Психологическое заключение по результатам диагностики: ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психологического обследования

3.3. Анализ результатов психологической диагностики

3.3.1. Общие замечания по проведению анализа

Спецификой анализа результатов психологического обследования явля­ется выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический (психологический) статус ребенка на момент обсле­дования, то есть определение актуальных характеристик развития ребенка, определяющих особенности формирования отдельных психических функций (в том числе особенности отклоняющегося развития этих функций) в их взаимосвязи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом между непосред­ственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоко­лов в ходе проведения различных диагностических процедур) и формулиро­ванием, составлением обобщающего заключения по результатам психологи­ческого обследования. Последнее должно содержать в достаточно краткой форме самое главное, что необходимо знать о ребенке, чтобы адекватно оценить его состояние и, с одной стороны, определить образовательный мар­шрут, индивидуализировать программу его обучения, с другой — создать общий сценарий необходимой дополнительной развивающе-коррекционной работы как психолога, так и других специалистов.

Итогом такого обобщающего заключения, помимо описанных рекомен­даций, является соответствующий особенностям развития ребенка психоло­гический диагноз, а также (на основе этого диагноза) вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Подобный прогноз, естественно, должен учитывать разные варианты условий (образовательных, лечебно-оздорови­тельных социокультурных и т.п.), благоприятных или неблагоприятных для дальнейшего развития.

Следует отметить, что анализ результатов представляет собой систему «размышлений специалиста над протоколами» и не требует какой-либо специальной фиксации в виде дополнительных документов. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа для создания четкой его структуры. Результа­том, «кристаллизацией» такого анализа всегда является заключение, как бы обобщающее размышления психолога. В то же время оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной предлагаемая нами примерная схема такого анализа.

Поскольку подробные схемы анализа для детей различных возрастных групп уже приводились нами [26], в настоящем пособии описана схема в ее обобщенном виде.

3.3.2. Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования

Поведение ребенка в процессе обследования

Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психо­логом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его рабо­тоспособности. Анализируется заинтересованность в правильном выполне­нии заданий, ведущий тип мотивации. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или ко взрослым или только к определенным видам «работы», а также характер взаимодей­ствия со специалистом.

Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (са­мостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Возможен анализ характера игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных иг­ровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).

Характер деятельности

Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на конкретном задании (игре). Отмечается импульсив­ность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Обязательно отмечаются изменения характера и стиля деятельности на фоне признаков утомления.

Работоспособность

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособнос­ти, время, в течение которого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно

работать, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик деятельности (например, возникновение импуль­сивности или резкой расторможенности). Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, нега­тивизма как результата утомления).

Моторная ловкость

Анализируется в первую очередь общая моторная ловкость, «уклюжесть» ребенка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные дви­жения) и т.п. Анализ этих характеристик дает возможность оценить такой уровень произвольной регуляции, как произвольность двигательной сферы.

Особое внимание уделяется анализу сформированностй мелкой мотори-ки (скоординированным движениям пальцев, манипуляциям с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности: со­относительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).

Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха

Эта информация имеет важное значение для анализа причин как несформированности пространственных представлений, так и следствий этого: нарушений чтения, письма и счета в начальной школе. Определяется ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.

п., и выявленными ведущими — рукой, гла­зом, ухом.

Особенности внимания

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков в заданиях игрового харак­тера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, зна­чительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разных посторонних шумов и помех, наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка. Эти параметры дают нам информацию, в том числе и об уровне сформированности произвольной регуляции ВПФ.

Характеристика речи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присва­ивая себе прав на логопедическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизношения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами.

Анализируется сте­пень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, нали­чие в речи так называемых «детских» слов («бибика» и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диалогической речи в режи­ме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адек­ватность, соотнесенность с содержанием высказывания.

Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

Сформированность социально-бытовой ориентировки

Определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (возраст, адрес или место прожи­вания, имя, отчество воспитателя, родителей и т. п.). Выявляется сформированность представлений об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на действенном уровнях.

Особенности мнестической деятельности

Анализируются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесен­ных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсро­ченном воспроизведении.

Оценивается возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов, сопоставляется объем материала, запомина­емого опосредованно и непосредственно. Определяется наличие фактора ин­терференции (про- и ретроактивной формы), способности к удержанию пос­ледовательности ряда стимулов. При необходимости строится кривая запоминания, определяются особенности зрительной, тактильной, двигатель­ной, других видов памяти.

Примечание. Непосредственно перед началом исследования высших психи­ческих функций целесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоречевых стимулов и влияния фактора интер­ференции мнестических следов на восприятие усвоенного материала. Это необходи­мо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях

Оцениваются знания ребенка о взаиморасположении объектов в простран­стве, правильный показ или правильное употребление предлогов и слов, обо­значающих пространственные отношения, на конкретных предметах (см. раз­дел 3.3.3.), называние ребенком наиболее часто употребляемых предлогов, Сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотноше­ниях. Анализируются возможность актуализации сериальных (автоматизи­рованных) рядов (времена года, месяцы, дни недели, время суток, в том числе и в варианте «что перед ?..», «что после?..»), возможность создания сравни­тельных степеней прилагательных (близко — ближе, темно — темнее и т.п.), понимание и формирование квазипространственных характеристик.

Гнозис

Одним из основных показателей анализа является оценка сформирован-ности зрительного гнозиса, особенностей восприятия отдельных деталей или целостной картины в целях дифференциации невозможности воспринять предложенные рисунки (в том числе последовательность событий, сюжетные картинки и т. п.) или невозможности выполнить предложенные задания с тем же стимульным материалом, для определения причин ошибок при работе с материалом тетрадного и учебного листа. Анализируется специфика зритель­ного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных «зашумленных» или недорисованных предметов.

Интеллектуальное развитие

При условии сформированности зрительного гнозиса, достаточности объема слухоречевой памяти, отсутствии интерферирующих влияний определение уровня актуального интеллектуального развития и анализ резуль­татов работы с методиками, направленными на исследование интеллектуаль­ной сферы, производится стандартным способом в соответствии с методичес­ким обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкрет­ной методики. Определяется уровень сформированности (его соответствие возрасту) наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышле­ния, понимание рассказов со «скрытым» смыслом, метафор, поговорок, осоз­нание причинно-следственных отношений, умение обобщать, прогнозировать, креативность мышления и т. п.

Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышле­ния, как самостоятельность, активность, абстрактность или оригинальность. Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельнос­ти ребенка: критичность мышления, возможность опосредования, а также изменение динамики мыслительной деятельности, «соскальзывания» в про­цессе мышления, инертность, ригидность процесса мышления и т.п.

Анализируется в целом развитие обобщающей функции (уровень поня­тийного развития).

Конструктивная деятельность

Оцениваются возможности конструирования аналогичных образцу объек­тов (на любом материале), сформированность системы анализа частей слож­ных объектов, характер восприятия целостности объекта.

Определяется сформированность представлений об относительном разме­ре фигуры, ее форме, пространственных соотношениях частей объекта (плос­костных и объемных). Оценивается возможность анализа пространственных отношений. Учитывается характер творческих работ ребенка, выполненных на уроках труда, рисования, домоводства, их соотнесенность с возрастны­ми нормативами.

Развитие графической деятельности, рисунок

Рисунок оценивается только с позиций сформированности графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка — степень овладения основными формами. Отмечается, на какой стадии нахо­дится рисунок ребенка, а также возраст возникновения содержательного рисунка.

Особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур и их взаиморасположения, а также наличия зачеркиваний, зарисовываний и стираний. Более глубокий проективный анализ в данном случае не предусматривается.

Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка

Помимо анализа заинтересованности ребенка в выполнении заданий на протяжении всего обследования, его реакций на успех или неудачу, адек­ватности этих реакций, необходимо отметить такие особенности ребенка, как признаки аффективной расторможенности, негативизма. По результатам выполнения заданий и общему «рисунку» поведения оценивается наличие аффективных реакций, их выраженность и адекватность, в том числе в кон­фликтных и фрустрирующих ситуациях. Полученные в процессе обследова­ния результаты анализируются с точки зрения наличия страхов, опасений, состояния эмоционального напряжения, а также должны быть проанализи­рованы ситуации, вызывающие указанные феномены. В этом же направле­нии анализируются и рисунки ребенка. Именно здесь может быть произве­дена проективная трактовка рисунка ребенка.

Все эти показатели должны быть оценены с точки зрения соответствия их социально приемлемым нормам и формам выражения; следует также отметить сферы деятельности, где эти характеристики «выходят» за соци­ально-нормативные пределы.

Необходимо уточнить общую характеристику направленности интересов ребенка (на игру или общение, на материальные удовольствия: «что-либо съесть», «поиметь», эгоистические тенденции), проанализировать роли, выбираемые им, в том числе быть опекаемым или, наоборот, опекать. Оп­ределяется степень сформированности самооценки и уровня притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, критичности.

Подобный анализ проводится с целью определения сформированности уров­ней аффективной регуляции (одна из базовых составляющих психического развития), их возможной дисфункции. У детей более старшего возраста мож­но выявить приобретенные интересы и их свойства (направленность, актив­ность, постоянство, глубину, разносторонность), ценностные ориентиры.

Необходимо отметить (в том случае, если это имеет место) такие неспе­цифичные для возраста ребенка личностные особенности, как излишняя погруженность в себя, «мудрствование» и «философствование», выхолощен-ность речевых и в особенности эмоциональных высказываний, трудности эмоциональных дифференцировок или эмоциональная уплощенность

Одной из важных характеристик, анализируемых психологом, должно быть выявление характера привязанности к матери и другим родственни­кам, эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, а также пове­дение ребенка среди сверстников, особенности формирования коммуникатив­ных навыков, общения в целом.

Оценивается отношение к педагогам (воспитателям), другим взрослым. Важным показателем анализа является выявление тенденции к лидерству или конформность, адекватность стиля общения личностным особенностям (например, выраженные тенденции к лидерству у незрелого, импульсивно­го ребенка, конфликтующего со сверстниками, как неадекватный стиль взаимодействия).

Как уже указывалось, оценка и анализ деятельности ребенка с точки зрения особенностей формирования именно базовых предпосылок психической деятельности и их влияния на дальнейшее развитие ВПФ является основой для формирования программ коррекционно-развивающей работы психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения.

Поэтому нам представляется логичным изложить далее, каким образом оценивается сформированность базовых составляющих в рамках единого диагностического обследования ребенка.

ГБУ НСО Центр развития семейных форм устройства детей

Диагностика рисков и ресурсов приема ребенка.


Уважаемые кандидаты в приемные родители и замещающие родители!

    В соответствии с рекомендациями Министерства труда  и социального развития Новосибирской области по уменьшению рисков образования кризисных замещающих семей  с 2015 года психологи нашего Центра проводят психологическую диагностику для того, чтобы помочь вам и вашим детям создать успешную замещающую семью, помочь вам принять ответственное решение на много лет вперед, оценить свои слабые и сильные стороны, ресурсы и мотивы своей семьи.

          Диагностика проводится только с добровольного письменного согласия   кандидата в приемные родители или действующей приемной семьи.

         Записаться на диагностику можно по телефону 246-06-16  или через специалиста органа опеки своего района. Лучше позаботиться о записи заранее, возможна очередь.

         Психологическая диагностика занимает 3-4 часа.

        Необходимые документы (обязательны): паспорт и направление из опеки.

 

  Психологическая диагностика состоит из 4-х частей:

  • заполнение документов: «Заявление на оказание услуг», «Согласие гражданина на психологическое обследование», «Согласие гражданина на обработку персональных данных»,
  • структурированное интервью,
  • психологическое тестирование,
  • консультация по результатам диагностики.

        На основании диагностики психолог составляет заключение, которое содержит описание ресурсов и рисков семьи и личности кандидата. В отдельных случаях заключение может включать рекомендации.  К ресурсам семьи или личности кандидата в приемные родители относятся такие факторы, которые будут способствовать успешной адаптации и развитию приемного ребенка в семье, а также благополучному психологическому состоянию детей, уже проживающих  в семье; к рискам можно отнести факторы, которые не обеспечат приемному ребенку благоприятных условий для его психофизического развития, а также факторы, ухудшающие психоэмоциональное состояние членов семьи и условия их проживания.

      Обращаем ваше внимание на то, что заключение носит рекомендательный характер.

      Срок оформления заключения – 2-3 недели.

      Получив информацию о готовности психологического заключения, необходимо записаться на очную консультацию по результатам диагностики (т. 246-06-16). Важно понимать, что Ваши ожидания могут не совпасть с результатами. На консультации у Вас будет возможность понять, на основании чего были сделаны выводы психолога.

       Результаты диагностики кандидаты в приемные родители получают лично, только после консультации по адресу: г. Новосибирск, ул. Писарева, 20.

 

Оценка и диагностика | Encyclopedia.com

<Определение

Цель

Меры предосторожности

Описание

Подготовка

Последующий уход

Риски

Нормальные результаты 9 0003

Аномальные результаты

Ресурсы

Психологическая оценка – это процесс сбора и оценки данных о симптомы пациента, психическое состояние, поведение и фон. Используя эти данные, ставится диагноз заболевания или расстройства.

Целью психологической оценки является сокращение и систематизация данных о пациенте, чтобы можно было поставить диагноз и дать рекомендации по курсу лечения. Психологическая оценка (также называемая биопсихосоциальной или психиатрической оценкой) собирает информацию для диагностики любого психического расстройства, которое может быть у человека; это первый шаг в лечении диагностированного расстройства. Обычно процесс начинается с основной жалобы или проблемы — обычно это побуждает человека обратиться за помощью. Полная психологическая оценка должна включать:

  • биопсихосоциальный анамнез
  • неврологическая оценка
  • психологическое тестирование (если применимо)
  • физикальное обследование (если требуется психиатром)
  • визуализация головного мозга (если необходимо)

оценка поможет установить либо предварительную или окончательный диагноз. Обладая этой информацией, врач может сообщить пациенту о результатах и ​​начать лечение.

Точный сбор информации и объективные записи необходимы для психологической оценки. Однако их может быть трудно получить, если человек не желает раскрывать всю необходимую информацию либо из-за смущения, либо через отрицание того, что симптомы психической проблемы вообще существуют.

В Кодексе этики Американской психологической ассоциации говорится, что оценки психолога должны основываться на доказательствах, «достаточных для подтверждения их выводов», обычно включая прямое обследование пациента. Если обследование больного невозможно, психолог должен прямо отметить это в своих заключениях или рекомендациях.

Психологическая оценка, чрезвычайно эффективный и признанный диагностический инструмент, представляет собой структурированное интервью, состоящее из нескольких частей:

  • идентификационная информация
  • основная жалоба (проблема)
  • анамнез настоящего заболевания
  • прошлый медицинский и психологический анамнез
  • личный анамнез
  • семейный анамнез
  • анамнез злоупотребления психоактивными веществами
  • обследование психического статуса (MSE)

Прежде чем начать, клиницист должен представиться и попытаться расположить человека к профессиональной обстановке. Обычное свободное владение языком или компетентный переводчик имеют важное значение для сбора информации и опроса.

Идентифицирующая информация

Это общие и эмоционально нейтральные вопросы, которые обычно включают имя, возраст, профессию и семейное положение.

Основная жалоба (представление проблемы)

Состоит из таких вопросов, как «Почему вы сегодня обращаетесь за психологической помощью?» которые выявляют прошлые психические расстройства и/или симптомы, которые заставили человека обратиться за психотерапией . Ответы пациента также могут помочь клиницисту задать соответствующие вопросы во время других частей интервью и уточнить наличие симптомов.

Анамнез текущего заболевания

Пациент описывает появление признаков и симптомов, составляющих текущую психическую проблему.

Медицинский и психологический анамнез в прошлом

Поскольку проблемы со здоровьем, включая заболевания щитовидной железы, болезнь Паркинсона, черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга, могут вызывать психологические симптомы, необходимо тщательно собрать анамнез. Интервьюер также спрашивает о предшествующем психологическом/психиатрическом лечении, включая госпитализацию , амбулаторное лечение или злоупотребление психоактивными веществами лечение и лекарства, прописанные при психических расстройствах. Также отмечают продолжительность лечения, эффективность и результат.

Личный анамнез

Эта часть обследования предоставляет информацию обо всей жизни пациентки, начиная с пренатального развития, включая аборты у матери, питание и употребление наркотиков во время беременности; родовая травма; и порядок рождения. Затем жизнь пациента обсуждается по отдельным фазам:

РАННИЙ РЕБЕНОК (МЛАДЕНЧЕСКИЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ)

Вопросы включают информацию о темпераменте, ходьбе, разговоре, приучении к туалету, питании и кормлении, семейных отношениях, поведенческих проблемах, госпитализации и разлучении с опекунами в раннем детстве.

СРЕДНИЙ ДЕТЬ (ОТ ТРЕХ ДО 11 ЛЕТ)

Будет собрана необходимая информация об обучении, отношениях со сверстниками и семьей, поведенческих проблемах и общем развитии личности.

ПОДРОСТОК (12-18 ЛЕТ)

Информация обычно включает школьную историю, поведенческие проблемы и половое развитие.

ВЗРОСЛОЕ СОСТОЯНИЕ

В этом разделе подробно описывается образование пациента, сексуальная история, отношения и/или браки, отношения со сверстниками, профессия и текущие обстоятельства.

Семейный анамнез

Семейный анамнез имеет решающее значение, поскольку многие психические расстройства могут передаваться по наследству. Кроме того, семейные взаимодействия могут повлиять на симптомы и расстройство пациента.

Употребление психоактивных веществ в анамнезе

Эта часть психологической оценки содержит подробную информацию об употреблении пациентом как запрещенных наркотиков (опиатов, кокаина, алкоголя, марихуаны, галлюциногенов и депрессантов), так и разрешенных законом лекарств, а также никотина и кофеин. Вопросы обычно сосредоточены на возрасте первого использования, возрасте последнего использования, периоде наиболее интенсивного использования, использовании в течение последних 30 дней, частоте, количестве и способе использования. Отмечаются толерантность и зависимость, если они присутствуют, а также история лечения пациента, любые медицинские осложнения (например, СПИД) и юридические проблемы, связанные с использованием (например, вождение или управление транспортным средством или механизмом в состоянии инвалидности).

Исследование психического статуса (MSE)

При этом оценивается психическое состояние пациента и начинается с оценки:

  • Внешний вид: гигиена, общий вид, уход и одежда.
  • Поведение: ненормальные движения, гиперактивность и зрительный контакт с интервьюером.
  • Речь: беглость, скорость, ясность и тон — все эти признаки могут указывать на психическое состояние пациента. Например, быстро говорящий человек может испытывать тревогу. Речь также может выявить интоксикацию или нарушения, а также проблемы во рту (например, зубные протезы, волчья пасть) или нарушения речи.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Аффект — Выражение эмоций, демонстрируемое другим через мимику, жесты рук, тон голоса и т. д. (несоответствующие выражения эмоций по отношению к содержанию разговора) и лабильные (внезапные и резкие изменения типа и интенсивности эмоций).

Оценка — В контексте психологической оценки (структурированное интервью) оценка представляет собой сбор информации для диагностики психического расстройства.

Биопсихосоциальный анамнез — История значительного прошлого и настоящего опыта, влияющего на поведение клиента, включая медицинский, образовательный, трудовой и межличностный опыт. Употребление алкоголя или наркотиков и участие в системе правосудия также оцениваются в биопсихосоциальном анамнезе.

Заблуждение — Ложное убеждение, противоречащее здравому смыслу или противоречащее фактам. Пациент может быть убежден, например, что кто-то пытается отравить его или ее, или что он или она смертельно болен, несмотря на доказательства обратного.

Зависимость — Адаптация нейронов и других физических процессов к употреблению наркотика с последующим синдромом отмены при отмене наркотика; физиологическая и/или психологическая зависимость.

Галлюцинации — Ложные сенсорные восприятия. Человек, испытывающий галлюцинацию, может «слышать» звуки или «видеть» людей или объекты, которых на самом деле нет. Галлюцинации также могут влиять на обоняние, осязание и вкус.

Фобия — Иррациональный страх перед местами, вещами или ситуациями, который приводит к избеганию.

Психотропное средство — Лекарство, влияющее на разум, мозг, поведение, восприятие или эмоции. Психотропные препараты используются для лечения психических заболеваний, поскольку они влияют на настроение и восприятие пациента.

Толерантность —Прогрессирующее снижение эффективности препарата при длительном применении.

Затем исследователь переходит к оценке других аспектов психического состояния пациента, таких как настроение, мыслительный процесс и познание, начиная с вопроса, предложенного в разделе 9.0177 Руководство Merck по гериатрии: «Я хотел бы задать вам несколько вопросов о ваших чувствах, вашем мышлении и вашей памяти в качестве рутинной части обследования. С тобой все в порядке?»

Настроение и аффект

Эти внешние проявления психического состояния пациента являются важными индикаторами. Врач может попросить пациента описать свое текущее настроение («Как вы себя чувствуете? Вы счастливы? Грустны? Злитесь?»). Аффект или эмоциональное состояние пациента, однако, наблюдает и интерпретирует клиницист на протяжении всего интервью и описывает в стандартных терминах, таких как возбудимость, плоскость, неадекватность или лабильность (быстро меняющееся).

Мыслительный процесс и содержание

Мыслительный процесс (или форма) показывает, правильно ли опрашиваемый ориентируется во времени и месте. Содержание мыслей показывает, насколько связны, связны и логичны мысли пациента. Интервьюер может попросить пациента назвать себя и своих близких, назвать текущую дату и/или описать маршрут, по которому он прибыл к исследователю. Ответы пациента на вопросы могут указывать на нарушения мышления, такие как обстоятельное мышление (окольное, настойчивое повествование), тангенциальное мышление (ответ, не относящийся к вопросу), черно-белое (экстремальное) мышление и обедненное (минимально реагирующее) мышление. Нарушенное содержание мыслей также может указывать на бред, галлюцинации, фобии и навязчивые идеи. Кроме того, врач может расспросить пациента о мыслях о самоубийстве и/или убийстве.

Познание

Познание относится к вниманию пациента, осознанию, памяти (долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной), общим знаниям, способности к абстрактному мышлению, проницательности и суждениям. Интервьюер может попросить пациента произнести слово в прямом и обратном порядке, назвать нынешнего президента, прочитать и/или написать что-нибудь, сравнить два объекта и объяснить значение общих высказываний.

Назначается сеанс оценки с квалифицированным специалистом по психическому здоровью. Специалист (кто-то, специализирующийся, например, на тревожных/депрессивных расстройствах, обезболивании, гипнотерапии , или химической зависимости) может быть разыскан или рекомендован. Для обеспечения комфорта и конфиденциальности рекомендуется уединенная, спокойная, безопасная обстановка.

Последующий уход зависит от результатов оценки. Может быть начато лечение и/или могут потребоваться дополнительные анализы для подтверждения диагноза.

Известных рисков нет. Лицо, ищущее оценку психического здоровья, делает это по определенной причине и может узнать о существующей или потенциальной психической проблеме.

Пациент не нуждается в психологической терапии или лечении психотропными препаратами (лекарствами, полезными для лечения определенных психических расстройств).

У человека психическое расстройство, которое может потребовать психотерапии или комбинации психотерапии и лекарств.

КНИГИ

Андреасен, Нэнси К. и Дональд В. Блэк. Вводный учебник психиатрии. 3-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Publishing, 2001.

ВанденБос, Гэри Р., изд. Психологический словарь АПА. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация, 2007.

Лейт Фарид Гулли, доктор медицины

Билал Насер, доктор медицины

Роберт Рамирез

Как проходит процесс диагностики? — Глава 1

Психодиагностическое обследование может начаться двумя способами: клиент может быть направлен к диагносту или клиент может сам пойти к диагносту. Оказавшись у диагноста, он анализирует просьбу клиента о помощи, а также просьбу реферера. Это не однотипные вопросы. Просьба клиента о помощи может быть о том, как преодолеть его компульсивное поведение, в то время как просьба реферера может касаться обсессивно-компульсивного расстройства.

На основании этих вопросов диагност задает три типа вопросов:

  • Есть ли у нее обсессивно-компульсивное расстройство?
  • Какие факторы вызвали это расстройство и какие факторы увековечивают его?
  • Какое лечение подходит для этого пациента?

На основе этих вопросов составляется сценарий диагностики. Это содержит предварительную теорию о поведении клиента. Впоследствии эта теория проверяется с помощью пяти шагов:

  • Формулируются гипотезы;
  • Выбирается конкретный исследовательский инструмент, который может помочь проверить гипотезы;
  • Устанавливаются критерии, когда гипотезы отвергаются или не отвергаются;
  • Вводятся инструменты и анализируются результаты;
  • По результатам принимаются или отвергаются гипотезы.

На основании этой оценки они сделают диагностическое заключение.

Что такое диагностический цикл?

Полезно построить психодиагностический процесс по эмпирическому (научному) циклу Де Гроота. Этот эмпирический цикл состоит из наблюдения, индукции, дедукции, проверки и оценки. Однако это не стандарт, применяемый диагностами.

Каковы 5 основных вопросов клинической психодиагностики?

Есть пять типов вопросов, которые часто возникают в психодиагностике. По каждому из этих вопросов важно иметь определенные знания по психологии (база знаний). Лучше всего, если диагноз последовательно отвечает на пять основных вопросов и проходит этапы диагностического цикла. Вот пять основных вопросов:

1. Распознавание: Какие проблемы?

Здесь можно задать вопрос: в чем проблема, что удается, а что идет не так? Фаза распознавания включает в себя инвентаризацию, описание, упорядочение, категоризацию и оценку серьезности проблемного поведения. Следует учитывать разницу между и диагностической формулировкой. Классификация — это категоризация чьего-либо поведения на основе DSM. Недостатком категориальной классификации является то, что она весьма ограничена и ведет к «навешиванию ярлыков». Преимущество заключается в том, что это улучшает обмен информацией. Диагностическая формулировка, с другой стороны, содержит более подробную информацию о поведении клиента и больше учитывает контекст, в котором происходит это поведение. Авторы книги выступают за диагностическую формулировку.

2. Объяснение: Почему возникают проблемы?

Можно задать вопрос: «Почему возникают проблемы?» Постановка состоит из 3 частей:

  • (частичная) задача;
  • Условия, объясняющие возникновение проблемы;
  • Причинно-следственная связь между 1 и 2.

Утверждения можно классифицировать по:

  • Локус. Это человек или ситуация. Таким образом, утверждение может быть ориентировано на личность или на ситуацию;
  • Характер управления. Это о причине или причине. Разница между ними в том, что причина — это предварительные условия, а причина — добровольный выбор.
  • Условия синхронного и диахронного объяснения. Синхронные объяснительные условия возникали вместе с поведением, а диахронические объяснительные условия предшествовали поведению. Например, в психодиагностике структурное объяснение синхронно, есть слабость эго. Тогда психогенетическое объяснение становится диахроническим из-за оральных проблем в молодости человека;
  • Побуждающие и продолжающиеся состояния. Вызывающие условия вызывают поведенческую проблему, а продолжающиеся условия поддерживают поведение.

При решении проблемы лучше всего искать факторы, усугубляющие проблему, потому что на них можно повлиять.

3. Прогноз: Как будут развиваться проблемы?

Можно задать вопрос: как будут развиваться проблемы в будущем? Это выражается в виде вероятностей, например: какова вероятность того, что клиент сможет полностью возобновить работу в будущем? Речь идет об отношениях между предиктором и критерием. Предиктор — это поведение, которое присутствует сейчас, а критерий — поведение в будущем. Если теоретических знаний недостаточно, рекомендуется проконсультироваться с коллегами.

4. Индикация: Как можно решить проблемы?

Здесь ставится вопрос: «Как можно решить проблемы?» Какое лечение необходимо больному? Прежде чем можно будет дать указание, должна быть завершена фаза объяснения и предсказания. Кроме того, диагност должен иметь:

  • Знания о методах лечения и практикующих врачах
  • Знания об относительной полезности методов лечения
  • Знания о принятии показаний клиентом. Для этого разработана стратегия индикации, включающая 4 принципа:
  1. Перспектива клиента исследуется и становится ясной;
  2. Диагност предоставляет клиенту информацию о методах лечения, процессах и специалистах;
  3. Ожидания и предпочтения клиента сравниваются с тем, что диагност считает подходящим и полезным, и на консультации формулируется ряд возможных методов лечения, которые приемлемы для обоих;
  4. Клиент выбирает врача и лечение.

5. Оценка: Решены ли проблемы?

Здесь ставится вопрос: «Решились ли проблемы после лечения в достаточной степени?» На этом этапе рассматриваются:

  • Учтены ли в терапии диагноз и предложенное лечение;
  • Вызвали ли процесс и лечение изменение поведения. Это можно определить, посмотрев, уменьшилось ли поведение без воздействия лечения, или же можно показать, что оно прошло через лечение с помощью n = 1 планов.

Как проходит процесс диагностики?

Первая задача диагноста — проанализировать и конкретизировать просьбу и просьбу о помощи, дополнительно он сверяется с данными файла, это отчеты предыдущих психодиагностических или медицинских исследований и информация о, например, учебе, работе или семье. При анализе просьбы о помощи восприятие клиента в основном исследуется с помощью интервью или инструментов широкополосного скрининга (для взрослых MAP и для детей CBCL).

После анализа заявки идет фаза рефлексии, в которой диагност должен осознавать свою предвзятость, это предубеждения. Впоследствии все вопросы соискателя и клиента выстраиваются в диагностический сценарий. Отсюда выстраивается предварительная теория о проблемном поведении клиента, из которой вытекают гипотезы. Важно, чтобы не все проблемы заканчивались фазой распознавания, а только те проблемы, которые очень сильно ограничивают клиента и по поводу которых он или она обращается за помощью.

Каковы этапы диагностического обследования?

Диагностическое обследование состоит из шести этапов: формирование гипотезы, выбор инструментов исследования, формулировка проверяемых прогнозов, введение и оценка, аргументация и отчет.

1. Формирование гипотез

Гипотезы, формулируемые на этапе распознавания, касаются того, есть ли вопрос о психопатологии. Для гипотез на объяснительной фазе диагност использует список объясняющих факторов и выбирает, какой из них исследовать. Знания диагноста важны в прогностических гипотезах. Этап индикации в основном касается того, какие методы лечения и терапевты лучше всего подходят клиенту.

2. Выбор исследовательских ресурсов

Для ответа на вопрос распознавания диагност может использовать инструменты, наблюдения, анамнестические сведения и данные информантов. Фаза объяснения включает в себя инструменты, ориентированные на объяснительные факторы, такие как интеллект, когнитивные навыки и факторы контекста, такие как семейная ситуация. На этапе прогнозирования можно использовать инструменты, обладающие прогностической достоверностью. Наконец, на этапе индикации можно использовать вспомогательный вопросник.

3. Формулирование проверяемых прогнозов

После выбора ресурсов для исследования необходимо составить критерии, по которым будут взвешиваться результаты. Критерии могут быть, например, основаны на количестве измерений из DSM, которые должны появиться в клиенте. Критерии должны быть составлены заранее, чтобы на диагноста не повлияла предвзятость.

4. Введение и оценка

Сбор и оценка диагностических инструментов позволяют получить как качественную, так и количественную информацию. Результаты интерпретируются с помощью таблиц норм. Наблюдения во время проведения тестов также являются важной информацией, которая тщательно исследуется. Затем результаты сравниваются с критериями.

5. Аргументация

После того, как результаты известны, они возвращаются к гипотезам и прогнозам. Учитывается надежность инструментов и источников. Если результаты совпадают с гипотезой, гипотеза сохраняется. Если результаты противоречат гипотезе, гипотеза будет отклонена. Наконец, возможно, новая информация из исследований также будет обобщена и может привести к новому диагностическому циклу.

6. Отчет

В отчет включены результаты тех же шагов, что и в процессе диагностики. Этот отчет передается рефереру. В отчете обосновываются выводы расследования. Он указывает, основаны ли выводы на фактах или являются интерпретациями. Отчет должен быть четко описан, чтобы заявитель прочитал его так, как задумал диагност. Если у реферера нет дополнений, вопросов или улучшений к отчету, отчет передается клиенту в устной форме.