, они менее терпимы к фрустрации. Дети с HS, как правило, испытывают больше стресса и легче сдаются, когда сталкиваются со сложной задачей. Естественный дискомфорт, который мы все испытываем, находясь в том пространстве, где мы работаем, но еще не освоили новый навык, для них невыносим. Из-за этого им трудно пережить такие моменты, например, когда они учатся кататься на велосипеде или думают, как удержать свою блочную башню от падения.
8. Склонны к перфекционизму и очень тяжело проигрывают. Высокочувствительные (HS) дети склонны к перфекционизму. Когда они не могут сделать что-то в точности так, как говорит им их мозг, они переживают это как потерю контроля, что очень неудобно и трудно терпеть. Они также легче испытывают чувство стыда — чувствуют себя «неудачниками». Вот почему детям с ГВ так тяжело проигрывать.
9. Они тяжело переносят, когда их исправляют . Даже кажущиеся безобидными указания воспринимаются как личные обвинения, а не как полезные советы, которые вы предлагаете. Их стыд может привести к смеху, отводу взгляда, гневу или бегству. Все это механизмы преодоления, которые обеспечивают защиту и облегчение от потока сложных эмоций.
10. Они более застенчивы и их легко обидеть. Дети с HS имеют тенденцию быть озабоченными тем, как их видят другие. Им очень неловко, когда к ним привлекают внимание, даже когда родители или другие взрослые говорят им комплименты. Они чувствительны к чувству тщательного изучения или оценки. Вот почему им особенно неудобно хвалить — как бы нелогично это ни звучало. Они знают, что это означает, что их оценивают, принимают и реагируют на давление.
Дети HS склонны принимать вещи более близко к сердцу. Они также склонны неправильно истолковывать действия других. Они фильтруют свой опыт через мышление жертвы, как будто они готовы, а иногда и на волосок от того, чтобы пострадать каким-то образом. Это может затруднить взаимодействие сверстников и братьев и сестер.
Конечно, не все дети с ГВ будут иметь все эти черты, и многие дети, которые не очень чувствительны, в той или иной степени будут бороться с этими проблемами.