Психологический портрет младшего школьника – Статья: Психологический портрет современного школьника

Статья: Психологический портрет современного школьника

Психологический портрет современного младшего школьника

Вот уже 5 лет я работаю педагогом-психологом начальной школы. Младшеклассник сегодняшний особенный. Попробую выделить его несколько отличительных признаков.

 Младший школьный возраст (7-10 лет) занимает особое место в психологии, потому что  обучение в школе – качественно новый этап психологического развития ребенка. Современный ученик начальной школы – ребенок, шагающий в ногу со временем, раскрепощенный, подвижный,  рано информационно повзрослевший, рациональный и в хорошем смысле слова прагматичный. Разносторонний, мобильный. С легкостью овладевает новые современные технологии, ему доступна любая информация,  есть большие возможности развивать свои  способности.  Его мир, как правило, заполнен материальными ценностями. Свободного общения со сверстниками мало, ведь родители часто с раннего детства загружают кружками/секциями или окружают  различными гаджетами. Специалисты отмечают, что современный младший школьник стал более осведомленным, эрудированным, чем его сверстники прошлых поколений, и в то же время он менее коммуникативный, более  несамостоятельный, инфантильный, «проблемный». Остро обсуждаются проблемы гиперактивности, «клипового» мышления, духовности. Дети нацелены на получение быстрого результата нажатием одной кнопки.

 Многих ребят сложно удержать на месте, они в постоянном движении, им трудно сконцентрироваться на каком-то занятии,    выполнять указания взрослых не желают, дружить, сотрудничать не умеют, часто вступают в конфликты. Положение в коллективе сверстников сказывается на успешности обучения, сложнее проходит и  адаптационный  период.  

Благосклонное отношение многих родителей к компьютерным играм вредит личностному, интеллектуальному развитию ребенка. Во все времена личностное развитие связано с героями, на которых дети равняются. Сегодня это Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, вампиры, трансформеры. Обладая суперспособностями, не всегда эти герои являются носителями духовных ценностей, а потому понятия «что такое хорошо и что такое плохо» у ребят нивелируются. Компьютерные игры затягивают, они далеки от реалий, здоровье ухудшается, нередко появляется зависимость.

Увлечение гаджетами, «потеря» в информационных дебрях приводит к развитию «клипового» мышления, когда человек перестает думать, мыслить самостоятельно: «зачем, если можно спросить  Google?». Левое полушарие человека, отвечающее за логику, речь, не развивается. Пропадает  уважение к тексту, ведь главное – инструкция! Анализ информации заменяется ее потреблением, без «переваривания». Нарушается общение, снижается эмпатия.  Меняется соотношение позитивной и негативной информации: «затапливание» негативной информацией приводит к снижению энергетического потенциала человека. Детям сложно излагать свои мысли, они не хотят читать и анализировать, писать сочинения, учить стихи.

Учет новообразований, возрастных особенностей ребят необходим для организации учебной деятельности, правильного построения урока. Доктор психологических наук, профессор Е.П. Ильин рекомендует обращать особое внимание на развитие волевых качеств ученика. И здесь важно следующее:  

— связывать задания с потребностями и интересами школьников: «надо» не является основной мотивацией деятельности младших школьников, поэтому важно сделать задание значимым для самого ребенка;

— раскрывать школьникам цели, то есть конечные результаты деятельности и пути ее достижения;

— создавать оптимальную сложность задания, чтобы актуализировать потребность достижения успеха

— создавать условия для демонстрации учащимися их продвижений к цели, то есть необходимо, чтобы ученик осознал, что это продвижение – результат его собственных усилий;

— обеспечивать наличие инструкции о способах выполнения задания.

Необходимо продумывать специальную работу по организации внимания детей. Клиповое мышление современных ребят ставит учителя в другие условия передачи материала. Чтобы заинтересовать ученика, важна образно-насыщенная подача  материала с минимумом текста (яркая презентация, картинки, запоминающиеся формулировки). Развивать понятийное мышление помогут специальные занятия-тренинги по обучению сосредотачивать внимание на одной задаче, цели, предмете. Полезным будет и побуждать ребенка говорить, высказывать свое мнение.

 

nsportal.ru

Психологический портрет личности младшего школьника как основа для его духовно-нравственного воспитания

Психологический портрет личности младшего школьника как основа для его духовно-нравственного воспитания

ОБПОУ «Курский педагогический колледж»

Бобрышева Ирина Сергеевна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В последнее время проблеме духовно-нравственного воспитания школьников уделяется большое внимание. Ведь современное общество находится в процессе модернизации, а ее эффективность задается векторами ценностных ориентаций граждан. Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства.

«Убежден, — подчеркивает В.В.Путин, — что достижение необходимой динамики роста — проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества».

Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания носит не только педагогический, но и общественный характер.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. президент Д. А. Медведев отметил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой — человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять человеческое в человеке, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В нашей стране разработана программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Ее нормативно-правовой и методологической основой являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно образовательное учреждение создает условия для реализации данной программы, обеспечивая приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям.

Мы знакомы с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, знаем ее основные направления, систему базовых ценностей, принципов и форм организации деятельности.

В духовно-нравственном воспитании младшего школьника значительная роль принадлежит школе. Чтобы реализовать данную программу на практике и формировать ряд ценностных ориентиров у конкретного учащегося, нужно знать его психологические характеристики, в частности, самооценку, особенности мотивационной сферы, социометрический статус в коллективе сверстников, уровень развития коммуникативных умений и так далее.

Совокупность психологических характеристик личности и есть ее психологический портрет. Знание учителем психологического портрета младшего школьника поможет педагогу в организации работы по созданию индивидуальной траектории в воспитании обучающегося.

С какими же детьми работают современные педагоги, каков психологический портрет современного младшего школьника? Чтобы ответить на эти вопросы, нами было проведено исследование.

Базой исследования выступил ОГОШИ «Лицей-интернат №1», 4 «а» класс.

Цель исследования: составить психологический портрет младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить самооценку младших школьников.

2. Определить уровень развития коммуникативных умений.

3. Выявить уровень тревожности обучающихся.

4. Исследовать социометрическую структуру классного коллектива.

6. Изучить уровень развития школьной мотивации исследуемых.

7. Определить уровень воспитанности обучающихся.

8. Выявить специфику нравственных ориентиров младших школьников.

По результатам исследования нами был составлен собирательный психологический портрет младшего школьника.

Младший школьник имеет завышенную самооценку, то есть, склонен переоценивать себя.

Он имеет положительное отношение к учению, но школа привлекает его внеучебной деятельностью. Он достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходит в нее, чтобы общаться с друзьями. Школьнику нравится ощущать себя учеником, иметь красивые ручки, тетради. Познавательные мотивы сформированы у него в меньшей степени, и учебный процесс его мало привлекает.

Младший школьник имеет средний уровень развития коммуникативных умений. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Обучающийся не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Младший школьник в среднем имеет низкий уровень тревожности. Тревожность на повышенном и высоком уровне проявляется в факторах: общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, фрустрация потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Младший школьник имеет социометрический статус предпочитаемого, выбирает одноклассников того же пола, что и он сам. Выборы на эмоциональном уровне и уровне взаимоотношений, возникающих в совместной деятельности, совпадают в двух случаях из трех. Общается с ограниченным кругом лиц (3-4 человека), выборы, как правило, взаимны.

Младший школьник имеет второй уровень воспитанности. Он недостаточно самостоятелен, и не всегда способен к саморегуляции своей деятельности. Обучающийся имеет определенную нравственную позицию, но ему трудно соответствовать ей в собственных действиях. Интерес к прошлому и настоящему родного края поверхностен и непостоянен, любовь и бережное отношение к природе зачастую имеет демонстративный характер, имеются одиночные проявления заботы о ней.

Младший школьник имеет друзей, с которыми постоянно общается. Его с друзьями объединяют общие школьные и внешкольные интересы. Он стремится делиться радостями и огорчениями с товарищами, но готовность бескорыстно помочь товарищу проявляется эпизодически. Стремление не подвести свой класс является в определенной мере осознанным и действенным.

Младший школьник относится с уважением к старшим, хотя может допустить по отношению к ним непослушание и даже грубость. Он способен оказать посильную помощь родителям и учителю.

Обучающийся стремится быть честным с окружающими, проявлять искренность по отношению к ними. Наблюдается отдельные случаи двойственного поведения.

Младший школьник проявляет интерес ко всему новому и неизвестному, но его интерес неустойчив и нуждается в дополнительном влиянии извне. Он с удовольствием читает литературные произведения в рамках учебной программы, но самостоятельно за ее пределы, как правило, не выходит.

Свободное время предпочитает проводить за компьютером и телевизором, посещает разнообразные кружки и секции.

Младший школьник чувствителен к прекрасному, он проявляет интерес к искусству, способен заметить красоту вокруг себя. Ему трудно оценить и описать красоту природы, к ней он не проявляет должного внимания.

Младший школьник неусидчив. Ему сложно поддерживать дисциплину в течение целого урока. Он старается овладеть новыми знаниями и способами деятельности, но при выполнении заданий зачастую отвлекается.

Младший школьник имеет определенные нравственные ориентиры, но соответствовать им стремится не всегда. Адекватно оценивает поступки, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции зачастую неадекватны.

Психологический портрет младшего школьника должен стать основой для его духовно-нравственного воспитания, так как дает возможность делать воспитание личносто-ориентированным, с учетом индивидуальных потребностей и особенностей личности.

infourok.ru

Психологический портрет школьника

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Младший школьный возраст  – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом.

Возрастной кризис — это  переход в возрастном развитии к новому периоду жизни, характеризующемуся кардинальными психологическими изменениями. Суть возрастного кризиса состоит в изменении системы связей ребенка с окружающей его действительностью и его отношения к этой действительности. 

В младшем школьном возрасте появляются существенные новообразования: произвольность действий и поступков, самоконтроль, рефлексия. Самым главным новообразованием этого возраста является смена ведущей деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно меняются мотивы его поведения, открываются новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Также одной из важных задач развития на этом возрастном этапе становится приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей.

Цель работы – описать  психологический портрет младшего школьника.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие  задачи исследования:

1) выделить возрастные, интеллектуальные, личностные особенности младшего школьника

2) определить влияние социального окружения на личность младшего школьника.

По структуре реферат  состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Психологический портрет младшего школьника

 

1.1. Возрастные особенности младшего школьника

 

Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это  особый период в жизни ребенка, который  выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.1

Младшим школьным возрастом  принято считать период жизни  ребенка от 6-7 до 10-11 лет, где значимым событием становится поступление в  школу. В этот период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. Функционально совершенствуется нервная система. К 6-7 годам постепенно соотношение процессов возбуждения и торможения уравнивается, но процесс возбуждения по-прежнему преобладает, и младшие школьники в высокой степени эмоционально возбудимы, импульсивны и непоседливы.

В этом возрасте происходят существенные изменения не только в нервной системе, но и в костной и мышечной. В костной системе младшего школьника происходит дальнейшее окостенение, в том числе кистей и пальцев рук. Поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны для младших школьников. Эти особенности надо учитывать при обучении детей письму.

Также в младшем школьном возрасте продолжается увеличение мышечной массы тела, совершенствование двигательных навыков, развитие координации движений. Мышцы в этом возрасте становятся более сильными и прочными, повышается физическая выносливость организма. Однако утомляемость еще высока, и наступает она примерно через 25-30 минут. Это важно учитывать при проведении уроков и мероприятий.

Вместе с тем все эти возрастные изменения, происходящие с ребенком, создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности. Для младшего школьника учение становится ведущей деятельностью, требующей организованности, дисциплины, волевых усилий, особого интеллектуального труда.

 

1.2. Интеллектуальные  особенности младшего школьника

 

 

 Интеллект – это совокупность свойств личности, которая позволяет человеку осуществлять мыслительную деятельность.

Все виды учебной деятельности способствуют развитию интеллекта, а также связанных непосредственно с ним основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи. По сравнению с дошкольным возрастом качественно изменяется содержание этих процессов и их форма.

Восприятие по-прежнему, как и в дошкольном возрасте характеризуется непроизвольностью, хотя появляются элементы произвольности. Младший школьник приходит в школу с довольно развитыми процессами восприятия: высокая острота зрения и слуха, хорошо выделяет объекты по величине, форме и цвету. Но в то же время восприятие еще недостаточно дифференцировано. Поэтому первоклассник часто при рассматривании картинок, чтении текстов часто перескакивает с одного места на другое, пропуская существенные детали, путает похожие буквы и цифры, не может выделить объекты по смыслу. В целом развитие восприятия в этом возрасте характеризуется нарастанием произвольности.

Также как и восприятие, внимание у младших школьников в начале обучения является непроизвольным, достаточно неустойчивым (10-20 минут) и небольшим по объему. Поэтому первокласснику довольно трудно сосредоточиться на сложном материале. В развитии внимания способствует самоорганизация, переход от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Память тоже характеризуется непроизвольностью. Младший школьник склонен к эмоциональному запоминанию. Поэтому младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже – словесный. Проще всего также ребенку запомнить то, с чем он постоянно и активно взаимодействует. Также в этом возрасте ребенок овладевает рациональными приемами запоминания, используя первоначально самые простые способы: длительное рассматривание материала, многократное его повторение вслух и про себя.

В целом и произвольная, и непроизвольная память качественно видоизменяются, и к 3 классу память становится более продуктивной.

Младший школьный возраст  Л.С. Выготский называл сензитивным  периодом для развития понятийного  мышления. Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.2

В развитии мышления младших  школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (она совпадает с обучением в 1-2 классах) их мыслительная деятельность во многом напоминает мышление дошкольников. Мышление осуществляется в ситуации непосредственного восприятия предметов, предмет и действие неразрывно связаны.

На второй стадии (3-4 класс) характер мышления меняется. Младший школьник овладевают родовидовыми соотношениями между предметами, т.е. появляется способность классифицировать предметы и явления. Таким образом, формируется аналитико-синтетический тип деятельности. Это значит, что осуществляется переход от наглядно-действенного и образного мышления к словесно-логическому.

Воображение в ходе обучения становится управляемым процессом. Знания, полученные в выполнении учебной деятельности, способствуют развитию творческого (продуктивного) воображения. В 1 классе для возникновения образа требуется конкретный предмет, опора на наглядный материал (например, картинку). К концу обучения в начальной школе развивается опора на слово, которое позволяет ребенку создать мысленно новый образ.

Речевое развитие в основном завершается в дошкольном возрасте. К 7 годам язык становится не только средством общения и мышления ребенка, но и предметом его изучения (чтение, письмо). Ребенок развивает звуковую сторону речи, т.е. дифференцирует правильно и неправильно произносимые другими слова. Интенсивно увеличивается словарный запас речи (это очень сильно зависит от среды, в которой растет ребенок). Развивается грамматический строй речи и становится возможной контекстная речь. Проявляется словотворческая способность (у Чуковского в книге “От двух до пяти” много примеров такого детского словотворчества: “Дым трубится”, “… налужил дождь” и т.д.). Кроме того, развивается диалогическая речь, включающая оценку, планирование совместных действий и т.д.3  Появляется принципиально новый вид речи — письменная, которой ребенок овладевает в ходе обучения. Овладение письменной речью формирует умение сознательно излагать свои мысли, т.е. способствует произвольному и осмысленному осуществлению устной речи. Развитие как письменной, так и устной речи требует продолжительной и систематической работы младших школьников и учителя.

1.3. Личностные особенности  младшего школьника

 

Младший школьный возраст закладывает основу дальнейшего развития личности. В этот период происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинается формирование нравственного поведения и общественной направленности личности.

Всё это главным образом  выстраивается в новую систему отношений к социальному окружению, к учению, воспитывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Ведущие потребности младшего школьного возраста – потребности в общении с людьми, во взаимопонимании.

В коллективе сверстников  у младшего школьника создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс двусторонний, благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Для младших школьников характерны такие черты как импульсивность, слабость волевой регуляции поведения, высокая эмоциональность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители. К 3 классу она встречается у детей довольно редко. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной   чертой   характера ребенка.

Из-за импульсивности и повышенной эмоциональности младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и открыты в выражении своих эмоций. По мере взросления способность контролировать свои чувства и сдерживать их развивается.

В младшем школьном возрасте ребенок активно выстраивать коллективистские отношения. Именно обучаясь в классе, он получает опыт коллективной общественной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию чувства коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах, возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой. К концу обучения в начальных классах у детей возникает стремление занять определенное место среди сверстников. Важную роль в становлении личности  играет не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других.

На этом возрастном этапе  происходит формировании «Я-концепции» ребенка, его самопознания себя как личности. Складывается самооценка ребенка, основанная на представлениях о себе и оценках окружающих. Также развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, соотносить свои поступки с общественными нормами поведения.

Происходят изменения в эмоционально-волевой сфере, появляются сложные высшие чувства. Эмоции младшего школьника становятся все более осознанными, сдержанными, они усложняются и дифференцируются. Но возможности осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Несовершенство в восприятии и понимании чувств выступает в качестве внешнего подражания взрослым.

Волевое поведение в 1 классе во многом зависит от контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу регулируется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Именно в этом возрасте формируются такие волевые качества, как независимость, настойчивость, уверенность в собственных силах.

Настойчивость как важнейшая  волевая черта характера развивается к 3 классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебной деятельности. Эта черта особенно проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда и т.д. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств.

 

 

2. Влияние социального окружения  на личность младшего школьника

 

Семья для ребенка  является первой школой взаимоотношений  между людьми. Именно в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, игровую и др. 

Благоприятный тип взаимоотношений в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности в жизни. Концепция собственной ценности формируется у ребенка подсознательно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают в качестве моделей для подражания.

Семья должна научить младшего школьника правильно планировать свой распорядок дня, быть ответственным и аккуратным,  тем самым воспитывать в ребенке волевые качества личности. Семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как обязательное и необходимое. Успешность адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его личности. При поступлении в школу социальный статус ребенка во внутрисемейных отношениях изменяется: он выступает теперь в новой роли – роли ученика, занимающимся таким же важным делом в школе, как и родители на работе.

Учитель в младшем  школьном возрасте становится для ребенка значимым человеком. От того, как сложатся отношения между учителем и младшим школьником, будет зависеть мотивация учения. Положительное отношение, доверие к учителю активизируют познавательный мотив учения, способствуют успешности обучения ребенка, отрицательное же отношение приводит к тому, что у ученика снижается познавательный интерес, он становится отстающим и неуспевающим в учебной деятельности.

www.stud24.ru

Примерный психологический портрет ученика.

Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7

Феодосийского городского совета

Республики Крым

Психологический портрет учащегося

10 – Б класса Шевченко Александра Валерьевича

Портрет подготовлен : учителем начальной школы и истории Кудрявцевой А. А.

Г. Феодосия

  1. Общие сведения об учащемся.

И. Ф. О. учащегося: Шевченко Александр Валерьевич.

Обучается в школе № ….. г. Феодосии, в 11 – Б классе.

Дата рождения: 16 мая 1991 г.

II. Психологический портрет учащегося.

Шевченко А. В. в школе зарекомендовал себя с лучшей стороны. В процессе уроков не нарушает дисциплины, а наоборот помогает учителям по мере необходимости успокоить класс. Пользуется уважением и авторитетом у одноклассников. В любой сложной ситуации готов прийти на помощь, как сверстнику, так и учителю. Имеет спокойный характер, не вспыльчив, рассудителен, понятлив, ответственен, уважителен.

В ходе наблюдения, хочу отметить, что быстро усваивает новый материал. Может, при надобности, быстро переключать внимание, схватывая полученную информацию.

По успеваемости Александр Валерьевич занимает одно из первых мест в коллективе. Сильно отличается взглядами от сверстников, более взрослые и рассудительные. Имеет собственное мнения по каждому вопросу. В классе является лидером, за которым тянутся одноклассники.

Во время индивидуальной беседы не отметила никаких проблемных ситуаций, на поставленные вопросы отвечал сдержанно, но не холодно. На вопросы, где требовалось рассудительность и собственное мнение, обдумывал, но с ответом не затягивал. В тоже время хорошо понимает шутки, умеет сам пошутить, не обидев ближнего. Хорошо влияет на коллектив класса, в общем.

В итоге хочу сказать, что Шевченко Александр Валерьевич за все время наблюдения проявил себя с самой лучшей стороны. И является образцом подражания для коллег.

infourok.ru

Социально-психологическое исследование «Портрет семьи младшего школьника»

Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие ребенка с родителями, где закладывается его эмоциональная жизнь, создается ценностно-нормативная структура его личности.

В феврале-марте 2006г в образовательных учреждениях города Старый Оскол и Старооскольского района было проведено социально-психологическое исследование “Социально-психологический портрет современной семьи младшего школьника” с целью изучения социально-психологических особенностей современной семьи младшего школьника, а также определения приоритетных направлений работы с семьей, изучения влияния различных демографических и социально-стратификационных факторов на цели, мотивы воспитания ребенка.

В опросе приняли участие 418 родителей из 10 образовательных учреждений города и района.

1. По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом: до 29 лет — 23 %, от30 до 40 лет -65% и старше 40 лет — 12 %. Средний возраст родителей составил 34 года.

2. По уровню образования показатели следующие: высшее образование — 27%, среднее специальное 58 %, среднее профессиональное — 3 %, среднее образование 11%.

3. Социально-экономическое положение семьи – уровень дохода выше среднего — 25%, средний уровень дохода — 41%, ниже среднего — 34%.

4. По количеству детей в семье: 190 однодетных семей (46%), 186 двудетных семей (44%), 41 многодетная семья (10%).

5. Распределение по полу: 221 семья, воспитывающая девочек (53%), 196 семей, воспитывающих мальчиков (47%) .

6. Состав семьи: 90 неполных семей (22%), 328 полных семей (78%).

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. В качестве ведущих факторов, влияющих на развитие личности ребенка, выделяют социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический факторы (А.В.Мудрик).

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами, гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими образцами отношений и поведения, сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями.

Семья — сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем.

Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что половина из числа опрошенных респондентов (53 %) оценивает свою семью как “крепкую, хотя между супругами иногда случаются размолвки”. При этом только 14% родителей считают свою семью “очень крепкой: полная гармония между супругами”, а 19% семей находится в состоянии развода. Еще 4% указывают на наличие проблем в семье, отмечают, что взаимоотношения между супругами плохие. 10 % ответивших указали, что их семья “в целом устойчивая, хотя скандалы между супругами бывают часто”. Полученные данные отражены на <Рисунке № 1>.

Можно сказать, что в 33% семей существуют определенные трудности в формировании здорового микроклимата. Возможно негативное влияние данного фактора на воспитание ребенка, а также на его представления о своей будущей семье. Родители реалистично оценивают влияние взаимоотношений супругов на формирование представлений ребенка о будущей семье, поэтому 12% опрошенных уверены, что ребенок в качестве модели собственной семьи не выберет родительскую. 49% родителей не уверены, что их семья станет примером для ребенка в будущем. И только 39% респондентов считают, что родительская семья будет для ребенка эталоном. Таким образом, даже родители из семей с благополучным микроклиматом не уверены в установках детей при формировании собственной семьи.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. По мнению родителей, в первую очередь ребенок ждет от семьи радости общения, понимания и поддержки (87% ответов). Во-вторых, для ребенка важен покой и защищенность в собственной семье. На третьем месте, по мнению родителей, материальное обеспечение <см. Рисунок №2>. Корреляционный анализ показал, что данный фактор связан с микроклиматом в семье. Чем лучше отношения между супругами, тем меньше ребенок, по их мнению, обращает внимание на материальное обеспечение в семье. Для ребенка очень важен эмоциональный покой, мирное и радостное общение с родителями, стойкий и надежный контакт с ними. Радость человеческого общения останется для растущего ребенка основной и непреходящей ценностью.

Наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи является фактором, обеспечивающим действенность, силу, стойкость семейного воспитания. Также важна осведомленность ребенка о проблемах, существующих в семье. По данным исследования, 83% родителей считает необходимым сообщать ребенку о трудностях, возникающих в жизни семьи.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой участвуют не только родители, но и бабушки, и дедушки. Среди респондентов 53 % семей проживают совместно с прародителями. Что, с одной стороны, способствует передаче опыта между поколениями, облегчает воспитательный процесс для пап и мам, а с другой стороны, может являться источником конфликтов, если воспитательные стратегии родителей и бабушек, дедушек не совпадают, в такой ситуации более вероятен непоследовательный стиль воспитания.

В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается принадлежность к разным поколениям.

По мнению респондентов заботы о воспитании ребенка (детей) лежат в основном на: жене – 95% ответов; муже – 56% ответов; прародителях (бабушках, дедушках) – 48% ответов.

Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет “общее руководство”, обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. По данным корреляционного анализа, мать делегирует воспитательные функции отцу в том случае, когда сама не справляется с ситуацией.

С точки зрения родителей основное воспитательное влияние на ребенка оказывает мать (85% ответов), влияние отца на ребенка сопоставимо с влиянием школы (65% и 63% соответственно). Корреляционный анализ показал, что воспитательное влияние школы возрастает в тех семьях, где родители испытывают дефицит времени для общения с ребенком. Также, по мнению родителей, на ребенка оказывает влияние телевидение (18 % ответов), сверстники (9% ответов), улица (4% ответов). См. <Рисунок №3>.

Школа — второй после родительской семьи институт социализации, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, в течение 11 лет формирует модели поведения ребенка, его ценности, его систему взаимоотношения с миром. Приведенные данные показывают, что большинство родителей — 94% — позитивно оценивают воспитательное воздействие школы на своего ребенка, 5% уверены, что образовательное учреждение, которое посещает их ребенок, не оказывает никакого воспитательного воздействия, и 1% родителей считает, что школа оказывает только отрицательное влияние. См. <Рисунок №4>.

Следует отметить, что те родители, которые негативно оценивают воспитательное влияние школы на ребенка (по данным корреляционного анализа), имеют неадекватные воспитательные установки, не знают возрастных, психологических особенностей детей, не имеют педагогических знаний, мало общаются с детьми. В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, отсутствие или низкая педагогическая грамотность родителей делает процесс воспитания в современной семье более сложным. 45% из опрошенных родителей за помощью в вопросах воспитания обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу).

В связи с этим возникает необходимость исследования воспитательных возможностей современной семьи. В целом, родители точно определяют приоритеты в отношениях с ребенком, выбирают демократический стиль воспитания, ориентированы на создание для ребенка ситуации самостоятельного выбора, признают ценность личности ребенка, открыты общению с ним, оказывают психологическую поддержку в сложных ситуациях.

Для части родителей характерны неблагоприятные воспитательные установки, которые существенно осложняют психологическое развитие детей: повышенный

urok.1sept.ru

Современный младший школьник

Н.Ф. Кашина 
Какие же они, современные дети? Сегодня этим вопросом озадаченны многие ученые. Попробуем разобраться и «нарисовать» психологический портрет современного младшего школьника.
Работая педагогом-психологом в негосударственном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»,  я взаимодействую с детьми разных возрастов. Ребята приходят в наше учреждение  трехлетними малышами, за ручку со своими родителями, а в 10 лет уходят повзрослевшими, уверенными в себе выпускниками начальной школы. Поэтому о том, как растут, развиваются и меняются современные дети, я знаю не понаслышке.
Исследования психологов последних лет показали, что современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но так же для них характерны такие полярные проявления как: доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное, бравада и страх одновременно. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста  – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны) на фоне развитого по возрасту интеллекта.
Современные дети в настоящее время воспитываются по демократиче-ским принципам, они знают больше своих родителей (в некоторых областях), и между ними разница колоссальная [3]. Основная причина этого, то, что ны-нешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле.  Дети легко и быстро воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую  работу или написать сочинение —  проблема. Детям сложно обобщить и систематизировать полученную информацию и придумывать сюжеты. У современных детей  снижена творческая активность [2]. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Они информационно взрослеют раньше, а социально — значительно позже. В общей массе современные ученики начальной школы  менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых.
Также особенно остро обсуждается проблема гиперактивности. Совре-менные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, дети не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. Такие дети сложнее адаптируются к школе, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов и фильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних школьников, их бабушки и дедушки. Раньше для детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей кумирами являются:  Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, капитан Америка, вампиры, трансформеры. Герои современных сказок обладают супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. Индустрия развлечений для детей устроена так, что у них нивелируются такие понятия, как, что такое плохо, больно, страшно. Нынешние младшие школьники менее романтичны, они удивительно рассудительны, рациональны и в хорошем смысле прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
Это в эмоциональном плане, а в воле¬вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, дети проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя».
Особенно эта проблема отчетливо прослеживается в том, что сегодняш-ние ученики начальной школы испытывают определенные трудности в умении решать возникающие со сверстниками конфликты. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться, а в компьютерной игре или в интернете нет живого общения, игру можно выключить или  перейти на другой сайт. Родители, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками, лишают его свободного общения со сверстниками. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать, или же предоставить свое чадо благам современной цивилизации: телевизору, компьютеру, игровым приставкам. В итоге дети не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать.
Мы назвали здесь лишь некоторые особенности и проблемы современных младших школьников. Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире — дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, бескорыстно любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые, нестандартные пути решения любых задач. Они удивительно мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей  больше возможностей развивать свои способности. Следует понимать, что современный мир — это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально,  каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, вниматель-ное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы наши дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни – детство. Ведь так замечательно, когда будучи взрослым и серьезным человеком можешь с радостью, теплотой и романтической ностальгией вспомнить свои детские годы.
Литература:                                                                   
1. Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог. —  2013. — №2
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И А. Лыковой. – М., Цветной мир, 2012.
3. Особенности современных детей  www.topmama.ru
4. Современные дети. Какие они? www.klasnaocinka.com.ua

progimnaziya63.ru

Психологический портрет личности младшего школьника. — Студопедия.Нет

Поступление ребенка в школу создает новые условия для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие личностные качества ребенка.

Мотивационная сфера.

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Отметка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Познавательная мотивация. Развитая познавательная мотивация, обеспечивающая интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Мотивация достижения. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.

Если, внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Если взрослые люди, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. К третьему классу у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Престижная мотивация, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Самосознание.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки.

Эта особенность детского сознания напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.

Типы самооценки. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности — который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, становится центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

Развитие адекватной самооценки. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (не обязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживания

studopedia.net