Психологический тест рисунок несуществующего животного: Тест на самокопание: Рисунок несуществующего животного

📖 Реакция на эмоциональную нагрузку, Глава 3 РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО. Психологические рисуночные тесты. Венгер А. Л. Страница 45. Читать онлайн


Стандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоционально нейтральна. В дополнительных заданиях появляются темы, которые потенциально могут быть эмоционально нагрузочны. Предложение придумать «самое злое и страшное животное» актуализирует страхи и опасения, связанные с внешней угрозой. Задание нарисовать «самое несчастное животное» адресуется к негативным переживаниям, связанным с собственным внутренним состоянием. Поэтому сопоставление результатов выполнения этих трех вариантов задания позволяет выявить реакцию обследуемого на разные виды эмоциональной нагрузки.

Татьяна Н. по стандартной инструкции изобразила животное под названием «блин» (рис. 102). О своем животном она рассказала следующее: «Оно типа плоской живой материи. Передвигается с помощью небольших ножек. Нет никаких органов чувств. Надо рассказать, как размножается? Никак. Как их выпускает Господь Бог… — а своей активности нет. Не принимают в этом участия. Очень пассивное и не… смысла никакого нет в его существовании». На вопрос о том, чем это животное питается, Татьяна ответила: «Водой. Он в лесу живет. Вода капает — ив ней хватает питательных веществ, которые ему нужны».

В рисунке проявляется высокая тревожность (штриховка, множественные линии). Основная тема рассказа — пассивность животного. Наряду с крайне низкой детализацией рисунка это позволяет предположить астеническое состояние. Отмечается также отсутствие смысла жизни. По-видимому, у Татьяны остро не удовлетворена потребность в смысле жизни, что говорит о некоторой инфантильности (эта проблематика характерна для раннего юношеского возраста). В рассказе представлен развернутый многословный уход от темы размножения. Хотя проверяющий не задавал никаких вопросов на эту тему, девушка как бы переспрашивает: «Надо рассказать, как размножается?», — после чего почти половина рассказа посвящена объяснению того, что это животное вообще не размножается. Это говорит о неблагополучии в сексуальной сфере, приводящем к попыткам ее избежать.

По рисунку злого и страшного животного (рис. 103) можно предположить, что для Татьяны характерна невротическая реакция на эмоциональную нагрузку. Она проявляется в усилении признаков тревоги (особо выраженная множественность линий), в распаде формы и попытке уйти от задания. Описывая свой рисунок, Татьяна сказала: «Это типа… не совсем животное. Мне сначала представился дым. Я стала рисовать дым, а потом из него получились такие нити». Появление в рисунке неоформленных объектов, таких как дым, лужи, облака и т. п. — признак высокого уровня тревоги, типичного для невротического состояния.

Про придуманное животное Татьяна рассказала: «Оно не причиняет физического… а обволакивает другого человека и парализует волю, то есть заставляет делать так, как этот человек не хочет. Размножается — когда какая-то нить окутала сильно человека, она отрывается и… типа почкования: разветвляется; одна нитка расходится на многие». На вопрос о том, для чего это животное «парализует волю» человека, Татьяна ответила: «Это его функция, у него другой нету. Он живет ради этого. Наверное, можно получать удовольствие от того, что люди перестают делать так, как им самим хочется, что они теряют свободу — и это доставляет ему удовольствие». Нарушения связности речи, отсутствовавшие в рассказе о просто несуществующем животном, — дополнительный признак невротической реакции на эмоциональную нагрузку. Как и в первом задании, наблюдается стремление уйти от сексуальной проблематики: почти половина рассказа посвящена описанию бесполой формы размножения — почкованию. Тема пассивности, прозвучавшая в первом рассказе, тут раскрывается гораздо подробнее, связываясь с темами несвободы, безволия, повышенной зависимости от окружающих. Интересна оговорка «обволакивает другого человека»: следовательно, само «злое животное» тоже символизирует человека, возможно, конкретного — того, кто по ощущению Татьяны «парализует ее волю».

Рисунок самого несчастного животного (рис. 104) похож на тот, который был сделан по стандартной инструкции, что отметила и сама девушка. Его главное графическое отличие — это особо четко подчеркнутый контур, свидетельствующий об актуализации самоконтроля.

Таким образом, реакция на внутреннюю эмоциональную нагрузку (ощущение своей несчастности) существенно иная, чем на внешнюю нагрузку. Если при угрозе извне наблюдается невротическая реакция, приводящая к нарушениям деятельности (распад формы рисунка, нарушения связности речи), то внутренняя нагрузка вызывает мобилизацию самоконтроля и повышение организованности. По-видимому, Татьяна не способна противостоять внешней нагрузке, однако она научилась эффективно контролировать свои внутренние состояния.

Вместе с тем, внутренняя нагрузка приводит к актуализации депрессивных тенденций, о чем свидетельствует тема смерти, появляющаяся в рассказе о несчастном животном: «Оно похоже на первое животное, но есть одно отличие: у того нет направления, куда оно движется, оно пассивно. А у этого есть головной конец, но оно все время движется не туда, куда нужно, а найти нужное направление не может». На вопрос, куда же ему нужно, Татьяна ответила: «Никто не знает. Его крест — что все время куда-то идет и все время приходит не туда, не может найти, что ему нужно. Ему кажется, что он найдет, но с течением времени эта вера исчезает — и он умирает».

Актуализация интеллектуального контроля в ответ на внутреннюю эмоциональную нагрузку представлена появлением у животного головы («головного конца»). В целом же, как и в первом рассказе, преобладает тематика, отражающая поиск жизненной цели и смысла жизни. Очень похожий рассказ см. в анализе рис. 81.

Симптоматика, схожая с Таниной (за исключением отношения к сексуальной сфере и проблемы смысла жизни), обнаруживается в рисунках Ани К., 4 лет 8 месяцев. Для своего возраста Аня очень хорошо развита. Изображенное ею несуществующее животное по уровню исполнения соответствует 6-7-летнему возрасту (рис. 105).

Аня назвала свое животное Галя и рассказала, что оно живет в зоопарке, в клетке. Чтобы клетка не упала, у нее сверху и снизу — подпорки. Аня также объяснила, что «у него там еда — сено, солома». На вопрос, что Галя обычно делает, был получен ответ: «Ест и спит. Оно еще помнит, как жило с родителями, и делает все, как они». Выяснилось, что иногда Галя выходит гулять, а потом возвращается в клетку.

В рисунке и рассказе проявляется повышенная тревожность: штриховка рисунка, стремление обеспечить животному максимальную безопасность (подпорки) и запас еды (два стога сена). Жизнь в клетке (к тому же столь тщательно вырисованной) отражает как потребность в защищенности, так и чувство своей несвободы, зависимости. В рассказе прямо указан источник этой зависимости: образцы, задаваемые родителями («делает все, как они»). Для Аниного возраста подобные темы не типичны, однако в данном случае имеется сочетание опережающего темпа психического развития с сильной гиперопекой. Аня — единственный ребенок в семье, включающей кроме ее родителей еще бабушку и дедушку; все четверо взрослых активно участвуют в ее воспитании.

В рисунке злого и страшного животного проявились острая тревога, невротическая реакция на эмоциональную нагрузку. Об этом свидетельствует полный распад формы (рис. 106).

Рисуя вертикальные штрихи, Аня приговаривает: «Вот такие зубы!». О нарисованном животном она рассказывает: «Живет в море и всех ест. Нет, сильных рыб не ест. Акулу не ест. И дельфинов не ест». На вопрос, кого же это животное ест, девочка отвечает: «Маленьких», — и показывает руками размер приблизительно в 10 см. В стремлении уйти от неприятного, пугающего образа всепожирающего существа проявляется действие механизмов психологической защиты.

Невротическая реакция на эмоциональную нагрузку ярко проявляется и в рисунке самого несчастного животного. По этой инструкции Аня нарисовала «рыбку», которая «живет в аквариуме» (рис. 107).

В ответ на вопрос, почему эта рыбка несчастна, девочка объяснила: «Для себя она счастливая, а для нас — несчастная, потому что она плавает в газе. Если плавать в газе, то можно умереть, а она этого не знает».

В отличие от рисунка злого и страшного животного, на этот раз явственно проявилась депрессивная симптоматика: уменьшение размеров рисунка, тема смерти в рассказе. Очень высока эмоциональная напряженность, о которой свидетельствуют беспорядочные линии и штрихи на рисунке, зачернение некоторых его участков (узор на теле рыбки, необъясненное пятно рядом с ней).

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у Ани очень низка устойчивость к стрессу. В зависимости от характера стрессовых воздействий можно ожидать невротических реакций разного рода: появления либо острой тревоги, либо депрессии. Весьма велика также вероятность их сочетания — возникновения тревожной депрессии.

Стремление изолировать своих животных от окружающего мира (клетка, аквариум) и невротическая реакция на агрессивную тематику служат косвенными указаниями на боязнь агрессии. Такое предположение подтверждается жалобой родителей на то, что Аня совершенно не общается с другими детьми. Встретившись со сверстником, она начинает на него рычать (утверждая, что она тигренок), а если он все же пытается вступить в контакт, то убегает. Вообще говоря, игровое перевоплощение в зверей абсолютно нормально и естественно для Аниного возраста. Однако в данном случае игра в тигренка явно представляет собой средство предотвратить контакт.

Родителям рекомендовано постепенно приучать Аню к самостоятельности и снижать уровень опеки. Важно также уменьшить количество предъявляемых к ней требований. Для преодоления трудностей в контактах со сверстниками предложено учить Аню общаться с одним-двумя партнерами в ходе игры, организуемой и направляемой взрослым. Объяснено, что все воспитательные мероприятия должны проводиться очень осторожно, чтобы не вызвать у девочки стрессового состояния. По той же причине недопустимы никакие резкие неподготовленные перемены в ее образе жизни. Эмоциональную подготовку к школе рекомендовано начать очень заблаговременно и, несмотря на высокий уровень развития, не отдавать Аню в школу до семи лет.

Рассмотрим еще один пример, демонстрирующий невротическую реакцию на эмоциональную нагрузку. Несуществующее животное, нарисованное пятнадцатилетней Настей Б. , производит благоприятное впечатление (рис. 108). Несколько настораживают глаза с большой зачерненной радужкой, которые часто служат признаком страхов.

Написанный Настей рассказ об образе жизни «нявчика» в целом благоприятен: «Живет он на острове Няу-Няу, а назвали этот остров так потому, что нявчики, живущие на нем, издают такой ласковый и сладкий звук — няу-няу. Нявчик кушает траву, цветы, но иногда он ест рыбу, которая похожа на нашу кильку. Все на ихнем острове хорошо, все как бы успокаивает, все названия очень сладко звучат, но плохо то, что ни один человек не может попасть на этот остров, но с другой стороны это очень хорошо, ведь он не принесет туда ничего плохого, забот, ведь нявчики ни от кого не прячутся, живут так, как хотят. Я бы хотела быть одним из этих нявчиков» (рассказ приведен дословно).

Основная тема Настиного рассказа — потребность в уюте, эмоциональном тепле и защищенности. Видимо, мир воспринимается ею как потенциально враждебный: необходимым условием спокойной жизни является отсутствие людей. Недоступность и изолированность острова свидетельствуют также о чувстве одиночества. Рассказ говорит о пассивной позиции девочки. В рисунке эта тематика отражена отсутствием каких-либо органов, обеспечивающих возможность общения или хотя бы передвижения, а также замкнутостью животного, характерной для интровертов.

Результат выполнения теста «Злое животное» производит значительно менее благоприятное впечатление (рис. 109).

Единственное, что сообщила девочка об этом персонаже, это что он «питается разными животными».

В его изображении почти отсутствует символика агрессии (имеются лишь подчеркнутые зубы — признак вербальной агрессии). Признаки же страха становятся гораздо более выраженными, чем в предшествующем рисунке (огромные глаза с очень большой зачерненной радужкой). Густая штриховка (зачер-нение) зубов говорит о том, что тема агрессии, даже чисто вербальной, вызывает высокую эмоциональную напряженность.

Изображение кровеносных сосудов глаз (как и внутренних органов) — частый признак невротической реакции. Невротизация проявилась также в изображении никак не связанного с самим рисунком восклицательного знака (сверху), который затем был зачеркнут, снова нарисован (частично) и снова зачеркнут. Все это говорит о низкой устойчивости Насти к стрессу, невротической реакции на эмоциональную нагрузку.

Принципиально другой тип реакции на эмоциональную нагрузку наблюдается у тридцатисемилетнего Владимира Р. По стандартной инструкции он изобразил «кракозябра» (рис. 110).

Животное мало оригинально. Если не знать, что это кракозябр, то можно было бы принять его за лису. В рисунке проявляется некоторая астенизация: линии не доводятся до. конца, нажим ослаблен. Описание образа жизни нейтрально (живет в лесах и полях, прячется в логовах; приходит к людям посмотреть, как они живут).

Рисунок злого и страшного животного сделан гораздо более твердой и уверенной линией, с сильным нажимом. Все линии доведены до конца (рис. 111).

Увеличенный размер рисунка говорит об актуализации тревоги. Однако это не невротическая тревога, разрушающая деятельность, как в ранее рассмотренных материалах, а, напротив, стеничная мобилизующая тревога, представляющая собой адекватную, позитивную реакцию на стресс. Таким образом, у Владимира высока устойчивость к стрессу, для него характерна стеничная реакция на эмоциональную нагрузку.

Основная часть рисунка — это разинутая пасть с зубами. Зубы отмечены и в устном комментарии: «Вот такой чертик получился плотоядный. Это горлышко у него тут, а все остальное — зубы. Оно антропоморфное. Страшное такое». Судя по этим признакам, ответом Владимира на ожидаемую угрозу явится скорее всего вербальная агрессия.

Сходный с этим тип реакции на эмоциональную нагрузку, но в специфически подростковом варианте, наблюдается у четырнадцатилетнего Дани П. По стандартной инструкции он изобразил животное под названием кот-рыбак (рис. 112).

По объяснению Дани, «он специально приспособлен для ловли рыбы: хвост сделан в виде рыболовной сетки, а на лапах и усах понавешены крючки рыболовные. Он очень хорошо видит через воду и у него очень хороший нюх на любую рыбу и даже на некоторых водных млекопитающих». Как в рисунке, так и в рассказе присутствуют умеренные проявления тревоги (исправление линий; тема особо хорошего зрения и обоняния). Картина в целом благоприятная.

В тесте «Злое животное» Даня изобразил черта (рис. 113).

Это животное Даня описал следующим образом: «Вредное. Курит. Бодается. Кого увидит, того и бодает. И вилами колет». На вопрос, чем оно питается, мальчик ответил: «Чем попало. Кого поймало или чего нашел — то и съест».

В рисунке проявляется высокая стеничность (твердая уверенная линия). Имеется символика как физической, так и вербальной агрессии (рога, вилы, оскаленные зубы, агрессивная тематика в рассказе: «бодает», «колет вилами»), однако уровень агрессивности не превышает норму для Даниного пола и возраста. Специфической особенностью рисунка является негативистическая символика. К ней относятся: выбор персонажа (черт), сигарета во рту, описание беспричинной агрессии («кого увидит, того и бодает»), указание на то, что животное «вредное».

Все это дает основания полагать, что в конфликтной ситуации у Дани будут реализовываться негативистические формы поведения. В подростковом возрасте это довольно распространенное явление. В данном случае негативистические тенденции проявились только в рисунке злого и страшного животного. Это говорит о том, что при отсутствии конфликта и эмоциональной нагрузки проявление негативизма у Дани маловероятно.


Файл: Венгер А.Л. — Психологические рисуночные тесты.pdf — Страницы №№11-15

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего,
целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к

взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей
инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать
принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос

противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ:
«Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет,

нарисуйте, пожалуйста, человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не

задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до
окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком.

Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно
попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый

человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать.  Тогда надо ободрить его,

сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста,
пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в

будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать
небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому
дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно

пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для
взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной

дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его
можно рекомендовать и для маленького ребенка.

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли
передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать

дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик 2 . Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего

дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть,
насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте

животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в
компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т. п., то надо ободрить его,
объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле

нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует
посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если
придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости

выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел
и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле

не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение

реального животного, то эту работу прекращают.  Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно
изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно

выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?».
Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему

написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

• Чем оно питается?


• Где живет?

• Чем обычно занимается?

• Что любит делать больше всего?

• А чего больше всего не любит?

• Оно живет одно или с кем-нибудь?

• Есть у него друзья? Кто они?

• А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

• Чего оно боится, или оно ничего не боится?

• Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три
его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.  Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей

обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ
«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить:

скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления
обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления

обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое животное» и «Несчастное
животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед
обследуемым горизонтально.  Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно

несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании
рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – самое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще

какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам

удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несчастное несуществующее
животное, какое вам удастся придумать». По завершении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое

счастливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

РИСУНОК СЕМЬИ

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка 1 .

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом
применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе
всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую

своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос
иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью.

Вы знаете это лучше меня».

В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать

с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?».

По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом
обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует

спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?».  Могут быть дополнительные вопросы

типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу
проводят в свободной форме.


ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.

Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать
семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят».

В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о
том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого

из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки.

Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при
определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты.  Как показывает опыт, функциональная

установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между
членами семьи.

СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ

При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и

«Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью,

состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной
семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных.

Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть
нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей

семье.

Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет
непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий

выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы,

нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание
«член семьи».

Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи».

Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты
«Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать

вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.

Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте
«Семья животных» – идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть).  Встречается и обратное соотношение: чтобы

произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в

тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений.
Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.

КРАСИВЫЙ РИСУНОК

Тест направлен на выявление эмоциональных особенностей человека. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в

значительно большей мере, чем черно-белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние. Тест доступен для детей
с трехлетнего возраста.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте цветными

карандашами какой-нибудь красивый рисунок – какой захотите». Во время рисования следует отмечать в протоколе

последовательность использования обследуемым разных цветов.

Этот тест позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемого более определенно, чем по свободному
рисунку, в котором встречается воспроизведение прежних отрицательных переживаний, не отражающих данную ситуацию.

Если же негативные переживания проявляются в «красивом» рисунке, где они противоречат инструкции, то можно полагать,
что они актуальны для обследуемого в настоящий момент.

Глава 2 РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА


ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем

возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество
изображаемых деталей. Дошкольники в подавляющем большинстве случаев не задаются целью передать реальную форму

изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводят определенные схемы или
графические шаблоны.

Первая форма изображения человека (дяди, тети) – это так

называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность

символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество
которых может быть различным).  Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.

Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего

возраста.


Приблизительно к четырем годам ребенок переходит к рисованию

примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных

частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины (рис. 2).

На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал

человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально.
Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует

конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно
отсутствуют или они немногочисленны (рис. 3).

К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные

детали: пальцы, волосы, брови, ресницы (рис. 4).

Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное

схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К

последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда. Варианты таких изображений приведены на
рис. 5, 6.


Microsoft Word — MA_Treatise_library.doc

%PDF-1.3 % 1 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать приложение/pdf

  • Рейнхарт
  • Microsoft Word — MA_Treatise_library.doc
  • 2012-04-12T09:48:29ZWord2012-04-12T13:54:14+02:002012-04-12T13:54:14+02:00Mac OS X 10.7.3 Quartz PDFContextuuid:afc358b5-6552-4c20-a462-7807c289e :5577b9ef-c2be-412e-92fc-bc2c235476ed конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект >
    эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 390 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 48 0 объект > эндообъект 49 0 объект > эндообъект 50 0 объект > эндообъект 51 0 объект > эндообъект 52 0 объект > эндообъект 53 0 объект > эндообъект 54 0 объект > эндообъект 55 0 объект > эндообъект 56 0 объект > эндообъект 57 0 объект > эндообъект 58 0 объект > эндообъект 59 0 объект > эндообъект 60 0 объект > эндообъект 61 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект >
    эндообъект 66 0 объект > эндообъект 67 0 объект > эндообъект 68 0 объект > эндообъект 690 объект > эндообъект 70 0 объект > эндообъект 71 0 объект > эндообъект 72 0 объект > эндообъект 73 0 объект > эндообъект 74 0 объект > эндообъект 75 0 объект > эндообъект 76 0 объект > эндообъект 77 0 объект > эндообъект 78 0 объект > эндообъект 79 0 объект > эндообъект 80 0 объект > эндообъект 81 0 объект > эндообъект 82 0 объект > эндообъект 83 0 объект > эндообъект 84 0 объект > эндообъект 85 0 объект > эндообъект 86 0 объект > эндообъект 87 0 объект > эндообъект 88 0 объект > эндообъект 89 0 объект > эндообъект 90 0 объект > эндообъект 91 0 объект > эндообъект 92 0 объект > эндообъект 93 0 объект > эндообъект 94 0 объект > эндообъект 95 0 объект > эндообъект 96 0 объект > эндообъект 97 0 объект > эндообъект 98 0 объект > эндообъект 99 0 объект > эндообъект 100 0 объект > эндообъект 101 0 объект > эндообъект 102 0 объект > эндообъект 103 0 объект > эндообъект 104 0 объект >
    эндообъект 105 0 объект > эндообъект 106 0 объект > эндообъект 107 0 объект > эндообъект 108 0 объект > эндообъект 109 0 объект > эндообъект 110 0 объект > эндообъект 111 0 объект > эндообъект 112 0 объект > эндообъект 113 0 объект > эндообъект 114 0 объект > эндообъект 115 0 объект > эндообъект 116 0 объект > эндообъект 117 0 объект > эндообъект 118 0 объект > эндообъект 1190 объект > эндообъект 120 0 объект > эндообъект 121 0 объект > эндообъект 122 0 объект > эндообъект 123 0 объект > эндообъект 124 0 объект > эндообъект 125 0 объект > эндообъект 126 0 объект > эндообъект 127 0 объект > эндообъект 128 0 объект > эндообъект 129 0 объект > эндообъект 130 0 объект > эндообъект 131 0 объект > эндообъект 132 0 объект > эндообъект 133 0 объект > эндообъект 134 0 объект > эндообъект 135 0 объект > эндообъект 136 0 объект > эндообъект 137 0 объект > эндообъект 138 0 объект > эндообъект 139 0 объект > эндообъект 140 0 объект > эндообъект 141 0 объект > эндообъект 142 0 объект > эндообъект 143 0 объект >
    эндообъект 144 0 объект > эндообъект 145 0 объект > эндообъект 146 0 объект > эндообъект 147 0 объект > эндообъект 148 0 объект > эндообъект 149Ш_2$L!Xd0Ҍ&ɧlumYRXvսjs(08_45Tx`

    Альфа-бета-омега-тест.

    Вы альфа, бета или омега? друзья называют себя «Альфами» или другие люди называют их «Омегами». Но что они подразумевают под всем этим? начал превращаться в оборотня!Что с вами будет?Окажетесь ли вы на вершине пищевой цепи, где-то в середине с остатками или совсем внизу?

    Пришло время выяснить, какое ваше место в общей схеме вещей. Глубоко внутри вы знаете ответ, но вам мешает неуверенность в себе. Пришло время отпустить этот страх и узнать, кто вы на самом деле.

  • Как бы вы описали себя до превращения в оборотня?

    Тихий скромный человек

    Одиночка

    Коммуникабельный человек

    Всезнайка

    Еще одно лицо в толпе

    Просто случайный человек

  • Книжный жанр какого жанра был вашим любимым до превращения в оборотня?

    Документальная литература

    Фэнтези

    Боевик/Приключения

    Триллер/Мистика

    Романтика

    Я никогда не был книгочеем

  • Чем ты больше всего любишь заниматься?

    Рисование, чтение и письмо

    Прослушивание музыки

    Занятия спортом

    Прогулки

    Прогулки с друзьями

    Садоводство и рукоделие

  • Как ты превратился в оборотня?

    Я был на прогулке, когда из ниоткуда выскочил дикий зверь. Это произошло так внезапно, что я не был уверен, что выйду живым. На следующий день я понял, что превратился в оборотня.

    Не знаю. Я просто прохлаждался дома, задремал, и следующее, что я осознал, был весь в крови.

    Я отправился на поиски зверя, который, по слухам, жил в лесу. Я нашел его… и он укусил меня!

    Это генетическое. Спасибо, папа, что не сказал мне, что ты оборотень!

    Я чувствовал себя так, как будто у меня грипп, лег спать и проснулся оборотнем.

    Понятия не имею. Я даже не могу вспомнить.

  • Какой цвет пальто вы бы выбрали, чтобы скрыть свою истинную сущность?

    Черный как ночь, должно быть, лучшая маскировка!

    Серебро! В этом фильме об оборотнях это выглядело потрясающе!

    Земляные тона, я думаю, помогут!

    Естественные цвета, например меха?

    Я выберу чисто белые. Кто сказал, что я не могу быть лютоволком?

    Зеленый, как листья и растения.

  • Вы чувствуете, что у вас увеличился аппетит и вы стали намного сварливее. Что бы вы сделали, чтобы справиться с этим?

    Отправляйтесь в ближайший лес, чтобы поймать и съесть некоторых животных, таких как кролики или белки

    Отправьтесь в супермаркет за продуктами, которые помогут вам оставаться дома как можно дольше, потому что вы не хотите навредить людям

    Я бы остаться голодным на некоторое время. Может быть, это странное чувство принесет больше изменений в мое тело!

    Сходи в зоопарк, посмотри, не учуют ли какие-нибудь животные мою настоящую личность.

    Купи свежей рыбы и яиц и съешь их сырыми!

    Ничего из вышеперечисленного

  • Оказывается, это был просто странный сон. Ты просыпаешься один в своей постели, как обычно. Какая первая идея приходит вам в голову?

    Боже мой, как бы я хотел, чтобы это было правдой! Я хочу быть оборотнем до конца жизни!

    Подождите, это все? Эх, чувак… Если бы только у меня был шанс вернуться в сон!

    Вау, это было так захватывающе, но я бы предпочел жить как человек!

    Знаете что? С первой секунды я заснул, я понял, что это был всего лишь сон!

    Да, это было не так весело, как я думал.

    Слава богу, что все закончилось! Больше никаких мечтаний о том, чтобы быть оборотнем, пожалуйста!

  • Вы рассказали друзьям о своем странном сне. Удивительно, но многие из них считали, что это может быть реальный опыт, а не просто сон. Они предложили вам обратиться за помощью к экстрасенсу и посмотреть, есть ли способ вернуться в свою мечту. Что бы вы сделали?

    Последуйте их совету и начните искать ближайшего экстрасенса

    Высмеивайте как ерунду

    Начните искать лучшего экстрасенса в стране, так как большинство из них лжецы

    Хм, звучит интересно. Я буду спать на нем.

    Иди домой и изучай тему в Интернете

    НИКАК, звучит слишком жутко!

  • О чем вы думаете, когда слышите слово «Альфа»?

    Лидер и целеустремленный.

    Любитель природы и животных (как и я).

    Тот, кто всегда старается быть лучшим во всем, что делает.

    Тот, кто верен своим ценностям. Они не боятся выделяться или идти против масс.

    Тот, кто занимает доминирующее положение в обществе.

    Самый покорный член группы.

  • Если бы было полнолуние и вы охотились за едой, на какое животное вы бы охотились?

    Человек.

    Олень.

    Корова.

    Корова, похожая на человека.

    Броненосец.

    Енот.

  • Если вы на вечеринке и кто-то пытается затеять с вами драку, вы:

    Вызываете их на драку сами.

    Если кто-то поднимает шум на вечеринке, он должен выносить это на улицу, а не устраивать сцену.

    Выберись из этого.

    Вы пытаетесь найти способы избежать конфликта и даете другим повод для сомнений.

    Беги как можно быстрее.

    Если кто-то затевает драку, я выбираю вариант сбежать. Бессмысленно рисковать телесными повреждениями только потому, что кто-то другой чувствует угрозу.

  • Представьте, что однажды вы просыпаетесь и понимаете, что вы оборотень. Тебя укусил оборотень, и теперь ты тоже один из них. Вы находитесь на работе или в школе со своими коллегами/одноклассниками или одноклассниками, которые еще не знают об этом факте, потому что они еще не знают о вашей новой способности, что вы делаете?

    Я бы сказал им без колебаний. Они будут напуганы, но смогут помочь мне в этом новом этапе моей жизни.

    Наверное, я бы сказал им сразу, потому что я не хочу скрывать это от них в течение длительного времени, когда в этом нет ничего плохого!

    Я постараюсь вести себя как можно более нормально, но когда придет время, мне придется открыть им, что я оборотень.

    Я думаю, что первым моим побуждением было бы найти кого-нибудь, кто мог бы дать мне совет о том, как жить с моими новыми способностями так, чтобы не навредить другим.

    Я бы рассказал всем о своих способностях, сам ничего о них не зная, потому что эта способность потрясающая!

    Я постараюсь держать свою новую способность в секрете от всех, пока не узнаю, что происходит со всеми остальными оборотнями в моем районе.

  • Вы работаете в местном продуктовом магазине, и вам нужно убедиться, что вы купили все продукты из вашего списка до того, как они закончатся.

    У меня есть яйца и хлеб. Это две вещи! Теперь мне просто нужно взять бананы, яблоки и апельсины.

    Похоже, все готово! Молоко, яйца и хлеб… вместе с различными овощами и фруктами.

    Я знаю все основы. Теперь мне просто нужно купить овощи — стручковая фасоль и помидоры еще есть в наличии!

    Тофу и помидоры делают любое блюдо полезным для здоровья, так что я не пропущу!

    В магазине закончились продукты! Если я хочу получить остальную часть того, что мне нужно, я должен получить это быстро!

    Давайте принесем немного фруктов, чтобы подсластить обстановку!

  • Вам нужно найти самый эффективный способ добраться из пункта А в пункт Б так, чтобы никто не попался вам на пути! Этот сценарий потребует некоторого предварительного планирования (и, возможно, даже некоторого мошенничества).

    Первое, что я бы сделал, это перебрал бы все варианты. Есть много разных способов сделать это, но я думаю, что начну с составления списка всех мест, где меня потенциально могут поймать. Затем для каждого места я составлял список всех способов, которыми кто-то мог меня там поймать. Это поможет мне сузить варианты и выяснить, какие из них, скорее всего, сработают.

    Я бы начал с карты местности и отметил местонахождение всех охранников, а затем нашел бы маршрут, который их всех избегает.

    Это означает, что я не должен тратить время и энергию на пути, которые не ведут прямо к месту назначения. Если кто-то увидит меня по пути, он может сообщить обо мне, так что лучше не рисковать без необходимости.

    Я мог бы подождать, пока все остальные разойдутся по домам, а затем просто пройти прямо по дорожке к точке Б, чтобы никто не заметил.

    Лучше всего пойти по боковой улице и сесть за машину, которая блокирует въезд к месту назначения. Оказавшись на месте, я могу свернуть за угол и быстро пройти через парковку, чтобы добраться до места назначения.

    Первый шаг — определить, сколько людей находится между мной и пунктом назначения.

  • Вы были выбраны для организации следующей большой вечеринки вашего отделения! Где вы должны разместить его?

    Наши участники с нетерпением ждут вечеринки, и было бы неплохо провести ее в месте, которое мы регулярно посещаем.

    Домашняя вечеринка. Мы можем сэкономить деньги, готовя дома, и мы сможем проводить время с семьями и друзьями наших участников!

    В баре или ресторане. Важно, чтобы мы делали что-то, что привлечет новых сотрудников — а что может быть лучше, чем с хорошей едой и напитками?

    Мы также думаем, что бар — это хорошее место, потому что там много разных блюд, таких как пицца и картофель фри.

    Мой дом — самое удобное и комфортное место, где все собираются вместе. Кроме того, если у кого-то есть пищевая аллергия или диетические ограничения, он может убедиться, что каждый получает то, что ему нужно.

    Если поблизости нет ресторана, попробуйте провести мероприятие в ближайшем парке. Это позволит посетителям насладиться природой, а также провести вечер с друзьями!

  • Что делать, если у вашей стаи проблемы с вашим лидерством?

    Если кто-то в стае считает, что я не действую в его интересах, он может объявить вотум недоверия и вызвать меня на бой Альфа.

    Это сложный вопрос, но не о чем беспокоиться — у меня будет много поддержки от других волков в сообществе, когда я буду работать над решением проблемы вместе.

    Первое, что нужно сделать, это успокоиться и собраться. В этой ситуации важно помнить, что стая всегда будет поддерживать своего лидера, если они чувствуют, что вы делаете все возможное, чтобы вести их хорошо.

    На данный момент у меня есть два основных пути: либо обратиться к стае за советом о том, как они хотели бы поступить, либо принять решение, основанное на том, что кажется лучшим для всей стаи.

    Альфа-альфа должен уметь видеть общую картину, чтобы он мог принимать решения, которые принесут пользу всем в долгосрочной перспективе, даже если эти решения не имеют смысла прямо сейчас.

    Я должен позволить им возглавить стаю какое-то время, а затем снова взять на себя ответственность, когда они уже не будут такими сильными, чтобы они могли научить меня быть лучшим лидером.

  • Как лучше всего привлечь внимание вожака из другой стаи?

    Если вокруг нет других волков, то важно убедиться, что вы смотрите в глаза альфе. Как только вы это сделали, пришло время действовать! Если альфа плохо реагирует, попробуйте кричать на него или рычать в его сторону, пока он что-нибудь не сделает!

    Лучший способ привлечь внимание альфа-волка — выглядеть крупнее, чем вы есть на самом деле. Вы можете сделать это, встав на задние ноги и вытянувшись как можно выше, или опустившись на четвереньки и пытаясь выглядеть как можно больше.

    Если вы хотите привлечь их внимание, вы должны встать на задние лапы и издавать громкие звуки. Это предупредит их о том, что вы здесь и хотите поговорить с ними.

    Вы всегда должны смотреть им в глаза.

    Вы не можете просто подойти и ожидать, что кто-то обратит на вас внимание. Вы должны выглядеть так, как будто вы не представляете угрозы, поэтому убедитесь, что вы не находитесь в режиме атаки и не смотрите в глаза. Дайте им пространство, и пусть они придут к вам, если захотят.

    Вы можете попытаться захватить их территорию. Если вы сделаете это, убедитесь, что у вас есть план, как победить их, иначе это может быть очень долгая битва, и вы можете не победить!

  • Давайте поговорим об этом. Каковы недостатки быть волком?

    Волки должны жить стаями, а это значит, что они могут быть одни только в течение коротких промежутков времени. Им также приходится охотиться за едой или собирать ее, что может быть опасно.

    Волки — очень социальные животные, но они не могут постоянно находиться рядом с другими волками. Поэтому им трудно подружиться.

    Инстинкты держат волков в клетке. Им трудно изменить то, как они думают и действуют, поэтому они могут чувствовать, что застряли на своем пути. У них также есть проблемы с общением с другими животными, потому что они так сосредоточены на том, что им нужно делать, чтобы выжить.