Психологический тест по рисункам дом дерево человек: Тест «Дом-Дерево-Человек»

Методика Бука: дом, дерево, человек

Любите ли вы рисовать? А если да, тогда что вы обычно предпочитаете изображать? И знаете ли вы, что рисунок может быть вашим… автопортретом? И это не только в случае, если вы нарисовали собственно автопортрет.

Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, это может очень многое рассказать о вас. И даже дом или дерево, нарисованные вашей рукой, дадут вам намного более подробную характеристику, чем вы можете себе представить.

На этом построена методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, о которой сегодня и пойдет речь. А чтобы узнать себя лучше, рекомендуем пройти нашу программу «Самопознание».

Методика Бука: немного истории

Методику «Дом, дерево, человек» разработал Дж. Бук в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты теста проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личностных качествах человека.

Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес самый непосредственный и основополагающий вклад становление клинической психологии в США в целом и штате Вирджиния в частности.

Он работал в первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем возглавил лично. Джон Бук публиковал свои исследования во многих научных журналах, выступал в университетах как приглашенный лектор.

Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло его работу и поездки с лекциями. Кроме того, как утверждают биографы, Бук не имел формального диплома о высшем образовании и предпочитал теории практику.

Больше подробностей о его жизни можно узнать из биографического обзора, вышедшего к 10-летию с момента его смерти John N. Buck (1906-1983): did he practically establish clinical psychology in Virginia? («Джон Н. Бук (1906-1983): он практически установил клиническую психологию в Вирджинии?») [F. Rowe, W. Crews, F. Finger, 1993].

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука: в чем суть?

Свою методику Бук изложил в книге The House-Tree-Person Technique (в переводе на русский «Техника Дом-Дерево-Человек»), несколько раз переизданной уже после его смерти [J. Buck, 2019]. Эта работа переведена на многие языки и адаптирована для восприятия людей с учетом разнообразия культурных и языковых традиций.

В частности, русскоговорящей аудитории можно порекомендовать работу «Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом-Дерево-Человек”», где многие сложные вещи объяснены простым языком [С. Семенова, 2014]. Итак, в чем же суть методики Бука?

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит и детям, и взрослым. Такая универсальность методики объясняется ее простотой, потому что рисовать людей, дома и деревья пробовали практически все.

Пользоваться линейкой, циркулем или еще какими-либо вспомогательными приспособлениями нельзя, потому что в рисунке самым главным является его естественность. Для прохождения теста испытуемым предоставляется сложенный пополам белый лист бумаги, где на лицевой части указываются личные данные участника испытания, а остальные три странички отводятся под рисунки.

Рисовать нужно простым карандашом, для чего выдаются простые карандаши с показателем жесткости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель жесткости карандаша наиболее точно отражает моторный контроль испытуемого, а потому полученный с помощью карандашей-«двоек» рисунок является наиболее информативным. Уточним, что на сегодняшний день применяется маркировка карандашей от 9H (самого твердого) до 9B (самого мягкого).

В ходе исследования разрешено стирать первоначальный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдают ластик (стирательную резинку – пояснение для регионов, где не используется слово «ластик»).

Заметим, что оригинальный тест Бука многократно подвергался заимствованиям и модернизации в рамках исследований, проводившихся его коллегами, причем в самых разных аспектах. Так, многие психологи считают более информативным объединение изображения дома, дерева и человека на одном рисунке в единую сюжетную линию:

А многие считают важным не только собственно изображение, контуры и нажим на карандаш, но и выбор цвета, и потому предлагают испытуемым пользоваться любыми цветными карандашами на выбор:

Испытуемым отводится на рисование столько времени, сколько им требуется, при этом всех предупреждают, что это не тест на художественные способности.

В свою очередь, экспериментатор наблюдает за процессом и фиксирует все паузы, высказывания, комментарии испытуемого по поводу задания, а также суммарное время, в течение которого был выполнен каждый рисунок из заданной триады.

Считается принципиально важным зафиксировать, начал ли испытуемый рисовать сразу, как только получил бумагу, карандаши, ластик и инструктаж, или же сначала обдумал задания, а уже потом принялся рисовать. Кроме того, для успеха исследования и получения релевантных результатов нужно фиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.

Итоговая запись по рисунку может иметь следующий вид:

  • Пауза для обдумывания 20 секунд.
  • Фасадная стена дома.
  • Боковая стена дома.
  • Крыша.
  • Печная труба на крыше.
  • Дым из трубы с комментарием «Пусть будет дым».
  • Окно сбоку.
  • Окно на фасаде справа.
  • Окно на фасаде слева.
  • Входная дверь.
  • Ступеньки у двери с комментарием «Думаю, что двух ступенек хватит».
  • Дорожка, ведущая к двери.
  • Общее время выполнения рисунка 4 минуты 15 секунд.

Примерно так будут выглядеть итоговые записи и по рисункам с деревом и человеком. При этом важно фиксировать не только общие черты рисунка, но и мелкие детали, если таковые имеются. Например, настежь открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, плоды на дереве (яблоки, груши, прочее), мертвые ветки на дереве, трещины и прочие повреждения на стволе дерева.

Когда испытуемый закончит все три рисунка, экспериментатор начинает так называемый «пост-рисуночный опрос» по заранее заданному опроснику из 64 вопросов. Опросник имеет, условно говоря, «спиралеобразную» структуру, когда разные по степени детализации вопросы нацелены на то, чтобы получить максимально релевантную информацию относительно какой-либо характеристики человека.

Вопросы составлены так, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не уловил связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «циклился» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно.

Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом опросник не является некой догмой.

В случае, когда ответ на вопрос самоочевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот дополнить опросник своими вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали рисунка.

Так, исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если и так понятно, кто это. Зато практически всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам рисовавший:

  • Сколько лет этому человеку?
  • Кто этот человек?
  • Где он находится?
  • О чем думает?
  • О ком думали вы, когда рисовали этого человека?

Еще интереснее выглядит опросник для рисунка с деревом. Испытуемый должен сказать, что это за дерево, сколько ему примерно лет, где оно растет, живое оно или мертвое, причем с указанием того, как именно это можно понять по рисунку.

Есть в опроснике и весьма запутанные вопросы. Так, предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и пояснить, почему это так. Считается, что ответы на этот и прочие вопросы раскрывают многие грани личности и психологические характеристики человека.

Само собой, экспериментаторам предписано обращать внимание на любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь на такие, которые носят разрушительный характер, как то: битые стекла, дырявая крыша, сломанные ветки, разрушенный дымоход.

Эти все нюансы позволяют детализировать характеристику испытуемого и составить максимально полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов теста является, пожалуй, самой главной и самой интересной частью тестирования.

Методика Бука: интерпретация результатов

Итак, как же интерпретировать результаты теста по методике Бука? Прежде, чем начнем изучать интерпретацию, напомним, что методика «Дом, дерево, человек» разработана Дж. Буком в 1948 году. И, разумеется, тогдашний образ жизни и традиции строительства отразились и в опроснике, и в рекомендациях по интерпретации.

Так, разработчик теста считает отсутствие дымовой трубы на рисунке симптомом нехватки душевной теплоты, а спрятанную или почти невидимую трубу интерпретирует как избегание эмоций.

В 40-е годы практически все частные дома имели печное отопление, поэтому такой подход был обоснован. Однако сейчас рисунок без трубы обусловлен, скорее, тем, что человек не видел такие дома «живьем», а в домах с автономным паровым отоплением дымоход попросту не нужен. Так что дом без трубы может свидетельствовать не о проблемах личности, а об отсутствии соответствующего визуального опыта.

Однако многие рекомендации по интерпретации результатов можно считать актуальными и сегодня. Наиболее информативным элементам рисунка присваивают заданное количество баллов, а по сумме баллов можно будет определить, насколько выражена у человека та или иная характеристика.

Разумеется, в первую очередь психологов интересуют характеристики, представляющие опасность для окружающих и затрудняющих адаптацию индивида в обществе. И, конечно же, никакой результат теста не является приговором или диагнозом.

Любые результаты требуют своего уточнения, однако стоит задуматься в случае, если в рисунке встречается сразу несколько элементов, указывающих на враждебность, агрессивность, конфликтность и негативизм.

К примеру, признаком враждебности считается отсутствие на рисунке окон в доме, изображение замочной скважины или замка на двери, острые пальцы и пустые глазницы у человека, крона-«клубок» у дерева либо дерево, нарисованное у самого края листа, предназначенного для изображения:

На конфликтность испытуемого может указывать отказ выполнять одно из трех зданий на рисование или перерисовка рисунка. Собственно на изображении психологов может насторожить перспектива снизу, раздвоенное дерево, слишком четко подчеркнутая талия у человека:

На избыточную агрессивность указывают слишком четко прорисованные ноздри, зубы, большой размер пальцев, острые углы и штриховка «от себя», а также слишком густая листва и изображение оружия на рисунке:

Признаком негативизма считаются сжатые кулаки, непропорционально длинные или широко расставленные ноги, одномерная перспектива боковой стены:

Такого рода интерпретации наводят на мысль, что профессия художника весьма опасна. Практически каждого хорошо рисующего человека можно заподозрить в любом из вышеперечисленных грехов. Особенно тех, кто рисует портреты и пейзажи, хотя они в большинстве случаев используют натуру, и вряд ли с их стороны будет корректно «кромсать» оригинал под некие «идеальные ожидания».

Самым безобидным в этом плане можно считать импрессионизм с его отказом от четкого контура, минимизацией использования черного цвета, техникой нанесения краски короткими мазками. К слову, вы будете лучше разбираться в искусстве в целом и живописи в частности, если пройдете наш бесплатный курс «История искусства».

Не менее интересно, относятся ли все эти «подозрения» во враждебности и агрессивности к фотографам, выбирающим нестандартный ракурс. Например,

перспективу снизу:

Другими словами, хорошо, что люди творчества не слишком склонны обращать внимание на мнение окружающих и не боятся эпатировать публику своим творчеством. Если бы все слушали врачей, психологов и психиатров, ничего интереснее ракурса как для фотографии на паспорт мы бы никогда не увидели.

А все пейзажи и виды домов выглядели бы примерно одинаково. Никаких раздвоенных стволов деревьев, чтобы не быть заподозренным во враждебности, никаких хищников с острыми клыками, чтобы не заподозрили в конфликтности, и боже упаси нарисовать дерево с округлой кроной, напоминающей клубок, если не хотите показаться агрессивным.

Впрочем, психологи на то и психологи, чтобы выявлять все, что может мешать человеку и окружающим его людям, помогать справляться со своими проблемами, корректировать искажения в восприятии окружающей действительности. И именно поэтому большинство пояснений к опросникам делает акцент в первую очередь на тревожащих и настораживающих признаках.

Как говорится в известном анекдоте про контрольное захоронение, когда лежащий в гробу налоговый инспектор успел схватить за руку гробовщика, потянувшегося за купюрой в кармане инспектора, «у вас своя работа, а у нас своя». Тем, кто забыл концовку анекдота, напомним, что этот старательный налоговый инспектор был похоронен, несмотря на его отчаянное сопротивление.

Но, вернемся к нашим баранам… в смысле, к психологам. На что еще обращает внимание методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Давайте разберем по каждому из трех рисунков.

Дом:

  • Старый и развалившийся – соответствующее восприятие испытуемым самого себя.
  • Расположенный вдалеке – испытуемый чувствует себя отверженным.
  • Расположенный вблизи – открытость и гостеприимство.
  • Вид сверху и ступени, упирающиеся в стенку без входа – наличие конфликтной ситуации.
  • Акцент на контурах стены – самоконтроль и попытка укрепить связь с реальным миром.
  • Акцент на основе стены – стремление «вытеснить» конфликт.
  • Тонкие контуры стен – ощущение опасности.
  • Боковые и задние двери – отрешенность.
  • Слишком широкие и/или высокие двери – сильная зависимость от мнения окружающих.
  • Узкие и/или невысокие двери – закрытость и некоторая нерешительность.
  • Густой дым из трубы – «напрягающая» ситуация в жизни.
  • Окна распахнуты настежь – склонность к прямолинейности, граничащей с развязностью.
  • Большое количество окон в доме – готовность коммуницировать.
  • Окна закрыты и/или занавешены – проблемы взаимодействия с окружающим миром.
  • Отсутствие занавесок на окнах – нежелание прятать свои эмоции.
  • Окно без стекла – враждебность и отчужденность.
  • Акцент на контурах кровли – склонность к фантазиям как к источнику удовольствий, часто сопровождающаяся тревожным состоянием.
  • Слабо выраженный контур кровли – размышления по поводу ослабления контроля.
  • Сорванная крыша – ощущение, что человеком руководят помимо его воли.
  • Кровля не гармонирует с нижними этажами – плохая личностная организация.

На что еще обращают внимание психологи, разбирая рисунок по методике «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Оказывается, имеет значение расположение рисунка:

  • Рисунок смещен вправо – устремленность в будущее.
  • Рисунок смещен влево – «зависание» в прошлом.
  • Рисунок смещен вверх – завышенные притязания.
  • Рисунок смещен вниз – заниженная самооценка, чувство давления.
  • Рисунок не поместился – нарушение планирующей функции.
  • Рисунок слишком мелкий – повышенная тревожность.

Это что касается изображения дома. Теперь посмотрим, что может привлечь внимание психологов в изображении дерева.

Дерево:

  • Симметрия – стремление сдержать агрессивность.
  • Ветви опущены – пассивность и отказ от усилий.
  • Ветви вверх – энтузиазм и стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения.
  • Листва-сетка – ловкость в избегании проблемных ситуаций.
  • Листва из кривых линий – восприимчивость.
  • Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
  • Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности.
  • Пальма – стремление к перемене мест.
  • Заштрихованный ствол – тревога и подозрительность.
  • Ствол из одной линии – неготовность реально смотреть на вещи.
  • Ствол линиями с нажимом – решительность, активность и продуктивность.
  • Ветви не связаны со стволом – уход от реальности.

Кроме того, имеет значение, как рисунок дерева расположен на плоскости листа. Психологи всегда обращают внимание на высоту дерева:

  • Нижняя четверть листа – зависимость и отсутствие веры в свои силы.
  • Нижняя половинка листа – нерешительность как черта личности.
  • 3/4 листа – хорошая адаптивность.
  • Рисунок на весь лист – жажда самоутверждения.

И, наконец, рисунок с изображением человека. Как их трактуют психологи по методике Бука?

Человек:

  • Крупная голова – придает серьезное значение интеллектуальной составляющей.
  • Слишком маленькая голова – переживание неадекватности.
  • Нечетко прорисованная голова – застенчивость.
  • Слишком жирные контуры шеи – стремление к интеллектуальному контролю.
  • Крепкая шея – желание взять под контроль собственное тело.
  • Слишком утонченная шея – склонность к регрессии.
  • Слишком утолщенная и укороченная шея – уступки собственным слабостям, в том числе разрушительным.
  • Угловатые плечи – признак осторожности.
  • Большое туловище – наличие неисполненных желаний.
  • Мелкое туловище – чувство неполноценности.
  • Глаза прикрыты либо спрятаны под полями шляпы – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Совсем маленькие глазки – погруженность в свой внутренний мир.
  • Длинные ресницы – склонность кокетству, желание быть в центре внимания.
  • Волосы сильно заштрихованы – тревога.
  • Волосы не заштрихованы либо изображены как «рамка» вокруг головы – враждебность.
  • Человек на рисунке машет руками – стремление к действию.
  • Руки скрещены на груди – враждебная мнительность.
  • Руки за спиной – нежелание уступать.
  • Руки длинные и мускулистые – человек ощущает потребность быть сильным и ловким.
  • Руки слишком длинные – чрезмерные амбиции.
  • Руки прижаты к телу – неповоротливость и ригидность.
  • Руки очень короткие – неадекватность.
  • Ноги непропорционально длинные – потребность в независимости.
  • Ноги слишком короткие – чувство физической и/или психологической неловкости.
  • Голова в профиль, тело анфас – тревога и потребность в общении.

В данной части теста психологи тоже обращают внимание на расположение фигуры человека на рисунке:

  • Большая фигура – экспансия, тщеславие, высокомерие.
  • Маленькая фигурка – тревога, скованность, эмоциональная зависимость.
  • Очень маленькая фигурка – чувство собственной неполноценности.
  • Недостаток симметрии – ощущение беззащитности.
  • Рисунок у самого края листа – зависимость и неуверенность в своих силах.
  • Рисунок на весь лист – превознесение себя в собственном воображении.

Больше подробностей и пояснений к тесту вы найдете в статье «Методика «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бука» [Psylist, 2019]. Рисуйте, изучайте и будьте готовы, если попросят нарисовать и будут изучать вас. Однако вы будете намного лучше готовы к чему угодно, если пройдете нашу программу «Самопознание».

И в заключении хотим напомнить вам, что все тесты и их результаты – это очень большая условность, которая меркнет перед настоящим талантом, одаренностью и неординарностью. Мы желаем, чтобы вас не смущали условные рамки и ограничения, навязываемые не слишком творческими и не очень хорошо образованными людьми. И просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Тест «Дом-дерево-человек»

Дж. Бук в 1948 году предложил интересную методику теста «Дом-дерево-человек», которая до сих пор не знает равных по популярности. Она годится и для взрослых, и для детей. Рассказать о ней подробно решили и мы.

Психологический тест «Дом-дерево-человек»

При этом суть рисуночного теста «Дом-дерево-человек» очень проста: исследуемому дают бумагу и предлагают нарисовать три обозначенных объекта в одной сцене, обозначив их взаимодействие — дом, человек и дерево.

Возьмите лист бумаги, сядьте поудобнее и нарисуйте дом, дерево и человека. Тест пройден, осталось его интерпретировать! Картинка – это метафора, отражающая вашу жизнь.

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек»

Анализ теста «Дом-дерево-человек» — дело долгое и хлопотное, но стоит вам уловить суть, и вы все легко поймете. Для начала обратите внимание, в каком порядке были нарисованы объекты? Если сначала – дерево, то человеку важная жизненная энергия. Если дом – то безопасность и успех, а если человек – то удовлетворение потребностей. Итак, рассмотрим тест «Дом-дерево-человек» и его интерпретацию более детально.

Дом

Обратите внимание на дом – это отношение к себе. Если он крупный и красивый, то человек себя любит, а если вдали — то чувствует себя брошенным. Если вместо дома – вид сверху, проекция, то у человека большие проблемы.

Если дом закрыт, нет окон или дверей – замкнутость, неприступность. Ступеньки, идущие не к двери, а к глухой стене – конфликтная ситуация.

Если дом не имеет нижней черты, идет снизу – у человека слабый контакт с реальностью, если же эта линия слишком яркая – трудности и тревога. Если боковые контуры тонкие – чувство опасности. Если изображена одномерная перспектива, до и та – боковая, человек отчужден от окружающих.

Если нет дверей – человек замкнут. Если они сбоку – он отступает или отрешен. А если двери открыты – признак откровенности, стремление к теплу извне. Если двери слишком большие – зависимость от окружающих, а если маленькие – замкнутость (как и при наличии крупного замка).

Если из трубы валит густой дым – внутренняя неприступность, тонкий – недостаток эмоционального тепла. Открытые окна говорят о прямолинейности, готовности к контактам, закрытые – о том, что человек тяготится общением. Чем ярче крыша, тем сильнее человек зависит от фантазий.

Человек

Результаты теста «Дом-дерево-человек-дерево» определяются мельчайшими деталями. Например, обратите внимание на голову. Если она большая – подчеркивается интеллект, маленькая — его отсутствие, нечеткая – застенчивость, рисуется в последнюю очередь – конфликты. При этом длинная шея говорит о самоконтроле, а короткая – об импульсивности. Чем больше подчеркнута одна черта лица, тем сильнее важен этот канал восприятия для человека, а если подчеркнут подбородок – это стремление доминировать.

Отсутствие ушей – игнорирование критики. Если глаза маленькие – погруженность в себя, большие – грубость, крупные ресницы – кокетливость. Если волосы заштрихованы – тревожность, нет – враждебность.

Крупные плечи говорят о тяге к власти, мелкие – об ощущении собственной малой значимости. Чем более угловатое тело – тем более мужественен человек. Слишком маленькое тело – униженность, крупное – неудовлетворенные потребности.

Чем лучше прорисованы конечности, тем тверже человек стоит на земле и больше готов к действию.

Дерево

Если на картинке видны корни, значит человек излишне любопытен, если они обозначены чертой – наличие секретов. Если крона круглая – эмоциональность, если ветви опущены – отказ от усилий, в разные стороны – поиск контактов, распыление. Если все ветви нарисованы одной линией – избегание реальности. Пальма говорит о стремлении к переменам, плакучая ива – о недостатке энергии. Если ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – желание самоутверждаться и свободно действовать. Если же линии равномерные, с нажимом – решительность и продуктивность.

 

Статьи по теме:

Тест Ряховского

Каждого из нас во все времена волновало то, как о нашей персоне отзываются окружающие. Зависит их мнение в основном от того насколько общительным собеседником мы являемся. Оценить этот показатель со стороны довольно трудно. Но к счастью диагностировать его можно с помощью следующего теста.

Карта интересов Голомштока

У каждого человека еще со школьных лет есть любимые и нелюбимые предметы. Это может быть как математика так и физическая культура. Но мало кто знает что такое деление на любимое и не очень может сыграть большую роль в жизни. Даже если вы давно уже не школьник. Какую именно мы расскажем в следующей методике.

Тест на распущенность

Скромность и целомудрие большинства современных барышень, к сожалению, оставляет желать лучшего. Как показывает статистика, почти каждая вторая из нас склонна к некой доле распущенности. Можно ли посчитать, насколько вам присуща эта черта и как далеко вы можете зайти за грань дозволенного? Давайте попробуем это выяснить с помощью теста.

Тест на силу воли

Все мы знаем шутку, про то когда по отдельности есть сила и воля, а сила воли как таковая отсутствует. Многие жалуются на то, что именно этой черты характера им зачастую не хватает в жизни. Проверить наличие этого качества можно с помощью теста на силу воли.

Тест Дом-Дерево-Человек не подходит для прогнозирования психического здоровья: эмпирическое исследование с использованием глубоких нейронных сетей

. 2022 окт; 230:103734.

doi: 10.1016/j.actpsy.2022.103734. Epub 2022 1 сентября.

Ицзин Линь 1 , Нань Чжан 2 , Юкун Цюй 3 , Тянь Ли 4 , Цзя Лю 5 , Иин Сун 6

Принадлежности

  • 1 Пекинская ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии, факультет психологии, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Пекинская ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии факультета психологии Пекинского педагогического университета, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 3 Государственная ключевая лаборатория когнитивной неврологии и обучения, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Пекинская ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии факультета психологии Пекинского педагогического университета, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 5 Кафедра психологии и Лаборатория мозга и интеллекта Цинхуа, Университет Цинхуа, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 6 Пекин Ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии, факультет психологии, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 36058187
  • DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103734

Бесплатная статья

Ицзин Линь и др. Acta Psychol (Амст). 2022 окт.

Бесплатная статья

. 2022 окт; 230:103734.

doi: 10.1016/j.actpsy.2022.103734. Epub 2022 1 сентября.

Авторы

Ицзин Линь 1 , Нань Чжан 2 , Юкун Цюй 3 , Тянь Ли 4 , Цзя Лю 5 , Иин Сун 6

Принадлежности

  • 1 Пекинская ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии, факультет психологии, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Пекин Ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии, Факультет психологии, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 3 Государственная ключевая лаборатория когнитивной неврологии и обучения, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 4 Пекинская ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии факультета психологии Пекинского педагогического университета, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 5 Кафедра психологии и Лаборатория мозга и интеллекта Цинхуа, Университет Цинхуа, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • 6 Пекин Ключевая лаборатория прикладной экспериментальной психологии, факультет психологии, Пекинский педагогический университет, Пекин, Китай. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 36058187
  • DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103734

Абстрактный

Как одна из методик проективного рисования, тест Дом-Дерево-Человек (ДДП) широко используется в психологическом консультировании. Тем не менее, его достоверность в диагностике проблем с психическим здоровьем остается спорной. Здесь мы приняли два подхода для объективной проверки достоверности ПВТ в диагностике проблем психического здоровья. Во-первых, мы обобщили диагностические признаки, о которых сообщалось в предыдущих исследованиях ВТП, и не обнаружили надежной связи между существующими показателями ВТП и изученными проблемами психического здоровья. Далее, после получения рисунков ПВТ и баллов депрессии с 4196 китайских детей и подростков (1890 девочек), мы использовали глубокие нейронные сети (DNN) для изучения неявных особенностей всех рисунков HTP, которые могли быть упущены в предыдущих исследованиях. Мы обнаружили, что, хотя DNN успешно научились извлекать важные черты домов, деревьев и людей на рисунках HTP для классификации объектов, они не смогли классифицировать рисунки людей, страдающих депрессией, от рисунков людей, не страдающих депрессией. В совокупности наше исследование ставит под сомнение валидность ПВТ при диагностике проблем с психическим здоровьем и предлагает практическую парадигму изучения валидности проективных тестов с глубоким обучением.

Ключевые слова: Глубокая нейронная сеть; депрессия; тест Дом-Дерево-Человек; Душевное здоровье; Тест проективного рисунка.

Copyright © 2022 Авторы. Опубликовано Elsevier B.V. Все права защищены.

Заявление о конфликте интересов

Заявление о конкурирующих интересах Нет.

Похожие статьи

  • Анализ скрининговых и прогностических характеристик теста рисования дома-дерева-человека при психических расстройствах: систематический обзор и метаанализ.

    Го Х, Фэн Б, Ма Ю, Чжан Х, Фань Х, Дун З, Чен Т, Гонг Ц. Го Х и др. Фронтовая психиатрия. 2023 4 января; 13:1041770. doi: 10.3389/fpsyt.2022.1041770. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 36683989 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование клинического использования проективных рисунков дома-дерева-человека в психологической оценке сексуального насилия над детьми.

    Палмер Л., Фаррар А.Р., Валле М., Гахари Н., Панелла М., ДеГроу Д. Палмер Л. и др. Жестокое обращение с детьми. 2000 г., май; 5 (2): 169–75. дои: 10.1177/1077559500005002008. Жестокое обращение с детьми. 2000. PMID: 11232089

  • Рисунки фигур человека и рисунки человека в виде дома-дерева как индикаторы самооценки: количественный подход.

    Грот-Марнат Г., Робертс Л. Грот-Марнат Г. и соавт. J Clin Psychol. 1998 г., февраль; 54 (2): 219–22. doi: 10.1002/(sici)1097-4679(199802)54:23.0.co;2-м. J Clin Psychol. 1998. PMID: 9467766

  • Синтетический тест рисования дома-дерева-человека: новый метод скрининга тревожности у онкологических больных.

    Шэн Л., Ян Г., Пань К., Ся С., Чжао Л. Шэн Л. и др. J Онкол. 2019 26 марта; 2019:5062394. дои: 10.1155/2019/5062394. Электронная коллекция 2019. J Онкол. 2019. PMID: 31031811 Бесплатная статья ЧВК.

  • Выводы: пересмотр эмпирических и концептуальных основ психологической оценки детей по их рисункам.

    Томас Г.В., Джолли Р.П. Томас Г.В. и соавт. Br J Clin Psychol. 1998 г., май; 37(2):127–39. doi: 10.1111/j.2044-8260.1998.tb01289.x. Br J Clin Psychol. 1998. PMID: 9631202 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Слабость человека-дерева-дома Бака (H-T-P)…

Человек-дом-дерево (H-T-P) был разработан в 1947 году психологом Джоном Н. Баком. Проективное оценивание было разработано для предоставления информации о характеристиках личности и межличностных отношениях.

H-T-P — это тест, в котором используется рисунок дома, дерева и человека. Сначала объекты рисуются карандашом (ахроматика), а затем те же объекты рисуются цветом (хроматика). Рисунки от руки без использования примеров, таких как журналы или модели. H-T-P был разработан как двухэтапный подход к оценке личности. На первом этапе субъект невербальный, творческий и неструктурированный, на втором этапе вербальный, структурированный, и клиент может определять, описывать и интерпретировать объекты на рисунках.

По словам Бака (Buck, 1948, стр. 151), «H-T-P… это метод, предназначенный для помощи клиницисту в получении информации о чувствительности, зрелости и интеграции личности субъекта, а также о взаимодействии этой личности с окружающая среда.»

Бак предполагал, что этот инструмент будет использоваться квалифицированными клиническими психологами, психиатрами или другими квалифицированными исследователями в их работе с отдельными субъектами с диагностически и прогностически значимыми данными о субъектах, получение которых в противном случае могло бы занять больше времени.

Бак также предположил, что H-T-P можно использовать в качестве скринингового устройства для измерения дезадаптации, оценки интеграции личности и выявления общих личностных характеристик конкретной группы населения. Но до сих пор не было никаких доказательств в поддержку этого предположения. Он также считал, что H-T-P может служить инструментом предварительного тестирования для поступления в школы, программы специализированной подготовки или на рабочие места. Доказательства валидности и надежности wo…

… середина бумаги…

… и межрейтинговая надежность высокая. Как арт-терапевт я вижу, что рисунки сами по себе дают возможность для диалога о том, что происходит в мире клиента.

Процитированные работы
Brooke, S.L. (2004). Инструменты торговли: руководство терапевта по оценке арт-терапии (2-е изд., ред.). Спрингфилд, Иллинойс: Чарльз С. Томас.

Бак, Дж. Н. (2002). Техника проективного рисования дома-дерева-человека HTP Руководство и руководство по интерпретации (Rev. ed.). Лос-Анджелес, Калифорния: WPS.

Wenck, LS (2001). Рисунки дома-дерева-человека: иллюстрированный диагностический справочник. Лос-Анджелес, Калифорния: WPS.

Лим, Х., и Слотер, В.. (2008). Краткий отчет: рисунки человеческих фигур детьми с синдромом Аспергера. Journal of Autism and Developmental Disorders, 38(5), 98894. Получено 2 декабря 2009 г. из журналов ProQuest Psychology Journals. (ID документа: 1472555871).

В этом эссе автор
  • анализирует нормирование теста h-t-p в группе из 140 участников. различия между группами заключались в деталях, пропорциях, перспективе, времени, комментариях, ассоциациях, качестве линий, самокритике, отношении, стремлении и концепции.
  • Указывает, что lim, h., & slaughter, v. (2008). рисунки человеческих фигур детьми с синдромом Аспергера.
  • Описывает дом-дерево-человек как проективную оценку, предназначенную для предоставления информации о характеристиках личности и межличностных отношениях.