Психологическое заключение по результатам диагностики подростка – | Pandia.ru

Психологическое заключение на младшего школьника из приемной семьи с рекомендациями

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обследуемый : Иванов Иван, 9 лет

Дата обследования: 10.10.2016 года.

Обследование проводилось по запросу родителей с целью изучения особенностей эмоционально-волевой сферы и составления рекомендаций по снижению тревожности мальчика. Психологическая диагностика проводилась в индивидуальной форме.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде настороженности, скованности. Зрительный контакт не поддерживает. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. При возникновении трудностей принимает помощь.

По данным цветового теста М. Люшера на момент обследования имеет потребность в теплом участии. Сложившаяся ситуация вызывает беспокойство и тревожность. Ищет ощущения безопасности и теплой привязанности. Не всегда чувствует поддержку. Сильную тревогу вызывают несбывшиеся надежды. Беспокоится, что не сможет добиться желаемого. Такая тревожная неуверенность приводит к попыткам уйти от ответственности. Состояние можно охарактеризовать как нерешительность. Выход из этой ситуации видит в спокойных, гармоничных отношениях, которые оградили бы его от разочарования и недостатков признания.

По результатам методики «Дерево» в качестве желаемого состояния Иван выделяет для себя общительность и дружескую поддержку.

Методика «Лесенка». По мнению мальчика папа, мама, бабушка, одноклассники, учитель Мария Ивановна, а также братья Максим, Радик и сестра Лиза оценили бы его как очень хорошего ребенка. Сам Иван относит себя к категории «очень хороших детей».

По Дембо-Рубинштейн (изучение самооценки) мальчик считает себя здоровым, умным, очень счастливым ребенком. Свое состояние по категории «счастье» связывает с поведением брата. Ваня счастлив, когда брат хорошо себя ведет и когда он сам получает хорошие оценки.

По данным методики «Страхи в домиках» для Ивана характерна повышенная тревожность. Число страхов превышает возрастную норму (16 вместо 7). Мальчик отмечает страх болезней, других людей (которые могут забрать), наказания (в углу стоять), пропустить школу, уколов, резких звуков, страшные сны.

Шкала явной тревожности А.М. Прихожан. Результаты данной методики указывают на повышенный уровень тревожности. Количество баллов по шкале «социальная желательность» свидетельствует о достоверности ответов мальчика, его искренности. Тревогу у Ивана вызываю ситуации , связанные со стремлением быть лучше всех, мнение о нем родителей, мысли о том, что с ним или с родителями может что-то случиться, оценки в школе.

Проективная методика «Несуществующее животное» направлена на выявление скрытых эмоций. Размер рисунка и его расположение говорит о сочетании низкой самооценки и низкого уровня притязаний. В подобном изображении можно прочитать такое « послание»: « Я в жизни много от чего отказался, но даже то, что мне хочется, у меня не получится». Имеет место направленность мыслей на прошлое. Особенности изображения глаз говорят о наличии страхов, отсутствие ушей – о некоторой замкнутости, иногда нежелании вступать в контакт и слушать чужое мнение. Шипы на хвосте, голове и спине – готовность к защитной агрессии чаще от тех, кто старше, сильнее и имеет возможность наложить запреты, а также защита от насмешек и непризнания у сверстников, младших по возрасту.

Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что с ним самим происходит в жизни. Свое животное мальчик назвал Динозавр-ежик. Он живет в большом, светлом лесу в доме с мамой, папой, бабушкой, братьями и сестрами. У него есть друзья и нет врагов, что указывает на высокую ценность общения. Если на животное нападут, то он позовет на помощь семью, они скатаются клубком и хвостами будут отбиваться. Боится льва и тигра, которые могут его расцарапать и съесть. Три желания Динозавра-Ежика: чтобы лев и тигр с ним дружили, чтобы всегда было светло и он не заблудился ночью, нашел свой дом, и чтобы все были радостные. Анализ рисунка свидетельствует о ценности дружественных отношений с окружающими , доброжелательности Вани , наличии страхов и тревог.

Проективная методика «Рисунок семьи». На рисунке мальчика присутствуют все члены семьи, что говорит о наличии изображенных людей в эмоциональном мире Ивана. Также, как и на рисунке «несуществующее животное» группа маленьких фигур изображена внизу листа, что указывает на невысокую самооценку и невысокий уровень притязаний. «Твердо стоящим на ногах» и самым умным(самая большая голова) в семье Иван считает папу, а также он его считает тревожным. Количество пальцев на руках у мамы говорит о том, что, по мнению мальчика, мама больше способна влиять на внесемейную сферу (работа, карьера), чем на отношения в семье. Радика, Лизу и Максима Иван считает самыми маловлиятельными членами семьи. Пострисуночная беседа указывает на наличие позитивных переживаний, ощущении Иваном своего старшинства среди детей в семье и ответственности за них и их поведение, сформированной моральной позиции старшего: уступать младшим, заботиться о них.

Заключение: проведенная психологическая диагностика говорит о наличии тревожной неуверенности, сниженной самооценке и невысоком уровне притязаний. Мальчик проявляет средний уровень адаптивных возможностей к сложившейся ситуации. Характерна гиперответственность за младших членов семьи, что также влияет на его тревожность. Нуждается в ощущении безопасности и теплой привязанности.

Психолог: ________________

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Обследуемый : Иванов Иван, 9 лет

Дата обследования:

10.10.2016 года.

Первое, что хотят понять дети, попадая в приемную семью, — это «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?»

Необходимым условием успешной адаптации ребенка к новой семье является взаимное соответствие ожиданий ребенка и приемных родителей. Поэтому важно говорить ему, что именно о таком ребенке вы и мечтали. Родителям следует заверить ребенка в том, что он теперь живет в семье и как все члены семьи, уходя из дома, вновь и вновь будет возвращаться домой. Это поможет снять тревожность и напряжение.

Снижению тревожности будут способствовать ритуалы семьи: ритуал вечернего чаепития с обсуждением итогов прожитого дня, ритуал подготовки ко сну и т.д.

Желательно давать Ивану возможность участвовать в решении семейных вопросов, по возможности прислушиваться к его мнению.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, возможно, присесть на его уровень.

Работу с тревожным ребенком рекомендуют проводить в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки.
— Следует чаще называть его по имени, хвалить даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей (например, во время общего ужина). Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить.

— Полезно снизить количество замечаний. Можно попробовать в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитать список. Возможно, большинство замечаний можно было бы не делать.

Тактильный контакт поможет ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру (мамины поглаживания, объятия, папины рукопожатия и похлопывания по плечу и т.д.).

— Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Избегайте «родительских ножниц».

— Безусловное принятие – основа эмоционального благополучия ребенка. Он должен знать: он хороший, любимый (Мы любим тебя просто за то, что ты у нас есть)
— Нужно практиковать поручение престижных заданий.

— Если сравнивать результаты работы, то только его собственные (достиг вчера, неделю или месяц назад), а не с успехами других детей. Это приводит к снижению самооценки, озлобленности, обидам.

— Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
— Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)

— Необходимо оценивать поступки ребенка, а не его личность. Постоянно подчеркивать это в общении с мальчиком. Говорите ребенку: «Мы любим тебя всегда, несмотря ни на что. Некоторые твои поступки могут нам не нравиться и расстраивать, но это не значит, что мы перестаем тебя любить.»

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Для преодоления страхов необходимо объяснить Ивану, как реагировать в ситуациях, которые вызывают тревогу. Например, громко звать на помощь, если есть опасность от других людей.(можно поиграть в такую игру дома всей семьей, чтобы в главной роли побывали все дети, а в роли злодея переодетые мама или папа. Выяснить, почему ребенок боится пропустить школу. Возможно, существует излишняя требовательность к школьным успехам.

Страшные сны можно рисовать и говорить о них, а затем порвать рисунок и выбросить, сжечь (по желанию ребенка).

Чтобы избавиться от страха уколов и громких звуков, тоже нужно играть. Еще ребенка младшего школьного возраста необходимо информировать. Чтобы он не боялся болезней, рассказать, что в наше время существует много лекарств от всех болезней и уколы тоже помогают победить болезнь. Стараться быть максимально честным.

Снятие мышечного напряжения.

Желательно применять игры с водой, песком.

Детям с повышенным уровнем тревожности полезны подвижные , активные игры, желательно вместе с родителями. («Шариковые бои»).

Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Упражнения для снижения тревожности

Плакат с «заклинаниями-девизами»

Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два плюса на каждый минус

Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.

Декларация «Я могу»

В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием.

Рассказывайте об ошибках

Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя неуспешными.

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, — делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

Раскрывайте сильный стороны своих детей

Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Едва заметив что-то ценное в нем, прямо скажите ему об этом.

Психолог: ________________

infourok.ru

Разработка для ПМПК «Заключение психолога»

Ф.И.О. ребенка:

Возраст: лет Класс:

Дата проведения обследования:

Цель проведения обследования: Ребенок слабо учится, имеет в 3 четверти 3 двойки, в 4 четверти ситуация не улучшается, планируется оставить ребенка на повторный год обучения. В общении со сверстниками агрессивен, часто провоцирует драку. В общении со взрослыми не сдержан.

Методики: Проба Мюнстерберга, комплексная диагностика учащегося 2 класса, проективная методика на определение эмоционального состояния младшего школьника, проективный тест «Рисунок семьи», наблюдение за ребенком во время уроков и на перемене.

1. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Ребенок общителен, на контакт идет хорошо, на вопросы отвечает, но ответы не полные, обрывистые. Отмечается преобладающий положительный фон настроения. Ребенок невербально показывает, что выполнять задания ему не хочется.

2. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.

В ходе обследования выявлены следующие особенности: ребенок без желания приступает к работе, но со временем начинает включаться в процесс, быстро устает. Со слов педагога, ребенок неусидчив, переговаривается со взрослым, агрессивен, непослушен.

Отмечаются особенности протекания психических процессов: темп психических процессов замедленный. Затруднены процессы торможения реакций и саморегуляции.

Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия Целостное восприятие объектов в норме, узнавание объектов в норме.

Особенности внимания. В ходе индивидуального обследования внимание целенаправленно, устойчиво, но в ходе урока наблюдается повышенная отвлекаемость, ребенок не следит за ходом урока, отвлекает других детей, конфликтует с ними. По результатам пробы – уровень развития внимания низкий.

Особенности запоминания. Объем механического запоминания ниже нормы. динамика запоминания 10 слов: 3,4,5 при отсроченном воспроизведении – 5 слов; Объем зрительной памяти на низком уровне.

Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает с затруднениями, но не плохо, смысл текста понимает. Возникают трудности при назывании предметов.

Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) не сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета в пространстве (относительно себя, других предметов).

Уровень развития интеллекта: Способность отличать существенные признаки предметов и явлений, оценка запаса знаний – низкий уровень. Исследование способностей обобщения и отвлечения, выделение существенных признаков предметов и явлений – низкий уровень. Логическое мышление – низкий уровень. Общий результат исследования интеллекта 11 баллов из 40.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, на фоне утомления проявляется агрессивность, неадекватный смех, дурашливость.

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.

По данным методик изучения школьной тревожности из комплексной диагностики, проективной методики на определение эмоционального состояния младшего школьника, выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние высокой школьной тревожности, низкой удовлетворенности школьной жизнью, отсутствие желания учиться, мотивация к обучению низкая, наблюдается негативное отношение к школе, отношение к себе, как к школьнику не сформировано.

Выявлены следующие характерологические особенности: ребенок агрессивен по отношению ко взрослым и сверстникам, чрезмерно упрям.

3. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития

Заключение психолога

Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности, саморегуляции.

infourok.ru

Заключение по результатам психологического обследования ученицы первого класса.

Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

Заключение по результатам психологического обследования

ФИО——, ученицы первого класса

МОУ Тогучинского р-на Киикской СОШ,

10.10.2000 г. р.

Диагностическая и коррекционная работа позволила провести качественный анализ развития ребенка, выявить формирование личностных, психофизиологических функций, познавательной деятельности, психологической и социальной зрелости, эмоционально-волевых особенностей ребенка.

Сенсорно-перцептивная сфера:

— ребенок воспринимает мир в цвете,

— с обучающей помощью понимает различие предметов по форме и величине, самостоятельно не может их правильно соотнести с соответст­вующими эталонами, адекватно применить их в деятельнос­ти,

— девочка не может ориентироваться в пространстве (самостоятельно не выполняет движения заданные по инструкции, копирует их только по образцу ведущего).

Произвольное внимание:

— ребенок не способен рас­пределять внимание между различными видами деятельнос­ти, удерживать его на каком-либо виде деятельности, пере­ключать с одного вида деятельности на другой, не отвлекать­ся на посторонние раздражители.

Память:

— развивается с большим трудом, но отмечается некоторая положительная динамика в развитии механической памяти, связанной с общей координацией движения и зрительного восприятия,

— смысловая память низкая,

— медленно формируется скорость и прочность социальных умений и навыков,

— девочка стала реагировать на вербальную инструкцию: принести необходимый рабочий материал, привести в порядок свое рабочее место, отнести, например, на место спортивный инвентарь.

— стала понимать, где находиться оборудование для практических работ,

— ребенок положительно реагирует на эмоциональную поддержку и практическую помощь сверстников. Но самостоятельно может выполнять лишь некоторую часть инструкций. Помощь детей в группе стимулируют ребенка, но не побуждают на самостоятельные действия.

Речь и умственное развитие:

— частично понимает обращенную речь,

— на поставленные вопросы не отвечает, но эмоционально реагирует – улыбается,

— речь невнятная, отражает полную «кашу» во рту или немоту, может что-то промямлить, издавать непонятные звуки,

— у ребенка нарушения речевого аппарата, звукопроизношения,

— задания, требующие осознанного мыслительного действия (сравнения, обобщения, выделения главного, установления закономерностей), не выполняются, обучающая помощь не воспринимается,

— у ребенка выражена полная неспособность пересказывать или рассказывать, держать сюжетную линию и тему но

— с организующей помощью иногда может устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке.

Эмоционально-волевая сфера:

— девочка с удовольствием посещает развивающие занятия: ритмику, СБО,

— стала жизнерадостнее, приветливее, с желанием общаться со сверстниками,

— от крайней неуправляемости, асоциальности, замкнутости на себе и своих внутренних процессах, ма­лого интереса к происходящему вовне, напуганного, малоподвижного ребенок под руководством взрослого стала медленно социально адаптироваться, проявлять адекватное поведение, смелее входить не только в рабочую группу ребят, но и общаться с разными детьми на переменах, принимать участие в подвижных играх,

— девочка стала спокойнее, несколько снизилась тревожность, внутреннее напряжение, проявляется интерес к окружающей действительности,

— ребенок становиться несколько раскрепощенным, старается быть активным, смелым в движениях, эмоционально реагирующим на работу в группе: занятия музыкой, выполнение гимнастических и спортивных упражнений, танцевальных элементов, лепка из пластического материала, рисование, аппликация (декоративная работа), но

— у ребенка по-прежнему достаточно высокий уровень внутрен­ней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, и пр.), боязни самостоятельно браться за что-либо, сделать самостоятельно шаг, недостаточность эмоциональной устойчивости.

— девочка с организующей помощью осваивает правила поведения в общественных местах.

Мотивация учебной и трудовой деятельности:

— формируется позитивное отношение к школе, положитель­ный эмоциональный и волевой настрой на школьную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассни­ками,

— развивается положительная мотивация тру­довой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудо­вой деятельности.

Тенденция к самостоятельности:

— от беспомощного и несамостоятельного ребенка, постоянного ожидания помощи со стороны, отказа от самосто­ятельного выполнения задания, девочка стала выполнять задания только при наличии помощи, поддержки и подсказки. Ребенок опасается самостоятельно исследовать что-то новое, в общественных местах старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно (при поддержке педагога). Самостоятельно выполняются лишь незначительные элементы, малая часть работы, в основном вся действия проходят под руководством взрослого.

Психомоторное развитие:

— у ребенка начинает развиваться возможность захватывать крупные предметы, рвать и вырезать, сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.,

— отмечается некоторая положительная динамика в общей координации движений. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятель­но. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятель­но или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (под­нять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, накло­нить голову и пр.).

— у девочки стала развиваться мимика, умение выразить аде­кватную эмоциональную реакцию на лице.

СБО:

— наблюдения за развитием навыков самообслу­живания подтверждают ее действия

только при помощи взрослого. Девочка привыкла к тому, что ее обслуживают родители.

— ребенок не знает частей тела, самостоятельно не ориентируется в общественных местах.

Многократные образцы на социально-бытовую ориентировку, объектов, предметов, выполняются большим трудом с помощью механического запоминания; самостоятельно заданные действия, движения выполнить не в состоянии.

Трудовые умения и навыки:

— ребенок научился выполнять элементарные трудо­вые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место по­сле

работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятель­но и с помощью).

Коммуникативность:

— отмечается тенденция от замкнутости к крайней изби­рательности в контактах.

По данным обследования можно говорить о следующих трудностях:

недоразвитие всех высших психических процессов;

быстрая утомляемость;

замедленность обучения;

трудности адаптации.

26 мая 2010 года.

Директор школы______________________________/Т.В. Карабаева/

Психолог____________________________________/Л.Д. Рагулина/

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Заключения психолога по диагностика (шаблон)


Заключение психологического обследования
Фамилия имя _____________Класс _________________
Дата проведения: ____________________
Название методики: Личностный опросник Кеттелла
Цель: выявить особенности развития личностных качеств
Результаты:
Личностные особенности, влияющие на обучение.
Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит.
Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования
Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.
Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.
Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность
Рекомендации:
Педагогам:
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и товарищей.
Родителям:
Спокойно, последовательно помогать ребёнку выполнять все школьные дела и домашние обязанности и полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.
Помогать сыну придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, у него сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Педагог — психолог
С заключением ознакомлен (-а) _________________________________________________
__________________________________________________
Дата Подпись Расшифровка подписи
Заключение психологического обследования
Фамилия имя __________________ Класс________________
Дата проведения:
Название методики: Изучение общей самооценки (Методика Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить уровень развития самооценки
Результаты: Уровень самооценки низкий (заниженная самооценка)
Рекомендации:
Педагогам:
— Создавайте ситуации успеха:
Снятие страха перед деятельностью
Оказание скрытой помощи
Приём авансирования личности
Приём персональной исключительности
Эмоциональное поглаживание
Родителям:
Как повысить самооценку ребенка: с

schoolfiles.net

Справка по результатам психологического обследования уровня агрессивности учащихся 5, 6, 7, 8, 10 классов МБОУ «Гимназия»

Справка

по результатам психологического обследования уровня агрессивности

учащихся 5, 6, 7, 8, 10 классов МБОУ «Гимназия»

В связи с увеличением количества преступлений среди подростков, связанных с жестоким обращением со своими сверстниками и с рекомендацией городского управления образованием администрации города Черногорска в МБОУ «Гимназия» педагогами-психологами было проведено психодиагностическое обследование обучающихся по методикам, направленным на выявление подростков, склонных к проявлению агрессии и жестокости.

Дата обследования: декабрь 2016г.

Использованные методики: опросник Басса-Дарки.

Цель: выявление подростков, склонных к проявлению агрессии и жестокости в МБОУ «Гимназия».

По результатам диагностики были получены результаты:

Количество

обследуемых

Уровень агрессивности

в

с

н

23

6(26%)

10(43%)

7(31%)

25

1(4%)

12(48%)

12(48%)

22

7(32%)

8(36%)

7(32%)

23

0(0%)

10(43%)

13(57%)

24

5(21%)

17(71%)

2(8%)

20

1(5%)

19(99%)

0(0%)

23

5(22%)

9(39%)

9(39%)

22

0(0%)

17(77%)

5(23%)

21

4(19%)

13(62%)

4(19%)

29

5(17%)

18(62%)

6(21%)

25

10(40%)

15(52%)

2(8%)

25

2(8%)

14(56%)

9(36%)

22

2(9%)

11(50%)

9(41%)

22

3(14%)

13(59%)

6(27%)

24

4(17%)

8(33%)

11(50%)

22

0(0%)

14(64%)

8(36%)

20

3(15%)

15(75%)

2(10%)

10а

18

7(39%)

7(39%)

4(22%)

10б

23

3(13%)

15(65%)

5(22%)

10в

27

4(15%)

20(74%)

3(11%)

Итого

416

72(17%)

220(53%)

124(29%)

В обследовании учащихся учитывались все уровни агрессии:

1.Вербальная агрессия: человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.

2.Физическая агрессия: человек склонен физически выражать свою агрессию по отношению к другому человеку, и может применить грубую силу.

3.Предметная агрессия: человек срывает свою агрессию на окружающих предметах.

4.Эмоциональная агрессия: у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни, недоброжелательности по отношению к нему.

5.Самоагрессия: человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

Именно вербальная и самоагрессия преобладают у учащихся.

Особое внимание было направлено на выявление физической агрессии:

Рекомендации классным руководителям по снижению уровня агрессии учащихся:

1.Никогда не говорите про учащихся плохо, особенно избегайте приписывать им отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «неисправимый» и т.д.

2.Критикуйте поступки, а не личность ребёнка (говорите: «Ты плохо поступил», а не «Ты плохой»).

3.Обращать внимание не только на лиц, с высоким и очень высоким уровнем тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (т.е. у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.

4.Показывайте учащимся свою доброжелательность (чаще улыбайтесь, будьте вежливы и т.д.), делайте акцент на положительных поступках учащихся (меньше ругайте, чаще хвалите).

5.Обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Необходимо найти деятельность, в которой ребёнок сумеет проявить себя (рисование, игры, вышивание, спорт и т.д.). Если нет реальных достижений, их придётся создавать искусственно, например, научить ребёнка собирать гербарий, или дать ребёнку определённую должность (поручение) в классе с мнением которой должны будут считаться окружающие. Главное, не сам успех в деятельности, а реакция на него окружающих. Они должны быть убеждены, что все успехи постоянны, а неудачи – временны.

6.Поощрять все проявления самостоятельности, уверенности.

7.Не сравнивайте достижения ребёнка с другими детьми, сравнивайте с его собственными достижениями, оценивайте улучшения его собственных результатов.

Бороться с агрессивностью нужно…

Терпением: это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением: объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением: постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью: не спешите наказывать ребенка — сделайте это, только если поступок повторится.

Наградами: если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Педагог-психолог: Семыкина Н.А._______

infourok.ru

3.3. Анализ результатов психологической диагностики

3.3.1. Общие замечания по проведению анализа

Спецификой анализа результатов психологического обследования явля­ется выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обсле­дования, то есть определение актуальных характеристик развития ребенка, определяющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности отклоняющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом между непосред­ственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоко­лов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулиро­ванием, составлением обобщающего заключения по результатам психологи­ческого обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный мар­шрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и других специалистов.

Итогом такого обобщающего заключения, помимо описанных рекомен­даций, является соответствующий особенностям развития ребенка психоло­гический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз, естественно, должен учитывать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздорови­тельных социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.

Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему «размышлений специалиста над протоколами» и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительных документов. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результа­том, «кристаллизацией» такого анализа всегда является заключение, как бы обобщающее размышления психолога. В то же время оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной предлагаемая нами примерная схема такого анализа.

Поскольку подробные схемы анализа для детей различных возрастных групп уже приводились нами [26], в настоящем пособии описана схема в ее обобщенном виде.

3.3.2. Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования

Поведение ребенка в процессе обследования

Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психо­логом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его рабо­тоспособности. Анализируется заинтересованность в правильном выполне­нии заданий, ведущий тип мотивации. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или ко взрослым или только к определенным видам «работы», а также характер взаимодей­ствия со специалистом.

Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (са­мостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Возможен анализ характера игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных иг­ровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).

Характер деятельности

Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточе

studfile.net